Бизнес–планирование как инструмент совершенствования управления в организациях здравоохранения

в два раза чаще, чем женщины. Это можно объяснить анатомо-физиологическими особенностями и тем, что многие мужчины заняты тяжелым физическим трудом.

Кроме того, увеличивается число пострадавших в результате террористических актов, локальных военных конфликтов, автокатастроф, авиакатастроф, техногенных аварий. Как правило, основные травмы у таких пострадавших связаны с травмами позвоночника. По данным ВОЗ: ежегодно в России регистрируется 50 тысяч случаев травм позвоночника и спинного мозга.

За последние несколько лет наблюдается стойкая динамика увеличения травматизма среди молодых людей – средний возраст получивших травму 15-35 лет. Чаще страдают мужчины – соотношение мужчин и женщин 3:1. Основными причинами травмы являются дорожно-транспортные происшествия и ныряние. При этом травматизм такого рода часто сопровождается повреждением спинного мозга, а это сопряжено грубыми неврологическими расстройствами в виде тетраплегии, нарушений чувствительности и функции тазовых органов.

По данным Департамента Здравоохранения за 2006 год, 25 взрослых из 10 000 населения получили перелом позвоночника. Что касается детей, то к 15-летнему возрасту сколиоз наблюдается у 7,7% детей, а нарушение осанки - у 10,8%.

Факторы, влияющие на рынок реабилитации

Факторами, влияющими на рынок реабилитации, наши эксперты называют:

недостаток реабилитационных центров на фоне большой заболеваемости опорно-двигательного аппарата;

недостаточную техническую оснащенность реабилитационных центров современны восстановительным оборудованием;

рост благосостояния населения, что позволяет оплачивать медицинские услуги;

неудовлетворенность платежеспособного населения оказанием услуг и качеством сервиса в государственном секторе здравоохранения;

недостаточная организация медицинской службы в фитнес-клубах, где предлагаются услуги реабилитации позвоночника.

Тенденции развития отрасли восстановительного лечения

В последнее время наблюдается интерес к отрасли восстановительного лечения в основном. Это происходит по многим причинам, основными можно назвать следующие.

Резко увеличилось число заболеваний связанных с позвоночником. Одна из главных причин этого то, что за последние несколько лет укрепилась диагностическая база государственных ЛПУ. Государство планомерно укрепляет поликлиническое звено здравоохранения. В результате чего закупается большое количество диагностического оборудования, в том числе для диагностики заболеваний позвоночника. Но вместе с тем государство пока не предлагает такое же масштабное лечение позвоночника. Большинство бюджетных медицинских учреждений слабо оснащено необходимым оборудованием для реабилитации и в большинстве случаев позволяет проводить только минимальный комплекс упражнений в рамках устаревших методик ЛФК. Кроме того, необходимо отметить, что профилактика населения проводится бессистемно, санаторно-курортное направление здравоохранения находится в плохом состоянии.

Уделяется все большее внимание реабилитации людей с хроническими заболеваниями позвоночника и инвалидов, как со стороны государства, так и со стороны частного медицинского рынка. Поднимается проблема увеличения функциональных резервов больных, компенсации нарушенных функций, вторичной профилактики заболеваний и их осложнений, восстановления сниженных трудовых функций и возвращения дееспособности44.

В настоящее время наблюдается интерес фитнес-клубов к открытию реабилитационных центров позвоночника, что при эффективной рекламе и организации приносит им хороший доход и, соответственно, новую перспективную платежеспособную нишу клиентов. Известно, что услуги фитнес-клубов, ориентированны на максимальное число платежеспособных потребителей, поэтому владельцы фитнесов стараются предложить как можно больший ассортимент уникальных услуг.

Возрастает интерес инвесторов к отрасли реабилитационных услуг. Частные лечебные учреждения имеют больше видов современной и уникальной аппаратуры для восстановительного лечения, в том числе реабилитации позвоночника. В последнее время наблюдается расширение числа реабилитационных центров отделений, их усложнение и комплексный подход к восстановительному лечению.

Портрет потребителя услуг Центра реабилитации позвоночника. Определение целевого сегмента

Услуги Центра реабилитации позвоночника в основном необходимы, следующим категориям:

лицам с хроническим течением болезней, которые страдают хроническими заболеваниями опорно-двигательного аппарата (артрозом, остеохондрозом, остеоартрозом, спондилезом и др.);

лицам с посттравматическим синдромом, больным, которые восстанавливаются после тяжелой операции или травмы;

лицам, которые нуждаются в профилактике болезней, связанных с позвоночником, нетренированные люди;

спортсменам;

инвалидам.

