Первый христианский князь Оскольд-Николай

однокупольную. Для современных градостроителей поучителен эпизод, происшедший в 1847 году при устройстве Николаевского (Панкратьевского) спуска к Днепру. Была предпринята попытка срыть Угорское урочище, а следовательно, уничтожить Оскольдову могилу и церковь на ней. На документе инженеров о том, что «церковь получила трещину и должно её сломать» государь император Николай I дал резолюцию: «ничуть падением не грозит; немного нужно поправки, и церковь должна существовать».

Однажды, просматривая в архивных фондах подшивку киевской газеты за 1866 год, я увидела заголовок «9 мая на Оскольдо-Николаевском урочище. В настоящем году Россия празднует тысячелетие со времени крещения перваго русскаго князя-христианина, Оскольда-Николая». Так значит, сто лет назад Оскольда еще помнили?! Как же могло случиться, что мы забыли о нем?

Далее в статье говорилось, что «по мысли знатока отечественной старины М.А.Максимовича», первого ректора Киевского университета, настоятель Никольского монастыря, ректор Киевской семинарии архимандрит Феоктист «вошел к высокопреосвященному Арсению, митрополиту Киевскому и Галицкому с докладом, чтобы в память тысячелетия христианства в России был установлен крестный ход на Оскольдову могилу 2 июля — в день положения честныя ризы Пресвятыя Богородицы во Влахерне. Кроме того... в память и благодарность по Оскольде и Дире, положивших начало великого и счастливого события, нужно было бы соорудить памятник».

На докладе была наложена резолюция митрополита Арсения, что следует «совершить панихиду о упокоении душ Оскольда и Дира в день ангела старшего из них... Постройка памятника нам не по силам: это должно быть делом всей православной России. Но крестный ход и бронзовую доску с исторической надписью можем сделать и мы...».

Далее в заметке сообщается, что 9 мая (22 мая по новому стилю) епископом, преосвященным Порфирием при многочисленном стечении народа «на погосте Оскольдо-Николаевской церкви была отслужена панихида о упокоении перваго русскаго христианского князя Оскольда, нареченнаго в крещении Николаем». Затем по окончании литургии к каменной ограде была прибита памятная бронзовая доска.

Московская пресса также откликнулась в 1866 году на юбилейную дату заметкой под названием «Тысячелетие христианства в России». В ней, в частности, говорилось, что «у нас обыкновенно считают крещение земли русской со времени Св. Владимира. Но при Владимире христианство уже воцарилось в России (в Киевской Руси, т.к. России тогда еще не было, она возникла через несколько столетий. — Т.Р.), сделалось господствующей религией. Основание же и первое насаждение положены Аскольдом и Диром… Греческие летописцы говорят, что русская церковь, со времени крещения Аскольда и Дира, составляла особую епископию греческой церкви... При Владимире произошло уже торжество новой веры, а появление ея еще большую имеет важность». В статье звучал призыв к празднованию юбилея, как священному долгу России. Также доказывалась необходимость воздвижения памятника, «положившем начало» христианизации Руси.

Кое-кто из историков считает, что недостаточно сохранилось документов об Оскольде и особенно Дире, чтобы уверенно о них говорить.

Может быть, и так. Но ведь о некоторых их последователях не больше сведений, а тем не менее их давно уже и по достоинству оценили. Церковь возвела их в лики святых. Почему же такая несправедливость по отношению к Оскольду, о котором известно более чем достаточно? Почему не только от историков, но даже некоторых священнослужителей приходилось слышать, что Оскольд был язычником?

Ответ, который дают историки разных эпох, сводится к следующему. Искажение исторической правды о князе Оскольде — это результат жесткой преднамеренной политики власть имущих, начиная с конца XI века, в угоду династии Рюриковичей, пытавшихся доказать своё юридическое право на киевский престол и государство, которые они узурпировали. Поэтому тезис о введении христианства на Руси Владимиром (Рюриковичем) в конце Х века, освященный авторитетом православной церкви, приобрел значение догмата, не подлежащего обсуждению. Первая христианизация Руси в IX веке Оскольдом при патриархе Фотии оказалась завуалированной. Достоверность самого события не вызывала сомнений и не отрицалась, но вокруг него существовал заговор молчания.

Так, может быть, правы были те священники, которые на мой недоуменный вопрос «Почему Оскольд до сих пор не канонизирован?» отвечали: «Потому, что он не был Рюриковичем».

Однако оставим забвение Оскольда на совести тех, кто это делал. Бог им судья. Обратимся к нашим временам, цивилизации XX века.

В 30-х годах при советской власти купол у Оскольдо-Николаевской церкви снесли и надстроили колоннаду, а здание использовали как парковый павильон для разных выставок. Одно время там был даже ресторан.

Кто еще способен на подобное святотатство?

Слава Богу, прошли и те времена!

Есть в Киеве люди, которые по долгу службы и зову сердца пекутся об Оскольдовом урочище. Это сотрудники Музея истории Киева. Они уже десять лет занимаются вопросами реставрации церкви и воссоздания вокруг неё великолепного пантеона, который до революции был красивейшим местом Киева и известным во всем мире.

Готов рабочий проект. Нет только денег. Пока здание восстанавливается усилиями церковной общины. По расчетам специалистов, на его реставрацию, укрепление фундамента, геологические исследования и другие работы нужно 700 тысяч гривен. Общине такие расходы не по силам.

В Оскольдо-Николаевской церкви уже пять лет правится служба Божия греко-католиками православного обряда. Ведутся посильные ремонтные работы. Церкви хотят вернуть первозданный вид, который был при постройке в 1810 году по проекту архитектора А.Меленского, — однокупольная ротонда. Внутри планируется воссоздать настенную роспись и беломраморный иконостас.

Проведенные недавно археологические раскопки открыли остатки фундаментов IХ—Х столетий. Обновляется нижняя теплая церковь, где, по преданию, захоронен князь Оскольд. Здесь же в склепе погребен в 1908 году знаменитый русский православный богослов, епископ слепец-подвижник Сильвестр. На его могиле освятили часовню в честь святого мученика Сильвестра Папы. Церковь сохраняет память и молится за всех, кто был похоронен на уничтоженном в 1935 году кладбище-пантеоне. Церковная община выносит на суд общественности мысль о сооружении памятника святому мученику князю Оскольду-Николаю, первому крестителю Руси.

Давайте вспомним и мы, что в этом году исполняется 1130 лет образования первой епархии, избрания первого митрополита, христианизации Киевской Руси князем Оскольдом.