Образование Индийского Национального Конгресса и его деятельность
Хан, который скоро перешел в состав пакистанского правительства. От Федерации неприкасаемых в правительство вошел Амбедкар. В правительстве был также представитель от неконгрессистских организаций Юга Индии. Состав правительства в определенной мере отражал напряженную борьбу между различными руководящими группами в национальном движении и вместе с тем обозначал начало нового периода в развитии Индийского национального конгресса. Из ведущей партии национально-освободительного движения он превратился в правящую партию. Менялись задачи, цели и вся практика деятельности.«В первые годы после достижения Индией независимости кабинет министров все еще представлял до некоторой степени объединенный фронт различных партий, хотя ведущее место занимали конгрессисты. Первым премьером правительства стал Дж. Неру, его заместителем и министром внутренних дел Сардар Валабхай Патель.
В тот период это были почти равные фигуры по политическому значению. Сардар Патель, который был старше Неру на 14 лет, располагал большим влиянием среди конгрессистов и в индийских деловых кругах. Неру пользовался широкой популярностью и имел поддержку Ганди. Последнее решило дело в пользу Неру, и он стал премьером.
Эти две крупные фигуры Конгресса в значительной степени определяли не только политику правительства независимой Индии, но и деятельность ИНК. Разные по своему социальному происхождению, политическим взглядам, характерам,отношению к людям, они бок о бок работали над созданием фундамента независимой Индии, хотя каждый по-своему представлял себе здание, которое будет воздвигнуто на этом фундаменте.
В национально-освободительное движение С. Патель вступал очень осторожно, имея за спиной значительный жизненный опыт. В 1917 г. он встретился с Ганди, которого избрали председателем организации «Гуджарата сабха», а Патель был ее секретарем. В последующие годы деятельность С. Пателя связана главным образом с национально-освободительной борьбой в Гуджарате, хотя он вырос в крупного общеиндийского деятеля. В 1931 г. он был избран председателем съезда ИНК в Карачи. Когда Конгресс одобрил резолюцию об экономической программе, предусматривавшую серьезные социальные изменения и радикальные преобразования в будущей Индии, С. Патель организовал группу конгрессистов, отвергавших теоретические установки так называемых младоконгрессистов. Обособление правых послужило определенным толчком для образования внутри Конгресса в 1934 г. Конгресс социалистической партии.
Несколько позднее о социализме С. Патель говорил следующее: «Социалисты сами не могут прийти к соглашению относительно значения слова «социализм»... Как среди брахманов существуют 84 подкасты, так, возможно, существуют 85 различных категорий социализма. Трудно выразить сколько-нибудь определенное мнение об этом термине. Я предпочитаю не входить с ним в столкновение. Я готов сотрудничать с социалистом, капиталистом или любым лицом, верующим в любой «изм», при условии, что ни один из них не будет пытаться меня одурачить».
По своим идейным взглядам Патель был близок к прагматистам, и не случайно величественный памятник ему возвышается в деловом центре Дели. В противоположность Неру он всегда считал частную собственность незыблемой категорией бытия. Его энергичная деятельность в первом национальном правительстве Индии была направлена на развитие капиталистической Индии, на расчистку этого пути от феодальных препон.
На ИНК и правительство в первый период после завоевания независимости обрушилось огромное число трудно разрешимых проблем. Кроме общеполитических и экономических проблем в связи с разделом Индии возникли административные трудности. Вся администрация, полиция, армия функционировали по различным коммуналистским каналам. Создался полный хаос. Страна, по существу, какой-то период была неуправляема.
В этих условиях твердая рука Сардара Пателя в качестве министра внутренних дел устраивала даже тех, кто не принимал его политических убеждений. Патель возглавил деятельность правительства по созданию единой Индии из кусков бывшей Британской Индии и княжеств, имевших особый статус, считавшихся юридически независимыми. Ликвидация княжеств и реорганизация штатов были не просто административной реформой, но крупной антифеодальной акцией индийского правительства.
Сардар Патель умер в декабре 1950 г., не проведя значительную часть реформ. Дж. Неру назвал его «строителем новой Индии».
