Уровень жизни, его оценка

по ряду других индикаторов, характеризующих уровень жизни, Россия все-таки опережает Белоруссию. Средняя начисленная зарплата составила в нашей стране в мае 8089 рублей, или 300 долларов, а у соседей в пересчете на американскую валюту по официальному курсу - 209 долларов (в российских деньгах - 5860 рублей). То есть средние заработки у нас почти в полтора раза выше. Понятно, эти цифры не дают полной картины, надо соотносить размер получки с уровнем цен в каждой стране. Статистики обычно анализируют, сколько на среднюю зарплату в столицах государств можно приобрести так называемых продуктовых корзин. В этот набор входит по килограмму говядины, животного и растительного масла, сахара, пшеничного хлеба, картофеля, свежей капусты, литр молока, десяток яиц. В прошлом году, по расчетам Статкомитета СНГ, у нас на среднюю получку можно было купить 28,8 продуктового набора, в Минске - 23,6.

Впрочем, важнее, по мнению специалистов, анализировать еще и покупательную способность среднедушевых доходов (имея в виду всех жителей), а не только зарплаты, которую получают лишь работающие граждане. Расчет прост: сколько отдельно того или иного товара можно было приобрести на среднедушевой месячный доход в России и сколько - в Белоруссии. Как видим, по большинству продуктов - мясу, молоку, маслу, рыбе, яйцам, сахару, хлебу - покупательная способность среднедушевых доходов в России существенно (по ряду позиций вдвое) выше, чем у соседей. Это опровергают появляющиеся порой в средствах массовой информации сообщения, что по уровню жизни Белоруссия "намного обогнала" нашу страну и даже как бы приближается к таким благополучным государствам, как Швеция. Мы искренне радуемся, что соседи достигли в социальной сфере действительно большого прогресса, но перехлесты здесь ни к чему. Нередко пишут, что у белорусов большая пенсия. Она действительно выше российской, но не столь уж существенно. У нас средняя июньская составила в пересчете 81,6 доллара, в Белоруссии - 87,4.

Другое дело - степень расслоения в обществе на состоятельных и малоимущих граждан. У соседей этот показатель заметно ниже, чем в нашей стране. Насколько? В прессе назывались разные цифры. "Если в России соотношение богатых и бедных составляет примерно 1:27, то в Белоруссии всего один к трем, трем с половиной", - говорилось в одной из недавних публикаций "Труда". Это неверные данные. Чтобы получить информацию из первых рук, я обратился в Министерство статистики Белоруссии и соответствующую Федеральную службу России.

"Доходы 10-процентной группы наиболее обеспеченного населения превышают доходы такой же по численности группы наименее обеспеченных граждан не в 3, а в 5,2 раза", - сказали мне в Минске. В России же это соотношение в первом полугодии было не 1:27, а 1:14,5. Конечно, и такой разрыв в доходах можно считать чрезмерным. Но плохо здесь не то, что у нас много богатых (это можно приветствовать, если деньги заработаны честно), а то, что много в стране бедных. В этом плане у соседей общество более однородно. Однако сравнивать, как это делают некоторые, Белоруссию со Швецией, оперируя показателями социальной дифференциации, некорректно, потому что в целом живут скандинавы так, как ни нам, ни белорусам и не снилось. Белоруссия в экономической и социальной сферах допускает значительно меньше ошибок, чем Россия, - говорит Игорь Николаев, руководитель департамента компании ФБК, ведущей аналитические исследования. - Потому что во многом учится на наших ошибках. Одни страны СНГ, например, Казахстан, действуют на опережение. И Астана здесь добивается заметных успехов. А можно проводить политику выжидания, стараясь не повторять чужих ошибок. Белорусы, сознательно или нет, выбрали именно такой путь. Они не спешат с реформами в электроэнергетике, пенсионной сфере, жилищно-коммунальном хозяйстве. Это не приносит впечатляющих результатов, но лучше, чем непоследовательность и шараханье, что не раз за последние полтора десятилетия демонстрировали российские власти.

