Монополия

Допустим, что на рынке есть только две фирмы, торгующие фотобумагой. Каждая фирма рассматривает целесообразность проведения рекламной кампании, чтобы увеличить продажи. Она, однако, осознает, что выгода от рекламы зависит от того, занимается ли также рекламой ее конкурент.

Есть некоторые доказательства того, что реклама на олигополистических рынках осуществляется в объемах выше тех, которые были бы оправданы максимизацией прибыли. Отрасль по производству сигарет представляет хорошую возможность для исследования конкретного подобного случая. Эта отрасль всегда отличалась крупными расходами на продвижение товара. В начале 70-х годов, когда реклама сигарет по телевидению была запрещена, рекламные расходы фирм отрасти значительно упали. Однако прибыли отрасли значительно возросли. Это предполагает, что общее воздействие рекламы на прибыли неблагоприятно. По-видимому, реклама в олигополистических отраслях ведет к росту издержек, но не увеличивает сколько-нибудь рыночную долю отдельной фирмы. Соперничающие фирмы просто сводят на нет рекламные усилия друг друга.

Еще одним примером олигополистической отрасли является отрасль по выпуску мыла и моющих средств. Есть свидетельства того, что реклама в этой отрасли всего лишь гасит действенность рекламных сообщений соперничающих фирм. Возможно, фирмы в этой отрасли предпочитают альтернативе ценовой войны неценовую конкуренцию. Возможно, они полагают, что усилия по продвижению товара могут обеспечить им временное увеличение прибылей, если соперники запаздывают с ответной рекламой.

Другие исследования обнаружили, что реклама способствует росту прибыли. Эти исследования указывают на то, что, чем выше доля расходов на рекламу по отношению к объему продаж в отрасти, тем выше отраслевая норма прибыли. Поскольку более высокие прибыли указывают на наличие монопольной власти, то это подразумевает, что реклама ведет к большему монопольному контролю над ценой. Неясно, однако, обусловливают ли более высокие рекламные расходы более высокие прибыли или более высокие прибыли вызывают большие расходы на рекламу.

ДРУГИЕ МОДЕЛИ ОЛИГОПОЛИИ

Чтобы попытаться объяснить определенные типы делового поведения, разработаны и другие модели олигополии. Далее приведены три такие модели. Первая пытается объяснить неизменность цен. Вторая объясняет, почему фирмы часто следуют за ценовой политикой фирмы, которая выступает как лидер в объявлении изменения цены. Третья показывает, каким образом фирмы могут устанавливать цены так, чтобы не максимизировать текущие прибыли, но зато максимизировать прибыли в долгосрочном плане, путем предотвращения появления на рынке новых продавцов.

Твердость цен и ломаная кривая спроса

В первой половине двадцатого столетия широко считалось, что на олигополистических рынках у цен существует тенденция быть твердыми (неизменными). Модель, разработанная, чтобы объяснить твердые цены, показывает, каким образом предположения, делаемые отдельными фирмами о реакции соперников на их действия, могут приводить к странным результатам. Полагали, что эта модель применима к сталеплавильной промышленности США начала века и 20-х годов, когда, несмотря на увеличение издержек, цена стали оставалась неизменной.

Неизменность цены можно объяснить, если отдельные фирмы считают, что соперники не последуют за любым приростом их цены. В то же время они полагают, что их соперники последуют за снижением их цен. При таких обстоятельствах кривая спроса - как ее воспринимает каждая конкретная фирма - имеет странную форму.

Цена на товар установлена. Модель не объясняет, как она была установлена. В течение 50-х годов, периода стабильности цен, рыночная цена за плитку шоколада была 10 центов. Шоколадные плитки выпускались всего несколькими фирмами. Допустим, что фирмы отрасли думают, что спрос на их продукт будет весьма эластичным, если они поднимут свои цены, потому что их конкуренты не будут повышать цены в ответ. Однако они строят предположение, что если они понизят свои цены, то спрос станет неэластичным, так как согласно их ожиданиям, соперничающие фирмы также понизят свои цены. Резкое изменение эластичности кривой спроса фирмы при установленной цене дает кривую ломаной формы.

