Государственное регулирование НТП

План:

1. Введение ________________________________________________________ 3

2. Основные направления государственного регулирования НТП ___________4

3. Формирование системы инвестиционных фондов ______________________8

4. Государственная политика США в сфере научно-технического развития _ 11

5. Заключение _____________________________________________________13

6. Список литературы ______________________________________________ 14

Введение

Важнейшим условием успешного научно-технического развития является государственное регулирование НТП, обусловленное специфическими условиями российской действительности. Во-первых, это наличие кризисной ситуации, сопровождающейся экономическим спадом и деградацией отечественной промышленности. Во-вторых, уменьшение доли доходов федерального бюджета в ВВП более чем на 40%.

            В создавшихся условиях сокращение производства начало приобретать негативный структурный характер. От кризиса страдают машиностроительная, химическая отрасли. Но особенно тяжелое положение сложилось в наукоемких отраслях промышленности, которые составляют основу современного экономического роста. В электронном и электротехническом машиностроении, станкостроении, производстве средств связи и гибкой автоматизации, оборудования для легкой и пищевой промышленности, агропромышленного, транспортного и топливно-энергетического комплексов спад производства достиг 70-80%. Это означает фактическое разрушение существовавшего научно-технического потенциала, переход к экономике, которая теряет способность расширенного воспроизводства на своей собственной основе.

            Технологическая отсталость проявляется в высокой энергоемкости, материалоемкости, трудоемкости выпускаемой продукции. Продолжение снижения производства в условиях сохранения существующей экономической и финансовой политики несет в себе такие структурные изменения, которые способствуют завершению процесса деиндустриализации, окончательного разрушения некоторых отраслей промышленности. Сжатие внутреннего спроса на продукцию перерабатывающих отраслей означает и фактическую переориентацию на внешний рынок топливных отраслей и металлургии.

Технологическая среда в российской экономике соответствует экономике с замедленной эволюцией или деградирующей экономике. Необходимы глубокие переориентации всей системы воспроизводственных интересов.

Стратегические расчеты показывают, что государственное регулирование нельзя рассматривать как временную меру, ограничиваясь только переходным периодом. Как свидетельствует опыт западных стран, такое регулирование будет необходимо и в необозримом будущем, в условиях уже сложившейся рыночной экономики. Следует признать, что возможности рынка в решении проблемы ускоренного развития НТП запаздывает, оказывается замедленным в эпоху бурно развивающейся НТР. Он не может обеспечить быструю концентрацию капитала и науки на важнейших направлениях НТР. Запаздывает и получение прибылей от эксплуатации новшеств. Предприниматели неохотно идут на реализацию инновационных проектов.

            Недостаточно эффективно действует рыночный механизм и в сфере структурных преобразований. Формирующиеся новые отрасли малорентабельны, а зачастую убыточны. Они требуют больших затрат на НИОКР, создание и освоение новых мощностей, проведение активной инновационной политики, основанной на концентрации имеющихся ресурсов. В России, где давно назрела необходимость структурной перестройки, решение данных задач возможно только на путях усиления государственного вмешательства в воспроизводственный процесс.

           

Основные направления государственного регулирования НТП

Важнейшим направлением государственного регулирования, ядром формирования экономической системы является прогнозирование научно-технического развития.

            В процессе прогнозирования сначала исходят из того, что основным стратегическим фактором преобразования производительных сил является становление процесса автоматизации. Дальнейшее моделирование данного процесса показывает, что идет концентрация высокоавтоматизированных предприятий. На уровне высоких технологий образуются различные формы объединений. В условиях концентрации производства, науки, капитала на важнейших направлениях НТП происходит возникновение системы комплексно-автоматизированных предприятий. Движение к ней может быть осуществлено на основе долгосрочной программы научно-технического развития, в рамках которой необходимо предусмотреть основные положения формирования качественно нового уровня производительных сил и соответствующих им производственных отношений. В ходе движения к системе комплексно-автоматизированных предприятий, которая выступает как важнейшая качественная цель программы научно-технического развития, выделены следующие основные направления ее реализации: наука, информатизация сфер социальной и экономической деятельности, автоматизация проектных работ.

            Реализацию направлений необходимо начинать уже сейчас в условиях переходного периода, сочетая решение стратегических и тактических целей и задач. Такой подход уже в настоящее время требует изменения инвестиционной и инновационной политики, использования новых институциональных форм.

