Формы и методы государственного регулирования экономики
(2009 год)
Введение
Государственное регулирование экономики - это система мер, посредством, которых государство может воздействовать на социально-экономическое развитие общества.
Огромная роль государства и его способность регулировать некоторые экономические процессы зависит от связи экономики и политики, от разработки экономической политики. Государство представляет собой стержень существующей общественной системы, оно концентрирует власть, санкционирует существование всех других негосударственных институтов, формулирует принципы и организует формы общественной жизни. Поэтому возникновение и существование государства является общественно прогрессивным и значимым фактором развития. С возникновением государства складывается сфера его экономической деятельности. Более того, экономическая политика государства становится составным звеном и необходимым элементом рыночной системы.
Рыночная система - это прежде всего гибкость и динамизм в принятии решений производителями и потребителями. И все же регулирующие функции государства здесь приобретают исключительное значение, так как рыночный механизм не в состоянии разрешить всех проблем экономического роста. Усиление межгосударственной интеграции на основе разделения труда приводит к перерастанию общих экономических процессов за национальные границы, формированию новых социально-экономических проблем, связанных с обороной, наукой, регулированием социальных отношений, воспроизводством рабочей силы, экологией и т.д. Появляется строгая необходимость вмешательства государственной структуры в механизм принятия регулируемых решений.
В теории и практике необходимость государственного регулирования экономики сейчас мало кем оспаривается. Современное управление экономикой основано на концепции активного участия в нем государства не только как государства-регулятора, устанавливающего «правила игры» на рынке и реализующего механизм регулирования, но и как государства-собственника в рыночной экономике, его субъекта.
Цель курсовой работы – выделить основные направления государственного регулирования и определить их роль в реформировании как экономики в целом, так и ее отдельных сфер; познакомится с формами государственного регулирования экономики; рассмотреть инструменты, объекты и цели государственного регулирования; раскрыть процессы регулирования, применяемые в конкретных областях и сферах; определить роль и экономические функции государства, необходимость государственного регулирования в экономике современной России.
Экономические функции государства
Конкретные для каждой страны условия, вызывающие необходимость государственного вмешательства в экономику, а также его цели определяют и формируют содержание. Есть общие для всех стран факторы, которые исторически определяют экономические функции государства. К таким факторам относятся:
тип экономической системы;
цели развития экономически данной системы;
экономический потенциал и система отношений собственности;
степень развития рыночных отношений;
характер межнациональных отношений и уровень развития регионов;
место данного государства в мировом хозяйстве и международном разделении труда.
К функциям, выполняемым государством относятся, прежде всего, следующие:
- создание и регулирование правовой основы функционирования экономики;
- антимонопольное регулирование;
- проведение политики макроэкономической стабилизации;
- воздействие на размещение ресурсов;
- деятельность в сфере распределения доходов;
- деятельность государства, как субъекта имущественных отношений.
Такая классификация достаточно условна, так как в реальной практике все функции взаимосвязаны и действуют в комплексе. Рассмотрим эти функции государства:
Создание и регулирование правовой основы функционирования экономики
Прежде всего, на государстве лежит ответственность за создание законов и правил, регулирующих экономическую деятельность, а также контроль за их исполнением. Создание законодательной базы - это установление правил поведения экономических агентов, юридических принципов экономического общения, которых обязаны придерживаться в своих действиях все экономические агенты - производители, потребители и само государство. В числе этих правил можно отметить законодательные и нормативные акты, защищающие права частной собственности и определяющие формы предпринимательской деятельности, условия функционирования предприятий, их взаимоотношения между собой и государством. Правовые нормы распространяются на проблемы качества продукции и безопасность труда, вопросы взаимоотношений профсоюзов и администрации и др.[9; с.15]
Антимонопольное регулирование.
Антимонопольное (антитрестовское) законодательство представляет собой пакет законов, который выступает как средство поддержания государством баланса между конкуренцией*1 и монополией*, как средство установления официальных «правил игры» на рынке. Конкретный характер и содержание антимонопольного законодательства в разных странах имеют свои особенности, однако можно выделить общие для всех стран основы этого законодательства: охрана и поощрение конкуренции, контроль над фирмами, занимающими господствующее положение на рынке, контроль над ценами, защита интересов потребителей, защита интересов и содействие развитию среднего и мелкого бизнеса.
Современное антимонопольное законодательство имеет два принципиальных направления: контроль за ценами и контроль за слияниями компаний. Антимонопольное законодательство в первую очередь запрещает соглашение по ценам. Незаконным является сговор между фирмами в целях установления цен. Законом преследуется демпинговая практика продаж, когда фирма умышленно устанавливает более низкие цены, с тем чтобы вытеснить из отрасли конкурентов.
Макроэкономическая стабилизация.
Другое не менее важное направление деятельности государства в условиях рыночной экономики - это макроэкономическая стабилизация. Ее можно определить как деятельность правительства, направленную на обеспечение экономического роста, полной занятости и стабильного уровня цен.