По оценкам экспертов рынка реабилитации, потенциальными и наиболее перспективными клиентами реабилитационного Центра будут лица с хроническим течением болезней – это 60% от всех посетителей Центра.

На втором месте по посещаемости будут находиться лица с посттравматическим синдромом, на третьем – лица, нуждающиеся в профилактике. Вместе они будут составлять около трети от всех посетителей Центра реабилитации позвоночника.

Маркетинговый план

Маркетинговый план включает в себя комплекс мер направленных на увеличение продаж и выход на запланированные финансовые показатели. Комплекс мер включает в себя выделение уникальных услуг и определение их ценности, определение ценового сегмента в котором будет позиционироваться Центр, определение условий расположения, определение способов продвижения45.

Целевой рынок: пациенты, нуждающиеся в реабилитации позвоночника и суставов Уникальное достоинство продукта, позиционирование В Центре реабилитации, были использованы две услуги: тестирование на уникальном оборудовании и программа реабилитации на специальных тренажерах. Реабилитационный процесс чаще всего осуществляется по схеме - 3 или 6 занятий в неделю от одного часа. Для одного пациента расчетный курс реабилитации – 10 занятий. Таких курсов для одного пациента может быть от 3Х до 10 в год. Поэтому разработчики бизнес-плана рекомендуют сосредоточить коммуникативную стратегию на продвижении уникальной услуги - реабилитации позвоночника и крупных суставов с помощью современных тренажеров.

Цены, ценовая политика. Обоснование цены на услуги

Курс реабилитации включает в себя не менее 10 занятий. Следует оговориться, что 10 занятий – это минимальная точка отсчета для начала занятий по восстановлению функций. Для одного полноценного курса лечения необходимо пройти не менее 12-15 занятий и не менее 3 курсов лечения (в зависимости от сложности). Только тогда можно будет говорить о результатах.

Концепция рекламы и PR. Программа по организации рекламы

1. Реклама, ориентированная на частных лиц. Основной упор делается на: Приоритетные рекламные носители: информационные листовки, буклеты в медицинских учреждениях об услугах Центра реабилитации позвоночника и крупных суставов, реклама в общественном транспорте (стикеры). Также важны публикации в прессе обзорно статей о преимуществах комплексной индивидуальной диагностики перед началом индивидуальных лечебных мероприятий, точной диагностики на современном оборудовании, перед ожиданием в очередях и занятиями в группе на устаревшем оборудовании поликлиник. О преимуществах лечения в Центре реабилитации позвоночника перед традиционными методиками лечения нарушений опорно-двигательного аппарата (массаж, мануальная терапия, классические методики лечебной физкультуры, физиотерапия), которые обеспечивают недостаточно долговременный результат.

Кроме того большие усилия должны быть направлены на обучение персонала способам привлечения и удержания клиентов в Центре, так как клиенты таких ЛПУ в основном люди с хроническими заболеваниями. Поэтому они будут рады постоянно получать квалифицированные услуги там, где им искренне рады, персонал компетентен и хорошо знаком с услугами, которые оказывает и отлично знает характеристики оборудования, которое задействовано в процессе.

2. Работа с юридическими лицами

Усилия по этому сегменту должны быть направлены на работу с главврачами медучреждений и специалистами по реабилитации в ЛПУ, которые не имеют современного оборудования для реабилитации позвоночника и крупных суставов.

Один из эффективных способов работы с медицинским учреждением – это «просветительская» работа с медицинским персоналом (семинары, конференции, распространение литературы). «Просветительская» работа должна охватывать в своей тематике не только факт существования Центра реабилитации позвоночника и возможности сотрудничества с ним, но и новые направления в диагностике и лечении заболеваний опорно-двигательного аппарата, в видах и способах диагностики и лечении заболеваний, возможности Центра реабилитации позвоночника. Семинары должны проводиться как на общегородском уровне, так и в тех медицинских учреждениях, для которых данный вид услуг может быть полезен. Тематическая направленность семинаров должна наталкивать на мысль о том, что работа с Центром реабилитации свидетельствует о высоком профессиональном уровне специалистов и учреждения, работающих с ним - это гораздо более высокий уровень качества и ответственности за результат.

Кроме того, важно мотивировать врачей (как главных врачей, так и «узких» специалистов) на направление пациентов на прохождение курса восстановительного лечения или на тестирование работы позвоночника (направление пациентов в Центр реабилитации позвоночника и крупных суставов). Работа по информированию медицинского персонала должна вестись одновременно с работой по созданию системы материального стимулирования главных (и направляющих) врачей. Имеет смысл разработать фирменные бланки направлений, в которых помимо видов услуг будет указано, кто направляет (с обязательным учетом данных и последующем вознаграждении).

