Экономико-географическая характеристика Германии

1. Г О С У Д А Р С Т В Е Н Н А Я С И М В О Л И К А.


ФЛАГ ГЕРМАНИИ



Государственный флаг Германии состоит из черной, красной и желтой горизонтальных полос. Черный цвет на флаге рассматривают как символ прошлого, былой германской империи. Красный цвет символизирует современное внутриполитическое положение в Германии. Желтая полоса флага олицетворяет будущее этой страны. Вместе с этим существует и другая точка зрения на символическое значение цветов флага Германии. Некоторые западногерманские авторы истолковывают черно-красно-желтый флаг Германии как символ сплоченности и свободы. Флаг принят в 1949 году.

История национальных чёрно-красно-золотых цветов Германии началась в XIX веке. Во время борьбы с Наполеоном немецкие студенты-добровольцы образовали так называемый "Корпус Свободы" (1813) под командованием фон Лютцова (Lutzow). Униформой корпуса стали студенческие чёрные сюртуки с нашитыми красными погонами и латунными пуговицами. Затем эти же цвета приняли студенческие ассоциации Германии. В 1815 году студентами был основан союз "Буршеншафт", ставящий своей целью объединение Германии. В 1816 году женщины города Йены подарили союзу знамя: красное полотнище с горизонтальной чёрной полосой в середине и изображением золотой дубовой ветки. К 1816 году Общегерманская студенческая ассоциация уже использовала чёрно-красно-золотой флаг. На фестивале в мае 1832 года (Hambach festival) использовался трёхполостный национальный флаг с надписью: "Deutschlands Wiedergeburt" ("германское возрождение"; нем.) на средней красной полосе.

Чёрно-красно-золотой флаг был символом революции 1848-1849 годов, в часы работы Национального Собрания (Бундестага) во Франкфурте-на-Майне 31 июля 1848 флаг был впервые поднят как символ единой Германии. Вскоре он стал военно-морским (с 31 июня) и торговым флагом Германского Союза (1848-1852). Германский Союз не был полноправным государством, да и просуществовал недолго. Объединение же Германии произошло под черно-бело-красными цветами Отто фон Бисмарка. Но чёрно-красно-золотой флаг уже начали ассоциировать с понятием германской национальности. Например, в 1863 году этот флаг использовался во время Конференции германских князей во Франкфурте. Чёрно-красно-золотой (именно "золотой", а не "жёлтый") флаг отменялся сначала сторонниками империи, а затем фашистами; но вновь возрождался. Последний раз германский флаг был официально возрождён после второй мировой войны.

В 1949 году Парламентский совет ФРГ счел само собой разумеющимся, что традиционные черно-красно-золотой цвета должны быть вновь переняты как символ свободы и единства. Статья 22 Основного закона ФРГ гласит: «Цвета германского государственного флага - черно-красно-золотой».И даже в социалистической ГДР не сочли возможным отступить от исторических цветов, а лишь добавили в центр герб. Флаг ФРГ не имел никаких изображений. После объединения ФРГ и ГДР именно трёхполостное полотнище без эмблем стало государственным флагом объединённой Германии. История национальных чёрно-красно-золотых цветов Германии началась в XIX веке.


ГЕРБ ГЕРМАНИИ



Государственный герб Германии изображен в виде щита желтого цвета, на котором расположен черный одноглавый орел с окровавленными лапами. Орел на гербе Германии символизирует силу и мощь этого государства.

Данный герб является очень древним, служившим эмблемой власти германских королей. Первое изображение орла на щите можно увидеть на серебряных монетах германского короля Фридриха Барбароссы (конец XII века). С XIV века сначала лапы, а затем клюв и язык орла стали красными.

Но с начала XV века одноглавый орёл был заменён двуглавым - символом правящей вплоть до 1871 года династии Габсбургов (хотя монархия была избирательной, при выборах императора Священной Римской империи существовало "родовое право", когда последующий избранник должен был быть связан родством с предшествующими).

