Административно-правовой статус государственного служащего

«О муниципальной службе в Российской Федерации» от 2 марта 2007 года №25-ФЗ, закон субъекта закон «О реестре должностей муниципальной службы в Ханты-Мансийском автономном округе» от 20 июля 2007 года №97-оз, закон Ханты – Мансийского автономного округа «Об отдельных вопросах муниципальной службы
в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре».

Правовой статус муниципального служащего – это, прежде всего, права, обязанности, ограничения, связанные с исполнением служебных обязанностей, гарантии и ответственность.

Федеральный закон «О муниципальной службе в Российской Федерации» от 2 марта 2007 года №25-ФЗ не определяет конкретных прав и обязанностей муниципальных служащих. Они обычно фиксируются в законах субъектов РФ.

С целью осуществления муниципальным служащим своих должностных полномочий Закон «О муниципальной службе в Ханты-Мансийском автономном округе» гарантирует ему следующие общие права:

Муниципальный служащий имеет право на:

  1. закрепление в письменной форме функций и полномочий по занимаемой должности муниципальной службы и на необходимые условия для ее существования; ознакомление с документами, определяющими его правами и обязанности по занимаемой должности муниципальной службы, критерии оценки качества работы и условия продвижения по службе;

  2. продвижение по службе, увеличение денежного содержания за служебные заслуги; замещение вакантной должности муниципальной службы или государственной должности государственной службы с учетом его квалификационного разряда; участие по собственной инициативе в конкурсе на замещение вакантной должности муниципальной службы или государственной должности государственной службы;

  3. получение в установленном порядке информации и материалов, необходимых для исполнения им должностных обязанностей;

  4. посещение в установленном порядке для исполнения им должностных обязанностей предприятия, учреждений и организаций независимо от организационно-правовой формы и форм собственности;

  5. принятие решений и участие в их подготовке в пределах своей компетенции в соответствии с должностными обязанностями;

  6. денежное содержание не ниже установленного федеральным законом минимального размера; увеличение размера денежного содержания с учетом результатов работы, отношения к исполнению служебных обязанностей и уровня квалификации, стажа работы;

  7. обращение в органы местного самоуправления, органы государственной власти, а также суды для разрешения споров, связанных с муниципальной службой;

  8. объединение в профессиональные союзы;

  9. проведение по его требованию служебного расследования для опровержения сведений, порочащих его честь и достоинство;

  10. знакомство по первому требованию со всеми материалами своего дела, отзывами о своей деятельности и другими документами до внесения их в личное дело, а также приобщение к личному делу своих объяснений;

  11. внесение предложений по совершенствованию муниципальной службы;

  12. повышение квалификации за счет средств местного бюджета.

Вместе с тем уставы муниципальных образований и иные муниципальные правовые акты могут наделять муниципальных служащих дополнительными правами и устанавливать дополнительные обязанности.

Обязанности, также закрепляемые законами субъектов Федерации в данном случае Законом «О муниципальной службе в Ханты-Мансийском автономном округе» и распространяющиеся на всех муниципальных служащих данного субъекта Федерации, как и их права, призваны обеспечить эффективное осуществление муниципальным служащим своих должностных полномочий.

Муниципальный служащий в соответствии со своими должностными обязанностями обязан:

  1. обеспечивать соблюдение норм муниципального права, установленных Конституцией РФ, федеральными законами, Уставом автономного округа и законами автономного округа, уставом муниципального образования;

  2. исполнять федеральные законы, законы автономного округа, настоящий Закон «О муниципальной службе в Ханты-Мансипйском автономном округе», другие нормативно-правовые акты федеральных органов государственной власти и органов государственной власти автономного округа, нормативные правовые акты органов местного самоуправления, а также решение, принятые членами соответствующего местного сообщества непосредственно на местном референдуме, собрании, сходе, конференции;

  3. обеспечивать реализацию решений, принятых путем прямого волеизъявления граждан, а также правовых актов органов местного самоуправления, в том числе регулирующих сферу его полномочий;

  4. исполнять приказы, распоряжения и указания вышестоящих в порядке подчиненности руководителей, изданные в пределах их должностных полномочий;

  5. обеспечивать соблюдение и защиту прав и законных интересов членов соответствующего местного сообщества, иных граждан;

