Образы моря и паруса в творчестве М.Ю. Лермонтова
Федеральное агентство по образованию
ГОУ ВПО Тульский Государственный Педагогический Университет
Имени Л.Н.Толстого
Кафедра литературы.
Курсовая работа на тему:
Образы моря и паруса в творчестве М.Ю.Лермонтова
Выполнила: студентка факультета
русской филологии
3 курса группы Г
Махонина Е.Н.
Научный руководитель: ст. преп. Миронова Г.С.
Тула2007
Содержание
Введение
Глава 1. Образы моря и паруса в поэзии М.Ю.Лермонтова
1.1 Образы моря и паруса в лирике М.Ю.Лермонтова 18281832 гг.
1.2 Образы моря и паруса в стихотворении М.Ю.Лермонтова "Парус"
1.3 Образы моря и паруса в лирике М.Ю.Лермонтова 18321841 гг.
1.4 Образы моря и паруса в поэмах М.Ю.Лермонтова
Глава 2. Образы моря и паруса в прозе М.Ю.Лермонтова
2.1 Образы моря и паруса в романах М.Ю.Лермонтова "Вадим" и "Княгиня Лиговская"
2.2 Образы моря и паруса в романе М.Ю.Лермонтова "Герой нашего времени"
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Творчество М.Ю.Лермонтова никогда не переставало удивлять читателей. В наследии великого поэта и писателя каждый находит что-то близкое сердцу, что-то соответствующее душевному состоянию читателя. Творчество М.Ю.Лермонтова исследовалось многими литературоведами и историками литературы.
Целью данной курсовой работы является изучение того, каковы место и роль образов моря и паруса в творчестве М.Ю.Лермонтова, каково их символическое значение. Целью определяются следующие задачи:
1) Изучить и проанализировать литературу по исследуемой теме.
2) Проанализировать, какое значение образы-символы моря и паруса имеют в прозе М.Ю.Лермонтова.
3) Рассмотреть, как реализуются эти образы в лирике поэта.
Исследование творчества великого поэта и писателя актуально как в настоящее время, так будет актуально и в будущем. По каким же причинам? Во-первых, наследие М.Ю.Лермонтова достаточно широко изучается в школе, поэтому каждое исследование, вносящее что-нибудь новое в наше знание о творчестве М.Ю.Лермонтова, духовно обогащает поколения, идущие нам на смену.
Во-вторых, романтические мотивы в творчестве М.Ю.Лермонтова сходны с мотивами современной поэзии, следовательно, изучение творчества этого великого человека помогает нам понять современное состояние литературы.
В-третьих, творчество М.Ю.Лермонтова наиболее сильно воспринимается подростками и молодыми парнями и девушками, находит сильнейший отклик в их сердцах, значит, изучая поэзию и прозу этого великого литератора, мы сможем понять, чем живет современная молодежь.
Новизна данного исследования заключается в том, что образы моря и паруса в поэзии и прозе М.Ю.Лермонтова в целом не исследовались. Анализировалось стихотворение "Парус", но в большинстве случаев это был анализ морского пейзажа, либо анализ композиции стихотворения. Образы моря исследовались не в связи с образом паруса, а в связи с образом волн, либо в связи с женскими образами.
Основой большинства работ, посвященных анализу лермонтовских произведений, является исследование социальных, гражданских мотивов в творчестве М.Ю.Лермонтова, истории создания произведений, художественного метода произведений, художественных средств, которые использовал поэт и писатель, тем поэта и поэзии, любви. В то же время все эти работы нельзя недооценивать, большинство их авторов внесло огромный, неоценимый вклад как в пополнение наших знаний о М.Ю.Лермонтове и его творчестве, так и в литературоведение в целом. Авторы подобных работ просто не ставили себе задачу исследовать образы моря и паруса в творчестве М.Ю.Лермонтова, однако в большинстве работ эта тема так или иначе затрагивалась их авторами.
В.Г.Белинский был одним из первых, кто заметил поэтический, а затем и писательский талант М.Ю.Лермонтова, о котором он написал две статьи: о стихотворениях поэта и о его знаменитом романе "Герой нашего времени". Статьи В.Г.Белинского отражают особенности многих созданных М.Ю.Лермонтовым образов, большое внимание уделяется теме поэта и поэзии, гражданским мотивам, исследуются и художественные средства, используемые поэтом и писателем. Работы В.Г.Белинского написаны простым, каждому понятным языком, поэтому пользоваться ими может и литературовед, и обыкновений школьник.