Одноглавый орёл возродился в качестве герба Германии в 1871 году, однако на его груди изображался прусский малый герб. Гербовый щит увенчивала императорская корона, а рядом располагались два мифологических лесных великана с гербовыми штандартами Пруссии и Бранденбурга. Веймарская республика в 1919 году избавила германского орла от монархических и прусских эмблем. В 1927 году изображение орла было ещё более стилизовано, он принял достаточно мирный облик. Именно в таком виде орёл был принят в качестве герба ФРГ в 1950 году, что стало символом преемственности демократических порядков Веймарской республики.


ГИМН ГЕРМАНИИ


Государственный гимн как и государственный флаг Федеративной Республики Германия появился еще до революции 1848 г. Текст «Германской песни» был написан в 1841 г. на острове Гельголанд Августом Генрихом Хофманом фон Фаллерслебеном (1798-1874) на мелодию («Kaiserquartett») Йозефа Гайдна (1732-1809). На фоне тогдашней политической раздробленности Германии он отражал стремление народа к единому отечеству.

В 1922 году первый рейхспрезидент Веймарской республики Фридрих Эберт возвел «Германскую песнь» в ранг государственного гимна. В 1952 году в переписке между федеральным президентом Хейсом и федеральным канцлером Аденауэром «Германская песнь» вновь была признана государственным гимном. Аденауэр: «Во время государственных мероприятий должна исполняться третья строфа песни». Ее текст -«Единство, право и свобода для германской Отчизны» - поддерживал претензии немцев на государственное единство и в годы раскола Германии. В переписке от августа 1991 году между федеральным президентом фон Вайцзеккером и федеральным канцлером Колем было подтверждено традиционное значение «Германской песни» для объединенной Германии: «Третья строфа «Германской песни» Хофмана фон Фаллерслебена» на мелодию Йозефа Гайдна является государственным гимном немецкого народа».




Единство и право и свобода для Немецкой родины;

Позвольте нам все преследуют эту братскую цель,

с сердцем и рукой.

Единство и право и свобода - залог счастья.

Процветайте в славе этого благословения,

процветайте, Немецкая родина


2. КРАТКАЯ ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА.


На территории современной Германии жили разные германские племена, нашествия которых в V веке на Древний Рим привели к закату великой империи. После разгрома римлян предводитель франкских племён Кловис создал на территории Галии (современная Франция) и юго-западной части современной Германии королевство, которое достигло своего наивысшего расцвета при Карле Великом и включало в себя рейнские, саксонские, баварские и другие земли. После раздела империи в 843 году её восточная часть стала Германским королевством, вскоре ослабленным из-за междоусобной борьбы немецких князей. В X веке саксонская династия основала Священную Римскую империю, которая просуществовала до XIII века и управлялась одновременно императором и папой римским. Территория Священной Римской империи значительно расширилась в XII веке в результате удачных войн Фридриха I Барбаросса. После длительного этапа междоусобных войн в 1438 году к власти пришёл дом Габсбургов, который сохранял её до 1806 года. Предпринятая в XVI веке Мартином Лютером реформа церкви расколола страну по религиозному признаку. Религиозные конфликты переросли в XVII веке в Тридцатилетнюю войну (1618-1648) между Евангелическим союзом и Святой Лигой, в результате которой Германия оказалась раздробленной на 350 мелких государств. В начале XVIII века возросла роль Пруссии, которая , однако, в 1806 году была вынуждена уступить Наполеону Бонапарту, разделившему Германскую империю и создавшему протекторат из 16 немецких государств. После освобождения страны от французских войск в 1815 году была создана Германская конфедерация из 39 немецких государств, которую возглавили Австрия и Пруссия. Значительный вклад в объединение немецких земель и создание единого немецкого государства внёс прусский канцлер фон Бисмарк, который провёл ряд удачных военных кампаний , включая войну против Франции в 1871 году, и объявил короля Пруссии Вильгельма I императором Германии, расширение её колониальных владений обеспокоили её соседей – Францию, Россию и Великобританию, которые сформировали конце IXX –начале XX веков тройственный союз – Антанту. Развязав Первую мировую войну, Германия вышла из неё побеждённой, лишённой значительной части своей территории и обложенной огромной контрибуцией. 9 ноября 1918 года после отречения императора Вильгельма II от трона была провозглашена Веймарская республика, которая просуществовала до 1933 года, когда на волне народных волнений , вызванных экономическим кризисом и унизительными условиями Версальского мирного договора 1919 года, пришедший к власти лидер национал-социалистов Гитлер объявил об образовании Третьего Рейха. Германия ремилитаризовала Рейнскую область, захватила Австрию (аншлюс) и часть Чехословакии, а 1 сентября 1939 года немецкие войска вступили на территорию Польши, что привело к началу Второй мировой войны. После поражения в войне 1945 году Германия была разделена на четыре оккупационные зоны: американскую, британскую, французскую и советскую. В 1949 году страна была разделена на две части – Федеративную Республику Германии (западная часть) и Германскую демократическую Республику (восточная области). Массовый исход восточных немцев в 1989 году, падение Берлинской стены в ноябре этого же года - привели к объединению 3 октября 1990 года двух республик в единое немецкое государство. Берлин 20 июня 1991 года был объявлен столицей объединенной Германии, хотя перевод администрации из Бонна в Берлин должен быть завершён только к 2000 году.


