Арбитражные расходы
Контрольная работа по дисциплине «Арбитражный процесс»
Выполнил студент 4 курса 6400 группы Мантарков Г.Х.
Сыктывкарский государственный университет
Факультет параллельного образования и экстерната
Кафедра гражданского права и процесса
Сыктывкар 2004
Введение
В арбитражном процессе институт судебных расходов имеет функциональную направленность, аналогичную данному институту в гражданском судопроизводстве. Несмотря на различия в субъектном составе участников арбитражного и гражданского процессов, характере рассматриваемых споров, существование данного института обусловлено одними и теми же причинами.
Во-первых, при организации деятельности судов по рассмотрению и разрешению споров и собственно осуществлении данной деятельности государство несет значительные расходы, которые складываются из затрат на содержание судебной системы, материально-техническое обеспечение судов. Кроме того, в сферу судопроизводства вовлекаются лица, оказывающие содействие в осуществлении правосудия, — свидетели, эксперты, переводчики, деятельность которых требует материальной компенсации, совершаются процессуальные действия, требующие дополнительных материальных затрат, например, при осмотре доказательств на месте.
Полностью возложить на государство, а более точно на налогоплательщиков расходы, связанные с функционированием судебной системы, неоправданно.
Законом обязанность частично возместить расходы на судопроизводство возлагается на лиц, в интересах которых рассматриваются и разрешаются споры в судах. Причем, следует подчеркнуть, что к числу данных лиц относятся субъекты материально-правовых отношений, по поводу которых возник спор, рассматриваемый судом. Это стороны, третьи лица, заявляющие самостоятельные требования. От обязанности возмещения расходов освобождается прокуратура, органы государственной власти, органы местного самоуправления и иные органы, обращающиеся в арбитражный суд с иском в защиту государственных и общественных интересов.
Во-вторых, уплата расходов возлагается на недобросовестную сторону, т.е. либо истца, обращающегося в суд с необоснованными требованиями, либо ответчика, добровольно не исполнившего свою обязанность перед другой стороной, что привело к возникновению дела в суде. Тем самым существование института судебных расходов призвано выполнить в известной мере превентивную функцию, связанную с предотвращением случаев необоснованного обращения в суд, побуждением обязанное лицо добровольно и своевременно исполнить принятые на себя обязательства, урегулировать заинтересованным лицам свой спор в соответствии с действующим законодательством без привлечения к его разрешению суда.
Понятие и виды арбитражных расходов
Судебные расходы — это затраты, связанные с рассмотрением и разрешением дел в порядке арбитражного судопроизводства, возлагаемые на стороны, третьи лица с самостоятельными требованиями в целях их возмещения государству, побуждения заинтересованных лиц к урегулированию споров в соответствии с законом без вмешательства суда.
Существуют два вида судебных расходов: государственная пошлина, судебные издержки (ст. 101 АПК РФ).
Государственная пошлина — это обязательный и действующий на всей территории Российской Федерации платеж» взимаемый за совершение юридически значимых действий, совершаемых арбитражными судами по рассмотрению, разрешению, пересмотру арбитражных дел и выдачу документов.
Судебные издержки являются суммами, подлежащими выплате за проведение экспертизы, назначенной арбитражным судом, вызов свидетеля, осмотр на месте, услуги переводчика. Размер государственной пошлины определяется Федеральным законом и зависит от характера и цены иска.
Размер судебных издержек прямо не зависит от характера спора и цены иска и различен по каждому конкретному делу в зависимости от фактически произведенных затрат.
Государственная пошлина по всем спорам, разрешаемым арбитражными судами, уплачивается или взыскивается в федеральный бюджет Российской Федерации.
Суммы судебных издержек вносятся на депозитный счет арбитражного суда с последующей их выплатой свидетелям, экспертам или переводчикам.
Государственная пошлина
Отношения по уплате или взысканию государственной пошлины в арбитражном судопроизводстве регулируются ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон РФ "О государственной пошлине" от 31 декабря 1995 г. (с изменениями от 20 августа 1996 г., 19 июля 1997 г., 21 июля 1998 г., 13 апреля 1999 г., 25 июля 2002 г.), АПК РФ, Инструкцией Госналогслужбы РФ "По применению Закона Российской Федерации "О государственной пошлине" от 15 мая 1996 г. №42 (с изменениями от 8 ноября 2001 г.).