Устойчивость цены будет поддерживаться только при приростах затрат, которые не смещают кривую предельных издержек вверх настолько, чтобы пересекать кривую предельного дохода выше точки А. Больший прирост предельных издержек приведет к новой цене. Тогда будет существовать новая кривая спроса с новым изломом. Излом сохраняется, только если фирмы остаются при своих убеждениях относительно реакции их конкурентов на цены после того, как установится новая цена.

Лидерство в ценах

Практикой, которая наблюдается повсюду на олигополистических рынках, является лидерство в ценах. Одна фирма на рынке, обычно (но не всегда) крупнейшая, действует как ценовой лидер, который устанавливает цену, чтобы максимизировать свои собственные прибыли, в то время как другие фирмы следуют за лидером. Соперничающие фирмы назначают ту же цену, которая установлена лидером, и работают при уровне выпуска, который максимизирует их прибыли при этой цене. Считалось, что лидерство в ценах существовало в сталеплавильной промышленности США в течение 60-х годов. Одна доминирующая фирма устанавливала цены, а другие, меньшие фирмы, следовали за ней. Однако из-за возросшей конкуренции со стороны иностранных производителей, как полагают исследователи сталеплавильной промышленности, сегодня ни одна фирма не доминирует в американской металлургии. С помощью модели лидерства в ценах можно описать ценообразование на рынках банковских услуг. Крупные нью-йоркские банки обычно устанавливают свои процентные ставки по кредитам первоклассным заемщикам, а все прочие банки тут же регулируют свои ставки таким же образом.

Лидирующая фирма предполагает, что другие фирмы на рынке не будут реагировать таким образом, что изменят цену, которую она установила. Они решат максимизировать свои прибыли при цене, установленной лидером. Фактически эти фирмы начинают принимать цену, установленную лидером как данную. Модель лидерства в ценах называется частичной монополией, потому что лидер устанавливает монопольную цену, основанную на его предельном доходе и предельных издержках. Прочие фирмы принимают эту цену как данную.

Ценообразование, ограничивающее вход в отрасль

Фирмы на олигополистических рынках могут устанавливать цены таким образом, чтобы потенциальным новым производителям на рынке было невыгодно начать на нем торговлю. Для достижения этой цели фирмы на рынке необязательно устанавливают цену, которая максимизирует их текущие прибыли. Вместо этого они заглядывают вперед таким образом, чтобы отказаться от текущих прибылей и этим удержать новых производителей от входа на рынок и оказания понижающего воздействия на будущие прибыли.

Фирмы либо сговариваются, либо следуют примеру других фирм при установлении таких цен, которые могли бы предотвратить вступление на рынок "чужаков". Чтобы достичь этой цели, они оценивают минимально возможные средние издержки любого нового потенциального производителя. Они также предполагают, что любой новый потенциальный производитель примет цену, установленную существующими фирмами и будет ее поддерживать.

Ценообразование, ограничивающее вход на рынок, показывает, каким образом опасения перед появлением на рынке новых конкурентов могут подтолкнуть максимизирующие прибыли фирмы временно не использовать свою монопольную власть на рынке.

МОНОПСОНИЯ

Чистый монопсонист - это единственная на рынке фирма, которая является покупателем ресурса или его услуг, предлагаемых на этом рынке, причем возможностей альтернативного сбыта либо мало либо нет совсем. Монопсонист обладает властью, достаточной для влияния на цену услуг ресурса, которые закупает. Кривая предложения услуг ресурса

монопсонисту имеет восходящий характер. Поэтому монопсонист может влиять на цену закупаемого ресурса путем изменения приобретаемого его количества.

Чистая монопсония - такая же редкость, как и чистая монополия. Предположительно она может существовать в небольших городах, в которых, например, единственная фирма нанимает всех трудоспособных жителей. Единственная шахта, на которой работают все шахтеры, находящаяся в отдаленном приграничном городе, может служить примером чистой монопсонии. Правительство США как единственный покупатель многих материалов оборонного значения, таких, как ядерное оружие, является чистым монопсонистом для этих товаров. Оно закупает все их рыночное предложение, а продажа этих товаров другим покупателям запрещена.

