Особенности цеховой организации ремесла в средневековой Европе

Это нам кажется несправедливым и может привести нам и всей страны большое горе. Как друзья мы сердечно просим вас подумать об этом деле и приложить все старания к тому, чтобы у вас произвести изменения в этом смысле, чтобы вы и мы и ваши и наши мастера-портные были избавлены от таких новшеств и от такого дурного поведения работников…".

Подмастерья выдвигали экономические требования: повышения заработной платы, уменьшения рабочего дня; они прибегали к таким острым формам борьбы, как забастовка и бойкот наиболее ненавистных мастеров.


2.1 Борьба цехов с патрициатом


Борьба городов с сеньорами в подавляющем большинстве случаев привела к переходу в той или иной степени городского управления в руки горожан. Но в их среде к тому времени существовало уже заметное социальное расслоение. Поэтому, хотя борьба с сеньорами велась силами

всех горожан, полностью использовала ее результаты лишь верхушка городского населения (патрициат): домовладельцы, в том числе феодального типа, ростовщики и, конечно же, купцы-оптовики, занятые транзитной торговлей.

Во Фландрии XIII в. и в Северной Италии XIV в. ремесленное производство, в первую очередь сукноделие, рассчитанное на экспорт, давало настолько высокий доход, что часть городского патрициата предпочла ростовщичеству и откупу городских монополий организацию ремесла. Характерный пример такого патриция-организатора ремесла – Йехан Боинброк из Дуэ, который девять раз был советником в родном городе. Он умер в 1285 г., оставив огромное состояние, в значительной мере недвижимость. Боинброк покупал шерсть в Англии, привозил ее в Дуэ в мешках, раздавал на прядение крестьянкам в деревни. Затем пряжа поступала ткачам, которые номинально были свободными, но находились в хозяйственной зависимости от Боинброка. У него имелась собственная красильня. Перед смертью он приказал своим душеприказчикам оплатить его долги и загладить его проступки. Тут собрались жалобщики, и с их слов был составлен пергамен длиною в 5,5 м, перечислявший злоупотребления советника из Дуэ.

Патрициат (наследственная городская аристократия) представлял собой узкую, замкнутую группу, которая не допускала в свою среду новых членов. Городской совет, мэр (бургомистр), судебная коллегия (шеффены, эшевены, скабины) города выбирались только из числа патрициев и их ставленников. Городская администрация, суд и финансы, в том числе налогообложение, строительство – все находилось в руках городских верхушки, использовалось в ее интересах и за счет интересов широкого торгово-ремесленного населения города, не говоря уже о бедняках.

Но по мере того, как развивалось ремесло и крепло значение цехов ремесленники, мелкие торговцы вступали в борьбу с патрициатом за власть в городе. Обычно к ним присоединялись также наемные работники, бедный люд. В XIII-XIV вв. эта борьба, так называемые цеховые революции, развернулась почти во всех странах средневековой Европы и часто принимала очень острый, даже вооруженный характер.

"Кельгофская хроника" 1499 г. свидетельствует о расправе патрициев с ткачами в Кёльне. Название "Кельгофская хроника" произошло от имени Иоанна Кельгофа, владельца типографии, где она была напечатана. Автор, имя которого осталось неизвестным, при составлении хроники Кёльна (до ХV в.) использовал различные материалы, в том числе воспоминания, рассказы, памфлеты, местные хроники, акты и грамоты из архива Кельна и другие источники.

"Кельгофская хроника" явно написана сторонником патрициата. Хроникер выступает против ткачей, которые свергли в городе власть патрициата и захватили в свои руки городской совет:

"Ткачи… очень хотели попасть в совет, хотя это не подобало им ни по происхождению, ни по положению. Устранив из совета лучших и мудрейших, они задумали создать в Кельне новый совет…

Странно и чуждо было видеть в Кельне таких членов совета…

Это совет был выбран в 1370 г. …и просуществовал год и три месяца. Ткачи же думали, что он будет существовать вечно…

Совет [старый] собрался вместе с … братствами (т.е. с другими цехами)…Они стали советоваться друг с другом…как им свергнуть эту власть. Совет и другие выдвинули предложение разбить цех [ткачей] в уличном бою и всецело подчинить его себе…Они столкнулись, и произошел большой бой…

Господа со своим знаменем и братством ходили по улицам и хватали ткачей силой; но они нашли немногих: ткачи обратились в кротов и залегли под землей. На другой день городские власти проследовали с братствами и городским знаменем вверх по Проточной улице с трубами и флейтами, и за ними следовало много благонамеренных людей, и, где только они могли схватить ткачей, они убивали их тут же на улице. Они отыскивали их и в их домах, в церквах и в монастырях; они не щадили никого, ни старого, ни малого. Зазвонили в колокол у св. Марии. Тогда началось бегство: все, кто мог бежать, бежали.

Гнали жен и детей ткачей из города вон, и дума взяла себе их наследие, дом и двор, и все их достояние… Большая часть вожаков, которые подняли восстание и были виноваты, бежали через ворота…".

