Ценообразование в условиях конкуренции
Введение
Перед каждым предприятием стоит проблема назначения цен на товары (работы, услуги), которые он предлагает реализовать на рынке.
Прежде чем приступить к рассмотрению и выбору методик ценообразования, необходимо осознать, что ценовая политика продавца зависит от типа рынка, на котором он осуществляет (или будет осуществлять) свою предпринимательскую деятельность. Поскольку рыночная система предполагает свободную рыночную конкуренцию, то типы товарных рынков необходимо рассматривать в зависимости от конкуренции на них:
1) с точки зрения предпринимателя;
2) с точки зрения структуры рынков в общегосударственном масштабе, т.е. в масштабе рыночной экономики страны.
Задачи и действия отдельных предпринимателей и государства на рынках различных типов не совпадают. Предпринимателя интересует тот тип рынка, на котором он осуществляет свою деятельность. Поэтому ему необходимо знать тип своего рынка, его специфику и особенности. В частности, предпринимателя будут интересовать возможности входа на рынок определенного типа и выхода из него, характер поведения продавцов и покупателей, особенности ценообразования.
Кроме того, сам механизм предпринимательской деятельности на конкурентных рынках различных типов не однозначен. Отметим, что цель деятельности предпринимателя (на всех рынках) одна – получение максимальной прибыли. Однако механизм получения прибыли на рынках разных типов неодинаков, что (даже при одинаковых функциях издержек предприятия) связано с совершенно различным характером спроса и ценообразования на различных рынках. Главным критерием классификации типов рынков является характер и степень свободы конкуренции и ценообразования.
В зависимости от степени свободы конкуренции различают четыре основных типа рынка:
чистой (совершенной) конкуренции;
монополистической конкуренции;
олигополистической конкуренции (олигополия);
чистой монополии.
1. Ценообразование в условиях совершенной конкуренции
Совершенная конкуренция – это конкурентная структура рынка, на котором множество относительно мелких, независимых производителей (продавцов) предлагают стандартный продукт, покупаемый множеством покупателей.
Поскольку продукт стандартный, то покупателю безразлично у кого из продавцов его покупать. Поэтому на таком рынке нет оснований для ценовой конкуренции.
Признаки рынка совершенной конкуренции:
большое число продавцов и покупателей товаров;
однородность продукции;
абсолютная мобильность движения ресурсов, отсутствие барьеров вхождения в отрасль и выхода из нее;
ни один экономический агент не обладает властью над ценами;
полная информированность участников о ценах и условиях производства.
Достоинство:
помогает распределить ресурсы таким образом, чтобы достичь максимального удовлетворения потребностей;
заставляет фирмы производить продукцию с минимальными средними издержками и продавать ее за цену, соответствующую этим издержкам.
Недостатки:
не предусматривает производство общественных благ (поштучно);
не всегда способна обеспечить концентрацию ресурсов, необходимую для ускорения НТП;
способствует унификации и стандартизации продукции (т.е. не учитывает широкий диапазон потребительского выбора).
Если фирма действует в условиях совершенной конкуренции, то каждую единицу товара она продает по одинаковой рыночной цене. Это означает, что каждая дополнительно проданная единица товара будет добавлять к совокупному доходу (TR) фирмы одну и ту же величину предельного дохода (MR), равную цене (P) товара. Следовательно, для отдельной фирмы, действующей в совершенно конкурентном рынке, величины средней (AR) и предельной выручки совпадают и представляют собой одну и ту же горизонтальную линию, проведённую на уровне цены товара, то есть, во всех рыночных структурах мах. прибыли происходит на основе равенства предельных издержек (ТС) и предельного дохода (MR), но только в условиях совершенной конкуренции соблюдается равенство предельных издержек, предельного дохода и цены:
МС = MR = Р
Рисунок 1 – Спрос на продукцию фирмы в условиях совершенной конкуренции
Предельные издержки МС (marginal costs) определяются дополнительным расходом ресурсов в случае изменения объема выпуска продукции на одну единицу.
