Таможенная политика России

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

НОУ «Московский институт управления»

Кафедра: Экономики и управления

Специальность: Экономика и управление на предприятии (в природопользовании)

Форма обучения: заочная


РАБОТА ПО ПРОЙДЕННОМУ КУРСУ

По дисциплине: «ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ»

Тема: «Таможенная политика России»


МОСКВА 2009 г.


Содержание


Введение

1. Таможенная политика

1.1 Таможенные пошлины и цели таможенной политики

1.2 Проблемы таможенной политики России

2. Основные направления таможенно-тарифной политики на 2009 год

3. Итоги реализации таможенно-тарифной политики в 2007 году

4. Приоритеты таможенно-тарифной политики на среднесрочный период

4.1 Цель таможенно-тарифной политики в среднесрочной перспективе

4.2 Задачи таможенно-тарифной политики

5. Меры по совершенствованию таможенного администрирования для реализации приоритетов таможенно-тарифной политики

6. Правовой статус таможенных органов на современном этапе

Заключение

Список используемой литературы


Введение


Таможенная политика России направлена на активизацию международных экономических отношений, содействие развитию внешней торговли, защиту экономики страны от неблагоприятного воздействия иностранной конкуренции, совершенствование таможенной политики.

Деятельность таможенных органов основывается на концептуальных подходах к решению поставленных задач. Концептуальная регламентация основных направлений таможенной политики должна стать узаконенной системой взглядов российского государства на защиту экономики страны, создание условий, способствующих ускорению товарооборота через таможенную границу, обеспечение охраны прав и интересов субъектов внешней торговли.

В рамках реализации концепции развития таможенных органов РФ до 2010 г. (утверждена распоряжением Правительства РФ от 14.12.2005 № 2225-р) осуществляется выполнение федеральных целевых программ «Государственная граница Российской Федерации (2003–2010)», «Электронная Россия (2002–2010)» и «Модернизация транспортной системы России». ФТС России принята к реализации до 2020 г. концепция таможенного оформления и таможенного контроля товаров в местах, приближенных к государственной границе РФ.

Перевод таможенного оформления в приграничные субъекты РФ до 2020 г. предполагает на основе совершенствования транспортно-логистической и таможенной инфраструктур оптимизировать системы таможенного оформления товаров и транспортных средств, перемещаемых автомобильным и морским транспортом к 2014 г., железнодорожным транспортом — к 2020 г. При переходе к осуществлению деятельности в новых условиях при упрощении процедур таможенного оформления предлагаем участникам внешнеэкономической деятельности применять предварительное и электронное декларирование товаров.

1. Таможенная политика


1.1 Таможенные пошлины и цели таможенной политики


Использование инструментов таможенного регулирования для достижения целей промышленной политики является общепринятым в мировой практике. Важнейшим средством регулирования внешнеэкономических связей, которое используют практически все страны, участвующие в международной торговле, являются импортные таможенные пошлины. Единообразия в подходах к определению уровня ставок таможенных пошлин по конкретным товарным группам в современных условиях не существует. Однако могут быть сформулированы определенные правила, которые следует принимать во внимание при решении вопросов о величине ставок ввозных таможенных пошлин.

Таможенные пошлины вносят диспропорции в сферу производства и потребления и чаще всего снижают благосостояние каждой из торгующих стран, в том числе и той, которая их применяет. При этом таможенные пошлины всегда выгодны производителям товаров, конкурирующим с импортом, даже если совокупное благосостояние граждан страны при этом снижается, что создает стимулы для активного лоббирования. Как правило, импортные пошлины не являются оптимальными инструментами достижения намеченных целей промышленной политики: к ним можно прийти другим путем, причем с лучшими результатами.

Использование таможенных пошлин является наиболее оправданным в следующих случаях:

  • если страна способна оказывать влияние на мировые цены импортируемого товара (в этом случае можно найти такой уровень ставки тарифа, который принесет ей чистый выигрыш);

  • когда в экономике страны существуют проблемы (например, устойчиво пассивное сальдо торгового баланса), которые не могут быть разрешены с помощью иных инструментов экономической политики;

  • в отдельных случаях временная поддержка отечественных производителей с помощью таможенных пошлин может оказаться полезной для развития новых отраслей, которые слишком слабы, чтобы конкурировать с занимающими прочные рыночные позиции иностранными конкурентами.

