Океания как пространство геополитики

После захвата Германией северо-восточной части Новой Гвинеи в 1884 немецкие власти назначали местных чиновников, т.н. «лулуайс», а Великобритания, владевшая юго-восточной частью острова, передала местное управление в руки деревенских полицейских-констеблей. Австралийцы сохраняли эту систему, унаследовав британские владения в 1906 и германские в 1914.

В 1930-х годах австралийские власти учредили деревенские советы. Однако эти органы обладали малыми полномочиями и ограниченными средствами для решения существенных проблем; население, как правило, игнорировало их юрисдикцию. В каждом районе почти все права по управлению доверялись одному человеку - правительственному чиновнику-европейцу.

С 1914 по 1942 все распоряжения исходили от парламента Австралии или от высокопоставленных чиновников в Порт-Морсби или Рабауле, административных центрах колоний. В каждом из этих городов был создан законодательный совет, в котором заседали в основном австралийские официальные лица и назначенные представители местных европейских общин. Во время Второй мировой войны австралийцы учредили объединенную администрацию Папуа и Новой Гвинеи, которая сохранилась после войны на основании закона 1949, согласно которому все внутренние дела обеих территорий передавались в ведение австралийского администратора, которому оказывал содействие вышеназванный совет. В 1951 был организован объединенный законодательный совет, в состав которого впервые были введены жители Папуа - Новой Гвинеи.

Темпы политических изменений нарастали отчасти по той причине, что ООН активно поддерживала стремление Папуа – Новой Гвинеи к независимости. В 1964 законодательный совет был заменен всенародно избранной Ассамблеей, и многие жители страны впервые приняли участие в голосовании. В 1968 была учреждена территориальная администрация, которая состояла из министров, назначенных из числа членов Ассамблеи. На низовом уровне местные советы, избранные в 1950-х годах и обладавшие правом взимать налоги, в следующем десятилетии постепенно заменили систему констеблей и лулуайс.

Завоевав большинство в Ассамблее в 1964, представители от коренного населения редко пытались перехватить инициативу у австралийских чиновников вплоть до конца 1960-х годов. Как правило, депутаты-меланезийцы не владели ни английским, ни каким-либо другим языком межэтнического общения. Вначале они использовали свои права парламентариев и посещали заседания Ассамблеи только для того, чтобы просить средства на строительство дорог, школ, медицинских учреждений и создание новых рабочих мест в своем родном районе.

В 1967 образовалась «Пангу пати» (Партия единой Папуа - Новой Гвинеи), которая добивалась предоставления стране самоуправления, а вскоре возник и ряд других партий. Однако до наших дней сохранилась только «Пангу пати», которая получила поддержку жителей долины р.Сепик, прибрежных районов Новой Гвинеи и островов. После выборов 1972 эта партия приобрела достаточное влияние, чтобы вместе с несколькими небольшими группами сформировать национальное коалиционное правительство, которое предприняло шаги к созданию независимого государства и с 1 декабря 1973 приняло на себя полную ответственность за внутренние дела. 16 сентября 1975 была провозглашена независимость Папуа - Новой Гвинеи. Майкл Т.Сомаре, основатель партии «Пангу пати», возглавил первый кабинет министров суверенного государства.

Эффективная деятельность правительства осложнялась из-за традиций местничества в политике. Многие ставили на первый план свою лояльность к клану, влиятельной личности или, в лучшем случае, к собственному лингвистическому или географическому пространству. На о.Бугенвиль и в юго-восточной части Новой Гвинеи (Папуа) возникли сепаратистские движения. В центральных горных районах вспыхнули племенные междоусобицы. Для удовлетворения региональных запросов в 1976 и 1978 были учреждены выборные провинциальные правительства. Их деятельность не везде была успешной, в частности, не удалось воспрепятствовать возрождению сепаратизма на Бугенвиле в 1989. Вся система управления страной в 1995 подверглась перестройке, направленной на децентрализацию власти.

