Образы моря и паруса в творчестве М.Ю. Лермонтова
это некая сила природы, одушевленная и наделенная свойственными исключительно человеку чертами.Стихотворение "Памяти А.И.Одоевского" посвящено Александру Ивановичу Одоевскому, поэту-декабристу, другу М.Ю.Лермонтову. Образ моря связан с образом А.И.Одоевского. "Любил ты моря шум", – обращается к декабристу М.Ю.Лермонтов. В этом стихотворении поэт возвращается к своим юношеским, исключительно романтическим представлениям о море:
И мрачных гор зубчатые хребты…
И, вкруг твоей могилы неизвестной,
Все, чем при жизни радовался ты,
Судьба соединила так чудесно:
Немая степь синеет, и венцом
Серебряный Кавказ ее объемлет;
Над морем он, нахмурясь, тихо дремлет,
Как великан, склонившись над щитом,
Рассказам волн клокочущих внимая,
А море Черное шумит, не умолкая.
Море в этом стихотворении – идеальное обрамление для могилы поэта-романтика; именно море будет петь ему колыбельные песни. Через пейзаж лирический герой выражает тоску по умершему другу. В описываемом пейзаже соединились образы, присущие творчеству поэтов-романтиков.
Однако мы видим в этом стихотворении и лермонтовское восприятие моря как символа жизни: "И сердце бросил в море жизни шумной…" Волнения моря сравниваются с течением и суетой человеческого существования.
Стихотворение "Воздушный корабль" входит в наполеоновский цикл. Образ моря в этом стихотворении сменяется образом океана, что символизирует большую отдаленность Наполеона от его родины, нежели в предыдущих стихотворениях, причем отдаленность следует воспринимать не как реальное расстояние, а как мировоззренческое, как разницу в идеалах покойного Наполеона и населения Франции.
По синим волнам океана,
Лишь звезды блеснут в небесах,
Корабль одинокий несется,
Несется на всех парусах.
Мы вновь сталкиваемся с образом паруса. Парус способен дать мертвецу возможность двигаться, но лишь раз в год, и лишь на берег Франции. Образ корабля, несущегося "на всех парусах", символизирует суетность, цикличность жизни людей. В данном стихотворении парус – не символ мятежной души, а один из ее мучителей.
В стихотворении "Последние новоселье" мы вновь сталкиваемся с образом Наполеона. М.Ю.Лермонтов бросает упрек обществу Франции, сначала изменившему Наполеону "как женщина", а затем возвратившему на Родину его прах. Поэт рисует нам судьбу великого изгнанника, сначала победы, потом поражения, а потом:
И на чужой скале, за синими морями,
Забытый, он угас один…
М.Ю.Лермонтова возмущает, что дух изгнанника может вознегодовать, увидев новую гробницу. Таким образом, если раньше море в наполеоновском цикле символизировало жизнь, от которой был отделен Наполеон, то в "Последнем новоселье" образ моря становится символом границы, которая отгородила Наполеона от предавших его.
В стихотворении "<Графине Ростопчиной>" лирический герой в первой строфе говорит о своем отношении к любимой. В данном произведении во второй строфе мы вновь встречаем образ моря:
Так две волны несутся дружно
Случайной, вольную четой
В пустыне моря голубой…
Образ моря символизирует человеческую жизнь, в которой случайно встречаются и расстаются люди.
В стихотворении "Листок" соре вновь является символом человеческой жизни, по которой блуждает одинокий "дубовый листок", оторванный "от ветки родимой", пригнанный бурей из степей. Листок "пылен и желт", и цветущая чинара, к которой благоволит судьба и "корни … умывает холодное море", отказывается принять странника.
"Морская царевна" – стихотворение, в котором в последний раз возникает образ моря. Море – среда обитания Морской царевны, из которой она была вырвана и из-за этого обречена на смерть. В этом стихотворении царевич посягнул на стихию, этого ему уже не забыть. В "Морской царевне" море – символ жизни, с которой впервые пытался бороться человек. Море также может являться символом волшебного. "В "Морской царевне" (1841) чудо манит человека в свою стихию. Оно не желает ему зла, напротив… "Синие очи любовью горят…" Но человек знает, чем грозит ему это страшное счастье" [Наровчатов, 1964, 104]. Море – это иной мир, в котором своя жизнь, свои законы. Этому миру противопоставлен мир людей.
