Образы моря и паруса в творчестве М.Ю. Лермонтова
бессильная ненависть, бессильная любовь…" В этой фразе происходит двойное уподобление, с морскими волнами одновременно сравниваются и внешние, и внутренние переживания молодой женщины.Во втором случае образ моря возникает в составе фразеологического оборота. Станислав Красинский говорит матери:
– Матушка, вы хотите, чтобы я пожертвовал для вас даже характером; пожалуй, после всех жертв, которые я принес вам, – это будет капля воды в море.
Обычно этот фразеологизм означает ничтожно малое количество по сравнению с тем, что необходимо, но у М.Ю.Лермонтова он приобретает оттенок значения "бесполезность". Следовательно, образ моря использовался писателем не только как самостоятельный элемент, но и как компонент фразеологического оборота.
2.2 Образы моря и паруса в романе М.Ю.Лермонтова "Герой нашего времени"
"Герой нашего времени" – самый знаменитый роман М. Ю. Лермонтова. Писатель работал над ним в 18351839 годах. Много споров велось о том, каков художественный метод романа: реализм или романтизм? Безусловно, черты двух этих методов причудливо, но гармонично переплетены в "Герое нашего времени". Мы видим, что "… пейзажи "Героя нашего времени генетически связаны с эстетической традицией романтизма" [Уманская, 1974, 132].
"Тамань – самый скверный городишко из всех приморских городов России", – записал в своем журнале Печорин; "Тамань" – самая романтическая часть "Героя нашего времени" – считают многие исследователи. "Тамань" – еще один особый мир, в который пытается заглянуть Печорин" [Удодов, 1973, 494]. При этом "Тамань" написана М. Ю. Лермонтовым под впечатлением реальных событий: подобное приключилось с самим писателем во время пребывания его в этом приморском городке.
"Повесть эта отличается каким-то особым колоритом: несмотря на прозаическую действительность ее содержания, все в ней таинственно, лица – какие-то фантастические тени, мелькающие в вечернем сумраке, при свете зари или месяца" [Белинский, 1983, 113].
Эта часть существенно выделяется из всего романа. Мы видим не горный пейзаж, а морской. Море – особый мир, где вся жизнь идет по другим законам. И в этот мир попадает Печорин. Сначала лермонтовского героя заселяют в хату "на самом берегу моря", где совсем близко "почти у самых стен ее, и внизу с беспрерывным ропотом плескались темно-синие волны".
Романтическое и реалистическое сочетаются в описаниях природы: "Луна тихо смотрела на беспокойную, но покорную ей стихию, и я мог различить при свете ее, далеко от берега, два корабля, которых черные снасти, подобно паутине, неподвижно рисовались на бледной черте небосклона. "Суда в пристани есть, – подумал я, – завтра отправляюсь в Геленджик"". Близкое романтикам описание морского пейзажа, озаренного луной, резко контрастирует с прозаическими мыслями Печорина. А.А.Мельникова считает, что эта фраза подчеркивает естественность пейзажа, но на наш взгляд, подобный контраст между внутреннем настроем главного героя и окружающей его природы свидетельствует о чуждости Печорина этому миру. М.Ю.Лермонтов подчеркивает, что море покорно луне, находящейся на небе. В данном случае нет антитезы "небо" – "море", наоборот, писатель показывает подвластность человеческой жизни, символом которой является море, воле небес. Таким образом, уже в "Тамани" мы видим предпосылки повести "Фаталист", замыкающей роман.
В этом жилище обитают странные люди: слепой мальчик, старуха, девушка
"ундина". Мальчик и ундина тесно связаны с морем. Эта стихия опасна, но не для них. Слепой не боится идти рядом с бушующим морем: "он шел так близко от воды, что казалось, сейчас волна его схватит и унесет", но море не причиняет ему вреда (позже его обидят его же друзья, но не море). Девушка тоже после неудачной попытки утопить Печорина выходит из воды целой и невредимой. Обитатели бедной хижины на морском берегу – почти что одно целое с водной стихией. Подвижность, живость "ундины" – напоминают движения волн в море.
Море благосклонно к контрабандистам, мирные корабли оно готово уничтожить: "Между тем луна начала одеваться тучами и на море поднялся туман; едва сквозь него светился фонарь на корме ближнего корабля; у берега сверкала пена валунов, ежеминутно грозящих его потопить". Морская стихия опасна, но ее угрозы не всегда приносят горе, уверенный в себе, сильный и мужественный может избежать беды и добиться своего.
