Франчайзинг как особая форма организации бизнеса
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ
КИЕВСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
КРЫМСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
КАФЕДРА ЭКОНОМИКИ ПРЕДПРИЯТИЯ
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
По дисциплине: Предпринимательство: СОЭ
Вариант № 7
Выполнила студентка 5 курса группы
Проверила:
г. Симферополь, 2009 г.
Содержание
1. Франчайзинг как особая форма организации бизнеса
2. Формы международной предпринимательской деятельности. Мотивация, процедура и этапы создания СП в международном бизнесе
3. Формы международной предпринимательской деятельности
4. Профессиональная культура предпринимательской деятельности. Предприниматель как определяющая фигура в бизнесе
Список литературы
1. Франчайзинг как особая форма организации бизнеса
Организация частного предприятия на основе франчайзинга представляет собой осуществление совместного предпринимательства крупного, давно и успешно работающего предприятия и большого частного, только начинающего. В этом случае крупное родительское предприятие (франчайзер) предоставляет частному предприятию (франчайзи) определенные привилегии, например, возможность использования технологии, торговой марки, товаров, рекламы, площадей, части своего рынка. Франчайзер выступает здесь в роли продавца опыта, знаний и возможностей. Вы начинаете дело, уже имея репутацию и имя, но ваш успех будет зависеть только от вашей деятельности.
Франчайзинг объединяет элементы аренды, купли-продажи, подряда, представительства, но в целом остается самостоятельной формой договорных отношений хозяйствующих субъектов, имеющих статус юридического лица.
В экономической литературе, изданной в России, франчайзинг чаще всего называют коммерческой концессией. Однако в Украине нет пока нормативно-правового акта, определяющего франчайзинг, нет и методологической литературы, посвященной особенностям его использования, хотя на практике он уже применяется. Так как коммерческая концессия не рассматривает важнейшие элементы франчайзинга - вопросы производства, то, видимо, целесообразно сохранить понятие франчайзинга в том виде, в котором оно используется во многих странах Запада. Там под франчайзингом подразумевается совместная деятельность крупного предприятия с рядом небольших предприятий и отдельными предпринимателями по производству и реализации продукции, работ, услуг на основе соглашения (договора).
Основными типами франчайзинга являются товарный, производственный, деловой и конверсионный.
Товарный франчайзинг представляет собой распределительную систему сбыта товаров, произведенных франчайзером. Для такого типа франчайзинга в наибольшей степени подходит продукция, которая имеет известную товарную марку и требует комплекса предпродажных и послепродажных услуг.
В этом случае франчайзи покупает у крупного предприятия право на продажу его товаров с его торговой маркой.
При производственном франчайзинге крупные преуспевающие предприятия в ряде случаев выдают лицензии другим предприятиям на использование их технологии, их товарного знака или торговой марки продукции, которая запатентована или производится с помощью патентованного процесса.
Деловой франчайзинг имеет многие общие черты с товарным франчайзингом и является наиболее популярным. Он обычно представляет собой выдачу лицензии на товарный знак и способ ведения розничной торговли товарами и (или) услугами и использование соответствующего "ноу-хау".
Дочерний франчайзинг является сравнительно новым и быстро развивающимся типом взаимоотношений франчайзинга и предполагает организацию независимого предпринимательства под руководством франчайзера.
Конверсионный франчайзинг начал развиваться с появлением в начале 70-х годов франчайзинговых программ по операциям с недвижимостью, а затем его в определенной мере использовали в ряде других услуг (финансовых, оформлении интерьеров, торговле подержанными автомобилями, бухгалтерской отчетности). Происходило превращение (конверсия) так называемой неселективной системы сбыта (при которой изготовитель продает свою продукцию широкому кругу оптовых и розничных торговцев) в селективные системы сбыта. Последние характеризуются тем, что продукция продается только оптовым или розничным предприятиям, работающим по системе франчайзинга.
Основными видами франчайзинга являются индивидуальный франчайзинг и региональный (территориальный).
При индивидуальном франчайзинге, являющимся наиболее распространенным видом, лицензия (франшиза) продается на какой-либо один вид деятельности.
При региональном франчайзинге создаются 2-, 3-уровневые франчайзинговые структуры, действующие в определенном регионе (территории) и имеющие единое головное предприятие (единого франчайзера).