В условиях России использование импортных пошлин в интересах промышленной политики должно концентрироваться на поддержке новых и развивающихся отраслей. Это относится, прежде всего, к отраслям, выпускающим высокотехнологичные и наукоемкие виды продукции. В свою очередь, целесообразно снизить до нуля ставки импортных таможенных пошлин на те виды оборудования, которые не производятся на территории Российской Федерации и выпуск которых не может быть налажен в обозримой перспективе. Соответствующие виды оборудования должны быть определены на основе инвентаризации баз данных о количестве и технических параметрах выпускаемого в стране оборудования, осуществляемой государственными органами совместно с бизнесом. При невозможности проведения в обозримые сроки подобной инвентаризации целесообразно вовсе отказаться от импортных пошлин на продукцию машиностроения: модернизация экономики – более важный приоритет!

«Разворот» таможенной политики в подобном направлении находится в соответствии с целями таможенной политики Российской Федерации, как они определены в Таможенном кодексе РФ (ст. 2). Этими целями являются:

  • участие в реализации торгово-политических задач по защите российского рынка, стимулированию развития национальной экономики;

  • содействие проведению структурной перестройки экономики;

  • обеспечение наиболее эффективного использования инструментов таможенного контроля и регулирования товарообмена на таможенной территории Российской Федерации и решение других задач экономической политики.

Таким образом, существуют благоприятные предпосылки для согласования целей проводимой в России таможенной политики с приоритетами промышленной политики. Такое согласование необходимо проводить с учетом ведущихся Российской Федерацией переговоров о присоединении ко Всемирной торговой организации, правила которой накладывают жесткие ограничения на использование инструментов таможенной политики для достижения целей государства в экономической сфере.


1.2 Проблемы таможенной политики России


Успехи или неудачи таможенной системы зависят от того, как сформулирована таможенная политика государства. В начале 1990-х гг. главной задачей таможенных органов стало увеличение доходов государственного бюджета. Такое определение приоритетов было вызвано проблемой острой нехватки бюджетных средств в условиях массового уклонения от налоговых платежей, колоссальным внешним долгом и обязательствами правительства перед пенсионерами и бюджетниками. Фискальный уклон таможенной политики и таможенного администрирования доминирует до сих пор: таможенные пошлины (в первую очередь экспортные) обеспечивают до трети доходов федерального бюджета. Таможенная политика России, носившая, по преимуществу, фискальный характер, препятствовала развитию международной кооперации и конкурентоспособности отечественной обрабатывающей промышленности.

Налоговая реформа и укрепление налоговой дисциплины за последние годы обеспечили снижение акцентов с налогообложения внешней торговли на налогообложение внутриэкономических операций. В складывающихся условиях таможенная политика должна стать механизмом достижения не фискальных, а структурных целей. На пути к этой цели существуют серьезные препятствия. В действовавшем до последнего времени Таможенном кодексе не были детально определены основные принципы таможенного законодательства. Как следствие, в дополнение к кодексу действовало около 4 тыс. нормативно-правовых актов ГТК, которые не только содержали массу внутренних противоречий, но нередко изменяли суть и букву закона, становились непроходимым административным барьером для участников внешнеэкономической деятельности. Отдельные нормы прежнего Таможенного кодекса шли вразрез с духом Конституции и действовавшего законодательства, по сути, позволяя таможенным органам вмешиваться в экономическую деятельность широкого круга лиц, влиять на формирование рынка, управлять товарными потоками. Изменение такого порядка администрирования является необходимым условием переориентации таможенной политики на приоритеты структурного регулирования. К сожалению, и в новом Таможенном кодексе Российской Федерации присутствуют серьезные недостатки. В частности, кодекс не различает, для каких целей поставляются компоненты – для последующей сборки или в качестве запчастей. В кодекс не вошел также очень важный для международной кооперации раздел "Свободная таможенная зона" из старого кодекса по причине отсутствия федерального закона о свободных экономических зонах. Новый кодекс сохранил и ориентацию деятельности таможенных органов на достижение в первую очередь фискальных целей.

Вместе с тем круг задач, выполняемых таможенными органами России, гораздо шире, чем наполнение государственного бюджета. В настоящее время к этим задачам относятся:

  1. участие в разработке и реализации таможенной политики; участие в разработке мер экономической политики в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу, реализация этих мер;

  2. защита экономических интересов России; обеспечение в пределах своей компетенции экономической безопасности страны; осуществление контроля за вывозом стратегических и других жизненно важных для интересов России материалов;

  3. осуществление мер по таможенному регулированию торгово-экономических отношений;

  4. взимание таможенных пошлин, налогов и иных таможенных платежей; создание условий, способствующих ускорению товарооборота через таможенную границу;

  5. осуществление валютного контроля в пределах своей компетенции;

  6. ведение таможенной статистики внешней торговли и специальной таможенной статистики;

  7. проведение научно-исследовательских работ, консультирование в области таможенного дела, осуществление подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов в этой области для государственных органов, предприятий, учреждений и организаций.

