Таможенная политика России

закреплена в п. 2 ст. 403 ТК РФ, согласно которой таможенные органы взимают таможенные пошлины, налоги, антидемпинговые, специальные и компенсационные пошлины, таможенные сборы, контролируют правильность исчисления и своевременность уплаты указанных пошлин, налогов и сборов, принимают меры по их принудительному взысканию. Вклад таможенных органов в формирование доходной части бюджета составляет более 40%, а ежедневные перечисления таможенных платежей в федеральный бюджет, по оценкам ряда авторов, составляют порядка 200 млн. долл. США.

В связи с изложенным следует признать таможенным органом орган исполнительной власти, действующий от имени государства и наделенный властными полномочиями, позволяющими ему осуществлять одновременно как правоохранительные, так и фискальные функции в сфере таможенного дела с помощью присущих ему форм и методов деятельности.

Таможенные органы составляют единую иерархически построенную систему, в которую входят:

1) Федеральная таможенная служба Российской Федерации;

2) региональные таможенные управления;

3) таможни;

4) таможенные посты (ст. 402 ТК РФ).

Федеральная таможенная служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в соответствии с законодательством Российской Федерации функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию, контролю и надзору в области таможенного дела, а также функции агента валютного контроля и специальные функции по борьбе с контрабандой, иными преступлениями и административными правонарушениями.

Региональное таможенное управление является таможенным органом, входящим в единую федеральную централизованную систему таможенных органов Российской Федерации и обеспечивающим реализацию задач и функций ФТС России в регионе деятельности РТУ в пределах своей компетенции. РТУ осуществляет определенные полномочия в установленной сфере деятельности, среди которых анализ и контроль деятельности подчиненных таможенных органов, осуществляемой на основе системы управления рисками, по обеспечению правильного исчисления и своевременной уплаты таможенных платежей и соблюдению запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, на основе показателей и согласно порядку, определяемым ФТС России; а также проведение таможенных ревизий, проверок достоверности сведений, заявленных при таможенном оформлении, после выпуска товаров и транспортных средств в соответствии с законодательством Российской Федерации (пп. 2, 7 п. 6 Общего положения о региональном таможенном управлении). Надо отметить, что исследователями поднимается вопрос о целесообразности существования такого элемента системы таможенных органов, как региональные таможенные управления. В целях сокращения управленческого аппарата и, как следствие, бюджетных расходов на его содержание обоснованно формулируется идея о возможности ликвидации РТУ и возложения их функций на Федеральную таможенную службу, в структуру которой следует включить кураторов по каждому федеральному округу. Еще одним звеном единой федеральной централизованной системы таможенных органов Российской Федерации является таможня, обеспечивающая реализацию задач и функций ФТС России в регионе своей деятельности в пределах установленной компетенции (Общее положение о таможне). Таможни в российской таможенной системе не случайно называются звеном, несущим основную практическую нагрузку. Так, в качестве одного из полномочий таможни следует назвать проведение таможенного контроля в формах, предусмотренных Таможенным кодексом РФ, организацию и координацию осуществления таможенного контроля таможенными постами (пп. 10 п. 6 Общего положения о таможне). В единую систему таможенных органов Российской Федерации входит таможенный пост, осуществляющий свою деятельность под общим руководством ФТС России, руководством РТУ и непосредственным руководством таможни. В качестве одной из основных задач таможенного поста можно назвать таможенное оформление и таможенный контроль (п. 12 Общего положения о таможенном посте), а среди функций таможенного поста выделить осуществление таможенного контроля, в том числе за товарами и транспортными средствами, перемещаемыми через таможенную границу Российской Федерации (п. 22 Общего положения). При этом таможенный пост обеспечивает проведение:

— проверки документов и сведений, необходимых для таможенных целей;

— таможенного досмотра, в том числе личного досмотра, являющегося исключительной формой контроля;

— учета товаров и транспортных средств;

— устного опроса физических лиц, законных представителей юридических лиц и должностных лиц;

— проверки в пределах своей компетенции системы учета и отчетности;

— осмотра территорий, помещений и других мест, где могут находиться товары и транспортные средства, подлежащие таможенному контролю, либо осуществляется деятельность, контроль за которой возложен на таможенные органы;

— таможенного контроля в других формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации о таможенном деле.

Организационная структура таможенных органов сформирована в соответствии с Приказом ФТС России «О типовых структурах таможенных органов Российской Федерации». Приказом ФТС РФ от 20 июня 2005 г. N 563 были утверждены Типовые положения о службе таможенной инспекции регионального таможенного управления и об отделе таможенной инспекции таможни, являющихся структурными подразделениями соответствующих таможенных органов и осуществляющих инспекционную деятельность, а также взаимодействие с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, правоохранительными, контролирующими органами, общественными объединениями и иными организациями.