Приведённая таблица, составленная по материалам Министерства статистики Белоруссии и Росстата, показывает, какая часть граждан имела денежные доходы ниже прожиточного минимума в 90-х годах и после 2000-го. Данные - в процентах от общей численности населения. [Таблица Б.1]

Следующая таблица показывает покупательную способность среднедушевых располагаемых денежных доходов (в месяц; данные за первый квартал 2005-го). [Таблица В.1]

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ. Про нашу страну было уже сказано достаточно много, но хотелось бы привести вашему вниманию некоторые цифры точнее. По уровню жизни Россия заняла 57-е место из 177.

Россия занимает 57-е место среди стран мира по уровню развития человеческого потенциала - между Болгарией и Ливией. Об этом говорится в докладе, подготовленном Программой развития ООН.

Россию опережают такие страны как Барбадос (29-е место), Коста-Рика (45-е место), Багамские острова и Куба - (51-е и 52-е места соответственно).

Эксперты ООН составили индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП) в 177 странах мира. В основе рейтинга лежит анализ статистических данных по трем основным направлениям развития человека - продолжительности жизни, уровню образования и доходам.

В соответствие с оценками экспертов, в пятерку стран, возглавляющих список, входят Норвегия, Швеция, Австралия, Канада и Нидерланды.

США занимают восьмое место, Великобритания - 12-е, Франция - 16-е, Германия - 19-е место.

По данным Программы развития ООН, все страны СНГ относятся к странам со средним уровнем развития человеческого потенциала. Ближе всего к России в этом рейтинге расположена Белоруссия - она занимает 62-е место, затем следуют Украина (70-е) и Казахстан (78-е). В конце списка, включающего наименее развитые страны, находятся в основном страны Африки - Гвинея Биссау, Бурунди, Мали, Буркина-Фасо и Нигер. Самой слаборазвитой страной в мире, по мнению экспертов ООН, является Сьерра-Леоне.

Ниже приводятся данные о продолжительности жизни в различных странах мира. Дольше всего люди живут в Японии - почти 82 года. Жителям Швеции и Исландии удается дожить до 80, а в Австралии, Канаде, Швейцарии - до 79 лет. В России в среднем живут до 67 лет. Граждане Грузии, являются своеобразными долгожителями на пространстве СНГ - 73 года. В Армении, Азербайджане средняя продолжительность жизни достигает 72 лет, а в Белоруссии и Украине 70 лет. В Свазиленде и Сьерра-Леоне средний возраст жителей составляет всего лишь 34 года, а в Зимбабве и Замбии - 33 и 32 года соответственно.

Вскоре Россия обгонит Германию по уровню жизни. К 2050 г. Россия может обогнать по уровню жизни Италию и Германию, а по размеру экономики - еще и Францию с Великобританией, считают аналитики. По совокупному ВВП в долларовом выражении Китай, Бразилия, Россия и Индия к середине столетия опередят шестерку крупнейших индустриальных государств. Аналитики призывают правительство не самоуспокаиваться и проводить структурные реформы.

"Если все пойдет гладко", говорится в опубликованном 1 октября докладе Goldman Sachs "Бразилия, Россия, Индия, Китай - дорога в 2050", в ближайшие годы эти четыре страны станут самым привлекательным в мире местом для инвестиций - как прямых, так и портфельных. Нынешние лидеры мировой экономики - так называемая "большая шестерка" (США, Япония, Великобритания, Германия, Франция, Италия) - на протяжении полувека будут расти в среднем от силы на 2% в год. По мнению Goldman Sachs, это позволит Индии к 2032 г. опередить по объему ВВП Японию, а Китаю - к 2041 г. обогнать по этому показателю США.