Средний доход AR – усредненный доход фирмы, получаемый от реализации единицы продукции.
Предельный доход MR – прирост дохода фирмы от продажи дополнительной единицы продукции
Однако существуют правила, применяемые к любой рыночной структуре и носящие универсальный характер:
производителю имеет смысл продолжать производство, если при достигнутом уровне доход превосходит переменные издержки (издержки, которые меняются пропорционально объему производства; обычно переменными являются затраты на сырье и труд основных производственных рабочих);
если производитель решил продолжать производство, то он должен обеспечить такой его объем, при котором его предельный доход будет равен предельным издержкам.
На краткосрочном временном интервале совершенно конкурентная фирма, принимая решение об увеличении количества продаж, не имеет достаточно времени для того, чтобы увеличить объём производства. В результате фирма пытается приспособить свой объём производства для максимизации прибыли или минимизации убытков. И для этого существует два пути. Первый состоит в том, что фирма сравнивает получаемый ею валовой(общий) доход и валовые(общие) издержки. Второй же предполагает сравнение предельного дохода и предельных издержек. Если сопоставление валового дохода и валовых издержек обеспечивает проверку общей прибыльности для оптимального выпуска в краткосрочном временном периоде, то сопоставление предельного дохода и предельных издержек предполагает проверку предельной прибыльности.
Следует вспомнить, что именно разница между валовым доходом и валовыми издержками представляет собой прибыль.
Соответственно максимальная прибыль может быть получена при таком выпуске продукции, при котором валовой доход превышает валовые издержки на максимальную величину. Если рыночная цена опускается настолько, что не обеспечивает желаемого превышения валового над валовыми издержками, то фирма несёт убытки.
Однако фирма не закроется, и будет осуществлять производство, если сумма убытка будет меньше на какую-то величину её совокупных постоянных издержек. Наконец, если рыночная цена опустится так низко, что при всех уровнях производства убытки будут превышать стоимость постоянных издержек, то фирме стоит остановить производство. Осуществляя в этом случае производство, фирма понесёт большие потери, чем при её закрытии.
Разница между предельным доходом и предельными издержками показывает, как изменяется прибыль от продажи дополнительной единицы продукции, т.е. как изменяется предельная прибыль. Максимизация прибыли на основе предельного анализа предполагает поиск выпуска продукции такого объёма, который максимизирует разницу между предельным доходом и предельными издержками. Фирма максимизирует прибыль, продолжая производить продукцию, пока предельная прибыль положительна. Главным условием для фирмы, максимизирующей прибыль, является равенство предельного дохода и предельных издержек. Поскольку для совершенно конкурентной фирмы цена равна предельному доходу, то предельное условие максимизации прибыли фирмы может иметь форму равенства цены и предельных издержек.
Равновесным выпуском продукции, максимизирующим прибыль совершенно конкурентной фирмы, является выпуск, при котором рыночная цена равняется предельным издержкам и предельному доходу. Любой выпуск ниже этого уровня означает, что фирма может повысить выпуск продукции для увеличения прибыли, и наоборот.
Учитывая выше определённые валовой и предельный доход, совершенно конкурентная фирма выбирает объём производства, который обеспечивает ей максимальную прибыль. При этом следует иметь в виду, что выпуск продукции, обеспечивающий фирме максимальную прибыль, вовсе не означает получение самой большой прибыли за единицу этой продукции. То есть прибыль на единицу товара нельзя использовать как критерий общей прибыли.
Определяя выпуск, максимизирующий прибыль, необходимо учитывать и то, что когда цена больше, чем средние издержки производства, которые максимизируют прибыль, то совершенно конкурентная фирма получает экономическую прибыль. Получение экономической прибыли означает, что её доходы превышают все её издержки. Если же рыночная цена на продукцию равна минимальным средним издержкам, то она позволяет совершенно конкурентной фирме лишь покрывать свои издержки, в результате фирма получает экономическую прибыль, ревную нулю, т.е. нормальную прибыль. Совершенно конкурентная фирма в этом случае находится на уровне самоокупаемости. Когда же рыночная цена падает ниже минимально возможных средних издержек, но превышает минимум средних переменных издержек, то совершенно конкурентная фирма несёт убытки. Когда цена падает до уровня минимально возможных средних переменных издержек, фирма находится в точке прекращения операций. При любой цене, опускающейся ниже минимально возможных средних переменных издержек, потери фирмы превышают постоянные издержки и совершенно конкурентная фирма закрывается.