Служба таможенной инспекции РТУ решает возложенные на нее задачи непосредственно, через подразделения таможенной инспекции и другие подразделения таможен, подчиненных РТУ. В частности, задачами, стоящими перед указанной службой, является организация, координация проведения и непосредственное проведение таможенного контроля, осуществление взаимодействия с подразделениями таможенных органов по вопросам организации и проведения проверочных мероприятий с использованием системы управления рисками (СУР), анализ и обобщение результатов проведения проверочных мероприятий, оценка их эффективности и другие. Инспекционная деятельность таможенных органов представляет собой совокупность мероприятий, осуществляемых должностными лицами инспекционных подразделений таможенной инспекции по контролю за:

а) законностью перемещения товаров через таможенную границу Российской Федерации;

б) достоверностью сведений, указанных в таможенной декларации и иных документах, представляемых при таможенном оформлении и влияющих на применение мер тарифного и нетарифного регулирования;

в) деятельностью декларантов и лиц, выступающих в качестве декларанта, а также таможенных брокеров, владельцев складов временного хранения и таможенных складов, таможенных перевозчиков и лиц, осуществляющих оптовую или розничную торговлю ввезенными товарами, с целью выявления и предотвращения фактов неуплаты таможенных пошлин, налогов или несоблюдения запретов или ограничений, установленных законодательством Российской Федерации по таможенному делу.

Таким образом, организация и проведение таможенного контроля после выпуска товаров в форме таможенной ревизии является функцией подразделений таможенной инспекции регионального таможенного управления и таможни. Подразделения, аналогичные российской таможенной инспекции, существуют во всех западноевропейских странах, в том числе в таможенных службах Австрии, Финляндии, Швеции.

В качестве главной проблемы в деятельности таможенных органов исследователями называется отсутствие комплексных нормативных документов, опосредующих вопросы проведения проверок (недостаточно разработаны как общие методики проверочной деятельности, так и технологии взаимодействия между различными подразделениями внутри таможенной системы и с иными контролирующими органами).

Взаимодействие подразделений таможенной инспекции в ходе их деятельности осуществляется путем разработки технологий таможенного контроля и таможенного оформления, технологий проведения проверочных мероприятий, определяющих конкретные функции каждого подразделения, формы и методы их реализации. Организация взаимодействия при подготовке и проведении проверочных мероприятий осуществляется подразделениями таможенной инспекции на основании принципов:

а) контроля за деятельностью подразделений таможенной инспекции по вертикали;

б) исключения дублирования функций подразделений таможенной инспекции и иных функциональных подразделений таможенного органа (по горизонтали);

в) взаимного обмена информацией и документами, содержащими признаки нарушения таможенных правил или неуплаты таможенных платежей;

г) результативности, то есть получения информации от иных подразделений таможенного органа о привлечении к ответственности объектов проверок деятельности, а также о взыскании таможенных платежей, осуществленных по результатам проверочных мероприятий.

Актуализировать взаимодействие таможен позволит созданный банк данных пограничных таможен и механизм электронного документооборота внутри всей таможенной системы РФ, что сделает ее максимально прозрачной и сократит время передачи документов от одного подразделения таможенного органа к другому. Помимо правильной организации контрольного процесса нельзя сбрасывать со счетов и человеческий фактор, поэтому большое значение для качественного осуществления таможенными органами инспекционной деятельности имеют квалификация, профессиональный уровень, а также личные качества должностных лиц данных органов. В соответствии с Федеральным законом «О службе в таможенных органах» сотрудниками таможенных органов могут быть граждане, достигшие возраста 18 лет, способные по своим личным и деловым качествам, уровню образования и состоянию здоровья обеспечивать выполнение функций, возложенных на таможенные органы. Определение и требования, предъявляемые к сотрудникам таможенных органов сформулированы в Типовой инструкции об организации и проведении сотрудниками таможенных органов Российской Федерации таможенного контроля за товарами, перемещаемыми физическими лицами. Так, сотрудниками таможенных органов являются граждане Российской Федерации, занимающие соответствующую должность в таможенных органах и имеющие специальные звания. Причем к проведению таможенного контроля должны привлекаться сотрудники таможенных органов, прошедшие в установленном порядке профессиональную подготовку или обучение и отвечающие морально-психологическим, профессиональным, образовательно-культурным и этическим критериям, определяемым ведомственными нормативными актами, и, как правило, владеющие иностранными языками. Подобные требования должны предъявляться и к должностным лицам таможенных органов, которые осуществляют таможенный контроль за правильностью перемещения товаров индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами.

