Небанковские финансовые посредники

вторичном рын­ке, а сберегательные счета переводить в срочные.


2.2. Специфика рынка ссудо-сберегательных услуг.


Соединение услуги сбережения и услуги кредитования в одну связку ссудо-сберегательной услуги дает новое направление финансовому поведению населения, побуждая его включаться в институциональную деятельность, чего не происходит с кли­ентами банка.

Специфика рынка ссудо-сберегательных услуг — оформ­ление его участников в финансовые организации квазирыноч­ного типа.

Анализ показывает, что внутри кредитного союза склады­вается симметрия между участниками сделки получения — оказания финансовой услуги. Переход из статуса клиента (по­купателя услуги) в статус члена организации, пайщика кредит­ного союза, ставит его в положение одновременно кредитора и заемщика, потребителя услуги и субъекта ее оказания. Эконо­мическая роль физического лица как члена организации уси­ливается. Вместе с тем усложняется и содержание процесса получения услуги, поскольку он сопряжен с участием члена кредитного союза в ее оказании. В финансовой организации типа кредитных потребительских союзов, где необходима кон­стелляция интересов пайщиков как заемщиков и тех же пай тиков как кредиторов, трансакции сделки (поскольку неизбе­жен торг заемщиков и кредиторов) дополняются трансакциями управления и рационирования. Институциональная сложность КПС, положительная динамика трансакционных издержек (не только за счет менее индустриализованного уровня операцио­нальной деятельности) компенсируются тем институциональ­ным ресурсом (транспарентность, доверие, неформальное взаимодействие и др.), правильное использование которого дает конкурентные преимущества финансовым организация кооперативного типа в секторе рынка финансовых услуг, где участники конкурируют за индивидуальные сбережения.

Определение ссудо-сберегательных услуг в качестве особо­го продукта рынка финансовых услуг позволяет ставить вопрос о формировании отрасли или подотрасли рынка финансовых услуг — ссудо-сберегательных услуг населению и в этой подотрасли — отдельного сегмента (или ниши) кредитных потребительских кооперативов граждан.

Эта часть продуктового рынка РФУ будет иметь четкие локальные границы. Практика свидетельствует, что кредит­ные союзы выступают на рынке финансовых услуг главным образом в регионах. В отличие от других продуктов рынка финансовых услуг кре­дитные союзы слабо развиты в Центре, их мало в Москве (не более двух десятков), они очень редки в крупных городах. Кредитные союзы популярны там, где слабо развит рынок других видов финансовых услуг, где велико недоверие к бан­кам, а плотность финансовых организаций на тысячу квад­ратных километров ничтожна. Не случайно кредитные союзы быстро развиваются в регионах Восточной Сибири, Дальнего Востока, где за 2000 г. созданы четыре региональные ассо­циации кредитных союзов. Слож­ность и институциональная двойственность кредитных сою­зов определяют сложность управления и регулирования дея­тельности кредитных союзов.

Проблема не сводится к антимонопольному регулирова­нию. Характерная особенность формирующегося порядка регу­лирования кредитных союзов — инкрементный (постепенный, недискретный) характер развития системы саморегулирования и государственного регулирования деятельности кредитных союзов. На самом деле прямого государственного регулирова­ния этих финансовых организаций до настоящего времени не было, поскольку все еще ожидается вступление в силу Федеральный Закон «О кредитных потребительских кооперативах граждан». По этой причине создается обманчивое впечатление «правового вакуума для кредитных союзов». В действительности правового ва­куума не существует, в противном случае нельзя объяснить, каким образом кредитным союзам удается выигрывать арбит­ражные, а иногда и уголовные судебные процессы по искам, предъявляемым ими налоговым органам. С другой стороны, претензий со стороны государственных органов могло бы не быть, если бы действовали специальный закон и система обя­зательных стандартов и нормативов.

Необходима система административного контроля за тем, чтобы все параметры деятельности кредитного союза, включая процедуры предоставления услуг и участие пайщиков в управ­лении, соответствовали нормам устава и всех другая внутрен­них документов. Нужен специальный закон и специальный контролирующий орган, дополняющий процедуры институ­ционального саморегулирования.

3. Взаимные фонды денежного рынка .