Региональный франчайзинг подразделяется на различные подвиды:
франчайзинг с владением многими предприятиями - развивается из индивидуального франчайзинга. В этом варианте франчайзер и франчайзи заключают контракт на региональное развитие бизнеса, в соответствии с которым франчайзи имеет право открыть свои предприятия в определенном районе;
субфранчайзинг - головное предприятие - имеет контракт с франчайзи, который одновременно является субфранчайзером. Последний привлекает других франчайзи на основе контрактных отношений;
развивающийся франчайзинг отличается от субфранчайзинга тем, что низовые франчайзи связаны контрактными отношениями как с субфранчайзером, так и с франчайзером. В соответствии с условиями контракта субфранчайзер обязуется подобрать и соответствующим образом обучить индивидуальных франчайзи, оказывать им практическую и методическую помощь и осуществлять контроль за их деятельностью. В то же время франчайзер выдает лицензию (франшизу) непосредственно индивидуальным франчайзи и имеет с ними прямые контрактные отношения.
Система франчайзинга ориентирована на достижении успеха всеми ее участниками. Преимущества для франчайзера:
выгоды от широкого и быстрого расширения предпринимательства без больших финансовых затрат;
возможность осуществления эффективного контроля над условиями реализации своей продукции и услуг;
получение дохода в виде платежей роялти;
получение дополнительной прибыли за счет снижения издержек производства на единицу продукции или услуги в результате роста масштабов производства.
Участие в системе франчайзинга дает преимущества и франчайзи, такие, как:
возможность стать и оставаться самостоятельным предприятием;
право вести свое дело под торговой маркой, имеющей хорошую репутацию на рынке;
использование апробированной концепции предпринимательства и маркетинга;
возможность получения квалифицированных управленческих консультаций от экспертов в соответствующей области;
снижение затрат на рекламу за счет организации совместной. деятельности;
получение услуг головного предприятия, организации начального и последующего обучения и повышения квалификации кадров.
Однако возможности реализации этих преимуществ зависят от многих условий и в первую очередь от имиджа франчайзера на рынке, научно-технического уровня передаваемой франчайзи технологии, качества производимых товаров (работ, услуг), характера спроса на эти товары и состояния конкурентной среды. Во всех случаях для принятия решения об участии в системе франчайзинга или ее распространении на те или иные рынки и области предпринимательства необходима разработка бизнес-плана предполагаемой деятельности.
Значительным отрицательным аспектом франчайзинга является тот факт, что, заключив юридическое соглашение (договор) с головным предприятием, вы утрачиваете полную самостоятельность в своих действиях и должны соблюдать принятые на себя обязательства, иногда жесткие стандарты, сковывающие инициативу, ограничивающие территориальный рынок, ассортимент, перечислять часть прибыли за услуги, которых нет.
Не все названные аспекты франчайзинга можно отнести к недостаткам, некоторых вообще может не быть. Но тот, кто заранее предупрежден, заблаговременно вооружен.
Для выбора в пользу франчайзинга некоторые страны издают специальные справочные пособия по франчайзингу, где подробно рассматриваются вопросы эффективности этого пути предпринимательства, как защитить свои интересы, что необходимо знать для вступления в эту сферу деятельности.
Медленное становление рыночной экономики, тяжелый налоговый пресс, недостаточно развитая правовая база, неплатежи за продукцию и услуги, слабая государственная поддержка предпринимательства сдерживают развитие франчайзинга в Украине. Несмотря на это, западные франчайзеры начинают проявлять инициативу в заключении контрактов с франчайзи Украины.
По существу франчайзинг у на представлен пока в одной форме:
зарубежный франчайзер сотрудничает с украинским франчайзи. Так пришли на украинский рынок известные фирмы: "ИБМ" (компьютеры), "Кодак" (фотоаппараты и фотоматериалы), "Цейс" (оптика), "Самсунг" (телевизоры)"Форд" (автомобили) и др.
Становление и развитие франчайзинга наряду с арендой и лизингом позволит быстрее решать проблему занятости населения, преодоления монополизма производства, развития конкуренции - движущей силы рыночной экономики.