Следует отметить, что правовое положение должностных лиц таможенной инспекции (за исключением начальника отдела, являющегося полковником таможенной службы) определяется Федеральным законом «О государственной гражданской службе Российской Федерации», в соответствии с которым гражданский служащий — гражданин Российской Федерации, взявший на себя обязательства по прохождению гражданской службы, осуществляющий профессиональную служебную деятельность на должности гражданской службы в соответствии с актом о назначении на должность и со служебным контрактом и получающий денежное содержание за счет средств федерального бюджета или бюджета субъекта Российской Федерации. В качестве одного из принципов гражданской службы ст. 4 Федерального закона N 79-ФЗ устанавливает профессионализм и компетентность гражданских служащих. Нехватка подготовленных кадров среди должностных лиц таможенных органов может стать серьезной проблемой, поскольку от уровня их квалификации в решающей степени зависит эффективность работы таможенной службы. Федеральными законами N 79-ФЗ (ст. 15) и N 114-ФЗ (ст. 17) в обязанность должностным лицам таможенных органов вменено поддерживать уровень квалификации, необходимый для исполнения должностных обязанностей.

Обязательной для всех сотрудников таможенных органов является профессиональная учеба как непрерывный образовательный процесс, организуемый с целью постоянного роста уровня профессиональных знаний должностных лиц и работников таможенных органов, предусматривающий изучение ими в плановом порядке законодательства Российской Федерации, нормативных правовых актов Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации, правовых актов ФТС России, а также иных информационных материалов по профилю деятельности конкретной должностной группы лиц. Профессиональная подготовка, переподготовка (переквалификация) и повышение квалификации сотрудников таможенных органов осуществляются в образовательных учреждениях Федеральной таможенной службы, учебных подразделениях таможенных органов, а также в образовательных учреждениях высшего профессионального образования или среднего профессионального образования на основе договоров между Федеральной таможенной службой и соответствующим образовательным учреждением (ст. 23 Федерального закона N 114-ФЗ).

Право на профессиональную переподготовку, повышение квалификации и стажировку в течение всего периода прохождения им гражданской службы в соответствии со ст. 14 и 62 Федерального закона N 79-ФЗ имеет и гражданский служащий. Повышение квалификации гражданского служащего осуществляется по мере необходимости, но не реже одного раза в три года.

Профессиональная переподготовка и повышение квалификации гражданского служащего осуществляются в имеющих государственную аккредитацию образовательных учреждениях высшего профессионального и среднего профессионального образования. Стажировка гражданского служащего осуществляется непосредственно в государственных органах и иных организациях. Кроме того, начальникам таможенных органов предоставлено право в пределах утвержденных лимитов бюджетных обязательств и в зависимости от потребности в специалистах направлять должностных лиц таможенных органов для поступления в государственные высшие учебные заведения, имеющие государственную аккредитацию, по заочной или очно-заочной форме обучения в целях получения второго высшего профессионального образования. В целях определения уровня профессиональной подготовки, объективной оценки служебной и профессиональной деятельности сотрудника, определения его соответствия занимаемой должности проводится аттестация, которая должна способствовать совершенствованию деятельности таможенного органа по подбору, повышению квалификации и расстановке сотрудников таможенных органов Российской Федерации. Проводится аттестация и в целях определения соответствия гражданского служащего замещаемой должности гражданской службы на основе оценки его профессиональной служебной деятельности.

Так, законодателем установлены квалификационные требования к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей по штатным должностям федеральной государственной гражданской службы Российской Федерации в Управлении таможенной инспекции и в подразделениях таможенной инспекции таможенных органов Российской Федерации. Заместитель начальника отдела таможенной инспекции таможни, главный государственный таможенный инспектор и старший государственный таможенный инспектор должны знать: Конституцию Российской Федерации, таможенное, налоговое, административное и гражданское законодательство; основы уголовного и международного права, бухгалтерского учета, финансового анализа и аудита, информатики; порядок работы со служебной информацией. Кроме того, указанные сотрудники должны иметь навыки: планирования и организации (заместитель начальника — еще анализа и контроля, а старший государственный инспектор лишь проведения) аналитической и информационной работы по выбору объектов, подлежащих таможенному контролю, с применением системы управления рисками; работы, связанной с подготовкой и проведением таможенных ревизий, с взаимодействием с налоговыми и иными контролирующими органами; проведения иных форм таможенного контроля; разработки проектов правовых актов, оформления и ведения служебной документации; использования в практической деятельности современных информационных технологий, компьютерной техники, оргтехники, необходимого программного обеспечения.

Знания государственного таможенного инспектора могут ограничиваться Конституцией РФ, основами таможенного, налогового и уголовного законодательства, административного и международного права, бухгалтерского учета и информатики, а навыки — использованием в практической деятельности современных информационных технологий, компьютерной техники, оргтехники, необходимого программного обеспечения. Очевидно, что результативность таможенной ревизии напрямую зависит от наличия у должностного лица, ее осуществляющего, одновременно правовых и экономических знаний.

