Политический портрет Вещего Олега
Московский институт экономики, менеджмента и права.
Факультет Экономики и финансов
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА.
По дисциплине Отечественная история
Тема: Политический портрет правителя Древнерусского государства Олега Вещего
Москва 2006 год
План
Введение
Древняя Русь
Расселение и занятость древних словян
Образование древнерусского государства
Первые князья древнерусского государства, задачи
Князь Олег Вещий – кто он
4.1О княжении Олеговом
4.2Первые объединения земель русских
4.3Завоевание Киева
4.4Дальнейшие дела Олеговы
5.Поход на Константинополь
6.Договор 907 года
7.Договор 911 года
8.Смерть Олега
Заключение
Список использованной литературы
ВВЕДЕНИЕ
Почему выбрана именно эта тема? Я сама себе много раз задавала этот вопрос. Для себя обратила, определила несколько причин, заставивших меня обратиться к этой теме. Одна из них, наверное, решающая, это интерес к данному историческому периоду. Ведь именно о нем складывались легенды и сказания. Кто такой этот правитель Древнерусского государства Олег Вещий. Я попытаюсь изобразить облик в государственном или общественном управлении, его намерения и цели. Каким он был человеком как политик и государственный деятель.
ДРЕВНЯЯ РУСЬ В IX ВЕКЕ1.1Расселение и занятие древних словян.
К IX веку восточные славяне образовывали племена и племенные союзы, которые в основном назывались по месту их обитания и особенностям ландшафта. Так по берегам озера Ильмень и р. Волхов расселялись ильменские словяне, основавшие Новгород и Псков. В верховьях Днепра расположились кривичи, их будущими городами стали будущие Смоленск и Полоцк. На восточном берегу северного Днепра жили северяне, их центры находились в Чернигове и Переяславле. На западном берегу Днепра, южнее северян обитали поляне, их главным городом стал Киев; к западу от полян жили древляне, южнее – уличи, а между реками Ока и Волга - вятичи. Важную роль в племенных союзах играли города - укрепленные центры наиболее крупных племенных союзов: Киев, Новгород, Смоленск. Именно в городах собирались племенные веча, там же находились резиденции племенных князей- вождей войска, приобретавшие все больший политический вес по мере развития хозяйства и торговли, накопления богатств родовой знатью и имущественного расслоения населения.
Основным занятием восточных славян было земледелие. Так же они валили лес, сжигали его и полученной золой обрабатывали (удобряли) земли, пока она сохраняла плодородие, а затем переходили на новое место, тем более что население было редким и свободных земель было много. Однако не менее важную роль в хозяйстве так же играла охота, рыболовство и бортничество- собирание меда и воска диких пчел. Торговля мехами и воском, предметами потребления арабов и православных крестьян Византии, использовавших воск на свечи, было одним из занятий восточных славян. Из-за этого внешняя торговля развивалась раньше, чем внутренняя. Во всем быте древних славян чувствуется присутствие родоплеменных начал. Это объясняется тем, что в условиях относительной оторванности от центров цивилизации общественное развитие шло медленно. Социальному расслоению мешал и избыток свободных земель.
1.2Образование древнерусского государства
Создание древнерусского государства связывается не столько с внутренним развитием общества, сколько с необходимостью объединения против внешней угрозы- нападение кочевых племен: хазар, печенегов, у некоторых из них к тому времени уже возникли государства, и они заставляли славян платить дань. Другой причиной было увеличение торгового пути «из варяг в греки», по которому славяне вели торговлю с византийцами. Сбор дани с племен в виде мехов, меда, воска, рабов становился для князей занятием настолько выгодным, что порождал стремление объединить в одних руках всю территорию вокруг торгового пути. Главную роль в процессе объединения восточнославянских земель играли племена полян и ильменских словен с центрами в Киеве и Новгороде. Эти города стояли на главных узловых пунктах торгового пути и давали возможность контролировать всю торговлю. Однако положение Киева было предпочтительнее, так как он давал выход на Византию.
