Деятельность Коне-Клуба "Йахо"
«ВЯТСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ»
Биологический факультет
Кафедра частной зоотехнии
ДИПЛОМНАЯ РАБОТА
На тему: «Деятельность Кони-Клуба «Йахо»
Оглавление
Введение
1. Обзор литературы
2. Характеристика хозяйства и условий работы
3. Технология подготовки и использование лошадей в прокате
в КРБОО «Кони-Клуб «Йахо»
3.1 Цель и задачи работы
3.2 Материал и методика работы
3.3 Результаты работы
3.3.1 История создания клуба и появления лошадей
3.3.2 Породный состав
3.3.3 Принципы содержания лошадей. Распорядок дня
3.3.4. Кормопроизводство и кормление лошадей
3.3.5 Организация и приемы ухода за животными
3.3.6 Подготовка лошадей к работе на роупе в прокате
4. Выводы
5. Предложения
Список использованной литературы
Введение
По мере развития человеческого общества, в связи с механизацией основных сельскохозяйственных и транспортных работ возрастает роль лошади как животного для целей развития конного спорта, расширения возможностей организации активного отдыха человека (конный туризм, бега, скачки, народные игры), организации лечебной верховой езды (ЛВЕ) и т.п.
В современном мире интенсивной эксплуатации лошади благодаря широкому распространению конного спорта, со своими четкими рамками, сжатыми сроками подготовки и заездки молодняка, бесконечными тренировками, соревнованиями, делающими из лошади успешный бизнес, все меньше внимания стало уделяться физиологичности и природности животных, что, в свою очередь, повлекло за собой массу случаев «срыва» лошадиной психики (и не только), породило множество проблем, которые принято считать недостатками самой лошади. Поэтому именно сейчас все большее распространение начали приобретать нестандартные методы работы с этими животными, стало появляться все больше людей (а зачастую самих спортсменов), видящих всю нелепость и тупиковость происходящего, прекрасно понимающих, что это путь «в никуда». В конце XX – начале XXI веков началось образование множества школ и различных методик, посвященных поиску взаимопонимания и доверия лошади, появились отдельные люди, работающие с лошадьми «мягкими методами» и добивающиеся потрясающих результатов, ведь в отличие от спорта здесь нет предела совершенству.
К сожалению, у нас в России пока нет школ, работающих в этом направлении (исключение «ЗАКРЫТАЯ» «Haute Ecole» Александра Невзорова), поэтому развитие происходит только на любительском уровне методом проб и ошибок. Одним из первооткрывателей тайны взаимоотношений человека и лошади стал и «Кони-Клуб «Йахо», освободив своих подопечных от любого болевого воздействия, сняв «железо» и построив взаимоотношения на развитии доверия и интереса к происходящему, как у лошади, так и у человека.
1. Обзор литературы
Можно выделить 2 основных направления развития «натуральных отношений» между человеком и лошадью – это непосредственно Natural Horsemanship - «Естественные Отношения» и NEVZOROV HAUTE ECOLE - «Высокая Школа» Александра Невзорова. Они не имеют ни чего общего между собой, разве что другой взгляд на лошадь, который у них также различен.
Движение под названием Natural Horsemanship (NH) появилось чуть более 15 лет назад в США. Выросло оно из нового взгляда на езду в стиле вестерн, когда люди заинтересовались обучением лошадей на основе их психологии, а не принуждения, а потом, по мере своего развития, перенеслось и на другие виды езды.
Natural Horsemanship не имеет единой школы и какой-либо сложившейся методики работы. Скорее это философия общения с лошадью, формирующая стиль мышления. Разные люди используют при работе свои подходы, но опираются на единые принципы, ставшие основой NH.