В Папуа - Новой Гвинее основная масса населения по-прежнему живет в деревнях и занимается натуральным земледелием, в то же время начинают складываться рыночные отношения. Часть сельскохозяйственной продукции производится для продажи. Растет численность занятых в горнодобывающей и обрабатывающей промышленности и в сфере услуг. После Второй мировой войны австралийские власти стимулировали развитие товарного производства в деревне, что во многих районах сочеталось с традиционной системой земледелия.

В настоящее время на прибрежных низменностях Новой Гвинеи и других островов выращивают кокосовые пальмы, из орехов которых получают копру, а на севере Новой Гвинеи и еще в больших масштабах на Новой Британии, Новой Ирландии и Бугенвиле - шоколадное дерево. В 1997 в экспорте сельскохозяйственной продукции второе место по стоимости (после кофе) занимало пальмовое масло с Новой Британии.

Страна обладает исключительно богатыми минеральными ресурсами, что обусловило развитие горнодобывающей промышленности, которая в 1996 обеспечила 27% ВВП, т.е. примерно столько же, сколько сельское и лесное хозяйства и рыболовство вместе взятые. Крупномасштабная добыча меди и золота началась в Пангуне на о.Бугенвиль в 1972. Запасы руды оценивались в 800 млн. т, при содержании меди 0,46% и золота - 15,83 г на 1 т. Производство велось компанией «Бугенвиль Коппер», принадлежащей международной монополии «Концинк Риотинто». Огромное месторождение меди Ок-Теди в северо-западной части горной Новой Гвинеи оценивается в 250 млн. т (в 1 т руды меди 0,852% и золота 0,653 г). В конце 1980-х годов добыча золота началась в Поргере близ Ок-Теди, на о.Мисима у юго-восточного берега Новой Гвинеи и на о.Лихир у берегов Новой Ирландии. По мнению экспертов, Папуа - Новая Гвинея может стать крупнейшим мировым поставщиком золота (потеснив ЮАР). Поргера уже попала в ведущую десятку эксплуатируемых золотоносных месторождений в мире.

В Папуа – Новой Гвинее обнаружены запасы нефти и природного газа. Предложен первый проект прокладки газопровода в Австралию, и за ним, вероятно, последуют другие проекты.

Около 60% энергии, используемой в стране, приходится на долю древесного угля, 35% - на импортируемые нефтепродукты и лишь 5% – на гидроэнергию.

В последние годы заготовкой леса занимаются иностранные компании, преимущественно азиатские. В 1994, когда мировые цены на древесину сильно выросли, лесопродукты составили 19% экспорта Папуа - Новой Гвинеи. Они почти целиком предназначаются для японского и южнокорейского рынков, и поэтому экономический кризис, охвативший азиатские страны во второй половине 1990-х годов, привел к заметному уменьшению доходов, получаемых Папуа - Новой Гвинеей за счет этой отрасли.

Красота природы Папуа - Новой Гвинеи и своеобразие культур населяющих ее народов тоже следует рассматривать как потенциальный ресурс развития иностранного туризма. Несомненно, эта страна более перспективна для развития туризма, чем, скажем, острова Кука или Самоа.

2.2.Особенности интеграции островных государств в мировое сообщество


Некоторые островные государства, в том числе Папуа - Новой Гвинея, является членом Совета по тихоокеанскому экономическому сотрудничеству (СТЭС) образованному в 1980 году в целях содействия развитию торговли, расширению экономического взаимодействия в тихоокеанском регионе.

СТЭС имеет статус международной неправительственной организации. Страны-участницы представлены в Совете национальными комитетами, формируемыми на принципах «трехстороннего представительства» - от правительственных, научных и деловых кругов.

В настоящее время членами СТЭС являются США, Канада, Япония, Россия, КНР, Индонезия, Сингапур, Малайзия, Таиланд, Филиппины, Бруней, Австралия, Новая Зеландия, Республика Корея, Мексика, Перу, Чили, Колумбия, некоторые островные государства Океании (Папуа-Новая Гвинея, Фиджи, Соломоновы Острова, Федеративные Штаты Микронезии, Маршалловы Острова, Острова Кука, Кирибати, Науру, Ниуэ, Тонга, Тувалу, Вануату, Западное Самоа), а также Гонконг и Тайвань.