Выявив основные особенности поведения совершенно конкурентных фирм на краткосрочном временном интервале, можно прейти к анализу их действий на долгосрочном временном интервале.
Долгосрочный временной интервал предполагает мобильность всех производственных ресурсов, а также изменение числа фирм в отрасли. Новые фирмы будут вступать в отрасль, если прибыль в данной отрасли имеет отрицательное значение, и фирмы получают прибыль ниже нормальной прибыли, то они покидают отрасль. Когда же экономическая прибыль в отрасли равна нулю, то фирмы получают стимула для того, что входить в отрасль или покидать её. Совершенно конкурентная фирма производят продукцию на долгосрочном временном интервале только в том случае, когда цена не опускается ниже долгосрочных средних издержек. Соответственно при цене, изначально меньшей долгосрочных средних издержек, имеют место убытки и отток фирм из отрасли. Когда же достигается равенство цены товара и минимально возможных в долгосрочном временном периоде средних издержек производства, то стимул для новых фирм вступать в отрасль, а для функционирующих фирм – увеличивать объём производства отсутствует, и достигается долгосрочное конкурентное равновесие.
В завершении следует заметить, что модель рынка совершенной конкуренции служит эталоном эффективности распределения и использования ресурсов. Совершенная конкуренция предполагает такой уровень организации экономики, при котором общество извлекает максимум полезности из имеющихся ресурсов и технологий, а чью-либо долю в получении результата уже невозможно увеличивать, не сократив другую. Общество находится на грани полезности – возможности. Ресурсы эффективно распределяются как в сфере производства, так и в сфере потребления. Участвующие в производстве фирмы выпускают набор продукции, наиболее предпочтительный, полезный для потребителя, а производство осуществляется таким образом, что издержки для общества становятся минимальными.
Эффективность чистой конкуренции проявляется в 2-х формах:
а) производственная эффективность;
б) эффективность распределения факторов.
Производственная эффективность – предполагает равенство цены долгосрочным средним совокупным издержкам при достижении фирмой оптимальных размеров: Р = АТС
Эффективность распределения факторов производства имеет место при соблюдении равенства цен предельным издержкам: Р = МС.
Если Р > МС – недопроизводство товаров и недостаточное использование факторов пр-ва.
Если Р < МС – перепроизводство товаров и чрезмерное количество факторов пр-ва, используемых для выпуска товара.
В конкурентной рыночной системе отсутствуют мотивы оптимального распределения доходов. Распределяя ресурсы, конкурентная модель не допускает побочных издержек и выгод или производства общественных благ. Отрасль с чистой конкуренцией может мешать применению лучшей производственной техники и способствовать медленному темпу технического прогресса. Совершенно конкурентная система не обеспечивает ни широкого диапазона выбора продуктов, ни условий для разработки новых продуктов.
Экономический смысл любой совершенной конкуренции состоит в том, что она рассматривает выгоды, которые в результате получает потребитель. Модель совершенной конкуренции показывает теоретически, как должна работать рыночная экономика, какие выгоды общество получает от конкурентного рынка. Однако в современной экономике совершенная конкуренция в чистом виде не существует.
