Занятость и безработица в кризисной экономике
требуется определенное логическое переосмысление предлагаемых методов исследования, а также использование адаптированных методов исследования социально-экономических последствий безработицы в России переходного периода.Можно предложить развернутую классификацию наиболее значимых, на наш взгляд, социальных и экономических последствий безработицы, рассматриваемых с точки зрения отрицательного и положительного влияния на систему.
Особое место в системе регулирования рынка труда занимают биржи труда (служба занятости, служба трудоустройства, служба содействия найму), являющиеся одной из важных структур рыночного хозяйственного механизма. Они представляют собой специальные учреждения, осуществляющие посреднические функции на рынке рабочей силы.
В большинстве стран биржи труда являются государственными и осуществляют свою деятельность под руководством министерства труда или аналогичного ему органа. Вместе с тем на рынке труда наряду с государственными службами занятости функционирует большое число частных посреднических фирм, эффективность деятельности которых очень высока. Так в США действует около 15 тыс. таких фирм. Немало таких фирм действует уже и в России.
Основными направлениями деятельности бирж труда являются:
1) регистрация безработных; 2) регистрация вакантных мест;
3) трудоустройство безработных и других лиц, желающих получить работу; 4) изучение конъюнктуры рынка труда и предоставление информации о ней; 5) тестирование лиц, желающих получить работу; 6) профессиональная ориентация и профессиональная переподготовка безработных; 7) выплата пособий.
Следует подчеркнуть, что в современных условиях в развитых странах большинство граждан трудоустраиваются не через биржи труда, а обращаясь непосредственно в кадровые службы предприятий и организаций или с помощью частных посреднических агентств.
Более активная деятельность в России такого рода частных .фирм наряду с деятельностью государственных бирж труда имела бы важное значение для эффективного функционирования рынка рабочей силы. Пока такие фирмы обслуживают в основном относительно узкий рынок дефицитных специальностей. Вместе с тем роль бирж труда в оказании помощи безработным (выплата пособий, трудоустройство, переквалификация) во многих странах весьма заметна. В США, например, такая помощь оказывается ежегодно в среднем 6—8 млн. безработных.
В России в 2008 г. в органы государственной службы занятости за содействием в трудоустройстве обратились 6,6 млн. человек. Из них получили работу 3,4 млн. (более 52%).8
Законодательство большинства стран содержит основные условия получения пособия по безработице. Так, в США максимальный срок его получения составляет 26 нед. (в некоторых случаях он может быть продлен еще на 13 нед. ), средненедельное пособие по стране (при довольно больших различиях по отдельным штатам) в 2008 г. равнялось 300 долл.
Законодательное регулирование занятости и безработицы в России осуществляется в соответствии с Законом РФ «О занятости населения в Российской Федерации» от 19 апреля 1991 г., а также Положением о порядке регистрации безработных граждан и условий выплаты пособий по безработице, принятым Правительством РФ 17 ноября 1992 г.
В соответствии с российским законодательством центр занятости, где зарегистрирован безработный, обязан в течение 10 дней со дня обращения по возможности предложить ему два варианта подходящей работы, а впервые ищущему работу, не имеющему профессии — два варианта получения профессиональной подготовки или оплачиваемой работы в пределах транспортной доступности.
В случае невозможности предоставления указанным гражданам подходящей работы из-за отсутствия необходимой профессиональной квалификации им может быть предложено пройти профессиональную подготовку или повысить квалификацию по направлению службы занятости. Кроме того, гражданам, ищущим работу, может быть предложено участие в общественных работах на добровольной основе9.
Решение о признании граждан безработными принимается центром занятости не позже 11 календарных дней со дня предъявления всех необходимых документов. При этом безработными не признаются те, кто отказался от двух предложенных вариантов работы, а также впервые ищущие работу, оказавшиеся от двух вариантов профессиональной подготовки. Решение о назначении пособия по безработице принимается центром занятости одновременно с решением о признании гражданина безработным. Размеры пособий по безработице дифференцируются в зависимости от категорий граждан, признанных в установленном порядке безработными:
-уволенным с предприятий по любым поводам, имевшим до увольнения оплачиваемую работу не менее 12 календарных недель на условиях полного рабочего дня пособие выплачивается в течение первых трех месяцев в размере 75% среднего заработка за последние два месяца работы, в течение следующих четырех месяцев — 60%, в дальнейшем — 45%, но во всех случаях не ниже минимального размера заработной платы, установленного законодательством РФ, и не выше средней заработной платы в данной республике, крае или области;
-уволенным с предприятий на любых основаниях, но не имевшим за последний год 12 недель оплачиваемой работы пособие выплачивается в размере минимальной заработной платы;
- гражданам, ищущим работу впервые, а также стремящимся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва, пособие по безработице выплачивается только в размере установленной законодательством минимальной заработной платы.