Со смертью С. Пателя окончился своеобразный дуумвират в индийском кабинете министров. Ликвидирован был пост заместителя премьер-министра, и Неру постепенно становился крупнейшим и, по существу, единоличным лидером правительства и Национального конгресса.
Теоретические планы создания новой Индии оказались чрезвычайно сложными для выполнения их на практике. Чем ближе становилась цель, тем больше возникало трудностей и непредвиденных осложнений, цель отодвигалась, делалась расплывчатой и неясной.
В программном пункте переработанного устава Национального конгресса говорилось: «Целью Индийского национального конгресса является благополучие и прогресс народа Индии и установление в стране мирными и законными средствами кооперативного содружества, основанного на равенстве возможностей, политических, экономических и социальных прав и стремящегося к всеобщему миру и сотрудничеству». И для осуществления этих целей необходимо было разработать главные направления во внутренней и внешней политике. Основы этой политики были заложены в решениях Конгресса, принятых еще в колониальный период. Но они не учитывали многих обстоятельств, естественно возникших после прихода Конгресса к власти.
Политика государства по важнейшим вопросам вырабатывалась в Конгрессе и правительстве. Всеиндийский комитет конгресса в тот период определял характер решений Конгресса, хотя уже тогда обнаруживались противоречия между партийными органами Конгресса и его парламентским крылом. Особенно резко они проявлялись на местах, где провинциальные правительства мало считались с решениями провинциальных, да и центральных партийных органов, например в Бенгалии.
Процесс этот с течением времени углублялся. После ухода Неру с поста председателя Конгресса в 1954 г. решающим центром стал кабинет министров и парламентская фракция Конгресса, и напряженность в отношениях между ними и руководящими органами Конгресса усилилась.
После оглашения заявления английского правительства от 20 февраля 1947 г. коммунистические партии Англии и Индии правильно охарактеризовали этот акт английского правительства как новый маневр империализма для того, чтобы удержать свою власть в Индии, изменив лишь форму своего господства.
Коммунистическая партия Индии в своих газетах разоблачала маневры английского империализма, а так же стремление руководства Национального конгресса и мусульманской лиги к соглашению с ним. Когда руководство Национального конгресса и другие буржуазно – помещичьи партии выдвинули предложение о расчленении Бенгала и Пенджаба, то коммунисты разоблачили и это требование, вполне убедительно доказывая, что оно нанесет колоссальный вред развитию всего бенгальского народа и поставит в тяжелое положение сикхов.
В газете “Пиплс эйдж” и в других коммунистических газетах, которых в то время имелось значительное число, разоблачалась соглашательская политика руководства Национального конгресса и Лиги, их связь с капиталистами и помещиками, их стремление сторговаться с англичанами.
Однако критика руководства Конгресса и Лиги проводилась недостаточно последовательно и резко. Несмотря на репрессии, которые провинциальные правительства, руководимые Конгрессом и Лигой, проводили против рабочего и крестьянского движения, и особенно против Коммунистической партии, коммунисты критиковали предательство руководства в слишком осторожной форме. Коммунисты продолжали еще видеть в левых лидерах Конгресса своих союзников по борьбе с империализмом и не понимали, что борьба пртив империализма не возможна без борьбы против левых лидеров. В газете “Пиплс эйдж” 15 июля 1947 года была помещена специальная резолюция Центрального комитета Коммунистической партии Индии о разделе Бенгала. В этой резолюции Коммунистическая партия совершенно правильно указывала, что раздел Бенгала явится большим ударом для развития данной провинции, для роста культуры и экономики бенгальской нации, для развития рабочего и крестьянского движения в Бенгале. Но коммунисты не призывали рабочих и крестьян Бенгала и все демократические элементы его к борьбе против руководителей Конгресса и других буржуазно-помещичьих партий, согласившихся на расчленение Бенгала, к борьбе за срыв плана Маунбеттена, а лишь требовали, чтобы лидеры Конгресса и Лиги как–нибудь договорились между собой о том, чтобы избежать раздела Бенгала, оставив его в пределах одного из доминионов. Более того, заявляя о своем нежелании принуждать население Западного Бенгала к переходу в Пакистан, индийские коммунисты фактически поддерживали Национальный Конгресс, т.е. требование раздела Бенгала. Эта резолюция была вынесена по поводу начавшихся переговоров между Сарат Чандра Босом и Сухраварди, которые оба высказывались против раздела Бенгала, но никак не могли договориться о том, в какой же из доминионов Бенгал должен войти. Не выставляя своей собственной программы по отношению к Бенгалу, не требуя хотя бы проведения в Бенгале плебисцита, коммунисты не могли разоблачить маневры этих политиканов.
