Стратегические приоритеты развития пищевой промышленности

в г.Хасавюрте. Проведено техническое перевооружение действующих предприятий с установкой импортного и отечественного оборудования по розливу, расфасовке, этикетированию и изготовлению тары.

Минсельхозпродом РД большая работа проводится для получения инвестиционных кредитов из бюджета РФ. За 1994-1998 годы на строительство и техническое перевооружение объектов перерабатывающей промышленности направлено 16,1 млн. рублей.

В 1998 году в соответствии с постановлением Правительства РФ № 1151 от 10 сентября 1997 г. “О неотложных мерах по стабилизации и развитию экономики РД” в Минэкономику РД представлен перчень объектов пищевой и перерабатывающей промышленности для включения в систему программных мероприятий по развитию и реконструкции агропромышленного комплекса республики на 200-2005 годы. Вместе с тем, слабо участвуют перерабатывающие предприятия в получении известиций на конкрусной основе по техперевооружению предприятий. Это прежде всего касается винодельческих, коньячных и пищевых отраслей.

В деле улучшения производственной деятельности негативно сказывается и высокая дебиторская и кредиторская задолженность, которая составляет соответственно 24,1 и 44,6 млн. рублей. 1998 год был депрессивным для мясной и молочной промышленности. Здесь их объемы производства соответственно сократились на 62 и 7 %. 43 предприятий пищевой промышленности 1998 год завершили с убытками.

Основными причинами такого положения в отрасли могли стать прежде всего:

  • резкое снижение покупательной способности населения в связи с ростом цен на готовую продукцию;

  • не платежеспособностью большинства предприятий, ослабление государственной поддержки долгосрочными и льготными кредитными ресурсами;

  • железнодорожная блокада в республике.

Проведена определенная работа по изменению форм собственности перерабатывающих предприятий. В настоящее время около 69 % предприятий акционированы. В результате этого резко обострились взаимоотношения между товаропроизводителями и перерабатывающими предприятиями. В отдельных предприятиях имеет место, когда контрольный пакет акций покупается через подставных лиц и они становятся реальными собственниками предприятия. Подтверждением тому является ситуация с акционированием Буйнакского гормолзавода. Хотя данное предприятие акционировалось в 1994 году по первому варианту, где 60 % акций необходимо было разместить среди сельхозпроизводителями, однако из более чем десятка хозяйств района, являющихся сдатчиками молока на завод, акции получили только 4 хозяйства, с количеством 10230 акций или 33 % от общего числа голосующих акций.

В то же время четверо физических лиц, не имеющие какие-либо отношения с заводом, получили 43 % акций от числа голосующих, что является серьезным нарушением законодательства о приватизации предприятий АПК.

В результате этого завод потерял своих поставщиков сырья и вот уже четвертый год не функционирует. Министерство сельского хозяйства РД сегодня руководствуется с вышедшим Указом Госсовета РД от 30 декабря 1996 г., который предусматривает расширение функций Министерства по управлению объектами Госсобственности в АПК.

Такое решение Госсовета было продиктовано необходимостью усиления государственного регулирования в АПК республики, поскольку в ходе осущетвления экономической реформы абсолютное большинство предприятий аграрной сферы приняли негосударственную форму, что в свою очередь, существенно сужает полномочия Минсельхозпрода РД по координации его деятельности. Однако постановлением Правительства РД от 15 января 1999 г. № 7 “О некоторых мерах по обеспечению представлению интересов РД в органах управления открытых АО, часть акций которых закреплена в собственности РД”.

А также Министерством принимаются меры по созданию единой государственной системы хозяйствования управления АПК с полным циклом производства, переработки и реализации продукции. С привлечением итальянской фирмы “Фата-Груп” была разработана комплексная агропромышленная программа, предусматривающая параллельное развитие вышеуказанных сфер с охватом основных регионов республики, реализация которой по различным причинам приостановлена.

