Особенности НДС в РФ

и физическими лицами в соответствии с межправительственными и межгосударственными соглашениями;

II К группе экономических льгот, направленных на поддержку стратегически важных для государства отраслей, относятся:

  1. экспортируемые за пределы государств - участников СНГ товары как собственного производства, так и приобретенные, экспортируемые за пределы государств - участников СНГ работы и услуги, а также услуги по транспортировке, погрузке, разгрузке, перегрузке экспортируемых товаров и по транзиту иностранных грузов через территорию РФ;

  2. научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, выполняемые за счет бюджета, а также средства Российского фонда фундаментальных исследований, Российского фонда технологического развития и образуемых для этих целей в соответствии с законодательством внебюджетных фондов министерств, ведомств, ассоциаций; научно-исследовательские и опытно- конструкторские работа, выполняемые учреждениями образования и науки на основе хозяйственных договоров;

  3. обороты по реализации для дальнейшей переработки и аффинирования руды, концентратов и других промышленных продуктов, содержащих драгоценные металлы, лома и отходов драгоценных металлов; обороты по реализации драгоценных металлов и драгоценных камней в Государственный фонд драгоценных металлов и драгоценных камней РФ, ЦБ РФ и специально уполномоченным коммерческим банкам и другие обороты по реализации драгоценных камней и драгоценных металлов;


4) товары (работы, услуги) собственного производства, реализуемые лечебно-производственными (трудовыми) мастерскими при психиатрических, противотуберкулезных и психоневрологических учреждениях и при учреждениях социальной защиты и социальной реабилитации населения, а также общественными организациями инвалидов, зарегистрированными в органах юстиции;

5) товары, работы, услуги (за исключением брокерских и иных посреднических услуг), производимые и реализуемые организациями (предприятиями), в которых инвалиды составляют не менее 50% общей численности работников;

6) обороты по реализации продукции средств массовой информации, книжной продукции, связанной с образованием, наукой и культурой, а также редакционная, издательская, издательская и полиграфическая деятельность по производству книжной продукции, связанной с образованием, наукой и культурой, газетной и журнальной продукции (кроме продукции рекламного и эротического характера);

7) пожарно-техническая продукция; работы и услуги в области пожарной безопасности, выполняемые и оказываемые на договорной основе; материалы и комплектующие изделия, используемые для производства пожарно-технической продукции, а также для выполнения работ и оказания услуг в области пожарной безопасности; обороты по передаче на безвозмездной основе имущества граждан и юридических лиц в собственность (пользование) пожарной охране для выполнения ее задач, предусмотренных законодательством РФ;

8) работы и услуги по реставрации и охране памятников истории и культуры, охраняемых государством;

9) обороты по реализации товаров магазинами беспошлинной торговли, платежи малых предприятий по лизинговым сделкам в полном объеме.


III В следующую группу входят те льготы, которые вводились для упрощения работы налоговых органов и снижения их затрат по сбору и обработке информации. К ним, в частности, относятся:

  1. операции по страхованию и перестрахованию, банковские операции, за исключением операций по инкассации;

  2. операции, связанные с обращением валюты, денег, банкнот, являющихся законными средствами платежа (кроме использования в целях нумизматики), а также ценных бумаг (акций, облигаций, сертификатов, векселей и др.), кроме брокерских и других услуг.


IV К прочим льготам, не отраженным в предыдущих трех группах относятся:

  1. товары и услуги, предназначенные для официального пользования иностранных дипломатических и приравненных к ним представительств, а также для личного пользования дипломатического и административно-технического персонала, включая членов их семей, проживающих вместе с ними;

  2. продажа почтовых марок (кроме коллекционных), маркированных открыток, конвертов, лотерейных билетов;

  3. действия, выполняемые уполномоченными на то органами, за которые взимается государственная пошлина, все виды лицензионных, регистрационных и патентных пошлин и сборов; услуги, оказываемые членами коллегии адвокатов; платежи за пользование недрами, лесные подати, арендная плата за пользование лесным фондом и другие виды платежей в бюджет и внебюджетные фонды за пользование природными ресурсами;

  4. платежи по зарегистрированным в установленном порядке лицензионным договорам о предоставлении патентообладателем прав другому лицу на использование охраняемого патентом объекта промышленной собственности, получение авторских прав, сбор за выдачу лицензий на осуществление отдельных видов деятельности и регистрационный сбор за выдачу документов, удостоверяющих право собственности граждан на землю;

  5. обороты казино, игровых автоматов, выигрыши по ставкам на ипподромах;

  6. обороты по реализации конфискованных, бесхозяйных ценностей, кладов и скупленных ценностей, а также ценностей, перешедших по праву наследования государству;

  7. изделия народных промыслов, признанного художественного достоинства, образцы которых приняты в установленном порядке;

  8. сдача в аренду служебных и жилых помещений иностранным гражданам и юридическим лицам, аккредитованным в РФ.

Таким образом, можно отметить, что льготы по НДС направлены прежде всего на поддержание социальной стабильности в обществе через механизм воздействия на ценообразование. Также налоговые освобождения повышают заинтересованность предприятий в производстве социально значимых товаров и услуг. Вместе с тем число льгот остается неоправданно высоким. Мировой опыт показывает, что целесообразнее было бы сократить их количество, оставив только льготирование приоритетных отраслей экономики


2.3. Ставки НДС, порядок его исчисления, уплаты и возмещения.