Инвестиционные компании — это новая форма кредитно-фи­нансовых институтов, которая получила наибольшее развитие в послевоенные годы, хотя существовала и в довоенное время. При­оритет в их развитии принадлежит США. Инвестиционные ком­пании путем выпуска собственных акций привлекают денежные средства, которые затем вкладывают в ценные бумаги промышленных и других корпораций. Таким образом, за счет приобретения ценных бумаг они осуществляют наравне с другими кредитно-финансовыми институтами финансирование различных сфер эко­номики.

В настоящее время существуют инвестиционные компании за­крытого и открытого типов.

Инвестиционные компании закрытого типа осуществляют выпуск акций сразу в определенном количестве. Новый покупа­тель может приобрести их только у прежних держателей по ры­ночной иене. Инвестиционные компании открытого типа, кото­рые носят название взаимные фонды, выпускают свои акции постепенно, определенными порциями, в основном для новых покупателей. Эти акции могут передаваться или перепродаваться. Более удобной организационной формой являются компании крытого типа, поскольку постоянная эмиссия позволяет им все время увеличивать свой денежный капитал и таким образом по­стоянно наращивать инвестиции в ценные бумаги корпораций. В целом организационная форма инвестиционных компаний от­крытого и закрытого типов базируется на акционерной форме.

Особенностью инвестиционных компаний является то, что среди покупателей их ценных бумаг возрастает доля кредитно-финан­совых учреждений и торгово-промышленных корпораций. К каждый инвестор инвестиционного фонда обязан платить комисси­онные при покупке для него акций и управлении вкладом. Размер комиссионных различен и зависит от финансовой мощи и репутации компании. Следует отметить, что в послевоенное время развитых капиталистических странах наиболее быстрыми темпами развивались компании открытого типа (взаимные фонды).

Развитие инвестиционных компаний тесно связано с динамикой и масштабностью рынка ценных бумаг. Чем выше уровень развития последнего, тем выше степень развития инвестиционных компаний. Наиболее успешно такие компании функционируют в США, Канаде, Англии, ФРГ и Японии.

Основой пассивных операций инвестиционных компаний являются вырученные денежные средства от реализации собствен­ных ценных бумаг, акционерный капитал, резервный фонд, недвижимость компании.

Активные операции инвестиционных компаний специфичны и отличаются от подобных операций других кредитно-финансо­вых институтов. Основные денежные средства, вырученные от продажи собственных акций, инвестиционные компании об типов вкладывают в акции разных корпораций и компаний: активов инвестиционных компаний составляют акции, а в последние годы, кроме того, они вкладывают средства и в облигации корпораций. Существует специализация вложений: одни компа­нии концентрируют свои инвестиции в обыкновенные акции, другие — в привилегированные, третьи — в облигации. Помимо этого существует отраслевая специализация, когда компании при­обретают ценные бумаги, например, только железнодорожных компаний или машиностроительных, автомобильных, электрон­ных корпораций.

Поскольку развитие инвестиционных компаний зависит от состояния рынка ценных бумаг, в основном акций, частые коле­бания курсов акций отражаются на финансовом состоянии инве­стиционных компаний. Падение курсов акций и особенно бирже­вые крахи замедляют развитие последних, а в ряде случае ведут к их банкротству. Это наблюдалось и в США в середине 70-х и на­чале 80-х годов XX в.

Инвестиционные компании привлекают к инвестиционной деятельности широкие слои населения, т.е. мелкого инвестора, благодаря чему удается, во-первых, мобилизовать значительные средства для капиталовложений в экономику, а во-вторых, создать определенную иллюзию, что каждый может стать владельцем ак­ций и, значит, собственником. С этой целью бумаги продаются по низким ценам и доступны для средних слоев населения. В США, например, пены на акции в послевоенные годы колеба­лись от 2 до 30 долл. Обычно мелкие инвесторы привлекаются в период биржевого бума, когда курсы акций растут. В условиях кризисных ситуаций они, как правило, несут большие потери. Практика западных стран показывает, что все-таки основными вкладчиками являются крупные индивидуальные и коллективные инвесторы, а контроль за деятельностью инвестиционных компа­ний осуществляют крупнейшие акционеры.

В 70-х годах возникли новые инвестиционные компании от­крытого типа, которые получили название «взаимные фонды де­нежного рынка» (Money Market Mutual Funds). Этот вид инвести­ционных компаний развивается в основном в США и Канаде. Их название обусловлено тем. что эти компании работают на рынке ценных бумаг в основном с краткосрочными ценными бумагами.

