Расчёт финансового результата от обычной деятельности МП "Зелёный Зерг" и составления финансовой отчётности по данным бухгалтерского учёта

30 "Касса" и Ведомость 1 по дебету этого счета, в которых регистрирует полученные и выданные средства по целевому назначению.

В Журнале 1 показываются расходы денежных средств с кредита счета № 30 "Касса" в дебет счетов учета производственных расходов, материальных ценностей, расчетов с работниками предприятия, с подотчетными лицами, депонентами и др.

В конце месяца в Журнале 1 и Ведомости № 1 подсчитывают приход и расход денежных средств и определяют на 1-е число следующего месяца остаток денег в кассе, который должен быть равнозначным показателю в Кассовой книге. Итоговые данные этих регистров записывают в Главную книгу.

Субъекты предпринимательской деятельности, осуществляющие торговлю и предоставляющие услуги за наличные, обязаны вести книгу регистрации, которая должна быть заверена руководителем предприятия и скреплена сургучной печатью финансового органа местной государственной исполнительной власти.

Книгу регистрации выдают под расписку материально ответственному лицу на основании проведенной инвентаризации остатков товаров и наличных денежных средств, которые записываются как начальное сальдо.

Каждый лист отчета состоит из двух равных частей, заполняемых материально ответственным лицом. Первый экземпляр остается в книге, второй заполняется с лицевой и оборотной сторон под копирку как отчет материально ответственного лица с отрывной частью листка. Оба экземпляра отчета нумеруются одинаковыми номерами.

МОЛ обязаны ежедневно сдавать в бухгалтерию отчет с приложенными соответствующими документами и ежедневно сдавать в кассу предприятия дневную выручку, отражаемую в отчете.


Расчет зарплаты: отчислений и начислений


1. Нормативные источники начисления зарплаты

В условиях перехода Украины к рыночной экономике и одновременно в условиях экономического кризиса, спада производства, снижения производительности труда, увольнения с производства значительного количества работников происходят существенные изменения в организации труда и его оплаты.

На каждом предприятии, в отрасли в Украине должна иметься реальная и достоверная информация о трудоемкости производимой продукции, о начислении заработной платы. Такую информацию должен обеспечить бухгалтерский учет.

Действующими официальными документами для начисления заработной платы являются:

1. Кодекс законов о труде. Принят Законом УССР 10.12.71 г. ("Ведомости Верховного Совета УССР", 1971, № 50) с дальнейшими изменениями и дополнениями в соответствии со ст. 96 "Формы, системы и размеры оплаты труда работников устанавливаются предприятиями самостоятельно в договоре", 1999 г., гл. ГУ, № 42-43, с. 387.

2. Постановление Кабинета Министров Украины "Порядок исчисления средней заработной платы" № 100 от 08.02.95 г.

3. Закон Украины "Об оплате труда" № 108/95-ВР от 24.03.95 г.

4. Постановление Кабинета Министров Украины "О мероприятиях по привлечению дополнительных поступлений в бюджет и повышения эффективности расходования бюджетных средств для обеспечения финансирования социальных выплат населению" № 1033 от 31.08.96 г.

5. Закон Украины "Об отпусках" № 504/96 - ВР от 15.11.96 г.

6. Постановление Кабинета Министров Украины "О внесении изменений и дополнений к порядку исчисления средней заработной платы" № 185 от 24.02.97 г.

7. Постановление Кабинета Министров Украины "Об утверждении порядка, продолжительности и условий предоставления ежегодных отпусков работникам, обучающимся в высших учебных заведениях по вечерней и заочной формах обучения, где учебный процесс имеет свои особенности" № 634 от 28.06.97 г.

8. Закон Украины "О внесении изменений в Кодекс законов о труде Украины" № 1356 - XIV от 24.12.99 г. (опубликован в газете "Урядовий кур'ер" № 5 от 13.01.2000 г.).

9. Постановление Кабинета Министров Украины "Правила исчисления общего трудового стажа для назначения работникам помощи по временной нетрудоспособности" № 1658 от 19.10.98 г.

10. Постановление Кабинета Министров Украины "О внесении изменений и дополнений в порядок исчисления средней заработной платы" № 1398 от 30.07.99 г.