В 18321841 годах образы моря и паруса в лирике поэта встречаются значительно реже, нежели в юношеском периоде творчества. Это можно объяснить постепенным уходом М.Ю.Лермонтова от романтизма к реализму, однако романтические мотивы пронизывают все творчество поэта.
1.4 Образы моря и паруса в поэмах М.Ю.Лермонтова
"Поэмы занимают в творчестве Лермонтова не меньшее по сравнению с лирикой место. Всего Лермонтовым было написано 30 поэм. Некоторые из них не окончены, мотивы других переселились в новые произведения. Наиболее интенсивно разработка жанра поэмы осуществлялась в раннем творчестве, но подлинные удачи пришли к Лермонтову позднее. <…> Лермонтовская поэма имеет глубокие связи с декабристской и байронической поэмой, с пушкинской шутливо-иронической поэмой, на лермонтовской поэме лежит отпечаток новых, реалистических тенденций, сказывающихся в тяготении к повествовательному стилю, к повести или роману в стихах" [Коровин, 1973, 149]. Как и в лирике М.Ю.Лермонтова, в его поэмах образы моря и паруса занимают важное место.
Уже в созданной в 1828 году под впечатлением пушкинских "Братьевразбойников" поэме "Корсар" мы находим образы моря и паруса. Казалось бы, в поэме, посвященной пирату, море должно быть лишь фоном, на котором происходят события, пейзажем, а паруса лишь снасти корабля, но у М.Ю.Лермонтова это не так.
После смерти брата, единственного близкого человека, главный герой бежит из родного края. И куда? В Грецию.
Уж море синее, блестя
Под солнцем пламенным Востока,
Как шум нагорного потока,
Обрадовало вдруг меня…
Но как спастися нам от рока!
Я здесь нашел, здесь погубил
Почти все то, что я любил.
Море становится символом жизни, освещенное солнцем, оно дарит надежду. Но море здесь также символ рока, от которого не уйти. Море – арена, на которой разыгрываются страсти. Будущий корсар пока не знает, что его ждет. Море для него – символ предстоящих радостей, именно поэтому оно видится главному герою блестящим "под солнцем".
Где Геллеспонт седой, широкий,
Плеская волнами, шумит
Покрытый лесом, одинокий,
Афос задумчивый стоит.
Венчанный грозными скалами,
Как неприступными стенами
Он окружен. Ни быстрых волн,
Ни свиста ветров не боится.
Беда тому, чей бренный челн
Порывом их к нему домчится.
Его высокое чело
Травой и мохом заросло.
Между стремнин, между кустами,
Изрезан узкими тропами,
С востока ряд зубчатых гор
К подошве тянутся Афоса,
И башни гордого Лемоса
Встречает удивлений взор…
Порою корабли водами
На быстрых белых парусах
Летали между островами,
Как бы на лебедя крылах.
Геллеспонт – это древнегреческое название Дарданелльского пролива, но М.Ю.Лермонтов назвал этим словом северную часть Эгейского моря. Эпитет "седой" показывает нам, что волны покрыты пеной. Афос (гора Афон) противопоставлен морю и кораблям как жизнь и смерть. Афос способен погубить "бренный бренный челн", но "корабли … на быстрых белых парусах" презирают опасность; море для них – жизнь. Образ паруса здесь – символ человека, идущего по жизни легко, способного всего добиться. Помимо символического значения пейзаж осуществляет свою эстетическую функцию, воспроизводит природу в художественных образах, в словах, красках.
Влиться в жизнь мечтает главный герой поэмы, он хочет "плыть в морях широких", желал "Пленить, рубить, в морях летать…" Ведь для "шайки удалой" море – союзник, который всегда поможет убежать: "Барка … была готова для побега". Пытаясь окунуться в жизнь, полную страстей, главный герой уходит с корсарами в море. Жизнь опьяняет его.
