Анализ товарно-материальных запасов
рубль объема продукции относятся: Изменение объема выпуска продукции, изменение структуры выпускаемой продукции, изменение среднего уровня отпускных цен на продукцию (в связи с инфляцией, изменения качества продукции, рынков сбыта), изменение уровня удельных переменных затрат, изменение суммы постоянных затрат.Чтобы понять механизм анализа затрат, рассмотрим анализ затрат на 1 рубль объема продукции на условном примере, приведенном в учебнике Г.В. Савицкой «Анализ хозяйственной деятельности предприятия».18
Исходные данные для факторного анализа:
по плану 96000
фактически при плановой структуре и плановых ценах 98500
фактически по ценам плана
фактически по фактическим ценам
Себестоимость продукции, тыс. р.:
по плану на плановый выпуск продукции 77952
по плану, пересчитанному на фактический объем продукции 79372
по плановому уровню на фактический выпуск продукции 80640
фактическая при плановом уровне постоянных затрат 82723
фактически 84168
Таблица 2.1 – Расчет влияния факторов на изменение суммы затрат на 1 рубль объема продукции
Затраты на 1 рубль объема продукции, коп. |
Расчет | Фактор | ||||
Объем производства | Структура производства | Уровень удельных переменных затрат | Сумма постоянных затрат | Отпускные цены на продукцию | ||
План Усл. 1 Усл. 2 Усл. 3 Усл. 4 Факт Общ. = |
77952: 96000 = 81,20 79372: 98500 = 81,17 80640: 100800 = 80,00 82723: 100800 = 82,06 84168: 100800 = 83,50 84168: 104300 = 80,70 80,70 – 8 1,20 = -0,50 |
план факт факт факт факт факт -0,03 |
план план факт факт факт факт -1,17 |
план план план фай- факт факт + 2,06 |
план план план план факт факт + 1,44 |
План план план план план факт -2,80 |
Из таблицы видно, что предприятие снизило затраты на 1 рубль объема продукции в целом на 0,50 коп., в т.ч.: за счет увеличения объема производства на 0,03 коп. (81,17 – 81,20); изменения структуры производства – на 1,17 коп. (80,00 – 81,17); повышения отпускных цен – на 2,80 (80,70 – 83,50); уровень удельных переменных затрат вызвал повышение на 2,06 коп. (82,06 – 80,00) и увеличение суммы постоянных затрат также вызвало повышение на 1,44 коп. (43,50 – 82,06).
Чтобы установить, как эти факторы повлияли на изменение суммы прибыли, необходимо абсолютные приросты затрат на 1 рубль объема продукции за счет каждого фактора умножить на фактический объем реализации продукции, выраженных в плановых ценах.
2.2.2 Оценка динамики производства и реализации продукции
Динамика объема производства и реализации продукции характеризует изменение производства продукции и степень насыщения рынка продукцией предприятия. Оценка динамики объема производства и реализации продукции осуществляется по сопоставимым оптовым ценам (без НДС и акцизов). В качестве сопоставимых цен применяются действующие цены в соответствующем месяце отчетного года (фиксированные цены). Используя индекс цен определяется объем произведенной и реализованной продукции в предыдущем году в ценах, действующих в отчетном году, т.е. в фиксированных (сопоставимых).
Различие в темпах роста реализованной продукции и объема производства продукции может произойти за счет изменения остатков нереализованной продукции в отчетном году по сравнению с предыдущим.
Влияние факторов на изменение объема реализации продукции можно анализировать в действующих ценах соответствующего года. При таком анализе определяется доля изменения остатков нереализованной продукции от объема производства продукции и ее увеличение (уменьшение) по сравнению с предыдущим периодом.
Увеличение остатков нереализованной продукции в действующих ценах соответствующего года в отчетном году по сравнению в с предыдущем годом при одновременном снижении их доли от объема продукции свидетельствует о росте цен на продукцию и снижении физического объема остатков нереализованной продукции.
При значительном увеличении (уменьшении) остатков нереализованной продукции следует рассмотреть изменение отдельных видов остатков нереализованной продукции по данным бухгалтерского учета: готовая продукция на складах, товары отгруженные и т.д. Следует указать причины роста остатков нереализованной продукции (неритмичность работы предприятия; скопление на складах предприятия продукции, не пользующейся спросом; несвоевременная оплата продукции заказчиком) В процессе анализа следует определить меры по сокращению остатков готовой продукции, ускорению ее отгрузки и расчетов за продукцию.