Разъяснения о применении этого закона даны в постановлении № 6 Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 20 марта 1997 г. "О некоторых вопросах применения арбитражными судами законодательства Российской Федерации о государственной пошлине".
Государственной пошлиной оплачиваются:
1) исковые заявления имущественного характера;
2) исковые заявления по спорам, возникающим при заключении, изменении или расторжении договоров, и по спорам о признании сделок недействительными;
3) исковые заявления о признании недействительными (полностью или частично) ненормативных актов государственных органов, органов местного самоуправления и иных органов;
4) иные исковые заявления неимущественного характера, в том числе с заявления о признании права, о присуждении к исполнению обязанности в натуре;
5) заявления о признании организаций и индивидуальных предпринимателей несостоятельными (банкротами);
6) заявления об установлении фактов, имеющих юридическое значение;
7) заявления о вступлении в дело третьих лиц, заявляющих самостоятельные требования на предмет спора;
8) заявления о выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского суда;
9) апелляционные и кассационные жалобы на решения и постановления арбитражного суда, а также на определения о прекращении производства по делу, об оставлении иска без рассмотрения, о наложении судебных штрафов, о выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решений третейского суда и об отказе в выдаче исполнительного листа.
Государственной пошлиной оплачиваются первоначальные и встречные исковые требования как имущественного, так и неимущественного характера.
Государственная пошлина взимается не только с исковых заявлений, апелляционных и кассационных жалоб, но и за выдачу копий решений, определений, постановлений арбитражного суда и копий других документов из дела, выдаваемых арбитражным судом по просьбе сторон и других участвующих в деле.
Государственная пошлина взимается:
в твердых ставках и процентах от цены иска;
в размере кратном минимальной месячной оплаты труда;
в процентах.
Правила определения цены иска установлены в ст. 103 АПК РФ. Так, цена иска определяется:
по искам о взыскании денежных средств, исходя из взыскиваемой суммы;
по искам о признании не подлежащим исполнению исполнительного или иного документа, по которому взыскание производится в бесспорном (безакцептном) порядке, исходя из оспариваемой суммы;
по искам об истребовании имущества, исходя из стоимости этого имущества;
по искам об истребовании земельного участка, исходя из стоимости земельного участка.
В цену иска включаются также указанные в исковом заявлении суммы неустойки (штраф, пени) и проценты.
Цена иска указывается истцом, однако в случае неправильного ее обозначения она определяется арбитражным судом
Цена иска, состоящего из нескольких самостоятельных требований, определяется суммой всех требований.
Если в исковом заявлении содержится несколько материально-правовых требований к ответчику государственной пошлиной оплачивается каждое из них. Когда все требования имеют имущественных характер, размер государственной пошлины исчисляется из совокупной суммы всех требований. При предъявлении иска, содержащего требования имущественного и неимущественного характера, государственная пошлина уплачивается как по ставкам, установленным для исковых заявлений неимущественного характера, так и по ставкам, установленным для исковых заявлений имущественного характера.
При увеличении исковых требований к заявлению прилагается документ, подтверждающий уплату государственной пошлины в установленном порядке и размере. При непредставлении такого документа заявление об увеличении размера исковых требований возвращается истцу. При уменьшении цены иска уплаченная пошлина не возвращается (ст. 102 АПК РФ).
При предъявлении иска совместно несколькими истцами сумма пошлины исчисляется, исходя из общей суммы иска, и уплачивается истцами пропорционально доли заявленных ими требований.
При предъявления иска одним истцом к нескольким ответчикам сумма пошлины также исчисляется, исходя из общей Цены требований к каждому ответчику.
Исчисление пошлины от общей цены иска производится и в случаях, когда арбитражный суд объединяет несколько однородных дел, в которых участвуют одни и те же лица, в одно производство.
Апелляционная или кассационная жалоба, в которой решение, определение и постановление обжалуется только в части взыскания или отказа во взыскании государственной пошлины, оплачивается государственной пошлиной исходя из обжалуемой суммы.
