Меценаты
масштаба проекта, от 5.000 до 50.000 фунтов стерлингов. Поддержка может осуществляется не только в плане финансов, но и как помощь в организации маркетинга и рекламы.В 1995 году NTAE организовал совместно с UNESCO (это был первый раз когда UNESCO сотрудничало с частным сектором) большой семинар свободных художников (творцов) и организаций в сфере культуры с одной стороны и предпринимателей с другой.
Порядок соискания.
Потенциальные кандидаты должны прежде всего обратиться в Spero Comunications Ltd., чтобы получить необходимые анкеты и документы, заполнить их и отослать с данными по срокам. Люди, выславшие материалы, ставятся на контроль и получают регулярно информацию о программе.
Кто принимает решение.
NTAE управляется посредством комитетов. В национальных комитетах работают представители CEREC, NT, и выборные личности из искусства, СМИ и мира производителей. Каждый национальный комитет представляет европейскому комитету NTAE окончательный лист выбранных проектов (по меньшей мере 5 проектов).
В европейском комитете вопрос решают представитель CEREC, исполнительный директор Telecom Europe, представитель Spero Comunications и ведущие специалисты в области культуры и искусства европейского масштаба: Steve Austen - директор нидерландского театрального института, Dragan Klaic - генеральный секретарь Informal European Theatre Meeting Network.
Контактный адрес:
Spero Comunications Ltd.
Northern Telecom Arts Europe
Spero Comunications Ltd.
Grampian Hause
Meridian Gate, Marsh Wall
London E149XT
tel. +44 71 538 99 46
fax +44 71 538 47 47
ФОНД MARCEL-HICTER
Финансируются.
Расходы, связанные с проездом и пребыванием для иностранных специалистов, привлечённых к дальнейшему обучению, (семинары, курсы, дальнейшее обучение в университетах) за рубежом. Также транспортные расходы для обучающихся с целью участия в семинарах, курсах или для продолжения образования в других европейских Вузах. Фонд не покрывает расходов, связанных с переговорами, предварительными посещениями стран и корпоративных совещаний. Данная программа была разработана как часть европейской программы по подготовке управленцев в области культурного развития для комитета по культуре Европейского Сообщества.
Масштаб деятельности.
Восточная, Центральная и Западная Европа.
Основание.
Фонд не имеет постоянной дотации (фонд в бельгийском праве очень обширное понятие). Фонд признан как общественно полезный, и этот статус укрепляет его независимость. Средства состоят, как правило, из пожертвований многочисленных национальных и интернациональных организаций. 5-10% передаёт сообщества Бельгии.
Цели.
Основной целью фонда является поддержка культурной демократии в Бельгии и других странах Европы. Это осуществляется путём обучающих программ менеджеров в сфере культуры, научных социо-культурных исследований. Программа поддержки направлена на увеличение мобильности обучающихся и специалистов. Таким образом, предлагаемые программы способствуют более глубокому и всестороннему образованию будущих менеджеров и экспертов в области культуры.
Потенциальные соискатели.
Иностранные эксперты, приглашённые читать лекции в другую страну. Студенты, принимающие участие в семинарах, курсах, проходящие обучение по специальности культуры.
Форма поддержки.
Оплата авиабилетов системы APEX (в обе стороны) не дороже 758 и 909 Экю для студентов из Центральной и Восточной Европы. Для долгосрочных программ (более 6 месяцев) может быть определенно и второе дополнительное пособие.
Расходы по пребыванию для участников программ оплачиваются из расчёта от 30 Экю за один рабочий день до максимальной суммы - 303 Экю за семинар.
Порядок соискания.
Каждый участник культурной поездки и организация или лицо, принимающее его должны заполнить анкету и отослать в адрес Фонда не позднее, чем за 20 дней до даты поездки для экспертов и не позднее чем за 40 дней для обучающихся.
Кто определяет кандидатов.
Marcell-Hicter-Stiftung осуществляет предварительный отбор кандидатов и предоставляет их на суд Европейскому Совету (но это является простой формальностью).
Контактный адрес:
Marcel-Hicter-Stiftung
Abteilung Foerdervergabe
14, rue Cornet de Grez
1030 Bruessel
Belgien
tel. +32 2 219 9886
fax +32 2 217 6710
AT & T
Поддерживаются.
Проекты, преимущественно те, которые могли бы вызвать резонанс общественного мнения среди потенциальных клиентов на уже завоёванных рынках и ещё не освоенных территориях. Участниками могут быть как творцы из США, так и из европейских стран. Вообще-то, предприятие более охотно спонсирует европейский континент, помогая развитию искусства и технологий.