Как и другие инвестиционные фонды открытого типа, они так­же выпускают акции, однако весьма дешевые — по цене 1 долл. за акцию. При этом стоимость одной акции не изменяется в ре­зультате колебания ссудного процента, а потому акции имеют твердые цены. Это обусловило широкий приток клиентов в такие фонды, обеспечив им довольно большие накопления. Например, активы фондов денежного рынка с июля 1970 г. в США возросли до 200 млрд. долл. в 1982 г., а в начале 90-х годов составили 300 млрд. долл.

Формирование пассивных операций этих компании осуществ­ляется в основном за счет выпуска дешевых акций. Денежные средства они вкладывают в краткосрочные ценные бумаги: крат­косрочные федеральные облигации (краткосрочные векселя), му­ниципальные облигации, коммерческие бумаги частных корпора­ций, а также в финансовые инструменты (акцептованные банка­ми векселя, депозитные сертификаты коммерческих банков). Некоторые фонды такого типа специализируются на бумагах толь­ко федерального правительства.

Фонды денежного рынка в США обладают рядом льгот по срав­нению с другими инвестиционными фондами: они освобождены от выполнения требований хранить обязательные резервы в цен­тральном банке (ФРС), не платят налогов по муниципальным облигациям. Кроме того, следует отметить еще одно обстоятель­ство: длительное время процент по их акциям был выше, чем по вкладам коммерческих банков, составляющих 5,25%, и вкладам в ссудо-сберегательных ассоциациях, достигавших 5.5%. Более низ­кий процент в указанных кредитно-финансовых институтах обус­ловлен правилами ФРС. Это привело в конце 70-х годов к широ­кому оттоку денежных средств во взаимные фонды денежного рынка из банков и ссудо-сберегательных ассоциаций, что суще­ственно ухудшило их ликвидность. Поэтому с 1982 г. в США было проведено дерегулирование процентных ставок, были введены депозитные счета денежного рынка (Money Market Deposit Account), что позволило отрегулировать потоки денежных накоплений меж­ду коммерческими банками, ссудо-сберегательными ассоциация­ми и взаимными фондами денежного рынка. В результате денеж­ные средства на депозитных счетах увеличились, начался отток денежных средств из фондов денежного рынка, что существенно сократило размер их активов.

К концу 80-х — началу 90-х годов конкуренция за привлечение денежных средств между банками и фондами вступила в более устойчивую фазу: первые пользовались преимуществами федераль­ного страхования депозитов, а вторые использовали свободу от резервных требований ФРС. В то же время взаимные фонды де­нежного рынка стали проводить и расширять спекулятивные опе­рации. Так, они стали использоваться как компании для хране­ния процентных платежей и дивидендов в ожидании реинвести­рования. Кроме того, многие частные лица, которые сами распоряжались своими активами, имели право открывать соб­ственные акционерные счета (share accounts). Это позволило акционерам довольно быстро и бесплатно переводить денежные средства со счетов взаимных фондов денежного рынка в зависи­мости от конъюнктуры на счета инвестиционных фондов, зани­мающихся вложениями в долгосрочные ценные бумаги.

Выводы.


В силу рассмотренных выше причин финансовые посредники часто предлагают «финансовый про­дукт» по меньшей цене, чем индивидуальные уча­стники рынка. В противном случае индивидуаль­ным участникам рынка выгоднее самим создавать свой «финансовый продукт» и выходить с ним на рынок прямых кредитов. Поэтому финансовые посредники существуют благодаря тому, что при создании многих «финансовых продуктов» в ма­лых количествах величина издержек на соверше­ние сделок оказывается слишком высокой. Если же эти издержки относительно невысоки или если потребность в данном «продукте» возникает часто, что позволяет сократить их за счет эффек­та масштаба, то индивидуальный участник рынка сможет сам заниматься его созданием.

При создании «финансового продукта» посред­ники оказывают пять основных вида услуг.

1. Дробление суммы займа. Обязательства, вы­пускаемые финансовыми посредниками, могут иметь различные номиналы — от одного дол­лара до многих миллионов. Это становится возможным благодаря тому, что посредник объединяет средства многих вкладчиков и ин­вестирует их впоследствии в прямые требова­ния различного достоинства. Такая услуга осо­бенно важна для мелких вкладчиков, не имеющих достаточных сумм для самостоя­тельного выхода на рынки прямых кредитов.