В "Тамани" есть человек, покоривший стихию, – это Янко (возлюбленный "ундины"). Он не боится выходить в море во время бури: "Медленно поднимаясь на хребты волн, быстро спускаясь с них, приближалась к берегу лодка. Отважен был пловец, решившийся в такую ночь пуститься через пролив на расстояние двадцати верст, и важная должна быть причина, его к тому побудившая! Думая так, я с невольным биением сердца глядел на бедную лодку; но она, как утка, ныряла и потом, быстро взмахнув веслами, будто крыльями, выскакивала из пропасти среди брызгов пены…"
Ему "везде дорога, где только ветер дует и море шумит". Морской пейзаж помимо описания местности, где разворачивается действие "Тамани", способствует раскрытию образа отважного контрабандиста. Перед нами предстает храбрая, решительная личность, живущая, как и море, по своим собственным законам.
Море не только часть пейзажа. Море – это как бы окно в другой мир, мир контрабандистов, в котором можно найти "идеал вольной исполненной "тревог и битв" человеческой жизни" [Удодов, 1973, 494]. Поэтому-то море и не враждебно нарушителям закона. К лермонтовскому герою оно не столь благосклонно, оно почти губит его, так как Печорин чужд этому морю.
Морем убегают Янко и "ундина" из Тамани: "Янко сел в лодку, ветер дул от берега, они подняли маленький парус и быстро понеслись. Долго при свете месяца мелькал белый парус между темных волн; слепой все сидел на берегу, и вот мне послышалось что-то похожее на рыдания: слепой мальчик точно плакал, и долго, долго …" Перед нами предстает образ паруса. Но в "Тамани" он не противопоставлен образу моря. "Маленький белый парус", как и водная стихия, помогает беглецам. Подобное сочетание моря и паруса, не враждующих друг с другом, не было характерно для лирики М.Ю.Лермонтова. Образ моря в "Тамани" – символ мира людей, но людей, не настроенных пессимистично, вольных, любящих жизнь и готовых за нее бороться, таких, как Янко и "ундина". И образ паруса уже не символ одинокой, мятежной личности. Парус поднимают над своей лодкой двое влюбленных, парус помогает им нестись по "темным волнам". И мы приходим к парадоксальному выводу: в "Тамани" образ паруса символизирует любовь и свободу!
Мы вновь замечаем, что к образу паруса М.Ю.Лермонтов присоединяет эпитет "белый". Такой парус особенно четко выделяется на фоне "темных волн", но несмотря на этот цветовой контраст море и парус действуют заодно.
Отдельно следует рассмотреть песню, которую пела "ундина". В песне море проявляется как фольклорный образ. Девушка соотносит море с чем-то живым, способным поддаться на мольбу, ее обращение к морю напоминает заговор:
Стану морю кланяться
Я низехонько:
"Уж не тронь ты, злое море,
Мою лодочку…"
Но девушка вовсе не считает море "злым", этот эпитет скорее означает "буйное". И это море девушка просит не губить ее возлюбленного.
В это же время в сознании "ундины" море является символом свободы:
Как по вольной волюшке–
По зелену морю,
Ходят все кораблики
Белопарусники.
Попытка девушки заговорить море еще раз доказывает ее родство этой буйной стихии. С морем сочетается эпитет "зелено", в то время как в поэмах это был эпитет "синее". Троп "зелено" по отношению к морю в фольклоре упоминается реже, чем "синее", но по стилю "зелено" близко к народному творчеству. И вновь мы видим образ белых парусов, плавающих по морю. Паруса и водная стихия несут в себе значение свободы.
В тот же момент и Печорин созерцает море, но воспринимает он эту стихию совсем не так, как девушка: "Я завернулся в бурку и сел у забора на камень, поглядывая вдаль; предо мной тянулось ночною бурею взволнованное море, и однообразный шум его, подобный ропоту засыпающего города, напомнил мне старые годы, перенес мои мысли на север, в нашу холодную столицу". Ход мыслей Печорина прозаичен, он не умеет воспринимать море-жизнь как нечто волшебное, он насквозь отравлен скептицизмом, воспринимая жизнь как нечто "однообразное", лермонтовский герой не мог в ней не разочароваться. Воспоминание о Петербурге тоже говорит не в пользу Печорина. Море северной столицы когда-то разочаровало М.Ю.Лермонтова своей несвободой, своей серостью, закованной в гранит. Это море символизирует жизнь, которой жил Печорин, однообразно и скучно.