3. ЭКОНОМИКО-ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ.


Германия расположена в Центральной Европе. На юге граничит с Австрией (длина границы 784 км) и Швейцарией (334 км). На западе – с Нидерландами (577 км), Францией (451 км), Бельгией (167) и Люксембургом (138 км). На востоке – с Польшей (456 км) и Чехией (646 км). На севере Германия граничит с Данией (68 км) и омывается Северным и Балтийским морями. Общая протяжённость границы 3621 км, длина береговой линии – 2389 км. Общая площадь страны 356954 кв.км (площадь суши – 349520 кв.км).

Ландшафт страны состоит из трёх основных зон: равнина – на севере холмистая и горная местность, пересечённая долинами рек – в центре, а горы – на юге. Недалеко от берегов располагаются группы островов: в Балтийском море – Северные и Восточные Фризские острова, в Северном – Феман и Рюген. Берега – низкие, с песчаными дюнами. Центральная часть страны неоднородна: возвышенности и средневысотные горы чередуются с плато и долинами рек. На крайнем юге лежат отроги Альп. Самая высокая точка – гора Цюгшпитце (2963 м). Несмотря на небольшую высоту, горные хребты юго-запада Германии, протянувшиеся с севера на юг, служат преградой для воздушных масс, движущихся с запада в глубь Европы. Благодаря этому существует очень заметная разница в климате долины Среднего Рейна и всей остальной территории страны, где климат умеренный, переходный от морского к континентальному с тёплым (16-20 гр. С) летом и мягкими снежными зимами (от 0 до -5 гр.С).


4. ПРИРОДНО-РЕСУРСНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ.


Помимо Альп в Германии находятся также следующие горы: Рейнские Сланцевые горы, Герц, Шварцвальд, Рудные горы, хребет – Тюрингенский лес.

Главные реки страны – Рейн с притоками Майн, Рур, Мозель, Дунай, Эльба. Самое крупное озеро – Боденское.

Недра страны богаты железной рудой, углём, медью природным газом, никелем. Под пахоту используется 34% земель, леса и рощи занимают 30%, луга и пастбища 16%.

Когда-то в стране преобладали дубово-буковые леса. Теперь же они в большей своей части вырублены или заменены хвойными. Для германского «культурного» леса характерно преобладание сосны, ели, пихты на юго-западе и лиственницы в Альпах. Дубово-буковые леса местами сохранились лишь в горах. На низменностях растут, в основном, дубовые леса с большой примесью берёзы, вытеснившей бук.

