Экология человека
популяции , в которую как обязательные элементы входят медицинские и социально – гигиенические показатели.Затраты здоровья популяции в процессах общественно – трудовой деятельности должны обеспечивать поддержание и воспроизводство его состояния не ниже некоторых пределов , за которыми происходит уменьшение возможностей осуществления основных социально – экономических целей общественной системы . Задачи развитого социалистического общества в настоящее время и мирового сообщества как целого в будущем как раз состоят в развитии здоровья ( количество и качество ) общества , его социально – трудового потенциала в ближайшей и отдаленной перспективе.
Имеющиеся к настоящему времени результаты в области экологии человека позволяют сформулировать в соответствии с понятием здоровья популяции основные функции здоровья, сочетание которых определяет качественные и количественные характеристики данного социально-природного явления в целом.
Функция 1 – величина конкретного живого труда
( психофизиологические затраты ) , реализуемая в процессе общественно – трудовой деятельности . Эта величина включает соотношения стереотипных ( репродуктивных ) и творческих , эвристических компоненты труда , которые социально обусловлены . Увеличение компоненты творческого труда гарантирует ( при прочных равных условиях ) социально – биологическое сохранение и развитие здоровья членов популяции и индивидуальной продолжительности их активной жизни.
Функция 2 сводится в процессу воспитания ,обучения и развития каждого члена популяции. Очевидно , что здоровье популяции в целом без этой функции поддерживаться не может. Наибольшее значение для реализации функции имеют институты воспитания и обучения , адекватные индивидуальным генофенотипическим качествам, т.е. максимальной реализации индивидуальных задатков , дарований талантов.
Функция 3 - это функция воспроизводства популяции . С ней связаны институт семьи , количество и качество потомства . Специализированные показатели , которые можно связать с этой функцией , разрабатываются генетикой человека , демографией , медициной и т.д. С точки зрения экологии человека оптимизация этой функции , вероятно , позволит осуществить более эффективные подходы к демографическому регулированию, разработке идей эколого – демографического проектирования управления .
Т.о., рассмотренные выше три функции здоровья популяции , их сочетание составляют важнейшую сторону жизнедеятельности популяции , необходимое условие их полноценного участия в общественном труде . Для реализации каждой из этих функций на конкретном историческом этапе общественная система расходует часть совокупного социального времени.
На основе введения представлений о функциях здоровья может быть проанализирован ряж важных в научно – практическом отношении проблем, например проблема трудового потенциала , активно разрабатываемая в настоящее время в политэкономических исследованиях.
Данная проблема при освещении с позиций экологии человека может быть обозначена как социально - трудовой потенциал ( СТП) населения.
СТП населения следует рассматривать как способ организации жизнедеятельности популяции , при котором осуществление различных естественно – природных и социальных мер по организации жизнедеятельности популяции создает оптимальные условия для социально полезной обшественно – трудовой деятельности индивидов и групп населения.
В природном аспекте они выражают закономерности , соответствующие оптимальным вариантам перестройки биосферы в ноосферу.
Движение в этом новом понятийном горизонте, осуществляемое в соответствии с задачами развития экологии человека , сохраняет прочную преемственность с проблемами, разрабатываемыми ранее в общественных науках и естествознании.
Следует подчеркнуть ,что проблемы сбалансированности психофизиологических затрат живого труда ( и двух других функций здоровья ),определяющих состояние СТП , имеют очень важное научно – практическое значение в связи с освоением новых территорий ( например , таких регионов , экстремальных по экологическим условиям , но богатых природными ресурсами , как Север и др. ) Необходима большая работа по изучению функций здоровья и состояния социально – трудового потенциала на вновь осваиваемых территориях.
Т.О. , требуются : дельнейшее углубленное изучение аспектов социльно - трудового потенциала ; разработка мер коррекции возможных напряженных его состояний , включая меры первичной профилактики ; рекреационные меры ; создание целесообразных маршрутов здоровья для индивидов с повышенными психофизиологическими затратами.
