Право на жизнь и смертная казнь

казни или казнен" (однако государство может предусмотреть в своем законодательстве смертную казнь за действия, совершенные во время войны или неизбежной угрозы войны).

Рассмотрев заявку России о вступлении в Совет Европы (СЕ), Парламентская Ассамблея Совета Европы (ПАСЕ) 25 января 1996 года приняла заключение, в котором выдвинуто 25 условий, постепенное соблюдение которых необходимо для того, чтобы Россия стала полноценным членом Совета Европы [4]. Среди них - рекомендация подписать в течение одного года и ратифицировать не позднее чем через три года с момента вступления в СЕ протокол № б и установить со дня вступления в СЕ мораторий на исполнение смертных приговоров. В соответствии с этим заключением Президент РФ издал Указ от 16 мая 1996 года "О поэтапном сокращении применения смертной казни в связи с вступлением России в Совет Европы", которым обязал Правительство РФ в месячный срок подготовить для внесения в Государственную Думу РФ проект Закона о присоединении России к протоколу № 6. Президент РФ внес в Государственную Думу проект Федерального закона "О моратории на исполнение смертной казни". Дума 14 марта 1997 года отклонила этот проект. Несмотря на такую позицию Думы, Президент РФ 27 февраля 1997 года издал распоряжение, которым обязал МИД подписать от имени РФ указанный протокол, что и было сделано. Но казни прекратились уже в августе 1996 года [5] вопреки позиции Государственной Думы, по инициативе и распоряжению Президента РФ. Дума проявила завидную последовательность, не ратифицировав протокол № б и не введя мораторий на применение смертной казни. В распоряжении Думы еще много времени (три года со дня вступления России в Совет Европы) для полной отмены смертной казни, если к тому времени Дума не откажется от членства в СЕ (и такое у нас возможно).

Несмотря на принципиально обструкционистскую позицию Государственной Думы, процесс постепенного "отмирания" смертной казни продвинулся далеко вперед. В решение вопроса о недопустимости смертной казни внес существенный вклад Конституционный Суд РФ. В его постановлении от 2 февраля 1999 года [6] указано, что в соответствии со ст. 20 Конституции РФ каждый человек, обвиняемый в совершении преступления, за которое может быть назначена смертная казнь, имеет право на рассмотрение его дела судом присяжных. Однако такой суд учрежден только в девяти субъектах Федерации. Из этого не следует, что смертная казнь должна применяться только в данных регионах и не применяться в остальных регионах, где нет суда присяжных. Такое решение вопроса, по мнению КС, противоречило бы конституционному принципу равенства граждан перед законом и судом (ст. 19 Конституции РФ). Поэтому до введения суда присяжных во всех субъектах Федерации смертная казнь вообще применяться не может. КС разъяснил, что передача дела из субъекта Федерации, где нет суда присяжных, в субъект, где такой суд есть, недопустима, так как это нарушило бы конституционный принцип, согласно которому дело должно рассматриваться тем судом и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом (ст. 47 Конституции РФ). КС истолковал следующие Заключительные и переходные положения Конституции РФ таким образом: до введения закона о порядке рассмотрения дел судом присяжных сохраняется прежний порядок рассмотрения соответствующих дел (п. 6). КС указал, что с момента принятия Конституции РФ (декабрь 1993 г.) прошло более пяти лет - срок, достаточный для реализации переходных положений путем учреждения суда присяжных во всей России. Если законодатель этого до сих пор не сделал, значит, он создал ситуацию, когда смертная казнь вообще применяться не может.

К сожалению, постановление КС не содержит окончательного запрета смертной казни. Оно не исключает применение смертной казни после того, как суд присяжных будет учрежден повсеместно, с тем, чтобы каждый обвиняемый, которому грозит смертная казнь, смог бы реализовать предусмотренное ст. 20 Конституции РФ право на рассмотрение его дела судом присяжных.

Борьба между двумя взглядами на смертную казнь велась с переменным успехом. В СССР в 1962 году было вынесено 2159 смертных приговоров [7]. Постепенно это число снижалось: 1985 год - 790 (помиловано - 28, казнено - 654); 1989 год - 284 (помиловано - 23, казнено - 186) [8]. В условиях постсоветской России сначала наблюдалось значительное снижение числа смертных казней; затем произошел "скачок" - это число резко возросло; наконец, с августа 1996 года смертные приговоры хотя и выносятся, однако в исполнение не приводятся ("президентский мораторий") [5]. Вот некоторые цифры: в 1991 году приговорено к смерти 147 человек, помиловано 37, казнено 59; в 1992 году приговорено к смерти 159, помиловано 54, казнено 18; в 1993 году приговорено к смерти 157, помиловано 123, казнено 10; в 1994 году приговорено к смерти 160, помиловано 151', казнено 10; в 1995 году приговорено к смерти 141, помиловано 6, казнено 40; в 1996 году (первое полугодие) - данных о приговорах нет, помиловано 0, казнено 535.

