Экология человека
протяжении многих лет и десятилетий они тесно связаны с государством : учреждены при участии или поддержке органов власти ,получили правовой статус и работают по официально – учрежденному уставу , их цель – содействие государственным органам в выработке и реализации экологической политики ( посредством участия в природоохранных мероприятиях ,экологических исследованиях ,разработке экологически чистых технологий , экологическом просветительстве ) . Для этих организаций характерны централизованная структура , вертикальная иерархия , индивидуальное и коллективное членство , платный аппарат.Новые общественные ( в том числе и самодеятельные ) организации возникшие во второй половине 80 – х годов , аккумулировали нараставшую в обществе неудовлетворенность состояние экологической деятельности государства , а также традиционных экологических организаций. Они различаются по численности - от небольших групп до крупных объединений; по территориальному охвату – от местных до общероссийских ( многие из них имеют международные контакты ) ;по уровню решаемых экологических проблем – от локальных до глобальных ; по диапазону видов деятельности – от сравнительно узкой специализации до проведения широкого комплекса работ ; по отношению к государственным природоохранным органам – от установки на сотрудничество с ними до выступления с альтернативных позиций
До сих пор , несмотря на усилия отдельных лидеров руководителей экологических структур , существует противоречие между призывами к консолидации действий всех звеньев экологического движения и претворением этих призывов в жизнь.
Очевидна особая необходимость:
регулярного двухстороннего информационного обмена и постоянного прямого диалога;
поощрения и стимулирования участия общественных организаций в государственной экологической политике на стадиях ее формирования и реализации;
государственной поддержки инициатив ,программ , проектов и инноваций , предлагаемых общественностью;
государственных мер «протекционистского» характера по отношению к экопредпринимательской деятельности неправительственных организаций и граждан.
3.2.4. Основные тенденции изменений в экологическом движении
Анализ формирования экологического движения показывает, насколько исторически и психологически сложным и противоречивым было развитие производных составляющих экологического движения.
В истории экологического движения можно выделить 4 этапа . За исключением первого этапа – этапа возникновения – остальные этапы ( формирования , развития и
интеграции ) основные звенья экологического движения прошли практически одновременно.
Показатели в этом отношении история самодеятельного течения российского экологического движения.
В период возникновения ( начало 60 – х - середина 80 – х годов ) , в период формирования ( середина 80 – х годов – 1988 год ) и период развития ( 1988 – 1989 годы ) самодеятельное экологическое движение имело в основном конкретный природоохранный характер : основным мотивом объединения людей в самодеятельные экологические группы было стремление решить какой – либо вопрос .
Вместе с тем создавались ( хотя их было значительно меньше ) экологические группы ,союзы ,ассоциации , члены которых объединялись на идейной основе и ставили задачей разработку и реализацию общегуманных экологических идей. Эти организации пользовались авторитетом в среде как «экологов – профессионалов» , так и «экологов – любителей», но из – за слабой включенности в решение практических задач не получили массовой поддержки населения.
В конце 1988 – начале 1989 годов появился ряд самодеятельных экологических организаций , образованных на политической платформе . В это же время и многие уже существующие экологические организации «конкретно – проблемного» и «гуманно – идейного» течений начали приобретать политическую окраску. Одновременно с тенденцией политизации общественной жизни сложилась тенденция политизации самодеятельного экологического движения.
Одним из стимулов политизации экологического движения явилась предвыборная компания 1989 г.
В этот период ( 1989 – 1991 ) происходит «всплеск» численности и активности самодеятельных экологических организаций .
Однако смещение деятельности большинства экологических организаций с практически – экологических мероприятий по оздоровлению экологической обстановки на политические акции привело к кризису всего экологического движения.
В результате , к началу 1992 года произошло снижение численности и количества самодеятельных экологических организаций , лишь к 1994 году произошла некоторая стабилизация этого процесса.
Перспективы и прогноз развития экодвижения
К середине 1991 года , несмотря на значительное увеличение числа участников движения , оно не переросло в действительности массовое . Гораздо меньше чем ожидалось , оказался приток в это движение членов самодеятельных экологических организаций.
Была подорвана материальная база движения , и сохранившиеся его структуры не могли рассчитывать на серьезную поддержку со стороны государственных органов и их руководителей.
Перспективы представлялись мало оптимистичными . Вынужденные рассчитывать в основном на собственные силы, все ведущие течения экологического движения пересмотрели свои позиции и направления деятельности , изменили подходы к решению экологических проблем.
Необходимым условием развертывания экологического движения является решение проблемы общенационального характера ,начиная от преодоления кризиса в экономике , ее стабилизации и подъема нормализации уровня жизни.
Несмотря на переживаемые кризис , Россия располагает благоприятными возможностями для перехода в будущем к устойчивому , экологически ориентированному развитию.
Более успешному стимулированию внутренних потенций , заложенных в самой сути возрождающегося на новой платформе экологического движения , могли бы способствовать следующие меры правительства :
Установление процедуры проведения консультаций правительства с экологическими группами и участия их лидеров и экоактивистов в процессе принятия решений по проблемам охраны окружающей среды ;
создание механизмов которые, открыли бы «зеленым»больший доступ к информации по экологическим проблемам и предоставили им возможность участвовать в подготовке правительственных решений;
содействие ведению диалога с самодеятельными и государственными экологическими организациями по вопросам разработки и оценки планов в области охраны окружающей среды , труда и здоровья ;
расширение возможности участия «зеленых» в организации экологического образования населения;
создание сети экологического информационно – правовой поддержки населения и общественных организаций.
Выделим некоторые перспективные пути направления деятельности экологического движения на ближайший период времени.
В большинстве общественных , самодеятельных экологических организаций при условии стабилизации политической и экономической обстановки основное внимание будет уделяться решению конкретных задач , политика – экологическим проблемам.
Усилится тенденция к объединению экологических организаций , в том числе вновь созданных , в союзы , ассоциации , фонды и т. д. Для совместного решения экологических задач.
На основе взаимных целей и проблем взаимопроникновения функций и идей , произойдет сближение позиций всех звеньев экологического движения ,будут созданы возможности для более тесного сотрудничества.
В поле зрения экологического движения попадет более широкий спектр проблем связанных с экологической безопасностью. В этой связи следует обратить внимание на необходимость уменьшения экологического противостояния сторон.
Вслед за распространением географии локальных очагов экологического кризиса будет расширяться и география экологического движения.
Список литературы
1.Экология человека . Основные проблемы. Издательство «Наука» .Москва 1988г.
2. Экология , охрана природы и экологическая безопасность. Учебное пособие под ред. В.И. Данилова – Данильяна- М. : Изд- во МНЭПУ, 1997. –
3. Социальная экология . Маркович Д.Ж. М.: Восточный университет-Союз , 1996г.
4.Экология и культура . Гирусов Э.В., Ширянова И.Ю. М.:1995 г.
5.Социальная экология . Сосунова И.А.- М.: ИСПИ РАН, 1996 г.