Все вышесказанное по работе с медицинскими учреждениями подходит для эффективной работы с корпоративными клиентами – предприятиями, где возможны частые травмы позвоночника (например, строительная, добывающие отрасли). На крупных предприятиях практически всегда имеется медсанчасть, главный врач которой может стать союзником в совместной работе.

Работа со страховыми компаниями по заключению договором добровольного страхования, возможно, будет осложнена, так как в настоящий момент в РФ не развито страхование хронически больных людей.

Мощным инструментом продвижения услуг Центра может быть Интернет, как в поисковой части, так и в размещение просветительских статей на тематических порталах.

Необходимые маркетинговые ресурсы (материалы)

Реализация вышеописанных маркетинговых мероприятий требует предварительной подготовки следующих материалов (ресурсов):

Название и фирменная символика Центра;

Прайс-листы для частных клиентов, корпоративных клиентов и ЛПУ;

Интернет-сайт (до 10 страниц, с обновляемым новостным разделом, информационной страничкой для специалистов, описанием возможностей Центра и ценами);

Информационный буклет (формат А4, полноцвет, 8-10 страниц);

Специальные предложения для корпоративных клиентов;.

Схема мотивации для направляющих врачей.

Маркетинговые расходы по годам периода представлены в Таблице 4.


Таблица 4. Маркетинговые расходы, тыс. руб.

Наименования 2008 2009 2010 2011 2012
Буклеты/визитки 100 100 100 100 100
Пресса. Разъяснительные статьи 600 300 300 300 300
Интернет 500 240 240 240 240
Вывеска 750 0 0 0 0

1 950

640

640

640

Итого


Для осуществления маркетинговых мероприятий предусмотрена должность маркетолога. Кроме того, разработчики рекомендуют использовать труд аутсорсеров, что позволит уменьшить расходы на содержание персонала и организацию рабочих мест. Работу с юридическими лицами рекомендуется вести Зведующему Центром.

Оценка рисков и пути их сокращения

Макроэкономические риски

Макроэкономические риски проекта связаны, прежде всего, с возможными изменениями финансовой ситуации в стране (сильная инфляция, резкое изменение курса доллара и пр.) вследствие влияния внутренних (действия Правительства) или внешних (мировые цены на нефть) факторов. Данные события могут иметь отрицательное влияние на потребительную способность клиентов. В то же время, согласно большинству макроэкономических прогнозов, стабильное развитие и рост экономики сохранятся еще, по крайней мере, в течение трех-четырех лет с момента составления настоящего бизнес-плана. Кроме того, прогнозируемое дальнейшее увеличение (или, в крайнем случае, стабилизации) цен на нефть будет способствовать укреплению финансовой устойчивости экономики России и продолжению роста большинства рынков. Таким образом, в рамках горизонта планирования данного проекта (5 лет) макроэкономические риски являются минимальными.

Возможное снижение или увеличение цен на услуги

Возможное снижение цен на медицинские услуги, и в частности на реабилитацию позвоночника, маловероятны, так как рынок платных медицинских услуг является растущим. Потребность в качественных услугах реабилитации позвоночника не удовлетворена46.

Возможное появление на рынке новых Центров реабилитации позвоночника. Коммерческие риски

Коммерческие риски проекта связаны, прежде всего, с усилением конкуренции, появлением на рынке новых или усилением позиций существующих Центров реабилитации позвоночника с широким ассортиментом услуг. Риск появления новых игроков на рынке существенно выше. Тем не менее, исследования и расчеты показывают, что даже существующая емкость рынка позволяет функционировать одновременно нескольким Центрам реабилитации позвоночника.

Управленческие риски

Данный вид рисков связан, прежде всего, с неспособностью менеджеров (команды) проекта реализовать задачи и достигнуть показателей, определенных в данном бизнес-плане. Снижение данного вида рисков во многом определяется эффективным подбором персонала. Для снижения данного вида рисков возможно использование потенциала кадровых агентств (профессиональный подбор персонала, тренинги по командообразованию), а также использование ресурса бизнес-консультантов, которые имеют значительный опыт реализации проектов.

Прочие риски

К данной группе рисков относятся всевозможные стихийные бедствия, прочие форс-мажорные обстоятельства, связанные с повреждением имущества, а также судебные иски клиентов в связи с ошибками персонала. Данные риски легко минимизировать через механизмы страхования.

