Миф о "евростандарте". Есть ли в полиграфии универсальный стандарт?
друг от друга более чем на 4% в обоих направлениях от своих эталонных значений.У этих стандартов есть одно принципиальное отличие. Оно заключается в подходе к определению эталонных плашек. GRACOL использует классический подход, оперируя значениями денситометрических плотностей, в то время как SWOP принципиально не доверяет инструментальному контролю, справедливо полагая, что реальные числовые показания различных приборов могут отличаться друг от друга.
В связи с этим SWOP предлагает использовать эталоннyю шкалу со значениями плотностей (SWOP Hi-Lo Color Reference), которая распространяется отдельно от самого стандарта. Этот эталон цвета представляет собой восемь плашек, соответственно по две на каждый цвет CMYK: минимальная и максимальная интенсивность каждого цвета. Таким образом, одновременно задается как сам цвет, так и возможный интервал его изменения. Денситометр рекомендуется использовать для сравнительной оценки тиражного оттиска и этой шкалы в случае, если по каким-то причинам человеческий глаз подводит.
У SWOP есть еще одна интересная отличительная черта. Начиная с 1999 г. принято решение проводить мониторинг существующих на рынке аналоговых и цифровых цветопроб, осуществлять их сертификацию и рекомендовать к использованию только ее прошедшие.
Следует обратить внимание, что в этих стандартах приводятся денситометрические данные при использовании светофильтров с полосой пропускания так называемого Status T, принятого в Штатах, а также значения абсолютной плотности. В Европе используются приборы с другой полосой пропускания под условным названием Status E. Разница особенно заметна при измерении желтого цвета: значение стандартного желтого в Америке всегда меньше.
Можно было бы продолжить «турне по миру» в поисках стандартов печати и с континентов заглянуть еще и на острова Японии. Но тут автор должен признаться в некомпетентности. Хотя, зная, какого класса в этой стране производят печатные машины, можно предположить, что и в стандартизации они преуспели. Но в данном случае это не так и важно, поскольку даже если в этой стране и существует что-то действительно заслуживающее внимания полиграфистов, эти знания не пропадут и найдут свое отражение в документах, речь о которых пойдет ниже.
Международные организации по стандартизации
Не обязательно углубляться в разные страны, ведь Международная организация по стандартизации — ISO (The International Organization for Standardization) уже много лет разрабатывает нормативные документы для различных отраслей человеческой деятельности с учетом интересов всех стран, состоящих в ней (Россия тоже). Стандартизация организована по областям.
Существует также Европейский комитет стандартизации CEN. Европейские нормы обозначаются буквами EN. Национальные нормы, имеющие противоположное действие, должны быть измены или отменены вовсе. Они проверяются каждые пять лет на предмет их практического значения и необходимости пересмотра. При издании окончательного варианта международного стандарта большое значение придается широкому одобрению проекта специалистами различных стран-участниц. Перед окончательной публикацией проект проходит четыре тура голосований. При этом необходимо одобрение трех четвертей участников. Поэтому принятый документ является поистине интернациональным не только с точки зрения принимавших участие в его разработке специалистов, но и с учетом интересов и национальных особенностей стран-участниц.
ISO как некое понятие довольно быстро входит в моду. Появляется даже опасность повторения сомнительной славы «евростандарта». Не имея возможности или просто не желая разобраться, люди начинают бездумно употреблять термины, смысл которых им до конца не ясен. И вот на вопрос, адресованный продавцам красок, соответствует ли их продукция международным нормам, некоторые уже рапортуют: «Да. ISO 9000». Хотя это не то. Указанный стандарт напрямую к полиграфии не имеет ни малейшего отношения. Этот стандарт определяет даже не качество продукции, а лишь способность предприятия обеспечивать качество. Таким образом, наличие сертификата вовсе не гарантирует качество продукции с точки зрения соответствия определенным цветовым характеристикам. Среди этой серии стандартов к полиграфии ближе всего ISO 9002, регламентирующий производство.
