Модели эволюции кредитно-денежной системы
Содержание:
Введение……………………………………………………………....................2
1. Модели эволюции кредитно-денежной системы.......................................3
1.1. Функции Центрального банка в эволюции кредитно-денежной системы......................................................................................................5
1.2. Инструменты кредитно-денежного регулирования в переходной экономике.................................................................................................7
1.3. Роль обменного курса в переходной экономике...................................9
1.4. Выбор системы обменного курса........................................................11
1.5. Стабилизация на базе обменного курса...............................................12
2. Модель процесса долларизации в переходной экономике........................13
2.1. Сущность долларизации......................................................................15
2.2. Проблемы измерения долларизации.....................................................16
2.3. Масштабы и динамика долларизации.................................................16
2.4. Факторы долларизации......................................................................17
2. 5. Пути преодоления долларизации.......................................................18
Литература ..........................................................................................................20
Введение
В процессе экономических реформ кредитно-денежные системы постсоциалистических экономик подвергаются существенной трансформации. Жесткая централизация кредитно-денежных отношений была одним из основных принципов социалистической системы. Например, в СССР в 1930-1932 гг. была проведена кредитная реформа, в результате которой ввели запрет на коммерческий кредит, заменив его исключительно банковским, а все расчеты и кредитные операции стали осуществляться через единый общегосударственный банк – Госбанк СССР.[1] Первые годы реформ в большинстве постсоциалистических стран были отмечены бурным ростом частного банковского сектора, а также реструктуризацией бывших государственных банков. Децентрализация процессов принятия экономических решений, либерализация цен и внешней торговли порождали множество проблем становления кредитно-денежных систем переходных экономик.
Высокая инфляция в начале экономических реформ и слабость институциональной базы кредитно-денежной системы в переходных экономиках вызвали стремительные темпы долларизации постсоциалистических экономик и широкое распространение квази-денег, компенсирующих нехватку кредитных и денежных ресурсов у предприятий.
К числу основных проблем эволюции кредитно-денежных систем переходных экономик следует отнести следующие:
- Проблема «жесткой» или «мягкой» кредитно-денежной политики
- Проблема «плохих долгов» банков
- Проблема интерфейса реального и финансового сектора
- Проблема долларизации и квази-денег
Перечисленные проблемы, так или иначе, связаны с задачей выявления факторов, определяющих спрос на деньги в переходных экономиках. В отличие от развитых рыночных экономик, переходные экономики характеризуются специфическими мотивами и факторами спроса на деньги.
Об успехах финансовой стабилизации в странах с переходной экономикой, об эволюции их кредитно-денежных систем, их приближении к “стандартам” стран с рыночной экономикой можно судить по степени и эффективности использования косвенных инструментов кредитно-денежного регулирования. В арсенале центральных банков промышленно развитых стран в качестве косвенных инструментов кредитно-денежного регулирования используется практика установления минимальных резервных требований, дисконтная политика и “операции на открытом рынке”.
Целью данной работы является рассмотрение процесса эволюции кредитно-денежной системы в переходной экономике, а также рассмотрение модели долларизации.
1. Модели эволюции кредитно-денежной системы
прежде чем начать разбираться в эволюции кредитно – денежной системы необходимо дать ей определение. Кредитно-денежная система представляет собой комплекс валютно-финансовых учреждений, используемых государством в целях регулирования экономики. Кредитная система служит мощным фактором концентрации и централизации капитала, способствующим быстрой мобилизации свободных денежных средств и их использованию в экономике.
В кредитной системе каждой страны выделяется три звена: Центральный банк, коммерческие банки и специализированные финансово-кредитные учреждения. При этом каждое звено выполняет свои конкретные функции.
Главное положение в кредитной системе занимает Центральный банк (ЦБ). Он является, как правило, государственным учреждением.
Коммерческие банки представляют собой центры кредитной системы. Современный коммерческий банк является кредитно-финансовым учреждением универсального характера: он не только принимает вклады населения и предприятий, выдает кредиты, но и выполняет финансовое обслуживание клиентов.