Высший орган СТЭС - Генеральная сессия, которая проводится один раз в 2 года. В период между Генеральными сессиями деятельность СТЭС направляется Постоянным комитетом.

На восьмой Генеральной сессии СТЭС (1991 год, Сингапур) был принят Устав, в котором систематизированы и конкретизированы положения «Ванкуверского заявления» о принципах и механизме деятельности организации.
Согласно Уставу, Постоянный комитет состоит из представителей национальных комитетов, которые утверждаются на Генеральной сессии. Его членами, как правило, являются председатели национальных комитетов. Кроме того, в состав Постоянного комитета входят по одному представителю от Тихоокеанского экономического совета (ТЭС) и Тихоокеанской конференции по торговле и развитию (ПАФТАД) - оба с правом совещательного голоса. Постоянный комитет не только организует и направляет работу СТЭС, но и осуществляет контроль за расходованием средств Совета.

В настоящее время в СТЭС на постоянной основе действуют следующие «форумы»: по торговой политике (TPF), по минеральным ресурсам и энергетике (VEF), Тихоокеанский форум по продовольствию, сельскому хозяйству и аграрной политике (PFAF); а также рабочие группы: по продовольствию, сельскому хозяйству и окружающей среде; по науке и технологиям (S&T); по транспорту, телекоммуникациям и туризму (3-Т); по сотрудничеству и развитию в области рыболовства; по подготовке «Тихоокеанского экономического обзора» (PEO); по тихоокеанским островным государствам (PIN); комитет по развитию финансовых рынков (FMD).

В 1988 году был создан Советский национальный комитет по азиатско-тихоокеанскому сотрудничеству (СНКАТЭС), который в январе 1992 года был преобразован в Российский национальный комитет по тихоокеанскому сотрудничеству (РНКТЭС). СТЭС официально признал, что РНКТЭС является правопреемником СНКАТЭС.

Членство России в СТЭС юридически было оформлено на IX Генеральной сессии (1992 год, Сан-Франциско). На ХI Генеральной сессии СТЭС (Пекин, 27-29 сентября 1995 г.) было принято Пекинское заявление «Открытый регионализм для глобального процветания», в котором были сформулированы принципы азиатско-тихоокеанской модели сотрудничества и развития - открытость, равенство и эволюционность. Был также рекомендован новый формат взаимоотношений СТЭС с форумом «Азиатско-тихоокеанское экономическое сотрудничество» (АТЭС), при котором консенсусные решения научных, деловых и политических кругов СТЭС выносятся на рассмотрение межправительственного форума АТЭС.Сессия также рекомендовала АТЭС в качестве приоритетных следующие направления работы:

  • определение конкретных долгосрочных целей сотрудничества,

  • реализация практических программ развития сотрудничества,

  • устранение препятствий в развитии международной торговли и инвестиций,

  • распространение сферы деятельности ГАТТ/ВТО на всех членов СТЭС и АТЭС.

На своем пекинском заседании Постоянный Комитет СТЭС принял решение о поддержке и лоббировании заявки России о вступлении в полноправные члены АТЭС.

XII Генеральная сессия СТЭС состоялась в Чили 30 сентября - 2 октября 1997 года.

В XIII сессии, проходившей 21-23 октября 1999 года в Маниле, Филиппины, приняли участие более 800 крупнейших бизнесменов, ведущих международных политологов и экономистов мира. Главной темой дискуссии была выбрана «Электронная экономика стран тихоокеанского бассейна в XXI веке». Были рассмотрены вопросы дальнейшего экономического развития региона в эпоху глобализации и технологической конвергенции, современных тенденций в международной торговле и деятельности ВТО, создания новой финансовой архитектуры, влияния экономического роста на развитие городов, энергетику, продовольственные поставки, другие вопросы.

Несмотря на явные тенденции интеграции некоторых стран Океании в мировом сообщество, существуют большие проблемы с определением данной группы государств в пространстве мировой политики и экономики.