Учет расчетов по оплате труда осуществляется на основе типовых форм, утвержденных приказом Министерства статистики Украины "Об утверждении типовых форм первичного учета по расчетам с работниками и служащими по заработной плате" № 144 от 22.05.96 г., со исполнение мероприятий в отношении реализации государственной программы перехода Украины на международную систему учета и статистики.

Основными показателями труда и заработной платы, подлежащими учету, являются: численность работников, их профессии, квалификация, затраты рабочего времени в человеко-часах, человеко-днях. Количество изготовленной продукции (выполнения работ, услуг), размер Фонда оплаты труда по категориям работающих, видам начислений, начисление премий, отпускных, размер отчислений по их видам и др. Эти данные необходимы для определения таких экономических показателей, как уровень обеспеченности рабочей силой, средний заработок, уровень производительности труда и др.

Заработная плата. В соответствии со ст. 1 Закона Украины "Об оплате труда" заработная плата — это вознаграждение, начисленное, как правило, в денежном выражении, которое владелец или уполномоченный им орган выплачивает работнику за выполненную им работу в соответствии с трудовым договором.

Размер заработной платы зависит от сложности и условий выполняемой работы, профессионально-деловых качеств работника, результатов его труда и хозяйственной деятельности предприятия.

Регулируют заработную плату формы и системы оплаты труда.

С 1 января 2004 г. установлен размер минимальной заработной платы в сумме 205 грн. в месяц.

Основными формами оплаты и соответственно учетными
показателями являются сдельная и повременная. Если техническое нормирование дает возможность осуществлять оплату труда работников в соответствии с ее количеством, тарифной системой, учитывающей разницу в уровне квалификации работников, напряженности и сложности работы, от формы оплаты труда сих системами учитывают заработок, фактически отработанное время, объем изготовленной продукции или выполненных работ и услуг.

При сдельной оплате труда заработная плата работников прямо зависит от количества выполненной работы и размера расценки. Эту форму используют при оплате работникам, труд которых подлежит нормированию. Сдельная оплата труда состоит из следующих систем: прямой, прогрессивной, аккордной и премиальной. Она может быть индивидуальной и бригадной. При повременной форме оплаты заработок работника зависит от отработанного им времени. Круг работников определяется наличием таких систем, как простая повременная и повременно-премиальная.

Формы и системы оплаты труда на предприятии регулирует руководитель предприятия. Государство осуществляет регулирование оплаты труда путем установления минимальной заработной платы и не облагаемого налогом минимума.

В состав затрат по оплате труда включаются выплаты заработной платы, начисленные исходя из подрядных расценок, тарифов, ставок и должностных окладов, которые устанавливаются в зависимости от результатов работы, ее количества и качества, стимулирующих и компенсационных выплат, систем премирования рабочих, руководителей, специалистов, служащих, по производственным результатам, прочих условий в соответствии с применяемыми на предприятии формами и системами оплаты труда. На сельскохозяйственных предприятиях в состав затрат по оплате труда также входят выплаты по итогам работы за год, определяемые в установленном порядке.

На предприятии применяют оплату труда по трудовым соглашениям, которые заключают между предприятием и работником для выполнения конкретной работы на договорных основах.

В новых условиях хозяйствования широко применяется оплата труда по контракту. На основании постановления Кабинета Министров № 170 от 19.08.94 г. утверждено "Положение о порядке составления контрактов о приеме на работу работников", в соответствии с которым устанавливаются порядок составления контракта, содержание контракта. Решаются вопросы организации работ по контракту.

В случае найма работника по контракту владелец или уполномоченный им орган могут установить условия оплаты труда по согласованию с работником.

2. Фонд оплаты труда

Фонд оплаты труда в соответствии с Инструкцией по статистике заработной платы, утвержденной Министерством статистики Украины №465/1001 от 11.12.95 г., состоит из основной, дополнительной, стимулирующих и компенсационных выплат.