Предусмотрен также блок функций международного характера: участие в разработке и выполнении международных договоров, затрагивающих таможенное дело; сотрудничество с таможенными и другими компетентными органами иностранных государств, международными организациями, занимающимися вопросами таможенного дела.

Опыт использования мер структурного регулирования внешнеторговой деятельности у российских таможенных органов таможни уже есть – это сезонные пошлины, тарифные квоты, антидемпинговые расследования, специальные пошлины. Использование этих мер началось уже в последней трети 1990-х годов. Но пока они не дали должного эффекта, поскольку применение перечисленных мер носит ограниченный характер и зачастую диктуется политическими приоритетами. Сочетание стимулирующих мер в тарифной сфере с совершенствованием таможенного режима может служить важным стимулом к развитию международной кооперации и повышению конкурентоспособности российских производителей. Иллюстрацией возможностей в международной производственной кооперации служит проект "ЕвроРоссия" для региона Санкт-Петербурга и Ленинградской области близ границы с Финляндией. Целью проекта, начатого еще в 1999 г., было увеличение степени интеграции фирм России и ЕС через развитие бизнес-сетей предприятий. Участники проекта, в который предполагалось инвестировать около 200 млн. евро, – высокотехнологичные российские и европейские предприятия и компании. При взаимной заинтересованности и поддержке ЕС, в том числе технической и финансовой, "ЕвроРоссия" мог бы стать пилотным проектом крупномасштабной производственной кооперации, открыть дорогу целому ряду других проектов сотрудничества от Санкт-Петербурга до Мурманска.

Предполагалось, что участникам проекта будут предоставлены не только региональные, но и таможенные преференции на федеральном уровне, которые содействовали бы налаживанию производства готовой продукции и обмену для этого компонентами, их "русификацию", развитие соответствующего производства в России. Попытки возродить производственную кооперацию в рамках проекта "ЕвроРоссия" и создать свободные экономические зоны, технопарки, таможенные территории производственного типа натолкнулись на такие препятствия, как устаревшие таможенные технологии, отсталая транспортная логистика и скудное информационное обслуживание. Отсутствует унификация технических норм и стандартов, гигантских размеров достигла межведомственная несогласованность. Отрицательную роль играют недостаток доверия и неадекватность подходов сторон на начальных стадиях технико-экономической подготовки проектов.

Набор организационно-технических проблем усугубляется и такой серьезной экономической причиной, как отсутствие режима "свободной таможенной зоны". Он предполагает частичное освобождение работающих в этом режиме предприятий от таможенных пошлин и НДС на импортируемые компоненты и оборудование для производства конкурентоспособной продукции. Много вопросов у товаропроизводителей вызывает рассмотренный и частично решенный в начале сентября 2003 г. Правительством РФ вопрос об изменении таможенных пошлин. Нежелание правительства РФ снизить таможенные пошлины на сырье и оборудование, не производимые в стране, создает ряд проблем. Так, например, сокращение с 20% до 10% пошлины на ввоз австралийской шерсти дало бы возможность увеличить выпуск высококачественных чистошерстяных тканей, причем дополнительные поступления в бюджет от реализации которых составили бы около 17 млн. долл. в год. Снижение пошлин на ввоз трепаного льна только на 50% позволило бы увеличить поступления в бюджет на 26,7 млн. долл. ежегодно за счет роста производства продукции из этого вида сырья. Подобных примеров существует множество. В предложениях правительства, однако, присутствует прямо противоположная логика: в частности, обсуждалось снижение ставок импортных пошлин на готовую продукцию текстильной и легкой промышленности и введение пошлин на импорт хлопка.

Таким образом, проведение Россией эффективной промышленной политики требует серьезных изменений в подходе к таможенному регулированию. Эти изменения, прежде всего, должны быть направлены на отмену (либо значительное сокращение) ввозных пошлин на сырье, материалы, комплектующие и оборудование, не имеющие отечественных аналогов и ввозимые в целях технического перевооружения и расширения производства. Что же касается собственно протекционистских мер во внешней торговле, то их использование должно ограничиваться преимущественно случаями антидемпинговых расследований и использованием встречных мер, нацеленных на пресечение некорректных торговых практик иностранных поставщиков и "восстановление паритета" в торговых отношениях с теми или иными странами.


2. Основные направления таможенно-тарифной политики на 2009 год


Основные направления таможенно-тарифной политики на 2009 год и плановый период 2010 и 2011 годов подготовлены во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2007 г. N 1010 «О порядке составления проекта федерального бюджета и проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период».

Принципиальный подход к формированию Основных направлений обусловлен качественным изменением ее роли в реализации стратегических целей социально-экономического развития страны. Тарифно-таможенная политика становится важнейшим и неотъемлемым инструментом решения внутренних задач - перехода российской экономики на инновационный путь развития, ее диверсификации и повышения глобальной конкурентоспособности.

