Международные стандарты поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка
по поддержанию правопорядка является угрозой стабильности общества в целом. В то же время они устанавливают жесткие правила применения силы и огнестрельного оружия. В Принципах подчеркивается, что применение силы допустимо только в случае абсолютной необходимости и лишь в той мере, в какой это требуется для выполнения законных функций по поддержанию правопорядка. Принципы обеспечивают точный баланс между обязанностями должностных лиц по поддержанию общественного порядка и их обязанностью защищать право человека на жизнь, свободу и безопасность.Заключение
Согласно нормам международного права, государства несут конечную ответственность за поддержание и обеспечение мира и безопасности на своих территориях, с тем чтобы граждане могли беспрепятственно пользоваться всеми правами человека. Существуют две точки зрения на роль государства по отношению к своим подданным. Первая модель строится на идее государства, обладающего силой и авторитетом в части способности обеспечивать безопасность граждан на своей территории. Считается, что государство наилучшим образом представляет и защищает интересы общественности. При этом должностные лица выполняют поручения государства беспристрастно и профессионально, независимо от того, какой государственный орган они представляют. Наиболее примечательным примером этой модели является Франция, однако ту же позицию склонны разделять и другие страны континентальной Европы. В частности, российская судебная система по своему устройству сродни наполеоновской модели. Вторую (англосаксонскую) модель отличает отношение к государственному ведению вопросами безопасности. Роль государства в обеспечении безопасности приравнивается к роли прочих негосударственных субъектов. Должностные лица взаимодействуют с населением и должны представлять его состав, таким образом гарантируя соблюдение его интересов в ходе своей деятельности. Данная модель действует в Соединённом Королевстве и США, а также во многих государствах, на которые эти страны оказали влияние
Все государства создают различные учреждения и ведомства с целью поддержания порядка и обеспечения безопасности. Они составляют систему органов безопасности и юстиции. Задачи, структура и полномочия большинства таких органов, или даже всех, определяются положениями законодательства. Их деятельность и порядок работы регулируются законами, правилами и нормами, а также общегосударственной и местной политикой и кодексами рабочих процедур.
Сфера безопасности объединяет все органы, участвующие в законном обеспечении безопасности, в том числе полицию, подразделения особого назначения, вооружённые силы, военную полицию, разведслужбы и частные охранные предприятия. Следует отметить, что существуют и «вспомогательные службы», например социальные работники, школы, жилищные кооперативы и т.п., которые также участвуют в поддержании порядка. Полиция - лишь один из многих государственных органов, отвечающих за поддержание порядка. Когда речь идёт о восстановлении общественного порядка, следует помнить об ограниченной ответственности полиции ввиду ограниченности её подготовки и оснащения для этих целей.
Полиция представляет собой государственную структуру, которая подчиняется органам государственной власти и действует в пределах государственного суверенитета
К международным документам, содержащим стандарты поведения должностных лиц по наведению правопорядка (или сведения о нормах правопорядка) относятся: Всеобщая декларация прав человека, Международный пакт о гражданских и политических правах; Конвенция о предупреждении преступления геноцида и наказании за него, Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации; Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации женщин; Конвенция по правам ребенка и многие другие.
Данные документы носят обобщенный характер и знание о них безусловно необходимо сотрудникам правопорядка. Однако наибольшее практическое применение заслуживают Кодекс поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка, где содержатся точные сведения, что можно и что нельзя делать должностным лицам в процессе поддержания правопорядка.
Список использованной литературы
Резолюция 34/169 Генеральной Ассамблеи ООН о принятии Кодекса поведения от 17 декабря1979 года// СПС «Консультант»
Резолюция 1989/61 Экономического и социального совета от 24 мая 1989 г., утверждённая Генеральной Ассамблеей ООН в резолюции 44/162 от 16 декабря 1989 г.// СПС «Консультант»
Европейский кодекс полицейской этики. Комментарий к определению сферы применения Кодекса. – М., 2009 – 284 с.
Исаев И.А. Топос и номос. Пространства правопорядков – М., 2008 – 184 с.
Калугин В.Ю., Акулов Д.В. Пресечение нарушений в механизме имплементации международного гуманитарного права – М., 2008 – 394 с.