2.Экология человека и социология
Социология – наука об обществе как целостной системе , как целостной системе , об отдельных социальных институтах, группах , процессах , рассматриваемых в их связи с общественным целым . Как и всякая наука , она имеет общую теорию ( в марксистско – ленинской социологии эта теория опирается на исторический материализм ) , отраслевые теории типа социологии труда , семьи , города и т.п. , наконец инструментальные теории , обобщающие опыт эмпирических исследований на основе изучения документов и литературы , стороннего и включенного наблюдения , опроса населения и экспертов , постановочного или уже проведенного эксперимента , представления собранной информации в виде математических и схематических моделей и т.д.
Социологические исследования тесно связаны с экономическими демографическими , психологическими , педагогическими др. , в том числе с экологическими.
Социология представляет для экологии человека особый интерес в связи с тем , что позволяет выявить социальные законы , обусловливающие появление, сохранение и изменение стереотипов сознания и поведения ( в том числе экологического характера ) , выходящие за рамки экономических и психологических законов .
Изучение жизненной среды общества в социологическом плане позволяет выявить закономерности ее структурно – функциональных изменений.
Без учета социальной проблематики труда невозможно полноценно разрабатывать проблематику экологии человека. То же самое относится к социальной проблематике семьи и быта .
Особый интерес представляет перспективная проблематика социальных последствий НТР.
3.Социальная экология
3.1 Экологическое образование и просвещение населения
Возникновение экологических проблем обусловлено прежде всего социально экономическими факторами и решаться эти проблемы должны не только исключительно техническими средствами , но и путем переориентации ценностей , взглядов и поведения отдельных лиц и групп населения в отношении к окружающей среде. Речь идет о формировании на этой основе нового менталитета экологически безопасного и устойчивого развития общества , когда общественное экологическое сознание как средство социального воздействия обеспечивает нормальное функционирования всех механизмов социального контроля и когда население будет осознано отдавать приоритет вопросам поддержания благоприятного состояния окружающей среды .
Приоритетность и законодательная основа экологического образования и просвещения населения определена Конституцией Российской Федерации в части прав граждан на благоприятную окружающую среду , достоверную о ее состоянии и на возмещение ущерба приносимого их здоровью или имуществу экологическими правонарушениями ( ст. 42 ), а также поощрение деятельности способствующей экологическому благополучию ( ст. 41 ) .
В Российской Федерации с целью повышения экологической культуры общества и профессиональной подготовки специалистов культуры общества и профессиональной подготовки специалистов устанавливается система всеобщего , комплексного и непрерывного экологического образования и воспитания ( ст. 7 ) . Проведение мероприятий в данном направлении входит в задачу системы управления в области охраны окружающей природной среды в тесном взаимодействии с системой образования.
В системе управления в области охраны окружающей природной среды выделяются две группы .
К первой группе относятся Правительство Российской Федерации ( ст. 6 ) и специально уполномоченные государственные органы в лице координатора Госкомэкологии России ( ст. 7 )
Вторую группу составляют государственные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации ( ст. 8 ) и органы местного самоуправления ( ст.10 )
Сегодня в условиях происходящего социально – политического переустройства общества в России стала заметна тенденция к снижению уровня экологической культуры . На фоне негативных проявлений Экологической политики прошлых десятилетий наблюдается возникновение в сознании части населения потребительских мотивов в отношении к природе и природным ресурсам . Действия предпринимателей в достижении прибыли зачастую не согласовываются с экологическими интересами .
В целом различными формами получения образования , которыми в той или иной степени затрагиваются экологические аспекты , охвачено около 50 млн. человека , свыше тысячи общественных экологических организаций , ведущих большую просветительскую работу среди населения.
Для решения всего комплекса проблем экологического образования необходимы следующие меры :
I .Создание целостной национальной системы всеобщего непрерывного экологического образования и воспитания , состоящей из федерального ,отраслевого и регионального компонентов.
Создание системы управления экологическим образованием в Росссии на федеральном , межрегиональном , местном и отраслевом уровнях.
Создание организационной инфраструктуры систем экологического образования.
Создание сети центров по обеспечению организационно – технической и информационно- правовой поддержки экологического образования населения.
Формирование сети межрегиональных базовых методологических центров экологического образования на основе имеющегося потенциала учреждений культуры и образования и общественных организаций
Создание системы государственно - общественного регулирования экологического образования населения.
Разработка системы контроля эффективности экологического образования населения.
Организация инновационного менеджмента в системе всеобщего непрерывного экологического образования населения .
Создание системы маркетинга эколого –образовательных услуг и научно – методической продукции.
II. Совершенствовании законодательных основ экологического образования населения
III. Разработка научно – педагогических обоснованной государственной стратегии развития экологического образования населения страны и программ ее реализации ,осуществление которой возможно только при комплексном подходе на региональном и федеральном уровнях.
IV. Принятие организованных мер , направленных на создание эффективной инфраструктуры экологического образования , просвещения , воспитания.
V.Обработка механизмов взаимодействия и координации деятельности всех участников создания системы непрерывного экологического образования : учреждений образования и культуры , природохранных органов. Органов управления образованием , других учреждений исполнительной и законодательной власти, общественных формирований.
VI. Информационное обеспечение системы всеобщего непрерывного экологического образования населения.
Информационное обеспечение системы всеобщего непрерывного экологического образования населения.
Создание федерально –региональной и межрегиональной системы доступа населения к экологической информации.
Создание открытого экологического университета с участием средств массовой информации и телекоммуникации.
Создание федерального , межрегионального и региональных банков данных в области экологического образования населения.
VII. Научно-методическое обеспечение экологического образования.
1.Научные исследования в области содержания и методов экологического образования населения.
2.Разработка новых дидактических и интерактивных методов экологического образования населения.
3. Разработка новых педагогических методов и подходов в области экологического образования населения.
Разработка модели дистанционного ( автономного ) экологического образования и самообразования населения
VIII.Организация системы подготовки и переподготовки специалистов в области экологии и природопользования .
IX .Формирование экологического мировоззрения у разных слоев населения.
X . Государственная и общественная поддержка экологического образования и распространения экологической информации , в первую очередь , через целевое финансирование как из госбюджета , так и из внебюджетных источников.
XI .Международное сотрудничество в области экологического образования и населения.
3.2.Анализ состояния социальной базы , прогноз развития экологического движения
Тенденция ухудшения экологической ситуации в России требует повышения эффективности деятельности государственных природоохранных органов ,определения потенциальных партнеров с и сторонников движения по оздоровлению окружающей среды , поиска оптимальной модели их взаимодействия.
Развитие экологического движения связано с осознанием общественностью , официальными кругами , все более широкими слоями населения перерастания процессов деградации в природной среде , вызванных антропогенными воздействиями , из локальных и региональных в глобальные, то есть с пониманием планетарного масштаба экологической опасности
Под экологическим движением обычно понимается общественное экологическое движение , в том числе самодеятельное , а экологическая деятельность государственных органов и учреждений «выносится» за его пределы.
Вопреки общепринятому мнению , экологическая деятельность государственных органов , предприятий , учреждений должна быть отнесена к экологическому движению , и , прежде всего потому , что она необходима и крайне важна для решения многообразных задач движения ( деятельность государственных органов управления в области охраны окружающей среды и использования природных ресурсов , государственных предприятий – по производству экологически чистых технологий природоохранного оборудование , государственных научных и учебных заведений – по исследованию экологических проблем , по экологическому образованию и воспитанию учащихся студентов и т. д. ) . Государственные структуры неотделимы от экологического движения и потому ,что взаимодействуют с другими его субъектами ( совместная разработка экологических программ и т.д. ),оказывают поддержку , в том числе финансово – экономическую, многим из них.
3.2.1.Объективные условия возникновения экологического движения в России
С одной стороны , зарождение и развитие экологического движения в наше стране связывают с образованием и многими десятилетиями деятельности республиканских обществ охраны природы или по крайне мере , с появление в начале 60 – х годов студенческого движения за охрану природы.
С другой стороны, в ряде работ даже конца 80 – х годов отрицалось , по сути дела , существование в стране и некоторых ветвей экологического движения , и движения в целом.
Во – второй половине 80 – х годов Россия уже находилась в группе самых загрязненных в экологическом отношении стран ( хотя официально такая международная оценка прозвучала позже – в 1992 году на Конференции ООН по окружающей среде и развитию )
Экономические причины , обуславливающее истощительный и разрушительный характер природопользования , усугублялись политическими правовыми ,информационными , мировоззренческими и иными причинами , в том числе недостаточным государственным контролем за охраной природы и использованием ее ресурсов ; нарушениями и без того слабого законодательства об охране природы со стороны руководителей и работников многих объединений , предприятий ; экологической цензурой о неисчерпаемости естественных богатств страны , о практически безграничной экологической емкости ее территории , под влиянием которых формировалось утилитарно- потребительское отношение к природным ресурсам , безответственное отношение к вопросам защиты окружающей среды от загряз нений.
Важнейшей причиной , давшей толчок развитию экологического движения ,стало ухудшение состояния здоровья населения под воздействием неблагоприятных факторов окружающей среды.
Значительные трудности в решении экологических проблем создавала несовершенная нормативно – правовая база.
Несмотря на требования ученых и общественности , длительное время сдерживалось , создание государственной системы охраны природы.
3.2.2. Субъективные факторы возникновения экологического движения
Основными показателями возникновения и становления во второй половине 80 – х годов экологического движения стали заметные сдвиги в сфере природоохранной деятельности.
Во –первых , в этой сфере произошли значительные количественные изменения , выразившиеся :
В усилении внимания государства к проблемам окружающей природной среды
В активизации деятельности традиционных природоохранных организаций : обществ охраны природы, научных обществ и т.д.
В расширении социальной базы выступлений в защиту природы и в их географическом распространении
Во – вторых , возникновении экологического движения означало и качественные изменения в сфере природоохранной деятельности , среди которых особо выделим :
Создание – в соответствии с принятым в 1988 году постановлением – союзно –республиканского Государственного комитета по охране природы , одна из функции которого состояла в улучшении координации деятельности в области экологической политики , а также местных комитетов по охране природы;
Выход природоохранных движений за рамки деятельности , которая фактически ограничивалась адаптацией к экологическим программам государственных органов и исключала альтернативные подходы , и , прежде всего,
Появление самодеятельного экологического движения : уде в 1986 – 1988 годах возникли десятки и сотни новых экологических групп ,клубов , обществ , фондов , союзов и т.д. ;
Обогащение природоохранной деятельности многими новыми видами , связанными с решением экологических проблем локального , регионального , межрегионального и международного уровней , с переходом к задачам рационализации природопользования , с формированием инвайронментального движения , направленного на защиту и природной , социальной среды обитания.
3.2.3. Параметры и структура экодвижения
В настоящее время сложно даже приблизительно установить количество экологических объединений и их численностью.
Состав участников экологического движения представлен практически всеми социальными слоями современного общества и имеет сравнительно высокий образовательный и интеллектуальный уровень ,что потенциально позволяет лучше разобраться в назревших экологических проблемах , активнее привлекать в ряды экологического движения новых участников.
В общественном экологическом движении необходимо выделить деятельность традиционных новых структур .
Особенность традиционных экологических организаций – обществ охраны природы и защиты животных ,академических научных обществ , природоохранных структур общества «Знание» и профсоюзов и т.д. – состоит в том ,что на