В статье Б.А.Нахапетова "Образ морской волны в поэзии М.Ю.Лермонтова" рассматривается не столько образ в целом, сколько морской пейзаж, в том числе и образ моря и паруса.
Э.Ф.Володин в своей статье "Парус" М.Ю.Лермонтова. Текст и контекст в анализе художественного произведения" не только подробно анализирует стихотворение "Парус", но и прослеживает предпосылки появления этого стихотворения в написанных ранее произведениях.
Статья "Женщина и море" Е.Отрощенко отражает взаимосвязь в лирике М.Ю.Лермонтова женских образов и образа моря. Следует отметить также, что Е.Отрощенко исследует не только образ моря, но и реки, волн, воды в целом. Можно ли сделать вывод, что образ моря иногда возникает из образов воды и волн? Да, но не всегда. В данном случае следует исходить из контекста или истории создания рассматриваемого произведения, чтобы определить: перед нами образ моря или образ реки, а затем, исходя из контекста, анализировать и все произведение.
Достаточно подробно творчество М.Ю.Лермонтова исследовал В.И.Коровин в книге "Творческий путь М.Ю.Лермонтова", в которой можно найти как анализ произведений поэта и писателя, так и историю их создания. В.И.Коровин изучал лирику и поэмы М.Ю.Лермонтова.
Анализ стихотворения "Парус" и других лирических произведений поэта можно обнаружить в книге В.Т.Удодова "М.Ю.Лермонтов", в ней же очень подробно рассмотрен роман "Герой нашего времени". Здесь же мы можем найти историю написания многих произведений поэта и писателя.
В книге Д.И.Максимова "Поэзия Лермонтова" рассматриваются и анализируются особенности лермонтовских стихотворений и поэм. В совокупности описанные выше книги могут помочь нам при изучении и исследовании образов моря и паруса в творчестве М.Ю.Лермонтова.
Произведения о жизненном пути М.Ю.Лермонтова, воспоминания о поэте и писателе его современников погружают нас в особенности окружения этой яркой, талантливой личности, отражают социальную среду, в которой жил М.Ю.Лермонтов, что способствует нашему пониманию своеобразия лермонтовского творчества, а так же отражают предысторию многих произведений поэта и писателя. В этих же книгах мы находим объяснение появлению многих мотивов, пронизывающих творчество М.Ю.Лермонтова.
Структура работы: курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы. В первой главе рассматривается поэзия М.Ю.Лермонтова. Во второй главе – проза писателя. Первая глава в свою очередь подразделяется на четыре пункта, отдельно рассматривается лирика 19281932 годов и лирика 18321841 годов, особо рассматривается стихотворение "Парус"; в последнем пункте анализируются поэмы. Вторая глава разделена на два пункта, в первом исследуется роль образов моря и паруса в романах "Вадим" и "Княгиня Лиговская", во втором – в романе "Герой нашего времени".
В творчестве М.Ю.Лермонтова сочетаются два художественных метода: реализм и романтизм. Юношеские произведения поэта и писателя тяготеют к романтизму.
Романтизм – одно из крупнейших направлений в европейской и американской литературе конца XVIII века – первой половины XIX века. Пафос романтизма связан с полной свободой личности, эта личность окружена враждебной действительности.
Романтизм в России зародился под влиянием подъема национального сознания после победы в Отечественной войне 1812 года, появлением революционности некоторых представителей дворянского сословия. Творчество русских поэтов-романтиков пронизано пафосом гражданского служения, свободолюбия и борьбы.
В творчестве М.Ю.Лермонтова сочетаются два художественных метода: реализм и романтизм. Юношеские произведения поэта и писателя тяготеют к романтизму.
Море – часть пейзажа. "Пейзаж в литературе ( от франц. рaysage, от pays – страна, местность), один из содержат. и композиц. компонентов худож. произв.: описание природы, шире – любого незамкнутого пространства внешнего мира" [Литературный энциклопедический словарь, 1987, 272].