Последователи Natural Horsemanship внимательно изучают поведение лошадей в табуне, модели «выяснения отношений» между ними, построение конской иерархии. Важное значение отводится изучению «языка» лошади – языка поз и движений. Знание психологии лошади активно используется в работе с ней. Большинство практических советов направлены на моделирование поведения лошади и на исправление тех или иных недостатков. При этом человеку предлагается использовать естественные модели и мотивы поведения лошадей.
Лошадь как стадное (табунное вернее) животное постоянно нуждается в лидере или товарище (каждый тренер считает по-разному, рассматриваются вариации пассивного и активного лидерства), в том за кем бы она следовала, не сопротивляясь, и добровольно подчинялась с полной уверенностью в своей безопасности.
Учитывая это и многие другие особенности, система NH разрабатывает свои методики работы с лошадью, пытаясь доступно объяснить ей манеры поведения на понятном для лошади языке, не унижая ее и не ломая природной сути. Общение с лошадью, выполнение ей каких угодно команд и обучение строится не на принуждении, а на доброй воле. Лошадь слушается человека не потому, что боится, а потому что она хочет его слушаться и выполнять его указания, ей так спокойней и комфортней.
Natural Horsemanship универсально и для любой лошади независимо от возраста, породы, роста, экстерьера и т.д. Главная задача системы сделать лошадь максимально безопасной в общении для любого человека, неважно на земле или под седлом.
Не бывает плохих, наглых или злых лошадей. Бывают невоспитанные лошади. Поведение лошади формируется под воздействием определенного опыта, связанного с людьми, поэтому если лошадь ведет себя каким-то нежелательным образом, это означает, что ей это в свое время не "объяснили". Попытаться "объяснить" заново никогда не поздно!
Сейчас разработано много разных методик мастеров NH. Но когда человек начинает заниматься с лошадью он, как бы, разрабатывает свои методы и принципы работы, т.к. каждая лошадь индивидуальна и то, что подходит для одной, может совсем не подходить для другой, т.е. основа и принципы остаются те же, но сами занятия, их продолжительность и рамки развития могут меняться.
Все обучение проходит в форме, так называемой игры, что гарантирует доброжелательный настрой и интерес со стороны лошади. Большая часть его проходит на земле («в руках») – это залог успешной работы под седлом [10].
Занятия по системе естественных отношений – это, несомненно, труд для лошади, но не столько физический, сколько умственный, да и с человека не 7 потов сойдет, а все 10 пока он убедит, а не заставит лошадь себе уступить. Кроме того здесь необходимо умение полностью расслабляться как рядом с конем, так и верхом, что еще труднее.
Этому не учат в прокатах или конноспортивных школах, поэтому то, что со стороны выглядит легкой игрой, для обучающего, на самом деле, превратится в нее очень не скоро.
Нужно помнить и о том, что установление отношений с лошадью происходит не только непосредственно в процессе занятий, но и в каждую секунду пребывания с ней. Необходимо постоянное спокойствие и контроль над своими действиями, а также частое простое общение, позволяющее лошади понять, что Вы друг, а не тот, кто приходит к ней только тогда, когда ему что-то нужно [4].
Существуют тренера, работающие по данной системе, но, к сожалению, только за границей. Самые известных из них это: Монти Робертс, Пат Парелли, Марк Рашид, Стив Халфпенни, Клинтон Андерсон, Шарлотта Деннис, Линда Теллингтон-Джонс и др. Кто-то самостоятельно вырабатывал свои методы воспитания на основе многолетних наблюдений и работы с лошадьми, кто-то перенимал опыт у уже сложившихся мастеров, таких как этот же Парелли или Монти Робертс, а уже затем начинал двигаться по собственному пути и разрабатывал свою методику (что и обуславливает большое количество различных школ, являющихся ответвлениями единого направления).
Пат Парелли стал изобретателем самой массовой (по всему миру) системы взаимоотношений с лошадью, в которой почти нет наказаний, где все основано на играх, мягкости и попытках постижения стиля лошадиной психологии. Пат рассматривает диалог всадник-лошадь не с точки зрения человека, а с точки зрения лошади, что позволяет решать множество проблем и превратить лошадь из запуганного раба в умного и инициативного партнера.