Важное место в современной кредитной системе занимают специализированные кредитно-финансовые организации (они возникли в XIX в. и длительное время играли в денежно-кредитной сфере подчиненную роль, уступая коммерческим банкам, однако, за последние годы их роль резко возросла), а именно:
1. Инвестиционные банки занимаются эмиссионно-учредительской деятельностью, т.е. проводят операции по выпуску и размещению на фондовом рынке ценных бумаг, получая на этом доход. Обширна группа сберегательных учреждений (сберкассы и сбербанки). Они привлекают мелкие сбережения и доходы, которые без помощи кредитной системы не могут функционировать как капитал.
2. Страховые компании, для которых характерна специфическая форма привлечения средств – продажа страховых полисов.
3. Пенсионные фонды различаются по организации и управлению, по структуре активов. Так, имеются фонды застрахованные (управляемые страховыми компаниями) и незастрахованные (управляемые предприятиями или по их доверенности банками).
4. Инвестиционные компании размещают среди мелких держателей свои обязательства (акции) и используют полученные средства для закупки ценных бумаг различных отраслей хозяйства.
5. Чековые инвестиционные фонды (ЧИФ)
Переход к рыночной системе хозяйствования предполагает создание развитой финансовой системы. Речь, прежде всего, идет о радикальном преобразовании банковской системы и формировании новых принципов функционирования финансовых рынков, в том числе денежного рынка, рынка межбанковских кредитов, валютного рынка, рынка ценных бумаг и т.п. При этом существенно изменяются функции Центрального банка, его место и роль в кредитно-денежной системе.
1.1. Функции Центрального банка в эволюции кредитно-денежной системы
На первых этапах осуществления рыночных реформ перед Центральными банками стран с переходной экономикой встали особые задачи, от решения которых зависит во многом успех самих реформ. Во-первых, это укрепление доверия к национальной валюте, а в тех странах, которые получили независимость, — это введение собственных денежных единиц. Во-вторых, это проведение антиинфляционной политики и обеспечение покупательной способности национальной валюты, ибо в условиях высокой инфляции, переросшей в ряде стран в гиперинфляцию, отсутствуют предпосылки выхода из экономического кризиса (с которым столкнулись все страны с переходной экономикой) и реальной структурной перестройки
Переход к собственной валюте во вновь образовавшихся государствах происходил с разной скоростью. Первыми среди республик бывшего СССР собственную валюту ввели страны Балтии: Эстония и Латвия — в 1992 г., Литва — последняя из Прибалтийских республик покинула рублевую зону, введя сначала переходное расчетное средство — талон, который функционировал в обращении наряду с рублем, а в апреле 1993 г. перешла к единственному законному платежному средству — литасу.[2]
Столь быстрое введение собственной валюты в условиях либерализации цен и внешней торговли было продиктовано стремлением этих стран добиться стабилизации внутренних цен, оградив себя от влияния инфляции из республик бывшего СССР, привести в соответствие с мировым уровнем внутреннюю структуру относительных цен, и таким образом создать предпосылки для скорейшей интеграции в европейские рынки.
В других республиках бывшего СССР введение собственной валюты происходило постепенно. До июля 1993 г., пока Россия не ввела собственный рубль, они являлись частью рублевого пространства. Экономические связи этих республик с Россией были очень тесными, Россия являлась их основным торговым партнером, в их политике отчетливо прослеживалось желание остаться в рамках рублевой зоны, что предполагало выделение им кредитов Центральным банком России (ЦБР).[3] Однако собственный вариант переходной валюты, которая функционировала параллельно с рублем, эти республики были вынуждены вводить с июля 1992 г. из-за нехватки ликвидности после того, как Россия сократила кредиты республиканским центральным банкам. Полноценная валюта была введена в этих странах лишь в середине 90-гг., при этом некоторые из них, в частности Украина, провели денежные реформы с целью деноминации денежных знаков накануне введения собственной валюты.