На основании всего вышеизложенного, все риски проекта можно рассматривать как умеренные, что вполне приемлемо для успешной реализации настоящего проекта.

Выводы по финансовому плану. Оценка эффективности

Оценка эффективности проекта произведена со следующих точек зрения:

Оценки его финансовой эффективности и реализуемости,

Оценки финансовых рисков проекта.

Оценка финансовой эффективности и реализуемости

Проведенный анализ денежных потоков по проекту свидетельствует о его финансовой реализуемости. Проект имеет высокие значения показателей коммерческой эффективности приемлемый срок окупаемости. Значения показателей рентабельности текущей деятельности высоки. Проект является финансово реализуемым и высокоэффективным.

Оценка финансовых рисков проекта

Проект характеризуется рядом финансовых и производственных рисков. Проведенный анализ рисков и их возможного влияния на показатели эффективности проекта свидетельствует о том, что эти риски невелики, а их влияние на показатели проекта носит незначительный характер.

Таким образом, суммируя все вышеизложенное, можно сделать следующие выводы:

Проект является финансово реализуемым и высокоэффективным для инвесторов.

Проект является устойчивым по отношению к возможному изменению значений его основных параметров.

Финансовые показатели проекта характеризуют его как высокодоходный проект с умеренным уровнем риска.

Рынок платных медицинских услуг будет расти.

Спрос на услуги по реабилитации позвоночника превышает предложение.

Срок окупаемости проекта организации Центра реабилитации позвоночника, представленной в настоящем бизнес-плане, – 12 месяцев при максимальных издержках.

Рентабельность деятельности высока.

Заключение


Подводя итог дипломному проекту на тему «Бизнес – планирование, как инструмент совершенствования управления в организация здравоохранения (на примере МБУЗ «ЦРБ»)», можно сделать следующие выводы:

основное управляющее воздействие субъекта на объект происходит через функцию планирование, поскольку с помощью планирования устанавливаются параметры функционирования системы (подсистемы);

следует отметить, что внутрипроизводственное планирование организации - это многоуровневая система, в которой объект управления вышестоящей системы превращается в субъект управления нижестоящей системы;

таким образом, планирование, - это задание целей системе, подсистеме, и процесс проектирования желаемого будущего. Конечным результатом такого процесса являются плановые решения - основа последующей целенаправленной деятельности. Взаимосвязь плановых решений с последующими заданиями представляет основную трудность процесса планирования;

планирование является одним из способов прояснения будущего, в которые включены: вертикальная интеграция, контроль над спросом, использование контрактных отношений, создание предпринимательских сетей;

к числу основных принципов планирования в организации относятся системность, участие, непрерывность, гибкость, эффективность;

следует подчеркнуть, что одним из недостатков существующей практики планирования на предприятиях является преобладающее внимание к текущим задачам. В результате перспективная деятельность предприятий остается без надлежащего внимания;

в зависимости от охваченного временного отрезка тактические планы делятся на три типа: долгосрочные, среднесрочные, краткосрочные;

организация как функция управления - понятие многозначное которая включает в себя: разработку организационной структуры управления, его информационное обеспечение, технологию обработки информации и принятия решения;

таким образом, состав и величина служб планирования на предприятии зависят от размеров предприятия, степени централизации, представлений о стиле управления и на каждом предприятии этот вопрос решается индивидуально;

стратегическое планирование - это планирование от будущего к настоящему исходя из глобальных идей и поставленных целей развития, и стратегия не функция времени, а функция поставленной цели развития, специфическое, ориентированное на будущее направление развития.

В ходе выполнения данного дипломного проекта мною была выполнена поставленная цель, а именно: рассмотрение основных направлений и тенденций развития медицинского бизнеса и составление бизнес – плана в учреждениях здравоохранения на примере муниципального бюджетного учреждения здравоохранения «центральная районная больница» города Туймазы и Туймазинского района.

Так же были выполнены поставленные задачи дипломного проекта, к которым можно отнести следующие:

Изучить теоретические аспекты бизнес планировании в здравоохранения;

Изучить основные направления и этапы управления бизнес планирования в организациях;

Изучить состояния системы управления Туймазинской ЦРБ;

Разработать коммерческий проект в учреждении здравоохранении.

Список литературы


Алексеева В.М., Лебедев Н.Н. Методические подходы к определению экономической эффективности и расходов на проведение профилактических мероприятий / Экономика здравоохранения. 2001. № 4, с. 31.