Согласно «Повести временных лет» в 862 г. Северная федерация племенных княжений изгнала варягов и прекратила им выплаты дани, что вызвало обострение внутренних распрей. Поэтому создание древнерусского государства, начало этого процесса, обычно связывается с попыткой разрешения конфликта, возникшего в рамках межэтнического племенного союза словен ильменских, кривичей, чуди и мери. Для преодоления всех распрей они решили пригласить некую третейскую силу. В самом факте приглашения иноземного правителя на Русь нет ничего удивительного. Ведь при решении межплеменных конфликтов, когда никто и нечто уже не могло помочь, обращение к третьей, как бы независимой этнической силе было вполне естественным. Из всего этого следует, чтобы родоначальник – правитель был не из местной, «своей» среды, он принципиально должен был быть «иным», как бы из другой системы, другого мира, в данном случае «из - за моря».
1.3Первые князья древнерусского государства, задачи
Этой силой были призваны три варяжских князя: братья Рюрик, Синеус, Трувор. Рюрик был призван править у ильменских словян, сначала на Ладоге, а затем в Новгороде. Так возникла династия Рюриковичей. После смерти братьев Рюрику удалось под своим началом обьединить всю севернуб и северо-западную части восточнославянских и финоугорских земель.
Согласно летописи, в 862 году некий варяг Рюрик прибыл «из-за моря» в район Новгорода не как завоеватель, а как один из участников договора между равными сторонами. С ними был заключен «ряд» договор , который определял права и обязанности варяжского князя на чужой территории и ставил его в определенную зависимость от местного населения. Этот договор лег в основу сложившихся к тому времени взаимоотношений с князьями в северной федерации, а позднее и в Новгороде.
Главной задачей первых князей было объединение племен, живших на торговых путях. Уже первые варяги сели в Ладоге, Новгороде и Белом озере- на пути торговли мехами, соединявшем Приуралье и Северную Европу.
Память Рюрика, как первого самодержца российского, бессмертно осталось в истории Российского государства. Он княжил единовластно 15 лет в Новгороде и скончался в 879 году, вручив правление и малолетнего сына Игоря, родственнику своему Олегу.
КНЯЗЬ ОЛЕГ ВЕЩИЙ - КТО ОН?Князь Новгородский (879-882); князь Киевский (882-912);
По летописным данным, эта масштабная летопись выходит в 879 году, после смерти Рюрика. Олег стал «кормильцем» Игоря, регентом его малолетства. Но и потом когда Игорь вырос, Олег не выпускал из своих рук княжескую власть. В договоре Руси с Византией он именуется «велик князем русским». Может эпитет «великий» здесь означает просто первенство, высший статус, а не власть над всей Русью. Но факт остается фактом, Олег был первым русским князем и, вероятно оставался им до самой смерти.
Среди первых русских князей, образы которых овеяны преданиями и легендами, одно из почетных мест принадлежит Олегу. «Как ныне сбирается вещий Олег отмстить не разумным хазарам…..»- эти пушкинские строки знакомы всем со школьной скамьи. Но о том, кем же был на самом деле этот «вещий», князь и каковы плоды его деятельности знают немногие. Эпитет «вещий», теперь неотделим от имени князя Олега, словно стал символом таинственности и загадочности его фигуры. И правда если посмотреть на рассказы, летописи, повести то можно понять, что история жизни Олега причудливо переплетена, не возможно понять и разобраться, где реальность, а где вымысел. В то же время отделить одно от другого сложно, а выявить саму историческую суть – задача ещё более трудная. Впрочем, это можно отнести ко всем русским князьям языческой эпохи. Так сказать «детства» нашего государства.
Как бы ни различались мнения историков, важно одно факт основания в 862 году в Новгороде княжеской династии, правившей более семи веков, был воспринят летописцем как своего рода точка отсчета исторического времени, а объединение под властью Олега новгородских и киевских земель – как поворотный момент в исторических судьбах восточных славян. Воспетый А.С. Пушкиным Вещий Олег - фигура не легендарная, а историческая. Если о Рюрике, Аскольде и Дире летописцу известны лишь крупицы фактов, то Олег в «Повести временных лет» представлен как действительно первый общерусский правитель. Образ Олега, первого объединителя Руси, изукрашен в летописи легендарными чертами, сближающими его с богатырями народного эпоса; хронологические даты спутаны, и выделить фактического Олега почти невозможно. Немало делалось предположений о происхождении и о деятельности Олега. Первый вопрос решается теперь в пользу его нормандского происхождения; второй - находит ответ в признании Олега самостоятельным князем, предшественником Игоря.