Фонд оплаты труда делится на:

фонд основной заработной платы: заработная плата, начисленная за выполняемую работу по сдельным расценкам, тарифным ставкам, должностным окладам; стоимость продукции, которая выдается в порядке натуральной оплаты работникам согласно действующему законодательству; доплаты к должностным окладам в размерах, установленных действующим законодательством, за мастерство, за руководство бригадами; профессиональные надбавки руководителям, специалистам за высокие достижения или за выполнение особо важных заданий, за знание иностранного языка, за совмещение профессий, расширение сфер деятельности, увеличение объема выполняемых работ, за стаж работы, выслугу лет; доплаты к среднему заработку в случаях, предусмотренных законодательством; и т.д.

фонд дополнительной оплаты труда : надбавки, не предусмотренные законодательством, и сверх размеров, установленных действующим законодательством; разнообразные премии; одноразовые поощрения; вознаграждения по итогам работы за год; оплата отпусков в части соответствующей доли их заработной платы, которая начисляется за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия; вознаграждения за выслугу лет, стаж работы не предусмотренные законодательством, и сверх размеров предусмотренных законодательством; и т.д.

Для начисления зарплаты, подлежащей выплате каждому работнику, рассчитывают заработок за месяц и из этой суммы производят необходимые отчисления. Расчет на многих предприятиях осуществляют в Расчетной или Расчетно-платежной ведомостях. В левой части Расчетно-платежной ведомости записывают суммы всех видов начислений оплаты труда по ее видам (сдельно, повременно, премии и разного рода начисления), а в правой - удержания из заработной платы и суммы к выдаче.

Расчетно-платежные ведомости составляют ежемесячно по каждому цеху, вспомогательным и подсобным службам, участкам, отделам, с группировкой фамилий работающих по категориям.

Группировка заработной платы в ведомостях по цехам и другим структурным подразделениям, по категориям работников и видам заработной платы способствует оперативному составлению отчетности по труду и заработной плате, контролю за ее использованием и направлениями расходов.

Начисление заработной платы осуществляется на основании соответствующих первичных и группировочных документов.

Для начисления основной заработной платы работникам с почасовой оплатой труда необходимо иметь ведомости о должностных окладах (на основании штатного расписания); о присвоенных разрядах (на основании приказов директора предприятия), а также данные табельного учета отработанного ими времени за соответствующий период (месяц и т.п.).

Для начисления основной заработной платы работникам, которым установлена сдельная оплата труда, необходимо иметь объем их выработки по соответствующим расценкам.

Учет труда и основной заработной платы работников осуществляют на основе различных специальных документов, применяемых при индивидуальном, серийном и массовом производствах.

Удержания из начисленной зарплаты могут осуществляться только на основе актов действующего законодательства.

Налог с доходов физических лиц (13%).

Пенсионный фонд — в размере 1% от общей начисленной суммы заработной платы, до 205 грн. и 2% — от 205 грн.

Взносы:

на общеобязательное государственное страхование:

- 0,25% при заработной плате ниже 205 грн.;

- 0,5% при заработной плате больше 205 грн.;

на случай безработицы:

-0,5% суммы оплаты труда, включающей основную и дополнительную заработную плату, а также другие поощрительные и компенсационные выплаты, в т.ч. в натуральной форме, подлежащей обложению подоходным налогом с граждан (Закон Украины № 2213-111 от 11.01.2001 г.).

Алименты (после вычета из начисленной заработной платы подоходного налога) :

на 1 ребенка — 25 %; на 2-х детей - 33%; на 3-х и больше - 50%.

Профсоюзные взносы (членов профсоюза) — 1 % от общей начисленной суммы заработной платы за отчетный месяц, уменьшенной на сумму начисленного пособия за дни нетрудоспособности в этом же периоде.

Полученный аванс за отчетный месяц

Излишне выплаченные суммы за предыдущий период, выявленные вследствие проведенных проверок или самопроверок.

Своевременно не возвращенные подотчетные суммы.

Суммы с лиц, отбывающих исправительные работы (по исполнительным листам).

Денежные начеты за недостачу товарно-материальных ценностей хищения и т.п., штрафы и другие отчисления в соответствии с действующим законодательством Украины.

Другие отчисления.

Расчеты с рабочими и служащими при ручном способе обработки документов проводят в Расчетно-платежной ведомости типовой формы № П-49 или в Расчетной ведомости типовой формы № П-51 и Платежной ведомости № П-53.