В художественном произведении пейзаж может раскрывать характер и внутренний мир героя, может отражать его мировоззрения, пейзаж может быть созвучен с настроением героя или контрастен ему. Иногда в пейзаже раскрывается авторская позиция, его отношение к персонажам. Часто пейзаж создает эмоциональный фон, на котором происходят события. Пейзаж может выступать как часть социальной или национальной действительности, отражать особенности быта народа, национальное своеобразие в изображении природы. Иногда природа изображается как живое существо, способное помнить, мыслить, страдать, сопереживать, взаимодействовать с людьми. Природа является одним из средств развития сюжета. Иногда пейзаж контрастирует с событиями, происходящими в мире людей. Пейзаж может играть обрамляющую роль в композиции.
Природа воспроизводится в словах, звуках, красках, художественных образах. Пейзаж может быть сельским, городским, описывающим горы и степи, моря и реки. Пейзаж способствует раскрытию основной мысли произведения, углубляет его идейное содержание, обостряет эмоциональный фон произведения.
Пейзаж в произведение может являться символом. Для творчества поэтов и писателей, придерживающихся романтического направления в литературе, характерно использование образов-символов.
"Символ есть образ, взятый в объекте своей знаковости, и что он есть знак, наделенный всей органичностью и неисчерпаемой многозначностью образа" [Литературный энциклопедический словарь, 1987, 238]. Символ неотделим от структуры образа. В более узком значении символ понимается как вид иносказания. Иногда символом является все произведение, это происходит в тех случаях, когда иносказание запрятано глубоко в подтекст.
Образы моря и паруса в творчестве М.Ю.Лермонтова являются символами. В последующих главах мы рассмотрим, как эти образы реализуют себя и какое значение приобретают в поэзии и прозе М.Ю.Лермонтова.
Глава 1. Образы моря и паруса в поэзии М.Ю.Лермонтова
1.1 Образы моря и паруса в лирике М.Ю.Лермонтова 18281832 гг.
"Считают, что морской пейзаж, встречающийся в раннем периоде творчества Лермонтова, … тяготеет к условно романтической символике" [Нахапетов, 1999, 16]. М.Ю.Лермонтов увидел море лишь в августе 1832 года, и море разочаровало его.
"Морской пейзаж, как и все вообще пейзажи у Лермонтова, пустынен, малонаселен. Лишь изредка попадаются объекты разрушительной деятельности морской стихии: одинокий корабль, несущийся на всех парусах "по синим волнам океана", неверный, дощатый, волной кидаемый и ею же расшибленный челнок "с полусгнившей скамьей", мачта, которая "гнется и скрипит", "парус, серый и косматый, /Ознакомленный с грозой". Еще реже встречаются люди: "трепетный пловец", "красавица-дева", сидящая над морем, царевич, купающий в море коня" [Нахапетов, 1999, 16].
Образ моря возникает у М.Ю.Лермонтова гораздо чаще, чем образ паруса, и не зависит от него. Впервые, читая лирику поэта, мы сталкиваемся с образом моря в стихотворении "Наполеон" (1829 год). Это первое обращение поэта к наполеоновской теме.
Где бьет волна о брег высокой,
Где дикий камень положен,
В сырой земле и в яме не глубокой –
Там спит герой, друзья! – Наполеон!..
Вещают так: и камень одинокой,
И дуб возвышенный, и волн прибрежных стон!..
Образ моря создается из образов волн. Море символизирует полную побед и поражений жизнь Наполеона, ему как символ вечного покоя противопоставлен остров.
В стихотворении "Баллада", написанном в 1829 году, тоже встречается образ моря. "В этом произведении три равноправных героя: "красавица дева", море и юноша" [Отрощенко, 2003, 28].
Сюжет стихотворения таков: сидящая на берегу моря дева просит влюбленного в нее юношу достать со дна моря сначала ожерелье, а потом "коралл дорогой", юноша гибнет в пучине. Каким рисует море М.Ю.Лермонтов? Это "пенная бездна", "пучина". "Из стихотворения понятно, что для "красавицы-девы" море совсем не является чем-то враждебным, скорее наоборот. "Деву" совсем не пугают те опасности, которые таятся в "пучине" для "милого", в то время как для юноши море явно враждебно. Юноша борется со стихией и в конце концов гибнет" [Отрощенко,2003, 28].