Капустин А.Я. Международное гуманитарное право. – М., 2008 – 649 с.
Кикоть В.Я. Правопорядок. Организационно-правовое обеспечение в Российской Федерации. – М., 2009 – 384 с
Комаров С.А. Основы государства и права: Система права: Механизмы защиты прав человека: Законность и правопорядок – М., 2009 – 384 с.
Котляров И.И., Маилян С.С., Грицаев С.А., Гусарова Т.Б. Международное гуманитарное право – М., 2009 – 593 с.
Ледях И.А. Международное гуманитарное право и защита прав человека. – М., 2009 – 385 с.
Органы охраны правопорядка. Сборник нормативных актов 2009 – М., 2009 – 485 с.
Тиунов О. И. Международное гуманитарное право – М., 2009 – 593 с.
Das, DilipK., 2007, "Challenges of policing democracies: a world perspective"
Measuring progress toward safety and justice: A global guide to the design of performance indicators across the justice sector, Vera, 2003
Stone, C. and J. Miller, M. Thornton and J. Trone, 2005, Supporting security, justice and development: lessons for a new era.
1 Эту идею поддерживают многие организации, финансирующие реформы и программы помощи полиции (милиции). См., например: Stone, C. and J. Miller, M. Thornton and J. Trone, 2005, Supporting security, justice and development: lessons for a new era. Документ обобщает опыт программ, реализованных в семи странах при британском финансировании и направленных на реформирование деятельности полиции (милиции) и судебно-правовой системы.
2 Резолюция 34/169 Генеральной Ассамблеи ООН о принятии Кодекса поведения от17декабря1979г.
3 Кикоть В.Я. Правопорядок. Организационно-правовое обеспечение в Российской Федерации. – М., 2009 – 384 с. – 48 с.
4 Stone, C. and J. Miller, M. Thornton and J. Trone, 2005, Supporting security, justice and development: lessons for a new era. – с. 31
5 Резолюция 1989/61 Экономического и социального совета от 24 мая 1989 г., утверждённая Генеральной Ассамблеей ООН в резолюции 44/162 от 16 декабря 1989 г.
6 Комаров С.А. "Основы государства и права: Система права: Механизмы защиты прав человека: Законность и правопорядок – М., 2009 – 384 с. – с. 28
7 Ледях И.А. Международное гуманитарное право и защита прав человека. – М., 2009 – 385 с. – с. 164
8 Европейский кодекс полицейской этики. Комментарий к определению сферы применения Кодекса. – М., 2009 – 284 с. – с. 175
9 Там же. – с. 179
10 Исаев И.А. Топос и номос. Пространства правопорядков – М., 2008 – 184 с. – с. 29
11 См., например: Rover, C. de, 1998, To serve or to protect; Crawshaw, R., e.a., 1998, Human rights and policing. Standards for good behavior and a strategy for change; Европейский кодекс полицейской этики.
12 Кикоть В.Я. Правопорядок. Организационно-правовое обеспечение в Российской Федерации. – М., 2009 – 384 с – с. 93
13 Органы охраны правопорядка. Сборник нормативных актов 2009 – М., 2009 – 485 с. – с. 94
14 Впервые в английском языке слово зафиксировано в 1530 году как синоним слова «политика», то есть гражданское управление. До середины XIX века слово «полиция (милиция)» имело два значения - «гражданское управление» и заимствованное из французского «управление общественным порядком». Этимологический словарь. – М., 2007 – 492 с.
15 См., например, Cachet, A., 1990, Politie en sociale controle.
16 Комаров С.А. "Основы государства и права: Система права: Механизмы защиты прав человека: Законность и правопорядок – М., 2009 – 384 с.
17 Калугин В.Ю., Акулов Д.В. Пресечение нарушений в механизме имплементации международного гуманитарного права – М., 2008 – 394 с. – с. 176
18 Тиунов О. И. Международное гуманитарное право – М., 2009 – 593 с. – с. 183
19 Кикоть В.Я. Правопорядок. Организационно-правовое обеспечение в Российской Федерации. – М., 2009 – 384 с. – с. 118
20 Stone, C. and J. Miller, M. Thornton and J. Trone, 2005, Supporting security, justice and development: lessons for a new era. – с. 38
21 Калугин В.Ю., Акулов Д.В. Пресечение нарушений в механизме имплементации международного гуманитарного права – М., 2008 – 394 с. – с. 137
22 До настоящего времени регистрация преступлений по большей части упоминалась в международных стандартах в области прав человека (а также в документах AI) в связи с насилием в отношении женщин и дискриминацией, нежели как способ, позволяющий отслеживать общую ситуацию с безопасностью как таковой.