2.3 Анализ влияния различных факторов на объем продукции
На изменение объема продукции влияют факторы, характеризующие использование трудовых и материальных ресурсов, ОПФ.
Для выявления величины влияния факторов на изменение объема продукции используются следующие зависимости:
Таблица 2.2 – Типовая форма выявления величины влияния факторов на изменение объема продукции
Объем продукции = | Среднегодовая численность ППП, чел. | ґ | Производительность труда, р.: 1000; |
Объем продукции = | материальные затраты на производство продукции, тыс. р. материалоемкость продукции, р./р. | ||
Объем продукции = | среднегодовая стоимость ОПФ, тыс. р. ґ фондоотдача, р./р. |
Величина влияния указанных факторов на изменение объема продукции рассчитывается приемом элиминирования: влияние среднегодовой численности персонала предприятия и производительности труда способом разниц; влияние материальных затрат и материалоемкости продукции – способом цепных подстановок; влияние среднегодовой стоимости ОПФ и фондоотдачи – способом разниц.
Следовательно, увеличение объема продукции должно обеспечиваться повышением эффективности использования производственных ресурсов: ростом производительности труда и фондоотдачи, снижением материалоемкости продукции.
2.4 Маржинальный анализ затрат на производство продукции и определение точки безубыточности
При любом производстве возникают переменные и постоянные расходы, которые классифицируются по источникам возникновения расходов: переменные характеризуют расходы хозяйственной активности, связанной с ростом объема продукции, а постоянные характеризуют расходы, связанные со способностью хозяйствовать, т.е. показывают эффективность управления. К этим расходам относятся затраты на инвестиции (амортизация), оплата руководства, расходы на выработку экономической политики (рекламу, научные разработки и пр.).
Метод прямого вычисления себестоимости (директ-костинг) основан на вычитании из продажной выручки прямых расходов и определении предельной прибыли, которая отличается от реальной прибыли на сумму косвенных расходов. Современный директ-костинг основан на вычитании из продажной выручки переменных расходов и определении предельной прибыли (маржинальной прибыли), которая отличается от реальной прибыли на сумму постоянных расходов, что позволяет уточнить порог рентабельности.19
В основе расчета безубыточности продаж товаров раньше использовали деление расходов на прямые и косвенные, что приводило к существенным ошибкам в определении критической точки, т.е. объема продаж, после которого должны получать прибыль. Современный расчет безубыточности продаж основан наделении расходов на переменные и постоянные, что позволяет точнее определять критическую точку (определение точки безубыточности и критического объема продаж рассмотрены на примере задачи в приложении А).
Проведение маржинального анализа базируется на современной системе учета стоимости – Директ-Костинг (или система управления стоимостью) В этой системе стоимость промышленной продукции учитывается и планируется только в части переменных затрат. Постоянные затраты собираются на отдельный счет и с заданной периодичностью списываются на финансовый результат предприятия. При этом они находятся под жестким контролем, контролируются сметы по предприятиям и цехам, т. к. экономия или перерасход оказывают влияние на финансовый результат. Главное внимание при проведение маржинального анализа уделяется изучению поведению затрат и ресурсов в зависимости от объемов производства. Это позволяет оперативно принимать решение по нормализации финансового состояния.
Таким образом, при проведении маржинального анализа и анализа оборачиваемости оборотных средств необходимо обратить внимание на следующие факторы:
необходимо делить издержки на переменные и постоянные;
постоянные издержки не изменяются в диапазоне деловой активности, который установлен исходя из производственных мощностей и спроса на продукцию;
тождество реализации и производства продукции в рамках рассматриваемого периода времени (остатки готовой продукции не изменяются);
уровень цен на продукцию и потребляемые ресурсы в течении рассматриваемого периода времени не меняются;
пропорциональность поступления выручки объему реализации (пример рассмотрен в приложении Б).
Заключение
Деятельность предприятий отражается в бухгалтерском, статистическом и оперативно-техническом учетах и отчетности. Но сами по себе учет и отчетность не раскрывают в достаточной мере взаимосвязь и взаимозависимость хозяйственных процессов, осуществляемых в ходе деятельности предприятия. Например, в отчетности имеется показатель производительности труда. Но ни в учете, ни в отчетности не вскрывается влияние производительности труда на изменение выпуска продукции, снижение ее себестоимости, уменьшение потребности в рабочей силе и т.д. Поэтому те стороны деятельности предприятия, которые не могут быть отражены в учете и отчетности, изучают путем их анализа.