  6. своевременно и в пределах своих должностных полномочий рассматривать непосредственные обращения членов местного сообщества, иных граждан, юридических лиц, а также поручения руководителя или иного уполномоченного вышестоящего должностного лица муниципального органа в связи с обращениями граждан, юридических лиц, разрешая их в порядке, установленном федеральными законами, законами автономного округа и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления;

  7. обеспечивать каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, а также возможность получения гражданами другой полной и достоверной информации о деятельности органов местного самоуправления, необходимой гражданину для защиты его нарушенных прав, если иное не предусмотрено законом; основанием для отказа в предоставлении указанных документов и материалов является отнесение сведений, содержащихся в них, к государственной, служебной или иной охраняемой законодательством Российской Федерации тайне;

  8. сохранять государственную и иную охраняемую законом тайну, а также ставшие ему известными в связи с исполнением служебных обязанностей сведений, затрагивающие частную жизнь, честь и достоинство членов соответствующего местного сообщества и иных граждан, их политические убеждения и вероисповедание, в том числе после прекращения муниципальной службы;

  9. поддержать свою квалификацию на уровне, необходимом для исполнения должностных обязанностей;

  10. соблюдая нормы служебной этики, установленный служебный распорядок, должностные инструкции, порядок обращения со служебной информацией, не совершать действий, затрудняющих работу муниципальных органов, а также приводящих к подрыву авторитета муниципальной службы.


2.3 Ограничения и ответственность муниципального служащего


Однако следует иметь в виду, что с муниципальной службой связаны определенные ограничения, которые устанавливаются Федеральным Законом «О муниципальной службе в Российской Федерации» от 2 марта 2007 года №25-ФЗ.

Как известно, ст. 55 Конституции РФ предусматривает возможность ограничения прав и свобод человека и гражданина в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Вместе с тем такие ограничения могут быть установлены только в Федеральном законе «О муниципальной службе в Российской Федерации» от 2 марта 2007 года №25-ФЗ.

Муниципальный служащий не вправе:

  1. заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме педагогической, научной и иной творческой деятельности;

  2. быть депутатом Государственной Думы Федерального Собрания РФ, депутатом законодательного (представительного) органа субъекта Федерации, депутатом представительного органа местного самоуправления, членом иных выборных органов местного самоуправления, выборным должностным лицом местного самоуправления;

  3. заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц;

  4. состоять членом органа управления коммерческой организации, если иное не предусмотрено законом или если в порядке, установленном уставом муниципального образования в соответствии с федеральными законами и законами субъекта Федерации, ему не поручено участвовать в управлении этой организацией;

  5. быть поверенным или представителем по делам третьих лиц в органе местного самоуправления, в котором он состоит на муниципальной службе либо который непосредственно подчинен или подконтролен ему;

  6. использовать в неслужебных целях средства материально-технического, финансового и информационного обеспечения, другое имущество и служебную информацию;

  7. получать гонорары за публикации и выступления в качестве муниципального служащего;

  8. получать от физических лиц и юридических лиц вознаграждения (подарки, денежное вознаграждение, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения), связанные с исполнением им должностных обязанностей;

  9. выезжать в командировки за счет средств физических и юридических лиц, за исключением командировок, осуществляемых на взаимной основе по договоренности органов местного самоуправления муниципального образования с органами местного самоуправления других муниципальных образований, а также с органами государственной власти и органами местного самоуправления иностранных государств, международными и иностранными некоммерческими организациями;

  10. принимать участие в забастовках;

  11. использовать свое служебное положение в интересах политических партий, религиозных и других общественных объединений.

За неисполнения или ненадлежащее исполнение муниципальным служащим, возложенных на него обязанностей (должностной проступок) на муниципального служащего могут возлагаться дисциплинарные взыскания, предусмотренные нормативными правовыми актами органов местного самоуправления в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.