Как весело водам предаться,
Друзья мои, в морях летать…
Но и разочаровывает. Благоволение судьбы уже не радует корсара.
Потом мы часто в корабли
Опять садились, в быстры волны
С отважной дерзостью текли,
Какой-то гордостью полны.
Мы правы были: дом царей
Не так велик, как зыбь морей.
Образ моря сравнивается с царским жилищем, причем "зыбь морей" несравненно больше. Существование пиратов сравнимо с волнениями моря, такое же стремительное, шумное Корсары и волны становятся как бы одной стихией. Но человек не должен быть холодной волной. Море-жизнь не может всегда быть благосклонным. И начинается буря.
Надулись волны, море плещет
И молния во мраке блещет.
Но наших храбрых удальцов
Ничто б тогда не испугало,
И море синее стонало
От резких корабля следов.
Шипящей пенною белеет
Корабль. Вдруг рвется к небесам
Волна, качается, чернеет
И возвращается волнам.
Нам в оном ужасе казалось,
Что море в ярости своей
С пределами небес сражалось…
Морской пейзаж усиливает эмоциональное звучание поэмы. Конфликт в природе предсказывает будущий конфликт внутри корсара. Бушующее море – символ надвигающейся страсти. Корсары спасают терпящих бедствие людей, среди которых "гречанка молодая". С тех пор, как главный герой ее увидел, он, "как выброшенный на берег корабль", "омертвел", "окаменел". Море привело его к опустошению. Пиратам казалось, что море борется с небом, что символизирует борьбу человека с самим собой. Помимо способности сражаться море наделено и другими свойствами людей: стонать, быть в ярости. Образ моря выступает в поэме как действующее лицо, сопровождает человека и взаимодействует с ним.
В поэме "Джюлио" (1830 год), которую автор назвал повестью, уже в первой строфе мы сталкиваемся с образом паруса. "Бегущий белый парус рыбака" почти не виден с высоты скал. Свободный парус противопоставлен руднику, в котором Джюлио как бы похоронил себя заживо, спрятавшись от жизни.
Затем перед нами предстает судьба главного героя:
…Где любят моря синие валы
Баюкать тень береговой скалы…
Вблизи Неаполя мой пышный дом
Белеется на берегу морском…
Пейзаж вырисовывает перед читателем Родину главного героя. Море – символ жизни, тихой любви; дом, а, значит, и место Джюлио были там. Но Джюлио этого было мало. Он уходит от любящей его Лоры, из родного города в поисках новых ощущений. Главный герой приезжает в Венецию, стоящую на воде, где вечный карнавал. Карнавал – символ лицемерия. Огни города, веселье, всю жизнь людей здесь отражает море. Образ моря – образ зеркала, в которое общество не хочет взглянуть. Но вот Джюлио встречает Мелину. Вспыхивает любовь:
…Далеко в море, светлая волна,
Играющим лучом пробуждена…
Образ моря – символ любви, новой и страстной. Эту любовь пробуждает солнечный луч. Но и любовь предает Джюлио. Поэтому он и бежит от жизни, от моря.
Поэма "Исповедь" предположительно написана во второй половине 1831 года. В ней повествуется о молодом человеке, приговоренном к казни. Пришедшему к нему монаху он пытается "душу … рассказать". Юноша пытается отстоять свое право на любовь. И как только возникает образ страсти, появляется и образ моря:
Когда над бездною морской
Свирепой бури слышен вой
И гром гремит по небесам,
Вели не трогаться волнам
И сердцу бурному вели
Не слушать голоса любви!..
Образ моря в этой поэме – символ страсти, как не возможно остановить волны, так не мыслимо остановить порывы сердца. Параллелизм образа моря и образа любви показывает их родственную природу.
В поэме "Последний сын вольности" (вторая половина 1830 – первая половина 1831 года) мы уже во второй строке читаем:
…Летучий парус рыбака
Над волнами славянских рек!
Образ паруса – символ свободного человека, символ вольности, которую потеряли славяне. "Кривичи, славяне, весь и чудь" когда-то отправили "послов за море синее", чтобы позвать "князей варяжских стран". Море в "Песне Ингелота" символизирует различие между варяжской и славянской культурами. Князья обещают не вести за собой дружины.