Эпитет «вещий» тоже вызывает массу вопросов. Что он означает? Возможно, он обладал даром предсказания, предвидения, ведь к концу жизни Олега относится знаменитая легенда о его смерти от своего коня. Так же возможно князь был языческим жрецом или главой, какого либо культа. Это можно судить по атрибутам, которые с ним связаны: конский череп, змея- символ мудрости. Летопись охарактеризовывает Олега очень умным, хитрым человеком умеющим избежать опасности, а иногда, если нужно обмануть. Именно так был взят Киев, так подошел князь к стенам Царьграда, так отказался от византийских яств, догадываясь, что они отравлены. Возможно, именно в этом проявлялась его «вещая» сущность, этим он поразил славившихся своей хитростью и лицемерием византийцев. Но Олег всё-таки был посрамлен. Не поверив жрецам, презрев их вещие способности, самонадеянно положившись лишь на свою интуицию, он пал жертвой собственного неверия. Вещий князь преступил свои функции, он вторгся в чужую, неведомую область, отверг её и не выдержал испытания. «Вещие» жрецы оказались сильнее «вещего» Олега. Может именно в этом смысл легенды о нем?
О КНЯЖЕНИИ ОЛЕГОВОМ.
3.1 Первые объединения земель русских
Три года, по счету летописца, пробыл Олег в Новгороде до выступления в поход на юг; потом он двинулся по водному восточному пути, собравши войско из варягов и из всех подвластных ему племен - чуди, славян (ильменских), мери, веси, кривичей. Это обстоятельство есть самое важное в нашей начальной истории. Мы видели, что варягам давно был известен великий водный путь из Балтийского моря в Черное, давно ходили они по нем, но ходили малыми дружинами, не имели ни желания, ни средств утвердиться на этом пути, смотрели на него, как на путь только, имея ввиду другую цель. Но вот на северном конце этого пути из нескольких племен составляется владение, скрепленное единством власти; повинуясь общему историческому закону, новорожденное владение вследствие сосредоточения своих сил чрез единство власти стремится употребить в дело эти силы, подчинить своему влиянию другие общества, другие племена, менее сильные. Князь северного владения выступает в поход, но это не вождь одной варяжской шайки, дружины - в его руках силы всех северных племен; он идет по обычному варяжскому пути, но идет не с целью одного грабежа, не для того только, чтобы пробраться в Византию; пользуясь своею силою, он подчиняет себе все встречающиеся ему на пути племена, закрепляет себе навсегда все находящиеся на нем места, города, его поход представляет распространение одного владения на счет других, владения сильного на счет слабейших. Сила северного князя основывается на его правительственных отношениях к северным племенам, соединившимся и призвавшим власть, - отсюда видна вся важность призвания, вся важность тех отношений, которые утвердились на севере между варяжскими князьями и призвавшими племенами. «Перешедши волок и достигши Днепра, Олег утверждается в земле днепровских кривичей, закрепляет себе их город Смоленск, сажает здесь своего мужа, разумеется, не одного, но с дружиною, достаточного для удержания за собой нового владения. Из Смоленска Олег пошел вниз по Днепру, пришел в землю северян, взял город их Любеч и прикрепил его к своему владению, посадив и здесь мужа своего». Как достались Олегу эти города, должен ли был он употреблять силу или покорились они ему добровольно - об этом нельзя ничего узнать из летописи. Далее он отправляется вниз по Днепру, к городу Киеву.
3.2 Завоевание Киева
Уже тогда, этот город стоявший на земле полян, был крупным торговым центром. Жажда победы и слух о независимой державе, где княжили Аскольд и Дир, хороший, благополучный климат и другие естественные выгоды влекли Олега к Киеву. Олег предполагал, что Аскольд и Дир, имеют сильную дружину и добровольно не захотят поддаться, и в то же время ему не хотелось срожаться с единоземцами, так как они тоже были искусными войнами.
