Государственное регулирование НТП
обязательных инновационных счетов, на которых накапливаются необходимые суммы, осуществляется на льготных условиях и предполагает наличие механизма, препятствующего расходованию этих сумм на не связанные с развитием НТП цели. Если предприятие или фирма задумает использовать их, например, на коммерческие цели, то следует предусмотреть полное их обложение налогом плюс штрафом.Формирование системы фондов развития венчурного капитала имеет для российской экономики чрезвычайно большое значение. Отсутствие таких фондов обостряет проблему невостребованности уже накопленных к настоящему времени и нереализованных научно-технических идей.
Развитие рискового капитала в России сдерживается сегодня низким уровнем прибыльности и рентабельности, который практически независим от внедрения достижений НТП в производство. Положение может измениться, если предусмотреть создание российского банка рискового капитала с филиалами и подразделениями в различных регионах и городах Российской Федерации. Последние могут выступать держателями фондов для реализации научно-технических проектов повышенного риска. Финансовые средства из них могут предоставляться после соответствующей экспертизы изобретателям и ученым под реализацию новых идей и проектов. Они должны выступать генеральными распорядителями, вкладывая 1-2%, а остальное – государство и фонды рискового капитала.
Формирование сети инфраструктурных фондов станет возможным на втором этапе, когда произойдет резкое снижение налогов на средний бизнес. Это вызовет увеличение объема средств, идущих на накопление. Они станут финансовой базой создания инфраструктурных фондов. Создание развитой сети региональных фондов обусловлено огромными пространствами России, различием природных условий, климата, имеющихся ресурсов. В будущем стране придется решать проблему освоения незаселенных территорий. Рассчитывать здесь на централизованные вложения, как это было раньше, не приходится. Выходом станет образование ряда региональных фондов. Формирование целевых фондов народнохозяйственного значения станет возможным при существенном снижении налогов на крупный бизнес. Первоначально это будут фонды, ориентируемые на улучшение экологического состояния как отдельных регионов, так и всей страны.
При переходе к наукоемкой структуре становится необходимым формирование специальных фондов НИОКР. В это время у крупных корпораций, финансово-промышленных групп потребность в собственных НИОКР резко возрастает. Дополнительно стимулировать их развитие можно путем обязательного помещения 10-15% прибыли в упомянутые специальные фонды. Не облагаемые налогом суммы существенно повлияют на накопление первоначального капитала, выделяемого на инвестирование НИОКР. Данные фонды должны подлежать акционированию, что создаст экономические условия скорейшего увеличения первоначально собранных сумм. Рынок акций инвестиционных фондов, подкрепленный дивидендами от использования инновационных решений, новейших технологий, может стать одним из существенных частей российского рынка ценных бумаг. Акционирование не облагаемых налогом инновационных фондов – источник расширенного процесса финансирования НТП, ускорения возрождения рыночной экономики России на качественно новой научно-технической основе. Государственное регулирование должно быть нацелено на дифференцированный доход к осуществлению финансирования. Льготы могут быть предоставлены научным учреждениям, НИИ, обслуживающим наиболее передовые и значимые для российской экономики отрасли: аэрокосмический комплекс, атомную энергетику, создание и освоение экологически чистых источников энергии, генную инженерию, искусственный интеллект.
Таким образом, в России надо переходить на основе постепенного изменения в налоговой политике к целостной системе фондов, во многом берущих на себя функции государственного бюджета по финансированию развития НТП, Они образуются на разных уровнях. На первом этапе их цель – ускоренное переоснащение основных производственных фондов, на втором – структурная перестройка экономики, та третьем – обеспечение накоплений для скорейшего перехода к автоматизированному производству. Источниками формирования данных фондов станут прибыль мелких, средних и крупных предприятий, валютная выручка от продажи экспортных товаров, и т.д. Система этих фондов представляет собой взаимосвязанную сеть финансовых резервуаров, направленную на реализацию научно-технической политики государства. Важнейшим его свойством является возможность перелива капитала из одной приоритетной отрасли в другую, от одного направления научных и технических поисков к другому; аккумуляция средств без ухудшения социального положения основной массы населения; создание условий для структурной перестройки на базе высоких технологий и наукоемких отраслей с последующим выходом на комплексную автоматизацию всего производства.