2.3.Проблема идентификация стран Океании в геопространстве


Из содержания многих работ можно обнаружить три принципа-подхода в определении региона Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР): политический, экономический и океано-географический. Приверженцев первого подхода в принципе не интересует проблема границ региона, поскольку им важна идея, о чем уже говорилось выше. Научные обоснования целостности АТР обычно выдвигают сторонники двух последних подходов.

Проанализируем последний принцип, тем более, что у него есть теоретический защитник - Э.-Дж. Колде.

Если для большинства ученых термины Тихоокеанское кольцо или Азиатско-Тихоокеанский бассейн являются простыми синонимами, то Колде в них видит большие различия. Он подчеркивает, что термин «кольцо» всего лишь фиксирует расположение стран вокруг Тихого океана, но не учитывает экономическую значимость водных пространств. Следовательно, надо обязательно «сушу объединить с морскими пространствами региона»15. Лингвистически это решается заменой «кольца» (rim) словом «бассейн» (basin), и тогда мы получим более приемлемый термин «Тихоокеанский бассейн». Многим казалось это решением проблемы. Но так ли это?

Океанический подход предполагает, что в АТР включаются страны, расположенные на побережье и островах Тихого океана (т.е. Северная, Центральная и Тихоокеанская Южная Америка (в последнем случае государства, расположенные на берегах Тихого океана), южная часть Тихого океана, СВА или Дальний Восток и часть ЮВА, поскольку другая ее часть ближе к Индийскому океану.

Принцип деления «по океану» довольно распространен. Но он вызывает возражения. Прежде всего потому, что целые субрегионы и множество стран оказываются одновременно в различных океанических зонах. Для того, чтобы избежать этого, необходимо включать в зону Тихоокеанского региона или бассейна только те страны, которые находятся именно в Тихом океане или обращены к Тихому океану. Только в этом случае будет соблюдена «чистота» океанической концепции Тихоокеанского региона. В результате у нас останется в Тихоокеанском регионе 37 государств, из них 20, находящихся «внутри» Тихого океана.

В какой-то степени попытка определить, что делает регион целостным предприняли в СССР, в одном из партийных документов - в Программе КПСС 1986 г. В ней, в частности, говорилось: «Образуются новые экономические и политические центры соперничества, прежде всего в Тихоокеанском бассейне и в Латинской Америке»16. Совершенно очевидно, что под «центрами соперничества» имелись в виду не субъекты, а объекты политики.

Надо, наконец, сказать, что сторонники «объединения» океана и материка приводят, как им кажется, для этого серьезные научные обоснования. В качестве таковых выдвигается утверждение о том, что экономическая интеграция региона соединяет его различные части в единое целое. Если бы этот тезис был доказан и было показано, что экономические потоки между странами, включенными в зону АТР, создали такую систему взаимосвязей, нарушение которой означало бы качественное нарушение хозяйственного воспроизводства любого элемента этой системы, тогда вопрос об определении рамок региона был бы решен. Но доказательная база представляется неубедительной.

Особенности тихоокеанского регионализма определяются следующим набором параметров:

1) среднегодовые темпы роста ВНП и внешней торговли;

2) удельный вес внутрирегиональной торговли в экспорте и импорте стран тихоокеанского региона;

3) прямые инвестиции США и Японии в тихоокеанском регионе; 4) центры банковской и международно-финансовой деятельности в тихоокеанском регионе;

5) удельный вес тихоокеанского региона в добыче минералов капиталистическими странами.

Почти во всех работах, посвященных данной проблеме, приводятся аналогичные параметры. Но можно ли считать, что приведенные цифровые данные определяют специфику указанного региона в сравнении с другими регионами? Как минимум, необходимо сопоставление показателей экономического развития всех регионов. Однако и этого было бы недостаточно, так как упомянутые выше показатели абсолютно не доказывают наличие интеграционного процесса в «особой зоне мирового хозяйства», взаимосвязь между частями и целым.

Провозглашая следующее столетье веком АТР и ссылаясь при этом на предсказания великих, некоторые ученые все-таки испытывают некоторую неловкость из-за неопределенности региона.