Таким образом, анализ хозяйственно-финансовой деятельности является продолжением учета и отчетности и выступает как форма контроля за напряженностью плановых заданий, их качеством и ходом выполнения, выявлением недостатков в работе предприятия и резервов, осуществлением намеченных мероприятий по повышению эффективности производства и качества работы. Анализу деятельности предприятия принадлежит большая роль в обобщении и распространении передового опыта, укрепления конкурентоспособности предприятия.
Товарно-материальные запасы составляют значительную часть активов фирмы. Кроме того, доход от инвестирования в товарно-материальные ценности должен быть выше, чем доход от инвестирования в более ликвидные активы (денежные средства, ценные бумаги). Из этого исходят при вложении денежных средств в товарно-материальные запасы.
В процессе анализа обеспеченности материальными ресурсами выявляют степень обеспеченности потребности в материальных ресурсах договорами на их поставку и фактическое их выполнение, ритмичность поставок и влияние нарушений в поставке на выполнение предварительной программы, соответствие фактической обеспеченности товарными запасами плановой, снижение объема производства в связи с недостаточной обеспеченностью материальными ресурсами.
До недавнего времени считалось, что чем больше у предприятия запасов, тем оно более подготовлено. Это справедливо, когда у предприятия существуют проблемы с материально-техническим снабжением, в условиях, когда необходимо создавать значительные страховые запасы.
Значительный отток денежных средств, связанный с расходами на формирование и хранение запасов, делает необходимым поиск путей их сокращения. При этом, речь не идет о сведении величины расходов по созданию и содержанию запасов товарно-материальных ценностей к минимуму. Такое решение, может оказаться неэффективным и может привести к росту потерь другого рода (например, от порчи и бесконтрольного использования товарно-материальных ценностей). Задача состоит в том, чтобы найти «золотую середину» между чрезмерно большими запасами, способными вызвать финансовые затруднения, и чрезмерно малыми запасами, опасными для стабильности производства.
Поэтому, прежде чем инвестировать денежные средства в товарно-материальные запасы, необходимо понимать, что при этом предприятие отказывается от альтернативных вариантов вложения денег. А так как, в условиях рыночной экономики получение максимально возможной суммы прибыли является целью любого производства, т.е. прибыль является основным источником пополнения фондов накопления, инвестиций, пополнения оборотных средств и т.д. Сумма полученной прибыли отражает конечные финансовые результаты деятельности любого предприятия.
Таким образом, при оперативной работе и своевременном экономическом анализе всех групп производственных запасов и готовой продукции, хранящейся на складе, можно выбрать наиболее выгодный путь развития предприятия, предупредить возможные убытки, связанные с доставкой материально-производственных запасов, изготовлением и реализацией готовой продукции.
Библиографический список
Блинова, Т.В. Бухгалтерский учет. / Т.В. Блинова. – М.: Экономика, 2004. – 253 с.
Ендовицкий, Д.А. Анализ и оценка эффективности инвестиционной политики коммерческих организаций: Методология и методика. – Воронеж: Изд-во Воронежского государственного университета, 2003. – 288 с.
Журавлев, В.В., Савруков Н.Т. Анализ финансово-хозяйственной деятельности. / В.В. Журавлев. – М.: Инфра-М, 2001. – 567 с.
Ковалев, В.В. Финансовый анализ: Методы и процедуры./ В.В. Ковалев. – М.: Финансы и статистика, 2001. – 654 с.
Ковалев, В.В., Волкова О.Н. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: Учебник. – М.: ПБОЮЛ, 2000. – 424 с.
Кондраков, Н.П. Бухгалтерский учет: Учебное пособие. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2002. – 640 с.
Литвак, Б.Г. Разработка управленческого решения: Учебник./ Б.Г. Литвак. – М.: Дело, 2000. – 392 с.
Лобушин, Н.П. Экономический анализ./ Н.П. Лобушин. – М.: Финансы и статистика, 2007. – 423 с.
Лукасевич, И.Я. Анализ финансовых операций: методы, модели, техника вычислений./ И.Я. Лукаскевич. – М.: Финансы: ЮНИТИ, 2005. – 400 с.
Любушкин, Н.П., Лещева В.Б., Дьякова В.Г. Анализ финансово хозяйственной деятельности предприятия: Учеб. пособие для вузов / Под ред. проф. Н.П. Любушкина. – М.: ЮНИТИ ДАНА, 2006. – 471 с.