Такова же была линия коммунистов и в отношении Пенджаба. Примиренческое отношение к разделу этих провинций коммунисты мотивировали тем, что основной их задачей является предотвращение нового взрыва резни между индусами и мусульманами. Единственный путь к предотвращению этой резни они ошибочно видели в их соглашении между руководством Лиги и Конгресса.
Такой же непоследовательностью отличалась позиция коммунистов в патанском вопросе. В газете “Пиплс эйдж” 11 мая 1947г. была помещена статья Саджад Захира, разоблачающая махинации Лиги в Северо-западной пограничной провинции. В этой статье были перечислены фамилии всех лидеров Лиги провинции и полосы пограничных племен и указывалось, что они являются крупнейшими заминдарами и все так или иначе связаны с английскими властями. Однако, когда в провинции началось движение за создание Патанистана т.е. движение против плана Маунтбэттена, то коммунисты заняли в этом вопросе пассивную позицию. Когда же вследствие английских маневров результаты референдума оказались в пользу включения провинции в Пакистан, то “Пиплс эйдж” очень слабо разоблачало махинации англичан и не требовало отмены подтасованного референдума.
В первых документах по поводу плана Маунтбэттена коммунисты характеризовали этот план как английский маневр и правильно доказывали, что расчленение Индии совсем не ведет к ее независимости. Однако, выступая против плана Маунтбэттена, коммунисты очень слабо разоблачали соглашательскую политику лидеров Конгресса и Лиги, их предательство национального движения. Они требовали срыва плана Маунтбэттена и не пытались организовать движение протеста против его принятия. В августе 1947 г. во время празднования дня независимости оппортунистические ошибки компартии выявились еще ярче. Номе газеты “Пиплс эйдж” от 15 августа 1947 г. объявлял на своей красочно оформленной первой полосе, что сердца народов Индии полны гордостью, так как вместо английского флага над Индией реет трехцветный национальный флаг. Говорилось о том, что старая Бастилия пала и никто уже не сможет ее восстановит. Правда, в этом же номере был помещен наказ правительством новых доминионов, в котором выдвигались требования достижения полной независимости и проведения ряда демократических мероприятий как в Индийском Союзе, так и в Пакистане, но все же коммунисты были захвачены волной иллюзий о том, что Индия якобы действительно получила независимость.
До декабря 1947 г. руководство компартии предлагало поддерживать Неру как представителя индийской демократии. В газете «Пиплс эйдж» от 19 октября 1947 г. в качестве основной задачи коммунистов выдвигался лозунг: «Образование единого фронта – от Неру до социалистов и коммунистов». Этот лозунг был выдвинут в связи с конференцией коммунистической партии созванной в Калькутте, в которой участвовало 25 тыс. человек.
Несмотря на жестокие репрессии по отношению к коммунистическим организациям и преследования коммунистической печати в течение всего периода нахождения временного правительства у власти, руководство компартии продолжало призывать к поддержке министров – левых конгрессистов и противопоставлять их правым и конгрессистам.
Заключение
История Индии уходит в глубочайшую древность. Сегодняшняя Индия, опираясь на огромное стремление ее народа к развитию своей страны, ставит на современном этапе задачу новых стремительных и наступательных перемен, предав тем самым особый смысл значительному колесу великого императора Ашоки, украшающему по выбору Неру государственный флаг Индии, символу извечной индийской мечты, основанной на достижении независимости, справедливости, мира и прогресса.
Научное изучение истории и культуры Индии началось в конце XVIII века, когда Европа вновь «открыла» Индию. В индологии сложилось несколько различных школ и направлений. Для многих трудов по Индии, написанных западноевропейскими учеными, характерен европоцентризм, оценка разнообразных фактов индийской истории с позиций европейской культуры, с позиций более знакомой Европе античной цивилизации. История Индии последних столетий – это длительная и героическая борьба нескольких поколений за освобождение от колониального и феодального гнета.