Существует несколько стандартов ISO, имеющих какое-то отношение к печатному процессу. Наиболее значимыми для офсетной печати являются следующие: ISO 13655 — условия измерения в полиграфии; ISO 13656 — рекомендации по использованию денситометрии и измерений цвета при контроле процесса; ISO 12642 — испытательные тесты для вывода изображений в целях управления цветом. ISO 2846–1 является предписанием по проверке печатных красок в лабораторных условиях. В нем приводятся CIELAB-координаты последних на эталонной бумаге. При этом ISO 2846 образца 1997 г. в некотором смысле может рассматриваться как современный взгляд на утративший силу DIN 16539 и вбирает в себя изменения, произошедшие с цветом красок за последние десятилетия, а также учитывает интересы и требования полиграфической промышленности США и Японии. Таким образом, наличие международного стандарта позволяет снять с повестки дня извечные противопоставления в особенностях печати этих стран, так или иначе являющихся законодателями моды в полиграфии.
Стандартом, заслуживающим особого внимания, является ISO 12647, впервые увидевший свет в 1996 г. Его первая часть содержит термины и определения, а вот вторая является настоящим кладом, на поиск которого мы затратили столько усилий. И пусть по содержанию стандарт ISO 12647–2 не столь энциклопедичен, как, например, SWOP или GRACOL, все же это тот документ, который необходим.
В нем последовательно приводятся требования ко всей технологической цепочке тиражирования печатной продукции, данные для контроля процессов, начиная с изготовления фотоформ. В основной части стандарта содержатся четкие требования к колориметричеким координатам плашек CMYK и их бинарам для пяти типов бумаг. При этом, в отличие от ISO 2846, цвета измеряются не на отвлеченной эталонной бумаге, а на реально используемой на практике. Приводится также величина растискивания при допустимом суммарном лимите красок в 350% и линиатуре до 200 lpi. Следует отметить, что эти два параметра (колориметрия и растискивание) возводятся в ранг необходимых и достаточных для контроля качества печатной продукции. Понятие контраста печати отсутствует вовсе, «балансу по серому» отводится второстепенная роль. При этом он достигается за счет несколько иных соотношений цветов, чем приняты в Америке. Растискивание контролируется на 40% и 80% растрах, его значения для цветов CMY принимаются одинаковыми, а для К — на 2–3% выше. Поскольку значения растискивания хроматических цветов равны, вводится понятие, до сих пор не встречающееся в отечественной литературе, — «спред полутона» (от англ. spread — об этом мы расскажем в одном из ближайших номеров).
Следует отметить, что сведения о денситометрической плотности плашек CMYK приводятся лишь в приложении, только для справки. Да-да. Нужно обратить на это обстоятельство особое внимание. В последнее время уже не редкость, когда в литературе начинают проскальзывать упоминания об ISO 12647. При этом приводятся ссылки именно на денситометрические плотности плашек, что некорректно.
Таким образом, в соответствии с современными требованиями весь контроль цветовых отличий осуществляется исключительно спектрофотометром, а критерием является DЕab. С практической точки зрения это означает, что сначала технолог путем спектральных измерений устанавливает необходимую толщину красочного слоя и только потом определяет, какая денситометрическая плотность ему соответствует. Значение последней может служить руководством к действию непосредственно для печатника.
Эталонная шкала со значениями плотностей
В этом стандарте однозначно сформулированы требования толерантности. Четко определен коридор колебания цветов CMYK, а также возможные пределы изменения растискивания и «спреда полутона». Впервые оговариваются допустимые отклонения цветопробы от ОК-листа, а также возможные допуски на так называемый «разнотон» тиража.