2.4 Оплата труда, поощрения и гарантии муниципального служащего


Правовое регулирование вопросов оплаты труда лиц, замещающих муниципальные должности, и лиц, замещающих муниципальные должности муниципальной службы Ханты-Мансийского автономного округа, осуществляется Законом Ханты-Мансийского автономного округа «О денежном содержании лиц, замещающих муниципальные должности, и лиц, замещающих муниципальные должности муниципальной службы в Ханты-Мансийском автономном округе» от 15 ноября 2002 года №72-оз и принимаемыми в соответствии с ним иными актами органов местного самоуправления Ханты-Мансийского автономного округа на основе общих принципов организации муниципальной службы, установленных Конституцией Российской Федерации, Закон субъекта Российской Федерации «Об отдельных вопросах муниципальной службы в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре», законе «О муниципальной службе в Российской Федерации» от 2 марта 2007 года №25-ФЗ, законами Ханты-Мансийского автономного округа «О местном самоуправлении в Ханты-Мансийском автономном округе», «О муниципальной службе в Ханты-Мансийском автономном округе» и иными нормативными правовыми актами.

Денежное содержание лиц, замещающих муниципальные должности категории «А» состоит из:

  1. должностного оклада;

  2. надбавки к должностному окладу за особые условия муниципальной службы;

  3. надбавки к должностному окладу за выслугу лет;

  4. процентной надбавки за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;

  5. районного коэффициента;

  6. надбавки за ученную степень;

  7. премии по результатам работы;

  8. иных надбавок в соответствии с федеральным законодательством.

Размеры персональных должностных окладов главы муниципального образования и представителя представительного органа местного самоуправления устанавливаются решением представительного органа местного самоуправления.

Размеры должностных окладов лиц, замещающих выборные муниципальные должности и осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, устанавливаются нормативным актом представительного органа местного самоуправления и не должны превышать размера должностного оклада главы муниципального образования.

Должностные оклады главе муниципального образования и председателю представительного органа местного самоуправления устанавливаются в зависимости от численности населения и территориальной особенности (город, район, административный центр) муниципального образования в процентах по отношению к установленному должностному окладу высшего должностного лица автономного округа. Размер процентов определяется в зависимости от группы по оплате труда.

Минимальный размер должностного оклада лица, замещающего муниципальную должность категории «А», не может быть не менее 3,33 минимального должностного оклада муниципального служащего, замещающего младшую муниципальную должность муниципальной службы.

Максимальный размер должностного оклада лица, замещающего муниципальную должность категории «А», за исключением главы муниципального образования и председателя представительного органа местного самоуправления, должен превышать минимальный размер должностного оклада, более чем в 2 раза.

Персональные должностные оклады лицам, замещающим муниципальные должности категории «А», устанавливаются решением представительного органа местного самоуправления.

Денежное содержание лиц, замещающих муниципальные должности муниципальной службы категорий «Б» и «В», состоит из:

  1. должностного оклада;

  2. надбавки к должностному окладу за квалификационный разряд;

  3. надбавки к должностному окладу за особые условия муниципальной службы;

  4. надбавки к должностному окладу за выслугу лет;

  5. процентной надбавки за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;

  6. районного коэффициента;

  7. надбавки за ученную степень;

  8. премии по результатам работы;

  9. иных надбавок в соответствии с федеральным законодательством.

Выплата выше перечисленных надбавок и премий лицам, замещающим муниципальные должности муниципальной службы, осуществляется в соответствии с Законом Ханты-Мансийского автономного округа «О денежном содержании лиц, замещающих муниципальные должности, и лиц, замещающих муниципальные должности муниципальной службы в Ханты-Мансийском автономном округе» от 15 ноября 2002 года №72-оз и принимаемыми в соответствии с ним иными актами органов местного самоуправления.

Главой муниципального образования для лиц, замещающих высшие должности муниципальной службы категории «Б», может устанавливаться персональная стимулирующая надбавка к должностному окладу за сложность, напряженность и высокие достижения в работе в размере до 50 процентов от должностного оклада.

Размеры должностных окладов муниципальных служащих должны быть не менее:

  1. одного минимального должностного оклада муниципального служащего – для муниципальных служащих, замещающих младшие муниципальные должности муниципальной службы категории «В»;

  2. 1,6 минимального должностного оклада муниципального служащего – для муниципальных служащих, замещающих старшие муниципальные должности муниципальной службы категории «В»;

  3. 2,1 минимального должностного оклада муниципального служащего – для муниципальных служащих, замещающих ведущие муниципальные должности муниципальной службы категории «В»;

  4. 2,5 минимального должностного оклада муниципального служащего – для муниципальных служащих, замещающих главные муниципальные должности муниципальной службы категории «В», ведущие муниципальные должности муниципальной службы категории «Б»;