Алексеева В.М., Орлова О.Р., Шамтурина Н.Г. Экономический анализ эффективности альтернативных методов медицинской помощи / Здравоохранение. 2001. № 3, с. 19-30.

Анализ финансовой отчетности, Ефимова О.В., Мельник М.В., ред. Изд-во: Омега-Л, 2006, 450 с.

Бабич A.M., Жильцов Е.Н., Егоров Е.В. Социальная сфера перехода к рынку. - М. РАУ, 2003.

Банков В.Э., Шейман И.М. Участие населения в финансировании здравоохранения / Здравоохранение. 2000. № 3, с. 27.

Бахрушина М.Н. Вопросы эффективности управления в здравоохранении / Экономика и жизнь. 2002. № 10, с. 12-15.

Бизнес-план: стратегии и тактика развития компании: Лапыгин Ю.Н.: Омега-Л, 2007. - 350 с.

Балабанов М. В. Финансовый анализ и планирование хозяйствующего субъекта: Учеб. / М. В. Балабанов. – М.: изд – во «Третий Рим», 2000. – 236 с.

Ван Хорн Джеймс К., Вахович мл. Джон М., Основы финансового менеджмента, 11-е издание.: Пер. с англ. – М.: Издательский дом «Вильямс», 2003, 992 с.

Вишняков В.Г., Манукян Л.М. О методологии анализа использования дорогостоящего медицинского оборудования / Экономика здравоохранения, 2001. №4/37, с. 14-15.

Вялков Ю.А.И. Управление здравоохранением на уровне региона в условиях рыночных отношений / Здравоохранение Российской Федерации. 2000. № 2, с.

Варакута С. А. Планирование на предприятии: Учеб. пособие / С. А. Варакута, Ю. Н. Егоров; под ред. Ю. Н. Егорова. – М.: ИНФРА – М, 2001. – 176 с.

Горемыкин Л. А. Планирование на предприятии: Учеб. / Л. А. Горемыкин – М.: ЭСМО, 2001. – 168 с.

Гражданский кодекс Российской Федерации. Ч. 1,2- М, 2002.

Гапоненко А.Л. Новые тенденции экономического развития непроизводственной сферы-М.: PA PC, 2001. 12.Герасименко Н.М. Финансирование здравоохранения: проблемы, итоги и перспективы / Экономика здравоохранения. 2001. № 5, с. 10-12.

Голухов Г., Толоконников А.И., Шиленко Ю.И. Рынок платных услуг / Медицинская газета. 17.11.00 № 89, с. 7. Н.Гуев А.Н. Предпринимательская деятельность в медицине: Справочник. - М.: Русский врач, 2002. 15.Жильцов Е.Н. Основы формирования хозяйственного механизма в сфере медицинских услуг. - М.: МГУ, 2000.

Егоров В.В. Малый бизнес: Научный проект. Москва. - 2005

Институциональная экономика: Новая институциональная экономическая теория, Аузан А.А., ред., Изд-во: Инфра-М, 2006, 415 с.

Ильин А. И. Планирование на предприятии: Учебник. / А. И. Ильин. – Мн.: Новое знание, 2002. – 3 – е изд., стереотип. – 635 с.

Имиджи организаций: Восемь моделей организационного развития: Пер. с англ, Морган Г., Изд-во: Вершина, 2006, 414 с.

Иоффе А. Российская ассоциация развития малого и среднего предпринимательства: взгляд из Тюмени. //Бизнес для всех.-2004.-№4

Кадыров Ф.Н. Платные медицинские услуги - М.: Грантъ, 2001. 17.Кучеренко В.З., Гришин В.В. Экономика здравоохранения. - М.: ФФОМС, 2000.

Кадры ЛПУ: Штатные нормативы. – М.: АПП «Джангар»,2001. – 464с.

Консалтинговый бизнес, Э. Бейч, The Business of Consulting by Elain Biech, Wiley, изд. 2006, 272 стр.,

Консалтинг: методы и технологии, М. Зильберман, The Consultant's Tool Kit by Mel Silberman, McGraw-Hill, изд. 2006, 432 стр.

Корпоративная статистика: экономико-статистическое моделирование материально-технического снабжения и сбыта, Кургузов В.В., Изд-во: Финансы и статистика, 2006, 206 с.

Каталог информационных ресурсов по малому предпринимательству России. Выпуск 2. -М.- 2000.

Ковалев В.В., Финансы предприятий: Учебник. – М.: ТК Велби, Издательство Проспект, 2004. – 352 с.