Государственная политика США в сфере научно-технического развития
Основа промышленной политики США – это, прежде всего, обоснованный выбор приоритетов государственной поддержки и выбор адекватных форм финансового стимулирования конкретных отраслей и производств.
Государство постоянно отслеживает ситуацию в определяющих отраслях и секторах индустрии, имеющих общенациональное значение, и непосредственно воздействует на ситуацию: налоговыми рычагами, прямыми субсидиями, созданием соответствующего благоприятного климата, протекционистскими внешнеторговыми мерами, щадящим законодательством и т.д. Другое дело – какие отрасли промышленности являются в тот или иной период ключевыми с точки зрения общенациональных интересов, прежде всего в конкретных сферах мирового производства, где у страны могут быть значительные преимущества по сравнению с другими участниками глобального разделения труда и где можно извлечь максимальную прибыль.
Доминирующим принципом промышленного развития признается гибкость и способность к оперативному видоизменению производственной структуры в условиях научно-технического прогресса и смещения приоритетов в рыночном спросе. Приоритеты государственных инвестиций отданы человеку, его социальным потребностям и проблемам, а также высоким технологиям.
Для обеспечения устойчивого роста производства сверхнаукоемкой продукции в США создана и функционирует крупнейшая в мире, а порой и самая передовая научно-исследовательская и конструкторская база. Практически на американскую фундаментальную науку и прикладные промышленные исследования работает большая часть всего мирового потенциала, поскольку в США удалось создать наиболее благоприятные условия для изыскательской деятельности ученых, добиться наибольшего по сравнению с другими странами финансирования их деятельности, оплаты труда и его фондовооруженности.
В целом по удельному весу затрат на НИОКР в ВВП США безусловно лидируют в мире, прежде всего благодаря гигантским средствам, расходуемым на научные исследования в оборонном секторе. Главенствующую роль в финансировании научных исследований и конструкторских разработок играют сами производственные корпорации, на долю которых в среднем приходится не менее двух третей соответствующих затрат. Фактический вклад промышленности в проведение всех промышленных НИОКР в США достигает 70%. Промышленные компании финансируют не только исследования, так или иначе связанные с производством (как фундаментальные, так и прикладного характера), но и изыскания, совершенно не имеющие отношения к профилю деятельности данных компаний, например, в области охраны окружающей среды или при выявлении среди школьников одаренных математиков, биологов, музыкантов.
Конечно же, частные инвестиции в проведение разнообразных промышленных НИОКР преобладают над государственными, но и значения ассигнований федерального бюджета, бюджетов отдельных штатов не следует приуменьшать. Именно в силу стратегической государственной концепции на развитие в стране наукоемких и сложных производств, сохранение за США лидерства в ведущих направлениях научно-технического прогресса американское правительство прямо субсидирует наиболее перспективные направления научного поиска. В стране функционирует много правительственных научно-исследовательских центров и лабораторий, финансируемых из федерального и местных бюджетов – в основном в области оборонных разработок, изучения проблем энергетики, природоохранных мероприятий, - результатами работы которых могут быть и нововведения в промышленности.
Помимо прямого субсидирования научно-исследовательских работ, в том числе в частных компаниях, государство довольно эффективно использует метод представления налоговых льгот. В США применяется налоговая скидка в отношении к исследовательской и экспериментальной деятельности. Помимо увеличения самой скидки, может сокращаться и налог на прибыль всей промышленной компании, что в совокупности иногда приводит к 50%-му снижению величины общего налога.
Все рассмотренные тенденции свидетельствуют о целенаправленной стратегии США на сохранение за собой технологического лидерства в современном мире. США неуклонно стремятся к роли исключительно мирового научно-исследовательского центра, где будет сосредоточено критическое большинство всех принципиальных научных разработок планеты и налажен процесс испытательного производства наиболее современных, технически сложных и дорогостоящих промышленных изделий и систем. Экспорт сверхпередовой и дорогой продукции, нередко не имеющей зарубежных аналогов, а также торговля ноу-хау становятся новой специализацией страны в мирохозяйственных связях.