В то же время введение собственной валюты представляло собой достаточно сложный и противоречивый процесс. Центральные банки вновь образовавшихся государств столкнулись с рядом серьезных проблем. Прежде всего, остро встал вопрос об обеспеченности денежной базы.
Процесс введения собственной валюты в бывших республиках СССР затруднялся также отсутствием доверия ко вновь образованным центральным банкам, которое было сильно подорвано действиями Госбанка накануне распада СССР — конфискационными операциями по обмену 100 и 50 рублевых купюр, породившими страх и неопределенность.
Все это в условиях высокой инфляции делало национальную валюту крайне неустойчивой, приводило к “долларизации” экономики, а в республиках Средней Азии — где сохранялся контроль над ценами, множественные обменные курсы и ощущался острый дефицит свободно конвертируемой валюты — к “рублизации” экономики, к активизации “черных” валютных рынков.
Вскоре стало очевидно, что проблема укрепления доверия к национальной валюте может быть решена лишь в контексте реальных рыночных преобразований и жесткой антиинфляционной политики.
В странах Центральной и Восточной Европы проблема укрепления доверия к национальной валюте также стояла достаточно остро. На первых этапах осуществления рыночных реформ эти страны столкнулись с высокой инфляцией, снижением производства, ухудшением условий торговли, падением конкурентоспособности на внешних рынках, значительными дефицитами государственного бюджета.
Все это подрывало доверие к национальной валюте, приводило к “долларизации” экономики, уровень которой в ряде стран превышал 50-процентную отметку (в Польше он составил 80%, в Хорватии — более 80%, в Румынии и Болгарии — около 60%).[4]
1.2. Инструменты кредитно-денежного регулирования в переходной экономике
Об успехах финансовой стабилизации в странах с переходной экономикой, о реальной эволюции их кредитно-денежных систем, их приближении к “стандартам” стран с рыночной экономикой можно судить по степени и эффективности использования косвенных инструментов кредитно-денежного регулирования. В арсенале центральных банков промышленно развитых стран в качестве косвенных инструментов кредитно-денежного регулирования используется практика установления минимальных резервных требований, дисконтная политика и “операции на открытом рынке”.
Вполне очевидно, что переход к косвенным инструментам в странах с переходной экономикой не может быть мгновенным. Однако уже на первых этапах реформирования экономики страны Центральной и Восточной Европы и республики бывшего СССР использовали и косвенные инструменты кредитно-денежного регулирования. Основным инструментом такой политики является изменение нормы резервирования. В практике стран с переходной экономикой этот инструмент по существу первоначально является единственным косвенным инструментом кредитно-денежного регулирования и поэтому подвергается частой корректировке.
В странах с развитой рыночной экономикой этот переход был осуществлен лишь в 1970—80-е гг. и явился частью широкомасштабного процесса финансовой либерализации. Он происходил постепенно, в условиях макроэкономического равновесия. При этом две промышленно развитые страны — Франция и Великобритания — столкнулись со значительными препятствиями при первых попытках перехода к исключительно косвенным методам регулирования. Эти страны лишь в начале 80-х годов либерализовали финансовые рынки, отменили контроль за движением капиталов, сняли валютные ограничения и ввели полную конвертируемость валюты. Франция использовала в качестве инструмента монетарной политики “кредитные потолки” в течение 20 лет до 1987 г.[5]
В развивающихся странах этот процесс протекал значительно сложнее и противоречивее. Опыт этих стран свидетельствует, что преждевременный переход к косвенным мерам кредитно-денежного регулирования в условиях неразвитых финансовых рынков и рынков межбанковских кредитов, в условиях макроэкономического неравновесия и слабого банковского надзора сопряжен со значительными издержками и нередко приводит к более жестким, чем ранее, мерам административного регулирования, например, к прямому контролю над уровнем процентных ставок по депозитам и кредитам коммерческих банков. Исследования, выполненные по девятнадцати развивающимся странам (включая такие страны, как Аргентина, Венесуэла, Египет, Индонезия, Малайзия, Филиппины, Чили), свидетельствуют, что в среднем переход к косвенным мерам регулирования экономики занял 3,7 года. Причем во многих из них он продолжался более 5 лет и лишь в трех — менее года.[6]
В большинстве стран с переходной экономикой пока не созданы необходимые условия для полного перехода к косвенным методам кредитно-денежного регулирования: недостаточно развиты финансовые рынки, наблюдается слабая зависимость между уровнем учетной ставки центрального банка и рыночными ставками коммерческих банков в условиях ограниченной ликвидности и высоких рисков, не сформированы полноценные рынки межбанковских кредитов, по-прежнему остается реальной неплатежеспособность многих коммерческих и государственных банков.
