Отражение политической идеологии в культуре первой половины XVIII века

границей естественнонаучного оборудования. Академия учреждалась из 3-х классов наук: 1 - математическая, в составе 4-х академиков, в него входили теоретическая математика, механика, астрономия, география, навигация; 2 – физический, с кафедрой теоретической и экспериментальной физики, химии, анатомии, ботаники, также имел четыре преподавательских места; 3 – гуманитарный, со специальностями: красноречие и древности, история древняя и новая, право, политика и этика, здесь три специалиста. Членами академии стали такие выдающиеся деятели русской культуры как В.Н.Татищев и М.В.Ломоносов.

Настороженное отношение к науке, боязнь, что с ее помощью нарушиться существующий строй, феодальное государство русским ученым ставило различные барьеры. Но таким деятелям как Ломоносов, И.И. Шувалов удалось преодолеть все препятствиями и развить научную деятельность.

Искусство


В XVIII веке в России начинает формироваться так называемая «новая» русская культура. Непременным условием ее утверждения были завершение процесса «обмирщения» в искусстве, признание вымысла одним из ведущих структурообразующих факторов художественного произведения и создание новой жанровой системы.S

Русская литература XVIII столетия сохранила и умножила лучшие качества предшествующего периода: ее патриотизм, связь с народным творчеством, интерес к человеческой личности, сатирическое осмеяние общечеловеческих пороков. Литература непосредственно вмешивалась в решение актуальных политических, социальных и нравственных вопросов и, скинув, с себя религиозную оболочку стала мощным орудием дальнейшего роста национальной культуры и самосознания русского народа.

Одной из закономерностей развития литературы был процесс ее неуклонной демократизации. Он прослеживается на идеологии, и на уровне поэтики. Первом этапе главным содержанием этого процесса было, обращение к ее к «земным» радостям и горестям. Если в 40-50 годы ведущее место стали занимать высокие жанры с аристократическими героями, то позже стали появляться пьяницы, забияки и остальные представители распутного образа жизни.

Формирующейся в петровское время новый тип общественного сознания, требовал подчинить всю деятельность гражданина «общей пользе», крепко связывающей передовых писателей с просветительскими идеями. Так появились писатели-борцы, проявлявшие мужество в борьбе с людскими пороками. Для более оперативной связи с читательскими кругами стали выпускать с 60-х годов развернуто журналы.

В литературе петровского времени продолжает сохраняться ряд традиционных особенностей древнерусской письменности. Литература все еще остается рукописной и чаще всего анонимной.

Человек в петровское время уже заслуживает того, что бы ему разъяснили государственную политику, что бы он действовал не слепо по приказу, проникся субъективным сознанием пользы тех или иных государственных мероприятий. Этому в немалой степени помогла первая Русская печатная газета «Ведомости». (Ред. Б.А. Рыбакова «Очерки Русской культуры XVIII в. М., 1988 г. Стр. 214»).

Идеалом петровского времени стал человек-гражданин, человек патриот. Требовалось исполнение своего гражданского долга во всей его полноте, при этом не ограничивались права пользоваться земными радостями.

Беллетристика этой эпохи была разнообразной по составу. Здесь встречаются переделки эпических жанров фольклора: былин, исторических песен, духовных стихов, сказок. Популярны были повести XVII в., переводная литература. Читательскую аудиторию составляли люди разных сословий (дворяне, купцы, посадские люди и даже грамотные крестьяне). В повествовательно литературе особенно выделяются три «Гистория»: «Гистория о российском матросе Василии Кориотском и о прекрасной королевне Ираклии Флоренской земли», «Гистория о Александре российском дворянине» и «Повесть о шляхетском сыне».

В первой трети XVIII столетия развивается барочный тип литературы. Именно барокко в России было связано с появлением силлабического стихотворства.

В петровское время стали складываться также предпосылки формирования Русского классицизма. Классицизм был связан с просветительской идеологией, отводя большую роль в государстве посвященному монарху, создавала собственный образ правителя – не философа, а работника на троне. Самые известные деятели классицизма были известные идеологи того времени: Ф.Прокопович, Ломоносов, А.Д.Кантемир, В.К.Тредиаковский.

Русская литература XVIII в. в отличие от древнерусской, протекала в русле определенных направлений. Наиболее полно выявили себя классицизм и сентиментализм. Они дали возможность полнее раскрыться основному объекту художественного исследования - человеческой натуре.

В XVIII веке сыграло роль в истории становление русского театра. Сложился и достиг рассвета, не смотря на преследование церкви, народный театр. «Скоморошескому» театру противостоит театр «церковного алтаря», не получивший развития в условиях становления абсолютизма.

Петр I, оценив силу воздействия театральных зрелищ, в самом начале XVIII в. делает попытку подключить театр к пропаганде своей внутренней политики, сделать его одним из средств утверждения абсолютистской идеологии. С этой целью он решает создать общедоступный публичный театр. В 1702 г. В Москву была приглашена труппа немецких актеров под руководством Иоганна Кунста.

