Педагогические взгляды Толстого
в этом случае выводы и определения не затрудняют учение, а, наоборот, стимулируют его. Нехорошо, когда учитель слишком длинно и сложно объясняет то, что уже понятно и известно ученику. Из-за этого урок становится неприятным и незанимательным, снижается мотивация учеников.2.2.5. Известно, что в активизации учебной работы большое значение имеет индивидуальный подход к учащимся. Л. Н. Толстой постоянно изучал особенности своих питомцев, различал каждую черту индивидуальности ученика.
В этом отношении особый интерес представляет его рассказ о двух школьниках - Марфутке и Савине. Марфутка была очень стеснительной, а Савин, несмотря на свои математические способности, не умел рассказывать. Эти недостатки Толстой объяснял страхом перед учителем, недоверием к себе, оскорбленным самолюбием. Индивидуальный подход к ученице Марфутке и ученику Савину, правильно проведенная диагностика привели к тому, что дети были выведены из состояния забитости и молчания. Толстой обладал исключительным талантом педагогической наблюдательности. Он чутко прислушивался к ошибкам детей в родном языке, в арифметике, устанавливал психолого-педагогические причины их ошибок, проникал в интимные переживания школьников. Он изумительно точно раскрыл такие своеобразные черты в психологии детей, как непосредственность, образность, конкретность их мышления, непосредственность и искренность в выражении мыслей и чувств.
Вот как писал об этом таланте П. Анненков в 1869 году в “Санкт-Петербургских ведомостях”: “Ни общество, ни литература никогда не забудут великих педагогических заслуг Толстого по открытию целого мира богатой внутренней жизни детей, мира, существование которого только предчувствовали до него немногие. Он проник в самые скрытые уголки этого мира и, вероятно, не один раз придется всякому учителю и наставнику, понимающему свое призвание, справляться с открытиями Толстого для того, чтобы проверить свои планы образования, уяснить многие загадочные проявления детской воли и души”13.(Арискин и.т. Вопромы дидактики в творчестве ЛНТолстого -толстой как педагог т 1967 )
Особый интерес представляют взаимоотношения Толстого-учителя и учащихся. Они были основаны на уважении к личности ребенка, проникнуты любовью к детям, полны свободы и доверия.
2.2.6. В развитии творческих способностей учащихся, по мнению Толстого, большое значение имеют детские сочинения. Творческие работы и сочинения учащихся Л. Н. Толстой считал одной из самых ярких форм связи обучения с жизнью. По любому предмету он рекомендовал уже с самого начала обучения практиковать небольшие сочинения.
Он уделял особое внимание разработке специальной методики выбора тем для сочинений. В начальных классах он предоставлял право учащимся самостоятельно выбирать темы и лишь в отдельных случаях предлагал заимствовать их из тематики, предложенной самим учителем. В статье “Кому у кого учиться писать: крестьянским ребятам у нас или нам у крестьянских ребят?” Толстой пишет о способах и приемах, использованных им для развития творческой фантазии учеников и активизации учебного процесса. Что научить ребят писать самобытные, интересные сочинения, он давал следующие рекомендации:
1) предоставлять ученикам большой и разнообразный выбор тем, не придумывая их собственно для детей;
2) темы должны быть в то же время серьезными и интересовать самого учителя;
3) давать детям в качестве образцов детские сочинения, так как они всегда “справедливее, изящнее и нравственнее сочинений взрослых”;
4) во время рассмотрения детских сочинений не говорить ученикам об ошибках (орфографических и каллиграфических) и о недостатках построения предложений.
Для развития художественной стороны сочинения нужно из большого числа возникающих мыслей и образов выбрать одну и облечь ее в соответствующие слова. Учащимся лучше удавались сочинения на темы, связанные с описанием событий и воспоминаний, чем на темы, названные педагогом без учета интересов учеников, запаса их представлений и знаний. Сочинения писали обычно ученики совместно с учителем, два раза в месяц по отдельным предметам после изучения той или иной части программы.