Процесс перехода от прямых (административных) методов к косвенным методам кредитно-денежного регулирования, основанным на рыночных принципах, потребует определенного времени. Сохранение административного регулирования на первых этапах осуществления рыночных реформ неизбежно.
Последовательность перехода от прямых к косвенным инструментам кредитно-денежного регулирования в тех странах, которые успешно осуществили программы стабилизации, добились значительного снижения инфляции и демонстрируют экономический рост, может служить примерной схемой для тех стран, успехи которых в реформировании экономики пока достаточно скромны. В наиболее общем виде примерный перечень шагов — это либерализация процентных ставок, реформирование системы рефинансирования Центрального банка — быстрый отказ от целевого кредитования и “кредитных потолков” в пользу кредитных аукционов — использование обязательных норм резервирования в политике Центрального банка, переход к “операциям на открытом рынке” по мере совершенствования финансовых рынков, в том числе вторичных рынков ценных бумаг.
1.3. Роль обменного курса в переходной экономике
Переход к рыночной системе хозяйствования предполагает кардинальное изменение содержания макроэкономической политики. Это в полной мере относится и к валютной политике, важнейшей составной частью которой выступает политика обменного курса.
В переходной экономике обменный курс играет принципиально иную роль: из пассивного “созерцателя” он становится одним из факторов, активно влияющих на социально-экономические процессы, происходящие в обществе. Либерализация внешней торговли, переход от количественных ограничений к тарифам, постепенное сокращение внешнеторговых ограничений делают обменный курс основным инструментом, с помощью которого происходит урегулирование платежного баланса, и в первую очередь баланса текущих операций.
Обменный курс, уравновешивающий спрос и предложение на валютном рынке, выполняет еще одну очень важную функцию, свойственную исключительно переходной экономике: он устраняет искажения в структуре относительных цен, доставшихся в наследство от административно-командной системы, ценообразование в которой, основываясь на нормативных принципах, практически не принимало в расчет рыночные механизмы — цены не сообщали экономическим агентам необходимой информации о рынке и в силу этого не могли служить стимулами высокоэффективного производства.
Стабильность или, по крайней мере, предсказуемость обменного курса, подкрепленные соответствующей бюджетно-налоговой и кредитно-денежной политикой, призваны обеспечить устойчивость национальной валюты и доверие к ней, что крайне важно для стран с переходной экономикой, в большинстве из которых только начался процесс создания национальных кредитно-финансовых систем (в том числе валютных рынков), а в ряде бывших республик СССР лишь недавно были введены собственные денежные единицы.
Сегодня в странах с переходной экономикой обменный курс может играть существенную роль в борьбе с инфляцией.
В странах с переходной экономикой сложилась довольно парадоксальная ситуация, при которой внутренние цены ориентированы на обменный курс (а не наоборот, как в промышленно развитых странах). Использование обменного курса как номинального якоря в борьбе с высокой инфляцией может, при определенных условиях, выступить одним из действенных средств стабилизации экономики.