Равновесие в экономической системе, которое устанавливается на основе рыночной самонастройки экономики, может сопровождаться высоким уровнем безработицы или чрезмерной инфляцией*. Главные инструменты в решении этой задачи - фискальная* и денежная политика.[13; с.121]
Согласно общим рекомендациям, для проведения политики стабилизации необходимо увеличивать государственные расходы и уменьшать налоги для стимулирования расходов частного сектора в периоды высокой безработицы или соответственно сокращать государственные расходы и повышать налоги с тем, чтобы сокращал расходы частный сектор в периоды, когда общество больше всего беспокоит инфляция. Улучшают или ухудшают ситуацию те или иные действия правительства, приходится судить по последствиям.
Размещение ресурсов.
Наряду с макроэкономической сферой объектом непосредственного воздействия государства является и микроэкономика. Общепризнанным достоинством конкурентной рыночной системы является способность эффективно распределять ресурсы. Перераспределение ресурсов может касаться промышленного и сельскохозяйственного производства. В каждом конкретном случае используются определенные разновидности государственного воздействия. В качестве инструментов могут использоваться налоги, субсидии, непосредственное государственное регулирование и т.д.
Перераспределение доходов.
Не менее важной является и функция, связанная с перераспределением доходов. Распределение, которое обеспечивает конкурентный механизм, приводит к социальному расслоению и бедности в силу обстоятельств, находящихся вне контроля человека, неподвластных ему. Общество берет на себя заботу о неимущих гражданах через налоговое перераспределение доходов, принятие программ социальной защиты. Например, выплаты по социальному страхованию, медицинской помощи, пособий по безработице и т.д. Государством финансируются программы, обеспечивающие возможность получения образования вне зависимости от доходов семьи, субсидий на поддержание цен на ряд сельскохозяйственных продуктов и т.д.[13; с.134]
Деятельность государства, как субъекта имущественных отношений.
Традиционным объектом государственной собственности является национальное достояние, не являющееся объектом купли-продажи и не приносящее прибыли (парки, леса и т.д.). Но в руках государства часто находятся и жизненно важные отрасли инфраструктуры: транспорт, связь, энергетика, часть военной промышленности.
В основном это отрасли, представляющие собой опоры, условия, необходимые для функционирования рыночной экономики.
Значительный вес в государственной собственности составляют смешанные корпорации, где государственное участие в капитале может и не быть подавляющим (составлять менее 50%), однако оно обеспечивает общественный контроль за деятельностью компании.
Источником формирования государственной собственности выступают национализация и собственно государственное предпринимательство т.е. строительство предприятий за счет казенных средств. Предприятия эти остаются субъектами рыночных отношений, т.е. работают в основном на коммерческих началах.
Необходимость государственного регулирования в условиях рыночной экономики
Необходимость включения государства в регулирование экономики вызвана многими объективными причинами, связанными с несовершенством, рынка, противоречиями, возникающими на нем. Рынок по своей природе не может достичь такого уровня саморегулирования, который обеспечивал бы полную занятость населения, развитие здравоохранения, всеобщего образования, строительство муниципального жилья, защиту окружающей среды и многое другое. Поэтому участие государства в решении проблем, порождаемых рынком, совершенно необходимо.
К причинам, вызывающим необходимость вмешательства государства в рыночную экономику, относятся:
Необходимость компенсации, ликвидации или недопущения отрицательных внешних эффектов рынка;
Каждая страна имеет свои высшие национально-государственные интересы, гарантом и защитником которых выступает государство, т. е. существует комплекс проблем, решить которые может только государство и никто другой;
Необходимость государственного регулирования определяется задачами решения социальных проблем, влияющих на развитие экономики. Так, государство устанавливает минимальные размеры заработной платы, продолжительность рабочего времени, гарантированного отпуска, величину прожиточного минимума. Оно регулирует отношения между трудом и капиталом, определяет направления социальных расходов, устанавливает пособия по безработице, осуществляет выплаты различных видов пенсий и других пособий;
Обеспечить экономику необходимым количеством денег может только государство;
Вмешательство государства считается необходимым, так как стихийные начала рынка нацеливают экономическое развитие, прежде всего на получение прибыли конкретным предприятием или отраслью, а не на развитие экономики в целом.
Развитие монополий подрывает конкурентное начало рыночной экономики, отрицательно сказывается на решении макроэкономических проблем, ведет к снижению эффективности общественного производства. Поэтому монополизации рынка должна быть противопоставлена законодательная и иная антимонополистическая деятельность государства.[24; с.97]
Поддержание убыточных или производств с длительным сроком окупаемости капитала, высокой степенью риска, высокой степенью стандартизации, без которых общество не может обойтись, а их результаты нельзя оценивать с позиции немедленного экономического эффекта: фундаментальная наука, обороноспособность страны, охрана правопорядка, содержание нетрудоспособных, организация образования, здравоохранение, создание и поддержание нормального функционирования общеэкономической структуры (денежное обращение, таможенный контроль и др.). Факторы, обуславливающие необходимость государственного регулирования экономики рассмотрены в таблице 1 (см. приложение).