Масштабный франчайзинговый проект по созданию сети ресторанов предполагает реализовать известная американская фирма "Макдональдс". Она планирует открыть в разных городах Украины около 100 ресторанов, создать около пяти с половиной тысяч новых рабочих мест и вложить в экономику страны около 100 миллионов долларов.
Компания "Кока-кола" уже вложила в производство и реализацию безалкогольных напитков в Украине более 100 миллионов долларов и в ближайшие годы намерена вложить еще 250 миллионов долларов.
Широкие возможности развития франчайзинга имеются и в самой Украине. Неудовлетворенный спрос на услуги по обслуживанию бытовой техники, магнитофонов, телевизоров, компьютеров, холодильников, швейных и вязальных машин, кухонных комбайнов, автомобилей мог бы значительно уменьшиться при активизации частных предприятий в этом направлении. Частные предприятия могли бы заключать договоры с крупными предприятиями - производителями этой продукции на послепродажное обслуживание и ремонт этих изделий, при условии гарантированного снабжения сменно-запасными деталями.
2. Формы международной предпринимательской деятельности. Мотивация, процедура и этапы создания СП в международном бизнесе
Современный этап развития мировой экономики характеризуется интенсивным расширением международной предпринимательской деятельности т.е. деятельности осуществляемой путем научно-технического, производственного, торгового, сервисного и другого взаимополезного сотрудничества субъектов хозяйствования двух и больше стран (международных партнеров). Основным побудительным мотивом активизации и расширения участия партнеров в международном бизнесе является возможность увеличения масштабов и эффективности предпринимательства за счет интернационализации определенных сегментов рынка, использование новых дополнительных источников необходимых материальных (инвестиционных) ресурсов, диверсификации производственно-хозяйственной деятельности.
Субъектами международной предпринимательской деятельности являются ее участники, которые способны эффективно работать, чтобы реализовывать собственные деловые интересы. Законом Украины " О внешнеэкономической деятельности" субъектами такой деятельности признаются:
1) физические лица граждане Украины, иностранные граждане и лица без гражданства которые имеют дее - и правоспособность;
2) юридические лица, зарегистрированы в Украине и постоянно пребывающие на ее территории;
3) структурные единицы субъектов хозяйственной деятельности иностранных государств (дочерние фирмы, филиалы, отделения, представительства);
4) совместные предприятия имеющие постоянное местонахождение в Украине.
3. Формы международной предпринимательской деятельности
Теория и практика международного бизнеса предусматривают определенные уровни и формы интернационализации различных субъектов внешнеэкономической деятельности.
К первой и наиболее низкой по уровню интернационализации форме предпринимательской деятельности принадлежит выполнение отдельных внешнеэкономических операций - экспортно-импортных, лизинговых, посреднических, также консультационных и маркетинговых услуг Вторая форма предпринимательской деятельности международного характера охватывает разнообразную промышленную кооперацию - научно-техническую (научно-исследовательские, проектно-конструкторские и испытательные работы), производственную, сбытовую, сервисную (послепродажное техническое обслуживание и ремонт изделий длительного пользования). Она также характеризуется сравнительно невысоким уровнем интернационализации предприятий и организаций.
Относительно высокий уровень интернационализации субъектов хозяйствования отражает совместное предпринимательство, которое осуществляется путем создания и функционирования совместных предприятий, лицензирования и управления по контракту.
Четвертой формой международной предпринимательской деятельности с наивысшим уровнем интернационализации субъектов хозяйствования являются комплексы территориально-производственных и многосторонних экономических связей (приграничная и прибрежная торговля, формирование консорциумов, реализация концессионных договоров и т.п.).
Практическая реализация отдельных форм международной предпринимательской деятельности достигается двумя способами: первый - без создания нового юридического лица - только на основе экономического соглашения (контракта); второй - учреждением нового совместного предприятия или зарубежного филиала (представительства) как субъекта международного бизнеса.
Совместные предприятия. Международным совместным предприятием (МСП) считается организационно-правовая форма соединения усилий разнонациональных партнеров в сферах инвестирования, управления, производства продукции или предоставления услуг, торговли, использования отходов, распределения предпринимательских рисков и т.п. Мотивационный механизм учреждения МСП создается на макро - и микроуровне национальной системы хозяйствования.