В этой связи интересна статья А. Дирлика - сторонника азиатско-тихоокеанской идеи. Он прибегает к нетрадиционному методу анализа, выдвигая идею о том, что концепция Тихоокеанского кольца или Тихоокеанского бассейна не обязательно должна совпадать с географическим пространством в физическом смысле17. Он подчеркивает важность самой Тихоокеанской идеологии, цель которой заключается в том, чтобы «сгруппировать экономические и политические силы, которые сами по себе ни внутри, ни во вне не проявляются в виде общей региональной структуры». Эта идеология предполагает предоставление национального суверенитета для небольших государств, связавших судьбу с регионом, и действия которых могут быть выгодными, а могут и не быть выгодными для их обществ в целом, но при этом желательны для той части элиты, которая уже вовлечена в транснациональную деятельность.

После описания целей Тихоокеанской идеологии Дирлик, наконец, оговаривает, что он не собирается добавлять другие определения к устоявшимся терминам, поскольку это «невозможно, и не желательно». Все дефиниции, считает он, только мешают анализу. И еще раз повторяет, что термины Тихоокеанское кольцо и Тихоокеанский бассейн «имеют значение совсем не потому, что они являют собой описание некоей подвижной реальности, а потому, что они представляют собой некую концепцию этой реальности, которая сама по себе указывает лишь на человеческую деятельность, которая служит как бы промежуточным звеном между описанием (т.е. концепцией - О.А.) и тем, что описывается (т.е. реальностью - О.А.)».18

Таким образом, Тихоокеанское кольцо - это концепция, идея, которая не обязательно должна совпадать с реальностью, т.е. географическими границами.

Безусловно, АТР - идея в какой-то степени схватывает некоторые стороны реальности, но не всю реальность как целое. Но в политике и экономике, чтобы подтянуть реальность до концепции, требуется сила, которая на какое-то время в принципе может подчинить себе реальность.

В результате, местоположение Океании в мировом пространстве представляет собой и научную и политическую проблему, которая еще ждет своего решения.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ


В заключение нашего анализа можно сказать следующее.

Вся мировая история со времен Месопотамии свидетельствует о том, что в любой исторический отрезок времени в мире господствовало несколько сверхдержав, между которыми шла постоянная борьба за единоличную гегемонию, что отчетливо проявилось и в развитии островных государств Океании.

Закон неравномерного развития государств и обществ, постоянно ведущий к перераспределению сфер влияния в пользу временного гегемона подтверждается и в настоящее время. В силу множества причин США оказались на данный момент единственным полновесным гегемоном в мире: в экономике, политике, военной мощи. Простирается власть США и союзников этой сверхдержавы и на далекую Океанию.

В Азиатско-Тихоокеанском регионе система безопасности сконструирована на базе военного присутствия США и их союзнических отношениях с Японией, Южной Кореей, Филиппинами и Таиландом. Интересно, что Россия больше не является де-факто субъектом международной безопасности ни в одной зоне Азии. Все нынешние переговоры по коллективной безопасности, в том числе в рамках США-Япония-Россия, которые, в частности, ведут академические круги, в конечном счете направлены на дальнейшее умаление военно-политического значения России в данном регионе.

Экономические связи стран Океании и России практически отсутствуют, если не считать членство нашей страны в Совете по тихоокеанскому экономическому сотрудничеству.

Геополитическое пространство Океании, на наш взгляд, определяется присутствием в регионе политической доктрины индустриально развитых стран. Самостоятельных подвижек у островных государств в данном направлении выявить в ходе анализа не удалось.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


  1. Алексеев В.П. География человеческих рас.- М, Мысль, 1974.

  2. Алексеев В.П. О двух противоположных тенденциях в расообразовании. // Вопросы антропологии, вып. 35, 1970.

  3. Арин О. Азиатско-Тихоокеанский регион: мифы, иллюзии и реальность.-М.: Флинта Наука 1997.

  4. Атлас чудес света, М, ББМАО, 1996.

  5. Белявский В.А. Тайны Вавилона, М, Вече, 2001.