Несмотря на редкую возможность существования рынка единственного работодателя, часто бывает, что фирма закупает очень значительную часть всего доступного рыночного предложения определенного ресурса. Например, предположим, что университет обеспечивает рабочими местами 70 % рабочей силы в небольшом городке. Если бы ему понадобилось увеличить найм, скорее всего ему пришлось бы повысить заработную плату, чтобы привлечь работников из других городов или тех местных работников, которые в настоящее время не трудятся. Аналогично, если фирма-производитель самолетов приняла на работу 90% работников в городе, снижение ее активности, сворачивание производства приведет к резкому понижению заработной платы в этой местности, так как в ней, в целом, понизится спрос на рабочую силу. Подобные фирмы должны считаться с тем, что уровень их спроса на труд прямо отражается на заработной плате, которую они должны устанавливать своим работникам.

Олигопсония - это такая структура рынка факторов производства, когда небольшое количество фирм закупает все рыночное предложение определенного ресурса. Профессиональные спортивные лиги являются хорошим примером олигопсонии. Спортсмены могут продать свои услуги небольшому числу фирм. Так, в США обычно существует 20 или 30 профессиональных команд в каждом виде спорта. Большая часть профессиональных спортивных лиг имеет определенный согласованный механизм для понижения конкуренции между командами. Олигопсония сходна с олигополией в том, что конкурирующие фирмы сознают свою взаимозависимость. Для избежания отрицательных последствий ценовых войн, которые могли бы привести к росту оплаты спортсменов, такие команды обычно ищут способы обуздать ценовую конкуренцию. Результат похож на создание картеля. Группа фирм действует совместно таким образом, как если бы они были одним покупателем. Правила найма обычно предполагают разрешение определенному спортсмену вести переговоры только с одной определенной фирмой (командой) в лиге. У каждой команды имеется своя "квота" игроков и система также предполагает отсутствие возможности найма одной фирмой всех лучших новых игроков.

В США арбитражем недавно было выявлено, что 26 собственников бейсбольных команд высшей лиги действовали в сговоре в качестве олигопсонии, чтобы препятствовать повышению оплаты профессиональных игроков, которые нанимались по контрактам в 1985 году. Когда фирмы объединяются в олигопсонию, последующее снижение конкуренции служит для оказания понижающего воздействия на цены найма услуг ресурса.

Предельные издержки на ресурсы для монопсониста

Власть монопсонии - способность единственного покупателя оказывать влияние на цены тех ресурсов, которые он закупает. Когда фирмы, обладающие властью монопсонии, увеличивают закупки, цена, которую они должны заплатить, возрастает. Так как такие фирмы скупают значительную часть всего рыночного предложения соответствующего ресурса, фирма - монопсонист не может приобрести все необходимые ей ресурсы по одинаковой (прежней) цене. Предложение факторов производства фирме - монопсонисту характеризуется восходящей кривой.

Данные, приведенные в табл. 4, показывают воздействие власти монопсонии на стоимость ресурсов. Эти данные приведены для гипотетически чисто монопсонистической угледобывающей фирмы в отдаленном приграничном районе. Это единственный наниматель работников. Пусть все они - шахтеры и качественных различий в их способности к труду не существует. Для привлечения дополнительных работников фирме необходимо увеличить заработную плату. Повышение заработной платы привлечет работников из других районов, побудит наняться на работу в настоящее время не работающих в увеличит предложение труда желающими получить работу.

Предельные издержки на ресурс (МIС) являются для фирмы дополнительными издержками, затраченными для того, чтобы нанять еще одну единицу данного фактора производства. На рынке с совершенной конкуренцией предельные издержки на ресурс для предпринимателя, использующего рабочую силу, равны заработной плате на текущий момент, так как фирма может нанять любое желаемое количество рабочей силы по текущему рыночному уровню заработной платы. Однако предельные издержки на ресурс для монопсониста растут, по мере того как фирма нанимает большее число работников.