2. Ценообразование в условиях монополистической конкуренции
Рынок монополистической конкуренции состоит из множества покупателей и продавцов, совершающих сделки не по единой рыночной цене, а в широком диапазоне цен. Наличие диапазона цен объясняется способностью продавцов предложить покупателям разные варианты товаров. Реальные изделия могут отличаться друг от друга качеством, свойствами, внешним оформлением. Различия могут заключаться и в сопутствующих товарам услугах. Покупатели видят разницу в предложениях и готовы платить за товары по-разному. Чтобы выделиться чем-то, помимо цены, продавцы стремятся разработать разные предложения для разных потребительских сегментов и широко пользуются практикой присвоения товарам марочных названий, рекламой и методами личной продажи. В связи с наличием большого числа конкурентов стратегии их маркетинга оказывают на каждую отдельную фирму меньше влияния, чем в условиях олигополистического рынка.
Из наличия такого числа фирм вытекает несколько важных признаков монополистической конкуренции:
Малая доля рынка. Каждая фирма обладает относительно небольшой долей всего рынка и поэтому имеет очень ограниченный контроль над рыночными ценами.
Невозможность сговора. Наличие сравнительно большого числа фирм гарантирует, что тайный сговор, согласованные действия с целью ограничения объёма производства и искусственного повышения цен почти невозможны.
Независимость действий. Когда в отрасли действует много фирм. Между ними нет жёсткой взаимной зависимости; каждая фирма определяет свою политику, не учитывая возможную реакцию со стороны конкурентов.
В противоположность совершенной конкуренции одним из основных признаков монополистической конкуренции является дифференциация продукта. В условиях монополистической конкуренции фирмы производят продукты, немного отличающиеся от товаров соперников в том, что касается характерных внешних атрибутов (признаков) продукта, качества услуг, местоположения и доступности товаров или других характеристик.
Каждая фирма, находясь в условиях монополистической конкуренции, проводит собственную ценовую политику, не учитывая ответную реакцию конкурентов. Отсюда следует, что в рамках данной рыночной структуры выпускается меньший объем производства, чем при совершенной конкуренции, но с более высокими затратами на единицу продукции. Снижение объема продаж и повышение затрат на единицу продукции – все это своеобразная плата за большее разнообразие производимых товаров.
При монополистической конкуренции линия спроса на продукцию производителя имеет отрицательный наклон, поскольку на рынке продаются товары – заменители, что даёт возможность получить монопольную прибыль в краткосрочном периоде. Из-за отсутствия каких-либо существенных ограничений на вход в отрасль других производителей и выход из неё в долгосрочном периоде экономическая прибыль всех фирм отрасли становится равной нулю.
Одной из важных характеристик дифференциации продукта является ограниченный контроль над ценами со стороны производителей и продавцов в условиях монополистической конкуренции из-за относительно большого числа фирм, действующих в конкретном секторе рынка. При монополистической конкуренции потребители выбирают продукцию определённых продавцов и в известных пределах платят более высокую цену за неё, чтобы реализовать свои предпочтения. На таком рынке продавцы и покупатели не связаны стихийно, как на рынке совершенной конкуренции. Однако, контроль фирмы действующей в условиях монополистической конкуренции, над ценой весьма ограничен, поскольку существует множество потенциальных заменителей её продукта.
Кривая спроса, с которым сталкивается продавец в условиях монополистической конкуренции, является в высокой степени эластичной, но не совершенно эластичной. Степень эластичности кривой спроса фирмы в условиях монополистической конкуренции зависит от числа конкурентов и степени дифференциации продукта. Чем больше число конкурентов и слабее дифференциация, тем больше эластичность кривой спроса каждого продавца, то есть тем ближе ситуация к условиям совершенной конкуренции.
На краткосрочном временном интервале в условиях монопольной конкуренции фирмы будут выбирать цену и объём выпуска, максимизирующие прибыль и минимизирующие убытки, также исходя из уже известного принципа равенства предельного дохода и предельных издержек. Сходная ситуация имеет место и на долгосрочном временном интервале. Максимизация прибыли в этом периоде в условиях монополистической конкуренции предполагает объём выпуска, при котором предельный доход равен долгосрочным предельным издержкам.