Во время ночного свидания с "ундиной" Печорин чуть не погиб. Перед тем, как сесть в лодку, лермонтовский герой наблюдал следующий пейзаж: "Месяц еще не вставал, и только две звездочки, как два спасительные маяка, сверкали на темно-синем своде. Тяжелые волны мерно и ровно катились одна за другой, едва приподымая одинокую лодку, причаленную к берегу". Мирная, спокойная картина природы резко контрастирует с событиями, которые должны вот-вот произойти в мире людей. Море противопоставлено небу, в море можно погибнуть, небо же, напротив, зажигает спасительные маяки, надеясь кого-нибудь спасти.
В повести "Тамань" мы выясняем, что Печорин не умеет плавать. Случайно ли это? И если нет, то что же обозначает данная черта? "Неумение плавать говорит о детской беспомощности и беззащитности Печорина перед водной стихией, одной из основных стихий мироздания. Если в бытовом мире … он всех побеждает, испытывая наслаждения в самой победе … то в мире бытия Печорин – ребенок, не умеющий плавать…" [Влащенко, 2000, 2].
Как же объяснить подобный парадокс? "Море – это символ жизни. Печорин в конкретной ситуации добрался до берега на лодке с помощью одного весла, но в "море жизни" без "веры в Бога" он, не умеющий "плавать", обречен на духовную гибель. Для него нет света, нет надежды, а вся жизнь оказывается "темной ночью" и "бунтующим морем", бездной, грозящей неизбежной смертью. И он не способен противостоять внутреннему злу, своим эгоистическим чувствам и страстям, среди которых доминирует страсть власти" [Влащенко, 2000, 2].
"Княжна Мери" – центральная часть "Журнала Печорина". В ней отразилось современное М.Ю.Лермонтову общество, царящие в нем нравы. Действие разворачивается на Кавказе, в Пятигорске и Кисловодске, там, где аристократическое общество собиралось для "лечения минеральными водами". Для "Княжны Мери" характерно яркое описание пейзажей, но это изображение гор. Однако в конце этой части М.Ю.Лермонтов возвращается к давно знакомому образу и заставляет своего героя записать в его дневнике: "Я как матрос, рожденный и выросший на палубе разбойничьего брига: его душа сжилась с бурями и битвами, и, выброшенный на берег, он скучает и томится как ни мани его тенистая роща, как ни свети ему мирное солнце; он ходит себе целый день по прибрежному песку, прислушивается к однообразному ропоту набегающих волн и всматривается в туманную даль: не мелькнет ли там на бледной черте, отделяющей синюю пучину от серых тучек, желанный парус, сначала подобный крылу морской чайки, но мало-помалу оделяющийся от пены валунов и ровным бегом приближающийся к пустынной пристани…"
Как точно отражено душевное состояние Печорина! "Лишенный возможности посвятить себя какой-либо одной цели, он тем не менее настойчиво и дерзко испытывает судьбу" [Удодов, 1973,456]. Разочарование в жизни, в людях, скука позволяют Печорину сравнить себя с выброшенным на берег корсаром. Индивидуализм лермонтовского героя, его неудовлетворенность окружающей действительностью заставляют Печорина думать, что он отброшен от жизни. Именно поэтому он пытается взять от жизни как можно больше. Он жадно вглядывается в жизнь, как матрос в море, он стремится к желанному парусу. И невольно мы задумываемся, а не о Печорине написал Лермонтов-поэт:
…А он, мятежный, просит бури,
Как будто в бурях есть покой.
Личность Печорина соотносима с образом паруса из одноименного стихотворения.
В последних строках "Княжны Мери" парус символизирует независимую и сильную личность, ее одиночество и неустанные поиски цели и смысла жизни. Парус может олицетворять мятежность человеческого духа в целом, его вечную неудовлетворенность и вечное стремление вперед. Образ моря же символизирует в данном случае не реальную человеческую жизнь, где каждый одинок, как в "Парусе", а, напротив, ту жизнь, к которой стремится главный герой, жизнь, полную бурь и борьбы, движения, шансов обрести свое счастье, которой противопоставлено одиночество на берегу. При этом Печорин совершенно забывает, что не умеет плавать.