Предельные издержки на ресурс - в данном случае на рабочую силу - увеличиваются при росте числа работников. Если фирма, занятая разработкой шахт, хочет увеличить привлекаемую рабочую силу до 101 рабочего в день, она должна поднять заработную плату до 41 доллара. Нужно учитывать, что всем рабочим за один час выплачивается равная заработная плата. Когда фирма нанимает большее число работников (каждого на восьмичасовой рабочий день), она должна платить больше всем работникам, не только последнему из нанимаемых. Если бы она так не сделала, некоторые рабочие могли бы уйти, и фирма не смогла бы иметь ежедневно рабочую силу в количестве 101 рабочего.

Принятие решений о найме на монопсонистических рынках факторов производства

Фирма, обладающая властью монопсонии, максимизирует прибыль путем найма ресурса вплоть до того момента, когда предельные издержки на ресурс сравниваются с доходом от предельного продукта данного производственного ресурса:

МIС = MRP.

Доход от предельного продукта ресурса определяет вклад дополнительных единиц ресурса в выручку фирмы. Предельные издержки на ресурс равны дополнительным затратам на дополнительную единицу услуг привлекаемого фактора производства.

Пока доход от предельного продукта труда для фирмы, добывающей уголь, превышает предельные издержки на рабочую силу, фирма может увеличивать доходы путем найма большего числа работников.

Так как фирма максимизирует прибыли путем приравнивания MRPL и MICL, она нанимает в день 104 работников. Чтобы привлечь такое количество работников, она должна платить им заработную плату на уровне 44 долларов в день.

Предположим, что фирма продаст добытый ею уголь на рынке с совершенной конкуренцией. Нет причин ожидать, что фирма - монопсонист на одном или более рынках факторов производства будет также и монополистом на рынке угля. Нет ничего необычного в том, что фирма закупает ресурсы на рынке с несовершенной конкуренцией, а продает готовую продукцию на совершенно конкурентном рынке. Так как на рынке готовой продукции существует совершенная конкуренция, то МRРL = VMPL

Фирма - монопсонист нанимает меньшее количество рабочей силы и выплачивает более низкую заработную плату по сравнению с точкой равновесия на аналогичном рынке факторов производства с совершенной конкуренцией. На рынке факторов производства с совершенной конкуренцией точка равновесия устанавливается там, где доход от предельного продукта ресурса уравнивается с его ценой. Если бы в каком-либо городе существовало несколько фирм, владеющих шахтами, которые конкурировали бы между собой при найме шахтеров, равновесие бы установилось в точке, подобной точке В на рис. 8. Рыночная заработная плата была бы на уровне wC и было бы приобретено QC рабочих дней. Каждая фирма при заработной плате wC была бы в состоянии нанять столько работников, сколько захочет. Заработная плата шахтеров была бы выше, чем при монопсонии, и нанято было бы большее число работников. В конечном итоге, при наличии конкурентных рынков готовой продукции, каждый шахтер получал бы заработную плату, равную стоимости предельного продукта труда. Фирмы не смогли бы делать дополнительную прибыль за счет выплаты шахтерам заработной платы меньшей, чем стоимость предельного продукта их труда.

Власть монопсонии, сочетающаяся с монопольной властью на рынках готовой продукции.

Когда фирма обладает и властью монопсонии на рынках рабочей силы и монопольной властью на рынках ее готовой продукции, работники находятся в наихудшем положении. Этот случай изображен на рис. 9. Монопсония достигает равновесия в точке Е, где MRPL = MICL. Для того чтобы нанять QL работников в день, что соответствует этой точке, фирма выплачивает дневную зарплату в сумме w* долларов в день. При этой зарплате фирма добавляет к своей прибыли сумму, равную площади VRST. Эта площадь может быть разделена на две части. Площадь GEST является приростом прибыли в результате того, что в точке Е MRPL * > w*. Второй частью является площадь GERV. Это - прирост прибыли в результате того, что в точке Е