Таким образом, участие государства в решении проблем, порождаемых рынком, совершенно необходимо. При этом государство не должно подменять рынок и может действовать только в определенной системе координат. Эффективность рыночной экономики как системы, является границей государственного регулирования.[22; с.34]
3. Объекты и цели государственного регулирования экономики
Объекты государственного регулирования - первичные звенья сферы производства и услуг, отрасли, регионы, социально-экономические процессы, то есть то, на что направлено внимание государственных органов для обеспечения условий эффективного функционирования национальной экономики.
Основными объектами на которые направлено воздействие государства в сфере экономики, являются: [17; с.236]
- процессы разгосударствления, приватизации*, демонополизации;
- структура форм собственности;
- социальная, отраслевая, секторная, региональная и воспроизведённая структура народного хозяйства;
- экономический цикл, процесс воспроизводства;
- государственный сектор экономики;
- условия и источники накопления капитала;
- денежное обращение*;
- цены, антиинфляционные процессы;
- конкурентная среда;
- предпринимательство;
- инвестиции*, НИОКР*;
- социальная сфера, трудовые отношения, механизм защиты населения;
- занятость, кадры;
- платежный баланс;
- внешнеэкономическая деятельность страны;
- окружающая среда.
Определяя объекты своего воздействия, государство формулирует и цели, которые оно ставит перед собой. Множество объектов воздействия обуславливает и множество целей, разнообразных по своему характеру.
Совокупность целей представляет собой определенную систему, включающую основную, генеральную цель, а также конкретные цели, связанные с реализацией того или иного экономического или социального процесса и способствующие достижению главной цели.
Основной, главной целью государственного регулирования экономики является обеспечение социально-экономической стабильности в обществе. Непосредственным следствием этой главной цели выступает формирование стартовых условий и потенциала экономического роста, а на этой основе-повышение благосостояния народа. Данная цель более конкретно трансформирует всеобщую главную цель. Взаимообусловленная совокупность главной и конкретных целей получила название «дерево целей»:
1) Обеспечение экономической стабильности, выравнивание долгосрочных циклических и краткосрочных конъюнктурных* колебаний:
- регулирование отраслевой и региональной структуры национальной экономики;
- обеспечение экономического роста;
- поддержка устойчивости национальной валюты;
- обеспечение полной занятости;
- внешнеэкономическое равновесие.
2) Обеспечение рамочных условий функционирования народного хозяйства:
- обеспечение территориальной целостности;
- обеспечение правовой основы функционирования экономики;
- поддержка внутреннего порядка.
3) Обеспечение социальной стабильности:
- социальная обеспеченность различных слоев населения;
- предоставление социальных услуг;
- обеспеченность населения общественными благами.
4) Координация хозяйственной деятельности:
- обеспечение информацией о конъюнктуре рынка, перспективах развития народного хозяйства;
- разработка мотивационного механизма, системы поощрения и санкций.
5) Поддержка конкурентной среды:
- создание экономических, правовых условий, правил системы конкурентных отношений, защита конкурентной среды;
- борьба против недобросовестной конкуренции;
- борьба с монополизмом;
- разработка стратегических и тактических мер развития предпринимательской активности (финансовых,налоговых,таможенных и др.);
- поддержка мелкого и среднего предпринимательства.
6) Управление государственным сектором в экономике:
- управление государственными предприятиями;
- управление государственной собственностью (разведанными полезными ископаемыми, государственными ценными бумагами, пакетными акциями, государственными кредитными средствами).[4; с. 36]
4. Формы и методы государственного регулирования экономики
Государственное регулирование экономики непосредственно связано с экономической политикой и направлено на её реализацию. Государство для реализации целей своей экономической политики использует различные формы и методы, которые и образуют инструментарий государственного регулирования экономики.
Государство использует методы прямого (административного) и косвенного (экономического) воздействия на экономику. Использование указанных методов предполагает применение характерных для них приёмов и средств.
Особенностью административных средств регулирования экономики является, то что они: [17; с. 238]
- не связаны с созданием дополнительных материальных стимулов для их реализации;
- базируются на силе и авторитете государственной власти;
- включают меры запрещения, разрешения и принуждения:
Запрещение - это запрет какой-либо деятельности, признание общественно вредным само производство каких-либо товаров и услуг, либо его технологий.
Разрешение - это согласие, выданное в письменной или устной форме субъектом управления. Государство дает разрешение на ведение многих видов экономической деятельности, экспорт и импорт ряда товаров.
Принуждение основано на применении мер наказания за нарушение установленных норм. Например, при несвоевременной уплате налогов взимаются штрафы.
- предусматривают организацию управления предприятиями государственного сектора экономики, государственной собственностью.