  6. Вадецкая Э.Б. Древние идолы Енисея. Л, Наука, 1967.

  7. Вадецкая Э.Б. Изваяния окуневской культуры, Л, 1980.

  8. Варшавский А. Колумб Австралии, М, Молодая гвардия, 1970.

  9. Герасимов М.М. Люди каменного века, М, 1964.

  10. Головин С.Г. Всемирный потоп, Симферополь, 1999.

  11. Делич Ф. Библия и Вавилон, СПб, И-е А.С. Суворина , 1912.

  12. Малаховский К.В. История колониализма в Океании, М, 1979.

  13. Малаховский К.В. Независимые государства Океании, М, 1984.

  14. Малаховский К.В. Соломоновы острова, М, 1978.

  15. Материалы XXVII съезда КПСС. М.: 1986.

  16. Николаев В.П. Независимые государства Океании. Москва, 1984

  17. Николаев В.П. Проблемы регионального сотрудничества островных государств Океании. Тихоокеанский регионализм: Концепции и реальность. Москва, 1984.

  18. Николаев В.П. Папуа-Новая Гвинея. Москва: Знание, 1989. 64с.;

  19. Asian Development Outlook. 1995 and 1996. ADB, 1995, p. xiii.

  20. Arif Dirlik. The Asia-Pacific Idea: Reality and Representation in the Invention of a Regional Structure. - Journal of World History, Vol.3, No.1, 1992, p. 56.


Приложение 1


Карта Океании





1 Алексеев В.П. География человеческих рас.- М, Мысль, 1974; Малаховский К.В. История колониализма в Океании, М, 1979. Он же: Независимые государства Океании, М, 1984; Он же: Соломоновы острова, М, 1978; Николаев В.П. Независимые государства Океании. Москва, 1984.-Авт. ст.: Особенности национального освободительного процесса в Океании. С. 13-29; Влияние природной среды и демографической структуры на перспективы экономического развития островных государств. С. 40-46; Политические системы освободившихся стран Океании. С. 99-111; Он же: Проблемы регионального сотрудничества островных государств Океании. Тихоокеанский регионализм: Концепции и реальность. Москва, 1984. С. 217-224 Он же: Папуа-Новая Гвинея. Москва: Знание, 1989. 64с.; Арин О. Азиатско-Тихоокеанский регион: мифы, иллюзии и реальность.-М.: Флинта Наука 1997.

2 Алексеев В.П. География человеческих рас, М, Мысль, 1974; Он же: О двух противоположных тенденциях в расообразовании. // Вопросы антропологии, вып. 35, 1970.

3 Атлас чудес света, М, ББМАО, 1996, с. 234-235.

4 Вадецкая Э.Б. Древние идолы Енисея. Л, Наука, 1967.

5 Вадецкая Э.Б. Изваяния окуневской культуры, Л, 1980.

6 Варшавский А. Колумб Австралии, М, Молодая гвардия, 1970.

7 Герасимов М.М. Люди каменного века, М, 1964.

8 Головин С.Г. Всемирный потоп, Симферополь, 1999.

9 Делич Ф. Библия и Вавилон, СПб, И-е А.С. Суворина , 1912

10 Алексеев В.П. География человеческих рас, М, Мысль, 1974.

11 Белявский В.А. Тайны Вавилона, М, Вече, 2001.

12 Арин О. Азиатско-Тихоокеанский регион: мифы, иллюзии и реальность.-М.: Флинта Наука 1997.

13 Asian Development Outlook. 1995 and 1996. ADB, 1995, p. xiii.

14 Арин О. Азиатско-Тихоокеанский регион: мифы, иллюзии и реальность.-М.: Флинта Наука 1997.

15 Арин О. Азиатско-Тихоокеанский регион: мифы, иллюзии и реальность.-М.: Флинта Наука 1997.

16 Материалы XXVII съезда КПСС. М.: 1986, с. 132.

17 Arif Dirlik. The Asia-Pacific Idea: Reality and Representation in the Invention of a Regional Structure. - Journal of World History, Vol.3, No.1, 1992, p. 56.

18 Ibid., p. 64.