Это обуславливает ряд особенностей тарифно-таможенной политики в предстоящий период.

Во-первых, возрастает ее роль в технологической модернизации российской экономики за счет обеспечения доступа российских компаний к передовым технологиям и оборудованию.

Таможенно-тарифная политика должна создавать стимулы и условия для привлечения капитала в производство. Активнее должны использоваться специальные таможенные режимы, должен быть реализован принцип эскалации тарифа.

Во-вторых, усиливается роль таможенно-тарифной политики в формировании трансграничных производственно-технологических связей, развитии специализации и кооперации, прежде всего, в высокотехнологичных отраслях. Смещаются акценты таможенно-тарифной политики - от регулирования внешней торговли к содействию создания в обрабатывающих отраслях глобальных центров компетенции, встроенных в мировые цепочки производства добавленной стоимости.

В-третьих, усиливается значение таможенно-тарифной политики в регулировании внутренних рынков, повышении уровня их конкурентности и укреплении позиций российских компаний в России и за рубежом.

В-четвертых, единая таможенно-тарифная политика стран таможенного союза, формирующегося в рамках ЕврАзЭС, становится важным условием интеграции на евразийском пространстве.


3. Итоги реализации таможенно-тарифной политики в 2007 году


В 2007 году развитие сферы внешней торговли характеризовалось высокой динамикой, усилением ее влияния на внутренние экономические процессы в стране.

Объем импорта товаров составил 199,7 млрд. долларов США против 137, 8 млрд. долларов США в 2006 году (рост - 144,9%), в том числе, из стран дальнего зарубежья - 169,9 млрд. долларов США, из стран-участников СНГ -29,8 млрд. долларов США. Объем поступлений от взимания ввозной таможенной пошлины составил 488,0 млрд. руб. по сравнению с 341,6 млрд. руб. в 2006 году (рост - 142,9%).

В 2007 году были изменены ставки ввозных таможенных пошлин по 1570 тарифным позициям, из них 307 - товары сельскохозяйственной группы.

Средневзвешенная ставка ввозных таможенных пошлин в 2007 году составила 11,25%, в 2008 году составит 11,17%. В случае присоединения в 2008 году Российской Федерации к ВТО, в 2009 году средневзвешенная ставка таможенного тарифа будет равна 11,15%, в 2010 году - 10,4%; в 2011 году - 9,55%. Одновременно, по условиям обязательств по связыванию ставок ввозных таможенных пошлин после присоединения к ВТО Россия вправе будет сохранять достаточно высокий уровень тарифной защиты (средневзвешенная ставка по окончании переходного периода на сельскохозяйственные товары - до 18%, промышленные - 7,6%).

Объем экспорта товаров в 2007 году составил 352,5 млрд. долларов США против 301,2 млрд. долл. США в 2006 году (рост 117%). Объем поступлений от взимания вывозной таможенной пошлины составил 1 834,9 млрд. руб.

Изменения ставок вывозных пошлин были осуществлены по 63 позициям, без учета нефти и нефтепродуктов. По нефти и нефтепродуктам (73 позиции) ставки пошлин изменялись в соответствии с законом Российской Федерации «О таможенном тарифе» каждые 2 месяца. С целью защиты внутреннего рынка и предотвращения роста цен были введены вывозные таможенные пошлины на пшеницу и ячмень в размерах 40 и 30 процентов соответственно.

Объем тарифных льгот в 2007 году составил при импорте - 30,4 млрд. руб. (6,2% объема поступлений от ввозных таможенных пошлин), при экспорте - 94,7 млрд. руб. (5,2% объема поступлений от вывозных таможенных пошлин).

Проводимая в 2007 году тарифно-таможенная политика базировалась на Основных направлениях таможенной политики на 2008-2010 годы, одобренных Правительством Российской Федерации 2 марта 2007 года. Из предусмотренных мероприятий выполнены следующие.

  1. На постоянной основе введены в действие нулевые ставки ввозных таможенных пошлин на широкую номенклатуру технологического оборудования. Дальнейшее расширение перечня видов технологического оборудования с нулевыми ставками ввозных пошлин предусмотрено постановлением Правительства Российской Федерации от 9 июня 2007 года # 357 (всего 98 позиций)

  2. В рамках реализации приоритетного национального проекта «Здоровье» снижены ставки ввозных таможенных пошлин на медицинские модули с 20 до 5 процентов.