В других городах в результате борьбы цехов с патрициатом власть переходила к цехам, например, в Аугсбурге. Об этом свидетельствует "Аугсбургская хроника" 1368 г.

"В 1368 г… в воскресенье вечером все ремесленники вооружились, заняв ворота города, и всю ночь шествовали по улицам. На утро в понедельник все пришли в Перлах с 24 знаменами. Два бургомистра…созвали совет… Члены старого и нового советов явились в ратушу, в большую залу совета, которая была заполнена до самых дверей.

Ремесленники послали к совету [своих представителей]. Держал слово… Вейс и сказал, что ремесленники желают иметь цеховое правление и что это послужит на пользу и к чести города. Он потребовал ключи от набатного колокола, печати и городскую книгу. Все это было дано. Все советы пожелали примирения. Было послано за членами всех советов, которых было 87. Все они явились и вместе с Малым советом отправились на перлах, где находились ремесленники. Там пришедшие должны были принести с поднятыми пальцами присягу, которую граф Фегелин произнес за всех.

Было обсуждено и решено на особых совещаниях, что их клятва вынужденная, ибо все случившееся тайно подготовлялось и совершилось не публично по доброй воле совета, принуждению, а потому клятву не следует держать…".

В одних городах, где ремесленное производство получило большое развитие, победили цехи (Кёльн, Базель, Флоренция и др.). В других, где ведущую роль играли широкомасштабная торговля и купечество, победителем из борьбы вышла городская верхушка (Гамбург, Любек, Росток и другие города Ганзейского союза). Но и там, где побеждали цехи, управление городом не становилось подлинно демократическим, так как верхушка наиболее влиятельных цехов объединялась после своей победы с частью патрициата и устанавливала новое олигархическое управление, действовавшее в интересах наиболее богатых горожан (Аугсбург и др.).


2.3 Разложение цехового строя


Цеховая организация ремесла в городах сохраняла феодальную, корпоративную природу. До определенного времени она создавала наиболее благоприятные условия для развития производительных сил, товарного городского производства. В рамках цехового строя было возможно дальнейшее углубление общественного разделения труда в форме выделения новых ремесленных цехов, расширения ассортимента и повышения качества производимых товаров, совершенствования навыков ремесленного труда. В рамках цехового строя повышалось самосознание и самоуважение городских мастеров.

Поэтому примерно до конца XIV в. цехи в Западной Европе играли прогрессивную роль.

Цеховая система в Европе, однако, не была универсальной. В ряде стран она не получила распространения и не вежде достигла завершенной формы. Место цеха нередко занимала общность ремесленников – соседей, которые зачастую имели общую специальность (отсюда обычные в городах всей Европы Гончарные, Колпачные, Плотницкие, Кузнечные, Сапожные и т. п. улицы). Во многих городах Северной Европы, на юге Франции, в некоторых других странах и областях существовало так называемое свободное ремесло. Однако и там имели место регламентация производства, защита монополии городских ремесленников, только осуществлялись эти функции органами городского управления.

В XIV – XV вв. роль цехов во многом изменилась. Их консерватизм, стремление увековечить мелкое производство, традиционные приемы и орудия труда, помешать техническим усовершенствованиям из-за боязни конкуренции превратили цехи в тормоз прогресса и дальнейшего роста производства. По мере роста производительных сил, расширения внутреннего и внешнего рынка конкуренция между ремесленниками внутри цеха неизбежно возрастала. Отдельные ремесленники вопреки цеховым уставам расширяли свое производство, между мастерами развивалось имущественное и социальное неравенство. Владельцы крупных мастерских начали давать работу более бедным мастерам, снабжали их сырьем или полуфабрикатами и получали готовые изделия. Из среды прежде единой массы мелких ремесленников и торговцев постепенно выделилась зажиточная цеховая верхушка, эксплуатировавшая мелких мастеров.

Расслоение внутри цехового ремесла выражалось также в разделении цехов на более сильные, богатые ("старшие", или "большие") и более бедные ("младшие", "малые") цехи. Так происходило в первую очередь в наиболее крупных городах: Флоренции, Перудже, Лондоне, Бристоле, Париже, Базеле и др. Старшие цехи начинали господствовать над младшими и эксплуатировать их, так что члены младших цехов подчас устраивали свою экономическую и правовую самостоятельность и фактически превращались в наемных рабочих.

В положение угнетаемых со временем попали также ученики и подмастерья.

По мере обострения социальных противоречий внутри средневекового города эксплуатируемые слои городского населения начали открыто выступать против стоящей у власти городской верхушки, в которую теперь во многих городах входила наряду с патрициатом и цеховая верхушка. В эту борьбу включалось и городское плебейство – самый низший и бесправный слой населения. Лишенные определенных занятий и постоянного местожительства деклассированные элементы, находившиеся вне феодально-сословной структуры.