Экономические средства воздействия на хозяйственные процессы предполагают использование следующих регулирующих инструментов:
- государственного экономического прогнозирования;
государственного экономического программирования;
бюджетно – налоговой системы;
денежно – кредитной политики;
валютной политики;
таможенной политики.
Рассмотрим основные инструменты и их роль в регулировании экономики государством. В целом инструментарий государственного регулирования экономики представлен в таблице 2 . (см. приложение).
4.1 Государственное экономическое прогнозирование
Государственное экономическое прогнозирование основано на результатах анализа реального положения дел в экономике, существующих потребностей и возможностей использования всех факторов и имеющихся ресурсов, на учете тенденций развития науки, техники, интеллектуального потенциала, позволяет получить достоверные знания о том, что может произойти в экономике в тех или иных условиях. Исследование вариантов развития помогает осознанно формировать экономическую политику, определять совокупность рычагов, обеспечивающих ее эффективную реализацию.
Экономическая наука выработала ряд методологических требований обеспечивающих эффективность прогнозов. [1; с. 89]
- поэтапность процесса прогнозирования: составление поискового прогноза, разработка нормативного, или целевого прогноза;
- разработка конкретных рекомендаций по использованию экономических регуляторов хозяйственной деятельности;
- корректировка нормативного прогноза с учетом механизма регулирования;
- составления сценария и вариантов прогноза;
- сведение разного рода прогнозов в систему.
Формирование системы прогнозов складывается из прогнозов последствий от разных ситуаций: развития отраслей, видов производств, научно-технического прогресса, развития территорий, экологических прогнозов, прогнозов внешнеэкономической деятельности.
4.2 Государственное экономическое программирование
Государственное экономическое программирование представляет собой высшую форму государственного регулирования экономики. Это обусловлено тем, что социально - экономические программы, базируясь на экономических прогнозах, используют весь комплекс элементов государственного регулирования экономики и имеют целевую направленность. Экономические программы не только формулируют цели развития, но и определяют материальные, финансовые средства реализации этих целей. Задача государственного программирования - комплексное использование в глобальных целях всех элементов государственного регулирования экономики.
В зависимости от использования различных критериев государственные программы можно подразделить на несколько видов.
По срокам государственного программирования различают:
- краткосрочные программы, разрабатываемые на срок от одного года до трех лет;
- среднесрочные программы, рассчитанные на 3 - 5 лет;
- долгосрочные программы, которые составляются на срок от 5 лет и более.
По объектам государственного программирования программы подразделяются на:
- Общегосударственные программы. Они содержат основные и значимые для общества в целом ориентиры экономического и социального развития. Эти программы направлены на регулирование деятельности государственного сектора и частных фирм;
- Региональные программы, охватывающие деятельность отдельных частей экономики. В некоторых странах для социально-экономического развития регионов используют региональное планирование;
- Целевые программы. Они предусматривают развитие конкретных направлений, например, научных исследований, а также поддержку отдельных групп населения;
- Отраслевые программы, направленные на развитие отдельных отраслей;
- Чрезвычайные программы, которые разрабатываются в тех случаях, когда экономика находится в кризисном состоянии вследствие экономических кризисов, экологических катастроф, ведения военных действий. Осуществляются они, как правило, средствами административного регулирования.
Субъектами экономического программирования являются государственные учреждения, ответственные за составление программ, их осуществления и контроль над ними. Программы разрабатываются специальным государственным органом или Министерствами экономики и финансов. К разработке программ, также широко привлекаются представители Центрального Банка*, Союзы предпринимателей, торгово-промышленные палаты, профсоюзы. Программа и финансовый план ежегодно утверждаются парламентом. Государственное экономическое программирование является достаточно эффективным при решение ряда хозяйственных задач. В условиях рыночной экономики программирование может быть только индикативным*, то есть носить целевой рекомендательно - стимулирующий характер, тем не менее оно является эффективным средством решения хозяйственных задач разного уровня. Как правило программы обеспечивают социально-экономическое развитие в желательном направлении. Программирование позволяет использовать все средства государственного регулирования экономики и избежать противоречивости и несогласованности регулирующих мероприятий отдельных государственных органов. Государственное финансовое стимулирование, заказы и закупки в рамках экономических программ оказывают заметное и неравномерное влияние на конкурентоспособность отдельных предприятий, положение отраслей, регионов, социальных групп и вызывают сопротивления тех, чьи интересы были ущемлены. Поэтому на государственные программирующие органы оказывается всевозможное влияние, отражающее противоречивые интересы отдельных групп.