Резкое увеличение числа помилованных и снижение числа казенных в 1992, 1993 и 1994 годах - результат низкой эффективности смертной казни даже в условиях роста преступности. В последующие два года (1995 и 1996) Комиссия по помилованию подверглась ожесточенной критике со стороны "ястребов", знавших только одно средство борьбы с преступностью - жестокие наказания. Сказывались также ожесточение нравов, вызванное войной в Чечне, и рост организованной преступности. Как видим, цифры смертной казни свидетельствуют о "шараханиях" уголовной политики из стороны в сторону, а не о реальном снижении преступности под влиянием смертной казни. Наиболее суровые чиновники из аппарата Президента РФ предложили вместо гуманитариев типа А. Приставкина включить в состав Комиссии по помилованию Генерального прокурора, министра внутренних дел, министра юстиции, директора ФСБ и передавать на рассмотрение комиссии только дела, подобранные сотрудниками Администрации Президента РФ [9, 10]. Будем надеяться, что попытки бюрократизировать комиссию и придать ее работе обвинительную направленность не найдут поддержки.

Расхождения между Президентом РФ и Государственной Думой в оценке эффективности и допустимости смертной казни обусловлены неодинаковым пониманием этой проблемы разными слоями общества. В МВД и прокуратуре преобладает взгляд на смертную казнь как крайнюю меру, необходимость сохранения которой диктуется интересами борьбы с преступностью. Существует опасение, что широкое применение помилования, а затем и отмена смертной казни послужат толчком для дальнейшего роста преступности и вызовут возмущение общественности [II].

Противники смертной казни обращают внимание на отсутствие корреляции между уровнем преступности и применением смертной казни. Усиление уголовной репрессии, как правило, не влечет снижения преступности, поскольку ее уровень детерминирован факторами социально-экономического, политического, культурологического характера, состоянием общественной нравственности и даже генетической предрасположенностью некоторых лиц к совершению преступлений отдельных видов (например, сексуальных). Приводятся и религиозные соображения (Бог дал жизнь, и только он может ее отнять). Обращается внимание и на то, что смертная казнь усиливает жестокость в обществе и что зло нельзя победить злом. Судебная ошибка, допущенная в отношении казненного, оборачивается непоправимой трагедией.

Сторонники смертной казни нередко ссылаются на США и некоторые другие страны, где еще сохраняется смертная казнь. Однако в США смертная казнь не применяется в 12 штатах, а по всей стране в среднем число казненных составляет 14 человек в год. За 20 лет в штатах Монтана, Вайоминг, Пенсильвания и некоторых других казнено лишь по одному человеку. С 1977-го по 1982 год в США были казнены только 7 осужденных. Причем 85% казней приходится на южные штаты, где большинство казненных - негры. Проверка законности и справедливости смертных приговоров в США длится многие годы, поэтому очередь "смертников" составляет около 3 тыс. человек. Губернаторы штатов широко используют свое право помилования осужденных к смертной казни. В Калифорнии, например, за последние 20 лет вынесено 448 смертных приговоров, а исполнено 4. Но в последние годы число казненных р США возросло: в 1995 году - 31, в 1996 году - 50 человек [12]. В этом отношении США не самый достойный пример для подражания. Законодательство 35 стран вообще не предусматривает смертной казни (ФРГ, Австрия, Франция и др.). В 18 странах смертная казнь может применяться лишь в военное время. В 26 странах смертная казнь сохраняется в законодательстве, но не применяется на практике [2, с. 103].

СССР входил в пятерку стран, где смертная казнь применялась в наиболее широких масштабах (Китай, Камбоджа, Иран, Ирак, СССР). Несмотря на тяжелую криминогенную ситуацию в современной России, нет смысла сохранять это наказание, поскольку не оно предопределяет уровень преступности.

В обоснование применения смертной казни ссылаются также на общественное мнение, настроенное, как правило, ригористично. Например, 40% опрошенных жителей Санкт-Петербурга (1997 г.) одобрили смертную казнь, приводимую в исполнение публично. Аналогичные результаты получены при опросе населения и в ряде других стран. Отменяя смертную казнь, законодатель должен преодолеть обывательские представления о ее полезности и целесообразности. Закон прокладывает путь истинно правовым идеям, не считаясь с тем, что многие из них непонятны или чужды определенным группам населения. Возгласы "нас не поймут" не должны останавливать гуманное стремление законодателя избавить общество от легализованного убийства.

Не убеждают и такие доводы сторонников смертной казни.

1. Помилование должно быть исключением, а не правилом (но увеличение числа помилованных было первым этапом на пути к полной отмене смертной казни; мораторий - второй этап).

2. Смертная казнь устрашает, т.е. носит общепревентивный характер (но она не оказывает решающего воздействия на преступность).