В XIV – XV вв. низшие слои городского населения поднимают восстания против городской олигархии и цеховой верхушки в ряде городов Западной Европы: во Флоренции, Перудже, Сиене, Кёльне и др. В этих восстаниях, отражавших наиболее острые социальные противоречия внутри средневекового города, значительную роль играли наемные работники.

Ремесленные города XIV в., таким образом, были охвачены сложными и острыми противоречиями. С одной стороны, зарождались движения цеховых мастеров против патрициата, с другой – выступления "тощего народа", требовавшего уравнения в правах с полноправными членами цехов. "Тощий народ" ждало большое будущее: из него предстояло развиться пролетариату современного мира".

Таким образом, в социальной борьбе, развернувшейся в средневековых городах Западной Европы, можно различить три основных этапа. Сначала вся масса горожан боролась против феодальных сеньоров за освобождение городов от их власти. Затем цехи повели борьбу с городским патрициатом. Позднее же развернулась борьба городских низов против богатых городских мастеров и купцов, городской олигархии.


Заключение


Рассмотрев проблемы организации ремесла в средневековом городе, мы пришли к следующим выводам.

Появление цехов было обусловлено достигнутыми в то время уровнем производительных сил и всей феодально-сословной структурой общества. Основными причинами образования цехов явились следующие: городские ремесленники как самостоятельные, раздробленные, мелкие товаропроизводители нуждались в определенном объединении для защиты своего производства и доходов от феодалов, от конкуренции "чужаков" - неорганизованных ремесленников или постоянно прибывавших в города выходцев из деревни, от ремесленников других городов, да и от соседей – мастеров. Вся жизнь средневекового цехового ремесленника – социальная, экономическая, производственная, религиозная, бытовая, праздничная – проходила в рамках цехового братства.

Члены цеха были заинтересованы, чтобы их изделия получали беспрепятственный сбыт. Поэтому цех через специально избранных должностных лиц строго регламентировал производство. Регламентация цеховой жизни нужна была и для того, чтобы члены цеха поддерживали его высокую репутацию не только качеством производимвх изделий, но и благонравным поведением.

В ХIY - Х Y в средневековых городах Западной Европы развернулась социальная борьба, в которой можно различить три основных этапа. Сначала вся масса горожан боролась против феодальных сеньоров за освобождение городов от их власти. Затем цехи повели борьбу с городским патрициатом. Позднее же развернулась борьба городских низов против богатых городских мастеров и купцов, городской олигархии.


Список источников и литературы


Источники

1. Аугсбургская хроника// Средневековое городское право XII – XIII вв. /Под ред. С. М. Стама. Саратов,1989. С. 125 – 126.

2. Договора о найме ученика// Средневековое городское право XII – XIII вв. /Под ред. С. М. Стама. Саратов,1989. С. 115 – 116.

3. Кёльгофская хроника// Средневековое городское право XII – XIII вв. /Под ред. С. М. Стама. Саратов,1989. С. 123 – 124.

4. Книга обычаев // История средних веков. Хрестоматия. В 2-х ч. Ч. 1 М., 1988.С. 178 – 180.

5. Послание Констанцкого городского совета// История средних веков. Хрестоматия. В 2-х ч. Ч. 1 М., 1988.С. 167 – 168.

6. Призыв к забастовке, обращённый подмастерьями – скорняками Вильштета к подмастерьям – скорнякам Страсбурга// История средних веков. Хрестоматия. В 2-х ч. Ч. 1 М., 1988.С. 165 .

7. Цеховой устав ткачих шёлковых изделий // Средневековое городское право XII – XIII вв. /Под ред. С. М. Стама. Саратов,1989. С. 113-114.

Литература

8. Город в средневековой цивилизации Западной Европы/ Под ред. А.А. Сванидзе М., 1999-2000.Т. 1-4.

9. Грацианский Н. П. Парижские ремесленные цехи в XIII – XIV вв. Казань, 1911.

10. Котельникова Л. А. Феодализм и города в Италии в VIII – XV вв. М., 1987.

11. Рогачевский А. Л. Немецкое бюргерство в XII – XV вв. СПб., 1995.

12. Рутенберг В. И. Итальянский город от раннего средневековья др Возрождения, Л., 1987.

13. Сванидзе А. А. Генезис феодального города в раннесредневековой Европе: проблемы и типология//Городская жизнь в средневековой Европе. М., 1987.

14. Стам С. М. Экономическое и социальное развитие раннего города. (Тулуза Х1 – ХШ вв.) Саратов, 1969.

15. Стоклицкая-Терешкович В.В. Основные проблемы истории средневекового города Х – XV вв. М., 1960.

16. Тушина Г. М. Города в феодальном обществе Южной Франции. М., 1985.

17. Харитонович Д. Э. Ремесло. Цехи и мифы// Город в средневековой цивилизации Западной Европы. М.1999. С.118 – 124.

18. Ястребицкая А. Л. Западноевропейский город в средние века//Вопросы истории, 1978, №4. С. 96-113.