В большинстве стран, где применяется экономическое программирование, подобные программы носят рекомендательный, индикативный характер, но имеют строгую целевую направленность.[18; с. 37]
4.3 Бюджетно-налоговая система
Бюджетно-налоговая система – один из существенных рычагов реального экономического воздействия государства на хозяйственные процессы. Масштабы государственного бюджета*, определяемые уровнем доходов, их долей в ВВП*, создают реальные возможности влияния на социально – экономические процессы. Основным источником доходов бюджета являются налоговые поступления. Государственное влияние на экономику реализуется посредством формирования структуры расходов бюджета. Учитывая, что налоги* являются важнейшим источником доходной части бюджета, а также механизмом перераспределения первичных доходов предприятий, фирм, граждан, необходимо постоянное совершенствование налоговой системы в соответствие с задачами социально – экономического развития страны. [19; с. 93]
Переход к рыночным отношениям, разгосударствления и приватизации существенным образом изменили налогооблагаемую базу: центр тяжести перенесли на доходы предприятия частного сектора; изменилась структура доходов хозяйствующих субъектов; произошло снижение доли заработной платы наёмных работников и ВВП; изменилась отраслевая структура народного хозяйства – увеличилась сфера услуг, частной торговли. Корректировка налоговой системы в соответствии с новой обстановкой в народном хозяйстве страны в большей степени будет служить эффективным средством формирования доходной части бюджета и тем самым создавать большие возможности для государственного воздействия на экономику.
Влияние налоговой системы на экономику связано с совершенствованием размеров налогообложения (налоговых ставок), механизма селективного определения объектов льготного налогообложения.
Для оплаты государственных расходов и различных выплат населению государству нужно иметь деньги. Необходимые для покрытия расходов суммы можно получить от государственного сектора экономики, а также путем сбора налогов. Но чтобы построить подводную лодку или проложить автомагистраль, государству нужно приобрести на деньги необходимые экономические ресурсы: товары производственного назначения, землю, труд. Поэтому, решая вопрос о том, как облагать себя налогами, люди в действительности определяют, каким образом, и в каком объеме необходимые для общественных нужд ресурсы будут изыматься из владения различных семей, из предприятий и направляться на цели производства государственных товаров и услуг. Государство всегда облагает налогами одних и выплачивает деньги другим. В прошлое ушли времена, когда налоги устанавливались власть имущими исключительно ради их собственной выгоды. [10; с. 422]
Среди общих принципов налоговой системы можно выделить следующие:
- Налоговые поступления формируют необходимую финансовую базу для операций государства в экономической сфере, а сама структура, объемы и методы налоговых изъятий создают возможность целенаправленного воздействия со стороны государства на темпы и пропорции накопления общественного денежного и производительного капитала, позволяют ему контролировать практический весь совокупный общественный спрос. В движении капитала на разных стадиях его кругооборота и в различных сферах можно выделить пункты изъятия налогов и создать целостную систему налогообложения.
- В соответствии с законом об основах налоговой системы в Российской Федерации взимаются:
- Федеральные налоги и сборы - устанавливаемые Налоговым Кодексом РФ и обязательные к уплате на всей территории РФ. К ним относятся: налог на добавленную стоимость; акцизы; налог на прибыль (доход) организаций; налог на доходы от капитала; подоходный налог с физических лиц; взносы в государственные социальные внебюджетные фонды; государственная пошлина; таможенная пошлина и таможенные сборы; налог на пользование недрами; налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы; налог на дополнительный доход от добычи углеводородов; сбор за право пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами; лесной налог; водный налог; экологический налог; федеральные лицензионные сборы.
- Региональными признаются налоги и сборы, устанавливаемые в соответствии с Налоговым Кодексом РФ и вводимые в действие законами субъектов РФ и обязательные к уплате на территории соответствующих субъектов РФ. К ним относятся: налог на имущество организаций; налог на недвижимость; дорожный налог; транспортный налог; налог с продаж; налог на игорный бизнес; региональные лицензионные сборы.
- Местными признаются налоги и сборы, устанавливаемые и вводимые в действие в действие нормативно-правовыми актами органов местного самоуправления. К ним относятся: земельный налог; налог на имущество физических лиц; налог на рекламу; налог на наследование или дарение; местные лицензионные сборы.[Налоговый кодекс РФ]
4.4 Денежно – кредитная политика
Денежно–кредитная политика* - является важнейшим средством воздействия государства на хозяйственные процессы, осуществляемой Центральным банком. Денежно – кредитная политика государства должна быть направлена, прежде всего на обеспечение устойчивого денежного обращения, непосредственно связанного с нуждами процесса воспроизводства, на основе устойчивой национальной валюты и стабильных цен. В странах с переходной экономикой эти цели дополняются задачами формирования рациональной банковской системы*, борьбы с инфляцией, ликвидации дефицита государственного бюджета*, создания финансовых условий выхода из кризиса. [24; с. 97].
В процессе реализации денежно – кредитных способов регулирования экономики тесно переплетаются прямые экономические и косвенные методы.
К инструментам прямого экономического воздействия относятся:
целевое кредитование;
установление кредитных «потолков»;
прямой контроль за установлением уровня процентных ставок.
Меры, связанные с целевым кредитованием, выражаются в существовании специальных кредитно-финансовых учреждений, осуществляющих кредитование той или иной отрасли по более льготным ставкам. Эти банки, как правило, пользуются определёнными льготами в своей деятельности. Кредитование осуществляется на строго установленные цели и в определённых размерах.