Масштаб деятельности.
Во всех странах мира.
В основном, фонд AT&T интересуется проектами в тех странах, где есть филиалы фирмы. В настоящее время этими странами являются Канада, Мексика, Великобритания, Италия, Испания, Германия и Япония. Фирма проявляет также интерес и к новым рынкам - Нидерланды, Бельгия, Польша, Чехословакия, бывший Советский Союз, Тайвань, Корея, Австралия и Франция.
Описание.
AT&T, Американский Телефон и Телеграф, имеет очень важное значение для индустрии Соединённых Штатов. Компания считает, что она обязана своему успешному столетнему существованию на рынке инновациям, свободной конкуренции и общечеловеческой культуре. Поэтому концерн чувствует свою социальную ответственность перед поколениями. Сейчас компания разрабатывает общеевропейский проект “Corporate Community Investment in Europe” совместно с Европейским Сообществом и другими комитетами.
Цели.
AT&T поставляет телекоммуникационные сети и оборудование, компьютеры для фирм, государственных организаций и частных лиц. Проекты поддерживаются в тех странах, где концерну необходимо завоевать новые рынки, увеличивая, таким образом, их престиж и марку фирмы.
Потенциальные кандидаты.
Только организации.
Формы поддержки.
Финансовые ассигнования и натуральные пожертвования.
Порядок соискания.
Кандидаты должны представить подробное описание проекта по следующей тематике: культура и искусство; общее образование; здравоохранение и социальная помощь; интернациональная государственная политика. Сроков по предоставлению проектов нет.
Кто принимает решение.
Каждая местная организация рассматривает потенциальные проекты и принимает по ним решения. В случае сомнений филиалы обращаются за помощью в центральный офис в Брюсселе, а если проект требует больших финансовых средств, то в Европейское Сообщество.
Контактный адрес:
AT&T Regionaldirector,
Public Relations
Europe: Brut R. Wolder
AT&T (Europe)
1945, chaussee de Wavre
1160 Bruessel
Belgien
tel. +32 2 676 3580
fax +32 2 676 3074
ИНТЕРНАЦИОНАЛЬНЫЙ ФОНД СВ. КИРИЛЛА И СВ. МЕФОДИЯ
Поддерживаются.
Стипендии студентам (в основном болгарским) для учёбы на родине или за рубежом. Стипендии иностранным студентам, проходящим обучение в Болгарии. Мероприятия в области культуры и искусства. Опубликование книг. Конференции и семинары. Летние школы. Выставки.
Масштаб деятельности.
Болгария и другие страны.
Описание.
Фонд был организован в 1982 году под эгидой “Интернационального фонда Людмилы Шивковой”, работает с 1990 года под названием “Интернациональный Фонд св. Кирилла и св. Мефодия”. Фонд был организован по инициативе 160 выдающихся деятелей культуры, искусства и предпринимателей из 40 стран мира. Фонд существует на средства от пожертвований фирм, организаций, учреждений и физических лиц.
Цели.
Приобщение людей к европейскому культурному наследию и мировому опыту, связанных с интеграцией Болгарии в новую Европу посредством обмена в области образования между студентами и академиками. Поддержка инновационных проектов, исследований в области культуры. Освоение культурного наследия св. Кирилла и св. Мефодия.
Потенциальные кандидаты.
Как болгарские и интернациональные студенты, которые хотели бы участвовать в международном обмене, так и организации в области культуры и искусства.
Порядок соискания.
Кандидаты должны прежде всего связаться с фондом и сообщить о своей программе. Для каждой программы действует свой срок обращения. Кандидаты должны предоставить письменную информацию о себе и своём проекте, указав при этом, почему они обращаются за помощью к фонду, как представляют себе финансирование и т. д.
Кто решает.
Отдельные соискатели проверяются экспертной комиссией, которая состоит из 5 специализированных комитетов (более чем 150 специалистов).
Контактный адрес:
Internationalle Stiftung
St. Cyril and St. Methodius
19 Oborishte Str.
Postfach 786
1504 Sofia
Bulgarien
tel. +359 2 43 01 63
fax +359 2 44 60 27
НЕМЕЦКАЯ АКАДЕМИЧЕСКАЯ СЛУЖБА ОБМЕНА (DAAD)
Поддерживаются.
Культурные обмены, стипендии, исследования.
Всемирноизвестные иностранные художники приглашаются на срок от 6 месяцев до одного года в Берлин.
