КРЕСТЬЯНСКОЕ ВОССТАНИЕ 1773-1775 гг.
Д. 182. Л. 205.3 Там же. Ф. 6. Д. 512. Ч. 2. Л. 185.
4 Там же. Ч. 3. Л. 156, 159, 217.
5 Гвоздикова И. М. Указ. соч. С. 28, 42, 150—151.
6 РГАДА. Ф. 6. Д. 516. Ч. 3. Л. 217; Д. 592. Л. 194, 349; ГАОО. Ф. 3. Д. 140. Л. 23, 31—33; Д. 141. Л. 185—186, 190—191; Д. 148. Л. 21, 39, 92—93; Д. 155. Л. 57, 59, 67—68, 71; Д. 171. Л. 9, 16; Гвоздикова И. М. Документы свидетельст-вуют//Поиски и находки. Уфа, 1984. С. 112—124.
* РГАДА. Ф. 1100. Д. П. Л. 81.
ё Андрущепко А. И, Указ. соч. С. 297—298.
330
Глава X Крестьянская война 1773—1775 гг. на территории Башкортостана
цев'. Даже в январе 1775 г. он не был уверен в безопасности пограничных с Башкирией районов.
Формой протеста и сопротивления был отказ пугачевцев от повиновения властям. Так, в ведомости, присланной Уфимской провинциальной канцелярией в Оренбург в начале ноября 1774 г., отмечалось, что старшины Сибирской дороги «с командами их и поныне находятся» в неповиновении и никто из них, за исключением «ясашного старшины Алексея Бекметева», не пришел с повинной и что из селений Сибирской дороги, где действует Салават Юлаев, «по сие время» также никто не явился к властям2.
В волостях Осинской дороги стояли отряды соратников Салавата — Адиля Азменева, Ал ад и на Бектуганова, Сей-фуллы Сайдашева и др.3. В ноябре П. М. Голицыну пришлось перебросить туда новые команды, поскольку, объяснял он генералу П. И. Панину, «главная теперь нужда состоит в успокоении бунтующих башкирцов, пребывающих поблизости городов Осы, Кунгура и Красноуфимска»4.
Показателем верности лозунгам Пугачевского восстания является письмо, направленное старшиной Кущинской вол. Сибирской дороги подполковником Ильчигулом Иткуловым в октябре 1774 г. временному коменданту Красно-уфимской крепости Я. Г. Савинову об отказе принести повинную: «нам склониться неможно, потому что присягу за Петра Федоровича приняли», а если Савинов с командой выступит «за реку Уфу..., то будем противиться и с вами драться»0.
До зимы не было восстановлено прежнее правление в Бирске, Елдяке, Красноуфимске, Осе, Нагайбаке. Но территория активных действий повстанцев быстро сужалась и поздней осенью 1774 г. она ограничивалась лишь отдельными районами Сибирской дороги.
Власти и командование карательными войсками прилагали все усилия к окончательному подавлению восстания. Наряду с военными мерами применялась антиповстанческая агитация,
сдобренная угрозами, обещаниями прощения за участие в восстании. В октябре по Башкирии распространяли объявления П. И. Панина с сообщением о разгроме главных повстанческих сил, о захвате в плен Пугачева. Панин требовал сложить оружие и угрожал, что в случае неповиновения башкир «мужеск пол до самых младенцев будет растерзан лютейшими смертями, жены, дети и земли их все без изъятия розданы в рабство и владение пребывшим в верности е. и. в. российским подданным». И, наконец, он взывал к повстанцам «в знак своего истинного покаяния и подданического повиновения» выдать Салавата и его отца «ближайшему из подчиненных мне войск военноначальнику»15.