Установление так называемых кредитных «потолков» есть не что иное, как ограничение объёмов кредитов тех или иных видов, что позволяет сдерживать чрезмерную кредитную активность в отдельных сферах хозяйственной деятельности.
Прямой контроль за уровнем процентных ставок связан с установлением Центральным Банком ставки рефинансирования (нормы процента – платы за кредит, выдаваемый ЦБ РФ с коммерческих банков), с определением нормы обязательного резервирования средств коммерческих банков в Центральном Банке.
Более широко используется косвенные методы денежно – кредитного регулирования:
регулирование минимальных резервных требований;
осуществление дисконтной политики* (регулирование учётных ставок по кредитам);
купля – продажа иностранной валюты;
регулирование ставки рефинансирования коммерческих банков;
изменение курса национальной валюты;
эмиссия денег* в обращение в рамках определённых нормативов;
- продажа – скупка государственных ценных бумаг.
Большинство современных экономистов рассматривают монетарную (кредитно-денежную) политику как наиболее приемлемый для демократического общества инструмент государственного регулирования национальной экономики, не приводящий к чрезмерному диктату правительства и уменьшению хозяйственной самостоятельности отдельных субъектов.[18; с.18]
Высшая конечная цель монетарной политики заключается в обеспечении стабильности цен, полной занятости и росте реального объема ВНП*.
Эта цель достигается с помощью мероприятий в рамках кредитно-денежной политики, которые осуществляются довольно медленно, рассчитаны на годы и не являются быстрой реакцией на изменение конъюнктуры. В связи с этим текущая монетарная политика ориентируется на более конкретные и доступные цели, чем указанная выше глобальная задача, например на фиксацию количества денег в обращении, определенного уровня банковских резервов или нормы процента и т.д.
В том или ином случае проводником монетарной политики является Центральный Банк страны, а объектами являются предложение и спрос на денежном рынке. Под предложением денег понимается общее количество денег, находящихся в обращении.
Спрос на деньги формируется из спроса на деньги как средства обращения (иначе, деловой, операционный или спрос на деньги для совершения сделок) и как средство сохранения стоимости (иначе, спрос на деньги как на активы, спрос на запасную стоимость или спекулятивный спрос*).
Инструментарий кредитно-денежной политики [23; с. 57].
В мировой экономической практике используются следующие инструменты регулирования денежной массы* в обращении:
- операции на открытом рынке*, т.е. на вторичном рынке казначейских ценных бумаг;
- политика учетной ставки, т.е. регулирования процента по займам коммерческих банков у центрального банка;
- изменение норматива обязательных резервов.
В настоящее время в мировой экономической практике основным инструментом регулирования денежной массы являются операции на открытом рынке. Путем покупки или продажи на открытом рынке казначейских ценных бумаг центральный банк может осуществить либо вливание резервов в кредитную систему государства, либо изъять их оттуда.
Операции на открытом рынке проводятся Центральным Банком обычно совместно с группой крупных банков и других финансово-кредитных учреждений. Суть их заключается в том, что ЦБ размещает (в ситуации излишка денежной массы в обращении) или скупает (в ситуации недостатка денежной массы) государственные ценные бумаги и, таким образом, регулирует предложение денег на денежном рынке.
Политика учетной ставки (дисконтная политика). Учетная ставка - это процент, под который центральный банк предоставляет кредиты коммерческим банкам, выступая как кредитор в последней инстанции. Причем Центральный Банк предоставляет этот кредит не всем желающим коммерческим банкам, а лишь тем, кто имеет прочное финансовое положение, но испытывает временные трудности.
Учетную ставку устанавливает ЦБ. Уменьшение ее делает для коммерческих банков займы дешевыми, и они стремятся получить кредит. При этом увеличиваются избыточные резервы коммерческих банков, вызывая увеличение количества денег в обращении. И наоборот, увеличение учетной ставки делает займы невыгодными. Более того, некоторые коммерческие банки, имеющие заемные резервы, пытаются возвратить их, так как они становятся очень дорогими. Сокращение банковских резервов приводит к сокращению денежного предложения.
Среди инструментов монетарной политики, политика учетных ставок занимает второе по значению место после политики Центрального Банка на открытом рынке (а в некоторых странах является главным инструментом управления предложением денег) и проводится обычно в сочетании с деятельностью центрального банка на открытом рынке. [17; с. 357]
Изменение нормы обязательных резервов банков*. Механизм этого инструмента кредитно-денежной политики таков:
- если центральный банк увеличивает норму обязательных резервов, то это приводит к сокращению избыточных резервов банков и к уменьшению денежного предложения;
- при уменьшении нормы обязательных резервов происходит расширение предложения денег.
Этот инструмент монетарной политики является, по мнению специалистов, занимающихся данной проблемой, наиболее мощным, но достаточно грубым, поскольку затрагивает основы всей банковской системы.