Стипендии немецким и иностранным студентам и юным исследователям.
Программы культурного обмена университетских педагогов из Германии.
Программы культурного обмена между немецкими и иностранными студентами.
Краткосрочные посещения Германии юными специалистами.
Групповые посещения Германии студентами и специалистами.
Масштаб деятельности.
Страны всего мира
Описание.
DAAD был организован в 1923 году как организация содействия обмена с целью повышения образования.
Цели.
DAAD поддерживает культурные обмены между специалистами, учителями и молодыми студентами. Вместе с поддержкой культурных обменов, служба пытается поддерживать исследовательскую деятельность и распространение информации.
Потенциальные кандидаты:
В основном список кандидатов зависит от той или иной программы. Но основная цель - раскрытие известных художников, иностранных студентов и юных исследователей (как отдельных лиц так и групп).
Форма поддержки.
DAAD осуществляет финансирование программ, стипендий, культурных обменов из своего годового бюджета в 364 млн. DM (это в точности средства земли в 1993 году).
Порядок соискания.
Потенциальные кандидаты обращаются в DAAD для того, чтобы получить информацию об отдельных проектах. Так “Берлинская культурная программа DAAD” создана для иностранных студентов, в то время как, например, художественные стипендии в качестве поездок в Лондон и другие города действительны только для немецких студентов.
Кто принимает решение.
Решение, относительно определения кандидатов определяется специалистами, чьи рекомендации служат основой окончательного решения.
Контактный адрес:
Deutscher Akademischer
Austauschdienst (DAAD)
Kennedyallee 50
53175 Bonn
Deutschland
tel. +49 228 882 0
fax +49 228 882 444
(есть представительство
в Москве)
АМСТЕРДАМСКИЙ ЛЕТНИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Поддерживаются.
Гранты на участие в курсах Летнего амстердамского Университета в сфере менеджмента исполнительских искусств, исполнительского искусства (хореография, режиссура фильма, театр, драматургия, музыка, пантомима), история искусств, живопись, менеджмент киноискусства.
Масштаб деятельности.
Отдельные лица из любых стран (в основном Восточная и Западная Европа).
Цели.
Составление оригинальной учебной методики по искусству и науке, помощь в налаживании интернациональных контактов, стимулирования “обмена мыслями”.
Потенциальные кандидаты.
Отдельные лица из Восточной и Западной Европы, которые не могут самостоятельно оплатить стоимость курсов.
Критерии отбора.
Кандидаты должны обладать соответствующим опытом и талантом, быть уже признанным или будущим профессионалом в области искусства.
Форма поддержки.
Стипендии покрывающие расходы стоимости курсов, размещения и продовольственного снабжения.
Порядок соискания
Кандидаты отсылают заявку с описанием своей биографии и нынешнего положения. Срок окончания приёма заявок - 1 июня каждого года.
Кто принимает решение.
Руководство Амстердамского Летнего Университета, и компетентный совет.
ФОНД АЛЕКСАНДРА ФОН ГУМБОЛЬДТА
Поддерживаются.
Стипендии им. Гумбольдта для высококвалифицированных академиков по любым дисциплинам в возрасте до 40 лет из всех стран мира для осуществления исследовательских работ в Германии (сроком от 1 года до 2 лет). Стипендии для немецких высококвалифицированных академиков до 38 лет для проведения исследований в других городах мира.
Стипендии и призы интернационально признанным иностранным академикам любых дисциплин, из любых стран мира. Приглашения на работу в немецких институтах.
Масштаб деятельности.
В странах всего мира.
Описание.
Фонд основан в 1860 году в Берлине с целью поддержки иностранной исследовательской деятельности немецких профессоров. C 1925 года фонд начал поддерживать и иностранных академиков, и докторов наук, которые проходили обучение в Германии. В 1953 году возобновлённый фонд был снова призван к деятельности. Его средства состояли из ассигнований Министерства иностранных дел, Федерального министерства по исследованиям и технологиям, Федерального министерства по науки и образованию и пожертвований частных лиц.
Цели.
Фонд призван содействовать гражданам любого государства вне зависимости от их политических и религиозных воззрений, национальности и пола для проведения научных исследований на территории Германии и способствовать общению между учёными всего мира.
Потенциальные кандидаты.
Закончившие академическое обучение, как правило, с учёной степенью кандидата наук.
Иногда поддержку получают и научные учреждения. В любом случае они должны обратиться непосредственно в фонд за информацией, который в последнее время разрабатывает новую программу по содействию отдельным организациям.