Расчетные ведомости состоят из вставных листков, которые брошюруют в книгу, используемую на протяжении года (или отдельно за каждый месяц). Такие ведомости по заработной плате рабочих и служащих состоят из трех разделов:

— начислено;

— вычтено;

— причитающаяся на 1-е число следующего за отчетным месяца

сумма к выплате.

Составляются Расчетные (Расчетно-платежные) ведомости на заработную плату ежемесячно по каждому работающему на основании существующих методик и соответствующей первичной документации, а также осуществляются необходимые удержания из заработной платы (аванс, полученный за первую половину отчетного месяца, подоходный налог и др.)

Данные из третьего раздела Расчетной ведомости "Причитается к оплате" переносят в платежную ведомость, которая является основой для выплаты заработной платы за вторую половину отчетного месяца.

Расчетные и Платежные ведомости подписывают руководитель предприятия и главный бухгалтер.


Расчеты с поставщиками и подрядчиками


Нормативная база:

Закон Украины "О Национальном банке Украины" № 679 — XIV от 16.06.99 г. ("Голос Украши", 1999, №112);

Закон Украины "О банках и банковской деятельности" № 872-ХН от 20.03.91 г. ("Галицыа контракта", 2001, № 16);

Указ Президента Украины "О порядке погашения обязательств налогоплательщиков перед бюджетами и государственными целевыми фондами" № 754/99 от 28,06.99 г. ("Финансовая консультация", 2000, № 9/10);

Постановление Правления Национального банка Украины "Об утверждении Инструкции о безналичных расчетах в Украине в национальной валюте" № 135 от 29.03.2001 г. (зарегистрировано в Министерстве юстиции Украины 25.04.2001 г. под № 368/5559).

Участники безналичных расчетов (банки и их филиалы, предприятия, физические лица, со счетов которых списываются или на счета которых зачисляются средства) открывают в любых банках Украины по собственному выбору с согласия этих банков в порядке, который устанавливается нормативно-правовыми актами Национального банка Украины и другими актами действующего законодательства, счета, предусмотренные Инструкцией о порядке открытия и использования счетов в национальной и иностранной валюте, утвержденной постановлением Правления Национального банка Украины № 527 от 18.12.98 г. и зарегистрированной в Министерстве юстиции Украины 24.12.98 г. под № 819/3259, а также счета для учета средств в расчетах по конкретным операциям (аккредитивы, расчетные чеки и др.).

При расчетах могут применяться следующие формы:

— аккредитивная;

— инкассовая;

— вексельная;

— расчетными чеками;

— с использованием расчетных документов на бумажных носителях и в электронном виде.

Инструкция № 135 устанавливает правила использования при осуществлении расчетных операций платежных инструментов в форме:

— мемориального ордера;

— платежного поручения;

— платежного требования-поручения;

— платежного требования;

— расчетного чека;

— аккредитива.

Использование банковских платежных карточек и векселей как платежных инструментов регулируется действующим законодательством, в том числе отдельными нормативно-правовыми актами Национального банка.

Банк на основании информации, содержащейся в расчетных документах на бумажных носителях и в электронном виде, составляет регистры аналитического учета (лицевые счета клиентов), в которых отражаются (в виде дебетовых и кредитовых оборотов) суммы по каждому исполненному документу. Требования к форме и необходимым реквизитам лицевых счетов определены Положением об организации бухгалтерского учета и отчетности в банковских учреждениях Украины, утвержденным постановлением Правления Национального банка Украины № 566 от 30.12.98 г. (зарегистрировано в Министерстве юстиции Украины 01.02.99 г. под № 56/3349), и предусматриваются в договорах о расчетно-кассовом обслуживании банками клиентов.

Расчетные документы составляются на бланках, формы которых определены Инструкцией № 135 (за исключением платежного поручения плательщика, которое в соответствии с разделом III Инструкции составляется в произвольной форме).

Все текстовые элементы бланков должны быть выполнены на украинском языке.

Расчетный документ (за исключением расчетного чека) выписывается в количестве экземпляров, необходимом для всех участников безналичных расчетов (но не менее двух), с использованием электронно-вычислительных и типографских машин, на один раз — с использованием копировальной или самокопировальной бумаги.