Экономические и административные методы находятся в определенной взаимосвязи. Так как любой экономический регулятор применяется или изменяется после принятия соответствующих государственных решений, а также контролируется государственной службой, то можно сказать, что он уже несет в себе элемент администрирования. В то же время административные методы должны быть экономически обоснованы. [17; с.244]
4.5 Регулирования валютного курса
Устойчивость и сила национальной валюты - ключевой фактор снижения инфляции, достижения макроэкономической стабилизации и экономического роста. Положение национальной валюты имеет ключевое значение для развития и процветания экономики и общества. Наиболее высокий уровень инфляции наблюдается в странах, где определение курса национальной валюты предоставлено «рыночным силам».
В мире существуют три основных режима валютного курса - фиксированный, плавающий и ограниченно плавающий.
В режиме фиксированного обменного курса, доминировавшем в прошлом столетии, учреждения, проводящие денежную политику, фиксируют относительную цену отечественной и иностранной валюты. Для поддержки паритетного курса Центральный Банк берет обязательство покупать или продавать иностранную валюту по данному курсу.
В режиме плавающего курса учреждения, проводящие денежную политику, не принимают обязательств по его поддержанию на заданном уровне. Колебания спроса и предложения денег отражаются в изменениях валютного курса. Если Центральный Банк совсем не покупает и не продает иностранную валюту, то такой режим называется «чистым» плаванием. Если же Центральный Банк осуществляет валютные операции, то такой режим называется ограниченно плавающим.
По мнению известного западного экономиста П. Кругмана, «неконтролируемый рынок не может использовать всю имеющуюся информацию и, таким образом, устанавливает валютный курс на экономически неверном уровне; так как это может неблагоприятно сказаться на потреблении и инвестициях и ухудшить экономическую активность, рынок должен быть защищен от самого себя».
Официальное регулирование валютного курса основано на том мнении, что официальные власти лучше, чем рынок, справляются с нахождением долгосрочного равновесного значения валютного курса.
Вообще, валютная политика должна быть направлена на решение следующих задач:
- сглаживание резких краткосрочных колебаний;
- остановка волны чрезмерной спекуляции*, вызванной изменением экономической ситуации;
- прекращение тренда* на валютном рынке;
- установление целевого значения валютного курса;
- сопротивление валютным колебаниям, в случае когда они превышают определенное допустимое изменение;
- стимулирование начала определенного ценового тренда, оправданного экономической ситуацией.
Валютный курс представляет собой цену, относящуюся к двум странам, поэтому валютная политика одной стороны может иметь серьезные последствия для других стран. В целях недопущения манипулирования своей валютой МВФ* выработал ряд рекомендаций, которым его члены должны следовать при разработке своей валютной политики:
- он должен избегать манипулирования своей валютой с целью неэффективного выравнивания платежных балансов или получения преимуществ в международной конкурентной борьбе;
- он может осуществлять интервенцию на валютном рынке только при необходимости сглаживания краткосрочных колебаний рыночного курса своей валюты;
- при проведении своих интервенций члены МВФ должны принимать во внимание интересы других членов, включая тех, валюты которых также оказываются задействованы в ходе интервенции.
Являясь членом МВФ, правительство РФ, при проведении валютной политики, также придерживается указанных принципов.
Существуют различные инструменты регулирования валютного рынка и первым из них является монетарный. Но, подчинение монетарной политики только целям регулирования валютного курса может привести к невозможности достижения других целей, таких как регулирование инфляции и безработицы.
Другим инструментом регулирования является ограничение движения капитала, или барьеры в международной торговле. Такие действия правительства могут быть необходимы для достижения стабильности на валютном рынке тех стран, где низка кредитоспособность правительства.
Последним инструментом регулирования валютного курса является прямая интервенция* на валютном рынке. Успех валютных интервенций зависит от их интенсивности, а также от доверия к официальным монетарным органам.
5. Государственное регулирование в современной России
Вопрос о возможности и формах государственного влияния на экономические процессы всегда был одним из самых сложных и дискуссионных в экономической науке и практике. За последнее время диапазон оценок и подходов в этой области расширился, и под влиянием концепций глобализации мирового хозяйства нередко высказывается мнение о том, что государственные функции в экономике должны неизбежно сужаться.
Именно этот подход представлялся самым рациональным и «единственно правильным» и российским инициаторам рыночных трансформаций в начале 1990-х гг. В его основе лежала аксиома о якобы «несовместимости» рыночной модернизации с государственным управлением экономикой. В конце XX в. уровень затрат на государственные нужды у нас был значительно ниже уровня, характерного для большинства развитых стран (составляя порядка 27-29% к ВВП), в официальных проектировках правительства тех лет продолжали настойчиво выдвигаться задачи дальнейшего снижения соответствующих расходов государственного бюджета с доведением их до 22-23% к ВВП, т. е. ниже планки, характерной в среднем для слаборазвитых стран. Это было фактическим отстранением государства от функций управления экономикой и обществом.