Для своих учеников Парелли предложил 10-ти уровневую программу подготовки. Главный принцип программы – самосовершенствование. Прежде чем что-то требовать от лошади, надо изменить себя [7, 13]. Самая знаменитая составляющая всей системы Пата 1-го уровня «Партнерство» - его «7 игр», и это, пожалуй, лучшее, что в ней есть.
«7 игр» Парелли хороши для простого приятельства с лошадью, судьба которой расслабленный прогулки с всадником на спине, легкие и не глубокие элементы езды и очень симпатичные отношения с человеком, что и великолепно, что и нужно для 99% лошадей. Эти игры настолько способны «погасить» лошадь, ее совершенно сумасшедшую природную энергетику (естественно «не ломая» животное, а исключительно принципом комфорта), что она действительно становится безопасной абсолютно для всех – и детей, и стариков.
«7 игр» - это те же «игры», в которые лошади играют и друг с другом, устанавливая контакты и определяя лидерство. Лошадь, которая выигрывает все «Семь игр», становится вожаком табуна. Задача человека – стать таким же вожаком для собственного коня.
Каждой игре присвоен порядковый номер, так как очень важно, чтобы обучение лошади проходило в определенном порядке.
Игра 1. Дружелюбная - в ходе этой игры лошадь должна усвоить, что человек достоин ее доверия и не причинит вреда, даже если мог бы.
Игра 2. Дикобразная - учит лошадь уступать, отодвигаться от давления.
Игра 3.Направляющая - учит лошадь двигаться после намекающего движения человека, не дожидаясь самого касания. Для начала расстояние между человеком и конем минимально, со временем дистанция увеличивается.
Игра 4. Йо-Йо - заключается в том, чтобы осаживать лошадь и возвращать обратно, пользуясь чумбуром или кордой. В итоге работы: лошадь уходит при легком взмахе руки человека и столь же легко возвращается к нему.
Игра 5. Кружащая - напоминает работу на корде, но «Кружащая» игра значит намного больше, она развивает лошадь морально, эмоционально и физически, которая учится сохранять заданный аллюр и темп, пока человек не даст следующую команду. «Кружащая» игра - это сочетание «Направляющей», игры «Йо-йо» и направления лошади по кругу.
Эта игра не призвана отработать лошадь на корде, здесь важно как она отходит на круг и насколько хорошо реагирует на легкие команды, подаваемые на расстоянии при минимуме движений управляющего.
В результате «Кружащей» игры человек приобретаете полный психологический и эмоциональный контроль над лошадью.
Игра 6. Принимание - учит лошадь с равной легкостью двигаться как направо, так и налево. Она развивает гибкость лошади и ее баланс.
Игра 7. Долой клаустрофобию - помогает коню стать храбрее и выдержаннее, заходить в тесные помещения и передвигаться по узким проходам без принуждения. Эта же игра помогает не бояться лошади самостоятельно входить в коневозку, душевую или стартовую кабину [9, 14].
Кроме методик Пата Парелли популярны, так же, принципы работы Марка Рашида и Монти Робертса. Что касается последнего, то его метод мягкого обучения, получивший название «Джойн-Ап» («join-up» – «присоединение»), больше подходит, скорее, для диких лошадей или лошадей, выросших в табуне, ни когда не имевших тесного контакта с человеком.
Монти обратил внимание на индивидуальный метод общения лошадей, выделил более 170 сигналов и жестов, которыми обмениваются члены табуна, назвал их «языком Equus» и доказал, что человек в состоянии им пользоваться, а, применяя его умело, – строить коммуникации и доверие лошади, позволяющие небывало быстро и эффективно тренировать её [5, 15].
«Join-up» - процесс, при котором человек и лошадь благодаря общему языку налаживают основу общения для доверия и совместной работы. В этом процессе нет места для насилия и принуждения. Оба партнера решают самостоятельно, какой выбор они сделают.