Но с зарей блеснуло множество
Острых копий, белых парусов
Сквозь синеющий туман морской!..
Используя метонимию, М.Ю.Лермонтов переносит по смежности значение "люди" на паруса, под которыми эти люди плывут. Образ белых парусов – образ свободных индивидов, порабощающих других людей. Но не все приняли порабощение, некоторые решили уйти:
Сегодня с этих берегов
В ладью вступило семь бойцов:
Один старик, шесть молодых!
Вадим отважный был меж них.
И белый парус понесло
Порывом ветра, и весло
Ударилось о синий вал.
И в той ладье Вадим стоял
Между изгнанников-друзей,
Подобный призраку морей!
И море, и парус выступают здесь символами свободы, вольности. Изгнанники отдались в руки судьбы, как парус "порыву ветра". Пейзаж помогает читателям понять душевное состояние "семи бойцов", неспокойное море отражает тревогу изгнанников.
Но в сердце Вадима "любви есть место". И образ моря соотносится с образом любви. Море – символ страстной любви.
Как моря вид, как вид степей,
Любовь дика в стране моей…
Сравнивая любовь Вадима с морем, М.Ю.Лермонтов показывает не только масштабы этого чувства, но и его силу, порывистость.
Леда, возлюбленная Вадима, была обесчещена Руриком и погибла. Вернувшийся на Родину Вадим находит ее мертвое тело. Для сурового и дикого славянина было все потеряно. Он вызывает Рурика на бой:
Кипя, с оружием своим,
На князя кинулся Вадим;
Так над пучиной бурных вод
На легкий челн бежит волна –
И сразу лодку разобьет
Или сама раздроблена.
М.Ю.Лермонтов сравнивает битву двух витязей с вечной борьбой волны и лодки, вечной борьбой индивида и его судьбы. Последний сын вольности гибнет в битве, "пучина бурных вод" побеждает.
Образ паруса в "Последнем сыне вольности" дважды употребляется с эпитетом "белый", один раз – с эпитетом "летучий".
Поэма "Ангел смерти" (1831 год) отнесена автором к жанру повести. Главный герой повести, юный Зораим, жил в пещере, находившейся на высоком холме, который "вдался в море". Холм – символ статичности среди движения, образ моря – символ бурлящей жизни. Море и холм противопоставлены друг другу как движение и неподвижность. С Зораимом была его возлюбленная, Ада. Девушка погибла, но Ангел смерти, пожалев юношу, вселился в ее тело. У влюбленных друг в друга молодых людей все было хорошо, но Зораима более не удовлетворяла спокойная жизнь:
Однажды на скале прибрежной,
Внимая плеск волны морской,
Задумчив, рядом с Адой нежной,
Сидел изгнанник молодой.
Лучи вечерние златили
Широкий синий океан
И видно было сквозь туман,
Как паруса вдали бродили.
Пейзаж отражает состояние главного героя. Отгородившейся от жизни Зораим видит проявления этой жизни и стремится к ней. Вновь мы видим образ паруса. Далекий парус символизирует здесь свободную личность, способную на подвиги; именно таким хочет быть Зораим. Море – символ бурлящей жизни, куда стремится юноша. Зораим идет за мечтой, бросив Аду, и погибает.
В написанной в 1832 году поэме "ИзмаилБей" образ моря встречается три Раза, несмотря на то, что действие происходит в горах. Первый – в восемнадцатой строфе второй части:
Так, древле, в море кинул царь алмаз,
Но гордый камень в свой урочный час
Ему обратно отдан был волнами!"
Образ моря является в этом фрагменте символом судьбы, которой в равной степени подчинены и древний царь, и ИзмаилБей. В этой же строфе море становится "морем бед". В первой строфе третьей части образ моря рисуется как подтверждение могущества славянских народов:
"Какие степи, горы и моря
Оружию славян сопротивлялись?