Здесь, по преданию, он оставил большую часть своих лодок пазади, скрыл ратных людей на тех лодках, на которых подплыл к Киеву, и послал сказать Аскольду и Диру, что земляки их, купцы, идущие в Грецию от Олега и княжича Игоря, хотят повидаться с ними. Аскольд и Дир пришли, но тотчас же были окружены ратными людьми, повыскакавшими из лодок. Олег сказал киевским князьям: "Вы не князья, ни роду княжеского, а я роду княжеского"(может быть, и вправду родственник Рюрика?) и, указывая на вынесенного в это время маленького Игоря, прибавил: "А это его сын". Аскольд и Дир были убиты и погребены на горе. Разумеется, историк не имеет обязанности принимать предание с теми подробностями, в тех чертах, в каких оно достигло до первого летописца и записано им. В этом предании видно как будто намерение оправить Олега, дать северным князьям Рюрикова рода право на владение Киевом, где сели мужи Рюрика, не князья, не имевшие права владеть городом независимо. Олег представлен не завоевателем, но только князем, восстановляющим свое право, право своего рода, нарушенное дерзкими дружинниками. Быть может, само предание о том, что Аскольд и Дир были члены дружины Рюриковой, явилось вследствие желания дать Рюрикову роду право на Киев. В некоторых списках летописи встречаем также подробности о неприязненных отношениях Аскольда и Дира к Рюрику: так, есть известие, что они по неудовольствию оставили северного князя, не давшего им ни города, ни села, что потом, утвердясь в Киеве, воевали полочан и наделали им много зла очень вероятно, что они могли нападать на южные, ближайшие к ним пределы владений Рюриковых, Также замечено было уже известие о бегстве новгородцев, недовольных Рюриком, в Киев к Аскольду и Диру. Как бы то ни было, убив Аскольда и Дира, Олег утвердился в Киеве, сделал его своим стольным городом; по свидетельству летописца, Олег сказал, что Киев должен быть "матерью городам русским". Понятно в смысле предания, что Олег не встретил сопротивления от дружины прежних владельцев Киева. Эта дружина и при благоприятных обстоятельствах была бы не в состоянии померяться с войсками Олега, тем более, когда так мало ее возвратилось из несчастного похода греческого; часть ее могла пристать к Олегу, недовольные могли уйти в Грецию. Понятно также, почему Олег остался в Киеве: кроме приятности климата, красивости местоположения и богатства страны сравнительно с севером, тому могли способствовать другие обстоятельства. Киев, как уже было замечено, находится там, где Днепр, приняв, самые большие притоки свои справа и слева, Припять и Десну, поворачивает на восток, в степи - жилище кочевых народов. Здесь, следовательно, должна была утвердиться главная защита, главный острог нового владения со стороны степей; здесь же, при начале степей, должно было быть и, вероятно, было прежде сборное место для русских лодок, отправлявшихся в Черное море. Таким образом, два конца великого водного пути, на севере со стороны Ладожского озера и на юге со стороны степей, соединились в одном владении. Отсюда видна вся важность этого пути в нашей истории: по его берегам образовалась первоначальная Русская государственная область; отсюда же понятна постоянная тесная связь между Новгородом и Киевом, какую мы видим впоследствии; понятно, почему Новгород всегда принадлежал только старшему князю, великому князю киевскому. Так рассказывает летопись о правлении Олега. Слова «Мать городов» есть не ,что иное, как столица, центр большого государства.