«Комплексный план медико – санитарного обеспечения населения муниципального района Туймазинский район на 2008 год», составленный Администрацией города Туймазы и Туймазинского района,

Медик В.А., Юрьев В.К. Курс лекций по общественному здоровью и здравоохранению. Часть I Общ. здоров. – М.: Медицина, 2003. – 368с.

Маршал А. Менеджмент в здравоохранении. - М.: Классик, 1999. 19.Нефедов В.П., Долгая В.М. Бухгалтерский учет лечебного учреждения. - М.: Книжный мир, 2002.

Общественное здоровье и здравоохранение. Под редакцией Миняева В.А., Вишнякова Н.И. – Москва, 2002 г. - 520с.

Основные показатели медицинского обслуживания населения РБ по данным годовых статистических отчетов за 2000 – 2003 гг.

Оценка бизнеса: Учебное пособие. 2-е изд., В. Есипов, Г. Маховикова, В. Терехова, изд. 2005, 464 стр.

Отчет составленный организационно методическим кабинетом «Анализ работы по МБУЗ «ЦРБ» муниципального района Туймазинский район РБ за 2008 г»

Полякова О.А. О финансировании здравоохранения / Экономика и жизнь. 2000. № 7, с. 25-29.

Программа реализации приоритетного национального проекта «ЗДОРОВЬЕ», – гражданам России » на 2009-2012 годы;

Поляева С.Ю. Основы финансового менеджмента – М.:Финансы и статистика, 2003.

Панков Д.А. Современные методы экономического анализа – М.: Экспресс, 2000.

Петров А.А. Теория экономического анализа: проблемы и решения – М.: Финансы и статистика, 2001.

Русак Н.А. Экономический в условиях самофинансирования – М.: Финансы и статистика, 2000.

Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. - М.: ИНФРА-М, 2002 г. - 336 с.

Савицкая Г.В. анализ хозяйственной деятельности предприятия – Мн.: Высшая школа, 2003.

Справочник по функциональному анализу /под ред. Б.И. Майданова – М.: Экспертное бюро, 2002.

Стражев В.И. Оперативное управление предприятием – М.: Инфра – М, 2003.

Составление финансовых планов: Методы и ошибки, Кислов Б., Башилов Б., Изд-во: Вершина, 2006, 382 с.

Теория экономического анализа / под ред. А.Д.Шеремета – М.: Финансы и статистика, 2000.

Теория анализа хозяйственной деятельности / под ред. В.В.Осмоловского – М.: Гроссбух, 2002.

Управление проектами: от планирования до оценки эффективности: Лапыгин Ю.Н.: Омега-Л, 2007. - 252 с.

Финансы, Бородушко И.В., Васильева Э.К., Кузин Н.Н., Изд-во: Питер, 2006, 137 с.

Финансовый бизнес-план, Попов В.М., Ляпунов С.И. Изд-во: Финансы и статистика, 2005

Финансовый анализ: Управление финансами, Селезнева Н.Н., Ионова А.Ф., Изд-во: ЮНИТИ, 2006, 639 с.

Финансовый анализ: методы и процедуры, Ковалев В.В. Изд-во: Финансы и статистика, 2006, 559 с.

Финансовый менеджмент: Учебник для вузов. /Самсонов Н.Ф., Баранникова Н.П., Володин А.А. и др.; Под ред. проф. Самсонова Н.Ф.– М.: Финансы, ЮНИТИ, 2002. – 495 с.

Финансы организаций (предприятий): Учебник для вузов. /Колчина Н.В., Поляк Г.Б., Бурмистрова Л.М. и др.; Под ред. проф. Колчиной Н.В. – 3-е изд., пераб. и доп. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2004. – 368 с.

Журнал «Финансы» #7.11.2004

Шеремет А.Д. Комплексный экономический анализ деятельности предприятия – М.: Финансы и статистика, 2003.

Шишкин А.П. Финансовый анализ – Мн.: Высшая школа, 2002.

Шишкин А. Ю. Экономика социальной сферы: Учеб. пособие / А. Ю. Шишкин – М.: ИНФРА – М, 2003. – 416 с.

Экономический анализ деятельности предприятия / под ред. Н.В. Дембинского – М.: Юнити, 2003.

Экономика предприятия / под ред. В.Я. Горфинкеля – М.: Юнити, 2001.

Чумаченко В.П. Учет и анализ в бюджетном учреждении – М.: Экономика, 2000.

1 Управление проектами: от планирования до оценки эффективности: Лапыгин Ю.Н.: Омега-Л, 2007. - 252 с.

