Русская революция 1905-1907

о «даровании» народу «незыблемых основ гражданской свободы» - неприкосновенности личности, свободы слова, собраний и союзов. Был обещан созыв Государственной думы с законодательными правами, провозглашалось создание объединенного Совета министров. По значимости Манифест приближался к конституционному акту, предполагал качественное изменение политического и социального строя России. В то же время в нем не говорилось о сословном и национальном равноправии, о равенстве избирательных прав, об учреждении ответственного перед Думой правительства. Следовательно, сохранилась почва для дальнейших столкновений общества и власти.

Последовали и другие социально-политические акции: проведена политическая амнистия, восстановлены конституционные права Финляндии, отменены выкупные платежи. Появление Манифеста было восторженно встречено в обществе, особенно либералами, оно усилило конституционные иллюзии, легализовало политические партии и революционную печать. Формировались традиционно-монархические партии и организации, в их числе несколько сословно-дворянских организаций и всесословный «Союз русского народа». Общими для всех монархических организаций являлись приверженность триаде «Самодержавие. Православие. Народность», защита сословного строя, антисемитизм. «Союз русского народа» был наиболее массовой партией и в 1907 г. насчитывал 410 тыс. человек из числа крестьян, мелких городских собственников, некоторых слоев рабочих, духовенства, дворян, буржуазии. Привлекались традиционалистски настроенные слои населения через организацию массовых митингов, демонстраций, молебнов, еврейских погромов и др. Целью этих организаций считалась борьба с «крамольниками», нарушающими святые для Руси традиции, т.е. революционерами, интеллигенцией, евреями. В еврейских и интеллигентских погромах, прокатившихся после появления Манифеста, погибли более 1,6 тыс. и получили ранения 3,5 тыс. человек.

Расправы и погромы чинились вооруженными дружинами, «черными сотнями», названными по наименованию низового, беднейшего торгового класса Московского царства ХVI-ХVIII вв. По мнению Г. Федотова, «черная сотня есть русское издание или первый русский вариант национал-социализма». При фанатичности ненависти, при насильственности действий, принимавших характер «погрома и бунта, движение таило в себе потенции разинщины. Власть, дворянство вскармливали его - но на свою голову». А Николай II назвал «Союз русского народа» «надежной опорой законности и порядка в отечестве нашем». В нем собрано было «самое дикое и некультурное в старой России... его идеи победили в ходе русской революции». Та же дикость и жестокость творилась революционерами, например, после Февральской революции, когда насиловали женщин на перекрестке улиц при хохочущей толпе или сбрасывали офицеров с борта корабля. Общими, характерными для них, были такие черты, как антилиберализм, фанатичная ненависть, насилие, бунт, погром, безжалостное истребление человеческих жизней и т.д.

Осенью 1905 г. происходило и формирование либеральных партий. Левое, радикальное крыло либерального движения образовало конституционно-демократическую партию на базе «Союза освобождения» и большинства земско-городских съездов. Основные требования партии кадетов - правовое государство в виде конституционной монархии, равноправие, культурное самоопределение наций, политическая автономия для Польши, принудительное отчуждение частновладельческой земли, восьмичасовой рабочий день. Социальную базу кадетской партии составили прежде всего интеллигенция, средние городские слои, слой предпринимателей, а также незначительное число землевладельцев, рабочих и крестьян.

На базе консервативного меньшинства земцев была создана умеренно-либеральная партия «Союз 17 октября». В отличие от кадетов, октябристы возражали против отчуждения частнособственнических земель, неограниченного права стачек, введения восьмичасового рабочего дня. Они принадлежали к различным слоям - дворянству, чиновникам, верхним слоям интеллигенции, буржуазии, частично крестьянству. Либеральные партии добивались у правительства реализации политики реформ.

Манифест 17 октября был негативно оценен социалистическими партиями, которые находили уступку недостаточной и стремились к свержению самодержавия. Начатая 6 декабря социалистами и Московским Советом забастовка переросла в вооруженное восстание, но из-за отсутствия поддержки армии и изменившейся после издания Манифеста обстановки оно потерпело поражение. Сказались массовые аресты, проведенные в Петербурге (схвачено 750 человек). С восставшими расправились крайне жестоко, схваченных расстреливали на месте. По официальным данным, погибло 1100 человек.


Заключение


События 1905 года заставили царское правительство внести серьезные коррективы в свою политику. Большинство политических партий (кроме большевиков, анархистов, эсеров-максималистов) оценивало революцию как результативную. Правительство предоставило возможности для легальной деятельности партий, созвало Государственную Думу — выборный законодательный орган, провозгласило демократические свободы, издало законы, дававшие рабочим гарантии социальной защиты, начало подготовку аграрной реформы.

К 1907 году в России были созданы новые государственные структуры, способствовавшие развитию парламентаризма, хотя в них по-прежнему сильна была роль исполнительных органов. И исполнительные (Совет министров, императорская канцелярия), и законодательные органы (Государственная Дума и Государственный Совет) подчинялись императору, олицетворявшему верховную власть. При этом Совету Министров дополнительно к исполнительным придавались еще и законосовещательные функции. Императору подчинялись также Правительствующий Сенат (высший орган суда и надзора) и Святейший Синод (высший орган управление православной церковью).

В созданной государственной системе централизация превалировала. В отличие от Западной Европы, где парламентские традиции складывались веками, российский парламент в 1906 году начинал накапливать опыт фактически с нулевой отметки. Нужен был определенный срок для выработки политической культуры как депутатов, так и избирателей. Дума решала немало важных вопросов, принимала новые законы и утверждала госбюджет страны, часто выступала с законодательной инициативой. Однако несовершенство законодательно-процедурных механизмов, пестрота состава, психологический настрой депутатов не позволяли Думе быть лидером процесса государственного строительства. Она стала ареной межпартийной полемики, нередко принимавшей форму взаимообвинений и взаиморазоблачений.

Царская власть, проявившая после поражения в японской войне неуверенность в себе, сумела в 1906-1907 гг. забрать инициативу в решении внутриполитических проблем, а в последующие годы относительно стабилизировала политическую ситуацию в стране.


Список литературы


Буганов В.И., Зырянов П.Н. История России, конец XVII-XIX в./Под ред. А.Н.Сахарова. – М.: Просвещение, 1995

Данилов А.А., Косулина Л.Г.История России XX в. М., 1995.

Орлов А.С., Георгиев В.А., Георгиева Н.Г., Сивохина Т.А. История России с древнейших времен до наших дней. Учебник – М.: «ПБОЮЛ Л.В. Рожникова», 2000.

Платонов С.Ф. Полный курс лекций по русской истории. М., 1996.