По словам старшего аналитика Goldman Sachs, одного из авторов доклада Доминика Уилсона, он с коллегами исходил из того, что нынешние тенденции в экономике четырех развивающихся стран сохранятся и в будущем с поправкой на демографические факторы. Например, расчеты для России основывались на данных Бюро переписи населения США, которые предполагают снижение численности россиян со 144 млн. в 2003 г. до 118 млн. в 2050 г. В прогнозе также учтено замедление роста по мере взросления четырех экономик. Прирост долларового ВВП будет обусловлен на 1/3 укреплением национальных валют четырех стран, а на 2/3 - увеличением производства товаров и услуг. "Чтобы достичь таких результатов, этим странам не надо проводить какую-то специальную экономическую политику с целью повторить чудо "азиатских тигров", - поясняет Уилсон. - Достаточно обеспечить макроэкономическую стабильность, открытость экономики, работать над улучшением государственных и рыночных институтов, инфраструктуры и образования".

"Главный довод в пользу России, - объясняет Уилсон - состоит в том, что в отличие от Бразилии, Индии и Китая она имеет все шансы в обозримом будущем догнать развитые страны не только по размеру экономики, но и по уровню жизни". В период до 2020 г. ВВП на душу населения будет расти, по прогнозу Goldman Sachs, на 7 - 10% в год. Вероятность того, что эти события произойдут в ближайшие 10-15 лет превышает 50%.

Теперь рассмотрим уровни жизни некоторых регионов Российской федерации. Для начала рассмотрим уровни жизни Самарской области.

Согласно результатам исследования, проведённого Российской Академией наук, по сводному интегральному индикатору качества жизни населения за 2004 год область находится на 4 месте среди 89 субъектов РФ. Регион имеет в целом высокие оценки параметров уровня материального благосостояния (6 место) и качества населения (11 место) и средний уровень оценочных значений по качеству экологической ниши (39 место) и состоянию социальной сферы (28 место). По широко используемому в международных сопоставлениях интегральному показателю уровня жизни - индексу развития человеческого потенциала – область занимает 7 место. Данные социологических исследований свидетельствуют о повышении уровня адаптации жителей к современным социально-экономическим условиям (около 70% в 2005 году против 60% в 2003 году). Более половины опрошенных (67,2% против 25% в целом по РФ) в той или иной мере удовлетворены жизнью в Самарской области, причём, в качестве самых значимых жизненных ценностей выступает «семья, близкие отношения», что соответствует западноевропейским стандартам (так, население Ирландии, занявшей первое место в рейтинге стран по уровню жизни, составленном экспертами журнала Economist, также главной ценностью считает «стабильную семью»). [Рисунок Г.1]

Денежные доходы населения. Денежные доходы населения в реальном выражении возросли относительно 2004 года на 12%. Среднемесячные денежные доходы на душу населения достигли 9073 рублей, превысив среднероссийский показатель на 15,6%. По данному показателю область лидирует в Приволжском федеральном округе. Среднемесячная начисленная заработная плата одного занятого в экономике области за 11 месяцев возросла по сравнению с соответствующим периодом прошлого года на 20,7% в номинальном и на 7,1% в реальном выражении и составила 7436 рублей. [Рисунок Д.1]

Денежные расходы населения. Среднедушевые денежные расходы населения составили 9103 рублей (124,9% к 2004 г.). За 2005 год по сравнению с предыдущим годом произошли следующие изменения в структуре денежных расходов населения. Cреднемесячные потребительские расходы в расчете на душу населения сложились в размере 7497 рублей (125,6% к 2004 года). Доля расходов на покупку товаров и оплату услуг снизилась до 82,3%. Отмечен рост расходов населения на приобретение недвижимости и иностранной валюты (соответственно, на 28,8% и 11,4% к уровню 2004 года), увеличилась в 1,9 раза сумма прироста сбережений населения во вкладах и ценных бумагах в финансово-кредитных учреждениях. Остатки рублевых вкладов населения в финансово-кредитных учреждениях на 01.01.2006 составили 17,7 тыс. рублей на душу населения, что в 1,5 раза больше, чем на аналогичную дату предыдущего года. [Рисунок Е.1]