Разрешается заполнение расчетного документа от руки (шариковой ручкой, чернилами темного цвета).

Расчетные документы принимаются банками без ограничения их максимальной или минимальной суммы, кроме случаев, предусмотренных действующим законодательством, в том числе нормативно-правовыми актами Национального банка.

Платежные требования на принудительное списание (взыскание) средств, которые оформлены государственными исполнителями или налоговыми органами и на которых имеются подпись ответственного исполнителя и оттиск штампа обслуживающего их банка, также принимаются к исполнению, если их направляют в банк плательщика непосредственно государственный исполнитель или налоговый орган.

Расчетные документы (платежные требования, расчетные чеки и др.), представленные клиентом обслуживающему банку для инкассации (инкассо) осуществление банком по поручению клиента операций с расчетными и сопроводительными документами в целях получения платежа или передачи расчетных и /или сопроводительных документов против платежа, или передачи расчетных и/или сопроводительных документов на иных условиях, направляются этим банком в банк плательщика в день их поступления или, если документы поступили по истечении операционного времени, — на следующий рабочий день.

Банк получателя обязан зачислить средства на счета своих клиентов по расчетным документам в электронном виде в день получения их от расчетной палаты, если при осуществлении контроля реквизитов этих документов, осуществляемого в соответствии с разделом II "Общие правила документооборота", не выявлено расхождений.

Согласованность счетов по учету расчетов бухгалтерский учет расчетов с поставщиками и покупателями, подрядчиками и заказчиками ведется на трех счётах: № 63 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками", № 371 "Расчеты по выданным авансам", № 36 "Расчеты с покупателями и заказчиками".

На счете № 63 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" отражаются безналичные расчеты между предприятиями и организациями за продукцию, товарно-материальные ценности» работы и услуги.

На дебете этого счета отражаются суммы оплаченных счетов, на кредите учитывается сумма акцептованных счетов на поступившие материальные ценности, выполненные работы и услуги.

Аналитический учет ведут по отдельным счетам поставщиков и подрядчиков, фактам поступления неотфактурованных поставок или оплаты не поступивших материальных ценностей в разрезе поставщиков и подрядчиков.

На счете № 36 «Расчеты с покупателями и заказчиками» отражают расчеты за отгруженную продукцию, выполненные работы и услуги лишь на тех предприятиях, у которых реализация продукции планируется по мере ее отгрузки, сдачи заказчикам работ и предоставления услуг. Тут учитывают также и задолженность покупателям за полученную от них частичную оплату продукции, находящуюся в отгруженных товарах или в платежах, поступивших в оплату еще не отгруженной продукции.

Торговые организации на счете № 36 учитывают расчеты за товары, отгруженные в порядке мелкооптовой продажи и предварительно оплачиваемые покупателями, по авансам за питание, по абонементам и др.

Расчеты с поставщиками и покупателями по экспортно-импортным операциям отражают на отдельных субсчетах к счету № 36.

Счет № 36 «Расчеты с покупателями и заказчиками» предназначен для обобщения информации о расчетах с покупателями и заказчиками за отгруженную продукцию, товары, выполненные работы и услуги, кроме задолженности, обеспеченной векселем.

Счет № 36 «Расчеты с покупателями и заказчиками имеет такие субсчета:

№ 361 «Расчеты с отечественными покупателями»

№ 362 «Расчеты с иностранными покупателями».

На дебете счета № 36 «Расчеты с покупателями и заказчиками» отражается продажная стоимость реализованной продукции, работ, услуг, товаров (в т.ч. по выполнению бартерных контрактов), которая включает налог на добавленную стоимость, акцизы и другие налоги, сборы (обязательные платежи, подлежащие перечислению в бюджет и внебюджетные фонды и включенные в стоимость реализации); на кредите – суммы платежей, поступившие на предприятие в банковских учреждениях, и другие виды расчетов. Сальдо счета отражает задолженность покупателей и заказчиков за полученную продукцию (работы, услуги).