  3. Утверждены на постоянной основе дифференцированные ставки ввозных таможенных пошлин на отдельные компоненты и комплектующие элементы, ввозимые в режиме «промышленной сборки». В рамках этого направления в 2007 году был расширен перечень ввозимых беспошлинно или по пониженной ставке пошлины отдельных компонентов и деталей, применяемых при производстве узлов и/или агрегатов автотранспортных средств.

  4. Продлено на постоянной основе применение пониженных ставок ввозных пошлин на материалы и комплектующие, используемые в рамках проекта создания среднемагистрального пассажирского самолета 881-100.

  5. Приняты решения по корректировке сезонных пошлин на товары 68 наименований сельхозпродукции.

  6. Приняты поправки в Закон Российской Федерации «О таможенном тарифе», предоставляющие полномочия Правительству Российской Федерации изменять порядок распределения тарифных квот.

  7. Принят ряд решений по совершенствованию правил определения страны происхождения. Расширен перечень технологических операций, осуществление которых позволяет признавать товар происходящим из той страны, где такие операции были осуществлены. Подготовлен проект новой редакции Правил определения страны происхождения товаров, применяемых в рамках СНГ.

  8. Активно и последовательно проводилась политика защиты отечественной промышленности от недобросовестного или резко возросшего импорта. Приняты решения о применении антидемпинговых мер в отношении импорта никельсодержащего плоского проката из ЕС, машиностроительного крепежа из Украины, подшипников качения из Китая и специальной защитной меры (сетки из стекловолокна).

  9. В рамках соответствующих расследований были заключены соглашения с Украиной о регулировании поставок на таможенную территорию Российской Федерации прутков для армирования железобетонных конструкций и плоского холоднокатаного проката.

  10. Проводились расследования в отношении полиамидных технических нитей и нержавеющих труб. По результатам ранее проведенных расследований применялись защитные меры в отношении трехфазных асинхронных электродвигателей, швеллеров, некоторых видов стальных труб, дрожжей пекарных сухих, ламп накаливания.

  11. Отменены вывозные пошлины на ряд товаров с высокой долей добавленной стоимости. Среди них: отдельные виды химической продукции, продукции деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности (отдельные виды пиломатериалов и обработанной древесины, целлюлозы, бумаги и картона).


4. Приоритеты таможенно-тарифной политики на среднесрочный период


4.1 Цель таможенно-тарифной политики в среднесрочной перспективе


Цель таможенно-тарифной политики в среднесрочной перспективе - содействие диверсификации и повышению глобальной конкурентоспособности российской экономики за счет эффективного применения инструментов таможенно-тарифного и нетарифного регулирования.


4.2 Задачи таможенно-тарифной политики


  • содействие технологической модернизации российской экономики за счет облегчения доступа к использованию передовых иностранных оборудования и технологий;

  • стимулирование развития производственно-технологической кооперации российских и иностранных компаний, содействие переносу глобально ориентированных обрабатывающих производств на российскую территорию («импорт производств вместо импорта товаров»);

  • повышение конкурентности российских рынков, защита развивающихся рынков, уязвимых для импорта;

  • унификация таможенно-тарифной политики со странами, формирующими таможенный союз в рамках ЕврАзЭС.

Реализация поставленных задач будет обеспечиваться следующими приоритетными направлениями таможенно-тарифной политики.

Первое - стимулирование переноса производств на территорию России путем дифференциации ставок таможенных пошлин в зависимости от глубины переработки и предназначения товаров.

Дифференциация ставок таможенных пошлин в зависимости от глубины переработки товаров (минимальные пошлины на материалы, сырье, комплектующие, максимальные - на готовые изделия) создает более привлекательные условия для изготовления товаров в России по сравнению с их импортом и способствует организации (переносу) производств на территорию России.

Вместе с тем, такие факторы, как:

  • снижение таможенных пошлин на технологическое оборудование в целях содействия модернизации российских производств;

  • необходимость содействия удовлетворению потребительского спроса на высококачественные товары, аналоги которых не производятся в России, либо производятся в недостаточных количествах;

  • выполнение международных обязательств России по беспошлинному ввозу отдельных видов товаров (например, книги и печатная продукция);

  • необходимость защиты наиболее конкурентоспособных отраслей российской экономики в сырьевом секторе и в производстве товаров низкого передела;

  • временное открытие внутренних рынков для увеличения предложения и предотвращения роста цен, - препятствуют соблюдению принципа эскалации Таможенного тарифа в некоторых секторах экономики.

В среднесрочной перспективе для стимулирования переноса производств в Россию:

  1. Будет продолжена работа по изменению Таможенного тарифа с целью дифференциации ставок таможенных пошлин в зависимости от глубины переработки товаров.