В сфере живописи Петром был разработан проект создания Академии Художеств. Открытие Академии состоялось 17 ноября 1757 г. В Петербурге. Живописное искусство утверждало высокое представление о человеке, свободу личности.

В живописном активно складывался парадный портретный жанр. Этот жанр активно развивали такие художники, как И.П.Аргунов, И.Я.Вишняков. в конце второй четвертиXVIII в.в живописи нарастала реалистичная тенденция, особенно заметная в манере А.П.Антропова. однако в этот период живопись представляла собой элемент убранства дворцовых залов.

Новая архитектура, основывалась на ордерной системе. Русским мастерам приходилось серьезно осваивать новые методы построения архитектурной формы, постигать новшества в строительной технике, прибегать к трактатам и масштабному чертежу.

Русская архитектурно искусство «примеряло» на себя разные Западноевропейские стили и не сделав выбора остановилась на совмещение барокко, классицизма и рококо. Яркие примеры: церковь Ивана Воина на Б. Якиманке в Москве 1709-1713., церковь архангела Гавриила в Москве.

Петр I намеривался изменить средневековый облик Москвы. Запрещалось в центре строить сооружения из дерева, новые правила постройки «лицом по улицам и переулкам». Но Москва плохо поддавалась изменениям в градостроении, и Петр устремился к необжитым берегам Невы для строительства русского города Санкт-Петербурга, где реализовал свои конструкторские задумки.

Город был построен в рекордные сроки, и уже в 1751 г. Удивлял приезжавших иностранцев своим великолепием и красотой.

Особые заслуги в архитектурной деятельности принадлежат В.В. Растрелли (1700-1771 гг.), сыну известного скульптора. Его произведения достигшие совершенства постройки Петергофского и царского дворца под Петербургом, постройки церкви святого апостола Андрея в Киеве, Смольного монастыря и др.

С середины XVIII века русская культура вступила в новый период своего развития – эпоху просвещения.


Заключение


Масштабные перемены под влиянием политической идеологии в духовной, культурной и социальной сфере, привело не только к ломке консервативно - религиозных ментальностей, но и появление системы светского образования, имевшее практическое предназначение.

В царствование Петра, было, положено начало архитектурной планировке городов. Привитие новых культурных навыков немало связано с появлением театров. В 1702 г. На красной площади в Москве для постановки спектаклей специально была возведена «Комедийная деревянная храмина».

Заметно изменился и быт горожан, особенно в столичных центрах. Царь собственноручно отрезал боярам бороды, но бородобритие ввести всеобщее не удалось. Пришлось правительству идти на уступки, с выгодой для казны взимая налог с ношения броды.

Женщины высших сословий с 1719 г. получили разрешение участвовать, наряду с мужчинами, в собраниях и балах.

В науке особое развитие получила историческая наука, которая была под полным контролем государственной политики. По указам Петра «история Российская » со значительными изменениями переписывалась с дошедших летописей. История служила подспорьем в становление абсолютной власти, и всякими способами вносилась в массы.

В общественно – политической жизни большую роль играла идеология, которая диктовалась сверху. Здесь внесли значительную лепту такие мыслители того времени, как Посошков, Прокопович, Татищев и др. все они придерживались политики пропаганды личности царя и преемственности абсолютизма.

Особенно положительный момент в эпоху секуляризации, это развитие образования и науки. Были открыты: навигационная и пушкарская школы, Академии наук и художеств. Вводилось обязательное начальное образование для всех слоев населения. Все это требовалось для освоения технологических новаций и продвижения на новый уровень развития международных отношений.

Благодаря Петровским преобразованиям в сфере культуры, удалось преодолеть средневековый консервативный уклад и перейти в новую эпоху – эпоху Возрождения.


Список литературы.


Б.Краснобаев “Очерки истории Русской культуры XVIII в.” М.,1972

Очерки Русской культуры XVIII века” ред. ак. Б. А. Рыбаков Т. II, М.,1988г.ы

Очерки Русской культуры XVIII века” ред. ак. Б. А. Рыбаков Т. III, М.,1990г

Ссылки.

Б.Краснобаев “Очерки истории Русской культуры XVIII в.” стр.10 М.,1972проф. Ключевский В. Курс Русской истории, ч.IV. М. 1937, стр. 42

Б.Краснобаев “Очерки истории Русской культуры XVIII в.” М.,1972 стр.13

Б.Краснобаев “Очерки истории Русской культуры XVIII в.” М.,1972 стр.19

Очерки Русской культуры XVIII века” ак. Б. А. Рыбаков стр.122 М.,1988г

Памятник древней письменности”. Т. 33 СПб., б. г. Прил. 5. С. 24. Из Очерки Русской культуры XVIII века” ак. Б. А. Рыбаков М.,1988г.

Очерков Русской культуры XVIII в.” ак. Б. А. Рыбаков стр.124 М., 1988 г. цит. По: по Пештич С.Л. указ. соч. С.72