2 Управление проектами: от планирования до оценки эффективности: Лапыгин Ю.Н.: Омега-Л, 2007. - 252 с.

3 Управление проектами: от планирования до оценки эффективности: Лапыгин Ю.Н.: Омега-Л, 2007. - 252 с.

4 Горемыкин Л. А. Планирование на предприятии: Учеб. / Л. А. Горемыкин – М.: ЭСМО, 2001. – 168 с.

Гражданский кодекс Российской Федерации. Ч. 1,2- М, 2002.

5 Горемыкин Л. А. Планирование на предприятии: Учеб. / Л. А. Горемыкин – М.: ЭСМО, 2001. – 168 с.

Гражданский кодекс Российской Федерации. Ч. 1,2- М, 2002.

6 Горемыкин Л. А. Планирование на предприятии: Учеб. / Л. А. Горемыкин – М.: ЭСМО, 2001. – 168 с.

Гражданский кодекс Российской Федерации. Ч. 1,2- М, 2002.

7 Горемыкин Л. А. Планирование на предприятии: Учеб. / Л. А. Горемыкин – М.: ЭСМО, 2001. – 168 с.

Гражданский кодекс Российской Федерации. Ч. 1,2- М, 2002.

8 Горемыкин Л. А. Планирование на предприятии: Учеб. / Л. А. Горемыкин – М.: ЭСМО, 2001. – 168 с.

Гражданский кодекс Российской Федерации. Ч. 1,2- М, 2002.

9 Горемыкин Л. А. Планирование на предприятии: Учеб. / Л. А. Горемыкин – М.: ЭСМО, 2001. – 168 с.

Гражданский кодекс Российской Федерации. Ч. 1,2- М, 2002.

10 Голухов Г., Толоконников А.И., Шиленко Ю.И. Рынок платных услуг / Медицинская газета. 17.11.00 № 89, с. 7. Н.Гуев А.Н. Предпринимательская деятельность в медицине: Справочник. - М.: Русский врач, 2002. 15.Жильцов Е.Н. Основы формирования хозяйственного механизма в сфере медицинских услуг. - М.: МГУ, 2000.

11 Голухов Г., Толоконников А.И., Шиленко Ю.И. Рынок платных услуг / Медицинская газета. 17.11.00 № 89, с. 7. Н.Гуев А.Н. Предпринимательская деятельность в медицине: Справочник. - М.: Русский врач, 2002. 15.Жильцов Е.Н. Основы формирования хозяйственного механизма в сфере медицинских услуг. - М.: МГУ, 2000.

12 Кадыров Ф.Н. Платные медицинские услуги - М.: Грантъ, 2001. 17.Кучеренко В.З., Гришин В.В. Экономика здравоохранения. - М.: ФФОМС, 2000.

13 Голухов Г., Толоконников А.И., Шиленко Ю.И. Рынок платных услуг / Медицинская газета. 17.11.00 № 89, с. 7. Н.Гуев А.Н. Предпринимательская деятельность в медицине: Справочник. - М.: Русский врач, 2002. 15.Жильцов Е.Н. Основы формирования хозяйственного механизма в сфере медицинских услуг. - М.: МГУ, 2000.

14 Кадыров Ф.Н. Платные медицинские услуги - М.: Грантъ, 2001. 17.Кучеренко В.З., Гришин В.В. Экономика здравоохранения. - М.: ФФОМС, 2000.

15 Кадыров Ф.Н. Платные медицинские услуги - М.: Грантъ, 2001. 17.Кучеренко В.З., Гришин В.В. Экономика здравоохранения. - М.: ФФОМС, 2000.

16 Кадыров Ф.Н. Платные медицинские услуги - М.: Грантъ, 2001. 17.Кучеренко В.З., Гришин В.В. Экономика здравоохранения. - М.: ФФОМС, 2000.

17 Бизнес-план: стратегии и тактика развития компании: Лапыгин Ю.Н.: Омега-Л, 2007. - 350 с.

18 Бизнес-план: стратегии и тактика развития компании: Лапыгин Ю.Н.: Омега-Л, 2007. - 350 с.

19 Полякова О.А. О финансировании здравоохранения / Экономика и жизнь. 2000. № 7, с. 25-29.

20 Полякова О.А. О финансировании здравоохранения / Экономика и жизнь. 2000. № 7, с. 25-29.

21 Полякова О.А. О финансировании здравоохранения / Экономика и жизнь. 2000. № 7, с. 25-29.

22 Полякова О.А. О финансировании здравоохранения / Экономика и жизнь. 2000. № 7, с. 25-29.