  2. Для создания условий, способствующих организации производства тех товаров, на которые ставки пошлин ниже, чем на компоненты для их производства, будут применяться: классификация товаров, ввозимых в разобранном виде, по тарифной позиции, к которой относится товар в готовом виде. В таких отраслях, как автомобилестроение, сельхозмашиностроение будет проведена работа по подготовке правил классификации товаров, ввозимых в разобранном виде, по той номенклатуре товаров, где ставки ввозных таможенных пошлин на готовые изделия ниже, чем на материалы и комплектующие; таможенный режим переработки для внутреннего потребления. Будут реализованы преимущества таможенного режима переработки для внутреннего потребления для тех товаров, где снижение ставок пошлин на материалы, сырье и комплектующие не оправданно.

  3. Будет продолжена работа по дифференциации ставок ввозных таможенных пошлин, применяемых в отношении компонентов и комплектующих элементов, в одном случае ввозимых для промышленного производства товаров, а в другом случае - не предназначенных для такого производства.

Эффективность такого подхода подтвердила практика реализации постановления Правительства Российской федерации от 29 марта 2005 года # 166 «О внесении изменений в таможенный тариф Российской Федерации в отношении автокомпонентов, ввозимых для промышленной сборки», которое было принято с учетом интересов как потенциальных инвесторов, так и российских производителей автокомпонентов.

Положительный опыт установления дифференцированных ставок ввозных таможенных пошлин в зависимости от предназначения товаров (для режима «промышленная сборки», или для защиты внутренних рынков, или для предотвращения обхода установленных ограничений) будет распространен на другие отрасли в модифицированном виде, с учетом правил ВТО, то есть, без требований по «локализации» производства.

Ограничением для дифференциации ставок пошлин в зависимости от предназначения товаров является правовая неопределенность в статусе товаров для таможенных целей (если он декларируется таможенным органам по пониженной ставке таможенной пошлины как предназначенный для промышленной сборки). Для расширения практики дифференциации пошлин на условиях, соответствующих правилам ВТО, необходима четкая регламентация правовых последствий для декларанта, если при импорте товаров им выбирается более низкая ставка пошлины.

Будут внесены изменения в Таможенный кодекс Российской Федерации с целью установления порядка взимания таможенных пошлин в случае использования товаров в иных целях, чем это предусмотрено Таможенным тарифом для применения пониженной ставки таможенной пошлины, если ставка пошлины дифференцирована в зависимости от предназначения товаров.

Второе - усиление регулирующей функции таможенного тарифа, обеспечение сбалансированности и рациональная защита внутренних рынков.

Угроза вытеснения товаров отдельных секторов экономики с внутреннего рынка импортом требует создания определенных защитных барьеров для доступа импорта. В тоже время, искусственное и неоправданное ограждение от импорта снижает стимулы для повышения конкурентоспособности отечественного производителя, ущемляет интересы потребителя. Значительный рост промышленного и сельскохозяйственного производства, инвестиционной активности, развитие сферы услуг стимулирует повышение спроса на товары в области машиностроения, который отечественное производство не может удовлетворить в полной мере.

  1. Сбалансированность регулирования импорта с учетом потребностей производителей и потребителей будет обеспечиваться: применением специфических тарифных инструментов в аграрном секторе (сезонные пошлины, тарифные квоты); гибким реагированием на потребности производителей и потребителей, ценовую ситуацию на рынках путем временного снижения или повышения ставок ввозных таможенных пошлин; применением специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер.

  2. Будет продолжена работа по дальнейшему снижению ставок ввозных таможенных пошлин на прогрессивное технологическое оборудование, не имеющее отечественных аналогов, при одновременном сохранении защитных ввозных таможенных пошлин на конкурентоспособное оборудование, производимое отечественными предприятиями. Приоритет будет отдаваться импорту высокотехнологичного оборудования, использование которого способно повысить конкурентоспособность российской продукции.

  3. Будет осуществлен переход к постепенному отказу от необоснованно завышенных пошлин, прежде всего, на товары промышленно-производственного и социального назначения, не производимые в России. Сохранение ставок таможенных пошлин с фискальной целью приводит к повышению цен по всей цепочке использования товаров и, соответственно, нагрузки на потребителя. Другим негативным эффектом наличия высоких ставок является провоцирование нарушений таможенного законодательства в целях минимизации размера таможенных платежей.

Третье - отказ от необоснованных ограничений российского экспорта за счет оптимизации применения вывозных таможенных пошлин.

Сегодня вывозные таможенные пошлины применяются в качестве инструмента изъятия природной ренты, выполняют функцию ограничений (запретов) на экспорт ряда товаров, а также фискальную функцию.