3.3 Дальнейшие дела Олеговы
Первым делом Олега было построение городов, острожков, сколько для утверждения своей власти в новых областях, столько же и для защиты со стороны степей. Потом нужно было определить отношения к старым областям, к племенам, жившим на северном конце водного пути, что было необходимо вследствие нового поселения на юге; главная форма, в которой выражались отношения этих племен к князю, была дань, и вот Олег уставил дани славянам (ильменским), кривичам и мери; новгородцы были особо обязаны платить ежегодно 300 гривен для содержания наемной дружины из варягов, которые должны были защищать северные владения. Сперва, как видно, эта стража состояла исключительно из варягов, потом, когда эта исключительность исчезла, то вместо варягов встречаем уже общее название гридей, наемная плата увеличивалась по обстоятельствам: так, после раздавалась гридям уже тысяча гривен вместо трехсот; прекратилась эта выдача денег со смертью Ярослава I, вероятно, потому, что с этого времени новгородцы не могли более опасаться нападений ни с которой стороны, а, может быть, также между ними и князьями сделаны были другого рода распоряжения относительно внешней защиты. Построив города и установив дани у племен северных, Олег, по преданию, начинает подчинять себе другие племена славянские, жившие к востоку и западу от Днепра. Прежде всего, Олег идет на древлян, у которых давно шла вражда с полянами; древляне не поддались добровольно русскому князю, их нужно было примучить, чтобы заставить платить дань, которая состояла в черной кунице с жилья. В следующем, по счету летописца, году (884) Олег пошел на северян, победил их и наложил дань легкую, потому что большую дань платили северяне - хазарам. Олег говорил северянам: "Я враг их (хазар), вам им платить незачем". Сказав эти слова Олег удовольствовался самым легким налогом: верность и доброе расположение северян были ему нужнее, для безопасного сообщения южных областей с северными. В 885 году Олег так же поступил и с Радимичами они добровольно стали платить русскому князю то же, что и давали хазарам. Только с дальними уличами и тиверцами он не воевал. Таким образом, князь освобождал славян от дани Хазаров – присоединяя их к своему, славянскому государству. Хазары стали смертельными врагами Олега, но открыто он с ними не враждовал. Он не ликвидировал Хазарское государство, но подрубил основу его могущества: он вырвал данников – славян из рук хазар и прервал хазарскую торговлю со славянами и Северной Европой. Таким образом, в 882 году север и юг Руси были объединены и некоторые историки считают именно 882 год - годом образования Древнерусского государства.
ПОХОД НА КОНСТАНТИНОПОЛЬДалее нет никаких известий о деяниях Олега, известно лишь то, что он првил Государством и в то время, когда Игорь вырос. Приученный с детства к повиновению Игорь не требовал своего наследия от, властолюбивого, окруженного блеском побед, славою завоеваний и храбрыми товарищами, которые считали власть Олега законной, так как он сумел возвести её в Государство.
Вероятно, что отношения между Константинополем и Киевом были хорошие и не прерывались ещё со времён правления Аскольда и Дира, возможно потому, что Патриархи Греческие старались умножить число Христиан в Киеве. Они хотели и язычника Олега «вывести из тьмы» то есть крестить. Но Олег, принимая священников от Патриарха и дары от Императора, больше верил своему мечу, и довольствовался мирным союзом с Греками и терпимостью Христианства. Так же известно, что на флоте Греческом служат русские, на содержание которых выплачиваются деньги из казны. Греки поняли, что лучше, спокойнее чтобы варяги «дикою храбростью своей» ужасали не Константинополь, а врагов его.
К 907 году, Олегу, наскучившему спокойствие и опасной для его дружины (т.е. разучатся военному делу), а может, завидуя богатству, и желая доказать, что казна робких – принадлежит смелому, решился воевать с Империей. Он собрал большое войско из всех подвластных ему племен -множеством варягов, славян (новгородцев), чуди, кривичей, мери, полян, северян, древлян, радимичей, хорватов, дулебов и тиверцев, пошел на конях и в кораблях. Кораблей было 2000, на каждом корабле по 40 человек. Разумеется, историк не имеет обязанности принимать буквально этот счет, для него важен только тон предания, с каким оно хранилось в народе и из которого видно, что предприятие было совершено соединенными силами всех племен, подвластных Руси, северных и южных, а не было набегом варяжской шайки: отсюда объясняется робость греков, удача предприятия. Когда русские корабли явились пред Константинополем, говорит предание, то греки замкнули гавань, заперли город. Царьград находился в заливе Золотой рог, а при входе в него от одного берега к другому была протянута массивная золотая цепь, В минуты опасности византийцы поднимали её со дна морского. Так было и на этот раз. Корабли Олега не могли подойти близко к городу, и тогда князь отдал приказ поставить их на большие деревянные колеса. Когда подул сильный ветер попутный ветер, на кораблях подняли паруса, и ладьи якобы по суше, как по морю подошли к стенам византийской столицы (на самом деле, вернее, скорее всего корабли перетащили волоком по земле). Греки были не столько удивлены, сколько поражены случившимся, видя, что военным путем руссов не одолеть, они отправили Олегу, в знак мира и согласия, отравленные яства и вино, но князь разгадал их замыслы и отказался от даров, чуть коснувшись их, и греки в испуге говорили: "Это не Олег, но святый Димитрий, посланный на нас богом". Приведенный рассказ замечателен по тому представлению, которое имели о характере греков и о характере вещего Олега: самый хитрый из народов не успел обмануть мудрого князя!