1.4. Выбор системы обменного курса
В странах с переходной экономикой проблема выбора системы обменного курса после распада административно-командных систем осложнялась рядом особых обстоятельств: по существу перед странами стояла задача выбора совершенно новой системы обменного курса, у этих стран полностью отсутствовал опыт конвертируемости валюты, во многих вновь образовавшихся государствах попросту еще не было полноценной национальной валюты, шел процесс становления валютных рынков.
В настоящее время страны с переходной экономикой демонстрируют все разнообразие систем обменного курса: от жестко фиксированного валютного курса в Чехии и Словакии, “валютного совета” в Эстонии, Литве и Болгарии, “ползущей привязки” в Польше (до 1995 г.), “корректируемой привязки” в Венгрии (до 1995 г.), “валютного коридора” с пределами колебаний валют в России и до “управляемого плавания” на Украине и свободно плавающего обменного курса в Армении.[7] Сейчас обменный курс унифицирован в большинстве государств с переходной экономикой.
В большинстве стран с переходной экономикой на смену множественным обменным курсам пришел гибкий обменный курс (свободно плавающий обменный курс, а при наличии достаточного уровня иностранных валютных резервов — “управляемое плаванье”, означающее возможность осуществления интервенций на валютном рынке Центральным банком с целью “сгладить” нежелательные колебания обменного курса.
Однако вскоре стали очевидными и недостатки избранной стратегии. На первых этапах осуществления экономических реформ в большинстве стран с
переходной экономикой сохранялся огромный бюджетный дефицит, финансируемый главным образом за счет денежной эмиссии, целевое бюджетное кредитование оставалось основным инструментом кредитно-денежной политики, резко росли издержки производства в связи с либерализацией цен и развалом экономических связей.
Постоянное обесценение национальной валюты “подпитывало” инфляцию. Будучи чрезвычайно чувствительными к изменениям в ожиданиях и к какой-либо новой информации, гибкие обменные курсы вели себя как цены на финансовые активы и гораздо быстрее реагировали на экономические и политические потрясения, чем цены на товарных рынках, выступая своеобразными “лидерами в ценах”.
Именно в этих условиях стало очевидным, что снижение инфляции, являясь предпосылкой экономического роста, должно быть приоритетной целью программ стабилизации, которой не удастся достичь при отсутствии жесткой финансовой дисциплины.
1.5. Стабилизация на базе обменного курса
В целях борьбы с инфляцией страны с переходной экономикой встали перед выбором стратегии стабилизации: либо стабилизации на денежной основе, либо стабилизации на базе обменного курса. Стабилизация на денежной основе предполагала выбор в качестве номинального якоря или объемов кредитования или уровня процентных ставок, или одного из агрегатов денежной массы (М1, М2 или МЗ). При стабилизации на денежной основе достижение поставленных целей через замедление темпов роста денежной массы должно было привести к уменьшению инфляции, при этом сохранялся свободно плавающий обменный курс или “управляемое” плавание. Стабилизация на базе обменного курса предполагала использование в качестве номинального якоря фиксированного обменного курса (в его различных вариантах: жестко фиксированный курс, “валютный совет”, “ползущая привязка”, валютный коридор). Снижение инфляции достигалось в результате стабилизации цен на товары — объекты международной торговли, которые непосредственно связаны с обменным курсом, а через них стабилизировались цены на товары, не связанные непосредственно с международным обменом.
Большинство стран избрало своей стратегией стабилизацию на денежной основе, и лишь несколько стран - Польша, Словакия, Чехия, Эстония, являются примером удачного опыта проведения стабилизации на базе обменного курса, преимущества которой, прежде всего, заключаются в более “сжатых” сроках снижения высокой инфляции или гиперинфляции до умеренного или низкого уровня и в меньшей глубине экономического кризиса по сравнению со странами, осуществляющими стабилизацию на денежной основе.
Безусловно, проблема выбора варианта обменного курса в качестве номинального якоря, продолжительности его поддержания остается актуальной для переходных экономик. Польша, Словакия, Чехия, Эстония начали с жестко фиксированного обменного курса. Чехия, Словакия и Эстония и сейчас не отказались от избранной стратегии, Польша в течение нескольких лет использовала “ползущую привязку”, а сейчас поддерживает режим “управляемого” плавания.