В результате осуществления разработанной методики ученики Яснополянской школы достигли высоких творческих успехов. В статье “Кому у кого учиться...” Толстой делает вывод, что писателям нужно учиться сочинительству у крестьянских ребятишек. Лучшие повести, написанные учениками, Толстой считал “образцом языка как в отношении слов, так и их сочетаний”. Конечно, он был прав в том, что русские писатели должны черпать в народном языке все лучшее, хотя, возможно, преувеличивал литературные достижения учеников. Несомненно однако то, что систематическое написание творческих работ способствовало повышению мотивации к учебе, развитию фантазии, образного мышления учеников, общей активизации учебно-воспитательного процесса.
2.3. В своих педагогических статьях Л. Н. Толстой уделяет большое внимание обоснованию принципа свободы в воспитательно-образовательном процессе. Толстой не случайно так много занимался этой проблемой. Свободное воспитание в понимании Толстого во многом обусловлено его политическими и философскими взглядами.
Знаменитый “критериум свободы” Толстого вытекает из его философских рассуждений на тему свободы человека, воли личности и самостоятельности. Почему же Толстой во главу угла своей педагогической концепции поставил именно принцип свободы духа и выбора, а не какой-либо другой постулат?
Сначала нужно рассмотреть понятие воли и самостоятельности. Самостоятельность есть одно из важнейших качеств человека, основа его духовного развития, самосовершенствования. Самостоятельность - это не просто способность осуществлять какую-либо деятельность без помощи окружающих, но, прежде всего, способность находить опору в жизни в себе самом, уверенность в себе, независимость, умение делать свой собственный выбор. В самостоятельности проявляется волевое начало человека.
Понятие воли было введено для объяснения порождения действия. Изучение воли как психического механизма “свободного выбора”, личностного выбора между различными желаниями, побуждениями проясняет значение познавательных процессов, разума в волевом акте. Только благодаря разуму человек способен проявлять подлинную волю, управляющую его желаниями.
В самостоятельности, воле человека проявляется его стремление к свободе, независимости. Недаром под волей подразумевается свобода человека.
И. В. Ежов в научной работе “Введение в психологию духовного развития личности ребенка”, рассматривая подход “свободного выбора” к изучению воли, так определяет самостоятельность:
“Самостоятельность, “сила личности” - это проявление силы саморазвития, самоуправления, самодвижения (воли), осознания власти души над телом и определенными обстоятельствами, постоянно подкрепляемые конкретной деятельностью, поступками человека.
Самостоятельность, “сила личности” - это вера в себя, способность жить своим умом, без которых невозможно духовное развитие человека”14(52 с.)
Толстой в книге “Путь жизни” приводит слова Эмерсона, показывающие высокую ценность самостоятельности разума: “Верь или будь проклят”. В этом главная причина зла. Если человек принимает без рассуждения то, что он должен бы был разобрать своим разумом, человек в конце концов отвыкает от рассуждения и подпадает проклятию сам и вводит в грех своих ближних. Спасение людей в том, чтобы каждому научиться думать своим умом”.
Л. Н. Толстой указывал на неразрывную связь ума, добродетельности и самостоятельности: “Для доброй жизни нужен свет разума. А для того, чтобы разум был светел, нужна добрая жизнь... Надо не поддаваться тому, что делают другие, а жить своим умом”. (Ежов 54)
2.3.2. Толстой уделял большое внимание раскрытию сущности принципа свободы в воспитании и обучении детей, предложив свое решение проблемы. Уже на раннем этапе становления педагогических взглядов Толстой указывал на то, что необходимо изучить главный “критериум” педагогики - свободу:
“...Нам необходимо изучать все те условия, которые способствовали совпадению стремлений образовывающего и образовывающегося; нам нужно определить, что такое есть та свобода, отсутствие которой препятствует совпадению обоих стремлений и которая одна служит для нас критериумом всей науки образования”. (П С “О народном образовании”, 82)
Во-первых, Толстой рассматривал вопрос о свободе с точки зрения организации народного образования в стране. Толстой считал, что царское правительство не должно лишать крестьян права свободно устраивать свои школы и самим выбирать учителей и предметы. Он высказывался против какого-либо принуждения человеческой личности. В статье “О народном образовании” (1874 год) он делал соответствующий вывод: “В народной школе точно также право это определять то, чему надо учиться, с какой бы стороны мы ни рассматривали этот вопрос, принадлежит народу...”(П С 374)
Касаясь понимания свободы в деле организации школ, Лев Николаевич писал, что нельзя государственным путем принудительно насаждать систему школ в стране, напротив, надо дать народу возможность свободно осознать и проявить свою волю в деле образования и строить школы так, как этого хочет народ; под “народом” Толстой подразумевал широкие массы крестьянства. Он глубоко верил в творческие способности народа. В работе “О народном образовании”, написанной в 1862 году, он подчеркивает природное стремление простых людей к знаниям и нежелание правительства идти навстречу простому люду в вопросах образования:
“Потребность образования лежит в каждом человеке; народ любит и ищет образования, как любит и ищет воздуха для дыхания. Правительство и общество сгорают желанием образовать народ, и, несмотря на все насилие, хитрости и упорство правительств и обществ, народ постоянно заявляет свое недовольство предлагаемым ему образованием и шаг за шагом сдается только силе”.(П С “О народном образовании”, 64)
Во-вторых, Толстой развивал идею о свободе выбора как основополагающий принцип, определяющий сущность воспитания и обучения, взаимоотношения учителя и учащихся в школе. Именно с этой точки зрения мы рассмотрим толстовскую идею свободы более подробно ниже.