Самое необходимое в обучении – это терпение и спокойствие. Настоящий тренер добивается от лошади правильного выполнения задания, чтобы ее похвалить, а не ждет, когда лошадь сделает ошибку, чтобы ее наказать.
Монти Робертс обычно работает с дикими лошадьми в круглом загоне («бочка» в 16 м2). Для начала он делает в сторону коня широкие движения и издает звуки характерные для хищника, которые вынуждают лошадь бежать прочь. А затем Робертс предлагает животному выбор: продолжать убегать или присоединиться к нему («join-up») и почувствовать себя в полной безопасности. На «языке Equus» Монти спрашивает у лошади: «Доверяешь ли ты мне вести наш табун и пойдешь ли ты за мной?» И на этот, хорошо понятый ей вопрос, лошадь быстро отвечает. Сперва она поворачивает к тренеру настороженное ухо, затем начинает зевать и облизываться и, наконец, опускает вниз голову в знак абсолютного доверия. Далее Робертс продолжает занятия, используя все тот же пассивный язык жестов: он поворачивается спиной к коню и, не сохраняя зрительный контакт, убеждает его подойти. Робертсу достаточно лишь полчаса, чтобы лошадь прониклась к нему доверием.
Что касается Марка Рашида, то он, в отличие от многих тренеров, практикующих «естественные отношения», и утверждающих, что человек должен стать для своей лошади доминантным членом табуна (иначе говоря «лошадью-альфа»), полагает, что лошадь ни при каком раскладе не видит в человеке члена своего табуна, тем более доминантного, мотивируя это тем, что эти животные достаточно умны, чтобы с первого взгляда распознать, лошадь перед ними или нет.
Марк Рашид разработал свою методику, направленную на полное взаимопонимание человека и лошади, назвав ее «Пассивное лидерство». «Пассивные лидеры» - лошади, прекрасно существующие в центре самой табунной структуры, которые, в противоположность «альфа-лидеру», постоянно доминирующим над всеми, стараются жить в мире с окружающими. «Пассивный лидер» применяет силовое воздействие только в крайнем случае, например, чтобы расчистить себе путь к какой-то конкретной цели. Эти кони действуют с мягкой настойчивостью, увлекая других своим примером. В результате, куда бы они ни пошли, изрядная часть табуна следует за ними.
Поэтому основная задача человека – установить со своей лошадью такой же тип взаимоотношений, при котором конь будет охотно следовать за ним и с удовольствием выполнять все, что от него просят. Прежде всего, необходимо найти способ вызвать у лошади желание доверять своему хозяину.
Приведя эти примеры я хотела показать насколько различны подходы и взгляды могут быть даже в пределах одной системы. Последователей Natural Horsemanship объединяет желание сделать общение максимально комфортным и приятным как для человека, так и для лошади, исключив принуждение и наказания. В работе используется только «мягкое» трензельное железо, «естественные хакаморы», «естественные недоуздки» (Rope halter), в зависимости от того, насколько серьезно ведется работа с конкретной лошадью и насколько хозяин готов ей доверять. Элементы программ Natural Horsemanship используют в своей работе и некоторые спортсмены, решившие лучше понять своих лошадей и устранить проблемы, обуславливающие полный отказ лошади работать.
Если рассматривать «Haute Ecole» Александра Глебовича Невзорова, то это уже совершенно другая история.
Он, как и его учитель Марио Люраши, взялся за полное восстановление старинной французской школы «Haute Ecole» - «Высокая школа», со всеми ее элементами, но уже сняв с лошади «железо» и предоставив ей полную свободу и выбор, не принуждая и не наказывая, ведь самый быстрый и легкий путь к потере доверия лошади – это ее ударить.
«Haute Ecole» изобрела универсальную формулу, которая в приложении к каждой конкретной лошади дает потрясающие результаты, исключающие насилие и наказание.