США стремятся поставить под свой контроль весь ход научно-технического прогресса в мире, чтобы исключить даже возможность превосходства над ними в какой бы то ни было принципиальной сфере промышленных НИОКР и непосредственного производства со стороны любого государства или группы стран (прежде всего – Японии, Западной Европы, России и Китая).
Заключение.
В настоящее время весь мир неуклонно движется к постиндустриальному обществу. Это общество развивает лишь самые передовые отрасли промышленности, находящиеся в авангарде научно-технической революции, не связанные с масштабной переработкой сырья и расходованием значительных объемов электроэнергии. В постиндустриальном обществе проведение НИОКР становится своего рода отраслью экономики, играющей значительную роль. Наиболее передовыми становятся такие наукоемкие и сверхнаукоемкие производства как создание компьютерного обеспечения, биотехнологические производства, создание композиционных материалов с заданными свойствами, фибропластиков, аналитических приборов и машин. Моральное обесценивание традиционных продуктов значительно опережает их обесценивание физическое, в то же время рыночная стоимость результатов исследований, разнообразных промышленных ноу-хау, сама передовая промышленная продукция не подвержена падению. Постоянное воспроизводство результатов научных исследований, продуманная торговля ими и экспорт уникальной сверхнаукоемкой продукции способны обогатить любую страну мира.
В постиндустриальном обществе главенствующими становятся информационные технологии, связанные со сбором, обработкой и мгновенной качественной передачей сколь угодно большого объема информации. Самым главным инструментом в информационном обществе уже давно признан Интернет, который со временем, как прогнозируется, может предоставить такие сферы для производственной деятельности, о которых в настоящее время нет и малейшего представления. Не возникает сомнений, что работа в этой сети так же, как сегодня научно-исследовательская деятельность, если и не заменит собой промышленность, то станет самостоятельной отраслью экономики.
Из ныне функционирующих традиционных отраслей обрабатывающей промышленности в новом столетии уцелеет, скорее всего, лишь пищевая промышленность вследствие ее территориальной привязанности к потребителю. Все остальные традиционные товары массового производства – от средств личной гигиены и текстиля до строительных материалов и сравнительно несложных механизмов – будут производиться в странах, которые неспособны пестовать национальную науку и развивать высокотехнологические промышленные производства. Этим странам останется индустриальная копоть, техногенные аварии, растущее потребление всех видов энергии и все снижающаяся прибыль от продаж несложной материалоемкой продукции (что будет заставлять их все время увеличивать объемы производства для восполнения финансовых потерь от удешевления продаваемых товаров и, соответственно, увеличивать энергопотребление национальной промышленности). А передовые страны уже будут экспортировать исключительно дорогостоящие нововведения и результаты опытных разработок по главным направлениям научно-технического прогресса. Это в дальнейшем позволит им увеличивать профицит национального бюджета, обеспечивать неуклонно растущий уровень жизни граждан, всегда востребовать лучших в мире работников интеллектуального труда, жить в атмосфере постоянного поиска и плодотворного творчества, к тому же в незагрязненных природных условиях.
По какому пути пойдет Россия: станет ли одной из ведущих мировых держав или превратится в поставщика материальных ресурсов и дешевой рабочей силы? Этот вопрос нашему государству предстоит решить в самом ближайшем будущем.
Список литературы
1. Высокие технологии как стратегический курс развития экономики США. – Экономика и управление в зарубежных странах – 2000 - №6 – с.26-36.
2. Государственная политика США в сфере научно-технического развития. – Экономика и управление в зарубежных странах – 1999 - №12 - с. 19-24.
3. Нехамкин А. Н. Основные направления государственного регулирования научно-технического развития в условиях переходной экономики. – Вестник Московского университета, сер. 6 – 1997 - №1 – с. 3-16.
4. Нехамкин А.Н. Финансирование НТП: формирование системы инвестиционных фондов. – Финансы - 1997 - №6 – с. 19-22.
5. Соколова Л. В. Противоречия и условия технологического развития экономики России. – Проблемы прогнозирования – 1998 - №4 – с. 86-96.