Продолжительность периода выплаты пособия по безработице не может превышать двенадцати календарных месяцев в суммарном исчислении. Выплата пособия прекращается в случаях трудоустройства безработного, прохождения профессиональной подготовки, повышения квалификации или переподготовки с выплатой стипендии, назначения ему пенсии.
Проблема занятости - это общеэкономическая проблема, решение которой возможно лишь в рамках общей государственной программы, где показатель занятости должен фигурировать наравне с общепринятым критерием экономической эффективности. Именно социальные показатели, в том числе характеризующие безработицу, должны стать критериями успешности проведения экономических реформ. Безработица порождает целый комплекс проблем: снижается уровень жизни, теряются
квалифицированные кадры, растет социальная напряженность в обществе. Для обеспечения полной, продуктивной и свободной занятости необходимо осуществление инвестиционной, финансово-кредитной политики, улучшение размещения производительных сил, повышение мобильности трудовых ресурсов, поддержка трудовой и предпринимательской активности граждан.
Государственное регулирование проблем занятости и безработицы в Российской Федерации осуществляет Министерство труда и социального развития России совместно с органами исполнительной власти субъектов РФ исходя из отраслевых и региональных приоритетов разрабатывают генеральную схему, а также отраслевые и региональные программы
воспроизводства, сохранения и создания рабочих мест с учетом ситуации на рынке труда. В них предусматриваются меры по улучшению использования имеющихся рабочих мест, развитию малых предприятий, соединению материальных и трудовых ресурсов на основе льготной аренды производственных объектов, в том числе входящих в состав мобилизационных мощностей. Ликвидация неэффективных рабочих мест сочетается с их созданием, профессиональной подготовкой и трудоустройством высвобождающихся в развивающихся отраслях и регионах. Новые рабочие места с высоким заработком открываются на основе определения приоритетных направлений развития экономики и потенциала регионов в интересах стабилизации рынка труда, особенно в районах со сложным социально экономическим положением и экстремальными условиями. Вводится обязательная экспертиза федеральных инвестиционных проектов в Министерстве труда и социального развития
Российской Федерации по критерию обеспечения сохранения и увеличения новых рабочих мест. Федеральные органы активно участвуют в сфере занятости в районах концентрации государственных организаций, относящихся к отраслям естественных монополий и ВПК; а также в регулировании высвобождения в тех регионах, где из-за структурных особенностей или изменений государственной экономической политики складывается острая ситуация с занятости для изменения которой местных усилий недостаточно.
Органы исполнительной власти на местах определяют допустимый уровень безработицы с учетом возможности социальной поддержки безработных, смягчения последствий длительной (более одного года) безработицы и при его повышении осуществляют специальные меры по ограничению ее роста.
Субъекты Российской Федерации могут значительно улучшить положение наемных работников, в отличие от федерального законодательства, принимая местные нормативные правовые акты, регулирующие трудовые отношения. В этих актах можно повысить гарантии трудовых прав, установить дополнительные льготы с учетом региональной специфики.
Каждая организация может установить дополнительные льготы и социальные гарантии сверх установленных КЗоТом в рамках, например, коллективного договора. Устанавливая трудовые отношения в коллективе, работодатель должен помнить и исполнять ст. 7 Конституции РФ, которая провозглашает, что Российская Федерация:
- социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
Каждая организация обязана создавать для наемных работников условия, обеспечивающие эффективный труд и отдых. Во многих организациях, к сожалению, отношения, кадровая политика не соответствуют времени. Для изменения подобной ситуации целесообразно исходить прежде всего из следующих принципов:
- равенство прав работодателя и работника с учетом того, что работодатель наделяется ограниченной государством властью в трудовых отношениях. Это положение может также рассматриваться как равновесие прав, обязанностей, ответственности работника и работодателя;
- справедливость трудовых отношений, которая возможна при обеспечении равенства работодателя и работника, равенства прав всех наемных работников без какой-либо дискриминации;
- необходимо четко определить, какие права работник передает работодателю в трудовых отношениях и какие он не должен передавать ни при каких обстоятельствах.