С душой безнадежной младой удалец
Прыгнул, чтоб найти иль коралл, иль конец.
Из бездны перловые брызги летят,
И волны теснятся, и мчатся назад,
И снова приходят и о берег бьют,
Но милого друга они не несут.
Море является символом борьбы юноши с судьбой. В то же время нельзя не согласиться с Е.Отрощенко, который пишет о том, "что море здесь является чем-то вроде символа любви, страсти, в которую бросается мужчина" [Отрощенко, 2003, 28].
В стихотворении "Еврейская мелодия", написанном в 1830 году под впечатлением стихотворения Дж.Байрона "Sun of the Sleepless" ( "Солнце тех, кто не спит" ), образ моря создается из образов волны, отражения звезд "в зеркальном заливе". Море здесь – символ недосягаемости, обманчивости:
Обманчивы луч и волна.
Дума "Наполеон" (написано в 1830 году) – одно из стихотворений М.Ю.Лермонтова, посвященных Наполеону Бонапарту, в этом цикле Наполеон изображен как высокий, трагический герой. Перед нами предстает образ тени Наполеона, тоскующей по Франции. Образ Наполеона связан в представлении М.Ю.Лермонтова с образом моря (это проявляется и в последующих стихотворениях наполеоновского цикла). Призрак Наполеона стоит на берегу:
Пред ним лепечут волны и бегут,
И вновь приходят, и о скалы бьют;
Как легкие ветрилы, облака
Над морем носятся издалека.
А умершему остается лишь "сей малый остров, брошенный в морях". Море в думе – символ жизни, которая бурлит и движется; море – мир живых людей. Остров – это корабль, лишенный парусов, вынужденный стоять на месте без движения. Противопоставление моря и острова – это противопоставление жизни и смерти.
В стихотворении "Желание", датированном автором "Середниково. Вечер на бельведере. 29 июля", образ моря разделяет лирического героя и Шотландию, страну его мечты:
Но тщетны мечты, бесполезны мольбы
Против строгих законов судьбы.
Меж мной холмами отчизны моей
Расстилаются волны морей.
Море становится символом разлуки, противоречия между реальностью и мечтой. "Волны морей" показывают величину расстояния между местом, в котором находится лирический герой, и страной, куда он страмится. Данное стихотворение навеяно семейной легендой о шотландских предках поэта. В самой Шотландии известно предание о певце-предсказателе по имени Томас Лермонт, который в сочиненных им песнях предсказывал будущее.
"Св. Елена" – еще одно стихотворение наполеоновского цикла, связывающее Наполеона с морем. Поэт вновь возвращается к образу "изгнанника" на "острове одиноком", Наполеон – "сын моря" и "средь морей" его могила. В романтическом восприятии Наполеон – загадочный боец за свободу. Называя этого великого человека "сыном морей", М.Ю.Лермонтов показывает нам, что море – это еще и символ свободы. Образ моря подчеркивает силу и величие личности Наполеона.
"К Л." – (Подражание Байрону) – бесспорно, стихотворение о любви, но и здесь мы находим образ моря:
Корабль умчит меня от ней
В безвестную страну,
И повторит волна морей:
Люблю, люблю одну.
Образ моря в этом стихотворении одновременно и символ разлуки двух любящих, и символ их вечных воспоминаний о любви друг к другу. Многие исследователи предполагают, что стихотворение посвящено В.А.Лопухиной, которую поэт любил почти всю жизнь. В этом случае образ моря становится символом вечной любви, которую никакая разлука не в силах погасить. Недаром поэт наделяет "волну морей" способностью говорить, олицетворяя ее с мыслящим существом, М.Ю.Лермонтов принуждает волну сказать о чувствах лирического героя.
Стихотворение "Волны и люди" отражает сходство людей и волн: "уподобляя волны людям, Лермонтов наделяет волны душой: "И в море каждая волна/ Была душой одарена". Но на самом деле волны, как неразрывная часть моря, холодного и безжалостного, бесчувственны и способны лишь к деструкции, они стремятся к тому, чтобы разрушить все" [Нахапетов,1999, 17]. Люди не лучше волн, "души в них холодней!" Море, покрытое волнами, – символ человеческого общества.