Критерии отбора.
Основным критерием отбора является академические достижения кандидата. Нет никаких квот по странам или дисциплинам, есть только для определённых стипендий или премий возрастное ограничение. Исследования могут относиться к любой области человеческой деятельности, но обязательно присутствие научного подхода. Проекты в области искусства должны, например, быть связаны с музыковедческой или театроведческой наукой.
Форма поддержки.
Стипендии и призы за научную деятельность. Расходы за год составляют сумму в 40.159.815 Экю.
Порядок соискания.
Кандидаты не могут сами обратиться в фонд Гумбольдта. Они должны быть рекомендованы немецким профессором. При этом кандидат никоим образом не может быть принуждён работать в Германии. Кандидатуры могут предлагаться в любое время.
Кто решает.
Решение зависит от выборного комитета фонда, который собирается 3 раза в год, как правило март, июнь/июль, ноябрь. Для каждой программы существует различные комитеты, состоящие обычно из немецких профессоров.
Контактный адрес:
Alexander-von-Humboldt-Stiftung
Jean-Paul-Strasse 12
53127 Bonn
Deutschland
tel. +49 228 833 0
fax +49 228 833 199
ФОНД ФРАНЦИИ
Поддерживаются
В Фонд Франции входит более чем 368 отдельных фондов. Основная задача фонда - посредничество между художниками, которые предлагают на рынок оригинальные произведения и организациями, которые в них нуждаются. Средства всего фонда состоят из средств отдельных фондов, которые, в основном, ищут области требующие поддержки и определяют вид поддержки (премии, стипендии, пособия).
Масштаб деятельности.
Франция, Европа, развивающиеся страны.
Описание.
Фонд Франции был создан в 1969 году по инициативе генерала де Голя и Andre Malraux, чтобы проводить в жизнь культурные и научные проекты в общественных интересах. Особенность этого учреждения - гуманистическая, общеполезная деятельность. Фонд свободен от религиозных и политических предубеждений, независим от государства и является объектом частного права. Фонд начал свою деятельность со стартовым капиталом в 3 млн. долларов и превратился в один из самых могущественных финансовых институтов Франции. Деятельность фонда финансируется за счёт пожертвований и средств, переданных как наследство.
Цели.
Предоставление денежных средств для удовлетворения общественных потребностей в многочисленных областях: борьба с бедностью и социальным расслоением, помощь детям и престарелым-инвалидам, научные и медицинские исследования, поддержка культуры и искусства, помощь странам “третьего мира”, центральной и восточной Европы. Содействие отдельным лицам или организациям, ведущим благотворительную деятельность и намеревающимся создать собственный благотворительный фонд. Консультационные советы для предпринимателей, жертвующих свои средства на развитие культуры.
Потенциальные кандидаты.
Организации, учреждения и физические лица.
Критерии отбора.
При распределении средств фонд руководствуется следующими приоритетами:
Общие блага: занятость рабочих мест, обеспечение жильём, проекты для инвалидов и престарелых людей.
Здравоохранение: проекты, связанные с разработкой новых лекарственных препаратов в области гомеопатии, нейробиологии и так далее.
Искусство и культура: музыка и реставрация исторических построек.
Развивающиеся страны: программы развития, преимущественно на Мадагаскаре и Сенегале.
Центральная и Восточная Европа: развитие третичного сектора в Польше.
Фонд Франции поддерживает только ясно обоснованные проекты. Он не расходует свои средства на техническое обслуживание и ремонт, капиталовооружённость, дефициты общественных бюджетов.
Форма поддержки.
Средства, необходимые для проекта передаются по клиринговой системе (посредничество через биржи).
Порядок соискания.
Сначала необходимо получить от головного фонда список учреждений с которыми он в настоящее время работает. Затем надо вступить в контакт с теми, кто работает в Вашем регионе и кто мог бы заинтересоваться подобным проектом и предоставить информацию об идее проекта и необходимой сумме.
Кто определяет кандидатов.
Фонд Франции и местные филиалы (в данном регионе) проводят опросы между организациями и определяют их потребности, предоставляя им информацию о имеющихся кандидатах. В случае если организация удовлетворена предложением, с соискателем заключается контракт.
Контактный адрес:
Fondation de France
40, avenue Hoche
75008 Paris
Frankreich
tel. +33 1 44 21 31 00
fax +33 1 44 21 31 01
1 Здесь и далее понятие “художник” будет приводиться в широком смысле.