Здесь, несомненно, метонимия: имеются ввиду не сами "степи, горы и моря", а народы, живущие там. Образ моря в этих строках символизирует покоренный народ. В третий раз образ моря возникает в конце последней части. Лицо Измаила сравнивается с "глубиной морей", куда никто не проникнет. Море – символ тайны.
В поэме "Хаджи Арбек" (18331834 годы) облако сопоставляется с парусом розовым. Подобное сравнение показывает не только сходство формы облака с формой паруса, но и похожесть неба с морем:
В ущелье облако проснулось,
Как парус розовый, надулось
И понеслось по вышине.
Эпитет "розовый" в творчестве М.Ю.Лермонтова необычен в сочетании с образом паруса.
В поэме "Боярин Орша" (18351836 года) образ моря мы встречаем лишь однажды, когда в рассказываемой Соколом сказке царь велит свою дочь и конюха засмолить в бочку "И в сине море укатить…" Образ моря становится символом неминуемой смерти.
В поэме "Демон", над которой М.Ю.Лермонтов работал много лет, в последней варианте встречается образ "поврежденной" ладьи "без парусов и без руля", которая "плывет, не зная назначения". Демон сравнивает себя с этой ладьей. Образ паруса в данном случае – символ жизненных и моральных принципов и нравственных ценностей, которых лишен падший ангел.
В другой редакции "Демона", датированной 1831 годом образ моря встречается гораздо чаще. М.Ю.Лермонтов переносит действие на побережье:
Однажды, вечером, меж скал
И над седой равниной моря,
Без дум, без радости, без горя,
Беглец Эдема пролетал…
Море символизирует страсть демона к молодой монахине. Сначала девушка была чиста мыслями. В ее песне возникает образ паруса:
Как парус над бездной морской,
Как под вечер златая звезда,
Явился мне ангел святой –
Не забуду его никогда.
Образ паруса в этой песне символизирует мимолетность. Парус сравнивается с явлением ангела. Но образ моря в "Демоне" не только символ страсти "беглеца Эдема", но и символ окруживших молодую монахиню мук, искушений и страстей:
И море пенится и злится,
И сильно плещет и шумит,
Когда волнами устремится
Обнять береговой гранит:
Он вдался в море одиноко,
На нем чернеет крест высокий.
Всегда скалой отражена,
Покрыта пылью белоснежной,
Теснится у волны волна,
И слышен ропот их мятежный,
И удаляются толпой,
Другим предоставляя бой.
Так М.Ю.Лермонтов изображает могилу девушки. Даже погибнув, монахиня не обрела покоя. Пейзаж отражает душевное состояние героини. По сути, молодая монахиня боролась с самой собой: часть ее души стремилась к ангельскому, часть – к демоническому. "Береговой гранит", отождествляющийся с нравственными убеждениями монахини, противопоставлен морю страстей, которое "пенится и злится", "сильно плещет и шумит"; одна за другой волны волныискушения атакуют скалу; поэтому душа девушки никогда не обретет покоя.
Позднее М.Ю.Лермонтов изменил концовку поэмы, в окончательном варианте Тамара обрела вечный покой в раю. Образ моря не мыслился поэтом сопоставимым со спокойствием, поэтому данный эпизод не был включен в окончательный вариант.
Образы моря и паруса наиболее часто встречаются в ранних поэмах М.Ю.Лермонтова, а в более поздних – их практически нет. Образ моря поэт часто изображает бушующим, во многих поэмах море соотносится с эпитетом "синий", характерным для фольклора.
Образ моря в поэзии М.Ю.Лермонтова встречается очень часто, особенно в ранний период его творчества. В стихотворениях поэта, написанных как в ранний, юношеский период, так ив более зрелой лирике образ моря символизирует жизнь, судьбу, как, например, в "Желании" ("Отворите мне темницу…") или "Памяти А.И. Достоевского ", иногда эта уже уходящая жизнь, как в "Челноке", в некоторых стихотворениях это борьба с судьбой. Во многих стихотворениях любовной тематики море является символом страсти, например, в "Балладе", "Сонете" и многих других. Иногда образ моря – символ человеческого общества, как в стихотворении "Люди волны", думе "Наполеон". В лирике М.Ю.Лермонтова море одновременно является и символом свободы ("Желание") и несвободы ("Примите дивное посланье…").