В стихотворении "К***" ("Не ты, но судьба виновата была…") образ моря – лишь сравнение с впечатлениями женского сердца, "как в море широком следы челнока". Море является символом мимолетности впечатления.
В стихотворении "Время сердцу быть в покое…" М.Ю.Лермонтов использует образ моря, чтобы отразить душевное состояние лирического героя, волнения его сердца:
Но пускай оно трепещет –
То безумной страсти след:
Так все бурно море плещет,
Хоть над ним уж бури нет!..
Трепет сердца сравнивается волнением моря после бури. Море становится символом страсти, душевной борьбы, тревоги.
В "Сонете" (1832 год) образ моря противопоставлен образу "мраморного кумира", как страсть и бесчувственность:
Так мраморный кумир на берегу морском
Стоит, – у ног его волна кипит, клокочет,
А он, бесчувственным исполнен божеством,
Не внемлет, хоть ее отталкивать не хочет.
Образ моря в этом "Сонете" – символ яростной, кипучей страсти. Кипящая, клокочущая волна будоражится как душа влюбленного человека.
В стихотворении "Желание" ("Отворите мне темницу…") во второй строфе помимо образа моря впервые возникает образ паруса:
Дайте мне челнок дощатый
С полусгнившею скамьей,
Парус серый и косматый,
Ознакомленный с грозой.
Я тогда пущуся в море
Беззаботен и один
Разгуляюсь на просторе
И потешусь в буйном споре
С дикой прихотью пучин.
"В этой строфе воплощается главная идея стихотворения – жажда воли и свободы, готовность к испытаниям" [Володин,1998, 17]. Лирический герой стремится к жизни, к движению и в то же время к одиночеству. "Парус серый и косматый" пока еще не символ человека, его души. Он лишь средство, которое человек использует для путешествия по морю бытия. Эпитеты "серый и косматый" нельзя употребить по отношению к человеку, не изменив семантики этих слов. В то же время строка "ознакомленный грозой" доказывает, что парус обладает "жизненным опытом", этого знания жизни нет у лирического героя. Но на этом "дощатом" челноке, под этим парусом плавал кто-то еще. Если исходить из этого, то можно сделать вывод, что парус – символ связи между поколениями. Море в данном стихотворении – символ жизни и свободы. Оно своевольно, но лирический герой готов с ним бороться. Его не пугают "дикие прихоти пучин". Лирический герой пока еще настроен оптимистично, он еще полон надежд и желаний.
"Два великана" (1832 год) можно отнести к наполеоновскому циклу, поэт приурочил его к двадцатилетней годовщине Отечественной войны 1812 года. В стихотворении описывается борьба двух витязей-великанов, русского и иноземного. Поэт иносказательно отразил победу русского народа над Наполеоном:
Но упал он в дальнем море
На неведомый гранит,
Там, где буря на просторе
Над пучиною шумит.
Образ моря намекает нам на реальное место гибели Наполеона (остров Св. Елены). М.Ю.Лермонтов вырисовывает перед нами враждебную человеку стихию, своевольную и свободную.
В августе 1832 года М.Ю.Лермонтов приехал в Петербург. Город показался ему красивым, но безжизненным. Юному поэту хотелось увидеть море, которое он знал по стихотворениям Жуковского и других поэтов-романтиков. М.Ю.Лермонтову море представлялось как нечто величественное, внушающее вдохновение. Но море разочаровало его. В стихотворении "Примите дивное посланье…" М.Ю.Лермонтов пишет:
И, наконец, я видел море,
Но кто поэта обманул?..
Я в роковом его просторе
Великих дум не почерпнул;
Нет! как оно, я не был волен;
Болезнью жизни, скукой болен
(На зло былым и новым дням),
Я не завидовал, как прежде,
Его серебряной одежде,
Его бунтующим волнам.
М.Ю.Лермонтов с иронией называет море "роковым простором", поэт больше не видит в нем символа независимости, что было характерно для романтического мировоззрения. Лирический герой сравнивает свою личную несвободу с несвободой моря. Образ моря становится символом несвободы, бесполезности борьбы, бунта.
В стихотворении "Челнок" мы видим последствия борьбы с морем:
По произволу дивной власти
Я выкинут из царства страсти,
Как после бури на песок
Волной расшибленный челнок.