Несмотря не колониальный гнет, продолжавшийся около двухсот лет, индийский народ сохранил преемственность в развитии своей культуры, для которой столь характерны высокие идеалы миролюбия и гуманизма.
В новое и новейшее время на базе своеобразного синтеза достижений индийской культурной традиции и демократических начал европейской культуры возникли и успешно развиваются культура и наука современной нам Индии.
Одной из характерных черт наступившего после второй мировой войны обострения общего кризиса капитализма является кризис колониальной системы империализма.
В Азии этот кризис проявился наиболее ярко. Оживление движения колониальных народов против империализма наблюдается почти во всех колониях и полуколониях. Но в странах Юго-Восточной Азии это движение приняло характер вооруженной национально-освободительной борьбы народов колоний против гнета империализма, форму антиимпериалистических революций, развивающихся под руководством рабочего класса и коммунистических партий.
В Индии после второй мировой войны также наблюдается мощное развитие национально-освободительного движения. В 1946-1947 годах там сложилась ситуация, подобной которой не было во время предыдущих революционных подъемов в этой стране.
Национальный Конгресс – партия индийской национальной буржуазии по своему характеру, по социальной природе это партия различных слоев индийской буржуазии, буржуазно-помещичьей интеллигенции, капитализирующихся помещиков и большей части так называемых средних слоев. В этом плане конгресс можно рассматривать как своеобразный блок различных социальных сил, которые до 1947 года объединяла борьба против иностранных колонизаторов, придававшая конгрессу революционную окраску. Огромную роль в нем играли колониальный период и продолжают играть после завоевания независимости промежуточные слои города и деревни. В результате специфичности экономической структуры индийского общества, незавершенности процесса общественного разделения труда и связанные с этим нечеткости классовой дифференциации в Индии существовал огромный слой мелких торговцев, кустарей, людей непостоянных профессий, которые ушли из деревни и не определили еще своего положения в городе.
Все эти слои составляли долгое время значительную часть массовой опоры конгресса.
Многоликая, противоречивая социальная структура Национального конгресса вызывало и вызывает по сей день бурные споры о характере этой партии. Одни считают ее партией национальной буржуазии, другие мелкой буржуазии, третьи крупной буржуазии, некоторые специфически крестьянской, многие западноевропейские и индийские исследователи рассматривают Индийский Национальный Конгресс как некое аморфное националистическое движение в колониальный период, только после достижения Индии независимости начавшее формироваться в политическую партию.
И действительно, если в пору своего создания (1885) Конгресс был аморфной организацией, которую трудно назвать партией, то в независимый период он стал современной политической партией со своими специфическими особенностями. Однако процесс становления партии начался задолго до завоевания страной независимости. Определенным рубежом в этом процессе можно считать принятие конгрессом нового устава в 1920 году на Нагпурском съезде.
За почти столетнее развитие конгресс претерпел серьезные изменения, и разные периоды на первый план в нем выходили различные социальные слои, выдвигая различные политические задачи.
Для новой Индии прогресс в условиях обретенного национального освобождения означал и продолжает означать не только материальное благополучие, но и, опять – таки говоря словами Индиры Ганди, переселение сотен миллионов людей «из одного века в другой», причем таким образом, чтобы свести к минимуму связанные с этим травмы или отрыв их от своих корней. Понадобилось очень длительное время и опыт, чтобы почувствовать эту динамику смены эпох, болезненных и трудных, чтобы осознать в каких трудностях и муках рождается индийское завтра, обещающее новое величие, новые свершения и успехи.
Присущие этому великому народу исторический оптимизм, настойчивость и трудолюбие не оставляют сомнения в том, что страна находится на пороге еще более разительных перемен. И у нее для этого есть все предпосылки. Прежде всего, Индия богата природными ресурсами. Запасы угля оцениваются в 126 миллиардов тонн, железной руды 13,5 миллиарда тонн.
За годы независимости Индия продемонстрировала значительные успехи в деле преобразования экономики страны. Она имеет особое значение для развития.