3. Ценообразование при условии олигополии
Олигополия – рыночная структура, состоящая из небольшого числа фирм и некоторые из них имеют большие размеры относительно размеров рынка. Товар, реализуемый в условиях олигополии, может быть и дифференцированным, и стандартизованным. На олигополистическом рынке фирмы, обладающие большими долями в общем, выпускаемом количестве товара, обладают способностью влиять на цену товара, варьируя его наличие на рынке. Степень преобладания на рынке одной или нескольких больших фирм определяют коэффициент концентрации и индекс Герфиндаля.
Коэффициент концентрации – показатель, измеряющий концентрацию рынка. Он показывает процент продаж, приходящихся на данном отраслевом рынке на долю четырёх (или восьми) крупнейших фирм.
Индекс Герфиндаля позволяет учесть степень влияния доминирующей фирмы. Он рассчитывается путём возведения в квадрат процентных долей рынка каждой из фирм и суммирования полученных результатов.
Олигополистическое поведение на рынке подразделяется на олигополию на соглашении и олигополию доминирующей фирмы.
Соглашение – согласование между несколькими фирмами о разделе рынка и ценах. Выделяют открытое соглашение и тайное (молчаливое) соглашение. Если соглашение является открытым и оформленным и вовлекает всех или большую часть производителей на рынке, его результатом является картель. Его цель – максимизировать прибыль путём фиксации цен и ограничения объёмов выпуска продукции. Но поскольку открытое соглашение в настоящее время является незаконным в большинстве стран (согласно антитрестовским законам), то олигополисты часто ищут пути к тайному сотрудничеству, исключающему открытое соглашение, к согласованию без соглашения.
Олигополия доминирующей фирмы определяет организацию рынка, при которой на нём господствует крупная фирма, цены которой являются базовыми для всех остальных продавцов. Вариантом олигополии доминирующей фирмы выступает ценовое лидерство. Одной единственной фирме отводится ведущая роль в формировании цены, исключая тем самым необходимость тайного сговора.
Соперничающие фирмы могут не только договариваться о сотрудничестве в погоне за прибылью, но и вести сознательное соперничество или войны цен. Ценовая война предполагает цикл последовательных снижений цены соперничающими на олигополистическом рынке фирмами. Война цен продолжается до тех пор, пока цена не падает до уровня средних издержек. Снижение цены ниже этого уровня приводит к убыткам.
4. Установление цены при ориентации на цены конкурентов
Если бы фирма на рынке действовала в одиночку (как это возможно в случае чистой монополии), то она одна имела бы дело со всей кривой рыночного спроса, и тогда ее ценовые решения могли бы строиться только на анализе чувствительности покупателей к ценам и сопоставлении собственных затрат на производство товара с ценой, которую покупатель готов заплатить за товар с приданными ему фирмой свойствами. Такое иногда удается фирмам, которые производят абсолютно уникальные товары.
Но обычно фирма вынуждена строить свою политику с учетом существования конкурентов. И этот факт может довольно заметно модифицировать результаты, полученные на основе учета только полезности товара и затрат на его производство. Даже самые, казалось бы, очевидные шаги, если они предпринимаются без учета завтрашних ответных шагов конкурентов и покупателей, могут оказаться весьма неудачными.
Конкуренты реагируют с большой степенью вероятности на изменение цен тогда, когда их число невелико, когда речь идет об одном и том же продукте и когда потребители хорошо информированы о предложении всех конкурентов.
На какую реакцию конкурентов может рассчитывать фирма? На этот вопрос невозможно дать однозначный ответ. Хорошо, если у фирмы один крупный конкурент. Тогда его реакцию можно предусмотреть. Но это скорее исключение, чем правило. Обычно у фирмы на рынке гораздо больше конкурентов, и приходится предугадывать реакцию каждого из них.