Если лошадь что-то не делает — то ее просто этому не научили.
Если лошадь что-то делает плохо — значит, ее плохо научили.
Лошадь всегда права.
Все, чему учит школа «NEVZOROV HAUTE ECOLE», основано на точном, безупречном знании иппологии, открытиях ветеринарной медицины, на практически совершенном (для всех учеников) знании анатомии, физиологии, биомеханики лошади, истории, даосизма, дзен-буддизма, естественной истории. Для всех учеников является обязательным участие во вскрытиях, препарациях, анатомировании, чтобы идеально представлять себе работу миологического аппарата лошади, действия и взаимодействия мышц, чтобы видеть своими глазами разрушения организма, причиняемые конным спортом или любым другим безграмотным и жестоким способом взаимодействия лошади и человека [12]. Школа «NEVZOROV HAUTE ECOLE» не приемлет ни какого другого взгляда на лошадь, кроме своего собственного, ибо этот взгляд научно обоснован, логичен и верен, а значит, любая другая точка зрения просто не имеет право на жизнь.
Как я уже говорила «Haute Ecole» - это «закрытая» школа, попасть в которую может только человек, обладающий исключительным «лошадиным талантом». Объясняется это и как минимум тем, что: «Если что-либо становится общедоступно, то оно сразу же теряет свою ценность» [1].
В системе Невзорова запрещено использование даже недоуздков, не говоря уже о всякого рода «лошадиного железа» и других принудительных средств воздействия. Вообще наличие аксессуаров и атрибутики, связанной с конным считается дурным тоном, противоречит духу и уставу школы. В работе используется только кордео (тонкий кожаный ремешок или веревочка (зашитая в «кольцо») на шее лошади), играющее, в основном, «поднимающую» роль при обучении лошади «испанскому шагу» или «караколю». Так же кордео служит для подсказки высоты подъема корпуса на «песаде», амплитуды движения на «балансе» и т.п..
Вторая, очень важная вещь для работы в школе «NEVZOROV HAUTE ECOLE» - это короткий, сухой прутик, например, боярышника, используемый для «туширования» (l’attouchement – (фр.) прикосновение), т.е. для подсказки лошади ритма, темпа, высоты подъема ног.
Используется невесомый прутик, а не этот же хлыст, еще и потому, что даже при неосторожном движении воспитателя прутик не причинит вреда, а как инструмент он в миллион раз маневреннее и нежнее, что предельно важно при «тушировании» сверху. Сделать «туширование» абсолютно понятным возможно лишь тогда, когда оно становится действительно бесконтактным, т.е. когда прутик не касается лошади, а лишь обозначает для нее ритм, ощутимый для лошадиной кожи шевелением воздуха от своего движения. Так же для бесконтактного «туширования» применяется шамбриер в качестве длинной руки при работе на лонже (на корде). Ни шамбриера, ни прутика лошадь не должна бояться и при рассекании ими воздуха в 5 см. над ее ушами в худшем случаи должна быть полностью равнодушна.
Что касается «лонжировки», то она разрабатывает мощь, вымах, отчетливость движений, которые появляются у лошади от ощущения простора и возможности быть размашистой и яркой, что не всегда возможно «в руках». Категорически запрещено использовать корду, как средство удержания лошади. Корда (лонжа) – символ для лошади связи с воспитателем, если она хочет оборваться с корды, унести, потащить – значит, она попусту разрывает связь и надо начинать снова заниматься «в руках». «Лонжирование» никогда не может быть средством заставить лошадь «выпустить пары» или размяться. Нет ни чего более опасного для суставов и интеллекта лошади, чем пустое гонянье на корде, в любом возрасте. Разминка проводиться только по прямой на шагу или энергичной рыси рядом с человеком. Разминать можно и с помощью «кранчей» или других мягких гимнастических упражнений, использовать апортировочные предметы, тумбы и другие развивающие игрушки.