23 Капустин А.Я. Международное гуманитарное право. – М., 2008 – 649 с. – с. 205
24 Институт юстиции Vera, 2003, Measuring progress toward safety and justice: A global guide to the design of performance indicators across the justice sector.
25 Ледях И.А. Международное гуманитарное право и защита прав человека. – М., 2009 – 385 с. – с. 95
26 Резолюция 34/169 Генеральной Ассамблеи о принятии Кодекса поведения ООН, 17 декабря 1979 г.
27 Органы охраны правопорядка. Сборник нормативных актов 2009 – М., 2009 – 485 с. – с. С. 93
28 Тиунов О. И. Международное гуманитарное право – М., 2009 – 593 с. – с. 128
29 Органы охраны правопорядка. Сборник нормативных актов 2009 – М., 2009 – 485 с – с. 118
30 Vera, 2003, Measuring progress toward safety and justice: A global guide to the design of performance indicators across the justice sector – с. 294
31 Das, DilipK., 2007, "Challenges of policing democracies: a world perspective", с 628.
32 Ferret, J., 2004, "The State, policing and old continental Europe: managing the local/national tension". – с. 46
33 Там же, с. 50.
34 Исаев И.А. Топос и номос. Пространства правопорядков – М., 2008 – 184 с.
35 Капустин А.Я. Международное гуманитарное право. – М., 2008 – 649 с. – с. 297
36 Vera, 2003, Measuring progress toward safety and justice: A global guide to the design of performance indicators across the justice sector
37 Органы охраны правопорядка. Сборник нормативных актов 2009 – М., 2009 – 485 с.
38 Кикоть В.Я. Правопорядок. Организационно-правовое обеспечение в Российской Федерации. – М., 2009 – 384 с – с. 264
39 Комаров С.А. "Основы государства и права: Система права: Механизмы защиты прав человека: Законность и правопорядок – М., 2009 – 384 с.
40 Das, DilipK., 2007, "Challenges of policing democracies: a world perspective", с 738
41 КЛДЖ, Общая рекомендация № 19, параграф 9.
42 Капустин А.Я. Международное гуманитарное право. – М., 2008 – 649 с.
43 Котляров И.И., Маилян С.С., Грицаев С.А., Гусарова Т.Б. Международное гуманитарное право – М., 2009 – 593 с. – с. 164
44 Резолюция 34/169 Генеральной Ассамблеи ООН о принятии Кодекса поведения, 17 декабря 1979 г.
45 Das, DilipK., 2007, "Challenges of policing democracies: a world perspective", с 628.
46 Согласно Руководящим принципам для эффективного осуществления Кодекса поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка: «Всем должностным лицам по поддержанию правопорядка предоставляется надлежащее вознаграждение и обеспечиваются надлежащие условия работы».
47 Статья 11, пункт 2 Европейской конвенции и статья 16, пункт 3 Американской конвенции о правах человека отражают аналогичные принципы.
48 Котляров И.И., Маилян С.С., Грицаев С.А., Гусарова Т.Б. Международное гуманитарное право – М., 2009 – 593 с.
49 Капустин А.Я. Международное гуманитарное право. – М., 2008 – 649 с.
50 Органы охраны правопорядка. Сборник нормативных актов 2009 – М., 2009 – 485 с.
51 Комаров С.А. "Основы государства и права: Система права: Механизмы защиты прав человека: Законность и правопорядок – М., 2009 – 384 с.
52 Исаев И.А. Топос и номос. Пространства правопорядков – М., 2008 – 184 с.
53 Органы охраны правопорядка. Сборник нормативных актов 2009 – М., 2009 – 485 с.
54 Котляров И.И., Маилян С.С., Грицаев С.А., Гусарова Т.Б. Международное гуманитарное право – М., 2009 – 593 с.
55 Das, DilipK., 2007, "Challenges of policing democracies: a world perspective"