Еще одним крайне важным для полиграфии аспектом, нашедшим отражение в ISO 12647, является стандартизация условий измерений, чтобы можно было сопоставлять результаты. Например, сказать, что плотность «мадженты» должна составлять 1,5 — значит не сказать ничего. Для того чтобы наполнить эти цифры содержанием, необходимо дополнительно также сообщить, относительная это или абсолютная плотность, проводились ли измерения с поляризационным фильтром или без, на какой подложке (черной или белой), какова апертура прибора, полоса пропускания светофильтров. Желательно также указать марку прибора и фирму-изготовителя. Выполнение этих требований необходимо и при колориметрических измерениях. Приборы должны быть с геометрией 45 в 2о. Для сравнительных исследований образцы должны располагаться на черной подложке и быть освещены источником нормированного света 5000о К (D50). Необходимость черной подложки объясняется тем, что при использовании тонких материалов может просвечиваться печать на обороте, как будто «загрязняющая» бумагу и снижающая красочность оттиска. Только наличие всех этих сведений позволяет достоверно оценить результат измерений и делать какие-то сравнения. Эти условия измерений следует соблюдать и при изготовлении цветопроб.
Поскольку понятие «евростандарта» достаточно крепко засело в наших головах, вернемся к нему еще раз. Хотя до сих пор не существует органа стандартизации полиграфии в Европе, утешением ярым сторонникам отсутствующего «евростандарта» может послужить то, что ISO 12647 во многом европейского происхождения. Хотя он и включает все лучшее, что наработано в мире, но в основе лежат исследования немецкого института FOGRA. Немецкому институту стандартизации DIN поручена работа секретариата Технического комитета ISO TC 130 (Graphic technology), ведающим в Международной организации по стандартизации полиграфией и связанными с ней областями знаний. При этом председателем комитета является представитель FOGRA доктор F. Dolezalek. Международный стандарт процесса офсетной печати принят в Германии, о чем свидетельствует добавление аббревиатуры DIN, то есть DIN ISO 12647. В этой связи он подлежит использованию на территории всего Европейского союза. Поэтому, если и говорить о неком «евростандарте» печати, то первым и единственным претендентом на эту роль в настоящее время является ISO 12647. Однако это всего лишь лирическое отступление.
Определившись наконец с тем, что же такое «евростандарт» в современном понимании, хотелось бы еще раз обратиться к данным таблицы на с. 14. А именно к ее последнему столбцу, в котором приводятся сведения о цветовом различии красок в программе Adobe Photoshop 67 и ISO 12647. Скорее всего, для определения цветов красок пользователь выберет Eurostandard Coated и сразу же попадет в западню. Если подготовленную таким образом работу, он отдаст в типографию, которая старается следовать международным технологическим нормам печати, результат будет плачевным. Достаточно посмотреть цифры из таблицы, чтобы задуматься. Каковы же будут цветовые отличия при использовании других приложений, использующих понятие «евростандарт», можно только догадываться.
Несомненное преимущество промышленного стандарта в том, что при его применении быстрее и с наименьшими потерями достигается оптимальное в техническом отношении решение. Однако надо отдавать себе отчет, что полученный результат с самого начала удовлетворит не всех. Не факт, что тираж, напечатанный с учетом всех требований стандарта ISO, по зрительному восприятию будет лучшим. Возможен вариант, при котором несоблюдение стандарта приведет к лучшему визуальному эффекту для какого-то конкретного изображения.
Важно учитывать, что ISO носит рекомендательный характер и только от вас зависит решение печатать «красиво» или в соответствии со стандартом.
Вывод
Судя по всему, есть все-таки что-то рациональное в старой идеологии стандартизации. Безусловно, преследовать кого-то в административном или даже уголовном порядке за неисполнение или незнание технологических норм печати — это слишком. Однако возвести в ранг закона необходимость их выполнения пойдет на пользу всем. Да, речь идет именно о законе, которому, несмотря на рекомендательный характер, послужит стандарт офсетной печати. Его требованиям должны следовать все стороны полиграфического процесса, включая заказчиков, дизайнеров и печатников.
На практике это могло бы выглядеть следующим образом. Печатники всегда следуют рекомендациям технологического стандарта, а в тех случаях, когда они вынуждены от него отклониться, в обязательном порядке ставят об этом в известность всех заинтересованных лиц. Это устранило бы многие проблемы, и сделало бы возможным добиться стабильного качества на уровне мировых стандартов.