Большое значение отводится обретению лошадью естественного сбора, который она в состоянии регулировать сама, его величину и продолжительность. Ни какие механические средства для его достижения не используются. Езда верхом без сбора калечит спину лошади, езда верхом в принудительном сборе с помощью уздечки трагически травмирует лошадь, калечит спину, шейный, поясничный отделы позвоночника практически безвозвратно.
Занятия длятся не более часа с переменками через каждые 10 минут, при этом кордео снимается, а вместе с ним отменяются все дисциплинарные рамки. Здесь становится видно насколько буйны, вспыльчивы и горячи лошади, которых воспитывает А.Г. Невзоров. В противоположность последователям NH он делает все, чтобы вдохновить, «разжечь» лошадь, заинтересовать ее и раскрыть весь ее природный потенциал. Лошади обожают такие игры, и все воспитание начинается с приучения лошади играть с человеком, как с другой лошадью. Порой очень жестко, драматично и напряженно, т.к. здоровую лошадь хорошей крови переполняет ее собственная мощь и озорство.
Идеальная дисциплина – когда возбужденная, «воспламененная» эмоциями и адреналином лошадь, желающая бесится и беспредельничать, мгновенно сосредотачивается, становится серьезной и исполнительной. Причем, стоит спешиться и лошадь снова готова играть, но лишь до той секунды, пока ей предлагает играть человек.
Однако нельзя требовать абсолютной точности и красоты исполнения какого-либо из элементов, существует риск перегрузить лошадь, ведь искренне стараясь выполнить просьбу человека, она может заработать себе растяжение и, в последующем, это упражнение будет причинять боль, а значит, потеряет для лошади все свое очарование и превратится в наказание. Как результат – лошадь не будет его любит, а значит никогда не выполнит его хорошо.
Все эти старания сводятся, опять-таки, к одному – к завоеванию полного доверия и уважения лошади, к обретению права руководить ей и просить, к возможности интересно, весело и с пользой проводить совместное время, а для этого не нужны «механически» отточенные движения, а важно лишь желание лошади быть рядом, слушать и контактировать. Задача же обучающего быть как можно понятнее для лошади.
К тому же работа лошади, остающейся свободной – это единственный способ не сделать ее инвалидом. Человек не может заставить лошадь сделать что-либо, что причинит ей боль или травму. За конем всегда остается право отказаться от того, что показалось ему неудобным или болезненным [3].
В КРБОО «Кони-Клуб “Йахо”» применяется сочетание всех этих, казалось бы, совершенно разных методик. Основа работы взята Natural Horsemanship и преобразована под конкретные условия работы, конкретные цели и индивидуальный характер каждой лошади.
Практикуется использования Пареллиевских «естественных недоуздков» - роупхалтеров (железо не одевается никогда, даже при выезде в поля), мягкое и бережное отношение к лошадям, исключающее силовое воздействие, любого рода наказания, применение шпор, мартингалов и другой бессмысленной амуниции (кроме седел, конечно же).
Основой первоначальной подготовки лошади является сочетание различных методов работы мастеров NH, но в преобразованном виде, целью которых, в первую очередь является, завоевание внимания и доверия лошади. Все это помогает находить общий язык и предотвращать возникновение различных конфликтных ситуаций, предупреждать появление вредных привычек и заболеваний у лошадей. При этом предпочтение отдается, все же, больше «Пассивному лидерству» (рассмотренному мною в методике Марка Рашида), хотя, конечно же, каждый хозяин занимается с лошадью по своей, индивидуально подогнанной к их отношениям системе - выбирает, что им ближе.
Из системы «Haute Ecole» была заимствована работа на кордео в сочетании с разучиванием элементов этой школы, позволяющих развивать лошадь интеллектуально и физически. Она, так же, предполагает и большую свободу действий для лошади (разрешено «дуреть», беситься, вставать на дыбы, отбивать задом и т.п., естественно в определенное время и в определенном месте).
