Философские воззрения в мире музыки

в качестве субъекта и самому себе. Изучить специфику музыки, а, точнее, философию музыки - значит, прежде всего, обнаружить своеобразный характер ее участия в этом деле, ее, если можно так сказать, общественного бытия.


9. Философские основы музыкальной терапии


В настоящий момент активно развиваются новые отрасли в медицине на стыке психологии и психиатрии, одно из таких направлений лечение по средствам искусства как метод психотерапии. Имеются некоторые теоретические и практические наработки в этом вопросе.

В рамках эстетической теории искусства было практически невозможно обосновать влияние искусства на психику человека. Понятие "эстетического" в этом плане не раскрывало сущность искусства.

Искусство - это мир эмоциональных образов, сознательно созданных человеком посредством формы и определенного материала; мир, призванный вносить в жизнь человека красоту, знания, наслаждение, творчество, игру воображения, духовность. Искусство гуманизирует человека, формирует полноценную, целостную личность; более того, искусство способно корректировать психологические патологии.

Связь искусства и медицины ненова. Еще в древних магических обрядах, шаманских ритуалах при лечении нельзя было обойтись без ритмического танца, музыки, театрального действа. Так возник один из методов психотерапии - "арттерапия". Проблема данного метода - это отсутствие методологической философской базы. Кроме того, в рамках психотерапии не сложилось четкого разделения в приемах воздействия искусства на пациента. Так, нет обобщающего названия терапевтической технологии воздействия искусством, термин "арттерапия" применяется в основном к лечении посредством живописи, музтерапия (музыкотерапия) - лечение музыкой, библиотерапия - лечение чтением, театротерапия - основана на терапевтической воздействии театра. Следовало бы назвать весь спектр психотерапевтических приемов АРТТЕРАПИЯ (общее название), а конкретные технологии исходя из вида искусства. Например, изотерапия - лечение живописью, музотерапия - музыкой, библиотерапия - чтением и т.д.

Предмет арттерапии - это психика человека, т.е. его эмоциональный мир. Здесь наиболее ярко видна эмоционально-образная природа искусства. Искусства способно очищать чувственный мир, корректировать его направленность. Арттерапия - это и созерцание произведения искусства, и непосредственное художественное творчество как выражение, сублимация нереализованных желаний, своего рода очищение искусством (катарсис).

Русский физиолог И.Р. Тарханов в статье "О влиянии музыки на человеческий организм" исследует действие музыки на ритм дыхания и сердцебиения. Его опыты показали, что радостная музыка ускоряет выделение пищеварительных соков и улучшает аппетит, а также увеличивает работоспособность мышц и может на время снять мышечную усталость. При этом минорные аккорды расслабляют, а мажорные усиливают работу мышц. Наиболее возбуждающей звуковой силой обладает звуковой интервал большая секста.

Музыку лекарством считал великий русский врач М.Я. Мудров. Он писал: "Сим искусством сообщается больному та твердость духа, которая побеждает телесные боли, тоску, метания и которая самые болезни, например, нервные, иногда покоряет воле больного". О положительном влияние музыки на здоровье говорит и В. Бехтерев.

Музыкальная терапия успешно сочетается со многими лечебно-профилактическими средствами. Например, гипносон - отдых под музыку. Групповая музотерапия в активной форме включает в себя также терапию прием (вокалотерапия, хоровое пение).

Музтерапия эмоционально активизирует межличностные отношения, регулирует психовегетативные процессы, повышает доступность для сознательного переживания психо- и социодинамических процессов, создает условия для социальной активности пациентов. Особенно важно это при лечении детского аутизма, положительные результаты здесь очевидны. Д. Отт подчеркивал большое значение музыки как действенного средства отвлечения больного от навязчивых состояний. Б. Карвасарский предлагает конкретную программу занятий по психотерапии:

Бах. Соната соль минор, ч.1; Шопен. Соната № 3., Рахманинов.1-й концерт, ч.1.

Шопен. Ноктюрн ми бемоль мажор, соч.9, № 2; Шуберт. Симфония до мажор, ч.2; Чайковский. Времена года, февраль.

Лист. Ноктюрн № 3; Моцарт.25-я симфония, ч.2; Шопен. Вальс № 2.

Существуют и рекомендации для конкретных психических расстройств. Так, дефензивным шизоидам предлагается музыка Генделя, Баха, Глюка, Гайдна, Бетховена, Паганини, Листа, Грига, Шопена, Вагнера, Чайковского, Верди, Рахманинова, Шостаковича, Щедрина.

Таким образом, искусство становится в арттерапии корректором психических отклонений личности (не уничтожая индивидуальность - "Я"), оставаясь при этом средством формирование целостной личности. Воздействуя на эмоции, в силу своей эмоционально-образной специфики, искусство активизирует "мысле-чувство", тем самым, развивая эмоциональную и одновременно сознательную сферу человека. Искусство не просто оказывает терапевтическое действие, лечит истерзанное "Я", оно гуманизирует человека, приводя хаос чувств в систему, где они становятся разумными эмоциями.

Заключение


Философия музыки - это раздел эстетики, исследующий сущность и значение музыки. Временная, выразительная природа музыки обусловливает своеобразие философии музыки в сравнении с др. филос. экскурсами в область искусства. К основным проблемам философии музыки, в частности, относятся вопросы исторического бытования музыки, ее происхождения, отношения с родственными видами искусства, функции в обществе и др. В методологию музыковедения входят вопросы о природе музыкального творческого процесса, о конкретно-исторических образцах музыкальных произведений, форм и жанров музыки, об историко-стилистических направлениях музыки и изменяющейся нотографии. Философия музыки касается также наиболее общих проблем музыковедения: общих закономерностей композиторского и исполнительского творчества, особенностей восприятия музыкальных произведений. Уже в древности было замечено, что такие компоненты музыки, как ритм и мелодия, способны влиять на внутреннее состояние человека. Теперь, в полной мере оценив, влияние музыки на человека можно смело сказать, что она является маяком для всех, и в некоторых моментах жизни слушая прекрасную мелодию, можно отвлечься от насущных проблем и окунуться в незабываемый океан гармоничных созвучий и пронизывающих сердце вариаций.

Список используемой литературы


  1. Бурно М.Е. Терапия творческого самовыражения. М. 1989

  2. Заховаева А.Г. Искусство и его гуманизирующая роль (социально-философский подход). М., 2001

  3. Лосев А.Ф. Имя. - СПб.: Алетейя, 1997

  4. Лосев А.Ф. Форма - Стиль - Выражение. - М.: Мысль, 1995

  5. Лосев А.Ф. Женщина - мыслитель. - М.: журн. "Москва", 1993, № 4-7.

  6. Ницше Ф. Сочинения в 2-х томах. - М.: Мысль, 1990

  7. Звучащая философия. Сборник материалов конференции. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2003

  8. Хазрат Инайят Хан. - Мистицизм звука. Сборник. - М.: Сфера, 2003

  9. Лосев А.Ф. Музы // Мифы народов мира. Т.2.М., 2005

  10. Боэций. О музыкальном установлении // Герцман Е.В. Музыкальная боэциана. СПб, 2004.

  11. Протопопов В.В. Русская мысль о музыке в XVII веке. М., 1989

  12. Ницше Ф. Избранные сочинения: В 2 т. Т.2 М., 1990

  13. Ницше Ф. Полн. собр. соч. Т.1. М., 1912

  14. Хазанов Б. Черное солнце философии: Шопенгауэр // Вопросы философии. 2002. № 3