Государственная пошлина уплачивается путем перечисления сумм пошлины со счета плательщика через учреждения банка. Уплата государственной пошлины производится в рублях. Оплата государственной пошлины может быть оформлена платежным поручением на безналичное перечисление пошлины или квитанцией банка о приеме денег в уплату пошлины, которые приобщаются к исковым или иным заявлениям, апелляционным и кассационным жалобам. Исковое заявление (заявление), апелляционная или кассационная жалобы подлежат возвращению, если к ним не приложены документы, подтверждающие уплату государственной пошлины в установленном порядке и размере.
Если уплата государственной пошлины в установленных порядке и размере произведена за истца (заявителя), за лицо, подающее апелляционную или кассационную жалобу, другим лицом, арбитражный суд должен исходить из того, что государственная пошлина фактически уплачена, зачислена в федеральный бюджет и, следовательно, оснований для возвращения искового заявления (заявления), жалобы по мотиву уплаты государственной пошлины ненадлежащим лицом не имеется (п.З Постановления № 6 Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 20 марта 1997 г.).
Государственная пошлина уплачивается в федеральный бюджет. Если государственная пошлина перечислена в местный бюджет, можно ли считать что государственная пошлина уплачена?
Ответ на этот вопрос содержится в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 21 января 1997 г. Так, производственное объединение "С" обратилось в арбитражный суд Челябинской области с иском к АОЗТ "В.Д" о взыскании задолженности. Исковое заявление было возвращено со ссылкой на то, что государственная пошлина перечислена не в федеральный, а в местный бюджет. Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ удовлетворил протест заместителя Председателя Высшего Арбитражного Суда РФ, указав следующее. Поскольку требование АПК РФ об уплате государственной пошлины истцом выполнено, суд не должен был отказывать в принятии искового заявления лишь на основании перечисления пошлины не в тот бюджет.
При возникновении споров, подлежащих рассмотрению в арбитражных судах Российской Федерации, с участием иностранных организаций и граждан платежные документы на уплату госпошлины оформляются в аналогичном порядке. Судебные расходы могут оплачиваться со счетов уполномоченных представителей — резидентов Российской Федерации, ведущих дело в арбитражном суде от имени иностранных лиц — нерезидентов, и совершающих от его имени все процессуальные действия. Взыскание судебных расходов с иностранного лица может производиться со счетов иностранных лиц и их представительств и филиалов в банках Российской Федерации. В иных случаях взыскание судебных расходов производится в порядке направлений судебных поручений. Иностранные лица из государств-участников соглашения "О размере государственной пошлины и порядке ее взыскания при рассмотрении хозяйственных споров между субъектами хозяйствования разных государств" (Ашхабад, 1993) уплачивают госпошлину в порядке, предусмотренном этим соглашением (Постановление № 8 Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от И июня 1996 г.).
Платежные поручения и квитанции представляются только с подлинной отметкой банка. Ксерокопии и фотокопии платежных поручений и квитанций на уплату госпошлины не могут быть доказательством ее уплаты.
Прием и зачисление сумм государственной пошлины по делам, рассматриваемым арбитражными судами, осуществляется в соответствии с положениями, содержащимися в Письме Центрального банка России от 9 августа 1993 г. № 22— 2-1/059, Письме Министерства финансов Российской Федерации от 7 декабря 1995 г. №3-В1-01 "Об уплате государственной пошлины при обращении в арбитражный суд", Инструкции Госналогслужбы Российской Федерации от 15 мая 1996 г. № 42 "По применению Закона Российской Федерации "О государственной пошлине" (с изменениями и дополнениями от 6 июля 1998 г.).
Государственная пошлина подлежит возврату в соответствии с федеральным законом (ст. 104 АПК РФ).
В решении, определении, постановлении арбитражного суда указываются обстоятельства, являющиеся основанием для полного или частичного возврата государственной пошлины.
В соответствии с п. 3 ст. 6 Закона РФ "О государственной пошлине" уплаченная госпошлина подлежит возврату частично или полностью в случаях:
внесения госпошлины в большем размере, чем требуется по Закону РФ "О государственной пошлине";
возвращения или отказа в принятии искового заявления (заявления), жалобы;
прекращения производства по делу или оставления иска без рассмотрения, если спор не подлежит рассмотрению в арбитражном суде, а также когда истцом не соблюден установленный досудебный (претензионный) порядок урегулирования спора с ответчиком либо когда иск предъявлен недееспособным лицом;
удовлетворения исковых требований арбитражным судом о возврате налогов, сборов, пошлин и других обязательных платежей из соответствующего бюджета, если ответчик — налоговый, финансовый, таможенный органы и орган по валютному и экспортному контролю, не в пользу которого состоялось решение;
отказа лиц, уплативших государственную пошлину, от совершения юридически значимого действия до обращения в арбитражный суд.