            На данных направлениях с целью выхода из сложившейся кризисной ситуации и формирования новой наукоемкой структуры необходим поэтапный процесс институционального выделения: новых форм организации научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок; российского информационного комплекса; общероссийской системы автоматизированного проектирования.

Становление научного, информационного комплексов, общероссийской системы автоматизированного проектирования выступает как этапы реализации государственной структурной научно-технической политики.

            Она предполагает создание ряда институциональных форм, действующих как частно-государственные финансово-промышленные группы, которые могут обеспечить на обоснованных направлениях комплекс организационных и финансово-экономических мер, способствующих реализации намеченных целей. Вписываясь в характер формирующейся рыночной экономики, они могут обеспечить даже в условиях современной неблагоприятной экономической обстановки концентрацию финансовых, трудовых, материальных ресурсов на выбранных направлениях, выступая как акционерное общество, при наличии собственных банковских структур. Таким образом, становится возможным превратить их в мощные инструменты государственного регулирования проводимых структурных преобразований. В процессе создания современного мощного научного комплекса его основой должна стать интеллектуальная собственность ученых-исследователей. Ее стоимостное выражение должно определяться как часть добавочной прибыли, получаемой как разность между валовой прибылью до внедрения той или иной идеи в производство и после ее воплощения в материальном продукте. Расчетные данные показывают, что действительная интеллектуальная собственность ученых, теоретиков, инженеров составляет 15-20% от получаемой дополнительной прибыли.

            Таким образом, основная цель институциональной государственной политики – реализация государственной научно-технической политики, структурных преобразований путем использования экономических форм и методов регулирования, концентрации имеющихся ограниченных ресурсов, новых структурных подразделений, комплексов, систем на важнейших направлениях НТП.  

Влияние налоговой политики на научно-техническое развитие. Пути совершенствования налоговой системы.

            Реализация научно-технической, структурной, промышленной политики, особенно в настоящее время невозможна без научно обоснованного, программируемого финансового обеспечения инновационных потоков. Последнее невозможно без совершенствования налоговой политики. Современная рестрикционная политика вызвана необходимостью увеличения государственных затрат в переходный период. Выдвинутые правительством социальные программы, осуществление приватизации, демонтаж командной системы, обустройство новых границ и выполнение долговых обязательств обусловили почти 90% изъятия прибыли и предприятий. При этом перестает действовать принцип материальной заинтересованности, предприятия и фирмы остаются без необходимых средств для инвестиционной и инновационной деятельности, подрываются экономические основы самофинансирования, свободы предпринимательства, конкуренции, возрождается дотационный принцип финансирования промышленных предприятий. Таким образом, формируются неблагоприятные социально-экономические условия ускоренного развития НТП.

            Решение этих проблем возможно на основе поэтапного регулируемого снижения налогов: на малый, средний и крупный бизнес. Снижение налогов на малый бизнес – важный элемент структурной политики. Существует прямая связь между развитием малого бизнеса и сферой потребления и услуг. Малый бизнес – наиболее оптимальная форма развития легкой промышленности и сферы услуг. Дополнительный прилив сюда капитала будет способствовать формированию необходимых социально-экономических предпосылок ее ускоренного развития.

            Становление среднего бизнеса создает благоприятные условия развития наукоемкой структуры российской экономики. На основе средних, но хорошо оснащенных предприятий становится возможным формирование собственной, отвечающей современным мировым стандартам машиностроительной базы. Роль локомотива НТП может взять на себя электронная промышленность.

            Развитие наукоемкой структуры на базе электронной промышленности должно быть развернуто на третьем этапе при снижении налогов на крупный бизнес и ФПГ. Здесь может по-настоящему развернуться становление институциональных форм на важнейших направлениях научно-технического развития. Финансово-промышленные группы – флагманы НТП. Одновременно они представляют собой уникальный механизм диверсификации производства. Получив в свое распоряжение значительную часть прибыли, они начинают в полной мере использовать свои потенциальные возможности. Снижение налогов на крупный бизнес создаст оптимальные социально-экономические условия: развертывания механизма диверсификации; перелива капитала в наукоемкие отрасли; производства бытовой электронной аппаратуры, телекоммуникационных систем, глубокой переработки топливно-сырьевых ресурсов.