Потребительский рынок. Позитивная динамика реальных денежных доходов населения, оптимизация торговых процессов, развитие системы потребительских кредитов обусловили динамичное развитие рынка товаров и услуг. Оборот розничной торговли в физическом объеме вырос на 13,6% (в РФ – на 12,0%) и сложился в сумме 225,8 млрд. рублей. По обороту розничной торговли на душу населения область сохранила 1 место в ПФО и заняла 2 место в рейтинге регионов РФ. Оборот розничной торговли непродовольственными товарами в физическом объеме против 2004 г. увеличился на 8,8%, продовольственными – на 20,1%, в т.ч. алкогольными напитками и пивом – на 21,0%. По итогам за 2005 год наблюдался рост розничных продаж всех отслеживаемых органами государственной статистики видов продовольственных товаров, в группе непродовольственных товаров, за исключением автомобильных бензинов, тканей и ковровых изделий, выросли объемы продаж всей остальной номенклатуры товаров. Расширение практики потребительского кредитования обусловило заметный рост продаж бытовой техники и электроники: персональных ЭВМ в 1,5 раза, морозильников, телевизоров и видеомагнитофонов цветного изображения в 1,4 раза, стиральных машин, телефонов – в 1,3 раза, продажа легковых автомобилей увеличилась на 2,5%.

Значительно возрос потребительский спрос на услуги общественного питания, за 2005 год оборот общественного питания по сравнению с предыдущим годом в физическом объеме увеличился на 20,8% и составил 9,3 млрд. рублей. По мере увеличения покупательной способности доходов населения растет спрос на рынке потребительских услуг. Доля платных услуг в потребительских расходах населения составила 18,4% против 17,9% в предыдущем году. Объем платных услуг населению увеличился в физическом объеме на 10,1% (в РФ – на 7,5%) и составил 53,3 млрд. рублей. По объему платных услуг на душу населения область сохраняет первое место в ПФО. Значительно возрос потребительский спрос на услуги: физической культуры и спорта - в 1,6 раза; по ремонту и строительству жилья - в 1,3 раза; техническому обслуживанию и ремонту транспортных средств, прачечных - в 1,2 раза; санаторно-оздоровительные – на 15,8%; системы образования - на 14,5%; транспортные - на 14,0%. Рост потребительских возможностей большинства жителей губернии в последние 5 лет подтверждают и данные социологического исследования адаптации населения Самарской области к современным социально-экономическим условиям. По результатам исследования потребительского поведения населения Самарской области, проведенным Самарским областным Фондом социальных исследований, индекс потребительских настроений (ИПН) населения области, построенный на основе оценок респондентами наиболее важных составляющих экономического благосостояния жителей региона, превышает общероссийский показатель.

Согласно исследованию Министерства информационных технологий и связи РФ (2004-2005 гг.) Самарская область в рейтинге готовности регионов к информационному обществу занимает 6 место из 88 регионов России, уступая Москве, Санкт-Петербургу, ресурсодобывающим Ханты-Мансийскому и Ямало-Ненецкому автономным округам и Томской области. Данный рейтинг основан на оценке всех факторов развития информационного общества и оценке использования информационно-компьютерных технологий для развития основных сфер жизнедеятельности общества, а также населением.

Финансирование отраслей социальной сферы. Бюджетная политика Правительства Самарской области носит ярко выраженный социальный характер. В 2005 года на развитие социальной сферы направлено 45,4% общих расходов консолидированного бюджета области. Приоритетными были расходы на образование (15,8%), здравоохранение и спорт (13,9%), социальную политику (13,4%). В развитии отраслей социальной сферы широко применяется программно-целевой метод решения актуальных и приоритетных задач: на территории области продолжалась реализация мероприятий 24 областных целевых комплексных программ социально-культурной направленности на сумму около 2 млрд. рублей.

Теперь давайте рассмотрим уровень и качество жизни населения в такой части Российской Федерации, как Смоленская область.

Если рассматривать нашу область, то она ничем не отличается от множества других областей.

Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата в четвертом квартале 2005 года возросла по сравнению с соответствующим периодом прошлого года на 28,2% и составила 7025,2 рубля. Реальная заработная плата увеличилась на 14,3%. Практически не изменилась дифференциация заработной платы по видам экономической деятельности. В таких видах экономической деятельности, как финансовая, производство и распределение электроэнергии, газа и воды, транспорт и связь, обрабатывающие производства, строительство и добыча полезных ископаемых, заработная плата превышала среднеобластной уровень в 1,1 - 2,6 раза. Самая низкая величина оплаты труда сохранилась в сельском хозяйстве, охоте и лесном хозяйстве - 3344,4 рубля. Номинальная начисленная заработная плата превысила величину прожиточного минимума трудоспособного населения в 2,6 раза (в четвертом квартале 2004 года - в 2,3 раза).

Средний размер начисленных месячных пенсий в области за четвертый квартал 2005 года составил 2433 рубля и увеличился по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года на25,3%, а в реальном исчислении -на 11,7%. В четвертом квартале 2005 года средний размер начисленных месячных пенсий превысил величину прожиточного минимума пенсионе-оана27% (в четвертом квартале 2004года-на 19%).

На последней сессии Смоленского городского Совета принято сразу несколько решений, направленных на улучшение жизни горожан и являющихся своего рода ответами на пожелания избирателей.

Месяц назад, обсуждая оплату труда работников муниципальных учреждений города, депутаты поддержали предложение Алексея Казакова приравнять тарифную ставку I разряда к величине прожиточного минимума. В жизнеспособность этой инициативы не верилось - в первую очередь самим депутатам, которые так и не приняли решение в целом. Вопрос о зарплате бюджетников был включен в повестку дня мартовской сессии, и здесь неожиданно выяснилось, что отказываться от предложения г-на Казакова никто не собирается. В проекте решения, вынесенного на рассмотрение депутатов заместителем начальника финансово-казначейского управления городской администрации Татьяной Васильковой, появился пункт следующего содержания: «Администрации города Смоленска (В. Н. Халецкий), исходя из собственных доходов бюджета города Смоленска, разработать до 30 июня 2006 года предложения поэтапного повышения тарифной ставки (оклада) первого разряда единой тарифной сетки до уровня прожиточного минимума, устанавливаемого администрацией Смоленской области». Г-жа Василькова пояснила депутатам, что срок установлен не случайно - подведение итогов исполнения городского бюджета в первом полугодии даст администрации возможность определить доходный источник, позволяющий улучшить материальное благосостояние бюджетников. Очень интересны наши цены на транспортное топливо, которые постоянно увеличиваются. [Таблица Ж.1]

В чем можно не сомневаться уже сейчас, так это в том, что с 1 мая 2006 года тарифная ставка I разряда увеличится с 800 до 1100 рублей (рост на 37,5 процента): это повышение заложено в городском бюджете на 2006 год. [Таблица З.1]

Как выяснилось, автор сенсационного предложения Алексей Казаков в соответствии с требованиями законодательства передал в финансово-казначейское управление администрации некие предложения, позволяющие, по его мнению, найти средства, необходимые для увеличения зарплат бюджетникам. Он также привел в пример МУП «Смоленсктеплосеть», где тарифная ставка I разряда, по его сведениям, достигла 2400 рублей, практически сравнявшись с величиной прожиточного минимума, и предложил сотрудникам администрации Смоленска не отставать. Об итогах изучения предложения депутата специалистами администрации должно стать известно на следующей сессии.

Примечательно, что вопрос о возможности или целесообразности увеличения тарифной ставки I разряда до величины прожиточного минимума даже не обсуждался! Это означает, что с 1 января следующего года заработная плата работников муниципальных бюджетных учреждений может существенно увеличиться. Значит, возможно, увеличится и уровень жизни нашего города. [11]

Заключение


Итак, рассмотрев все вышеуказанные вопросы можно сказать, что уровень жизни населения России постоянно изменяется. Но если смотреть тенденции этого изменения, то видно явное снижение уровня жизни населения России в последние годы.

На основании изложенного сделаем ряд выводов:

Во-первых, несмотря на то, что и доходы и расходы населения с каждым годом растут, разница между доходами и расходами снижается. Это далеко не положительно влияет на благосостояние населения России.