В обстановке наступления карательных сил, ранней снежной зимы, а также голода, постигшего край вследствие общего разорения хозяйства в ходе военных действий и засухи 1774 г., продолжать открытую борьбу было невозможно. Салават и другие предводители повстанцев решили, видимо, пойти на роспуск отрядов. Повстанцы разъехались по своим деревням, но, как доносил перебежчик писарь Абдула Курманаев, они «намерены к миру склониться, но только с обманом тем, чтоб им зиму таким образом препроводить, а будущим летом по-прежнему бунтовать»7. Многие заранее договаривались о перекочевке в казахские степи в том случае, если власти прибегнут к репрессиям. Салават Юлаев также решил «уйтить прямо лесом и горами в киргисцы, к чему все ево товарищи согласны были»8, чтобы на будущий год вновь поднять свой народ на восстание. Намерение это не было осуществлено, так как 25 ноября Салават был схвачен карателями. В зимние месяцы
1 РГАДА. Ф. 1274. Д. 179. Л, 183.
2 Крестьянская война. С. 257.
3 РГАДА. Ф. 1274. Д. 179. Л. 139—140; Ф. 1100. Д. 12. Л. 203; Крестьянская война. С. 269.
4 РГАДА. Ф. 1274. Д. 179. Л. 218 об.
5 Документы ставки Е. И. Пугачева. С. 242. й Крестьянская война. С. 242.
7 РГАДА. Ф. 1100. Д. 10. Л. 379—380.
8 Крестьянская война. С. 320.
Глава X Крестьянская война 1773—/775 гг.. на территории Башкортостана
331
восстание на территории Башкирии почти полностью прекратилось.
Царские власти подавляли восстание с невероятной жестокостью. Тысячи повстанцев были казнены, сосланы на каторгу, на поселения, забраны в солдаты. 10 января 1775 г. по решению царского суда в Москве был четвертован Е. И. Пугачев, а через две недели, 24 января, в Уфе был обезглавлен И. Н. Зарубин-Чика. В конце ноября 1774 г. в походной канцелярии подполковника Н. Я. Ар-шеневского начался следственно-судебный процесс над Салаватом Юлаевым, продолженный затем в Тайной экспедиции Сената в Москве и в Уфимской провинциальной канцелярии и завершившийся вынесением приговора оренбургского губернатора в июле 1775 г. Двадцать пять лет провел Салават Юлаев в каторжном каземате Балтийского порта, где он и скончался 26 сентября 1800 г.
Верховные власти были озабочены тем, как особо наказать башкир за их всеобщее и активное участие в Крестьянской войне. Екатерина П лицемерно возмущалась «неверностью башкирцев, кои ничем на свете не отягощены были» . Панин остановился на проверенном «при прежних бунтах» способе наказания башкирского народа — «собиранием с него лошадей для службы войску»2. 19 февраля 1775 г. последовал именной указ Екатерины II о сборе с башкир 4 тысяч лошадей «в наказание за их преступления», т. е. за участие в Пугачевском восстании3. Правительство отказалось от повторения зверской бойни в Башкирии, устроенной после восстания 1735—1740 гг. Башкирские команды были нужны царизму для проведения его внешнеполитических целей в Казахстане и Средней Азии, для несения охраны на западных и восточных границах империи.
Зная о крайнем разорении башкирского хозяйства, падеже лошадей, Панин рекомендовал Рейнсдорпу брать с башкир деньги по 25 руб. за каждую лошадь, определив самую высокую цену того времени. 18 августа 1776 г. губернатор сообщал в Сенат, что в Башкирии
«по неимению годных лошадей собрано 84 559 руб. 50 коп., да в натуре 12 лошадей», а оставшуюся сумму за 595 лошадей из-за «разорения и бедности» башкир «собрать не можно»4.
Несмотря на жестокие репрессии, обстановка в Башкирии оставалась напряженной. Порядок поддерживался только силой оружия. В 1775 г. к губернатору поступали сведения о «сборищах» башкир по дороге от Оренбурга к Уфе5, жалобы на старшину Карагай-Кипчакской вол. Ногайской дороги Тюзебека Якупова, который «в повиновение притти удержался» и не исполнял старшинские обязанности6, на старшину Салзаутской вол. Баязита Максютова и сотника Терсяцкой вол. Исетской провинции Махмута Калмакаева, «которые остались в упорстве и доныне»7.