В целом опыт стран с переходной экономикой свидетельствует, что стабилизация может быть успешной как на базе обменного курса, так и на денежной основе, если она поддерживается разумной макроэкономической политикой.
2. Модель долларизации
Общей особенностью переходных экономик стала долларизация денежно-кредитной сферы. Принято считать, что с помощью замещения валют и замещения активов экономические агенты получили возможность сохранять покупательную способность своих средств в период высокой инфляции. Однако воздействия долларизации на денежно-кредитную сферу имеют многочисленные экономические последствия:
— в той части, в какой долларизация отражает замещение валют, она влияет на темп инфляции, поскольку иностранная валюта участвует в процессе обращения;
- долларизация изменяет функцию спроса на деньги, во-первых, делая спрос на деньги чувствительным к динамике валютного курса, во-вторых, увеличивая его эластичность от процентной ставки;
- затрудняется управление денежно-кредитной сферой со стороны центрального банка, контроль которого за динамикой депозитов в иностранной валюте и в еще большей степени за массой наличной иностранной валюты осложняется;
- увеличивается волатильность валютного курса, поскольку к спросу на иностранную валюту для внешнезкономичееких сделок добавляется «внутренний» спрос, сильно реагирующий на изменения ожиданий экономических агентов. В результате финансовые кризисы оказываются более острыми в странах со значительной долларизацией;
- долларизация может оказывать косвенное влияние на денежно-кредитную сферу посредством бюджетно-налоговой политики, сокращая инфляционный налог, получаемый государством в результате эмиссии денег. Учитывая, что большинство стран с переходной экономикой сталкивается на начальном этапе трансформации с проблемами в бюджетной сфере, наличие значительной долларизации вынуждает правительство оказывать большее давление на центральный банк в целях увеличения денежной массы, что ускоряет инфляцию. Хотя в ходе проведенного исследования по странам Восточной Европы авторы приходят к противоположному выводу: максимизирующий доходы от сеньоража темп инфляции ниже в ситуации с замещением валют, чем в ситуации без него;
- помимо долларизации депозитов существует долларизация кредитов, степень которой определяет подверженность банковского сектора системному кредитному риску в случае значительных девальваций. В условиях высокой инфляции с меняющимися темпами, когда кредитование в национальной валюте становится невыгодным, кредиты в иностранной валюте, хотя и вносят дополнительные риски в функционирование национальной финансовой системы, позволяют поддерживать инвестиционный потенциал экономики.
Анализ воздействия долларизации на денежно-кредитную сферу показывает, что она представляет собой в большей степени негативное явление. Для борьбы с долларизацией может применяться комплекс мер экономической политики.
2.1. Сущность долларизации
Долларизация экономики означает процесс замещения иностранной валютой ряда (или всех) функций отечественной: средства накопления, меры стоимости и средства обращения.[8] В зависимости от того, какая из них замещается в первую очередь (хотя установить это в большинстве случаев достаточно сложно), проводится классификация долларизации.
Выделяются два типа долларизации: в широком и узком смысле слова. Первый связан с процессом замещения иностранной валютой большинства (всех) функций отечественной. Второй охватывает лишь выполнение функции средства обращения. Такая классификация в большей степени акцентирует внимание на ликвидности иностранной валюты, которая, на наш взгляд, становится производной от приобретения функции средства сбережения.
Долларизация получила значительное распространение во многих переходных экономиках сразу после начала экономической трансформации. Это, однако, не означает, что она не наблюдалась в рамках предшествовавшей системы. Наиболее яркие примеры этого — бывшая СФРЮ и Польша, где данное явление даже подлежало официальному учету.[9] В конце 80-х годов в Польше иностранная валюта для предприятий играла роль меры стоимости. В других странах из-за жесткого регулирования государством денежно-кредитной сферы замещение валют было распространено гораздо меньше и ограничивалось, главным образом, наличным обращением на теневом рынке.
