Особенности НДС в РФ

скрыть или занизить, нежели прибыль, вследствие этого даже стали реже случаи финансовых нарушений; во-вторых, процесс взимания НДС не вызывает больших затруднений, что сокращает расходы на данную процедуру; и, в-третьих, НДС не зависит от результатов хозяйственно-экономической деятельности субъектов, и поступления от него достаточно стабильны.

Несмотря на огромное фискальное значение данного налога, нельзя отрицать его регулирующее влияние на экономику. Через механизм обложения НДС и, в частности, через систему построения ставок он влияет на ценообразование и инфляцию, так как фактически увеличивает цену товара на сумму налога. Безусловно, открытым остается вопрос о положительной стороне этого влияния, так как увеличение цены способствует развитию инфляционных процессов. С другой стороны НДС не сильно препятствует развитию производства, поскольку действительным его плательщиком становится не производитель, а потребитель. С психологической точки зрения этот налог, в отличие от подоходного, в меньшей степени влияет на стимулы к труду, затрагивая расходы населения, а не доходы. Таким образом, конечный потребитель уплачивая цену за товар, не замечает ее завышения на сумму налога, тогда как вычет из доходов подоходного налога более ощутим.

Посредством применения льгот на отдельные виды продукции или конкретные операции, а также льгот, предоставляемых тем или иным плательщикам, государство имеет возможность стимулировать развитие и осуществлять поддержку социально значимых видов деятельности (образование, здравоохранение, наука, культура и др.), стимулирование экспорта отечественных товаров за границу. Наконец, посредством многократного обложения НДС всех стадий производства продукции, работ и услуг достигается равенство всех участников рынка, а государство получает возможность осуществлять более полный контроль и оперативное управление финансово-хозяйственной деятельностью субъектов. Располагая полной и точной информацией, получаемой из бухгалтерской отчетности, государственные финансовые и налоговые органы могут осуществлять более точное планирование доходов бюджета.

Охарактеризовав теоретические основы обложения НДС, перейдем к рассмотрению действующей практики его исчисления и взимания в РФ.


Глава 2. Анализ действующего порядка исчисления и взимания НДС в РФ.


Налог на добавленную стоимость в Российской Федерации действует на основании Закона РФ от 27.12.91г. №2118-1 “Об основах налоговой системы в Российской Федерации”, Закона РФ от 06.12.91г. №1992-1 “О Налоге на добавленную стоимость” (далее по тексту - Закон «О НДС»). Нормативным актом, разъясняющим порядок исчисления и уплаты данного налога, является Инструкция Госналогслужбы от 11.12.95г. №39 “О порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость” (далее по тексту - Инструкция №39) с учетом внесенных изменений и дополнений.


2.1. Плательщики НДС, объекты обложения, облагаемый и необлагаемый оборот.


Важнейшим элементом любого налога является субъект, который определяется законодательно. В соответствии с Законом “О НДС” плательщиками налога являются юридические лица, осуществляющие производственную и иную коммерческую деятельность. Для классификации налогоплательщиков целесообразно рассматривать субъектов отдельно по каждому виду объекта налога, так как статьей 3 Закона «О НДС» определены две самостоятельные разновидности объекта налогообложения:

а) обороты по реализации товаров (работ, услуг) на территории РФ;

б) товары, ввозимые на территорию РФ (подробнее см. в Главе 3).

Это приводит к необходимости рассмотреть среди плательщиков «внутреннего» НДС четырех групп субъектов.

  1. К первой группе относятся любые организации независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности, имеющие, согласно законодательству Российской Федерации статус юридических лиц, и осуществляющие производственную и иную коммерческую деятельность.

К данной группе плательщиков следует отнести все коммерческие организации (в т.ч. предприятия с иностранными инвестициями): акционерные общества, хозяйственные товарищества, производственные кооперативы, государственные и муниципальные унитарные предприятия и др. Согласно п.1 ст.50 ч.I ГК РФ, данные организации в качестве основной цели своей деятельности преследуют извлечение прибыли. При этом необходимо учитывать, что плательщиками НДС являются как промышленные, так и финансовые организации, в т.ч. страховые общества, банки и др.

Некоммерческие организации (потребительские кооперативы, общественные и религиозные объединения, благотворительные и иные фонды) также являются плательщиками НДС в случае осуществления ими коммерческой деятельности, но лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы. Под данной деятельностью, в частности, понимается реализация основных средств и иного имущества, арендные и другие операции в рамках уставной деятельности. Также налогообложению подлежат доходы от реализации основных средств бюджетных учреждений.

  1. Во вторую группу плательщиков следует включить филиалы, отделения и другие обособленные подразделения организаций (не являющиеся юридическими лицами), самостоятельно реализующие товары (работы, услуги). Необходимо отметить, что данная группа выделяется в качестве самостоятельных субъектов исключительно для целей налогообложения и никак не связана с гражданским законодательством, так как, согласно ст.55 ГК РФ, обособленными подразделениями юридического лица являются только представительства и филиалы, которые не выступают самостоятельными участниками гражданского оборота.