Описывая этот пейзаж, Печорин не видел его реально, главному герою лермонтовского романа его рисовало воображение. Морской пейзаж реализует функцию раскрытия характера главного героя.
Исходя из выше сказанного, мы можем заключить, что в романах "Вадим" и "Княгиня Лиговская" образ моря служит для раскрытия внутреннего мира геров, для передачи их чувств и переживаний. Образ моря в данных произведениях – образ-троп, М.Ю.Лермонтов сравнивает с морской стихией души своих героев. Этот образ становится символом человеческой души – кипящей, мятежной у Вадима, взбудораженной от смятения чувств у Веры Лиговской. Писатель переносит по сходству значение образа моря на образ толпы, движения, порывы и колебания которой напоминают волнения морской стихии.
В "Вадиме" образ паруса имеет символическое значение. В сознании одной из героинь парус ассоциируется со свободой.
В романе "Герой нашего времени" образ моря встречается в двух повестях. В "Тамани" море – часть пейзажа. Описание природы воссоздает местность, в которой происходит действие романа. Морской пейзаж способствует раскрытию характеров действующих лиц, через призму восприятия природы героями отражается их мировоззрение. Помимо этого, образ моря является образом-символом. Морская стихия означает жизнь.
В "Тамани" образ паруса, поднятого над лодкой Янко и "ундины" символизирует свободу жить и любить.
В "Княжне Мери" морской пейзаж предстает лишь перед внутренним взором Печорина, способствуя раскрытию душевных порывов и стремлений лермонтовского героя. Образ моря в "Княжне Мери" символизирует бытие, в котором главный герой не умеет "плавать". Образ паруса в этой повести выступает как символ индивида, ищущего смысл жизни.
В целом в прозаических произведениях М.Ю.Лермонтова образы моря и паруса встречаются значительно реже, чем в поэзии, они вносят в творения писателя романтические мотивы.
Заключение
Образы моря и паруса встречаются во всем творчестве М.Ю.Лермонтова. Об их роли в наследии великого поэта и писателя написано немного. О творчестве М.Ю.Лермонтова рассуждали много, начиная с его современников и заканчивая исследователями наших дней; творчество гениального поэта и писателя подвергалось подробному анализу со стороны литературоведов. Все они внесли огромный вклад в изучение наследия М.Ю.Лермонтова. Образ моря в творчестве поэта и писателя более изучен, нежели образ паруса, об образе моря чаще упоминается в работах исследователей.
Образ моря в лирике М.Ю.Лермонтова в раннего периода его творчества довольно-таки востребован поэтом, морская стихия воспринимается юным поэтом как романтический идеал, но и в более позднем творчестве морской пейзаж близок поэту. В стихотворениях поэта образ моря выступает как символ. Значение этого образа разнообразно. В стихотворениях о любви море является символом страсти, показывает глубину и силу этого чувства. Во многих лирических произведениях эта буйная стихия символизирует человеческую жизнь, подчиненную року, судьбе, которую индивид либо воспринимает как должное, либо борется с ней. С образом моря сравнивается мир людей, человеческое общество. В лирике М.Ю.Лермонтова море может выступать как символ свободы.
В лирике поэта морской пейзаж передается субъективно. Описания природы помогают раскрыть внутренние переживания лирического героя.
В поэмах М.Ю.Лермонтова образ моря символизирует жизнь и свободу, смерть и страсть, человеческую судьбу. Морской пейзаж в поэмах не только изображает место действия, но и создает эмоциональный фон произведения.
В прозе М.Ю.Лермонтова морской пейзаж помимо реализации эстетической функции способствует раскрытию внутреннего мира героя, может быть контрастным событиям в мире людей. Морской пейзаж может лишь рисоваться воображением героя. В рассмотренных нами романах образ моря символизирует жизнь и свободу, с морской стихией сравнивается человеческая душа.
Образу моря М.Ю.Лермонтов нередко уподобляет другие явления действительности. Это может быть прямое сравнение, а может быть и перенос по сходству каких-либо признаков. В поэзии и прозе М.Ю.Лермонтова образ моря часто характеризуется эпитетом " синее".
