История Казахстана

удобрений. Достаточно было усовершенствовать техническую базу – например, выстроить снегозадержание. Но было принято решение о проведении целины. Наиболее масштабные распашки предполагалось провести на севере Казахстана. С этого времени Казахстан воспринимался как символ целины. В ноябре 1953 г. был принят план, по которому в течение 1954-1957 гг. посевные площади в Казахстане будут увеличены на 2.5 млн. га. Но после руководство планировало провести более масштабные распашки и не за 4 года, а за 1-2. Поэтому с поста первого секретаря Компартии Казахстана был снят Шаяхметов и был назначен Пономаренко, вторым секретарём был назначен Брежнев.

Для нынешнего Казахстана целина имеет большое значение, вместе с целиной Казахстан начал входить в зерновой пояс Земли, куда входят немногие страны мира, которые диктуют мировую конъюнктуру рынка зерна. Распашка новых земель позволила преодолеть продовольственный кризис и начать экспорт качественной пшеницы. Так было экспортировано около 14 млн. тонн зерна.

Но есть и другие аспекты, по которым можно судить о целине – экологический и экономический и социальный. Уже в первые годы целины началось выдувание почвы в больших количествах. К 1960 г. а Казахстане было повреждено 9 млн. га почвы. За период освоения целины в Казахстане был потерян 1 млрд. гумуса, что составляло треть первоначального запаса страны. Гигантские распашки повлекли за собой и глобальную засушливость. Так из 25 лет после целины 23 года были засушливыми. Что касается экономического аспекта, то он тоже был неадекватен. Для посева 1 га земли требовалось 1-2 центнера зерна, а урожайность в среднем составляла 6-7 центнеров с га, то уже можно судить о небольшой прибыльности. Ещё нужно учесть и трудовые ресурсы затраченные на производство зерна. Ежегодно в целинные районы приезжало сотни тысяч людей, иногда эта цифра достигала 1 млн. Всё это сказалось на рентабельности себестоимости зерна. Огромны были и энергетические затраты. Располагая большим сельскохозяйственным потенциалом, страна всё же была одним из крупнейших импортёров. За 10 лет страна выкупила 308 млн. тонн зерна. Итак, целина как экстенсивный «манёвр» не оправдала себя, а выход на вынужденную интенсификацию был заблокирован. В результате целины в Казахстане сформировалась широкая социокультурная зона. Но это имело отрицательную сторону для стран-доноров рабочей силы. Эти страны превращались в трудонедостаточные районы. Подвергся угрозе и местный этнос – его удельный вес составил 30%, это могло повлиять на языковую сторону, положение ухудшало и то, что 700 школ были переведены с казахского языка обучения на русский.


18. Политика перестройки в Казахстане (1985-1991 гг.). Основные этапы и их характеристики.

Курс на социально-экономические преобразования, провозглашенный М. Горбачёвым, имел на начальном этапе ту цель, что и попытки предшественников – показать себя со стороны хорошего деятеля и демократичного реформатора. Эта система реформ вошла в историю как «перестройка», которая делилась на три этапа:

  1. Апрельский пленум 1985 г. – лето 1987 г. В рамках первого этапа были предприняты тщетные попытки реализовать концепцию ускорения. Как предполагало руководство страну выведет из застоя борьба с пьянством и распущенностью. Но основной упор делался на приобретение приборов гражданских отраслей машиностроения, что позволит к 1990 г. увеличить число станков, отвечающим мировым стандартам, до 90%. В аграрном секторе ускорение виделось во внедрении достижений НТР. Между тем, всякие идеи ускорения в отсутствии рынка и частной собственности становились иллюзиями. Очень быстро несостоятельность концепции ускорения выявилась в сельском хозяйстве. Государственная колхозно-совхозная система уже по своей природе не могла воспринять достижения НТР. Колхозники, будучи бесправными, были равнодушны к общественному производству и воспринимали эту работу как своеобразную обязанность. Поэтому об интенсификации производительности труда не могло быть и речи. Что касается наведения порядка, то введённые законы повысили производительность лишь на 1%, и тот держался всего год. В результате государство недосчиталось 67 млрд. рублей и обострению ситуации на потребительском рынке. В средней Азии и Казахстане были вырублены бесчисленные насаждения виноградных культур, которые до сих пор не удалось восстановить.

  2. Второй этап. Лето 1987-май1989 гг. Начальный период «перестройки» показывает, что одними только «косметическими» методами не изменить ситуацию к лучшему и что причины лежат в системе производственных отношений. Общество начало понимать, что путь к развитию экономики лежит через рынок и частную собственность, через которые прошли все цивилизованные государства. Однако руководство страны продолжало находиться в состоянии медлительности и излишней осторожности. Именно этим объясняются попытки соединить план и рыночную стихию и тем самым выйти на некую модель социалистического рынка. Результатом этого периода стали половинчатые и аморфные законы о государственном предприятии и о кооперации. Хотя они о сообщили обществу некоторый прогресс, но основных проблем не решили. Требовались гораздо более радикальные меры.

  3. Третий этап. Май 1989 г. – август 1991 г. В самом начале «перестройки» была декларирована официальная установка на всемерную демократизацию всех сторон общественной жизни. Однако уже декабрьские события 1986 г. в Алма-Ате показали невозможность реализации такой идеи в рамках тоталитарного режима. Уже в 1985-1986 гг. М. Горбачёв начал избавляться от соратников Л. Брежнева, среди которых был Д. Кунаев. 16 декабря 1986 на пленуме было принято решение о снятии с должности первого секретаря Компартии Казахстана Д. Кунаева и назначении на эту должность Г. Колбина. Это решение вызвало бурную реакцию среди казахского этноса. 17 декабря 1986 г. около 2400 демонстрантов вышли на улицы Алма-Аты, и, как это обычно бывает, руководство подавило это сопротивление. Сотни человек были осуждены, уволены, отчислены из учебных заведений. В постановлении ЦК КПСС события в Алма-Ате были обозначены как проявление казахского национализма. Декабрьские события показали, что область демократизации была в весьма суженных пределах. Любая критика в адрес Системы была недопустима. Но уже 1987 г. в республике появляются первые неформальные объединения. Эти объединения сначала затрагивали вопросы экологии. Система не закрывала эти движения, потому что ей это было выгодно. С одной стороны допускалась критика, но с другой стороны ничего не предпринималось для изменения ситуации. Следующим этапом в развитии неформальных организаций стало создание национально-культурных и историко-просветительских объединений. Далее создаются рати и движения с более политической направленностью. Летом 1989 г. создаётся движение «Желтоксан», которое занималось вопросами о справедливой оценке декабрьских событий 1986 г. Позже движение переформировалось в одноимённую партию, целью которой было отделение от СССР и создание нового независимого государства. В июне-июле 1990 г. на учредительной конференции в Алма-Ате оформилось гражданское движение «Азат». Экономическая программа движения «Азат» была более аморфной, она предполагала развитие смешанной экономики, по типу китайской модели. Идея частной собственности признавалась якобы неадекватной национальными традициями казахов. Другое движение - «Невада-Семипалатинск», возглавляемое культурным деятелем Олжасом Сулейменовым, вело борьбу за закрытие атомного полигона в г. Семипалатинске. Итак, в рассматриваемый период в Казахстане создалось множество разных партий и движений. На протяжении 1990-1991 гг., когда в стране обсуждался вопрос о будущем СССР, Казахстан и другие страны Средней Азии активно выступали за сохранение СССР, но уже в форме федерации. Однако в стране преобладали центробежные силы, и вскоре произошёл крах великой державы.