Поэтапное снижение налогов, формируя структурные изменения в экономике, подготавливает одновременно и финансовую базу для их реализации. Первоначальное снижение налогов на малый бизнес не потребует от государства значительных расходов. Наоборот, следует ожидать роста массы налогов от малого бизнеса из-за:

- значительного увеличения количества предприятий, вызванного переливом капитала в данную сферу;

- роста производства, при котором каждый взимаемый процент станет весомее;

- выхода значительной чисти мелких предприятий из теневого бизнеса и увеличения налоговой базы.

Этих же результатов при росте массы изъятых в бюджет средств следует ожидать на втором и третьем этапах – при снижении налогов на средний, а затем и крупный бизнес. Рост налоговой базы и увеличение объема средств, поступающих в бюджет, позволят сократить бюджетный дефицит, выполнить намеченные социальные программы и при этом значительно увеличить ассигнования на стимулирование инвестиционной и инновационной деятельности, создание внебюджетных научно-технических фондов, институциональных форм на важнейших направлениях НТП, льготное кредитование предприятий научно-венчурного капитала, бизнес-инновационных центров, научных городков.

Государственная политика перехода к самофинансированию предприятий и фирм в условиях ограниченности имеющихся ресурсов.

Поэтапное снижение налогов направлено на формирование в России системы самофинансирования. Одним из основных источников в условиях перехода к рыночной экономике должна стать прибыль, чистый доход предприятий.

Росту самофинансирования и одновременно экспортных возможностей российской промышленности способствовала бы политика оставления большей части валютной выручки у предприятий. Это ведет к увеличению инвестиций в самые наукоемкие, передовые, с точки зрения мировой техники и технологии, отрасли производства. В направлении усиления самофинансирования предприятий и фирм на важнейших направлениях научно-технического развития большую роль могло бы сыграть снижение пошлин на новейшее импортируемое оборудование и технологии. Такая политика создаст целенаправленную ориентацию предприятий на инвестирование в новейшие машины и оборудование, переоснащение их по последнему слову мировой науки и техники.

Важным направлением усиления самофинансирования может стать продуманная амортизационная политика, которая должна строиться с учетом рыночных условий ускоренного списания оборудования путем слияния амортизационного фонда и чистого дохода. В России это необходимо еще и потому, что существующее оборудование сильно устарело. В современных условиях было бы целесообразным предоставлять предприятиям, покупающим, производящим или осуществляющим поставку машин и оборудования, право на дополнительные амортизационные отчисления.

Учитывая огромные территории Российской Федерации, различие региональных и местных условий, необходимо предусмотреть и разработать систему налоговых дополнительных скидок для определенных регионов, а также для отдельных машин и оборудования.

Наличие самофинансирования предполагает ряд мер, направленных на создание условий, способствующих расходованию накопленных сумм на прямое инвестирование, инновационную деятельность. В индустриальном обществе корпорации, промышленные компании сами осуществляют инвестирование. Промышленное сбережение в значительной степени зависит от производимых промышленных инвестиций. Основная проблема состоит в том, чтобы уже имеющиеся у предприятий накопления расходовались не на покупку валюты, ценных бумаг, приобретение товаров непроизводственного назначения, а качестве источника прямых инвестиций. Эта цель достигается формированием специализированных инвестиционных фондов и введением специальных счетов и счетов обновления. Суммы, накапливаемые в них, подлежат льготному налогообложению или освобождаются от налогов вовсе. В США, при относительно низком уровне налогообложения, действуют около 36 тыс. фондов реконструкции и развития. В Швеции все 100% отчислений в инвестиционные фонды должны быть помещены на специальный беспроцентный инвестиционный счет в Риксбанке. Подобная мера позволила бы российскому правительству получить возможность концентрировать имеющиеся ресурсы, направлять их в соответствии с инновационной политикой государства. Целесообразным было бы законодательное установление счетов обновления с обязательным помещением туда части прибылей отдельных предприятий.

           

Формирование системы фондов научно-технического развития.

Решение проблемы финансирования НТП невозможно без создания сети специализированных фондов. Внебюджетные инвестиционные научно-технические фонды являются формой реализации государственной научно-технической политики и выполняют несколько функций.

Финансовый накопительный резервуар.