2.Перевод одной национальной валюты в дру­гую. Многие американские компании экспор­тируют товары и услуги в другие страны, но немногие люди, живущие в США, готовы фи­нансировать зарубежную деятельность этих компаний через покупку прямых финансовых требований, оформленных в иностранной валюте. Финансовые посредники помогают финансировать мировую экспансию амери­канских корпораций при помощи покупки фи­нансовых требований, выставленных в одной национальной валюте, и продажи требований, номинированных в других валютах.

3. Установление гибкой системы сроков погаше­ния. Финансовые посредники выпускают цен­ные бумаги с широким диапазоном сроков по­гашения — от 1 дня до 30 лет. Срок погашения вторичных требований устанавливается с уче­том интересов кредитора (он обычно короче срока погашения прямых требований заёмщика). На­пример, средства ссудно-сберегательных ассо­циаций формируются за счет вкладов на сбе­регательных счетах и продажи сберегательных сертификатов, а инвестируются в долгосроч­ные потребительские ипотечные ссуды.

4.Диверсификация риска неплатежа. Благода­ря тому, что активы финансовых посредни­ков формируются из разнообразных (выпус­каемых различными заёмщиками) требований, они получают возможность более равномерно распределять риск по собственным ценным бумагам. Если колебания цен различных со­ставляющих портфеля мало связаны между собой, то его стоимость будет достаточно ста­бильной. Диверсификация портфеля являет­ся отражением мнения о том, что «не следует класть все яйца в одну корзину», где они могли бы «разбиться» все одновременно. Напри­мер, если портфель составлен из разных бу­маг и эмитент одной из них окажется непла­тежеспособным, то общая доходность портфеля пострадает незначительно. Однако инвесторы, вложившие в эту ценную бумагу все свои средства, понесут значительные убытки.

5. Обеспечение ликвидности. У большинства потребителей момент получения доходов редко совпадает с моментом возникновения потребности в деньгах. По этой причине боль­шинство экономических субъектов предпо­читают держать часть активов, имеющих низ­кие трансакционные издержки, в удобной для перевода в денежные средства форме. Мно­гие «финансовые продукты», создаваемые по­средниками, высоколиквидны. Например, чековый счет позволяет потребителю приоб­ретать активы или оплачивать задолженнос­ти с минимальными трансакционными издер­жками.

Таким образом, параметры выпускаемых фи­нансовыми посредниками непрямых требований разрабатываются с учетом интересов заёмщиков. Обычно посредники специализируются на одном или нескольких типах услуг, служащих источни­ками их доходов:

1) дроблении номинала,

2) снижении риска инвестирования,

3) установле­нии приемлемых сроков погашения,

4) повыше­нии ликвидности.

Кредиторы и заёмщики, в свою очередь, готовы оплачивать эти услуги до тех пор, пока их стоимость не превысит издержек операций на рынке прямых кредитов.

Кредиторы и заёмщики делают свой выбор между рын­ком прямых кредитов и рынком опосредованного кредитования в зависимости от того, какой из них лучше подходит для достижения их целей. Обычно потребители, осуществляющие на рынке операции на небольшие суммы (розничные сдел­ки), считают, что взаимодействие с посредника­ми сопряжено для них с меньшими издержками. Напротив, экономические субъекты, совершаю­щие операции на крупные суммы (оптовые сдел­ки), могут переходить с одного рынка на другой в зависимости от того, где предлагается более вы­годная процентная ставка.

Список используемой литературы .


Киндуэлл Д. С., Петерсон Р. Л., Блэкуэлл Д. У. « Финансовые институты, рынки и деньги »; - СПб.; Издательство « Питер », 2000 г. – 752 с.

« Деньги, кредит, банки »; Под ред. О. И. Лаврушина; - М.; Издательство « Финансы и статистика », 2002 г. – 460 с.

Корчагин Ю. А. « Деньги, кредит, банки »; - Ростов н/Д.; Издательство « Феникс », 2006 г. – 348 с.

« Общая теория. Деньги и кредит »; Под ред. Е. Ф. Жукова; - М.; Издательство « ЮНИТИ », 1999 г. – 359 с.

« Конкуренция на рынках небанковских финансовых услуг »; Под ред. С. Б. Авдашевой; - М.; 2002 г.

« Банки и небанковские кредитные организации и их операции »; под ред. Е. Ф. Жукова; - М.; Издательство « ЮНИТИ », 2005 г.