В Башкирии распространялись слухи о возможном новом подъеме восстания. Главными распространителями слухов были бывшие участники Крестьянской войны, те, кто не мог примириться с крушением своих надежд. Так, в июле 1775 г. И. А. Рейнсдорп занимался делом присланных от Ф. Ю. Фреймана и из Уфимской провинциальной канцелярии башкир, утверждавших, что Пугачев жив и стоит с войском под Черным Яром8.
Трудовые массы Башкирии не хотели верить ни в поражение восстания, ни в гибель его вождя. Свои надежды на возобновление борьбы башкиры связывали и с вымышленными именами братьев Пугачева9 и с его ближайшим сподвижником Кинзей Арслановым. Среди соратников Пугачева, находившихся рядом с ним и после окончательного разгрома Главного повстанческого войска
Сборник РИО. Т. 6. С. 154. Там же. С. 195—196. Там же. С. 207.
РГАДА. Ф. 6. Д. 504. Ч. 6. Л. 303. ГАОО. Ф. 3. Д. 148. Л. 44—45. Там же. Д. 151. Л. 48—49. Пугачевщина. Т. 2. С. 417. ГАОО, Ф. 3. Д. 148. Л. 75. Пугачевщина. Т. 3. С. 411.
332 Глава X Крестьянская война 1773—1775 гг.. на территории Башкортостана
под Черным Яром, Кинзя Арсланов был единственным верным ему человеком. Впоследствии ни заговорщикам из казацкой старшины, ни карательным командам не удалось разыскать Кинзю Арсланова. А в Башкирии еще долго ходили слухи о том, что Кинзя вернулся и собирает большие отряды, которые стоят «в вершинах рек Белой, Сакмары, Ашкадара и Демы»1.
Значение Крестьянской войны. Крестьянская война 1773—1775 гг. была самым мощным антифеодальным движением угнетенных масс России. От всех других форм народных выступлений XVII—XVIII веков, в том числе от трех предшествующих крестьянских войн, она отличалась своим размахом, ожесточенностью классовой борьбы, широким охватом антифеодальных сил, возросшим уровнем сознательности и организованности движения, глубиной антифеодальных требований. Речь шла не о борьбе за отдельные уступки со стороны дворянско-помещичьего государства, а о ликвидации крепостнических отношений, уничтожении дворянства, устранении старой администрации, передачи земли народу, т. е. объективно «Крестьянская война была направлена против феодализма как общественного строя, ибо подрывались его основы — феодальная собственность на землю и личная зависимость крестьян», хотя социально-экономические условия для ликвидации феодализма в это время еще не созрели2.
Важной чертой Крестьянской войны 1773—1775 гг. являлось широкое участие в антифеодальной борьбе нового социального слоя трудовых масс страны — мастеровых и работных людей, а также приписанных к заводам крестьян. Именно они придавали восстанию особо упорный и стойкий характер. На службу восстанию были поставлены людские и материальные ресурсы всех заводов Южного Урала.
Особенностью Крестьянской войны явилось и то, что одной из главных движущих сил были нерусские народы юго-востока России. Здесь наиболее ярко выявилось боевое содружество русского
крестьянства и трудовых слоев башкирского, татарского, чувашского, марийского, калмыкского, казахского и других нерусских народов в совместной борьбе против социального угнетения и национального неравенства. Лозунги восстания, носившие открытый социальный характер, объединили угнетенные массы разных национальностей и верований. В сложном переплетении социальных и национальных факторов классовой борьбы нерусских народов ведущим был социальный момент, в основе которого лежало осознание ими классовой несправедливости политики феодального государства, всего привилегированного класса — дворянства. Отмечая значение крестьянских войн в России, академик Л. В. Черепнин подчеркивал: «в ходе крестьянских войн крепли связи трудовых масс русского и других народов России... От одной войны к другой росла ненависть к угнетателям, накапливался боевой опыт, передавались традиции сопротивления, имена крестьянских вождей приобретали широкую известность»3.