Необходимость формирования и функционирования МСП как формы реализации стратегии выхода на внутренний и внешний рынки объясняется:
1) снижением удельных инвестиционных ресурсов и предпринимательского риска;
2) развитием предпринимательского потенциала конкретного субъекта хозяйствования;
3) реализацией преимуществ меньшей стоимости основных факторов производства и, главным образом, возможностью активизации маркетинга и использования новых каналов сбыта товаров, а также проникновения на новый территориальный сегмент отечественного и мирового рынков.
Мотивация непосредственных партнеров базируется на согласовании их производственно-экономических, маркетинговых, экологических и имиджевых интересов.
Предварительные переговоры относительно создания МСП, как правило, завершаются подписанием партнерами протокола о намерениях, в котором должны быть обозначены:
а) общие объемы производства и поставок продукции на внутренний и внешний рынки;
б) размер уставного фонда с выделением доли партнеров в нем; соотношение между собственными и заемными средствами, возможный банк-кредитор;
в) наличие местной квалифицированной рабочей силы и потребность в привлечении иностранного персонала;
г) организация продажи изделий, послепродажного технического обслуживания с указанием длительности последнего;
д) порядок трансферта (репатриации) прибыли иностранного партнера.
Договоренность партнеров об учреждении МСП обязательно детализируется в процессе составления технико-экономического обоснования.
Основным учредительным документом для создания МСП может служить его устав, который обычно определяет: предмет и цели деятельности, местонахождение, состав учредителей; размер уставного фонда и долей партнеров в нем, порядок его формирования; состав и компетенцию органов управления, порядок принятия решений; процедуру прекращения деятельности (ликвидации).
После завершения переговоров и подписания учредительных документов осуществляется регистрация МСП в соответствующем органе общегосударственного управления. Для регистрации МСП представляются такие документы:
1) письменное заявление установленного образца;
2) согласие областной (городской) госадминистрации и руководящего органа отечественного участника на создание МСП;
3) нотариально удостоверенные копии учредительных документов;
4) обоснование эффективности и валютной окупаемости деятельности нового МСП;
5) документы, подтверждающие регистрацию иностранного партнера как юридического лица.
В Украине уже наметились определенные тенденции, касающиеся развития МСП. Основными из них нужно считать:
активизацию количественного развития разнопрофильных совместных предприятий с частичным или полным иностранным капиталом;
преобладание партнёров из промышленно развитых стран, что объясняется, прежде всего, стратегической ориентацией таких стран, а также достаточностью и мобильностью их капитала экспортного направления - создание МСП преимущественно на двухсторонней основе и для осуществления промышленной деятельности;
слишком осторожное отношение иностранных партнеров к вложению крупных по размеру инвестиций в совместное предпринимательство из-за отсутствия надежных гарантий их правовой защиты;
относительно более активное участие в учреждении МСП малых зарубежных фирм (компаний) отдающих предпочтение быстрой отдаче небольших инвестиций или коммерческому риску от разовых операций;
сосредоточение МСП прежде всего в научно-технических и производственно-промышленных центрах (регионах) Украины.
4. Профессиональная культура предпринимательской деятельности. Предприниматель как определяющая фигура в бизнесе
Профессиональная культура предпринимательства не только обеспечивает высокий имидж предприятия, но и способствует повышению эффективности производства, конкурентоспособности продукции и услуг, а, следовательно и увеличению прибыли.
Понятие "профессиональная культура предпринимательства" также не отличается единством мнений. Так, Р. Роюттингер считает, что культура предпринимательства - это система реальных убеждений и представлений о ценностях персонала предприятия особого типа хозяйствования рыночной экономики, возглавляемого предпринимателем. Наиболее полное и развернутое определение дает В.Д. Козлов, отмечая, что профессиональная культура предпринимательства "есть система формальных и неформальных правил и норм деятельности, особенностей поведения персонала предприятия, стиля руководства предприятием, материальных и духовных ценностей, результатов деятельности, а также труда, взаимного сотрудничества, идентифицирования работников с предприятиями и перспективами развития".