2.2. Проблемы измерения долларизации
Оценка значимости долларизации требует рассмотрения вопроса об его измерении. Если принять за основу определение долларизации в широком смысле, то в анализ должны включаться все достаточно ликвидные активы в иностранной валюте, которые держат резиденты страны: наличные деньги, средства на депозитах в отечественной банковской системе и средства на депозитах за рубежом.
Проблема измерения долларизации связана с серьезными ограничениями статистического характера. для переходных экономик практически не существует надежных сведений относительно объемов наличной иностранной валюты, обращающейся внутри страны, и депозитов за рубежом. Имеются данные Казначейства и Таможенной службы США о вывозе наличных долларов за пределы страны, но они касаются лишь сумм, превышающих 10 тыс, долл. (т. е. оценки оказываются заниженньими). Кроме того, известно, что в странах Центральной и Восточной Европы (ЦВЕ) в отличие от России экономические агенты в большей степени используют не американскую наличную валюту, а европейские валюты (в последнее время — евро. Кроме того, некоторые объективные процессы находят статистическое отражение в форме долларизации, хотя, по сути, своей ею не являются. Речь идет об усилении участия переходных экономик в мирохозяйственных связях и процессах глобализации.
2.3. Масштабы и динамика долларизации
Исходя из значений степени долларизации в 2002 г. в странах ЦВЕ можно классифицировать переходные экономики по роли замещения активов в денежно кредитной сфере. К странам с наиболее высокими значениями (свыше 40%) относятся Румыния, Сербия и Хорватия (последняя характеризуется рекордным показателем среди рассматриваемых стран с переходной экономикой) и с небольшим отставанием Болгария. В Албании, Македонии, России и Словении степень долларизации варьирует от 20 до 30%.[10] Значения ниже 20% характерны для Чехии, Польши и Словакии. Однако не следует забывать о том, что в странах с относительно низким уровнем развития финансовых систем большую роль играет масса наличной иностранной валюты, находящаяся в обращении и тезаврированная населением.
Если рассматривать долларизацию в динамике, то ее пик приходится на период, следующий за либерализацией цен и всплеском инфляции. Для Польши и Словении это не так очевидно, поскольку ухудшение макроэкономической обстановки в этих странах наблюдалось уже в конце 80-х годов, когда значения степени долларизации достигали 70-80%.[11] Это позволяет сделать общий вывод, что наступление периода высокой инфляции в сочетании с отменой ограничений на внутреннюю конвертируемость иностранной валюты выступает в качестве импульса процесса долларизации.
Однако наступление финансовой стабилизации и прекращение инфляции не приводят автоматически к резкому снижению степени долларизации.
2.4. Факторы долларизации
В исследованиях наиболее часто выделяют следующие факторы долларизации:
- Темпы инфляции — наиболее очевидный фактор, поскольку именно в периоды высокой инфляции падают доверие к национальной валюте и спрос на нее.
- Реальные ставки процента по де в национальной валюте. Учитывая, что долларизация во многом представляет собой портфельное решение, особенно в той части, которая измеряется объемом депозитов в иностранной валюте, представляется логичным для объяснения ее динамики воспользоваться нормой доходности инструментов в иностранной валюте.
- Темпы падения валютного курса — еще один параметр доходности инструментов в иностранной валюте. Поэтому чем выше темпы внешнего обесценения национальной валюты, тем большей должна быть степень додларизации.
- Динамика основных внешенэкономических показателей. Отслсживание динамики внешнеторгового оборота, экспорта, притока иностранного капитала и других показателей позволяет определить динамику предложения иностранной валюты. Если в России основным источником поступления иностранной валюты является выручка от экспорта, то для большинства стран ЦВЕ — приток иностранного капитала. Соответственно для развития долларизации в терминах потока (а не запаса есть больше возможностей при благоприятной для увеличения экспорта или притока капитала в страну конъюнктуре. Кроме того, иностранная валюта требуется для оплаты импорта, поэтому при спроса на импорт растет спрос и на средства в иностранной валюте, хранящиеся на счетах предприятий. Это явление отражается статистически, хотя не представляет собой часть процесса долларизации.