  5. 3,1 минимального должностного оклада муниципального служащего – для муниципальных служащих, замещающих высшие муниципальные должности муниципальной службы категории «В», главные муниципальные должности муниципальной службы категории «Б»;

  6. 3,33 минимального должностного оклада муниципального служащего – для муниципальных служащих, замещающих высшие муниципальные должности муниципальной службы категории «Б»;

Минимальный размер должностного оклада члена избирательной комиссии, работающего на постоянной основе, устанавливается на уровне минимального должностного оклада лица, замещающего муниципальную должность категории «А».

Максимальный размер должностного оклада, установленного применительно к муниципальной должности муниципальной службы определенной группы, не должен превышать минимального размера должностного оклада, установленного применительно к муниципальной должности муниципальной службы этой же группы, более чем в 1,8 раза.

В соответствии с Законом Ханты-Мансийского автономного округа «О денежном содержании лиц, замещающих муниципальные должности, и лиц, замещающих муниципальные должности муниципальной службы в Ханты-Мансийском автономном округе» от 15 ноября 2002 года №72-оз надбавка к должностному окладу за квалификационный разряд устанавливается в размере:

рублей

Действительный муниципальный советник автономного 1080

округа 1 класса

Действительный муниципальный советник автономного 1015

округа 2 класса

Действительный муниципальный советник автономного 945

округа 3 класса

Муниципальный советник 1 класса 850

Муниципальный советник 2 класса 810

Муниципальный советник 3 класса 740

Советник муниципального образования 1 класса 675

Советник муниципального образования 2 класса 605

Советник муниципального образования 3 класса 540

Советник муниципальной службы 1 класса 505

Советник муниципальной службы 2 класса 440

Советник муниципальной службы 3 класса 405

Референт муниципальной службы 1 класса 360

Референт муниципальной службы 2 класса 305

Референт муниципальной службы 3 класса 270

Денежное содержание муниципального служащего в соответствии с замещаемой им должностью муниципальной службы и должностного оклада муниципального служащего в соответствии с присвоенным ему квалификационным разрядом муниципальной службы составляют оклад денежного содержания муниципального служащего, а также дополнительные выплаты и надбавки.

Надбавка к должностному окладу за выслугу лет устанавливается в размере:

  1. 10% от установленного должностного оклада – для муниципальных служащих, имеющих выслугу лет от 1 года до 3 лет;

  2. 20% от установленного должностного оклада – для муниципальных служащих, имеющих выслугу лет от 3 лет до 7 лет;

  3. 30% от установленного должностного оклада – для муниципальных служащих, имеющих выслугу лет от 7 лет до 12 лет;

  4. 40% от установленного должностного оклада – для муниципальных служащих, имеющих выслугу лет от 12 лет и выше;

К правовым нормам, закрепляющим правовой статус муниципального служащего, относятся нормы, устанавливающие основания, виды и порядок применения поощрений муниципального служащего. Они содержатся в правовых актах муниципальных образований, принимаемых в соответствии с Федеральным законом «О муниципальной службе в Российской Федерации» от 2 марта 2007 года №25-ФЗ, и Законом субъекта Федерации «О муниципальной службе в Ханты-Мансийском автономном округе».

Закон «О муниципальной службе в Российской Федерации» от 2 марта 2007 года №25-ФЗ не устанавливает конкретные виды поощрений и порядок их применения. Законы субъектов Федерации о муниципальной службе содержат нормы, которые определяют основания, виды и порядок применения поощрений муниципального служащего. При этом за муниципальными образованиями признается право предусматривать и другие виды поощрений муниципальных служащих. Так, в соответствии с Законом Ханты-Мансийского округа «О муниципальной службе в Ханты-Мансийском автономном округе» основаниями для поощрения муниципального служащего являются:

а) успешное и добросовестное исполнение муниципальным служащим своих должностных обязанностей;

б) продолжительную и безупречную службу;

в) выполнение заданий особой важности и сложности.

Закон устанавливает следующие виды поощрений:

    • объявление благодарности;

    • единовременное денежное поощрение;

    • объявление благодарности с денежным вознаграждением;

    • награждение ценным подарком;

    • награждение почетной грамотой;

    • присвоение почетного звания;

    • награждение орденами и медалями.