В среднесрочной перспективе будет осуществлен постепенный переход к: отказу от применения вывозных таможенных пошлин, за исключением товаров энергетической группы, а также необработанного леса, металлолома и некоторых других видов сырьевых товаров; использованию нетарифных мер ограничения экспорта в случаях, установленных Федеральным законом «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности», вместо применения запретительных вывозных таможенных пошлин.

Четвертое - адаптация инструментов тарифно-таможенной политики к условиям таможенного союза и зон свободной торговли.

Двусторонние соглашения Российской Федерации о свободной торговле с государствами - участниками СНГ предусматривает осуществление взаимной торговли без взимания таможенных пошлин и применения количественных ограничений. Открытый доступ товаров на российский рынок и свободный экспорт сырья без увязки с едиными правилами регулирования внешней торговли, конкуренции и оказания государственной помощи, четкого правового механизма введения временных ограничений во взаимной торговле содержит потенциальные риски для интересов российской экономики.

Установленная система таможенного учета требует идентификации каждого компонента в готовом изделии с привязкой к партии товаров, в составе которой этот компонент ввозился.

В соответствии с Планом действий по формированию таможенного союза в рамках Евразийского экономического сообщества (утвержден 6 октября 2007 года Межгоссоветом ЕврАзЭС на уровне Глав государств) к 2011 году Россия передаст полномочия в проведении таможенно-тарифной политики наднациональным органам таможенного союза.

В среднесрочной перспективе будут уточнены условия взаимной торговли в рамках СНГ:

  • подготовлено новое соглашение о свободной торговле в рамках ЕврАзЭС, к которому в будущем смогут присоединиться другие страны - участницы СНГ;

  • двухсторонние соглашения о свободной торговле будут дополнены договоренностями о механизмах защиты внутренних рынков стран-участниц.

Россия должна обеспечить достижение договоренностей со Сторонами - партнерами по формированию таможенного союза о принципах и правилах таможенно-тарифного регулирования в таможенном союзе, отвечающих социально-экономической политике России.

Пятое - оптимизация национальной схемы тарифных преференций.

В Российской Федерации установлена система тарифных преференций, бенефициарами (пользователями) которой являются развивающиеся и наименее развитые страны.

К товарам, происходящим из развивающихся стран, применяются ставки таможенных пошлин в размере 75% от базовых ставок ввозных таможенных пошлин. В настоящее время в перечень развивающихся стран включено 103 государства. При ввозе товаров, происходящих из наименее развитых стран (всего - 53), таможенная пошлина не взимается.

В среднесрочной перспективе будет пересмотрена национальная схема преференций в торговле с развивающими и наименее развитыми странами в части уточнения перечня стран - бенефициаров, перечня товаров, а также правил происхождения товаров для целей предоставления тарифных преференций, исходя из следующих принципов:

  • содействие развитию развивающихся и наименее развитых стран; минимизация рисков нанесения ущерба экономике России и ее отдельным отраслям;

  • учет политики стран-бенефициаров в отношении России.

Шестое - последовательное сокращение тарифных льгот, искажающих регулятивную функцию таможенных тарифов.

Ввиду значительных изменений в Таможенном тарифе в части снижения (вплоть до нуля) ставок ввозных таможенных пошлин на технологическое и иное оборудование, аналоги которого не производятся в России, будут отменены тарифные льготы в отношении товаров, ввозимых в качестве вклада иностранного инвестора в уставный (складочный) капитал организаций с иностранными инвестициями.

Будет продолжен мониторинг режима свободной таможенной зоны в Калининградской области с целью его оптимизации, включая ограничение его применения в случаях, когда льготный режим использования иностранных товаров наносит значительный ущерб производителям на остальной части таможенной территории Российской Федерации.

Седьмое - обеспечение стабильности и транспарентности применения мер таможенно-тарифного регулирования.

Частые изменения ставок таможенных пошлин создают неопределенность и риски для предпринимателей. В период до 2011 года будет создан механизм принятия решений, обеспечивающий стабильность условий в сфере таможенно-тарифного регулирования в течение одного финансового года.

Исключения будут касаться ограниченного перечня случаев, когда оперативность принятия решений диктуется трудно устранимыми негативными последствиями для экономики.


5. Меры по совершенствованию таможенного администрирования для реализации приоритетов таможенно-тарифной политики


  1. Для эффективной реализации инструментов таможенно-тарифного регулирования будет улучшено качество таможенного администрирования за счет осуществления таможенного контроля на основе системы анализа и управления рисками, внедрения предварительного информирования, широкого распространения переноса осуществления контроля на этап после выпуска товаров на основе метода минимальной достаточности.

  2. Будет разработана методика сопоставления данных внешнеторговой статистики России и ее торговых партнеров в целях выявления объемов и номенклатуры товаров, ввезенных в Россию с нарушениями установленных правил.