При добровольном удовлетворении ответчиком требований истца после обращения последнего в арбитражный суд и вынесения определения о принятии искового заявления к производству госпошлина возврату не подлежит,
Законом РФ "О государственной пошлине" не предусмотрен возврат из бюджета государственной пошлины при удовлетворении апелляционной или кассационной жалобы на определение арбитражного суда о взыскании штрафа, установленного АПК РФ. Понесенные при подаче жалобы расходы по государственной пошлине относятся на сторону, по заявлению которой взыскан штраф, когда оснований для его взыскания не имелось (п. 11 Постановления № 6 Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 20 марта 1997 г.).
Возврат государственной пошлины, уплаченной в федеральный бюджет, производится по заявлениям, подаваемым в налоговый орган в течение года со дня принятия соответствующего решения арбитражного суда о возврате госпошлины из бюджета.
По заявлениям, апелляционным или кассационным жалобам, оплаченным государственной пошлиной, но не поступившим в суд или им возвращенным, и по судебным актам, предусматривающим полный или частичный возврат госпошлины, ее возврат производится на основании выданной судом справки (п. 16 Инструкции Госналогслужбы РФ). К заявлению о возврате госпошлины прилагаются также платежные поручения или квитанции с подлинной отметкой банка, подтверждающие уплату госпошлины, если пошлина подлежит возврату в полном размере. В случае возврата части уплаченной госпошлины к заявлению прилагаются копии платежных документов (п. 16 Инструкции Госналогслужбы РФ).
После проверки поступивших в налоговые органы заявлений и документов на возврат госпошлины налоговый орган в течение 30 дней со дня их поступления выносит решение. Государственная пошлина, подлежащая возврату, должна быть выдана гражданину или юридическому лицу в течение одного месяца со дня принятия решения о ее возврате органами федерального казначейства, а где они отсутствуют — налоговыми органами.
В соответствии со ст. 3 Закона РФ "О государственной пошлине" от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, освобождаются:
прокурор, органы государственной власти, органы местного самоуправления и иные органы, обращающиеся в арбитражный суд с иском в защиту государственных и общественных интересов;
общественные организации инвалидов, их учреждения, учебно-производственные организации и объединения;
федеральный антимонопольный орган (его территориальные органы) — по искам о взыскании штрафов с хозяйствующих субъектов за невыполнение ими предписаний указанных органов, данных в пределах их компетенции;
органы управления и подразделения Государственной противопожарной службы Министерства внутренних дел РФ при осуществлении своих функций, установленных законодательством Российской Федерации, по искам, связанным с нарушением их прав, за исключением случаев, когда указанные органы являются стороной, не в пользу которой состоялось решение;
налоговые, финансовые, таможенные органы и органы по валютному и экспортному контролю, выступающие в качестве истцов и ответчиков, по искам о взыскании налогов, сборов, пошлин и других обязательных платежей в соответствующий бюджет и возврате их из соответствующего бюджета, за исключением случаев, когда указанные органы являются стороной, не в пользу которой состоялось решение;
государственные учреждения, финансируемые из федерального бюджета, выступающие в качестве истцов и ответчиков;
истцы по искам, связанным с нарушением прав и законных интересов ребенка.
В ст. 5 Закона РФ "О государственной пошлине", п. 34 Инструкции Госналогслужбы РФ предусмотрены случаи освобождения различных категорий граждан от уплаты государственной пошлины по делам о несостоятельности (банкротстве), например, Герои Советского Союза, Герои Российской Федерации: полные кавалеры ордена Славы, участники и инвалиды Великой Отечественной войны, лица, имеющие право на эту льготу в соответствии с Законом РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" и др.
Если за совершением юридически значимого действия или за выдачей документа в арбитражный суд одновременно обратились несколько лиц, одно или более из которых в соответствии с законодательством освобождены от уплаты государственной пошлины, то размер государственной пошлины, подлежащей уплате, уменьшается пропорционально количеству лиц, имеющих право на