Конкурентная реакция может быть двоякого рода. Во-первых, конкурент может реагировать примерно одинаково на сходные ценовые изменения фирмы, что упрощает оценку его реакции. Во-вторых, конкурент может реагировать по-разному на каждое следующее изменение цен в зависимости от своих интересов на данный момент времени. Как раз эта, последняя, и наиболее сложная ситуация встречается на практике чаще всего. Чтобы ее предусмотреть, необходимо изучать финансовое положение фирмы-конкурента, ее текущий оборот, загрузку мощностей, доверие к ней потребителей, а также ее цели в бизнесе. Если целью конкурента является увеличение или поддержание определенной доли рынка, то вероятнее всего он последует за ценовыми изменениями фирмы-инициатора. Если же целью конкурента является максимизация прибыли, то он будет реагировать в стратегическом плане с помощью иных средств: например, усиления рекламы или улучшения качества своей продукции. Фирма, затевающая изменение цен на конкурентном, насыщенном рынке, должна поэтому с помощью всех доступных ей источников информации вникнуть в положение конкурента и попытаться взглянуть на свои будущие ценовые изменения его глазами.
Это достигается с помощью специальных маркетинговых рыночных исследований.
Фактически, как показывают исследования, многие предприниматели ожидают, что конкуренты последуют за ними в случае понижения цен, хотя здесь имеются значительные различия в зависимости от конъюнктурной ситуации. В случае повышения своих цен большинство фирм, напротив, не ожидают, что конкуренты последуют за ними, во всяком случае при нормальной и неблагоприятной экономической конъюнктуре. Помимо этого ценовая неустойчивость увеличивается в периоды спада, причем в сторону понижения цен. Далее, ценовые реакции наступают в первую очередь и сильнее всего для тех фирм, которые занимают более 20% доли рынка своей основной продукции. Другими словами, чем выше доля рынка, тем сильнее ценовая конкуренция.
Следующий вопрос, который закономерно возникает при рассмотрении ценовой конкуренции, заключается в том, должна ли фирма следовать за изменением цен у конкурентов и если да, то в каких случаях?
На рынках с высокой степенью однородности предложения едва ли существует другая альтернатива, кроме как последовать за снижением цен конкурентов. Надо, конечно, подумать и над возможностями дифференциации собственного товарного предложения, а если это не удастся, то снижения цен не избежать.
Если же конкурент на таком гомогенном рынке повышает свои цены, другие фирмы скорее всего не последуют за ним. Они только тогда повысят цены, когда это допустимо и выгодно для отрасли в целом. В противном случае инициатор повышения цен не станет ценовым лидером, и цены рано или поздно вернутся на прежний уровень.
На гетерогенных (неоднородных), например, продуктовых и прочих потребительских рынках существует больше возможностей для реакции на поведение конкурента. Ведь покупатели выбирают здесь фирму-продавца исходя из многих факторов: обслуживания клиентов, качества, надежности и т.д. Большая совокупность этих факторов делает покупателя менее чувствительным к небольшим изменениям цен.
Прежде чем выбирать собственный тип реакции, необходимо ответить на следующие вопросы:
Почему конкурент изменил цену? Хочет ли он вытеснить нас с рынка сбыта или загрузить свои незанятые мощности или выровнять изменения издержек или стать ценовым лидером в отрасли?
Планирует ли конкурент временное или постоянное изменение цен?
Какие последствия будет иметь изменение цен конкурентом для нашего собственного участия на рынке и величины прибыли, если не реагировать на него? Будут ли реагировать другие конкуренты?
Какие действия этого и прочих конкурентов последуют за нашей реакцией?
Ценовые лидеры часто вынуждены бороться с агрессивной ценовой политикой со стороны более мелких конкурентов, желающих повысить свою долю на рынке. Ярким примером этого является современный компьютерный рынок, где нескольким мировым гигантам противостоит масса более или менее крупных конкурентов, активно снижающих цены. Если продукция конкурента и ценового лидера сопоставима, то в результате снижения цен возможно сокращение доли рынка последнего или даже его вытеснение. Чтобы противостоять этому, ценовой лидер имеет много других возможностей, а именно:
не изменять цену в надежде на свою репутацию, полагая, что хорошие клиенты не покинут его. Но проявлению подобной твердости мешает сознание того, что позиции конкурентов на рынке укрепляются, а также протесты и паническое настроение сотрудников собственной сбытовой сети;
повысить полезность своего товара, сохранив прежние цены, путем улучшения продукта, обслуживания потребителей и маркетинговых коммуникаций. Это может оказаться дешевле, чем снижать цены;
снизить цену, уменьшая одновременно издержки за счет увеличения объема сбыта, чтобы не потерять свою долю рынка. При этом надо попытаться сохранить полезность товара;
поднять цену и имидж своего товара по отношению к изделию конкурента;
вынести на рынок новую конкурирующую марку по низкой цене при сохранении старого изделия и его цены, расширив продуктовую линию. Это особенно выгодно при существовании опасности потерять свою долю рынка.