Во-вторых, экономико-статистический анализ уровня жизни населения России имеет несколько отраслей, важнейшей из которых является статистика домашних хозяйств населения. Показатели, изучаемые в данной отрасли, используются в изучении мероприятий по социальной защите населения России.

В-третьих, с помощью экономико-статистического анализа можно изучать обеспеченность населения социальными благами, то есть достаточно ли в том или ином регионе России работников здравоохранения, лечебных учреждений, а также существует ли необходимое число учреждений отдыха, театров, музеев необходимых для поддержания высокого культурного уровня населения России.

В-четвёртых, экономико-статистический анализ уровня жизни населения России проводится для того, чтобы улучшать те или иные условия жизни населения. Но, в настоящее время, в нынешней нестабильной экономической ситуации делать это становится все сложнее.

Обеспечение сельскохозяйственных предприятий трудовыми ресурсами и их рациональное использование, рост производительности труда и, на этой основе, повышение оплаты труда – важнейшее условие успешного развития сельского хозяйства и превращение его в высокоэффективную и высокопроизводительную отрасль.

Уровень жизни и социальная защита населения являются важной функцией государства. Рынок сам по себе не может регулировать эту сферу, поэтому обязанность регулирования в этой сфере возлагается на государство. Непродуманная политика государства в этой области может привести к росту социальной напряженности.

Анализ изменений в уровне жизни населения России в последние годы показал, что сохранение низкого жизненного уровня большинства населения блокирует ее экономическое развитие, усугубляет ее социально-политическую нестабильность. Социальная политика в России остается пассивной и не адекватной сложившейся напряженной ситуации. Все большее число граждан, общественно-политических сил выступают за смену курса социально-экономических преобразований в стране.

Финансирование данной сферы явно недостаточно. Для решения этой проблемы необходим перевод теневой экономики в легальное положение, в том числе и за счет снижения налогов. Необходимо оздоровление экономики, повышение уровня реальной заработной платы, которая должна явиться стимулом роста производительности труда, экономической активности населения. Это с одной стороны приведет к росту налоговых отчислений и следовательно увеличению доходной части бюджета. А с другой стороны к снижению доли граждан, реально нуждающихся в помощи государства.

При нынешней скудности финансовых ресурсов необходимо перейти от принципа социальной помощи всем гражданам к адресной помощи тем, кто в ней действительно нуждается. Должен быть усилен контроль за использованием средств внебюджетных целевых фондов, усилена ответственность за нарушение законодательства. Следует надеяться, что политика в области социальной защиты населения будет более грамотной, что приведет к повышению уровня жизни граждан, обеспечению достойной жизни пенсионеров, сирот, инвалидов и других социально незащищенных слоев населения.

В этих целях первоочередное значение приобретает поэтапное доведение минимальных и других фиксированных доходов населения до величины прожиточного минимума. Именно такой подход, заложен в Федеральном законе «О прожиточном минимуме в Российской Федерации», принятом Государственной Думой в апреле 1997 года (отклонён Советом Федерации). Необходимо также принять экстренные правовые, экономические и административные меры по ликвидации имеющейся задолженности по заработной плате, введению механизма возмещения материального ущерба при задержках с выплатой заработной платы.


Список использованной литературы


Булатова, А.С. Экономика/ под ред. А. С. Булатова – М.: ЭКОНОМИСТЪ.: - 2003 г.

Видяпин, В.И. Экономическая теория/ под ред. В.И. Видяпина – М.: ИНФРА-М., - 2003 г.

Добрынин, А.И. Экономическая теория/ под ред. А.И. Добрынина - С. – П.: ПИТЕР.: - 2001 г.

Елисеева, И.И. Социальная статистика/ под ред. И.И. Елисеевой- 3-е изд.,- М.: Финансы и статистика, 2002 г.

Носова, С.С. Экономическая теория/ С.С. Носова- М.: Дашков и К., - 2003 г.