Следует признать, что на сегодняшний момент необходимые знания и навыки приобретаются должностными лицами таможенных органов в основном на практике. Необходимо особое внимание обратить на морально-этические качества должностных лиц таможенных органов, поскольку наделение их определенными властными полномочиями может вызвать желание злоупотребить ими в своих корыстных интересах. Не случайно в литературе особое внимание уделяется преступности среди таможенников и отмечается, что, хотя количество должностных лиц таможенных органов, привлеченных к уголовной ответственности, и их удельный вес в общем числе тех, кто совершил преступления против государственной службы, незначительны, это связано в основном с латентностью преступлений, совершенных этими лицами.

Таким образом, таможенный орган следует определить как орган исполнительной власти, действующий от имени государства и наделенный властными полномочиями, позволяющими ему осуществлять одновременно как правоохранительные, так и фискальные функции в сфере таможенного дела с помощью присущих ему форм и методов деятельности. Единая иерархическая система таможенных органов включает в себя Федеральную таможенную службу РФ, региональные таможенные управления, таможни, таможенные посты. В настоящее время таможенные органы выведены из ведения Министерства экономического развития и торговли и подчиняются непосредственно Правительству РФ.


Заключение


Ускорение интеграционных процессов и глобализация экономических связей сопровождались качественными изменениями функций и роли таможенного дела в реализации внутренней и внешней политики, проявившимися в создании межгосударственных зон свободной торговли и таможенных союзов.

Сложившаяся к настоящему времени таможенно-тарифная политика России в основном ориентирована на: пополнение доходной части бюджета (до 50% доходной части федерального бюджета поступают от таможенных сборов); защиту ослабленных секторов экономики (отсюда повышение импортных пошлин на многие виды зарубежных товаров); приспособление к требованиям ВТО (с этой целью по согласованному графику вынуждено снижаются наиболее высокие ставки таможенного тарифа).

Основными направлениями таможенно - тарифной политики России на ближайшую и среднесрочную перспективу должны стать:

соблюдение системы приоритетов: обеспечение интересов России; обеспечение интересов блока стран, возглавляемого Россией; обеспечение интересов мирового сообщества в целом; сочетание интересов государства и интересов отдельных участников внешнеэкономической деятельности при обязательном приоритете общенациональных интересов; обеспечение внешней безопасности страны - экономической, продовольственной, технологической, научной, экологической и др.;

содействие улучшению структуры внешнеторгового оборота, улучшению структуры экспорта и импорта; соблюдения интересов отечественных производителей товаров.

Основными ориентирами работы с импортным тарифом будут являться:

- приведение номинального уровня тарифной защиты в соответствии с ее сегодняшним эффективным уровнем; повышение степени эффективности таможенного тарифа за счет его дифференциации по степени обработки с учетом текущей и желаемой структуры российской экономики; повышение инвестиционной привлекательности отдельных отраслей промышленности за счет установления достаточно высокого уровня импортных пошлин на переходный период (5-7 лет); сохранение необходимых уровней тарифной защиты отраслей, являющихся слабо конкурентоспособными; поэтапная либерализация доступа товаров тех отраслей, которые находятся в стадии модернизации;

либерализация импортного тарифа на товары, которые в российской Федерации не производятся или производятся в недостаточном количестве и которые необходимы для модернизации экономики и снижения общеэкономических издержек.

Таможенно - тарифное регулирование является наиболее важным и трудоемким процессом, который включает в себя несколько взаимосвязанных операций:

- определение страны происхождения товара; определение таможенной стоимости товара; определение таможенных платежей.

Принятие решений по таможенно-тарифному регулированию ВЭД имеет первостепенное значение в экономической деятельности таможенной системы.

Другим важным инструментом оптимизации таможенного тарифа должна стать замена части комбинированных ставок ввозных таможенных пошлин на специфические, что позволит осуществлять более эффективную защиту отечественных производителей товаров, в частности, сельскохозяйственных товаров.


Список использованной литературы


1. Ванин М. Переходный период российского импорта // Ведомости. № 41 (364). 7 марта 2001г.

2. Экономика таможенного дела / под ред, И.А. Малмыгин.- М.: РИО РТА, 2004

3. Ершов А.Д. Определение страны происхождения товара. –С Петербургский филиал РТА, 1996. –56с

4. Кисловский Ю.Г. История таможенного дела и таможенной политики России / Под общ. ред. А.Е. Жерихова.-М.: РУСИНА-ПРЕСС, 2004

5. Лисов А., Пресняков В. Федеральная целевая программа развития таможенной службы России// Внешняя торговля.—2003.-№4-6.—С. 34-36.

6. Овчинников, С. Н. Материалы региональной научно практической конференции, 29 ноября 2003 г. - Владивосток : Издательство ВГУЭС, 2004. - С. 105 – 109

7. Таможенный кодекс Российской Федерации 2007г.

8. Таможенное право России. Курс лекций Косаренко Н.Н. 2005