Освоение всех методик в «Кони-Клубе» проходило самостоятельно методом проб и ошибок. Постепенно нарабатывался опыт, и накапливались знания, что-то легко приживалось, а что-то не давало нужного эффекта и отсеивалось за ненадобностью.
Всю информацию о нестандартном воспитании лошадей членам «Кони-Клуба» приходилось искать самим, так как этим в Кировской области ни кто не занимается, спросить совета не у кого, а научной литературы в России по данному вопросу выпущено не было.
Огромной находкой оказался сайт «Старый друг» - www.filly.msk – это первый в России сайт, полностью посвященный методам Natural Horsemanship. На нем широко обсуждаются различные методики воспитания, предлагаются вариации поиска доверия и установления взаимоотношений человека и лошади. Информация получена из переведенных статей американских авторов - мастеров NH. Кроме того своим опытом делятся и те, кто, как и «Кони-Клуб», самостоятельно испробовал эту систему в России, рассказывают о впечатлениях и дают советы.
Помимо сайта статьи Пата Парелли в переводе Дарьи Кузовлевой печатались в журнале «Конный мир» (в каждом номере за 2004, 2005 гг.; № 4, 5, 6 за 2003 год; № 2 - 2006 год и др.). В них рассказывалось о системе Парелли, его «7 играх», давались практические рекомендации и советы как поступать в той или иной ситуации. Статьи Монти Робертса печатались в журнале «Коневодство и конный спорт» (2004 - № 6; 2005 - №1) и журнале «Конный мир» (2006 - № 3), но его метод «join-up» в «Кони-Клубе» не практикуется. О Марке Рашиде и его принципах воспитания лошадей так же рассказывалось в журнале «Конный мир» за 2006 год – номера 5, 6 и 7.
Вообще в журнале «Конный мир» за разные годы было напечатано много статей, посвященных «естественным отношениям» между человеком и лошадью и мастерам NH. Особенно в последнее время все больше уделялось внимание решению конкретных проблем, а не разъяснению, что такое Natural Horsemanship и зачем оно нам надо.
Кроме того вопрос об NH поднимался и в журнале «Золотой мустанг» (2005 - № 1), широко обсуждаема эта проблема и в серии журналов «My horse».
Имя Александра Невзорова в рядах лошадников впервые прозвучало в журнале «Конный мир» 2002 года № 1. В то время в систему «NEVZOROV HAUTE ECOLE» пихали абсолютно все: и «естественные отношения» и старинную «Haute Ecole». Действительно, Невзоров учился и у Пата Парелли, и у Марио Люраши, и у многих др. знаменитых конников, чьи имена в России узнали в основном благодаря Александру Глебовичу. В тот период как раз происходило становление Невзоровской «Haute Ecole», поиск того нужного и правильного отношения человека к лошади. Невзоров уже говорил о другом взгляде на лошадь, нелепости жестокости и наказаний, но все еще использовал шпоры и «железо», от которых в скором времени отказался (буквально в этом же году). В «Конном мире» за 2002 год - № 3 вышла статья о Невзорове и Люраши. А в 2004 году на первом канале закончился показ 10-ти серийной «Лошадиной энциклопедии» где в пух и прах «разносилась» сама идея конного спорта, доказывалась его жестокость и убийственность для лошади, в то время как подопечные Александра Глебовича, уже без каких либо приспособлений, выполняли всю «Haute Ecole» от испанского шага до каприолей. Причем рыжая кобыла Липисина обучалась изначально без недоуздков и «железа». Фильм сразу же получил широкий резонанс, в том числе и злобные высказывания, но в то же время огромное количество конников задумались над правильностью своих действий и выбранного пути. Это послужило своеобразным «толчком» для появления множества любителей, самостоятельно пытающихся обучить своих лошадей если не курбетам и каприолям, то