Сущность культуры предпринимательской фирмы выражается в предписаниях, принятых формах и правилах поведения и общения, которые составляют фирменный стиль. Культура предпринимательства предполагает особый стиль управления, который позволяет так организовать производственную и коммерческую деятельность, чтобы эффективность экономического процесса, выраженная в реальных показателях прибыли, сочеталась с созданием таких условий для деятельности персонала, которые приносили бы удовлетворение.
Основные факторы, влияющие на культуру предприятия: цели предприятия; его система ценностей и идей; принятые на предприятии стандарты и правила; система информационно-интеллектуальных технологий и т.д. Элементы предпринимательской культуры формируются как под воздействием опыта деятельности данного предприятия, так и в результате установок его лидеров. Вместе с тем не следует думать, что культурой предпринимательства можно манипулировать. Она складывается годами, отличается динамикой изменений, постоянно совершенствуется. Так, например, Б. Карлоф выделил десять основных признаков культуры организации предпринимательской организации:
социальная направленность управления предприятия, так как она влияет на формирование всех или большинства работников фирмы;
нормы культуры осознанно или неосознанно принимаемые всеми работниками;
незыблемость соблюдения традиций и обычаев;
познаваемость;
способность изменяться;
многогранность культуры, то есть неприемлемость постижения с помощью одного какого-либо подхода;
·постоянство и непрерывность развития.
Формирование и развитие предпринимательской культуры осуществляется, во-первых, естественным путем, когда предприятия на основе изучения опыта прошлого и настоящего поддерживают те культурные традиции, которые связаны с наиболее результативными итогами в достижении поставленных целей; во-вторых, волевым путем при помощи силового давления со стороны лидера в соответствие с его программой управления фирмой. Однако, чтобы стимулировать внедрение передовых комплексов поведения в культуре предпринимательской деятельности, влиять на формирование национальных традиций, необходимо представлять основные закономерности развития предпринимательской культуры. И хотя развитие норм и требований культуры предпринимательских отношений во многом определяется характером условий общественного производства, эти нормы культуры обладают относительной самостоятельностью и подчиняются своим внутренним законам развития.
Прогресс в области предпринимательской культуры - это не только высокое мастерство производственной деятельности, но это:
новые корпоративные ценности широкого общественного значения;
новая система распределения и потребления этих ценностей;
прогрессивная направленность экономической деятельности;
подъем социальной и предпринимательской активности народа;
совершенствование экономических и культурных интересов;
новый уровень взаимодействия национальных и общечеловеческих взаимоотношений в процессе предпринимательской интеграции.
Предприниматель как определяющая фигура в бизнесе
Исследования нравственных качеств предпринимателя позволили определить наиболее важные черты характера преуспевающего субъекта предпринимательской деятельности: инициативность, способность рисковать, целеустремленность, независимость, ориентированность на эффективность и качество, способность убеждать и устанавливать цели, стремление к знаниям, систематическое планирование и наблюдение.
Как подтверждает деловая практика, главной характеристикой современного предпринимателя является честность и порядочность. Так, например, десятки тысяч акций и других ценных бумаг продаются на биржах Запада на основе устных сделок; товары на многие миллиарды долларов реализуются с оформлением контрактов спустя некоторое время, поэтому честность и порядочность являются неотъемлемой чертой делового мира цивилизованного общества.
Профессиональная ценность предпринимателя основывается на его умении организовать и рационально вести дело, его бережливости, инициативности, стремлении к постоянному обновлению производства и выпускаемой продукции. Особое значение имеет нацеленность предпринимательской деятельности на потребителей, удовлетворение потребностей людей. Будучи заинтересованными в увеличении покупательской способности потребителей, предприниматели в развитом обществе активно включаются в совершенствование социальной политики, способствуют развитию культуры, науки.
Выберите верное.
Учредительный договор - письменный документ, который
Б) свидетельствует волеизъявление физических или юридических лиц о создании новой организационно-правовой структуры.
Список литературы
1. Экономика предприятия. Под общ. Ред. С.Ф. Покропивного. - К.: КНЭУ, 2006 - 608с.
2. Организация частного предприятия в Украине. Бревнов А. А.2изд. - Х.: ООО Одиссей, 2006. - 504с.
3. Курс предпринимательства. Учебник для вузов. Узунов В.Н. Узунов Ф.В. - С.: - Таврия, 2003. - 299с.