Успешная и эффективная деятельность муниципальных служащих стимулируется не только системой поощрений муниципальных служащих, но и системой гарантий, устанавливаемой Федеральным законом «О муниципальной службе в Российской Федерации» от 2 марта 2007 года №25-ФЗ, Законом субъектов РФ «О муниципальной службе в Ханты-Мансийском автономном округе» и уставами муниципальных образований.

Федеральный закон «О муниципальной службе в Российской Федерации» от 2 марта 2007 года №25-ФЗ гарантирует муниципальному служащему:

  1. условия работы, обеспечивающие исполнение им должностных обязанностей;

  2. денежное содержание и иные выплаты, предусмотренные федеральным и окружным законодательством, нормативно – правовыми актами местного самоуправления муниципального образования;

Размер должностного оклада, размеры и порядок установления надбавок и иных выплат к должностному окладу муниципального служащего определяются нормативными актами органов местного самоуправления в соответствии с Законом субъекта РФ «О муниципальной службе в Ханты-Мансийском автономном округе».

Денежное содержание муниципальных служащих состоит из должностного оклада, надбавок к должностному окладу на квалификационный разряд, особые условия муниципальной службы, выслугу лет, премий по результатам работы.

Премирование лиц, замещающих муниципальные должности муниципальной службы, производится руководителем соответствующего органа местного самоуправления. Размеры премий лицам, замещающим муниципальные должности муниципальной службы, определяются в соответствии с положением о премировании, утверждаемым органом местного самоуправления, с учетом личного вклада муниципального служащего в общие результаты работы;

  1. ежегодный оплачиваемый отпуск;

За выслугу лет муниципальному служащему предоставляется также дополнительный оплачиваемый отпуск в порядке и на условиях, определяемых Федеральным законом «О муниципальной службе в Российской Федерации» от 2 марта 2007 года №25-ФЗ и законом субъекта РФ «О муниципальной службе в Ханты-Мансийском автономном округе».

Муниципальному служащему может быть предоставлен отпуск без сохранения заработной платы на срок не более одного года, если иное не предусмотрено Федеральным законом «О муниципальной службе в Российской Федерации» от 2 марта 2007 года №25-ФЗ;

  1. медицинское обслуживание муниципального служащего и членов его семьи, в том числе после его выхода на пенсию с должности муниципального служащего за счет средств местного бюджета муниципального образования последнего места работы;

  2. страхование за счет средств местного бюджета на случай смерти, причинения ущерба здоровью и имуществу, в связи с исполнением должностных обязанностей в период прохождения муниципальной службы или после ее прекращения, но наступившей в результате исполнения служебных обязанностей;

  3. переподготовка и повышение квалификации за счет средств местного бюджета с сохранением денежного содержания на период обучения по занимаемой должности;

  4. защита муниципального служащего и членов его семьи от насилия, угроз и других неправомерных действий в связи с осуществлением им своих должностных обязанностей в порядке установленном федеральными законами и законами автономного округа;

  5. пенсионное обеспечение с учетом стажа муниципальной службы, другие виды социального обеспечения, а также пенсионное обеспечение членов семьи муниципального служащего в случае его смерти, наступившей в связи с исполнением им должностных обязанностей;

  6. обязательность получения его согласия на перевод на другую должность муниципальной службы;

  7. жилищно-бытовые условия в соответствии с действующим жилищным законодательством;

  8. оплата пребывания детей в детских дошкольных учреждениях.

Изучив административно – правовой статус государственного и муниципального служащего можно сделать вывод, что он имеет общие черты. Например, по аналогии с законодательством о государственной службе федеральное законодательство о муниципальной службе устанавливает ряд прав, обязанностей, поощрений и запретов, как у государственного, так и муниципального служащего.


3. Анализ проблем, связанных с административно-правовым статусом государственных и муниципальных служащих


Первой и самой главной проблемой является то, что понятие «административно-правовой статус государственного и муниципального служащего» не разработано теоретически. Так, например, в России пока нет единого подхода к понятию «административно-правовой статус государственного и муниципального служащего». Одни ученые считают, что административно-правовой статус государственного и муниципального служащего, объединяет в это понятие принципы, правоспособность, гарантии, ответственность, ограничения, законные интересы и соответственно права и обязанности. Другие как совокупности прав и обязанностей.