Наиболее подходящий из названных вариантов должен быть выбран с учетом всех конкретных условий: место товара в его жизненном цикле, позиция данной товарной марки внутри общего ассортимента продукции, намерения и ресурсы конкурентов, пределы изменения цен и эффективности и др.
С учетом всех условий и возможных вариантов поведения конкурента фирма должна разработать специальные программы реакции на изменение цен. Примером может служить схема планирования такой программы, которая по фактическим данным подходит для тех отраслей европейского рынка, где довольно часто предпринимаются ценовые изменения и необходима быстрая соответствующая реакция. В качестве фактической базы в примере выбраны товарные рынки кофе, мясопереработки и нефтехимии в странах Западной Европы.
Одна из ведущих американских строительных фирм, специализирующаяся в изготовлении сборных домов, столкнулась несколько лет назад с трудностями в своей деятельности. Ранее эта фирма, лидировавшая на рынке по доле в объеме продаж, придерживалась политики премиальных цен, т.е. продавала свои дома по ценам, относительно несколько более высоким, чем у конкурентов. Это было возможно вследствие того, что фирма славилась высоким качеством своей продукции и великолепным сервисом.
Но чем дальше, тем больше рыночная позиция этой фирмы подрывалась ее конкурентами – мелкими местными строительными фирмами. Они сделали ставку на ценовую конкуренцию, т.е. заманивали клиентов относительно более низкими ценами. Им было нетрудно выигрывать сражение на данном поле, поскольку фирма-лидер всячески избегала индивидуальных ценовых переговоров и пользовалась лишь весьма ограниченной системой скидок с цены (за объем закупок, за срочность платежа и т.п.). Тем самым она создавала своего рода ценовой зонтик, в тени которого даже небольшие дополнительные, а главное – индивидуальные скидки мелких подрядчиков воспринимались заказчиками весьма заинтересованно.
Когда к руководству фирмой-лидером пришли новые люди, они решили «закрыть зонтик» и победить мелких подрядчиков их же оружием – индивидуализацией ценообразования. Это означало готовность к уторговыванию цены не только с крупнейшими заказчиками, но и с любым клиентом, который будет на этом особенно настаивать. Для агентов фирмы были установлены нижние пределы цен, которые позволяли сохранить хотя бы минимальную рентабельность сбыта. До этой границы они могли в переговорах с клиентами отступать по собственному усмотрению, лишь бы получить заказ. Естественно, что такая новая ценовая политика не афишировалась, чтобы не поощрять клиентов к неуступчивости и полнее реализовать эффект ценовой дискриминации.
