О понятии "абсолютизм"
той основой, на которой стало возможным его появление.По крайней мере многочисленные модификации тезиса о том, что абсолютизм как форма государственного устройства появился в России в результате развития капитализма(42), на наш взгляд, должны быть отброшены как несостоятельные именно с позиций марксистской парадигмы.
Во-первых, государство и его формы есть элемент надстройки, которая является производной от базиса, определяется им; опережающее развитие надстройки в сравнении с базисом - нонсенс. Во-вторых, работы К. Маркса и Ф. Энгельса, как мы пытались показать выше, вполне могут объяснить появление государственных форм, близких к абсолютизму, иначе, без необходимости обосновывать это появление капиталистическим развитием.
Список литературы
(1) Кристенсен О. История России XVIII в. М., 1989. С. 34.
(2) Воинские артикулы Петра I. М., 1950. С. 50.
(3) ПСЗ. I. Т. VI.N 4870.
(4) См. подробнее: Ограничена ли власть монарха по законам Российской империи. СПб., 1907.; Дитятин И. Верховная власть в России XVIII столетия. СПб., 1895.
(5) Политический строй современных государств. СПб., 1905. Т. 1. С. VI-VII.
(6) Рейснер М.А. Общественное благо и абсолютное государство // Рейснер М.А. Государство и верующая личность. СПб., 1905. С. 287.
(7) См. подробнее: Политический строй современных государств. СПб., 1905. Т. 1. С. 1-5.
(8) Казанский П.Е. Власть всероссийского императора. Одесса. 1913; Сигаев А. Монархическая идея и современная действительность. Одесса, 1914; Тальберг Г.Г. Правительствующий Сенат и самодержавие. М., 1914; Зандер А.А. Исторический очерк развития самодержавной власти. Вильна, 1910; Глинский Б. Борьба за конституцию. СПб., 1907; Котляровский С.А. Юридические предпосылки русских "Основных законов". М., 1912.
(9) Черняев Н.И. Необходимость самодержавия для России. Харьков, 1901. С. 1. Эту же мысль он высказывал и в более ранних своих работах. См. подробнее: Черняев Н.И. О русском самодержавии. М., 1895.
(10) Котляровский С.А. Указ. соч. C/ 130/
(11) Розанов В.В. О подразумеваемом смысле нашей монархии. СПб., 1912. С. 49.
(12) Сигаев А. Указ. соч. С. 3, 5-6.
(13) Казанский П.Е. Указ. соч. С. 523-557.
(14) Там же. С. 761.
(15) Там же. С. 743.
(16) Розанов В.В. Указ. соч. С. 71.
(17) Флоренский П. Около Хомякова. Сергиев Посад, 1916. С. 26. Заметим, кстати, что славянофилы, будучи людьми искреннего и теплого православия, тем не менее иначе понимали сакральность власти русского царя. Так, И.С. Аксаков в своей неопубликованной статье "Самодержавие не есть религиозная истина" указывал, что деятельность самодержавия должна укладываться только в государственные деяния. Если же самодержавие вторгается в жизнь церковную или частную, то оно переходит в уродство, становится тиранией. Историческая заслуга России, по его мнению, состоит в том, чтобы удержать самодержавие в пределах государственной сферы, минуя конституционные формы. Власть царя - не право, а долг и обязанность, возложенная на него народом. См. подробнее: Дудзинская Е.А. Славянофилы в общественной борьбе. М., 1983. С. 49.
(18) Вестник Европы. 1867. Т. 1.N 3. С. 93.
(19) Тихомиров Л.А. Монархическая государственность. СПб., 1993. С. 95-96.
(20) Солоневич И.Л. Народная монархия. М., 1991.
(21) Казанский П.Е. Указ. соч. С. 760.
(22) Тихомиров Л.А. Указ. соч. С. 341.
(23) Розанов В.В. Указ. соч. С. 9.
(24) Герье В. Понятие о власти и о народе в наказах 1789 года. М., 1884. С. 141.
(25) Там же. С. 41-46.
(26) Розанов В.В. Указ. соч. С. 54.
(27) Юшков С.В. К вопросу о политических формах русского феодального государства до XIX века // Вопросы истории. 1950.N 1.
(28) Ленин В.И. Полн. собр. соч. Т. 4. С. 251-252.
(29) По сути дела, тогда только К.В. Базилевич подверг критике введенный в научный оборот С.В. Юшковым термин "сословно-представительная монархия", предложив вместо него термин "сословная монархия", применявшийся еще Н.П. Павловым-Сильванским. О современном толковании этих терминов см. подробнее: Власть и реформы. СПб., 1996. С. 70-74. В.М. Панеях весьма скептически отнесся к идее сословного представительства, полагая, что в это время в России имела место "самодержавная монархия деспотического типа".
(30) Черепнин Л.В. К вопросу о складывании абсолютной монархии в России (XVII-XVIII вв. // Черепнин Л.В. Вопросы методологии исторического исследования. М., 1981. С. 182.
(31) Кобрин В.Б., Юрганов А.Л. Становление деспотического самодержавия в средневековой Руси // История СССР. 1991. N 4. С. 56.
(32) См. подробнее: Три века. Россия от смуты до нашего времени. М., 1913. Т. 1. С. 2-3.
(33) Аврех А.Я. Русский абсолютизм и его роль в утверждении капитализма в России // История СССР. 1968. N 2. С. 92-93; он же. Утраченное равновесие // История СССР. 1971. N 40. С. 63-64.
(34) Чистозвонов А.Н. Некоторые аспекты генезиса абсолютизма // История СССР. 1968. N 3.
(35) Агиштон М. Русский абсолютизм XVII - первой половины XVIII вв. в советской исторической науке: Автореф. дис. ... канд. ист. наук. Л., 1989.
(36) Там же. С. 9.
(37) Споры, возникающие на этот счет в отечественной историографии, проанализированы С.О. Кристенсеном. См. подробнее: Кристенсен С.О. История России XVII в. М., 1989. С. 32-46.
(38) Маркс К. Революционная Испания // Там же. Т. 10. С. 431-432.
(39) Многие историки, рассуждая о петровской эпохе, высказали мысль о непримиримом соперничестве русской титулованной знати и нового чиновного дворянства, в союзе с которым выступило купечество. Думается, что факт ослабления старорусского боярства, а затем и его слияние с дворянством в единый господствующий класс-сословие отрицать трудно, как и сам факт наличия острой внутриклассовой борьбы в конце XVII - первой половине XVIII вв.
(40) Кристенсен С.О. Указ. соч. С. 38.
(41) Зимин А.А. О политических предпосылках возникновения русского абсолютизма // Абсолютизм в России (XVII-XVIII в.). М., 1964. С. 49.
(42) К сожалению, эту формулу некоторые советские историки трактовали как обратимую, т.е. находя в России первой четверти XVIII в. абсолютную монархию, они начинали искать (и находили) капиталистические формы в производстве.