Образ паруса появляется в лирике М.Ю.Лермонтова гораздо реже, чем образ моря. Парус символизирует индивида в море жизни ("Парус"). Образ паруса может отражать и суетность человеческого бытия ("Воздушный корабль"). Парус может символизировать не самого индивида, а лишь его возможность пуститься в путешествие по морю жизни ("Желание"). В стихотворении "Парус" образы моря и паруса символизируют борьбу индивида с судьбой.
В поэмах М.Ю.Лермонтова образы моря и паруса имеют похожее значение. Образ моря, к которому поэт обращался гораздо чаще, чем к образу паруса, является символом судьбы человека в поэмах "Корсар", "ИзмаилБей", имеет значение "жизнь" в "Ангеле смерти" и "Джюлио", символизирует свободу и страсть в "Последнем сыне вольности", Является символом смерти и страсти в "Демоне".
Образ паруса в поэмах М.Ю.Лермонтова символизирует мимолетность, свободу, даже самого человека.
Следовательно, к образам-символам моря и паруса М.Ю.Лермонтов обращался в течение всего своего поэтического пути. Роль этих романтических образов велика, их символическое значение разнообразно, но чаще образ моря – символ бытия, а образ паруса – символ индивида. Наиболее ярко мотив борьбы моря и паруса проявился в стихотворении "Парус".
Глава 2. Образы моря и паруса
в прозе М.Ю.Лермонтова
2.1 Образы моря и паруса в романах М.Ю.Лермонтова "Вадим" и "Княгиня Лиговская"
Не только лирике М.Ю.Лермонтова были присущи образы моря и паруса. Встречаем мы их и в романах писателя, как неоконченных, юношеских, так и в венце прозаического творчества М.Ю.Лермонтова – романе "Герой нашего времени".
В прозе М.Ю.Лермонтова тесно переплелись романтические мотивы и реализм. Образы моря и паруса более тяготеют к романтизму. "Романтизм М.Ю.Лермонтова звал людей "вперед и выше", раскрывал красоту и величие мира, искал гармонии, не достававшей обществу, в "гармонии вселенной, в симфонии стихийных сил мироздания, в музыке сфер, утверждал причастность человека жизни, природы. Взгляд романтика устремлен поверх всего будничного, обыденного, повседневного в заоблачные дали, к звездному небу. Он погружает взор в глубины моря, ловит отражения неба – в море и моря – в небе ( Жуковский, Тютчев), измеряет неведомые дали и недоступные горизонты, возносится в к выси гор" [Уманская, 1971,118].
Образы моря и паруса мы замечаем на страницах неоконченного юношеского романа "Вадим". "Работа над "Вадимом" датируется довольно широко и неопределенно: 18321834 гг." [Удодов, 1973, 156]. Следовательно, М.Ю.Лермонтов уже видел море своими глазами, и знал не только по произведениям поэтов-романтиков, но в "Вадиме" образ моря еще является романтическим символом. Это подтверждает и тот факт, что действие романа разворачивается в Пензенской губернии, где нет реального, настоящего моря, образ этой стихии появляется вместе с одним из героев.
"Рукопись незаконченного юношеского романа "Вадим" представляет собою, вероятнее всего, черновой вариант, так и не доведенный поэтом до завершения. Роман писался, чувствуется, по довольно тщательно разработанному плану, детализировавшемуся, но не подвергавшемуся сколько-нибудь значительным изменениям в процессе написания. Поэт не стремился тут к окончательной стилистической завершенности текста. Тем характернее его настойчивая работа над точностью и выразительностью языка" [Удодов, 1973,156]. Значит, малейшее упоминания моря или паруса не случайны. Рассмотрим их и выясним, каково их символическое значение.
Образ паруса в романе "Вадим" встречается лишь однажды, в пятой главе: "… сидя за работой, Ольга часто забывала свое шитье и наблюдала синие странствующие воды и барки с белыми парусами и разноцветными флюгерами. Там люди вольны, счастливы!"