Расчеты с разными дебиторами и кредиторами


Нормативная база:

Закон Украины «О Национальном банке Украины» № 679 — XIV от 16.06.99 г. («Голос Украши», 1999, №112);

Закон Украины «О банках и банковской деятельности» № 872-ХН от 20.03.91 г. («Галицыа контракта», 2001, № 16);

Указ Президента Украины «О порядке погашения обязательств налогоплательщиков перед бюджетами и государственными целевыми фондами» № 754/99 от 28,06.99 г. («Финансовая консультация», 2000, № 9/10);

Постановление Правления Национального банка Украины «Об утверждении Инструкции о безналичных расчетах в Украине в национальной валюте» № 135 от 29.03.2001 г. (зарегистрировано в Министерстве юстиции Украины 25.04.2001 г. под № 368/5559).

Учет расчетов с разными дебиторами осуществляют на счете № 37 «Расчеты с разными дебиторами». Учет расчетов ведется по текущей дебиторской задолженности с разными дебиторами и авансам выданным, начисленным доходам, по претензиям, по возмещению нанесенных убытков, по заемам членов кредитных союзов и по другим операциям.

Счет № 37 «Расчеты с разными дебиторами» состоит из таких субсчетов:

371 «Расчеты по выданным авансам» (предоставленным другим предприятиям)

372 «Расчеты с подотчетными лицами»

373 «Расчеты по начисленным доходам» (начисленным дивидендам, роялти и др., подлежащим получению)

374 «Расчеты по претензиям» (предъявленным поставщикам, транспортным организациям, а также за предъявленные им и признанные штрафы, пени, неустойки)

375 «Расчеты по возмещению причиненных убытков» (вследствие недостач и потерь от порчи ценностей, недостач от краж денежных средств, если виновные не выявлены)

376 «Расчеты по займам членам кредитных союзов»

377 «Расчеты с прочими дебиторами» (в частности расчеты по операциям, связанным с ведением совместной деятельности без образования юридического лица, все виды расчетов с работниками, кроме расчетов по оплате труда и с подотчетными лицами, прочие расчеты).

Аналитический учет ведется по каждому дебитору, по видам задолженности, срокам ее возникновения и погашения.

Субсчет № 371 «Расчеты по выданным авансам» используют в случаях, когда при поступлении материальных ценностей отсутствуют платежные документы на оплату. На дебете этого счета отражаются суммы, выданных авансов под поставку материальных ценностей, выполнения работ.

На субсчете 685 «Расчеты с прочими кредиторами» ведется учет операций, не предусмотренных для учета на других субсчетах счета 68 «Расчеты по прочим операциям», а именно: с различными организациями по операциям некоммерческого характера (учебными и научно-исследовательскими заведениями); по другим операциям.

Аналитический учет расчетов с другими кредиторами ведется отдельно по предприятиям, организациям, учреждениям и физическим лицам, с которыми осуществляются расчеты.

В бухгалтерском учете расчеты с прочими кредиторами ведутся в ведомости № 8.


УЧЕТ ЗАТРАТ НА ПРОИЗВОДСТВО И ИСЧИСЛЕНИЕ СЕБЕСТОИМОСТИ ПРОДУКЦИИ (РАБОТ, УСЛУГ)


Основные нормативные документы по учету затрат на производство


Методологические основы формирования в бухгалтерском учете информации о затратах предприятия изложены в Положении (стандарте) бухгалтерского учета 16 «Затраты», утвержденном приказом Министерства финансов Украины № 318 от 31.12.99 г.

Основные принципы формирования себестоимости продукции для определения налогооблагаемой прибыли определены Законом Украины «О внесении изменений и дополнений в Закон Украины «О налогообложении прибыли предприятий»» и конкретизированы отраслевыми Типовыми положениями по планированию, учету и калькулированию себестоимости продукции.

При учете затрат на производство необходимо учитывать специфику производственного процесса и руководствоваться следующими нормативными документами:

— Законом Украины «О внесении изменений и дополнении в Закон Украины «О налогообложении прибыли предприятий»» № 283/97-ВР от 22.05.97 г., с последующими изменениями и дополнениями;

— Положением (стандартом) бухгалтерского учета 16 «Затраты», увержденным приказом Министерства финансов Украины № 318 от 31.12.99;

— Типовым положением по планированию, учету и калькулированию себестоимости строительно-монтажных работ, утвержденным постановлением Кабинета Министров Украины № 186 от 09.02.96 г.:

— Типовым положением о составе издержек обращения и порядке их планирования и распределения в торговой деятельности, утвержденным постановлением Кабинета Министров Украины № 334 от 18.03.96 г.;

— Типовым положением по планированию, учету и калькулированию себестоимости продукции (работ, услуг) сельскохозяйственных предприятий, утвержденным постановлением Кабинета Министров Украины № 452 от 23.04.96 г.;

— Типовым положением по планированию, учету и калькулированию себестоимости продукции (работ, услуг) в промышленности, утвержденным постановлением Кабинета Министров Украины № 473 от 26.04.96 г.;

— Типовым положением по планированию, учету и калькулированию себестоимости научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, утвержденным постановлением Кабинета Министров Украины № 830 от 20.07.96 г.;

— Инструкцией по планированию, учету и калькулированию себестоимости работ (услуг) на предприятиях и в организациях жилищно-коммунального хозяйства, утвержденной приказом Госжилкоммунхоза Украины по согласованию с Министерством экономики, Антимонопольным комитетом и Министерством финансов Украины № 34 от 31.03.97 г.

Основные задачи и принципы организации бухгалтерского учета затрат на производство

Производство продукции (работ и услуг) связано с определенными затратами. В процессе производства продукции затрачивается труд, используются средства труда и предметы труда. Все затраты предприятия на производство и реализацию продукции, выраженные в денежной форме, образуют себестоимость продукции. Себестоимость — важнейший показатель эффективного использования производственных ресурсов.

Себестоимость продукции (работ и услуг) в условиях рыночной экономики является одним из основных показателей производственно-хозяйственной деятельности предприятий.

Цель учета затрат на производство заключается в своевременном, полном и достоверном определении фактических затрат, связанных с производством и сбытом продукции, а также в контроле за использованием ресурсов и денежных средств.

Калькулирование себестоимости продукции – это исчисление фактической себестоимости отдельных видов продукции и всей продукции в целом. Непрерывный текущий учет затрат в местах их возникновения, повседневное выявление возможных отклонений от установленных норм, определение причин и виновников отклонений должны удовлетворять требованиям оперативного управления производством.

В основе организации учета затрат на производство лежат следующие принципы:

— документирование затрат и полное их отражение на счетах учета производства;

— неизменность принятой методологии учета затрат на производство и калькулирование себестоимости продукции в течение года;

— своевременное, полное и правильное отнесение расходов и доходов к отчетным периодам;

— группировка затрат по объектам учета и местам их возникновения;

— согласованность объектов учета затрат с объектами калькулирования себестоимости продукции, показателей учета фактических затрат – с нормативными, плановыми показателями и т.д.;

— целесообразность затрат, относящихся к изготовлению определенной продукции;

— осуществление оперативного контроля за издержками производства и формированием себестоимости продукции;

— регламентация состава себестоимости продукции;

— развитие методологии и организации учета затрат на производство с целью их сближения с международными стандартами и мировой практикой.

В Украине состав себестоимости продукции регламентируется государством. Основные принципы формирования себестоимости продукции определены Положением (стандартом) бухгалтерского учета 16 «Затраты», утвержденным приказом Министерства финансов Украины № 318 от 31.12.99 г., Законом Украины «О налогообложении прибыли предприятий» и конкретизованы отраслевыми Типовыми положениями по планированию, учету и калькулированию себестоимости продукции.

По отношению к себестоимости продукции государство регламентирует также порядок начисления амортизации основных средств, размеры отчислений на социальные нужды и пр.

Затраты отображаются в бухгалтерском учете одновременно с уменьшением активов или увеличением обязательств.

Затратами отчетного периода признается либо уменьшение активов, либо увеличение обязательств, что приводит к уменьшению собственного капитала предприятия (за исключением уменьшения капитала вследствие его изъятия или распределения собственниками) при условии, что эти затраты могут быть достоверно оценены.

Затраты признаются затратами определенного периода одновременно с признанием дохода, для получения которого они осуществлены. Затраты, которые невозможно прямо связать с доходом определенного периода, отображаются в составе затрат того отчетного периода, в котором они были осуществлены. Если актив обеспечивает получение экономических выгод на протяжении нескольких отчетных периодов, то затраты признаются путем систематического распределения его стоимости (например, в виде амортизации) между соответствующими отчетными периодами.