Важнейшим элементом налога, без которого невозможно исчисление суммы налогового платежа, является ставка. Налоговые ставки устанавливаются в законодательном порядке, они едины и действуют на всей территории РФ.

В настоящее время в РФ установлены следующие ставки НДС:

-основные, установленные законодательными актами и применяемые при исчислении налога с облагаемого оборота, не включающего в свою стоимость сумму НДС;

-расчетные, то есть определяемые расчетным путем и используемые к объекту обложения, в цену которого входит НДС.

Необходимо отметить, что за период действия НДС на территории РФ его ставки изменялись. С 1 января 1992 г. была определена ставка налога на все товары, работы и услуги в размере 28%. Соответственно расчетная ставка составила 21,88%:

28%*100%

128%

С 1 января 1993 г. она была снижена и установлена в следующих размерах:

-10% - по продовольственным товарам и по товарам для детей по перечню, утвержденному Постановлением Правительства РФ. Расчетная ставка составила 9,09%:

10%*100%

110%

-20% - по остальным товарам, работам, услугам. Расчетная ставка - 16,67%:

20%*100%

120%

Перечисленные выше ставки действуют и по сей день, хотя широко ведутся дебаты об их снижении. В экономической литературе предлагается два варианта снижения действующих ставок:

  1. установление ставки на уровне 16,2% при одновременной отмене всех льгот по НДС, в т.ч. и пониженной ставки - 10%;

  2. установление ставки на уровне 17% также при отмене льгот, но сохранении 10%-ной ставки на отдельные товары.

Применяемый в настоящее время порядок исчисления налога на добавленную стоимость очень сложен. Он тесно связан с учетной политикой предприятия, содержанием бухгалтерского и налогового учета. Он также зависит от вида деятельности налогоплательщика и назначения проводимых им хозяйственных операций. В России сегодня действует следующая схема исчисления НДС: сумма НДС, подлежащая внесению в бюджет предприятиями-производителями товаров (работ, услуг), а также заготовительными, снабженческо-сбытовыми, оптовыми и другими организациями, занимающимися продажей и перепродажей товаров, в том числе по договорам комиссии и поручения (за исключением организаций розничной торговли, общественного питания и аукционной продажи товаров), определяется как разница между суммами налога, полученными от покупателей за реализованные им товары, работы, услуги, и суммами налога, фактически уплаченными поставщикам за приобретенные (оприходованные) материальные ресурсы, товары (выполненные работы, оказанные услуги), стоимость которых относится на издержки производства и обращения.

НДС = НДС - НДС

в бюджет полученный уплаченный


Сумма НДС на издержки производства и обращения не относится, а отражается на специально выделенном в бухгалтерском учете собирательном счете. Исключение составляет реализация товаров, работ, услуг, освобожденных от НДС, по которым не производится возмещение (зачет) налога, уплаченного поставщикам.

В то же время существуют особенности исчисления НДС по транспортным перевозкам, по основным средствам и нематериальным активам. Также законодательно установлен особенный механизм исчисления НДС для следующих категорий плательщиков:

-организаций (предприятий), оказывающих платные услуги, в том числе и населению;

-организации розничной торговли, общественного питания и другие организации, получающие доход в виде разницы в ценах, наценок, надбавок, вознаграждений и других сборов;

-финансово-кредитных учреждений.

Порядок расчета НДС по основным средствам и нематериальным активам, как наиболее часто встречающийся на предприятиях и организациях, будет рассмотрен подробно в разделе 2.4.

Рассмотрим наиболее распространенный механизм исчисления НДС для основной категории плательщиков, т.е. предприятий - производителей товаров, работ, услуг, а также снабженческо-сбытовых, оптовых и других организаций, занимающихся продажей и перепродажей товаров, в том числе по договорам комиссии и поручения.

Чтобы правильно определить сумму налога, подлежащую взносу в бюджет, необходимо в полном объеме и своевременно рассчитать сумму НДС, полученного от покупателей и уплаченного поставщикам.

При определении сумм НДС, полученных от покупателей, необходимо учитывать, что к ним относятся не только налог, исчисленный с реализации товаров (работ, услуг), но также налог, исчисленный в соответствии с действующим законодательством по другим облагаемым оборотам. К ним, в частности, относятся (подробнее было рассмотрено в разделе 2.1):

-суммы полученных авансовых платежей;

-суммы полученных штрафов, пеней, неустоек;

-налог, исчисляемый в соответствии со спецрасчетами;

-прочие средства, получение которых обусловлено расчетами за поставленные товары (работы, услуги), - финансовая помощь, пополнение спецфондов и т.д.

Важным моментом является определение периода, в котором должны быть учтены все вышеперечисленные показатели. Он определяется по следующим правилам:

  1. в отношении реализации товаров (работ, услуг) - в момент реализации, согласно выбранному в целях налогообложения методу определения выручки «по оплате» либо «по отгрузке»;

  2. в отношении иных средств - в момент их получения.

При исчислении сумм НДС, подлежащих возмещению, необходимо учитывать, что не все суммы НДС, уплаченные предприятием по приобретенным товарам (работам, услугам), могут быть отнесены к зачету. В данном случае налог, подлежащий возмещению,