В творчестве М.Ю.Лермонтова образу моря, символизирующему жизнь и движение, нередко противопоставляется образ статичного, неподвижного острова, гранитной скалы; подобная антитеза символизирует извечное противостояние жизни и смерти.
К образу паруса М.Ю.Лермонтова обращается реже. В наследии М.Ю.Лермонтова образ паруса может символизировать индивида в море бытия, суетность человеческой жизни, свободу. В романах и поэмах писателя к образу паруса часто присоединяется эпитет "белый".
В стихотворении "Парус" образ паруса противопоставлен образу моря, что символизирует противостояние индивида и жизни. В "Тамани", напротив, море и парус, под которым уплывают беглецы, не враждуют, а действуют заодно. В "Княжне Мери" парус тоже свободно движется по воде. Таким образом, мы понимаем, что море и парус в творчестве М.Ю.Лермонтова не всегда противостоят друг другу.
Итак, мы в своей работе изучили место и роль образов моря и паруса в творчестве М.Ю.Лермонтова, выявили их основные значения этих образов-символов в поэзии и прозе этого великого писателя.
Список использованной литературы
1. Лермонтов М.Ю. Сочинения в двух томах./ Сост. и комм. И. С. Чистовой. – М., 1990.
2. Андроников И. Лермонтов. Новые разыскания. "Советский писатель, 1948.
3. Белинский В.Г. Статьи о Пушкине, Лермонтове, Гоголе. – М., "Просвещение", 1973. – 272 с.
4. Влащенко В. Лермонтов в русской критике.// Приложение "Литература" – 2000 – №2 – с. 16–20.
5. Влащенко В. Почему Печорин не умеет плавать.// Приложение "Литература" – 2002 – №11 –с. 2–3.
6. Володин Э.Ф. "Парус" М.Ю.Лермонтова. Текст и контекст в анализе художественного произведения.// Литература в школе – 2000 – №2 – с. 16–20.
7. Коровин В.И. Творческий путь М.Ю.Лермонтова. – М., "Просвещение", 1973.
8. Литературный энциклопедический словарь/ Под общ. ред. В.М. Кожевникова, П.А. Николаева. Редкол.: Л.Г.Андреев, Н.И.Балашов, А.Г.Бочаров и др. – М.: Сов. энциклопедия, 1987. – 752 с.
9. М.Ю.Лермонтов в воспоминаниях современников. "Художественная литература", 1964.
10. Максимов Д.И. Поэзия Лермонтова. МоскваЛенинград, 1936.
11. Мельникова А.А. Пейзаж в художественном произведении: урок по роману М.Ю.Лермонтова "Герой нашего времени"// Литература в школе – 1995 – №2 – с. 78–79.
12. Наровчатов С. Лирика Лермонтова (заметки поэта), "Художественная литература", –М, 1964.
13. Нахапетов Б.А. Образ морской волны в поэзии М.Ю.Лермонтова// Литература в школе – 1999 – №7 – с. 16–20.
14. Овчинникова О. Романтизм и реализм в идейнохудожественном мире романа М.Ю.Лермонтова "Герой нашего времени"/ О.Овчинникова// Приложение "Литература" – 2006 –№13 – с. 30–37.
15. Отрощенко Е. Женщина и море: образ женщин в лирических стихотворениях Лермонтова.// Литература в школе – 1999 – №7 – с. 27–28.
16. Ревякин А.И. История русской литературы XIX в.: Первая половина. – М., 1985.
17. Роговер Е.С. Русская литература первой половины XIX в. – М., 2004.
18. Удодов Б.Т. М.Ю.Лермонтов. Художественная индивидуальность и творческие процессы. – Воронеж, 1973.
19. Уманская М.М. Лермонтов и романтизм его времени. – Ярославль, 1971.
20. Храмцова Р.А. Лекция №3. Анализ лирики М.Ю.Лермонтова (5 – 7 класс)/ Р.А.Храмцова// Приложение "Литература" – 2005 – №19 – с. 41–47.
21. Чекалин С.В. Лермонтов. Знакомясь с биографией поэта… – М.: Знание, 1991. – 256 с.
22. Щеблыкин И.П. Мир символов, пророчества и грез: "Этюды о Лермонтове"// Литература в школе – 2000 – №4 – с. 30–37.
23. Эйхенбаум Б.М. М.Ю.Лермонтов. – МоскваЛенинград, 1936.