Романов, А.Н. Уровень жизни населения/ А.Н. Романов, В.М Жеребин – М.: Юнити-Дана., - 2002 г.

Абакумова, Н.Н. Политика доходов и заработной платы/ Н.Н Абакумова, Р.Я. Подовалова - Новосибирск: НГАЭиУ; М.: ИНФРА-М, - 1999

Наш уровень жизни – их уровень смерти// газета «Донбасс» - № 149 (21008), 13 августа 2005 г.

Газета «ИЗВЕСТИЯ КАЗАХСТАН», № 220(1249), - 2005 г

«Российский экономический журнал», - №7, 2000 г.

Смоленская областная общественно-политическая газета «Рабочий путь», - №67, 2006 г.

Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ, - № 27 (279) – 2005 г.

Закон города Москвы от 15. 06. 2002 г. № 23 "О прожиточном минимуме в городе Москве"

«Основные социально-экономические показатели России» - Госкомстат РФ., - 2001 г.

Федеральный закон №123-ФЗ от 24. 10. 97 г. «О прожиточном минимуме в РФ»

Приложение А


ВВП на душу населения

Рисунок А.1 - Сравнение ВВП различных стран мира.


Приложение Б

Прожиточный минимум в России и Белоруссии

Таблица Б.1 - Денежные доходы ниже прожиточного минимума в России и Белоруссии



Приложение В

Покупательная способность населения России и Белоруссии

Таблица В.1 - Покупательную способность среднедушевых располагаемых денежных доходов (в месяц; данные за первый квартал 2005-го).



Приложение Г

Уровень жизни Самарской области

Рисунок Г.1 - Основные индикаторы уровня жизни населения Самарской области.


Приложение Д

Денежные доходы в Приволжском федеральном округе

Рисунок Д.1 - Среднедушевые денежные доходы в Приволжском федеральном округе в процентах от величины среднедушевых денежных доходов в Самарской области (за сентябрь 2005 года).

Приложение Е


Денежные расходы населения Самарской области



Рисунок Е.1 - Денежные расходы населения Самарской области за 2005 г.

1 – покупка товаров;
2 – оплата услуг;
3 – обязательные платежи и разнообразные взносы;
4 – прирост сбережений во вкладах и ценных бумагах;
5 – расходы на покупку недвижимости;
6 – расходы на приобретение иностранной валюты;
7 – изменение задолженности по кредитам;
8 – изменение остатка средств на счетах физических лиц-предпринимателей.

Приложение Ж

Цены на транспортное топливо

Таблица Ж.1 - Изменение цен на рынке автомобильного топлива в 2005 г. (в %).


Наименование марки бензина Декабрь 2005 к

Среднемесячное изменение цен
с начала года


ноябрю 2004 декабрю 2003
Бензин 99,96 130,5 2,4
марки А-76 99,9 130,1 2,4
марки А-92 (АИ-92) 100,0 130,7 2,5

Приложение З

Цены и тарифы на коммунальные услуги

Таблица З.1 - Цены и тарифы на жилищно-коммунальные услуги в декабре 2004 года по г. Смоленску.


Наименование В рублях В % к предыдущему месяцу

В % к соответствующему
месяцу предыдущего года

Квартирная плата в домах
муниципального жилищного фонда,
1 м2 общей площади

0-43 100,0 153,6

Оплата эксплуатационных расходов в
домах ЖСК,1 м2 общей площади

0-22 100,0 169,2

Проживание в студенческом общежитии,
за месяц с 1 человека

41-00 100,0 127,1

Плата за водоснабжение и канализацию,
за месяц с 1 человека

7-02 100,0 135,0

Плата за отопление,
1 м2 общей площади

0-88 100,0 191,3

Плата за горячее водоснабжение,
за месяц с 1 человека

13-60 100,0 108,9

Плата за электричество
(основной тариф в квартирах
без электроплит), 100 кВт-ч

40-00 100,0 133,3

Плата за газ сетевой,
за месяц с 1 человека

4-90 100,0 100,0

Плата за газ сжиженный
в баллонах, 50 л

99-00 100,0 112,5