Уже почти 50 лет успешно развивается не имеющее параллели в истории советско-индийское экономическое сотрудничество. Начало ему было положено 2 февраля 1956 года, когда было подписано межправительственное соглашение о строительстве металлургического завода.
Внешне торговый оборот СССР с Индией за последние годы их сотрудничества увеличился долее чем в 4 раза и достиг в 19885 году 3,1 миллиарда рублей. Индия занимает 1-е место в торговле СССР с развивающимися странами.
Укрепление дружбы и сотрудничества между СССР и Индией явилось важным условием не только мира в южной Азии, но и во всем мире, она служила интересом демократии и социального прогресса.
Все дальше уходит в прошлое прежняя Индия, народ которой в течении двух веков подвергался беспощадной и изощренной колониальной эксплуатации, был обречен на жестокое национальное и социальное угнетение, терпел чудовищную нищету. Одно из важнейших достижений самостоятельного национального развития Индии и залог ее дальнейшего прогресса постепенное изживание вековой приниженности народных масс и подъем их политической активности.
«До современного периода мы прожили много веков, - писала Индира Ганди. – И в сегодняшней Индии мы часто обнаруживаем что-нибудь от каждого прошлого периода истории. Не греша против истины, все века сосуществуют. Скульптура Тримурти на острове Элефанта находится на другом берегу залива, напротив Тромбея, где расположена наша первая атомная станция. В некоторых наших древнейших центрах религии и объектах паломничества, построены самые современные промышленные предприятия, такие как завод тяжелого электрооборудования или нефтеперерабатывающие заводы (речь идет о построенных, с помощью СССР в древних центрах паломничества Хардваре и Матхуре современных промышленных предприятий.) Что ждет нас в будущем? Изменение – это закон жизни, и Индия будет изменяться, и в этом процессе, вероятно, будет утрачено нечто хорошее наряду с плохим. Но Индия, настоящая Индия, останется, и наши культурные традиции будут продолжаться».
Индия уже давно устоявшая страна, у нее много достижений .... И хочется верить, что ее ждут добрые перемены.
Список использованной литературы
Басу Д.Д. Основы конституционного права Индии. – М., 1986 г.
Бельский А.Г. Индия 80-х годов: Тенденции социально-политического развития. - М., ИНИОН, 1990 г.
Бессмертный Лотос: Слово об Индии. – М., 1987 г.
Брагинский И.С. Индия и Пакистан. – М., Вост. лит. 1959 г.
Великий Д.Г. Ц.Р.У. против Индии. – М., М.О. 1986 г.
Володин А.Г. Буржуазная оппозиция в социально-политической структуре Индии. - М., Наука, 1982 г.
Володин А.Г. Индийское становление института буржуазной демократии. - М.,1989 г.
Володин А.Г., Шаститко П.М. Пусть не обманет надежда. - М., Полит. издат., 1990 г.
Ганди И. Внешняя политика Индии. – М., Прогресс, 1982 г.
Ганди И. Мир, сотрудничество, неприсоединение. – М., 1985 г.
Гордон Л.А. Из истории рабочего класса Индии. – М., 1961 г.
Гордон Л.А., Егорова М.Н. Рабочий класс независимой Индии. – М., Наука, 1968 г.
Девяткина Т.Ф. Зарождение коммунистического движения в Индии. М., Наука, 1978 г.
Дубинский А.М. Индия, Китай и Япония в 40-60-е гг. XIXв. – М., 1949 г.
Дьяков А.М. Индия во время и после Второй мировой войны. – М., 1952 г.
Дьяков А.М. Национально-освободительная борьба народов Индии и рабочего движения на первом этапе общего кризиса капитализма. – М., 1957 г.
Егоров М.Н. Зарождение коммунистических движений в Индии. – М.,1978 г.
Зарождение коммунистического движения в Индии. – М., 1978 г.
Збавитель Д. Одно жаркое индийское лето. – М., Наука, 1986 г.
Индия – страна и народ. – М., Наука, 1967 г.
Индия: Проблемы истории национально-освободительного движения и современного политического развития. – М., 1980 г.
Индия. Ежегодник 1985-86 гг. – М., 1987 г.
Индия. Ежегодник 1984 г. – М., 1985 г.