3. Помилование подрывает стабильность, престиж приговора и означает недопустимое вторжение исполнительной власти в компетенцию суда (но почти во всех странах глава государства или губернатор штата наделен правом помилования, и эта гуманная процедура никем не оспаривается и не порочит судебную власть).

4. Комиссия по помилованию при Президенте РФ уголовные дела не изучает, выносит на рассмотрение в одном заседании до 100-200 ходатайств о помиловании, из них 6-10 ходатайств лиц, приговоренных к смерти (но комиссию или по ее поручению члена комиссии не мешало бы наделить правом истребования и изучения уголовных дел в спорных случаях; "повестку дня" заседания комиссии следовало бы сократить, разделив комиссию на два-три состава).

5. Приговор и последующие судебные решения выносят юристы-профессионалы, а решение о помиловании, в сущности отменяющее смертный приговор, принимают писатели, психологи, священники и т.п. (но комиссия не решает вопрос о правильности юридической квалификации деяния, она лишь оценивает данные о тяжести деяния и личности осужденного и находит или не находит в них основания для милосердия).

6. Замена смертной казни пожизненным заключением дорого в буквальном смысле обойдется государству, так как пожизненно заключенного надо содержать (но это циничная постановка вопроса, так как ценность человеческой жизни не измеряется рублями; к тому же пожизненно заключенных не так уж много, и они могли бы работать и содержать себя) [2, 13].

Сторонники смертной казни отбрасывают нас далеко назад в. те времена, когда эта мера устрашения была чуть ли не единственной в системе уголовных наказаний и жизнь человека была обесценена. Волей-неволей они напоминают нам о жестокости наших диких предков: несуразных войнах, нетерпимых вероучениях, кровавых революциях, терроре, диктатуре. Здесь и законы Драконта (Греция, VII в. до н.э.), известные своей жестокостью, и принцип Талиона ("око за око", "зуб за зуб"), и средневековая инквизиция (процессы ведьм и колдунов, пытки, казни через сожжение, которые якобы помогают изгонять нечистую силу), и знаменитая своей жестокостью Каролина (Германия, 1523 г.), и Артикул воинский Петра I (Россия, начало XVIII в.), и газовые печи Бухенвальда и Освенцима (Германия, 1941-1945 гг.), и Катынь (уничтожение 23 тыс. пленных польских офицеров, священников, интеллигентов; СССР, 1940 г.), и чудовищное истребление в СССР нескольких миллионов "врагов народа" (30-50-е гг. XX в.) и т.д.

"В те времена и в тех странах, где были наиболее жестокие наказания, - писал Ч. Беккария, - Совершались и наиболее кровавые и бесчеловечные действия, ибо тот же самый дух зверства, который водил рукой законодателя, управлял рукой и отцеубийцы, и разбойника" [14]. В качестве примеров бесчеловечности Беккария приводил такие данные: в Милане проводятся 6 казней в день; тариф палача - 126 ливров за повешение, колесование, обезглавливание и добавки: 30 ливров - за отрубание рук, 25 ливров - за привязывание к хвосту лошади перед казнью" [14, с. 68]. Беккария очень ценил "двадцать лет царствования императрицы Московии Елизаветы, подавшей отцам народов знаменитый пример" [14, с. 317] (имелась в виду отмена смертной казни в России).

Интересно, что в самый ранний период российской истории (X в.) смертная казнь применялась не так широко, как впоследствии (за отцеубийство, скотоложество, колдовство, повреждение бороды). Кровную месть заменила денежная вира. Убийство каралось всего лишь "потоком" (высылкой), разграблением имущества и передачей в холопы жены и детей. За убийство холопа выплачивалось от 5 до 12 гривен (Русская правда, XI в.) [15].

Соборное Уложение царя Алексея Михайловича 1649 года предусматривало сожжение за богохульство (неверие, отрицание Бога, честного креста и святых), однако сожжение в России не было так распространено, как в Западной Европе того времени. Смертная казнь назначалась за поступок, вызвавший перерыв в церковной службе, и за голый умысел на цареубийство. Фальшивомонетчикам "лили олово в рот да руки секли". Казни подлежали иноверцы, совратившие в свою веру православного, а также лица, "курившие или хранившие табак" (гл. XXI. О разбойном приказе) [16].

В Артикуле воинском 1715 года Петра I (он распространялся в значительной мере и на гражданских лиц) 74 артикула предусматривали смертную казнь как абсолютно определенное наказание и 27 артикулов допускали замену смертной казни другими видами наказания [17].

В дальнейшем российское законодательство постепенно гуманизировалось, сфера применения смертной казни сокращалась и, как уже отмечалось, предпринимались попытки полной отмены смертной казни при императрицах Елизавете и Екатерине II. Даже в условиях мировой войны, когда российская армия терпела одно поражение за другим и армию разлагали большевики. Временное правительство предприняло попытку отменить смертную казнь, но она окончилась неудачей.

Но в мирное время, в условиях стабильного