Не признаются затратами и не включаются в отчет о финансовых результатах:

— платежи по договорам комиссии, агентским соглашениям и прочим аналогичным договорам в пользу комитента, принципала и пр.;

— предварительная (авансовая) оплата запасов, работ, услуг;

— погашение полученных займов;

— прочие уменьшения активов или увеличения обязательств;

— затраты, отображающие уменьшение собственного капитала в соответствии с Положениями (стандартами) бухгалтерского учета.

Классификация затрат

Для правильного учета производственных затрат большое значение имеет их классификация.

Расходы на производство классифицируются по следующим признакам:

— по месту возникновения расходов;

— по видам продукции, работ, услуг;

— по видам расходов;

— по способам перенесения стоимости на продукцию;

— по степени влияния объема производства на уровень расходов;

— по календарным периодам.

Расходы классифицируют на:

— расходы производства, цеха, участка, службы;

—расходы на изделия, типовые виды изделий, группы однородных изделий, разовые заказы, валовую, товарную, реализованную продукцию;

— расходы по экономическим элементам, расходы по статьям калькуляции;

— расходы прямые, непрямые, условно-переменные, условно-постоянные;

— расходы текущие, одноразовые;

— расходы производительные и непроизводительные.

По месту возникновения расходы на производство группируются по цехам, участкам, службам и другим административно-обособленным структурным подразделениям производства.

В зависимости от характера и назначения выполняемых процессов производство делится на основное, вспомогательное и непромышленное.

К основному производству относятся цеха, участки, принимающие непосредственное участие в изготовлении продукции.

Вспомогательное производство предназначено для обслуживания цехов основного производства: выполнения работ по ремонту основных фондов, обеспечения инструментом, запасными частями для ремонта оборудования, разными видами энергии, оказания транспортных и иных услуг. К вспомогательному производству относятся ремонтные цеха, экспериментальные, энергетические, транспортные и другие подразделения.

К непромышленному хозяйству относятся: не заводской транспорт, жилищно-коммунальное хозяйство и культурно-бытовые заведения, подсобные сельскохозяйственные предприятия и прочие структурные подразделения, не принимающие участия в производстве товарной продукции.

Все расходы на производство включают в себестоимость отдельных видов продукции, работ и услуг (в том числе отдельных изделий, изготовленных по индивидуальным заказам) или групп однородных изделий.

По видам расходы классифицируются по экономическим элементам и статьям калькуляции.

Под элементами расходов понимают экономически однородные виды расходов.

Расходы по статьям калькуляции — это расходы на отдельные виды изделий, а также на основное и вспомогательное производство. Перечень и состав статей калькуляции производственной себестоимости продукции (работ, услуг) устанавливаются предприятием.

По способам перенесения стоимости на продукцию расходы делятся на прямые и непрямые.

К прямым расходам относятся расходы, связанные с производством отдельных видов продукции (на сырье, основные материалы, покупные изделия и полуфабрикаты и др.), которые могут быть непосредственно включены в их себестоимость.

К непрямым расходам относятся расходы, связанные с производством нескольких видов продукции, включаемые в себестоимость при помощи специальных методов. Непрямые расходы образуют комплексные статьи калькуляции (то есть состоят из расходов, включающих несколько элементов), которые отличаются по их функциональной роли в производственном процессе.

По степени влияния объема производства расходы делятся на переменные и постоянные.

К переменным относятся расходы, абсолютная величина которых растет с увеличением объема выпуска продукции, а с его снижением – уменьшается. К ним относятся расходы на сырье и материалы, покупные комплектующие изделия, полуфабрикаты, технологическое топливо и энергию, на оплату труда работников, занятых в производстве продукции (работ, услуг), отчисления на социальные мероприятия, а также другие расходы.

К постоянным относятся расходы, абсолютная величина которых с увеличением (уменьшением) выпуска продукции существенно не меняется. Они связаны с обслуживанием и управлением производственной деятельностью цехов, а также с обеспечением хозяйственных нужд производства.

Расходы на производство делятся по календарным периодам на текущие и одноразовые.

Текущие, т. е.