Современное развитие рыночных отношений в отечественной экономике предусматривает активное участие государства как регулирующего и управляющего органа. Государство выступает субъектом регулирования и управления экономической системы в лице отдельных органов, наделенных соответствующими полномочиями.
Регулирование в целом можно рассматривать как функцию управления, обеспечивающую функционирование управляемых процессов в рамках заданных параметров.
В экономике России роль и место государственного регулирования определяются рядом основными факторов.
Во-первых, переход от административной экономики к рыночной предполагает неизбежное и резкое снижение уровня государственного регулирования. В то же время в России роль государства в социально-экономических процессах традиционно преувеличена. Кроме того, само качество переходности задает дополнительную компоненту в государственном влиянии на экономические и политические процессы. Налицо также наличие устойчиво сильных исторических традиций, поддерживающих склонность к централизованному управлению процессами в стране. На современном этапе это выражается в максимально возможной централизации финансовых ресурсов в бюджетной системе, что объективно ставит промышленников в зависимость от государства как собственника денежного капитала.
Во-вторых, в условиях любого кризиса роль государства как стабилизирующего фактора неизбежно возрастает, а в период реформирования общества именно государство должно выполнять системообразующую функцию, определяя параметры будущей социально-экономической системы, темпы и направление преобразований.
В-третьих, в условиях ломки хозяйственного механизма, сопровождающейся исчезновением старых и формированием новых институтов и/или субъектов рынка, не обладающих достаточной степенью доверия, уровень риска по любой экономической операции превышает допустимый предел, поэтому только непосредственное участие государства во всех сферах экономической жизни может обеспечить хотя бы минимальную стабильность.
В-четвертых, некоторые институты, присущие высокоразвитой рыночной экономике, в условиях перестройки отечественной экономики были созданы волевым решением «сверху» и, соответственно, изначально оказались под контролем государства, поскольку не имели возможности эффективно действовать и развиваться без его поддержки.
В-пятых, неразвитость рыночной инфраструктуры, особенно в части инфраструктурного оснащения рыночных отношений на периферии привела к возникновению дистанции в уровне экономического и социального развития между регионами-«донорами» и остальной частью страны.
Влияние государства на формирующиеся рынки в России, в отличие от индустриальных стран, выше регулятивная нагрузка, влияние перспективной и текущей макроэкономической политики. На развитых рынках государство работает в режиме корректировки процессов, оформления складывающейся рыночной практики, придания ей формы, которая содействовала бы сохранению честного и справедливого механизма ценообразования. Но и на таких рынках в моменты финансовых кризисов или в периоды нарастающих инноваций используется стратегическое планирование, программирование будущего, с тем, чтобы найти правильные ответы на вызовы, сохранить конкурентоспособность рынка. В эти моменты степень вмешательства в рыночные процессы нарастает. Тем более, что мировая практика свидетельствует о том, что полагаться полностью на самоорганизацию финансового рынка недостаточно. В современной России основанные на здоровой конкуренции механизмы финансового рынка еще не укрепились, а инвестиционные потребности инвесторов не уравновешены возможностью получения высоких доходов. Устранить этот дисбаланс в системе финансирования реального сектора экономики можно только путем усиления общественного, государственного регулирования и целевой направленности инвестиционных потоков.
Отсюда вывод: степень вмешательства государства на формирующихся рынках должна быть значительно выше, чем на развитых финансовых рынках.
Формирующийся финансовый рынок должен пройти долгий путь глубоких структурных преобразований на пути к созданию эффективной регулятивной системы под продуманным руководством государства. Однако государственное регулирование финансового рынка не должно быть авторитарным. При всех существующих преимуществах централизованного государственного регулирования саморегулирование как регулирование на микроуровне имеет все большее значение. [12]
Заключение
Выше были рассмотрены основные инструменты: государственное экономическое прогнозирование, государственное экономическое программирование, бюджетно – налоговая система, денежно – кредитная политика, объекты и цели государственного регулирования экономики.
Государственное вмешательство в экономику является объективно необходимым для любого правительства независимо от того, рыночная это экономика или командно-распределительная. Минимально необходимые границы регулирования реального рынка определяются организацией денежного обращения, производством общественных товаров и устранения внешних эффектов. Максимально допустимые границы вмешательства государства в экономику определяются перераспределением доходов, обеспечением некоторого уровня занятости, противодействием монополизму и инфляции, развитием фундаментальных исследований, проведением региональной политики, реализацией национальных интересов в мировой экономике.
Государство выполняет свои функции, применяя экономические и административные методы. Они взаимосвязаны и вместе с тем противоположны. Существуют области, где применение административных методов эффективно и не противоречит рыночному механизму.
Для сегодняшней России, особенно важно государственное регулирование. После десятилетий тотального диктата государства в экономике, высказываются мнения о полном отказе от государственного вмешательства в экономику. Видимо, истина, как всегда, где-то посередине. Именно поэтому для России важен мировой опыт государственного регулирования экономики, который и нужно изучать. Таким образом, государственное регулирование экономики имеет важное значение для экономического и социального развития