Необходимо отметить, что убеждения Толстого претерпевали изменения вместе с эволюцией его философских взглядов и гражданской позиции. В ранних педагогических статьях Толстой понимал под традиционным воспитанием умышленное и принудительное формирование сознания учащихся. В своей работе “Воспитание и образование он пишет: “Воспитание есть принудительное, насильственное воздействие одного лица на другое с целью образовать такого человека, который нам кажется хорошим”. (П С 242) Он резко противопоставлял воспитание образованию: “...Образование есть свободное отношение людей, имеющее своим основанием потребность одного приобретать сведения, а другого - сообщать уже приобретенное им”. (242) Сущность образования он видел в элементарном усвоении детьми фактических знаний, сообщаемых в школе. Свободное воспитание Толстой понимал в 60-х годах как процесс самопроизвольного раскрытия высоких нравственных качеств, изначально присущих детям, процесс обогащения их сознания при осторожной помощи педагога, который не имеет права “принудительно” влиять на формирование взглядов детей.
“Критериум свободы” выражал в педагогике Л. Н. Толстого новый тип общения и подхода к личности ребенка. Если один учитель видит свою задачу только в том, чтобы научить ученика решать задачи, второй - чтобы научить детей правописанию и синтаксису и т. д., то вскоре школа, общество, семья будет пожинать печальные плоды пренебрежения нравственной идеей обучения. Толстого прежде всего интересует личность человека, его нравственный облик и место на земле, “в человечестве и вселенной”, формирование всей личности ребенка, а не отдельных его черт ума и характера.
Толстой добивался пробуждения всех творческих возможностей ученика, используя при этом не принуждение, а возбуждение интереса ученика. Возбуждение интереса в обучении - это усиление многостороннего умственного и нравственного воздействия на основе внимания к личности ученика. Такое бережное, уважительное отношение к ребенку помогает раскрыть все его творческие силы, способности, склонности.
В статье “О народном образовании” (1874 год) Толстой писал: “В той мысли, что для успешного обучения нужно не принуждение, а возбуждение интереса ученика, согласны все педагоги противной мне школы. Разница между нами только та, что это положение о том, что учение должно возбуждать интерес ребенка, у них затеряно в числе других, противоречащих этому положению о развитии, в котором они уверены и к которому принуждают; тогда как я возбуждение интереса в ученике, наивозможнейшее облегчение и потому непринужденность и естественность учения считаю основным и единственным мерилом хорошего и дурного учения”. (383 пс)
Толстой уделял большое внимание обстановке на уроке. Дети в Яснополянской школе видели перед собой не обычного учителя, а своего лучшего друга, помощника во всех радостях и бедах, которого, оказывается, вообще не стоит бояться. Добиваясь максимального учета жизненного опыта, знаний, умений и навыков своих учеников, Толстому удавалось создать у детей чувство радости от малейшего шага вперед, уверенности в преодолении трудностей.