В последние годы резко ухудшилось положение дел в молочной промышленности. Поставки молока государству в истекшем году сократились на 30 %, что составили меньше уровня 1998 года на 1,5 тыс.тонны и уровня 1992 года - на 62 тыс.тонн. Произведено продукции в действующих цехах на 16,5 млн.рублей, что на 1,1 млн.рублей меньше против соответствующего периода 1997 года. Производство масла животного к уровню 1992 г. сократилось в 40 раз, цельномолочной продукции - 6 раз. Из-за тяжелого финансового кризиса многие предприятия молочной отрасли простаивают. Более четырех лет не работаюь Бабаюртовский, Буйнакский, Касумкентский, Магарамкентский, Агульский и Ахтынский сырзаводы. Сегодня из-за нестабильного поступления молока молочные заводы используют свои производственные мощности лишь на 10-15 %. Это потому, что молоко прямо из хозяйств поставляется на рынок, бесконтрольно реализуется населению молочные продукты, выработанные в антисанитарных условиях, без соблюдения технологических режимов и ветконтроля, что может привести к массовым пищевым отравлениям людей. Многие молочные заводы потеряли доверие у колхозов и совхозов по той причине, что они задолжали им более 1,1 млн.рублей за сданное молоко и не рассчитываются с ними по сей день. В то же время задолженность бюджетных закрытых учреждений и органов здравоохранения Махачкалинскому гормолзаводу составляет около 1,0 млн.рублей. Из-за финансовых затруднений и большими проблемами сбыта готовой продукции сегодня завод не имеет возможность переработать даже 25 тонны молока в смену, поэтому мощности завода задействованы на 15 %.

Резкое снижение объемов производства молока и молочной продукции стало причиной отсутствия тесной интеграции между молочными предприятиями и товаропроизводителями, серьезного отстаивания темпов роста закупочных цен на молоко от розничных и низких государственных дотационных выплат за сданное молоко.

В связи с этим считаем целесообразным расчеты по дотациям за сданное молоко сельхозпроизводителями на переработку производить через молочные предприятия с увеличением ставок дотационных выплат. В настоящее время постоянно растущие цены привели к значительному снижению покупательской способности цельномолочной скоропортящейся продукции и соответственно сокращению ассортимента молочных продуктов.

Крайне сложной остается обстановка в мясной промышленности. Объем производства мясной продукции в 1999 году по сравнению с 1998 годом уменьшился на 62 %, колбасных изделий на 25 %.

Более четырех лет не работают Дербентский и Хасавюртовский мясокомбинаты, в прошлом году приостановлен и Кизлярский мясокомбинат. В целом мясокомбинаты задействованы лишь на 7-10 %. Это стало возможным из-за ценовых разногласий между мясокомбинатами и товаропроизводителями, низких закупочных цен на мясо и несвоевременного проведения расчетов мясокомбинатов с хозяйствами - поставщиками.

В катастрофическом состоянии находится виноградарско-винодельская отрасль.

В последние годы положение здесь значительно усугубляется практическим отсутствием ассигнований на закладку и уход за молодыми виноградными насаждениями и капитальных вложений в промышленность (особенно первичное виноделие), что во многом предопределяет долговременные тенденции спада производства. Выделение инвестиций прекращено, что не позволяет осуществлять не только расширение, но и простое воспроизводство основных фондов.

Губительная налоговая политика , рост цен на энергоносители, удобрения, ядохимикаты, сельхозмашин, технологические оборудование, ГСМ, кабальные условия кредитов обусловили неплатежеспособность виноградарско-винодельческих хозяйств.

Фактически все это ведет к медленной гибели и исчезновению отрасли виноградарства и виноделия в республике.

Из-за без выходного положения для проведения весенно-полевых и других сельскохозяйственных работ и для расчетов с рабочими за вынужденно задержанную зарплату, виноградарско-винодельческим хозяйствам приходилось реализовывать виноматериалы по ценам намного ниже себестоимости. Серьезные убытки терпят хозяйства от сдачи сухих виноматериалов на коньячное спиртокурение и на производство шампанского. Неоднократные предложения Министерства сельского хозяйства РД по установлению нижних пределов цен на виноматериалы не нашло практической поддержки в Правительстве.

Все это привело к тому, что в 1998 году по сравнению с 1981-1985 годами площади под виноградниками сократились с 71 тыс.га до 24 тыс.га, а урожайность с 75 ц/га до 29,7 ц/га. Валовый сбор сократился более чем на 300 тыс.тонн и в 1999 году составил 60 тыс. тонн.