Заключение
Основной целью настоящей работы было рассмотрение понятия таких составных элементов рыночной экономики как безработица и занятость, а так же дать анализ их состояния в России в современных условиях. Из-за чрезмерной обширности данной темы невозможно подробно рассмотреть в одной работе все стороны этой проблемы. Однако, исходя из всего вышесказанного, можно сделать некоторые выводы, обобщая анализ каждого из рассмотренных вопросов.
В современных условиях, когда существование безработицы признается не только в качестве явления неизбежного, но и в некотором смысле явления полезного, государство принимает на себя обязательства по оказанию содействия в реализации прав граждан на полную, продуктивную и свободно избранную занятость.
Нормы института занятости и трудоустройства направлены на социальную защиту безработных граждан. К таким мерам защиты относятся: трудоустройство с помощью органов государственной службы занятости населения, профессиональная подготовка и переподготовка по направлению органов службы занятости, выплата пособия по безработице, направление на общественные работы, оказание материальной помощи и др.
Трудоустройство служит юридической гарантией реализации прав граждан в сфере труда и занятости. Прежде всего, оно выступает гарантией реализации права на труд. Ранее основным правомочием, составляющим данное право, было право на получение гарантированной работы, реализация которого обеспечивалась общегосударственной системой трудоустройства. В современных условиях функционирования рынка труда ситуация значительно изменилась. Международно-правовое определение права на труд подразумевает, что это право должно обязательно гарантироваться государством посредством установления им путей и средств, обеспечивающих полное осуществление этого права, к числу которых относится и трудоустройство. Так, в соответствии со ст. 6 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах право на труд включает право каждого человека на получение возможности зарабатывать себе на жизнь трудом, который он свободно выбирает или на который он свободно соглашается. Подобный подход воспринят и современным ТК, ст. 2 которого в числе основных принципов правового регулирования трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений называет защиту от безработицы и содействие в трудоустройстве.
Трудоустройство является гарантией осуществления права граждан на защиту от безработицы, права на полную, продуктивную и свободно избранную занятость и иных.
В современных условиях, когда проблема безработицы обостряется и, как следствие, возрастает необходимость государственного регулирования рынка труда, трудоустройство направлено прежде всего на обеспечение рационального использования трудовых ресурсов также с учетом интересов основных субъектов на рынке труда - работников и работодателей (потенциальных работников и потенциальных работодателей), а также государства. Не следует забывать, что в силу ст. 1 ТК основными задачами трудового законодательства являются создание необходимых правовых условий для достижения оптимального согласования интересов сторон трудовых отношений (т.е. как работников, так и работодателей) и интересов государства.
На сегодняшнем этапе развития общества мы наблюдаем ситуацию, когда постепенно формируется практически новая отрасль права, включающая в себя отношения по трудоустройству и занятости. На мой взгляд, уже можно говорить о выделении из трудового права значительного круга общественных отношений, тесно связанных с трудом, которые могут составить основу самостоятельной отрасли законодательства о занятости и трудоустройстве (как в свое время произошло с правом социального обеспечения).
В пользу этого тезиса свидетельствует наличие большого количества нормативного материала, специфический предмет правового регулирования. Законодательство о занятости и трудоустройстве регулирует вопросы, отличные от трудового законодательства, имеет при этом и специальных субъектов - это не работники, а люди, ищущие работу или потерявшие ее.
И в качестве заключения хочу еще раз подчеркнуть пути решения проблем безработицы:
Перераспределение имеющегося спроса на труд путем стимулирования перехода предприятий на неполный рабочий день, неполную рабочую неделю и т.п. Такие предприятия должны получить налоговые льготы, чтобы компенсировать затраты на прием новых работников.