По мнению Толстого, свобода является для учителя своеобразным средством проверки, насколько удовлетворительна постановка преподавания в школе, то есть насколько учитель удовлетворяет запросы детской души, детской любознательности. Чем глубже педагог знает детскую душу, тем свободнее чувствуют себя дети на его уроке. Он отмечал: “... Граница этой свободы сама собой определяется учителем, его знанием, его способностью руководить школой... мера этой свободы есть только результат большего или меньшего знания и таланта учителя”. (П С “О народ образ” 377) Свобода развивает у детей чувство ответственности, правдивости, сознательного отношения к своим обязанностям. Кроме того, свобода - эта цель развития педагогики, согласно Л. Н. Толстому: “Всякое движение вперед педагогики, если мы внимательно рассмотрим историю этого дела, состоит только в большем приближении к естественности отношений между учителем и учениками...”(П С “О народном образовании” с. 377)
2.4. Школа отражает реалии общества, в границах которого она существует, обнажая его идеалы и кризисы, его потребности, особенности, противоречия. Школа советского периода строилась на основе идеологического единообразия и единомыслия. Школа готовила послушного исполнителя, нивелируя индивидуальные различия учащихся. Ученик из цели образования превратился в средство добывания положительных показателей деятельности учителя. Недооценка гуманитарного образования привела к распространению бездуховности и ограниченности.
Сегодня, как никогда, активизировался поиск выхода из сложившейся ситуации. Многие учителя почувствовали возможность работать творчески и свободно. Десятки альтернативных направлений, школ противостоят рутинности “массового” образования.
Назрела проблема создания такой педагогической системы, которая раскрывала бы гуманистическую природу человека в процессе его духовного и физического становления и развития.
Неудивительно, что тульские педагоги обратились к наследию великого гуманиста, земляка Льва Николаевича Толстого. Так, в начале 90-х годов сформировалась экспериментальная педагогическая система “Школа Л. Н. Толстого”.
“Школа Л. Н. Толстого” представляет собой педагогическую инновационную систему нового типа, главной задачей которой является полноценное гуманистическое образование детей, основанное на духовном и физическом развитии и самосовершенствовании ребенка. Базовая идея концепции: “создание школы, формирующей творческую созидательную личность в единстверазвития нравственно-чувственного, разумно-познавательного и волевого начал человека”. (Азбука, 10)
В концепции “Школы Л. Н. Толстого” используются основные педагогические и общегуманистические идеи Толстого:
“1) взгляд на ребенка как гармоническое и целостное существо; ребенок - цель, а не средство образовательного процесса;
2) обеспечение школой условий проявления и развития в ребенке его положительной сущности;
3) ориентация содержания образования на гармонию человека и мира, единство рационального, эмоционального и волевого начал;
4) свобода и выбор деятельности обучающего в пределах разумного;
5) опыт как один из методов образования и воспитания; признание за каждым педагогическим коллективом права на эксперимент;
6) формирование своего свободного отношения к жизни и знаниям; самостоятельность как способность сделать собственный выбор, исходя из принципов этики ненасилия;
7) недопустимость сдерживания общего развития ученика (опережающее обучение);
8) целесообразность и доступность добываемых знаний, но главное - формирование понятийного аппарата, исходя из возрастных особенностей ребенка и принципов, говоря современным языком, развивающего обучения;
9) непрерывность образования, переходящего в самообразование и саморазвитие”. (Ежов 57-58)
2.4.1. В основе деятельности детского образовательного учреждения №146 лежит следующая идея: каждый ребенок неповторим и имеет право на собственное “Я”. Все педагогическое воздействие направлено на ребенка, на построение личностно-ориентированного взаимодействия педагога и ребенка и организацию развивающей среды. Педагогика сотрудничества, сотворчества прочно вошла в жизнь этого коллектива.
Сегодня ключевой проблемой в системе дошкольного образования является гуманизация всей педагогической работы. Поэтому педагоги детского образовательного учреждения №146 обратились к идеям великого земляка, педагога-гуманиста. На протяжении двух лет под руководством практического психолога З. И. Сафроновой и воспитательницы Л. В. Басовой коллектив нарабатывал и совершенствовал в образовательной системе новую технологию “Солнышко”, которая основывается на идеях ненасильственной педагогики Л. Н. Толстого. Целью педагогов стало формировать творческую личность ребенка, выделяя приоритетными такие ее качества, как психическое и физическое здоровье, трудолюбие, милосердие, доброта, терпимость, миролюбие, любовь к природе, к своему народу, его истокам, тяга к творчеству, к самосозиданию, самосовершенствованию, самореализации.