Клюев Б.И., Литман А.Д. Индия: религия и политика в общественном сознании. – М., Наука, 1991 г.
Колыхалова Г.П. Индия и Англия. – М., Наука, 1966 г.
Колонтаев А.Г. Разложение сельского ремесла и возникновение новых отраслей мелкой промышленности в Индии. – М., 1968 г.
Котовский Г.Г., Мельников А.М., Семенова М.И. Классовая борьба в современной Индийской деревне (1947-65 гг.) – М., 1969 г.
Куцобин П.В., Чичеров А.И. Современная Индия. – М., Знание, 1977 г.
Левковский А.И. Особенности развития капитализма в Индии. - М., 1963г.
Ли В.Ф. Стратегия и политика неоколонизма США. – М., Наука, 1971 г.
Метрохин Л.В. Индия вступая в век XXI. – М., 1987 г.
Неру Дж. Внешняя политика Индии. – М., 1965 г.
Празаускас А.А. Северо-восточная Индия. – М.,1981 г.
Рейснер И.М. Очерки классовой борьбы в Индии. Ч.1. – М., 1932 г.
Рейснер И.М. Классовые корни гандизма. В книге “Индия. Кризис и революционное движение” – М., 1931 г.
Сапогиников Б.Г. Индия и Пакистан. - М., Вост. лит. 1961 г.
Сдасюк Г.В. Штаты Индии. – М., Мысль, 1981 г.
Семенова Н.И., Чичеров А.И. Индия – союз штатов. Проблемы политического и социального развития.- М., Наука, 1981 г.
Тансыкбаева С.И., Кутина М.М. Индия и Узбекистан. – Ташкент, 1966 г.
Ульянов Л.П. Индия: правовое положение штатов. – М., Наука, 1970 г.
Шаститко П.М. Сто лет бесправия. – М., Изд. Вост. Лит. 1963 г.
Бергер Я. “Китай и Индия”// “Проблемы дальнего Востока” 2002. № 3. стр. 37.
Ерекешева Л.Г. “Индийский Национальный конгресс и конфессиональная проблема”// “Вестник” МГУ. Востоковедение. 1997. № 4. стр. 83 – 94.
“Индийский Национальный конгресс”// “Международная летопись” М.,1925. № 1. стр.85.
Кедров К. “Махатма Ганди: сила ненасилия”// “Известия” 1991. 15 января.
“Контакты, рынки мира и информации”// “Коринф” 2003. № 26. стр. 21.
Куценков А.А. “Индия”// “Восток” 2002. № 1. стр. 64.
Михайлов К. “Очередная капитуляция ИНК”// “Революционный Восток” М., 1934. № 3. стр. 35 – 51.
Рейснер И.М. “Национальный конгресс и индийская революция”// “Международная жизнь” М., 1930. № 3. стр. 59 – 71.
Он же. “Индийский Национальный конгресс”// “Аграрные проблемы” М., 1932. № 3-4. стр. 109 – 142.
Он же. “Аграрная программа Индийского Национального конгресса”// “На зарубежном Востоке” Ташкент, 1934. № 2. стр. 1 – 11.
Рейснер И.М. “Ганди, пророк индийской буржуазии”// “Коммунистический интернационал” М., 1930. № 15. стр. 37 – 42.
Савенков Ю. “Соня Ганди ненавидит политику”// “Известия” 1997. 15 августа. стр. 3.
Фрейер Б. “Новая конституция и Индийский Национальный конгресс”// “Мировое хозяйство и мировая политика” М.,1937. № 5. стр. 17 – 21.
Хашимов И.М. “Реформа Морли – Минто и позиция умеренных и крайних в ИНК”// “Южная Азия: история и современность” Ташкент, 1991. стр. 6 – 29.
Чувпило А.А. “Идейно-политическая борьба в ИНКа по социальным и экономическим вопросам”// “Вестник” Харьков. ун-та. 1988. № 316. стр. 54.
Юрлов Ф. “США и Индия”// “Азия и Африка сегодня ” 2002. № 2.
Юрлова Е. “Смысл жизни Б.Р. Амбедиара”// “Азия и Африка сегодня” 1991. № 4. стр. 51 – 53.