2.5. Пути преодоления долларизации
Самым простым решением проблемы долларизации является запрет на открытие депозитов в иностранной валюте как внутри страны, так и за рубежом. Однако оно имеет существенный недостаток, связанный с тем, что попытки обойти это жесткое ограничение приведут к распространению наименее желательной формы долларизации — обращения наличной иностранной валюты. В большинстве переходных экономик действует иное административное ограничение — запрет на осуществление расчетов между резидентами в иностранной валюте, но его недостаточно для устранения долларизации.
При выборе мер по преодолению долларизации следует ориентироваться на устранение причин, а не следствий. Это означает, что основными направлениями проведения экономической политики должны быть: увеличение процентных ставок по инструментам в национальной валюте (с учетом возможных последствий для экономического роста), а также снижение темпов инфляции (если они высоки), уменьшение темпов внешнего обесценивания национальной валюты.
Некоторые меры денежно-кредитной политики могут оказывать непосредственное влияние на долларизацию. Эти меры, главным образом, призваны увеличить издержки приобретения и хранения инструментов в иностранной валюте.
Литература
1. Веденяпин Я. С. Экономические реформы в странах восточной Европы и России. // Россия и современный мир. — М., 1998. — № 1(18).
2. Государственная экономическая политика: опыт перехода к рынку Под общ. ред. проф. А.В. Сидоровича. - М.: Дело и сервис, 1998.
3. Головнин М.Ю. Долларизация в переходных экономиках России и стран Центральной и Восточной Европы // Проблемы прогнозирования. - 2004. - N 3.
4. Лекции по макроэкономике переходного периода Бродский Б.Е. Издательство ГУ ВШЭ 2005.
5. Носова С.С. Экономическая теория. Учебник. - М.: ВЛАДОС, 2000.
6. Смирнов А.Д. Лекции по макроэкономическому моделированию, ГУ-ВШЭ, 2000 (лекция 7, 8)
7. Курс переходной экономики. Учебник. Под ред. Л.И. Абалкина. - М.: Финстатинформ, 1997.
8. Экономическая теория. Учебник. Под ред. В.Д. Камаева. - М.: ВЛАДОС, 2000.
9. Экономика неплатежей: как и почему мы будем жить завтра. М. Экономический обзор ОЭСР. Российская Федерация, 1997.
10. Ясин Е.Г Российская экономика. Истоки и панорама рыночных реформ. М, ГУ-ВШЭ. 2002.
1 Лекции по макроэкономике переходного периода Бродский Б.Е. Издательство ГУ ВШЭ 2005.
2 Государственная экономическая политика: опыт перехода к рынку Под общ. ред. проф. А.В. Сидоровича. - М.: Дело и сервис, 1998.
3 Государственная экономическая политика: опыт перехода к рынку Под общ. ред. проф. А.В. Сидоровича. - М.: Дело и сервис, 1998.
4. Государственная экономическая политика: опыт перехода к рынку Под общ. ред. проф. А.В. Сидоровича. - М.: Дело и сервис, 1998.
5 Государственная экономическая политика: опыт перехода к рынку Под общ. ред. проф. А.В. Сидоровича. - М.: Дело и сервис, 1998.
6 Там же
7 Государственная экономическая политика: опыт перехода к рынку Под общ. ред. проф. А.В. Сидоровича. - М.: Дело и сервис, 1998.
8 Головнин М.Ю. Долларизация в переходных экономиках России и стран Центральной и Восточной Европы // Проблемы прогнозирования. - 2004. - N 3.
9 Там же.
10 Головнин М.Ю. Долларизация в переходных экономиках России и стран Центральной и Восточной Европы // Проблемы прогнозирования. - 2004. - N 3.
11 Там же.