Положение Германии в центре Европы определяет основные черты её климата - умеренного, переходного от типично морского к более континентальному при движении с севера-запада, где велико влияние Атлантики, на юго-восток. Однако эти различия невелики: средняя температура самого холодного месяца (января) колеблется от 1,5 гр.С в Кельнской бухте на северо-западе до 3гр.С на юго-востоке в горах на южной границе. Средняя январская температура в Берлине от -3гр.С до 2гр.С. Средняя температура июля в стране 16-20 гр.С, выше она лишь в защищённых горами долинах и котлованах, например, в долинах верхнего Рейна и Неккара. Средняя температура июля в Берлине 14-24гр.С. Среднегодовое количество осадков 600-800 мм. Самое большое количество осадков выпадает на юге -1980 мм в год.

Животный мир страны весьма беден: исчезают последние особи рыси, зубра, медведя, лося. Многие виды близки к истреблению: дикая коза, из птиц – орёл и гриф. Вырубка лесов и замена их пашней привели к распространению таких видов животных и птиц, как полевая мышь, дрофа, жаворонок, разводятся фазаны и кролики.

Современные экологи Германии относят к числу находящихся под угрозой вымирания 40 видов птиц и пресмыкающихся, 25 видов млекопитающих и земноводных. Причина этих изменений заключается не столько в прямом истреблении животных, сколько в ухудшении условий для их обитания.


5. ОСОБЕННОСТИ НАСЕЛЕНИЯ.


Население составляет 81337541 человек (1995г.), средняя плотность населения около 228 человек нВ 1 кв.км. Подавляющее большинство жителей – немцы (93%), в стране также проживают австрийцы, турки, лужичане, чехи, поляки. Господствующая религия – христианство: протестанты составляют 36% населения, примерно столько же насчитывается католиков, есть также мусульмане и иудеи. Государственный язык – немецкий, при этом следует отметить, что в различных регионах страны в общении продолжают использоваться местные диалекты. Рождаемость – 10,98 новорождённых на 1000 человек (уровень детской смертности – 6,3 смертельных исхода на 1000 новорождённых). Средняя продолжительность жизни: мужчин – 73,5 года, женщин – 80 лет. Трудоспособное население составляет 36750000 человек. В промышленности занято - 41%, в сельском хозяйстве - 6%.


6. ХОЗЯЙСТВО СТРАНЫ ИЛИ ЭКОНОМИКА СТРАНЫ. ТРАНСПОРТНЫЕ КОММУНИКАЦИИ.


Общее состояние и тенденции развития экономики на востоке и западе страны различны. С 1990 года в экономику новых восточных земель было вложено более 390 млрд. марок – в 40 раз больше, чем по плану Маршалла было инвестировано в Западную Германию после Второй мировой войны. Ежегодные вливания более чем 100 миллиардов марок начали приносить ожидаемые результаты. ВНП составил в 1994 году $1,3446 трлн.. ВНП на душу населения - $16580. Наиболее развиты следующие отрасли промышленности: металлургическая, электротехническая, электронная, химическая, автомобилестроение (третье место в мире), судостроение (третье место в мире), аэрокосмическая, строительная. Сельское хозяйство (с учётом объёма отраслей, занятых переработкой сельскохозяйственной продукции) обеспечивает 15% ВНП, основной отраслью сельского хозяйства является животноводство, хотя также в больших объёмах производятся зерновые, сахарная свёкла, картофель. Потребности населения в продовольствии примерно на 90% покрываются за счёт собственного производства

На протяжении уже многих лет в Германии отмечается самая высокая в мире производительность труда, в то время как 52% населения не работает и даже не ищет работу. Одной из самых серьёзных социальных проблем стал избыток свободного времени. Рабочая неделя в среднем составляет 37,8 часа, а выходных и праздничных дней больше, чем в любой другой развитой стране.