Мельник, М.В. Экономический анализ в аудите. / М.В. Мельник. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2007. – 542 с.
Петрова, В.И. Системный анализ прибыли (на примере промышленных объединений)./ В.И. Петрова. – М.: Финансы, 2003. – 144 с.
Прыкин, Б.В. Технико-экономический анализа производства: Учебник для вузов./ Б.В. Прыкин. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. – 399 с.
Прыкина, Л.В. Экономический анализ предприятия./ Л.В. Прыкина. – М.: Экономика, 2006. – 407 с.
Пястолов, С.М. Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятий. – М.: Инфра-М, 2006. – 330 с.
Шадрина, Г.В. Комплексный экономический анализ./ Г.В. Шадрина. – М.: Юнити, 2005. – 287 с.
Шеремет А.Д. Теория экономического анализа./ А.Д. Шеремет. – М.: ИНФРА-М, 2006. – 365 с.
Курс анализа хозяйственной деятельности: Учебник для экономических вузов/ Под ред. С.К. Татура, А.Д. Шеремета. – М.: Экономика, 2006. – 399 с.
Курс экономического анализа: Учебник / Под ред. М.И. Баканова, А.Д. Шеремета. 2-е изд. – М.: Финансы и статистика, 2004. – 412 с.
1 Блинова, Т.В. Бухгалтерский учет. / Т.В. Блинова. – М.: Экономика, 2004. – С. 34
2 Кондраков, Н.П. Бухгалтерский учет: Учебное пособие. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2002. – С.123
3 Любушкин, Н.П., Лещева В.Б., Дьякова В.Г. Анализ финансово хозяйственной деятельности предприятия: Учеб. пособие для вузов / Под ред. проф. Н.П. Любушкина. – М.: ЮНИТИ ДАНА, 2006. – С. 216
4 Кондраков, Н.П. Бухгалтерский учет: Учебное пособие. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2002. – С.234
5 Шадрина, Г.В. Комплексный экономический анализ./ Г.В. Шадрина. –М.: Юнити, 2005. – С. 87
6 Шеремет А.Д. Теория экономического анализа./ А.Д. Шеремет. – М.: ИНФРА-М, 2006. – С. 76
7 Кондраков, Н.П. Бухгалтерский учет: Учебное пособие. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2002. – С. 420
8 Курс экономического анализа: Учебник / Под ред. М.И. Баканова, А.Д. Шеремета. 2-е изд. – М.: Финансы и статистика, 2004. – С. 56
9 Пястолов, С.М. Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятий. – М.: Инфра-М, 2006. – С.114
10 Журавлев, В.В., Савруков Н.Т. Анализ финансово-хозяйственной деятельности. / В.В. Журавлев. – М.:. Инфра-М, 2001. – С. 87
11 Прыкина, Л.В. Экономический анализ предприятия./ Л.В. Прыкина. – М.: Экономика, 2006. – С. 90
12 Литвак, Б.Г. Разработка управленческого решения: Учебник./ Б.Г. Литвак. – М.: Дело, 2000. – С. 378
13 Любушкин, Н.П., Лещева В.Б., Дьякова В.Г. Анализ финансово хозяйственной деятельности предприятия: Учеб. пособие для вузов / Под ред. проф. Н.П. Любушкина. – М.: ЮНИТИ ДАНА, 2006. – С. 54
14 Кожинов, В.Я. Бухгалтерский учет./ В.Я. Кожинов. – М., «Экзамен», 2005. – С. 324
15 Петрова, В.И. Системный анализ прибыли (на примере промышленных объединений)./ В.И. Петрова. – М.: Финансы, 2003. – С. 45
16 Любушкин, Н.П., Лещева В.Б., Дьякова В.Г. Анализ финансово хозяйственной деятельности предприятия: Учеб. пособие для вузов / Под ред. проф. Н.П. Любушкина. – М.: ЮНИТИ ДАНА, 2006. – С. 98
17 Шадрина, Г.В. Комплексный экономический анализ./ Г.В. Шадрина. –М.: Юнити, 2005. – С. 190
18 Савицкая Г.В. «Анализ хозяйственной деятельности предприятия»./ Г.В. Савицкая. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. – С. 196
19 Пястолов, С.М. Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятий. – М.: Инфра-М, 2006. – С. 145