Другой проблемой, связанной с административно – правовым статусом государственного и муниципального служащего является информационная закрытость органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, а также отсутствие обратной связи с гражданами и организациями.

Россия – одна из немногих стран, в которой нет законодательно установленных процедур раскрытия и закрытия информации о деятельности государственных органов. Процесс получения информации сложен, значимая для общества информация предоставляется государственными органами зачастую несвоевременно либо вовсе недоступна. При этом практически любая информация по решению государственного органа может быть признана конфиденциальной и не подлежащей опубликованию. Реализация конституционного права граждан на получение информации в связи с этим чрезвычайно затруднена.

Не разработаны стандарты качества и доступности государственных услуг и административные регламенты исполнения государственных функций и предоставления государственных услуг.

Отсутствие стандартов качества и доступности государственных услуг в Российской Федерации не позволяет упорядочить и конкретизировать обязательства органов исполнительной власти перед обществом, то есть обязательства Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, обусловленные законами, иными нормативными правовыми актами, договорами или соглашениями, перед физическими или юридическими лицами, а также внедрить процедуры контроля и оценки деятельности органов исполнительной власти. В настоящее время не существует необходимой нормативно-правовой базы для стандартизации услуг, предоставляемых органами исполнительной власти, включая услуги общего экономического характера, не сформированы перечни государственных услуг. Неэффективна существующая система обратной связи с пользователями государственных услуг.

Также существует такая проблема, как наличие у государственных и муниципальных служащих значительного числа избыточных функций и неэффективные механизмы их реализации подрывают доверие населения к государственным и муниципальным служащим.

Поэтому должны быть разработаны и приняты соответствующие нормативные правовые акты, ликвидирующие функции, признанные избыточными Правительственной комиссией по проведению административной реформы.

Наряду с упразднением избыточных функций должен идти процесс введения новых функций, помогающих эффективно решать общественные задачи, а также процесс совершенствования выполнения необходимых государственных функций, который также потребует изменения нормативно-правовой базы и проведения организационных мероприятий.

В настоящее время наиболее популярной проблемой среди государственных и муниципальных служащих, является коррупция.

В одном из Посланий Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации чиновничество было названо замкнутой и подчас просто надменной кастой, понимающей государственную службу как разновидность бизнеса. В связи с этим основными задачами определены повышение эффективности государственного управления, строгое соблюдение государственными служащими законности, предоставление ими качественных публичных услуг населению, обеспечение права граждан на объективную информацию.

Уровень коррупции в России недопустимо высок, коррупционность государственных структур и должностных лиц препятствует развитию государственного управления, влечет за собой огромные затраты.

В группу государственных и муниципальных органов с повышенным коррупционным риском входят те, для которых характерно:

  • наличие полномочий, связанных с распределением значительных финансовых средств;

  • высокая степень свободы действия, вызванная спецификой их работы;

  • высокая интенсивность контактов с гражданами и организациями.

Для борьбы с коррупцией необходимо разрабатывать механизмы противодействия коррупции, создавать специальные антикоррупционные механизмы в сферах деятельности государственных и муниципальных органов с повышенным риском коррупции, разработать пакет антикоррупционных нормативных правовых актов. Пакет антикоррупционных нормативных правовых актов должен включать в себя и акты о внесении изменений в уголовное законодательство.

Проанализировав административно-правовой статус государственного и муниципального служащего можно сделать следующие выводы:

  1. В сфере государственной и муниципальной службы на данный момент понятие «административно-правовой статус» теоретически не разработано. Таким образом чтобы разобраться, что представляет собой «административно-правовой статус» нужно создать или изменить законодательную базу для четкого определения данного понятия.

  2. Нормативно-правовая база недостаточно четко и полно регламентирует все вопросы, связанные с государственной и муниципальной службой. Правовое регулирование государственно-служебных процессов в настоящее время отстает от темпов развития тенденций и закономерностей в реформировании системы государственного управления, аппарата государства и муниципальных органов.