Денежная единица – немецкая марка (1 немецкая марка(DM) равна 100 пфеннингам).


ТРАНСПОРТНЫЕ КОММУНИКАЦИИ.


Поскольку Германия расположена в самом центре Европы, ее густая транспортная сеть не только обслуживает потребности ее собственной высокоразвитой, передовой экономики, но и обеспечивает связи с соседними странами, в первую очередь сообщение Северной и Северо-Западной Европы с Австрией и Швейцарией и далее, через альпийские туннели и перевалы, с Италией.

Главной водной транспортной артерией Германии является Рейн, отличающийся ровным и спокойным течением. Он судоходен вплоть до Рейнфельдена (чуть выше Базеля). Мозель судоходен на всем протяжении до Лотарингии (Франция), связывая ее с Саарским индустриальным районом в ФРГ. Неккар судоходен до Штутгарта и чуть выше по течению. Речные бассейны Рейна и Дуная были связаны друг с другом после сооружения канала от Майна. Каналы, проложенные через Рурскую область, соединяют ее с северогерманскими портами Эмден, Бремен и Гамбург. На территории бывшей ГДР интенсивно эксплуатируются каналы вокруг Берлина, однако две главные реки, Эльба и Одер, имеют в летний период очень низкий уровень воды, что затрудняет их использование.

Паромные линии соединяют балтийские порты Путтгарден (под Любеком) и Варнемюнде (Росток) с крупнейшим датским островом Зеландия, а порт Засниц на Рюгене – с южной Швецией.

Главный западногерманский аэропорт, крупнейший во всей континентальной Европе, находится во Франкфурте-на-Майне. Крупнейшими после Франкфуртского являются аэропорты Дюссельдорфа и Мюнхена. Ведущая авиационная компания Германии – «Люфтганза». Помимо воздушных, она осуществляет железнодорожные перевозки между Кёльном, Дюссельдорфом и Франкфуртом. Особый характер до объединения Германии имело воздушное сообщение с Берлином. Доступ на изолированный «остров» Западного Берлина допускался только для авиалиний западных союзных держав – Великобритании, Франции и США. Западноберлинский аэропорт располагался в районе Тегель. Для Восточного Берлина был построен собственный аэропорт в Шёнефельде, к югу от города, обслуживавший в основном международные авиаперевозки между странами советского блока. Внутреннее воздушное сообщение в ГДР было прекращено в 1980, поскольку правительство страны полагало, что в целях экономии энергии выгоднее перевозить людей к единственному аэропорту Шёнефельде и от него по железной дороге.

В объединенной Германии общая длина железнодорожных путей достигла в 1996 году 42 тыс. км.

Важным нововведением для железнодорожного транспорта ФРГ стало широкое использование скоростных пассажирских поездов типа «Интер-Сити-Экспресс», на многих направлениях отходящие в часы «пиковых» нагрузок в среднем с часовым интервалом. Благодаря комфортабельности и прекрасным техническим характеристикам такие экспрессы, без остановок курсирующие между центрами крупных городов, составляют серьезную конкуренцию авиационному транспорту на расстояниях до 800 км. Учитывая перегруженность Рейнской долины транспортной инфраструктурой и неадекватность сети железных дорог меридионального направления в Гессене растущим потребностям транспортных перевозок, в 1980-е годы эта сеть была расширена за счет первоклассной и чрезвычайно дорогой высокоскоростной магистрали Ганновер – Вюрцбург. Она проложена над встречающимися речными долинами и через туннели прорезает холмы и низковысотные горы, рассчитана на скорость поездов свыше 257 км/ч. Аналогичная магистраль соединила также Мангейм и Штутгарт. Предполагалось, что эти высокоскоростные линии могут быть соединены с французскими высокоскоростными железными дорогами.