Первое место среди нерусских народов по количеству участников Пугачевского восстания, силе выступлений принадлежало башкирам. Классовая борьба башкирских народных масс поднялась на новую ступень. Вместе с яиц-кими и оренбургскими казаками башкиры составляли наиболее боеспособную и постоянную часть многонациональных отрядов повстанцев. Башкирский народ сыграл важную роль в распространении восстания, агитационно-
1 Крестьянская война в России в 1773— 1775 годах. Восстание Пугачева. Т. 3. С. 290.
'2 Черепнин Л. В. Об изучении крестьянских войн в России XVII—XVIII вв. (К теории проблемы)//Крестьянские войны в России XVII — XVIII вв.: проблемы, поиски, решения. М., 1974. С. 7—8, 18; Он же. Крестьянская война под предводительством Е. И. Пугачева (Проблемы и характер)//Героические страницы истории народов нашей Родины. Челябинск, 1976. С. 5, 18, 22.
3 Черепнин Л. Крестьянские войны в России периода феодализма//Коммунист, 1973. № 13. С. П.
Глава X Крестьянская война 1773—1775 гг. на территории Башкортостана
333
мобилизационной работе по сплочению антифеодальных сил. Действия башкирских повстанческих отрядов в Казанской и Сибирской губерниях следует рассматривать как свидетельства наметившегося преодоления одного из источников слабости крестьянских движений — их локальности. Впервые в истории своей антифеодальной борьбы башкиры отстаивали права и свободу в одном ряду с русским и другими народами России.
Крестьянская война имела большое значение и в развертывании социальной борьбы среди башкир. С ростом имущественного и социального неравенства в башкирском обществе, с углублением расслоения его на старшинскую верхушку и рядовых общинников росли рознь, сопротивление трудовых масс засилью старшин и разбогатевших общинников. А в дни Пугачевского восстания протест башкирского народа приобрел форму войны трудовых масс как против феодально-крепостнических порядков в стране, так и против всяческих притеснений со стороны башкирских богачей. Это было первое массовое вооруженное выступление трудовых слоев башкирского народа против старшинской верхушки, предавшей народные интересы и активно участвовавшей в карательных акциях против повстанцев. Башкирия дала много способных и беззаветно преданных народу повстанческих вожаков. Имя пугачевского бригадира Салавата Юлаева занимает видное место в летописи истории Крестьянской войны 1773—1775 гг. и свято хранится в памяти народов нашей страны.
Несмотря на огромные успехи, самоотверженность и героизм народной борьбы, Крестьянская война потерпела поражение. Это было обусловлено стихийным характером движения, разобщенностью восставших, отсутствием единой программы, проникнутой поли-
тическим сознанием, и класса, способного выступить в роли руководителя. В этом была историческая ограниченность крестьянских войн.
Несмотря на поражение, Крестьянская война под предводительством Е. И. Пугачева имела прогрессивное воздействие на ход исторического развития страны. Нанося удары феодально-крепостнической системе, крестьянские войны ослабляли и расшатывали ее и, ускоряя исторический процесс, в перспективе приближали гибель феодальной формации'. Последовавшие вслед за разгромом пугачевского восстания меры по укреплению феодально-крепостнической системы, усиление позиций дворянства были не следствием народного сопротивления, а непосредственной реакцией на его поражение. В то же время правительство пошло на ряд уступок, пролагающих дорогу буржуазным отношениям .
Массовое крестьянское движение, развернувшееся в конце XVIII — первой половине XIX в., которое своими корнями уходило во времена последней крестьянской войны, и панический страх господствующего класса перед новой «пугачевщиной» явились одной из основных причин отмены правительством крепостного права в России.
Крестьянская война оказала определенное влияние на развертывание освободительного движения в стране, на формирование передовой общественной мысли, на развитие классового самосознания угнетенных масс многонациональной Российской империи.
1 Черепнин Д. В. Об изучении крестьянских войн в России XVII—XVIII вв. (К теории проблемы). С. 18—20.
Мавродин В. В. По поводу характера и исторического значения крестьянских войн в России/ /Крестьянские войны в России XVII— XVIII вв. С. 45—47.