Пускай прилив его ласкает,–
В обман не вдастся инвалид;
Свое бессилие он знает
И притворяется, что спит;
Никто ему не вверит боле
Себя иль ноши дорогой;
Он не годится – и на воле!
Погиб – и дан ему покой!
"Выкинутый на берег челн обретает покой, противоположности примиряются. Поэт ассоциируется с челноком, а море – с мятежным миром чувств и переживаний" [Володин, 1998, 17]. Если в стихотворении "Желание" челнок был оснащен парусом и являлся символом надежд, то в данном стихотворении разбитый челнок символизирует крушение мечтаний. А море осталось где-то в стороне, лишь иногда, в прилив, оно дарит иллюзии, в которые челнок-инвалид уже не верит. Душевное состояние лирического героя напрямую сравнивается с разбитым челноком. Образ моря в данном стихотворении – символ уходящей жизни, к которой уже не вернуться.
Стихотворение "Для чего я не родился…" было написано под впечатлением наводнения в Петербурге, произошедшего 27 августа 1832 года. В этом стихотворении образ воды создается из образа волны, и не говорится о чем именно писал поэт: о реке или о море. Исходя из навеявшего это стихотворение события мы можем сделать вывод, что М.Ю.Лермонтов писал о бушующих водах вышедшей из берегов Невы.
В период с 1828 по 1832 годы образ моря постоянно присутствует в лирике поэта. Наиболее часто море символизирует человеческую жизнь и страсть. Образ паруса пока не приобрел символического значения "личность".
1.2 Образы моря и паруса в стихотворении М.Ю.Лермонтова "Парус"
"Парус" – одно из самых знаменитых стихотворений М.Ю.Лермонтова, именно в нем образы моря и паруса выведены с такой яркостью, как ни до, ни после. "Парус" связан с предшествующим творчеством поэта и в то же время самостоятелен и внутренне завершен" [Володин, 1998, 18]. "Недаром "Парус" в нашем представлении олицетворяет и самого Лермонтова и его мятежную поэзию".[Удодов, 1973, 175]. В стихотворении "Парус" поднимается вопрос о личном счастье человека. В.О.Ключевский считал, что "поэзия Лермонтова подходила к этому вопросу с обратной его стороны, с изнанки, если можно так выразиться: она пыталась указать, в чем не следует искать счастья и как можно без него обойтись…" [Влащенко, 2000, 17]. Об этом и стихотворение "Парус".
Впервые этот текст появился в письме поэта к М.А.Лопухиной 2 сентября 1832 года. Но замысел возник у М.Ю.Лермонтова, видимо, гораздо раньше, и не в стихотворениях, а в живописи. "Так, уже в 1825 г. одиннадцатилетний Лермонтов создает по-детски наивный акварельный пейзаж, который изображает озеро, окруженное горами, с отчетливо белеющим парусом посередине. Акварель в значительной мере являлась результатом впечатлений будущего поэта от его пребывания с бабушкой в Горячеводске (так тогда именовали Пятигорск), от поразивших воображение мальчика кавказских гор. К ним детская фантазия добавила озеро и одинокий парус, который, очевидно, уже в то время что-то говорил душе подростка" [Удодов, 1973, 175].
В стихотворении "Парус" перед нами вырисовывается морской пейзаж, то спокойный, статичный, то наполненный движением. "Морские дали подчеркивают одиночество затерявшегося в них паруса; одинокий парус усиливает впечатление безбрежности открывающегося пространства" [Удодов, 1973, 174]. Каждую строфу стихотворения можно разделить на две части: в первых двух стихах перед нами пейзажная зарисовка, в двух последних – переживания лирического героя.
Белеет парус одинокой
В тумане моря голубом!...
Что ищет он в стране далекой?
Что кинул он в краю родном?..
Играют волны – ветер свищет,
И мачта гнется и скрыпит…
Увы! он счастия не ищет
И не от счастия бежит!
Под ним струя светлей лазури,
Над ним луч солнца золотой…
А он, мятежный, просит бури,
Как будто в бурях есть покой!