В большинстве крупных западногерманских городов получили развитие новые элементы транспортной инфраструктуры, связавшие в единую сеть наземное городское и пригородное железнодорожное сообщение, метрополитен, трамвайные и автобусные линии. В Берлине после объединения Германии были проведены большие работы по воссозданию единой системы городского транспорта из двух автономных городских транспортных сетей, сложившихся вслед за сооружением в 1961 Берлинской стены.

Реконструкция сети железных дорого Восточной Германии шла медленно и проводилась преимущественно на ключевых магистралях, связывавших индустриальный юг страны через Берлин с новым балтийским портом Росток, и на железных дорогах, соединявших ГДР с соседними странами Советского блока. Вскоре в Восточной Германии началась реконструкция высокоскоростной магистрали Ганновер – Стендаль – Берлин. После объединения по главным железным дорогам Восточной Германии пошли экспрессы «Интерсити».

Несмотря на усилия правительства повысить роль железнодорожного транспорта в грузовых перевозках, в ФРГ они осуществляются главным образом по автодорогам (за исключением транспортировки тяжелых грузов). Роль грузового автотранспорта растет и в международных перевозках. Частные поездки граждан также большей частью осуществляются на автомобилях.

К 1998 протяженность общегерманской сети скоростных автодорог (автобанов) составила 11,2 тыс. км. Протяженность других категорий автодорог возросла не столь значительно, но их качество при этом существенно улучшилось. В последние годы автодорожное строительство наталкивается на стойкое сопротивление со стороны экологистов. Западногерманские автобаны напрямую, через государственную границу связаны с аналогичными сетями автострад в Дании, Нидерландах, Бельгии, Франции и Австрии; пограничный контроль на границах между странами ЕС был постепенно ликвидирован.


7. МЕСТО СТРАНЫ В МЕЖДУНАРОДНОМ ЭКОНОМИЧЕСКОМ РАЗДЕЛЕНИИ ТРУДА.


В системе международного экономического разделения труда Германия выступает как поставщик продукции машиностроения (главным образом станков, химического оборудования, морских судов, оптических приборов и других), химической, полиграфической и лёгкой промышленности. Германия принадлежит к ведущим индустриальным странам в мире. Она занимает третье место в мире по своему общему экономическому объему. В мировой торговле она даже на втором месте. С 1975 г. Германия участвует в работе группы семи крупных западных индустриальных стран (Большая семерка), которые ежегодно на "встречах в верхах" согласовывают свою экономическую и финансовую политику.


8. ВНЕШНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ СВЯЗИ.


Стоимость товарного импорта ГДР составила в 1997 году 756 млрд. немецких марок (около 416 млрд. долларов), а товарного экспорта – 887 млрд. немецких марок (около 488 млрд. долларов). Большая часть экспорта ГДР в 1997 приходилась на транспортные средства (17,8%), продукцию машиностроения (14,7%), электротехники (13,1%), химии (13,2%), товары широкого потребления (10,6%). В структуре импорта на эти категории товаров приходилось соответственно 10,8%; 5,6%; 11,4%; 9,2% и 14,9%. На сельскохозяйственные и продовольственные товары (в том числе напитки и табачные изделия) приходилось 9,8% импорта, на топливо – около 8%. Более половины внешней торговли ГДР приходилось на страны Европейского союза (ЕС). В первую очередь на Францию, Великобританию и Италию в качестве главных торговых партнеров. Среди других европейских стран главными партнерами выступали Нидерланды, за ними шли Бельгия и Австрия. За пределами Европы ключевыми внешнеторговыми партнерами ФРГ были США (7,7% западногерманского импорта и 8,6% – экспорта) и Япония. Торговый оборот со странами Центральной и Восточной Европы составлял около 10%. В 1997 у Германии был активный внешнеторговый баланс со всеми основными торговыми партнерами, за исключением Японии (дефицит 16 млрд. немецких марок).