  3. Плохо работает система управления и контроля, наказаний чиновников за нарушения. Для решения этих проблем необходимо решение следующих задач:

  • внедрение в государственные и муниципальные органы новых принципов и процедур управления;

  • разработка и внедрение стандартов государственных услуг, предоставляемых государственными и муниципальными служащими;

  • введение механизмов противодействия коррупции в сферах деятельности органов государственной и муниципальной службы;

  • повышение эффективности взаимодействия органов государственной и муниципальной службы, гражданского общества, а также повышение прозрачности деятельности государственной и муниципальной службы;

  • модернизация системы информационного обеспечения государственных и муниципальных служащих;

  • кардинальное изменение действующего и создание нового законодательства о государственной и муниципальной службе.


Заключение


Современная государственная и муниципальная служба РФ представляет собой правовую материю, которая находится в постоянном движении: она изменяется, дополняется, идет поиск новых инструментов в разрешении существующих проблем, разрабатываются новые нормативные акты, регламентирующие государственно-служебные отношения. Перечисление проблем государственной и муниципальной службы в России свидетельствует о том, что в этой области в будущем должны произойти важнейшие изменения, именно это делает данную тему актуальной на сегодняшний день.

Современное развитие законодательства позволяет утверждать, что Россия находится на пути возрождения института профессионального чиновничества. Этот институт, основываясь на профессионализме, способностях, политическом нейтралитете служащих и качественном исполнении служебных обязанностей, во многих странах обеспечивает стабильное государственное управление и является важнейшим фактором сохранения и развития государственности.

Реформирование государственной и муниципальной службы обусловлено многими факторами, главными из которых являются:

  • повышение качества и доступности государственных услуг;

  • ограничение вмешательства государства в экономическую деятельность субъектов предпринимательства, в том числе прекращение избыточного государственного регулирования;

  • повышение эффективности деятельности органов исполнительной власти.


Библиографический список


  1. Административное право. В.Я. Насонов, В.А. Коньшин, К.С. Петров, В.М. Редкоус. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 208 с.

  2. Гражданский Кодекс Российской Федерации. Часть первая. М.: – «Дашков и КО». – 2008. – С 130

  3. Закон Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 4 апреля 2005 года №20-оз «О денежном содержании лиц, замещающих государственные должности Ханты-Мансийского автономного округа-Югры, и лиц, замещающих должности государственной гражданской службы Ханты-Мансийского автономного округа-Югры».

  4. Закон Ханты – Мансийского автономного округа «О муниципальной службе в Ханты-Мансийском автономном округе» от 8 мая 1998 года №26-оз.

  5. Закон РФ «О муниципальной службе в Российской Федерации» от 2 марта 2007 года №25-ФЗ.

  6. Закон «О реестре должностей муниципальной службы в Ханты-Мансийском автономном округе» от 20 июля 2007 года №97-оз.

  7. Законы Ханты-Мансийского автономного округа-Югры. Ханты-Мансийск 2006 г.

  8. Закон Ханты-Мансийского автономного округа-Югры «О государственной гражданской службе Ханты-Мансийского автономного округа-Югры» от 31 декабря 2004 года №97-оз.

  9. Федеральный закон «О системе государственной службы РФ» от 27 мая 2003 года №58-ФЗ.

  10. Закон Ханты – Мансийского автономного округа «О денежном содержании лиц, замещающих муниципальные должности, и лиц, замещающих муниципальные должности муниципальной службы в Ханты-Мансийском автономном округе» от 15 ноября 2002 года №72-оз

  11. Конституция Российской Федерации.

  12. Кодекс об административных правонарушениях. – М.: «Экзамен». – 2003. – 224 с. С 236

  13. Муниципальное право Российской Федерации. О.Е. Кутафин, В.И. Фадеев.

  14. Муниципальная служба в Ханты – Мансийском автономном округе (сборник законов). г. Ханты – Мансийск 2004 года.

  15. План мероприятий по проведению административной реформы в Российской Федерации в 2006–2008 годах (№1789-р от 25 октября 2005 г.).

  16. План мероприятий по ее проведению на 2006–2008 годах (№93 от 7 июля 2006 г.).

  17. Уголовный Кодекс РФ. – М.: ИНФРА+ М – НОРМА, 1997. – 208 с. С. 147

  18. Федеральный закон «О государственной гражданской службе РФ» от 27 июля 2004 года №79-ФЗ;

  19. Федеральный закон «О системе государственной службы РФ» от 27 мая 2003 года №58-ФЗ