Однако если любое подразделение юридического лица будет самостоятельно реализовывать товары, то в целях налогообложения оно тоже будет выступать налогоплательщиком по НДС в этой части. Как правило, для того чтобы обособленное подразделение имело возможность самостоятельно реализовывать товары (работы, услуги), необходимы следующие условия:

а) подразделение должно быть образовано в форме филиала, представительства, обособленного цеха и т.д.;

б) в положениях о данных подразделениях должно быть закреплено их право на самостоятельную реализацию;

в) наличие самостоятельного расчетного (текущего) счета в банке;

г) ведение обособленного бухгалтерского учета и наличие отдельного баланса.

  1. К третьей группе можно отнести индивидуальные (семейные) частные предприятия, т.е. те, организационно-правовая форма которых не приведена в соответствие с новым ГК РФ. Согласно п.5 ст.6 Федерального закона «О введении в действие части первой Гражданского кодекса РФ», индивидуальные (семейные) частные предприятия и предприятия, созданные частными и общественными организациями на праве полного хозяйственного ведения, подлежат до 1 июля 1999 г. преобразованию в хозяйственные товарищества, общества, кооперативы или должны быть ликвидированы.

К указанным предприятиям до их преобразования или ликвидации применяются положения об унитарных предприятиях, основанных на праве оперативного управления. При этом необходимо отметить, что если требуемые изменения не будут произведены до указанного срока, то данные предприятия подлежат принудительной ликвидации в судебном порядке по требованию налогового органа.

  1. Плательщиками НДС являются также международные объединения и иностранные юридические лица, осуществляющие производственную и иную коммерческую деятельность на территории РФ. Наиболее важным моментом для отнесения иностранных организаций к налогоплательщикам по НДС является признак территориальности. Под осуществлением коммерческой деятельности на территории РФ следует понимать место реализации товаров, работ, услуг (т.е. место возникновения объекта налогообложения).


В теории налогообложения выделяются категории объекта налога и налогооблагаемой базы. Объектом налога выступают юридические факты, которые обуславливают обязанность налогоплательщика уплатить налог. Налогооблагаемая база - это количественное выражение объекта налога, она выступает основой при исчислении суммы налога, подлежащего внесению в бюджет. Применительно к НДС налогооблагаемой базой является облагаемый оборот, состав и порядок исчисления которого подробно регламентируется Законом «О НДС».

Объектами налогообложения по НДС, согласно статье 3 Закона «О НДС», выступают следующие фактические обстоятельства:

1) обороты по реализации на территории РФ товаров, выполненных работ и оказанных услуг;

2) обороты по реализации товаров (работ, услуг) внутри организации (предприятия) для собственного потребления, в том числе реализация товаров собственным работникам, затраты по которым не относятся на издержки производства и обращения;

3) обороты по реализации товаров (работ, услуг) в обмен на другие товары (работы, услуги);

4) обороты по передаче безвозмездно или с частичной оплатой товаров (работ, услуг) другим организациям (предприятиям) или физическим лицам, включая работников предприятия;

5) обороты по реализации предметов залога, включая их передачу залогодержателю при неисполнении обеспеченного залогом обязательства;

6) товары, ввозимые на территорию РФ в соответствии с таможенными режимами, установленными таможенным законодательством РФ.

  1. Обороты по реализации товаров относятся к самым распространенным объектам налогообложения. Основанием для возникновения объекта обложения НДС в данном случае будет выступать территориальность облагаемого оборота, поскольку он возникает только на территории РФ. Как правило, объект обложения привязан к месту реализации товара, где происходит переход права собственности, а при осуществлении внешнеэкономической деятельности - к месту происхождения (отгрузки) товара.

Определение места реализации работ, услуг является принципиальным для определения объекта обложения по НДС. В соответствии с Законом «О НДС», можно выделить следующие правила определения места реализации работ, услуг:

  1. определение по месту фактического оказания работ, услуг:

а) если работы, услуги связаны с движимым имуществом;

б) если работы, услуги оказываются в сфере искусства, культуры, образования, физической культуры или спорта либо в иной аналогичной сфере.

2) по месту нахождения недвижимого имущества, если работы, услуги связаны с этим имуществом. К таким работам, услугам, в частности, относятся строительные, строительно-монтажные, ремонтные, реставрационные работы, работы по озеленению и т.п.

  1. по месту экономической деятельности покупателя работ, услуг. Данное правило применяется в отношении работ и услуг по передаче в собственность или переуступки патентов, лицензий, торговых марок, авторских прав или иных аналогичных прав; консультационных, юридических, бухгалтерских, инжиниринговых, рекламных услуг, а также услуг по обработке информации, по предоставлению персонала, по сдаче в аренду движимого имущества (за исключением транспортных средств транспортных предприятий) и иных аналогичных услуг.

  2. по месту экономической деятельности исполнителя работ, услуг, если это не связано ни с одним из перечисленных выше правил. Это может относиться, в частности, к оказанию представительских (секретарских) услуг, когда сторонняя организация осуществляет секретарские услуги вне места деятельности заказчика.

  3. по месту реализации основного обязательства, если работа, услуга носит обязательный характер, например, если дополнительным условием к импортной поставке оборудования является предоставление услуги по обучению персонала покупателя на территории РФ. В этой ситуации место реализации услуги по обучению определяется по месту продажи основного оборудования.


Согласно ст.3 Закона «О НДС», объектом налогообложения являются обороты по