  3. Будут упрощены технологии таможенного оформления для производителей, использующих иностранные сырье и материалы, с целью сокращения издержек на логистику и хранение товаров.

  4. Будет упрощена система учета товаров, используемых для промышленной сборки и переработки, и операций с ними для таможенных целей на основе использования сведений, содержащихся в бухгалтерском учете или обычном коммерческом учете предприятий.

  5. Будет упрощена система таможенного оформления и контроля в отношении запасных частей к воздушным судам, оборудованию, другим товарам, в отношении которых длительное таможенное оформление приводит к неоправданным издержкам в коммерческой деятельности.

  6. Будет принят нормативный правовой акт Правительства Российской Федерации, определяющий порядок подтверждения уполномоченными федеральными органами исполнительной власти использования товаров в определенных целях, если это влияет на размер ставки ввозной таможенной пошлины или тарифную классификацию товара.

Реализация намеченных приоритетов таможенно-тарифной политики в среднесрочной перспективе будет содействовать решению стратегических задач социально-экономической политики государства по переходу российской экономики на инновационный путь развития и обеспечит благоприятные условия для укрепления конкурентных позиций российского бизнеса в глобальной экономике.


6. Правовой статус таможенных органов на современном этапе


Последние изменения структуры исполнительной власти выявили необходимость определения понятия таможенных органов. В результате проведения в России административной реформы таможенные органы на некоторое время были лишены самостоятельности и включены в ведение Министерства экономического развития и торговли РФ, вероятно, по причине того, что основной целью таможенных органов является содействие развитию внешней торговли. Фактический контроль за деятельностью таможенных органов осуществляло также Министерство финансов РФ, что приводило к появлению в литературе мнения о подчинении таможенных органов сразу двум министерствам.

В настоящее время Указом Президента РФ функции Министерства экономического развития и торговли РФ по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области таможенного дела переданы Федеральной таможенной службе. Руководство ФТС РФ, назначение и увольнение ее руководителей вновь осуществляется напрямую Правительством РФ. Согласно положениям действующего законодательства таможенные органы — это федеральная служба, уполномоченная в области таможенного дела, и подчиненные ей таможенные органы Российской Федерации (подп. 11 п. 1 ст. 11 ТК РФ). Определение таможенного органа предложено и в литературе. «Таможенный орган представляет собой федеральный орган исполнительной власти, наделенный специальной компетенцией в области таможенного дела и выполняющий задачу содействия внешней торговле». Данные субъекты таможенного права наделены властными полномочиями и учеными относятся к группе субъектов управления. Этой группой охватываются таможенные органы и государственные служащие таможенных органов и организаций таможенной службы. Применительно к таким субъектам, являющимся органами федеральной исполнительной власти, звеньями системы государственного управления в сфере таможенного дела, правосубъектность находит выражение в их особой установленной таможенно-правовыми нормами компетенции, которая характеризуется совокупностью возложенных на них задач и функций, а также объемом конкретных прав и обязанностей государственного служащего того или иного таможенного органа по реализации компетенции таможенных органов. При этом, основываясь на положениях общей теории права, позволяющих рассматривать компетенцию как разновидность правосубъектности, в литературе высказывается мысль о том, что «содержание компетенции можно определить как положенный законно на уполномоченный субъект объем публичных дел». Специфику правоспособности таможенных органов придает признание их правоохранительными, поскольку деятельность таких органов направлена на обеспечение правопорядка, предупреждение, пресечение правонарушений и применение государственного принуждения к лицам, нарушившим законность. Выделяются следующие основные признаки таможенных органов:

— они осуществляют исполнительно-распорядительную деятельность; — общее руководство, координацию и контроль за их работой осуществляет Правительство РФ;

— они являются федеральными органами специальной компетенции;

— их правовой статус реализуется в финансовой и правоохранительной деятельности;

— их определенная обособленность подтверждается, в частности, наличием государственной символики (флага, вымпела, эмблемы).

Таким образом, суммируя все вышесказанное, следует признать недостаточно полным определение таможенного органа как органа исполнительной власти, являющегося по своему характеру правоохранительным. Безусловно, «правоохранительная деятельность таможенных органов РФ и в настоящее время остается одной из основных функций таможенных органов, обеспечивающих выявление, пресечение противоправных деяний в указанной сфере». Однако, поскольку «комплексный многоотраслевой характер правового регулирования таможенной деятельности предопределил комплексный характер правоприменительной деятельности таможенных органов», было бы опрометчиво не включить в определение понятия таможенных органов упоминание о присущих им фискальных функциях, позволяющих таможенным органам являться одним из немногих элементов системы государственного регулирования экономики. Фискальная функция таможенных органов