Танцевально-двигательная терапия

культурах и являются репрезентациями онтологических качеств.

1. Flowing – плавные, мягкие, округлые и текучие движения; движения "женской" энергии.

2. Stacatto – резкие, сильные и четкие движения, "мужские" движения.

3. Chaos – хаотические движения.

4. Lyrical – тонкие, изящные движения, "полет бабочки" или "падающего листа".

5. Stillness – движение в неподвижности, наблюдение за первичными импульсами движения, "пульсирующая статуя"(5).

Для этого процесса существует специальная музыка, каждая стадия длится около пяти минут. Перед началом процесса проводится инструктаж, после процесса – проговор. "Танец пяти движений" рекомендуется проходить с закрытыми глазами, полностью отдаваясь, включаясь всем телом в каждый из ритмов.

Эти модальности или ритмы движения в контексте терапии и личностного исследования являются репрезентациями характеристик личности. У клиента или участника тренинга может быть неприятие определенных движений. Так, достаточно часто женщины среднего возраста не принимают "мужские", резкие и сильные движения. "Я не такая, мне это не нравится" – говорят они. Одновременно они жалуются на недостаток внимания в семье, невозможность выражать свои чувства, положение жертвы. В процессе работы выясняется, что именно ясное, яркое и четкое выражение своих желаний помогает изменять ситуацию. Источник силы часто находится там, куда нам страшно н непривычно идти.

Таким образом, эта техника может выполнять несколько функций:

Диагностическую – человек обнаруживает "освоенные и неосвоенные" качества и то, как эта картина связана с его жизнью. Он может сделать осознанный выбор – освоить определенную зону своей жизни, до этого незнакомую или даже "запретную".

Тестовую – если проводить эту технику в начале и в конце тренинга, то многие люди ясно воспринимают степень и качество наступивших личностных изменений.

Терапевтическую – в сочетании с другими техниками осознания и трансформации "Тропа танца" позволяет человеку найти способы выражения себя, расширить диапазон реакций и форм взаимодействия. Кроме того, само по себе движение, к тому же наполненное личностным и смыслами, оказывает положительное психофизиологическое действие.


Заключение


Танцевально-двигательная терапия позволяет проработать динамический аспект паттернов мышечного напряжения. Динамический аспект мышечного напряжения иногда трудно отреагировать иным способом, даже глубинная телесноориентиоованная работа не охватывает эту последовательность напряжений. Осознавая танец, танцуя свободно и осознанно, человек делает шаг к принятию свободы и творчества в повседневной жизни.

Танце-терапевт должен обладать большой чувствительностью к происходящему, чтобы дать возможность людям прожить эмоции, выразить их и трансформировать.

Благодаря работе в группе по танцевально-двигательной терапии с проблемами доверия, осознания личностных границ, и другими личностными проблемами, а также с помощью обратной связи: вербальной и невербальной, устанавливаются благоприятные межличностные отношения. Группа по танцевально-двигательной терапии – это микрокосм различных социальных ситуаций, благодаря чему клиенты учатся более адекватно воспринимать себя и других и расширять спектр поведенческих возможностей.


Список литературы


  1. К. Рудестам. Групповая психотерапия. (полное издание). С-Пб, 1998

  2. Психотерапевтическая энциклопедия. (п/р Б. Д. Карвасарского). М, 1998

  3. Г. Лейтц. Психодрама: теория и практика. Классическая психодрама Я. Морено. М, 1994

  4. В. Берндер, И. Гнайст. Психодрама в примерах // Практическая психодиагностика
    и психологическое консультирование.
    Ростов-на-Дону, 1998

  5. А. Гройсман. Проблемы ролевой психотерапии // Психологические механизмы
    регуляции социального поведения.
    М.: Наука, 1979, с.177-184

  6. Э. Берн. Трансактный анализ в группе. М, 1994

  7. М. Гулдинг, Р. Гулдинг. Психотерапия нового решения. М, 1997

  8. Хрестоматия по телесно-ориентированной психотерапии и психотехнике.
    (п/р Баскакова В.Ю., 2-ое издание). М, 1997

  9. Танцевально-двигательная терапия (сборник). Ярославль, 1994

  10. И. Курис. Биоэнергетика йоги и танца. М., 1994

  11. М. Фельденкрайз. Сознавание через движение.

  12. Р. Фрегер, Д. Фэйдимен. Теория и практика личностно-ориентированной
    психологии
    . М, 1996

  13. В. Козлов. Истоки осознания. Минск, 1995

  14. Психологическая газета, 8/98. "Кинотренинг и сфера его применения"

  15. Психологическая газета, 6/98. "Рисунок не бывает неправильным"

  16. Психологическая газета, 1/97. "Арт-терапия"


1 К. Рудестам. “Групповая психотерапия”. С-Пб, 1998. С.21

2 Фрегер Р., Фейдимен Д., 1996, стр. 141.

3 К. Рудестам, “Групповая психотерапия”. С-Пб, 1998. С. 200.

4 Р. Фрегер, Д. Фейдимен, “Теория и практика личностно-ориентированной психологии”. М, 1996, стр. 76.

5 статья К. Хендрикс в сборнике “Танцевально-двигательная терапия”, 1994.

32