А если опираться на версию Нестора, описанную у Карамзина Н.М. «Олег отказался, боясь отравы : ибо храбрый считает малодушного – коварным». Если предположение Олега было справедливо, как говорит Нестор, то не Россиян, а Греков надо считать варварами X века.
В знак победы Герой повесил щит свой на вратах Константинополя и возвратился в Киев, где народ, удивленный его славою и богатствами, им привезенными: золотом, тканями, разными драгоценностями искусства и естественными произведениями благословенного климата Греции, единогласно назвал Олега вещим, то есть мудрым или волхвом.
ДОГОВОР 907 ГОДА.В 907 году византийские императоры «заключили мир с Олегом, обязались уплачивать дань и присягали друг другу: сами целовали крест, а Олега с мужами его водили присягать по закону русскому, и клялись те своим оружием, и Перуном, богом своим, и Волосом, богом скота, и утвердили мир». Этот отрывок говорит, что в государстве Олега существовали свои законы, по которым жили люди, Русь была ещё языческой страной, так что и русские и византийцы имели свой текст этого договора, скорее всего он был оформлен в виде хрисовула. Императорского пожалования, где были оговорены какие-то конкретные условия, о чем говорят следы документальных отрывков, прослеживаемых в «Повести временных лет» и помеченных 907 годом.
По сути, этот договор был политическим межгосударственным соглашением, регулировавшим основные вопросы взаимоотношений между двумя государствами, мирные отношения между странами, об уплате ежегодной денежной дани Руси, освобождение русского купечества от торговых пошлин на столичных рынках Византии. Этот договор регулировал весь комплекс взаимоотношений между подданными Руси и Византии, в чём остро нуждались оба государства.
Русь уверенными шагами вышла на международную арену. Она заявила о себе как о серьёзной, самостоятельной силе, проводящей свою внешнюю политику. На некоторое время между двумя государствами был установлен мир.
После договора 907 года заключенного Русью с Византией, в отношениях между двумя государствами наступила пауза в четыре года, во всяком случае, так это выглядит согласно «Повести временных лет». Да и историки, писавшие на эту тему, дружно согласились с тем, что между событиями 907 г. и последующим летописным упоминанием между Русью и Византией никаких примечательных явлений не произошло.
ДОГОВОР 911 ГОДАВ 911 году, Олег вздумал в Царьград отправить послов своих, дабы заключили они договор письменный.
"Мы от роду Русского, Карл, Ингелот, Фарлов, Веремид, Рулав, Гуды, Руальд, Карн, Флелав, Рюар, Актутруян, Лидулфост, Стемид, посланные Олегом, Великим Князем Русским и всеми сущими под рукою его Светлыми Боярами к вам, Льву, Александру и Константину" (брату и сыну первого) "Великим Царям Греческим, на удержание и на извещение от многих лет бывшие любви между Христианами и Русью, по воле наших Князей и всех сущих под рукою Олега, следующими главами уже не словесно, как прежде, но письменно утвердили сию любовь и клялися в том по закону Русскому своим оружием.
1. Первым словом да умиримся с вами, Греки! Да любим друг друга от всей души и не дадим никому из сущих под рукою наших Светлых Князей обижать вас; но потщимся, сколь можем, всегда и непреложно соблюдать сию дружбу! Так же и вы, Греки, да храните всегда любовь неподвижную к нашим Светлым Князьям Русским и всем сущим под рукою Светлого Олега. В случае же преступления и вины да поступаем тако:
II. Вина доказывается свидетельствами; а когда нет свидетелей, то не истец, но ответчик присягает - и каждый да клянется по Вере своей". Взаимные обиды и ссоры Греков с Россиянами в Константинополе заставили, как надобно думать, Императоров и Князя Олега включить статьи уголовных законов в мирный государственный договор.
III. "Русин ли убиет Христианина или Христианин Русина, да умрет на месте злодеяния. Когда убийца домовит и скроется, то его имение отдать ближнему родственнику убитого; но жена убийцы не лишается своей законной части.