Краткосрочный эффект такой ценовой политики был весьма впечатляющ. Число заказчиков заметно возросло, и фирма добилась существенного увеличения как объема реализации, так и массы прибыли. В более длительной перспективе ситуация, однако, начала заметно меняться в худшую сторону по причинам, о которых мы уже упоминали (гл. 4). Речь идет о том, что хотя переговоры с покупателями велись на индивидуальной основе и могло сложиться впечатление, что цены для каждой сделки формируются независимо, на самом деле все это начало менять общую рыночную ситуацию фирмы. Информация о ее новой ценовой политике начала постепенно распространяться среди клиентов. И те из них, которые еще недавно готовы были платить премиальную цену, с возмущением узнали, что другие, более несговорчивые покупатели сумели получить те же самые качество и сервис по куда более низкой цене. Следствия этого оказались многообразными:
продукция фирмы потеряла свой имидж предпочтительности и перестала выделяться по соотношению цена / качество на фоне мелких местных подрядчиков;
соответственно те заказчики, которые были наиболее озабочены уровнем качества и сервиса и потому ранее даже не вступали в переговоры с мелкими фирмами, теперь стали отдавать им предпочтение, а прежнему фавориту отдавали заказы лишь в крайнем случае;
завоевание каждого нового заказа теперь давалось крупной фирме все с большим трудом, так как она оказалась в равном положении с многочисленными мелкими конкурентами. В итоге замедлилась реализация продукции при растущем числе заказчиков, требующих индивидуальных скидок. В конце концов процесс предоставления таких особых скидок просто пришлось автоматизировать, иначе сотрудники фирмы не справлялись с оформлением договоров;
объемы продаж и доля в общем объеме продаж на данном рынке стали падать, а вслед за ними пошла вниз и прибыль.
В чем же причина неудач фирмы, столь успешно, казалось бы, начавшей войну со своими конкурентами на поле цен? В том, что своими действиями она на самом деле создала финансовый стимул для своих клиентов к тому, чтобы они стали менее лояльными и более информированными об альтернативных предложениях на рынке. И клиенты именно так себя и повели, а в итоге фирма потеряла годами созданный имидж исключительности по уровню качества и сервиса.
Тенденция падения рыночной доли затем обернулась общим снижением цен на рынке, а для фирмы-лидера – утратой возможности брать с клиентов премиальные цены и получать за счет этого повышенную прибыльность операций. В этой ситуации единственное, что оставалось менеджерам, – направить все усилия на максимальное снижение затрат, чтобы поддержать прибыльность на более или менее приемлемом уровне.
Из этой истории не надо делать заключений о нецелесообразности для фирмы борьбы за сохранение своей доли на рынке или недопустимости выступления с инициативой снижения цен. Главный вывод состоит в ином: предпринимая любой шаг в области цен, необходимо как можно более комплексно оценивать его долгосрочные, стратегические результаты и сопоставлять их с тем выигрышем, который может быть достигнут в краткосрочной перспективе. Следовательно, первое стратегическое правило ценообразования может быть сформулировано следующим образом:
Никогда не следует принимать ценовое решение лишь для привлечения еще одного покупателя или обеспечения немедленного роста продаж. Такое решение должно всегда подчиняться задаче обеспечения фирме возможности прибыльно вести дела в длительной перспективе
В рассмотренном выше бизнес-примере новые менеджеры фирмы-лидера нарушили это правило и, получив выигрыш в краткосрочной перспективе, в долгосрочной ухудшили условия своей деятельности. Своими действиями они породили два типа последствий:
инициировали общее снижение реальных цен для клиентов (с учетом всех индивидуальных скидок);
лишили продукцию своей фирмы репутации товара, заслуживающего премиальной цены.
На практике ценовикам обычно очень трудно действовать в соответствии с приведенным выше правилом. Причина очевидна: цены влияют на объемы продаж быстрее, чем все остальные инструменты маркетинга. Поэтому при возникновении трудностей со сбытом у менеджеров всегда первым побуждением оказывается что-то поменять в ценах. И приучить их к тому, чтобы взвешивать отдаленные стратегические последствия сегодняшнего «пожарного» изменения цен, довольно трудно.
Между тем иного выхода нет, поскольку по своей природе коммерческое ценообразование – игра, полностью соответствующая определению этого термина современной теорией игр: деятельность, успех в которой зависит не только от индивидуальных усилий, но и от действий остальных заинтересованных лиц. И действительно, ни одна фирма не может однозначно предвидеть последствия своих ценовых решений. Эти последствия будут формироваться также под влиянием реакции покупателей и конкурентов.
Дело осложняется тем, что ценообразование – игра с отрицательной суммой выигрыша, тогда как большинство менеджеров обладают навыками игр с положительной суммой выигрыша.
Напомним, что игры с положительной суммой выигрыша – те, где сам процесс соревнования (конкуренции) между игроками создает для них