Бюджетное субсидирование дополнительной (по отношению к фактическому уровню) рабочей силы на действующих предприятиях. Оно может иметь вид кредитования государством зарплаты дополнительно нанятых рабочих.
Снижение фактического предложения рабочей силы за счет снижения установленного законом пенсионного возраста. Такой же эффект может обусловить развитие служб переподготовки кадров и повышения квалификации.
Предоставление рабочих мест, не ориентированных на получение прибыли, а связанных с работой в интересах общества, например: работа в области охраны окружающей среды и т.д.
Переход к созданию системы социального партнерства, в том числе создание механизма выработки трехсторонних соглашений (работодатели - профсоюзы - государство) с целью ограничить рост заработной платы. С работодателей следует взимать налог на средства, дополнительно потраченные на заработную плату, и направлять его на субсидирование занятости.
Таким образом, можно сделать вывод, что проблемы безработицы не решаются в один шаг, а носят характер многосторонних программ, по регулированию занятости, которые и необходимо реализовывать для предотвращения и понижения уровня безработицы в России.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Аврамов А.С. Работа – не волк?// Экономика и жизнь, январь, 2008, №4. – с. 4-5
Булатова А.С. Экономика: Учебное пособие. - М.: Дело, 2007. – 450 с.
Бункин М.К., Семенов А.М. Макроэкономика: Учебник. – М.: Филинъ, 2008. – 345 с.
Вечканов Г.С., Вечканова Г. Р. Экономическая теория: Учебное пособие. - СПб.: Вектор, 2008. – 500 с.
Волгина А.С. Одегов М.Н. Экономика труда: Учебник. - М.: Экзамен, 2007. – 467 с.
Кейнс Дж. Общая теория занятости, процента и денег. - М.: Прогресс, 2002. – 400 с.
Малева Т.М.Государственная и корпоративная политика занятости: Учебник. - М.: Московский центр Карнеги, 2008. – 345 с.
Никифоров А.А. Рынок труда, занятость и безработица: Учебник. - М.: Феникс, 2007. – 389 с.
Николаева И.П. Экономическая теория: Учебник для вузов. - М.: Финстатинформ, 2006. – 400 с
Пузиков О. С. Экономическая теория для студентов и вузов: Учебное пособие. Изд.2-е. - Ростов н/Д: Феникс, 2008. – 489 с.
Раминович А.С. Упало число заявок по безработице в США//Коммерсант, пятница 22 июля, 2007, № 134. – с. 8-9
Рофе А.И., Збышко Б. Г. Рынок труда, занятость населения, экономика: Учебник. - М.: МИК, 2008. – 540 с
Рощин С.Ю., Разумова Т.О.Экономика труда: Учебное пособие. - М.: ИНФРА-М, 2000. – 350 с.
Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика: Учебник. - М.: Дело, 2007. – 400 с.
Четвернина Т., Лакунина Л. Напряженность на российском рынке труда и механизмы ее преодоления//Вопросы экономики, 2007, №2. с. 3-4
demoscope/weekly/2002/059/analit02.php
17. matfak/
18. gks официальный сайт ГМП Росстата
19. economy.gov официальный сайт Минэкономразвития РФ
20. sladostrus.narod/6.htm
21. bfm/
Размещено на
1 gks официальный сайт ГМП Росстата
2 gks официальный сайт ГМП Росстата
3 Станковская И.К., Стрелец И.А. Экономическая теория для бизнес - школ. – М.: ЭКСМО, 2005. -С.275.
4 Ефимова Е.Г. Экономическая теория в схемах, таблицах, графиках и формулах. – М.: Флинта, 2003. - С.93.
5 Плакся В.И. Безработица: теория и современная российская практика. – М.: РАГС, 2004. - С.27.
6 Станковская И.К., Стрелец И.А. Экономическая теория для бизнес - школ..–М.: ЭКСМО, 2005. – С.276.
7 Малева Т.М. Государственная и корпоративная политика занятости: Учебник. - М.: Московский центр Карнеги, 2008. – с. 123.
8 gks официальный сайт ГМП Росстата
9 Вечканов Г.С., Вечканова Г. Р. Экономическая теория: Учебное пособие. - СПб.: Вектор, 2008. – с. 145.