Для стабилизации положения в отрасли и увеличения объемов производства винодельческой продукции необходимо:

  1. На предприятиях всех форм собственности, выпускающих алкогольную продукцию, восстановить строгий пропускной режим там, где ликвидирован, а контрольным органам обеспечить его строгое соблюдение.

  2. Утвердить на федеральном уровне “Комплексную прогармму развития виноградарства и виноделия России до 2005 года”.

  3. Выделить целевые госкапвложения и льготные кредиты на закупку спирта, для расчетов с поставщиками сырья и развитие марочного виноделия и коньячного производжства.

  4. Включить виноград и продукты его переработки в Госзаказ.

  5. Установить нижний предел цен на сухие виноматериалы, сдаваемое на коньячное спиртокурение и на производство шампанского.

Несколько улучшили свои производственные показатели и качество выпускаемой продукции предприятия пищевой промышленности. Объем продукции в 1999 году по сравнению с 1997 годом возрос на 2,3 %, в т.ч. производство безалкогольных напитков в 2,5 раза.

Вместе с тем пищевые предприятия все еще продолжают выпускать неконкурентоспособную продукцию. Из-за отсутствия финансовых средств предприятия не имеют возможность закупать новейшие современные оборудования для завертки расфасовки кондитерских изделий. Более того, они испытывают большие трудности из-за отсутствия средств для предоплаты за приобретенную тару и пищевое сырье.

В настоящее время из-за отсутствия оборотных средств простаивает на ОАО “Пищевик” г.Дербента линия по производству карамели с фруктово-ягодной начинкой, мощностью 2 тонны в смену, а на Избербашском пищекомбинате - линия по производству конфет “Ирис”, производительностью 1600 тонн в год.

Для стабилизации положения в пищевой промышленности с целью приобретения и закупки необходимых для производства сырья и материалов, этим и другим предприятиям необходимо финансовая поддержка в размере 6 млн. рублей льготных и беспроцентных кредитов.

К 2005 году прогнозируется завершение реконструкции и строительство предприятий по производству детского питания. Так, как на Дербентском консервном комбинате начнет действовать вторая технологическая линия фирмы “Тетра-Пак” по производству соков, напитков и пюреобразной продукции разливом в пакеты производительностью 6 тыс.пакетов в ччас, а на базе Белиджинского консервного завода будет функционировать цех детского питания мощностью 10 туб по производству соков и напитков.

Учитывая серьезные недостатки в развитии отрасли по увеличению производства продуктов питания и обеспечения ими потребности населения Министерством подготовлена Республиканская программа стабилизации и развития АПК РД до 2001 года, в которой определены необходимые экономические, нормативно-правовые и организационные условия для восстановления производственного потенциала, развития высокоэффективных технологий, системы государственной поддержки предприятий и улучшения финансового состояния.


ОГЛАВЛЕНИЕ

стр.

ВВЕДЕНИЕ..................................................................................................... 3

Г Л А В А 1. ПИЩЕВАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ КАК ХОЗЯЙСТВЕННЫЙ

МЕХАНИЗМ................................................................................. 5

  1. Место пищевой промышленности в народном хозяйстве

страны и особенности ее развития................................................ 5

  1. Роль и значение предприятий пищевой промышленности в

удовлетворении потребности населения и повышения его

жизненного уровня..................................................................... 10

  1. Проблемы развития пищевой промышленности в условиях

рыночной экономики.................................................................. 15

Г Л А В А II. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ РАЗВИТИЯ ПИЩЕВОЙ

ПРОМЫШЛЕННОСТИ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН.............. 23

  1. Анализ структурных подразделений предприятий пищевой

промышленности Республики Дагестан.................................... 23

  1. Анализ основных тенденций развития пищевой промышлен-

ности РД за 1995-1999 г.г. ......................................................... 30

Г Л А В А III. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ПИЩЕВОЙ ПРОМЫШЛЕН- НОСТИ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН ЗА 2000-2005 Г.Г.... 40

3.1. Мероприятия по увеличению производственного потенциала

на предприятиях пищевой и перерабатывающей промышлен-

ности РД................................................................................. 40

3.2. Пути улучшения использования имеющегося производ- ственных ресурсов пищевой промышленности Республики

Дагестан................................................................................... 48

ЗАКЛЮЧЕНИЕ................................................................................................. 57

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ............................................59


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


ДАГЕСТАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ


КАФЕДРА "ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ"


Допустить к защите

Зав. кафедрой "ЭТ и ПД"

_______________________

проф. Зайналов М.И.