23 Для того что бы снизить риски финансовых потерь из за некомпетентности разработчиков бизнес – плана, инвесторы предпочитают варианты личного представления проектов организаторами медицинского бизнеса, реализующими коммерческие замыслы на практике.

24 Бизнес-план: стратегии и тактика развития компании: Лапыгин Ю.Н.: Омега-Л, 2007. - 350 с.

25 Бизнес-план: стратегии и тактика развития компании: Лапыгин Ю.Н.: Омега-Л, 2007. - 350 с.

26 Бизнес-план: стратегии и тактика развития компании: Лапыгин Ю.Н.: Омега-Л, 2007. - 350 с.

27 «Комплексный план медико – санитарного обеспечения населения муниципального района Туймазинский район на 2008 год», составленный Администрацией города Туймазы и Туймазинского района,

28 «Комплексный план медико – санитарного обеспечения населения муниципального района Туймазинский район на 2008 год», составленный Администрацией города Туймазы и Туймазинского района,

29 Отчет составленный организационно методическим кабинетом «Анализ работы по МБУЗ «ЦРБ» муниципального района Туймазинский район РБ за 2008 г»

30 «Комплексный план медико – санитарного обеспечения населения муниципального района Туймазинский район на 2008 год», составленный Администрацией города Туймазы и Туймазинского района,

31 «Комплексный план медико – санитарного обеспечения населения муниципального района Туймазинский район на 2008 год», составленный Администрацией города Туймазы и Туймазинского района,

32 Отчет составленный организационно методическим кабинетом «Анализ работы по МБУЗ «ЦРБ» муниципального района Туймазинский район РБ за 2008 г»

33 «Комплексный план медико – санитарного обеспечения населения муниципального района Туймазинский район на 2008 год», составленный Администрацией города Туймазы и Туймазинского района,

34 Отчет составленный организационно методическим кабинетом «Анализ работы по МБУЗ «ЦРБ» муниципального района Туймазинский район РБ за 2008 г»

35 «Комплексный план медико – санитарного обеспечения населения муниципального района Туймазинский район на 2008 год», составленный Администрацией города Туймазы и Туймазинского района,

36 Савицкая Г.В. анализ хозяйственной деятельности предприятия – Мн.: Высшая школа, 2003.

Справочник по функциональному анализу /под ред. Б.И. Майданова – М.: Экспертное бюро, 2002.

Стражев В.И. Оперативное управление предприятием – М.: Инфра – М, 2003.

37 Банков В.Э., Шейман И.М. Участие населения в финансировании здравоохранения / Здравоохранение. 2000. № 3, с. 27.

38 Банков В.Э., Шейман И.М. Участие населения в финансировании здравоохранения / Здравоохранение. 2000. № 3, с. 27.

39 Банков В.Э., Шейман И.М. Участие населения в финансировании здравоохранения / Здравоохранение. 2000. № 3, с. 27.

40 Поляева С.Ю. Основы финансового менеджмента – М.:Финансы и статистика, 2003.

Панков Д.А. Современные методы экономического анализа – М.: Экспресс, 2000.

41 Поляева С.Ю. Основы финансового менеджмента – М.:Финансы и статистика, 2003.

Панков Д.А. Современные методы экономического анализа – М.: Экспресс, 2000.

42 Поляева С.Ю. Основы финансового менеджмента – М.:Финансы и статистика, 2003.

Панков Д.А. Современные методы экономического анализа – М.: Экспресс, 2000.

43 Финансовый анализ: Управление финансами, Селезнева Н.Н., Ионова А.Ф., Изд-во: ЮНИТИ, 2006, 639 с.

Финансовый анализ: методы и процедуры, Ковалев В.В. Изд-во: Финансы и статистика, 2006, 559 с.

Финансовый менеджмент: Учебник для вузов. /Самсонов Н.Ф., Баранникова Н.П., Володин А.А. и др.; Под ред. проф. Самсонова Н.Ф.– М.: Финансы, ЮНИТИ, 2002. – 495 с.

44 Финансовый анализ: Управление финансами, Селезнева Н.Н., Ионова А.Ф., Изд-во: ЮНИТИ, 2006, 639 с.

Финансовый анализ: методы и процедуры, Ковалев В.В. Изд-во: Финансы и статистика, 2006, 559 с.

Финансовый менеджмент: Учебник для вузов. /Самсонов Н.Ф., Баранникова Н.П., Володин А.А. и др.; Под ред. проф. Самсонова Н.Ф.– М.: Финансы, ЮНИТИ, 2002. – 495 с.

45 Финансовый анализ: