Финансирование из бюджета жилищно-коммунального хозяйства
МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА И ПРОДОВОЛЬСТВИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ДЕПАРТАМЕНТ КАДРОВОЙ ПОЛИТИКИ И ОБРАЗОВАНИЯ
Башкирский ордена Трудового Красного Знамени государственный аграрный университет
Факультет Бухгалтерский учет, аудит и финансы(з/о)
Специальность Финансы
Кафедра Финансы и кредит
Корлыханов Алексей Васильевич
Курсовая работа
Тема: Финансирование из бюджета
жилищно-коммунального хозяйства
Шифр 1645
УФА 2000
Содержание:
Введение 2
1. Место статьи расходов на жилищно-коммунальное 4
хозяйство в бюджетной классификации.
Жилищно-коммунальное хозяйство и его 5
финансирование из бюджета.
Структура жилищно-коммунального хозяйства 5
2.2. Состояние жилищно-коммунального хозяйства 5
в Республике Башкортостан и проблемы его финансирования
2.3. Проблемы финансирования жилищно-коммунального 7
хозяйства из бюджета в разных регионах России.
О жилищно-коммунальной реформе или разорительное 12
жилищно-коммунальное хозяйство.
Список использованой литературы. 17
Введение.
Ведущую, определяющую роль в формировании и развитии экономической структуры любого современного общества играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовый механизм - финансовая система общества, главным звеном которой является государственный бюджет. Именно посредством финансовой системы государство образует централизованные и воздействует на формирование децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивая возможность выполнения возложенных на государственные органы функций.
Экономические и политические реформы, проводимые в России с начала девяностых годов, также не могли не затронуть сферу государственных финансов, и, в первую очередь, бюджетную систему. Государственный бюджет, являясь главным средством мобилизации и расходования ресурсов государства, дает политической власти реальную возможность воздействовать на экономику, финансировать ее структурную перестройку, стимулировать развитие приоритетных секторов экономики, обеспечивать социальную поддержку наименее защищенным слоям населения.
Очевидно, что успех экономического реформирования в нашей стране в большой степени зависит от того, в каких направлениях пойдет преобразование финансовой системы общества, насколько бюджетная политика государства будет отвечать требованиям времени.
Поиск выхода из глубочайшего экономического кризиса, в котором на сегодняшний день оказалась Россия, потребовал радикального обновления финансовой системы общества. Составной частью пути выхода из кризиса явилось принятие в1998г. нового Бюджетного кодекса Российской Федерации, установившего общие принципы бюджетного законодательства и правовые основы функционирования бюджетной системы и бюджетного процесса Российской Федерации. В связи с этим изучение бюджетной системы, бюджетного процесса, теоретических и законодательных основ и реальной практики функционирования бюджетного механизма обрело в настоящее время особую актуальность.
Проблемы современного бюджетного механизма логично разделить на две основные группы. К первой следует отнести те из них, которые определяются федеративным устройством нашей страны: вопросы совершенствования межбюджетных отношений и необходимости формирования системы бюджетного федерализма, что, руководствуясь вековым опытом ведущих западных стран, позволит стабилизировать и укрепить российскую государственность, повысит управляемость существующей рыночной системы и в конечном итоге оптимизирует структуру доходов и расходов как федерального бюджета, так и местных бюджетов. А отсюда вытекает и вторая группа проблем действующего бюджетного устройства - собственно финансовая. Повышение доходности бюджета и оптимизация его расходов, проблема сбалансированности государственного бюджета и необходимость управления государственным долгом - именно эти финансовые аспекты бюджетного устройства определяют уровень социально - экономического развития страны, качество жизни населения. В конечном итоге, именно эти показатели и определяют эффективность всей проводимой государством экономической политики.
Пользуясь такой условной классификацией, для получения исчерпывающего результата проблему совершенствования бюджетного устройства Российской Федерации необходимо рассматривать с двух обозначенных выше сторон. Изменения в сфере межбюджетных отношений неизбежно отражаются на финансовой стороне бюджетов всех уровней; значительные изменения в бюджетных доходах или расходах требуют соответствующей корректировки бюджетной системы. Бюджет - это сложнейший комплекс финансовых отношений, и поэтому подход к решению его проблем должен быть также комплексным. Именно тогда возможно полноценное функционирование государственного бюджета как наиболее эффективного инструмента государственного регулирования экономики.
Таким образом, важность и актуальность рассматриваемой проблемы подтверждается авторитетными экономистами, посвящающими ей немалую часть своих исследований. Подтверждается она и самой жизнью: ведь большинство из стоящих на сегодняшний день перед государством проблем в той или иной мере обусловлено продолжающимся кризисом бюджета. Именно поэтому проблеме совершенствования бюджетного устройства следует уделить достойное место.
Место статьи расходов на жилищно-коммунальное хозяйство в бюджетной классификации.
Бюджетная классификация Российской Федерации является группировкой доходов и расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, а также источников финансирования дефицитов этих бюджетов, применяется при составлении проектов бюджетов и исполнении бюджетов всех уровней, обеспечивает сопоставимость показателей бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации
Бюджетная классификация Российской Федерации включает:
классификацию доходов бюджетов Российской Федерации;
функциональную классификацию расходов бюджетов Российской Федерации:
экономическую классификацию расходов бюджетов Российской Федерации;
классификацию источников внутреннего финансирования дефицитов бюджетов Российской Федерации;
классификацию источников внешнего финансирования дефицитов федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации;
классификацию видов государственных внутренних долгов Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, видов муниципального долга;
классификацию видов государственных внешних долгов Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а также государственных внешних активов Российской Федерации;
ведомственную классификацию расходов федерального бюджета. Бюджетная классификация Российской Федерации в части классификации доходов бюджетов Российской Федерации является единой и используется при составлении, утверждении и исполнении бюджетов всех уровней и составлении консолидированных бюджетов всех уровней Законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации и представительные органы местного самоуправления при утверждении бюджетных классификаций соответствующих бюджетов вправе производить дальнейшую детализацию объектов бюджетных классификаций не нарушая общих принципов построения и единства бюджетной классификации Российской Федерации
Функциональная классификация расходов бюджетов Российской Федерации является группировкой расходов бюджетов всех уровней, отражающей направление финансов на выполнение основных функций государства.
Первым уровнем указанной классификации являются разделы, состоящие из подразделов, конкретизирующих направление финансов на осуществление деятельности государства в определенной области и образующих второй ее уровень. Ведомственная классификация расходов федерального бюджета является группировкой расходов, отражающей распределение бюджетных ассигнований по прямым получателям средств из федерального бюджета, а в рамках их бюджетов - по целевым статьям и видам расходов.
Классификация расходов бюджетов Российской Федерации подразделяется на группы, подгруппы, статьи и подстатьи.
Согласно функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации расходы на жилищно-коммунальное хозяйство составляют:
_________________________________________________________________
¦ Код ¦ Наименование разделов и подразделов ¦
_________________________________________________________________
1200 Жилищно-коммунальное хозяйство, градостроительство
1201 Жилищное строительство
1202 Жилищное хозяйство
1203 Коммунальное хозяйство
1204 Архитектура и градостроительство
1205 Прочие структуры коммунального хозяйства
Жилищно-коммунальное хозяйство и его финансировнаие из бюджета.
2.1. Стуктура жилищно-коммунального хозяйства
В настоящее время производственная структура многопрофильного жилищно-коммунального хозяйства России включает в себя более 30 видов деятельности, ведущие из которых: жилищное хозяйство, электро-, тепло- и газоснабжение, водоснабжение и канализование сточных вод, гостиничное и банно-прачечное хозяйство, оказание ритуальных услуг, благоустройство. К объектам городского благоустройства относятся дорожные покрытия (булыжные, щебеночные, асфальтовые, асфальтобетонные, плиточные и др.), тротуары всех типов, мосты, путепроводы, эстакады, набережные, ливневая канализация, берегоукрепительные сооружения, зеленые насаждения (парки, сады, скверы, бульвары, газоны), уличное освещение, сооружения и средства по очистке городских улиц (проездов) от мусора и снега.
В системе жилищно-коммунального хозяйства действует более 50 тыс. предприятий, в отрасли занято около 4 млн. человек. Несмотря на рост объемов услуг, работ и продукции, произведенных в отрасли, многие предприятия убыточны. Стоимость основных фондов составила на 01.01.98 г. более 580 млрд. руб. — четвертая часть национального достояния страны. Однако фонды изношены в среднем на 40%, а в отдельных регионах — на 60%, что зачастую приводит к различным аварийным ситуациям. Уровень надежности инженерных коммуникаций в России в 2,5-3 раза ниже, чем в европейских странах. В то же время только на поддержание жилищно-коммунальной сферы государство расходует почти 4% валового внутреннего продукта и до 30% общих расходов бюджета территорий.
В настоящее время в строительном комплексе функционирует более 156 тыс. организаций и предприятий, в том числе 135,5 тыс. строительных организаций; 9,2 тыс. предприятий промышленности строительных материалов и 11,8 тыс. проектно-изыскательских и научно-исследовательских организаций с численностью работников 6,4 млн. человек. Кроме того, 4,8 млн. человек работают в более чем 40 тыс. организаций и предприятий ЖКХ. Таким образом, общая численность работников отрасли сегодня составляет свыше 11 млн. человек.
Финансирование жилищно-коммунального хозяйства в связи со спецификой его функционирования осуществляется прежде всего из бюджетов субъектов Федерации. Это расходы на капитальный ремонт жилого фонда; на покрытие убытков жилищно-эксплутационных организаций, занимающихся обслуживанием жилого фонда; разницы в тарифах на теплоэнергию, отпускаемую для отопления жилых домов; некоторые другие расходы.
2.2. Состояние жилищно-коммунального хозяйства в Республике Башкортостан и проблемы его финансирования.
Рассмотрим состояние жилищно-коммунального хозяйства РБ в период перехода России к рынку, в период реформирования экономики.
На 01.01.98г. в жилищно-коммунальном хозяйстве республики насчитывается 310 предприятий, организаций, в которых трудятся 46 тыс. человек. Стоимость основных фондов составляет более 37 триллионов рублей (в масштабе цен 1997 года).
На начало 1997 года обобществленный жилищный фонд Республики Башкортостан составлял 41,3 млн. кв. метров, в том числе муниципальный жилищный фонд - 24,7 млн. кв. метров. Обеспеченность обобществленного жилищного фонда в процентах к общей площади составляет: водоснабжением - 90, водоотведением - 86, центральным отоплением - 90, горячим водоснабжением - 74, газом - 91, ваннами - 82.
При этом уровень благоустройства муниципального жилищного фонда значительно выше, чем государственного (ведомственного).
С внедрением рыночных отношений в жилищную сферу существенно изменилась структура жилищного фонда:
____________________________________________________________________
¦ 1990 г.¦ 1993 г.¦ 1995 г.¦ 1996 г.
____________________________________________________________________
Общая площадь тыс. кв. метров ¦ 59422 ¦ 63557 ¦ 66960 ¦ 68573
____________________________________________________________________
в том числе: ¦ 17364 ¦ 10835 ¦ 7257 ¦ 6796
государственный (ведомственный) ¦ ¦ ¦ ¦
____________________________________________________________________
муниципальный ¦ 18605 ¦ 20457 ¦ 23529 ¦ 24746
____________________________________________________________________
прочие ¦ 23453 ¦ 32265 ¦ 36174 ¦ 37071
____________________________________________________________________
В среднем на одного жителя Республики Башкортостан в 1996 году приходилось 17 кв.метров общей площади (в 1990 году - 15,2 кв.метра), при этом в городской местности 16,7 кв.метра (в 1990 году - 14,7 кв.метра), сельской местности - 17,6 кв.метра (в 1990 году - 16,2 кв.метра).
Теплопотери зданий усугубляются значительным износом жилищного фонда, около 18% которого требует капитального ремонта, 10-12% - модернизации и реконструкции.
Жилищно-коммунальное хозяйство потребляет значительную часть тепловой и электрической энергии, вырабатываемой в республике. На начало 1997 года только в муниципальном коммунальном хозяйстве количество отопительных котельных составляло 230 единиц общей мощностью 2839 Гкал/час. 196 из них, или более 85%, работают на газообразном топливе. Протяженность тепловых сетей - 2031 км.
В 1997 году отпущено тепла потребителям 12430 тыс. Гкал, в том числе населению - 8677 тыс.Гкал (69%), на коммунально-бытовые нужды предприятий и организаций - 2688 тыс.Гкал (22%), на производственные нужды - 1065 тыс.Гкал (9%). Потери тепловой энергии составили 1261 тыс.Гкал, или 10%.
Действующие котлы в коммунальных котельных имеют низкий коэффициент полезного действия, что приводит к увеличению удельного расхода топлива.
В целях эффективности работы котельных требуются новые конструкторские разработки по повышению коэффициента полезного действия котлов, в том числе технологии эффективного использования отходящих газов.
Основные фонды теплоэнергетики изношены более чем на 50%.
Около 40% тепловых сетей выработали свой ресурс, 15-17% требуют капитального ремонта, 4% находятся в аварийном состоянии.
При замене ветхих тепловых сетей необходимо использовать современные технологии изоляции и прокладки трубопроводов. Применение, в частности, в качестве изоляционного материала пенополиуретана позволит существенно снизить теплопотери и повысит долговечность теплопроводов в 2 раза.
Протяженность линий электропередач в коммунальном хозяйстве составляет 8466 км, мощность трансформаторов - 1,03 млн.кВа. Реализовано электроэнергии потребителям в 1997 году 1,6 млрд.кВт-ч, в том числе населению - 620 млн.кВт-ч, или 39%. Износ электросетевого оборудования составляет 54%, потери электроэнергии превышают 9%.
Водоснабжение населенных пунктов в республике осуществляется в основном из закрытых источников. Мощность коммунальных водозаборных сооружений составляет 1305 тыс. куб. метров в сутки, протяженность водопроводных сетей - 5635 км.
В 1997 году подано воды в сеть 387 млн. куб. метров.
В отдельных городах и райцентрах имеется дефицит воды. Качество подаваемой воды не по всем параметрам соответствует ГОСТу "Вода питьевая", отсутствуют перспективные разработки по данному вопросу. На коммунальных очистных сооружениях обработано 230 млн. куб. метров, в том числе на биологическую очистку подано 210 млн. куб. метров.
Во многих населенных пунктах республики используются устаревшие очистные сооружения, что не позволяет обеспечивать очистку стоков в соответствии с установленными нормативами.
В сельских райцентрах практически отсутствует центральная система канализации. В целях обеспечения экологической безопасности и повышения уровня благоустройства населенных пунктов необходимо принять кардинальные меры по развитию систем очистных сооружений и канализации.
Проектные нормы расхода воды на одного жителя в сутки отражают как рационально необходимый расход воды на бытовые нужды, так и эксплуатационные потери, связанные с техническим несовершенством внутренних водопроводных сетей зданий и водоразборной арматуры. Уровень удельного потребления воды и городах Республики Башкортостан неоправданно высок. Причинами этого являются утечки в сетях, избыточные давления в сетях внутреннего электроснабжения зданий, отсутствие индивидуальных приборов учета воды, низкая стоимость воды.
Общая величина потерь, связанных с нерациональным водопотреблением и утечками воды при аварийных ситуациях, достигает 50%. Острой проблемой в республике остается сбор и переработка твердых бытовых отходов. Ежегодное увеличение вывозимых твердых отходов составляет 3,5%.
В настоящее время основным способом удаления твердых бытовых отходов из городов является вывоз их на открытые свалки. Полигоны захоронений и утилизации твердых бытовых отходов являются источником повышенной экологической опасности.
Из-за отсутствия соответствующего инженерного обустройства, а также нехватки необходимой техники технологические и санитарно-гигиенические требования на полигонах зачастую не соблюдаются, что приводит к загрязнению окружающей среды.
Разработка и внедрение современных технологий по переработке твердых бытовых отходов сдерживается из-за отсутствия финансовых средств.
2.3. Проблемы финансирования жилищно-коммунального хозяйства из бюджета в разных регионах России.
Состояние ЖКХ как в целом по России, так и в большинстве городов страны - неудовлетворительное. В числе причин создавшегося положения — административный механизм хозяйствования, основными чертами которого являются ведомственность, монополизм, административные методы регулирования; игнорирование экономических интересов хозяйствующих субъектов, отсутствие стимулов к снижению производственных затрат; устаревшая система квартплаты, не стимулирующая жилищно-коммунальные службы на улучшение своей деятельности, а также - ограниченность бюджетного финансирования.
Рассмотрим величину бюджетного финансирования на жилищно-коммунальное хозяйство в бюджете республики и некоторых городах России.
Расходы на ЖСК в республиканском бюджете в 1998-2000г.
Так, расходы бюджета республики Башкортостан на ЖСК за данный период составили:
1998г. |
1999г. |
2000г. |
|
Всего расходов |
8 555 682 |
9 489 097 |
15 169 800 |
Расходы на ЖКХ |
61 921 |
134 880 |
103 254 |
Удельный вес в бюджете текущих расходов (%) |
0,72% |
1,42% |
0,68% |
Д
иаграмма
динамики расходов
на ЖСК в бюджете
республики
Башкортостан
за 1998-2000гг.
Исходя из приведенных цифр видно, что расходы бюджета на ЖКХ по республике на 2000г. понизились почти в 2 раза.
Состояние ЖКХ и его финансирования в г.Уфе
Составлению проекта бюджета предшествует разработка планов и прогнозов развития региона и целевых программ, на основании которых вносятся предложения о расходах бюджета. При этом учитываются изменения финансовых потоков в соответствии с проводимой в жилищно-коммунальном хозяйстве реформой с приложением адресных программ модернизации и ремонта инженерного оборудования и сетей.
В условиях перехода к рыночной экономике, обострения кризиса производства, платежей и инфляции особо острой проблемой в ЖКХ остается недостаточный объем финансирования.
Размер средств, направленных на финансирование капитальных вложений, уменьшился в 4,8 раза, капитального ремонта и эксплуатации жилищного фонда - в 4 раза, содержание объектов внешнего благоустройства - в 3 раза.
В результате недофинансирования ухудшилось состояние основных фондов. Износ основных фондов в инженерной инфраструктуре превышает 56%. Подлежат замене 1800 км водопроводно-канализационных и тепловых сетей. Практически прекратился капитальный ремонт жилищного фонда. В неотложном ремонте нуждается около 5 млн. кв. метров жилищного фонда.
Существующий порядок финансирования из бюджета убытков деятельности по содержанию и обслуживанию жилищного фонда создает предпосылки, стимулирующие затратный метод ведения жилищного хозяйства. Порядок формирования фондов экономического стимулирования для предприятий жилищного хозяйства определен в размере 10% от валовой себестоимости услуг предприятия, что выступает стимулом для увеличения себестоимости.
Для четкого определения источников и размера финансирования необходимо перейти на новый порядок финансирования, в основе которого планово-расчетный тариф, предусматривающий в своем составе плановую себестоимость и плановую рентабельность, что позволит обосновать и конкретизировать сумму дотаций из бюджета и обеспечит правомерное формирование фондов предприятий в соответствии с действующими требованиями законодательных и других нормативных актов. Это позволит ввести материальный стимул для предприятий по снижению издержек производства, снижению себестоимости услуг, повышению эффективности производства в целом.
Установлен стандарт уровня платежей населения в процентах к затратам на содержание, ремонт жилищного фонда и предоставление коммунальных услуг:
1998 год - 50,0,
1999 год - 60,0,
2000 год - 70,0,
2001 год - 80,0,
2002 год - 90,0,
2003 год - 100,0.
С 1999 года в г.Уфе поэтапно вводится:
- взимание платы с населения за наем жилья муниципального и государственного жилищного фонда в зависимости от его потребительских свойств (качества и местоположения);
- взимание платы по полному тарифу за жилье и коммунальные услуги с граждан, имеющих сверхнормативную площадь жилья (за долю, превышающую нормативы);
- оплата нанимателями и собственниками жилых помещений, имеющих второе жилье, его содержания и предоставления коммунальных услуг в полном размере;
- оплата населением накоплений на капитальный ремонт и полное восстановление жилья;
- отчисления на страхование жилья в ставку оплаты за жилье в жилищном фонде всех форм собственности с момента законодательного решения вопроса о страховании жилищного фонда.
В процессе перехода от бюджетного финансирования затрат на содержание жилья и производство коммунальных услуг на оплату населением полной стоимости жилищно-коммунальных услуг необходимо обеспечить социальную защиту отдельных групп населения, в том числе с низким доходом, что достигается существующей системой льгот и субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг.
Социальная защита малоимущих групп населения предполагает, что эти группы никогда не будут оплачивать полную стоимость жилищно-коммунальных услуг. Состав групп малоимущих будет со временем меняться, но опыт других стран показывает, что в социальной структуре общества они всегда остаются. Недоплату их расходов берет на себя государство, используя на эти цели часть средств от налогообложения высокодоходных групп населения. Социально дешевое жилье имеется во всех развитых странах. Оно составляет до 20% жилищного фонда, например Нью-Йорка и других крупных городов Америки. В условиях России значительную часть расходов малоимущих граждан, примерно 65%, берет на себя государство как сборщик налогов.
В г.Уфе в 1998 году предоставлено льгот при оплате за жилье и коммунальные услуги 304193 семьям на сумму 20029349 руб. Из них профинансировано 6659483 руб., задолженность по всем источникам финансирования составляет 13489966 руб.
Жилищные субсидии в 1997 г. получили 2741 семья, что составило 0,6% населения на сумму 482712244 руб. (неденоминированных). В 1998 г. - 1923 семьи на сумму 3500035 руб.
Наряду с этим необходимо:
- в порядке законодательной инициативы добиться соответствия видов льгот и источников их обязательного финансирования, предусмотреть меры при отсутствии их финансирования, упорядочить систему предоставления льгот по оплате за жилищные и коммунальные услуги;
- установить порядок финансирования расходов по предоставлению льгот и субсидий через финансовое управление администрации города;
- обеспечить адресную поддержку малообеспеченных семей.
С целью сохранения социальной защиты населения, сохранения платежеспособности граждан на оплату жилья и коммунальных услуг, по г. Уфе установлен стандарт максимально допустимой доли собственных расходов семьи в процентах от совокупного семейного дохода для расчета и предоставления субсидий на оплату жилищно-коммунальных услуг:
1998 год - 15
1999 год - 17
2000 год - 19
2001 год - 21
2002 год - 23
2003 год -