"___" _____________2000г.


ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

на тему:

"Стратегические приоритеты развития пищевой и перерабатывающей промышленности Республики Дагестан."


Выполнил:

ст-т 5 курса,

специальности "ЭТ и ПД"

Магомедов А.М.


Научный руководитель:

к.э.н., доцент Пахрудинов Ш.П.


Махачкала 2000


ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Подводя итоги всей работы, можно сказать, что пищевая и перерабатывающая промышленность остается самой крупной и жизненно важной отраслью экономики. В условиях рыночной экономики эффективность отраслей пищевой промышленности достигается за счет высокой специализации производства и совершенствования управления им. Углубление специализации требует не только обеспечение производства технологиями с использованием современных достижений научно-технического прогресса, но и осуществление контроля за качеством сырья и готовой продукции. В связи с этим повышается роль соответствующих органов - Госстандарта, Госторгорганизации и самих предприятий как предприятий производителей сырья, так и перерабатывающих продукцию и лицензирование их производства.

Судя по тем показателя которые даны во второй главе, можно сделать вывод, что выпуск продукции в пищевых отраслях намного увеличился по сравнению с предыдущими годами, это имеется в виду за период с 1995 по 1999 г. Это в основном из-за того, что в настоящее время на предприятиях, заводах используются более усовершенствованное оборудование, техника и т.д. В основном увеличился выпуск алкогольных и безалкогольных напитков. Судя по графическим данным рост производства напитков возрос более чем на 12 %.

До 2005 года предусматривается осуществить комплекс мер по удовлетворению потребностей пищевой и перерабатывающей промышленности в современных видах тароупаковочных материалов, обеспечивающих сохранность продукции, повышения ее конкурентоспособности, в том числе:

- использовать современные гибкие комбинированные материалы, что позволит расфасовать до 60 % вырабатываемой продукции;

- организовать дополнительное производство бутылок полиэтилентерефталата для розлива безалкогольных напитков, минеральной и питьевой воды.

Кроме того, отрасли пищевой и перерабатывающей промышленности сталкиваются с некоторыми проблемами. К примеру, остро стоит проблема сырья в мясомолочной промышленности. Если в 1990 г. в стране было 58,8 млн. голов крупного рогатого скота, в том числе 20,8 млн. коров, то в 1997 г. соответственно 35,1 млн. и 15,9 млн. Меры государственной поддержки АПК в первую очередь должны быть направлены на увеличение производства сельскохозяйственного сырья: мяса, молока, маслосемян и т.д. Но нельзя допускать скупки акций хорошо работающих предприятий иностранными партнерами. Если государство не будет предпринимать в этом направлении необходимых мер, то национальные интересы трудно будет защищать.

Учитывая серьезные недостатки в развитии отрасли по увеличению производства продуктов питания и обеспечения ими потребности населения Министерством подготовлена Республиканская программа стабилизации и развития АПК РД до 2005 г., в которой определены необходимые экономические, нормативно-правовые и организационные условия для восстановления производственного потенциала, развития высокоэффективных технологий, системы государственной поддержки предприятий и улучшения финансового состояния.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


  1. Р.Н. Александрова “Экономический анализ деятельности перерабатывающих предприятий АПК”. Справочное пособие. Москва. “Агропромиздат”. -1990 г.

  2. В.Г. Воронин “Автоматизированные системы управления в пищевой промышленности”. Москва. “Агропромиздат”. - 1991 г.

  3. Л.Б. Декольман “Повышение эффективности сезонных производств мясной и молочной промышленности”. Экономические и организационные проблемы. Москва. “Пищевая промышленность”.-1989 г.

  4. М.Н. Тимохин “Экономика и организация промышленного производства”. М. - 1987 г. “Мысль”.

  5. В.М. Обухов “Дипломное проектирование на экономических факультетах сельскохозяйственных вузов”. М. - 1984 г. “Колос”.

  6. В.Г. Воронин “Математические методы планирования и управления в пищевой промышленности” Москва. “Пищевая промышленность”. - 1990 г.