О чем же это стихотворение? "Здесь проявляется внутренний конфликт между стихией и человеческим сознанием. Природа живет по собственным законам, по своей воле, но эта воля не совпадает с личной волей человека. Противоречие между "морем" и "парусом" символизирует противоречие между жизнью вообще и человеческой личностью, брошенной в ее океан. "Парус" постоянно противопоставляет "морю" личную волю, контрастную с состоянием стихии. Однако его бытие, "закон" его странствия достаточно устойчив – не движение и не покой, не желание счастия и не отказ от него. Переживание, реального чувства, единого в противоречиях и не существующего вне этих противоречий, вне внутренне неразрешенной коллизии, объясняет природу одиночества человека, брошенного в море жизни, вечно мятущегося и не знающего счастья ни в покое, ни в буре, ибо буря чревата покоем, а покой – бурей. Человек оказывается вечно неудовлетворенным, внутренне не застывшем. Он не может, подобно природной стихии, пребывать в каком-то одном состоянии – покоя или бури. Закон его жизни – мятеж. Это единственная реальность, которую он чувствует. Все остальное однозначно – определенные состояния неведомы для него. Внутренняя непримиренность противоречивых чувств порождает и внешнюю противоречивость" [Коровин, 1973, 46].
Подтверждает предположение о том, что речь идет о человеке и тот факт, что "в стихотворении слово "парус" встречается один раз – в первой строке, во всех остальных употребляется местоимение "он" [Храмцова, 2005, 42].
И что же говорит нам М.Ю.Лермонтов о "парусе"? Он "ищет", "кинул", "просит", "бежит", то есть все, что может делать лишь живое, разумное существо – человек. А какой он, "парус"? "Одинокий" и "мятежный". Такое можно сказать лишь о человеке. "Парус" становится символом … человека, его души" [Храмцова, 2005,42].
А каким мы видим "море"? Сначала это лишь туман, в котором ничего не видно, затем буря: "Играют волны – ветер свищет", и следом "Струя светлей лазури…" Изменчивое и в то же время предсказуемое, как сама человеческая жизнь. Море становится символом жизни, судьбы человека в мире других людей.
"Неразрешимость конфликта "паруса" и "моря" бросает свет на конфликт между человеком и жизнью" [Коровин, 1973,47]. Объединив образы моря и паруса в одном стихотворении, М.Ю.Лермонтов создал символ одиночества человека в мире, отделенного от других людей. Каждый человек – одинокий парус, брошенный в море жизни, где-то, наверное, есть другие паруса, но они далеко, отделены безграничным простором, и если даже они приблизятся друг к другу, то любой каприз стихии может разбить их друг о друга или отбросить в разные стороны. Парус пытается бунтовать, но стихия глуха к его мятежу. Образы паруса и моря в совокупности становятся символом борьбы между индивидом и судьбой.
1.3 Образы моря и паруса в лирике М.Ю.Лермонтова 18321841 гг.
"1832 год завершает юношеский, во многом ученический период творчества. После него писательская активность Лермонтова заметно ослабела. Кризис был преодолен в 1836 году, а начиная с 1837 года Лермонтов отдает свои произведения в печать" [Коровин, 1973, 13]. Некоторые мотивы юношеской лирики М.Ю.Лермонтова проявляются и в зрелом возрасте, усложняясь и углубляясь. Образы моря и паруса мы можем видеть в ряде стихотворений.
В стихотворении "Я не хочу, чтоб свет узнал…" мы видим строки:
Укор невежд, укор людей
Души высокой не печалит;
Пускай шумит волна морей,
Утес гранитный не повалит…
Образ шумевшего моря иносказательно намекает нам на людскую молву. Пересуды, ложные слухи, передаваемые шепотом за спиной того, о ком говорят, М.Ю.Лермонтов уподобляет шуму волн. Метафора "Пускай шумит волна морей" создает перед читателем образ толпы, лицемерно негодующей и укоряющей того, кто выше их.
Стихотворение "Дары Терека" навеяно казачьим фольклором. Перед читателями предстает диалог реки Терек и моря Каспий, и Терек предлагает Каспию разные подарки: "стадо … валунов", "с поля битвы кабардинец" и "труп казачки молодой". Море предстает перед нами старцем, который чаще "дремлет и молчит", но способен и на страстные порывы:
И старик во блеске власти
Встал, могучий, как гроза,
И оделись влагой страсти
Темно-синие глаза.
Образ моря в "Дарах Терека" – типично фольклорный. Каспий –