"Белые паруса" становятся символом свободы, которой, по сути, была лишена Ольга. Девушка завидует людям, которые "каждый день видят новый берег – и новые надежды!" Для Ольги "белые паруса" олицетворяли свободу жить, как хочется, любить, надеяться, абсолютную свободу личности.
"Парус" сочетается с эпитетом "белый", что было характерно и для поэзии М.Ю.Лермонтова. Помимо символического, парус имеет и прямое значение "снасть корабля". Пейзаж помогает лучше понять личность Ольги, отражает ее стремления к свободе и счастью.
Образ моря встречается в романе "Вадим" значительно чаще. Именно морю главный герой уподобляет свою душу. Он говорит Ольге: "… Перед тобой я могу обнажить странную душу мою: ты не слабый челнок, не способный переплыть это море, волны и бури его тебя не испугают; ты рождена посреди этой стихии; ты не утонешь в ее бесконечности!.."
Бунтующая, демоническая душа Вадима действительно подобна волнующемуся морю; порывы души главного героя родственны морским волнам в бурю, а глубина чувств Вадима может быть равна морским глубинам, "бесконечности" морской стихии. Главный герой романа был полон ненависти, как море воды. Желание отомстить за отца вызывало в его душе бурю. Ольга – кровная сестра Вадима, и он считал душу девушки родственной себе. В этом фрагменте романа море – символ бунтующей души.
Образ моря подчеркивает и "непоколебимую" железную волю Вадима: "Так неугомонная волна день и ночь без устали хлещет и лижет гранитный берег: то старается вспрыгнуть на него, то снизу подмыть и опрокинуть; долго она трудится напрасно, каждый раз отброшена в дальнее море … но ничто ее не может успокоить: и вот проходят годы, и подмытая скала срывается с берега и с гулом погружается в бездну, и радостные волны пляшут и шумят над ее могилой".
Так и Вадим был готов идти к своей цели без остановок, преодолевая преграды, падая и вновь поднимаясь, не боясь, что "слишком дорого купит победу". Образ моря в этом эпизоде имеет не прямое значение, а переносное, он используется писателем, чтобы лучше раскрыть образ Вадима. Море является символом железной воли.
Соприкосновение с душой Вадима отравляет все чистое и светлое: "… цветы не растут посреди бунтующего моря; где есть демон, там нет бога…" Море и цветы противопоставлены друг другу как извечно противоположны демон и бог. И в этой антитезе цветы – символ ангельского, а море – демонического.
С морем в "Вадиме" М.Ю.Лермонтов сравнивает толпу: "Перед Вадимом было волнующееся море голов…" Движение людей смотрящему сверху Вадиму напомнило, видимо, морские волны, значение переносится по сходству.
И еще один пример: "Вдруг толпа раздалась, расхлынулась, как некогда море, тронутое жезлом Моисея…" В библейском мифе Моисей заставил воды расступиться. Толпа раздвинулась, давая дорогу Вадиму, как волны по желанию Моисея. Толпа напрямую сравнивается с морем. В данных фрагментах море – символ толпы.
С морем сравнивает писатель человеческое равнодушие: "… что такое две страсти в целом море равнодушия?" Мера этой эмоции равна по количеству морю. Значение переносится по сходству признаков "очень много".
В романе "Вадим" образ моря не реализует своего прямого значения "пейзаж". Море, сочетаясь с другими компонентами, входит в состав сравнения и метафоры. Образ моря также является символом.
В переносном же значении М.Ю.Лермонтов упоминает море в незаконченном романе "Княгиня Лиговская", в котором писатель хотел изобразить жизнь петербургского общества 1830х годов. В этом романе наблюдаются предпосылки более зрелого романа "Герой нашего времени", в который перекочевали некоторые герои "Княгини Лиговской".
В первом случае образ моря соотносится с женскими эмоциями: "По временам она еще всхлипывала, и грудь ее подымалась высоко, но это были последние волны, забытые на гладком море пролетавшим ураганом". Не мог же такой писатель как М.Ю.Лермонтов сравнить с морем лишь колебания женской груди?! Нет, здесь смысл глубже, буря на море сравнивается с бурей в душе Веры, где "досада, радость,