  7. А.Н.Шамин “Основы планирования производства на предприятиях пищевой промышленности”. М. - 1986 г. “Пищевая промышленность”.

  8. С.В. Донской “Экономика пищевой промышленности”. Киев. - 1990 г.

  9. М.В. Калашников “Анализ хозяйственной деятельности предприятия пищевой промышленности”. Москва - 1989 г. “Легкая промышленность”.

  10. Донской; М.Д. Ибрагимова “Экономика пищевой промышленности” Москва - 1981 г. “Легкая промышленность”.


ЖУРНАЛЫ


1. “Экономист” № 4 за 1999 г. статья “Возможности пищевой и перерабатывающей промышленности” стр. 92-96.

2. “Экономист” № 12 за 1999 г. статья “Пищевая промышленность” стр. 23-33.

3. “Российская экономика” № 2-6 за 1999 г.

4. “Информационный бюллетень” Министерство сельского хозяйства и продовольствия РФ. № 12 за 1996 г. Москва. “Принт - экспресс”.


ГАЗЕТЫ


1. “Сельские будни” Учредитель - Министерство сельского хозяйства и продовольствия РД. № 3 за 2000 г.


Правительство Республики Дагестан


СПРАВКА


о ходе выполнения постановления Правительства

РД от 16 апреля 1999 г. № 98 “О мерах по увеличению

производственного потенциала на предприятиях

пищевой и перерабатывающей промышленности

Республики Дагестан ”.


Минсельхозпрод РД сообщает, что для выполнения вышеуказанного постановления разработан план мероприятий, всем пищевым и перерабатывающим предприятиям для руководства и исполнения направлены постановления Правительства.

Данное постановление рассмотрено на совместном совещании в Минэкономики РД 24.09.1999 г. с приглашением всех руководителей консервной промышленности и других заинтересованных организаций и предприятий.

По второму пункту постановления совместно с Минэкономикой РД разработана концепция реформирования пищевой и перерабатывающей промышленности.

Разработан проект федеральной программы развития перерабатывающих предприятий на 2000-2002 годы, куда включены приоритетные планы предприятий в соответствии с постановлением Правительства РФ № 40 от 11 января 1999 г. и протоколом заседания Правительства РФ от 25.06.1999 г. В настоящее время данная программа рассматривается в Минсельхозпроде РФ.

Согласно письмам Минфина РД № 06-06 а от 31 мая и 30 июня 1999 г. пункты 3, 6 постановления не представляется возможным выполнить из-за хронического дефицита бюджета в связи с неполным поступлением средств из федерального бюджета по трансферту.

По 4 пункту постановления Минсельхозпродом РД разработана форма заявления по оформлению налогового кредита и доведены до всех руководителей консервных предприятий. На сегодня в Минфин РД представлены документы, необходимые для оформления налогового кредита АО консервного завода совхоза “Дружба” и АО “Табасаранский консервный завод”. Министерством проводится соответствующая работа с руководителями консервных предприятий по своевременному представлению необходимых документов в Минфин РД.

Что касается выполнения пункта 5 постановления, то в письме региональной энергетической комиссии от 25.05.1999 г. № 39 отмечено, что Указом Президента Рф от 7 ноября 1997 г. № 1175 отменены льготы по оплате за электроэнергию всем потребителям, в том числе и предприятиям АПК, но действующий тариф для промышленных предприятий не меняется в течении 4-х лет и практически является льготным для всех потребителей. Этот тариф сохранен и на 1999 год.

По пункту 8 Минсельхозпродом РД по согласованию с заинтересованными министерствами и ведомствами составлен перечень продуктов питания для закрытых учреждений республики в натуральном и стоимостном выражении. Предприятиями Министерства продукция будет произведена при условии выделения централизованных средств на закупку молока и скота на переработку. Министерство финансов РД в своем письме № 06-06 а от 6.08.99 г. сообщает, что не имеет возражения по поводу централизации средств бюджетных учреждений на приобретение продуктов питания с согласия министерств, ведомств и райадминистраций.

По данному вопросу министерства и ведомства республики не дают согласие, ссылаясь на то, что обеспечением продуктами питания подведомственных учреждений занимаются свои структурные подразделения.