В этой функции фонд выступает в качестве резервуара накопления, поскольку для инвестиционной деятельности, реализации инновационных проектов нужно накопить определенную сумму, которая позволит произвести замену производственных фондов, реконструкцию, перейти на новую технологию. Это требует времени, и государство должно всемерно способствовать формированию таких резервуаров.

                        Средство обеспечения ускоренного развития НТП.

В настоящее время трудно рассчитывать на непосредственную помощь государства в реализации различных инновационных проектов и совсем маловероятно, что оно будет оказывать ее постоянно и непрерывно. Ускорение научно-технического развития предполагает не просто накопление определенных сумм в фондах. Внебюджетные научно-технические фонды исполняют роль экономических институтов, обеспечивающих необходимый комплекс условий для ускоренного развития НТП: финансовая поддержка крупных государственных инновационных проектов и направлений; помощь в развитии венчурного капитала, формирование прогрессивной наукоемкой структуры.

                        Инструмент государственной научно-технической политики.

В различных странах внебюджетные инвестиционные научно-технические фонды являются эффективным средством осуществления промышленной, научно-технической, структурной и социальной политики. Они стали мощным финансовым рычагом, благодаря которому государство целенаправленно воздействует на процесс ускорения научно-технического развития. Сеть российских инвестиционных научно-технических фондов необходимо формировать в тесной зависимости от поэтапного снижения налогов. Это обеспечит реальную финансовую базу становления научно-технических фондов на микро, мезо- и макроуровнях, максимальное использование накопленных сумм на реализацию научно-технического развития. Предусматривается не скачкообразный, а постепенный переход от решения микроуровневых задач к макроуровневым.

Первый этап позволит осуществить массовое формирование научно-технических инновационных фондов в сфере малого бизнеса. Ожидаемый приток свободных средств (благодаря снижению налогов) на счета малых предприятий предлагается направить на создание сети микроуровневых инновационных научно-технических фондов. Их целевой характер определяется необходимостью решения насущной проблемы российской экономики: осуществления реконструкции предприятий, их перевооружения на основе реализации инновационных проектов. В частности, речь идет о формировании инвестиционных фондов реконструкции и развития. В России организация подобных фондов сегодня невыгодна. Поэтому инициатором их формирования, посильным участником должно выступить государство. Формируемые смешанные фонды можно создавать под конкретные проекты реконструкции предприятий и фирм, способствуя тем самым росту инвестиционной активности, модернизации российской экономики, выходу ее из кризисной ситуации. Надо уже на первом этапе полностью освободить от налогов суммы, направляемые в инвестиционные фонды мелких предприятий. Это не намного уменьшит общую долю собираемых налогов, но значительно повысит активность в сфере малого бизнеса.                                                                                                                                                                                                                                      Регулирование инвестиционной деятельности возможно посредством государственного контроля над инвестиционными фондами. Государство должно иметь правовую базу разрешать компаниям использовать часть или весь резерв на установленные законом цели: покупку новых машин, оборудования, накопление материальных запасов, содействие развитию экспорта. Тем самым значительно повышается доля прямых инвестиций, расширяется воспроизводство научно-технического прогресса.

            Что касается введения специальных счетов и счетов обновления, то в нашей стране данная мера станет действенным фактором увеличения накоплений лишь при большом возрастании прибыльности предприятий и фирм. Формирование таких счетов под эгидой ЦБ РФ позволит создать устойчивый источник прямых инвестиций, остановить падение производства, а в последующем перейти к активной научно-технической политике. Требуется разработка мер по стимулированию предприятий к образованию таких счетов. В качестве основных мер предлагается: не облагать налогом 50% прибыли при условии направления ее на инвестиции в производственное и непроизводственное строительство; освободить от налогообложения суммы, предназначенные для вложения в новейшую технику, технологию, оборудование, проведения реконструкции на качественно иной, научно-технической основе; установить 30%-ую скидку налогов на сбережения, хранящиеся на специальных счетах; обеспечить систему страхования данных счетов в соответствие с возможным риском от их вложения.

            Специальные счета и счета обновления в условиях современной России позволят создать социально-экономические условия, способствующие использованию накапливаемых сумм на прямое инвестирование в производство. Это повлечет за собой оживление деловой активности, станет началом процесса переоснащения существующей материально-технической базы. Введение специальных,