Новая технология требует ничего не навязывать ребенку (свободный выбор для реализации своих взглядов, вкусов), не сковывать его (исключать страх, насмешку); создавать возможность строить догадки, задавать вопросы; признавать ребенка личностью.
Основной метод обучения по технологии “Солнышко” - игровой, формы организации нетрадиционны: обучаясь, дети могут сидеть, лежать, стоять, словом, вести себя совершенно свободно.
При планировании содержания обучения использовалась блоковая подача материала, учитывающая психофизиологические особенности возраста, индивидуальность каждого ребенка.
Приоритетным направлением в работе по этой технологии является физическое воспитание, поэтому ежедневно проводится динамический час, который снимает стрессовое состояние детей. Не менее важным направлением является социально-эмоциональное развитие ребенка. Дети посещают с экскурсиями Ясную Поляну, каждый месяц организовываются дни открытых дверей, вечера досуга, посвященные народному творчеству. Это позволяет выявить индивидуальные особенности, разбудить у ребят творческую активность, желание самостоятельно экспериментировать, побуждать детей и педагогов к самовыражению и импровизации.
Для самоутверждения ребенка педагоги добивались, чтобы каждый малыш ощущал эмоциональный комфорт, а в каждом режимном моменте преобладала активная творческая деятельность. При общении всегда стараются видеть в ребенке личность, а не объект для указаний, создают эмоционально-насыщенную атмосферу в процессе обучения.
Задача создания условий для обеспечения эмоционального благополучия ребенка решается с помощью программы “Радуга”, по которой работают воспитатели Т. Э. Матросова и И. А. Уруева. Это дало реальный эффект снижения заболеваемости детей (средняя посещаемость в течение года 88,3%). Приоритетным направлением стало психическое развитие детей, формирование личности.
Огромное значение имеет развивающая среда, поэтому педагогами было многое сделано для создания домашней обстановки в детском саду. В группе есть все условия для совместной и индивидуальной деятельности детей, организованы “уголки уединения” в спальной комнате. Оформление комнат, доступность, удобство использования - все ориентировано на ребенка, на его постоянное развитие.
Работа по созданию развивающей среды положительно влияет на эмоциональное благополучие ребенка, создает у него чувство уверенности в себе и защищенности.
2.4.2. Одним из инновационных учебных заведений нашей области является школа-гимназия № 46 - экспериментальная площадка научно-исследовательской лаборатории “Школа Л. Н. Толстого” Тульского областного института развития образования.
Концепция определила основополагающую идею исследования - “сотворение личности, способной к творческой жизнедеятельности, нравственному, здоровому образу жизни”.
Серьезной проблемой стал поиск системообразующей деятельности. Совместная работа с учеными и преподавателями педуниверситета, других вузов города позволила директору школы остановить выбор на дидактической подсистеме как ведущем виде деятельности. Формирующий (созидательный) эксперимент оптимально отвечал замыслам, ибо цель его - совершенствовать методы, приемы, организационные формы учебно-воспитательного процесса.
Директор школы участвовал в разработке концепции “Школа Л. Н. Толстого” и глубоко изучил особенности этого проекта. Для выявления специфики управленческой деятельности в период эксперимента важно было сформировать структуру внутришкольного управления. Выбранная школой структура управления достаточно демократична. В то же время она четко очертила круг деятельности каждого подразделения, повысила персональную ответственность каждого работника, определила место научно-исследовательской лаборатории “Школа Л. Н. Толстого”.
Администрация школы совместно с лабораторией “Школа Л. Н. Толстого” определила учебный план, перечень программ и методик, учебных пособий. Для учебных пособий было создано и адаптировано около 40 программ.
В структуре внутришкольного управления немалое место отводится руководству экспериментом. Это можно представить следующей схемой:
учитель - творческая группа - школьная конференция - научно-методический совет - педсовет (совет школы) - администрация школы - НИЛ “Школа Л. Н. Толстого - план школы - план научно-методического совета - творческая группа - учителя.
Атмосфера сотрудничества, неприятие педагогического чванства в отношениях между учителями, учениками и родителями, отказ от научного снобизма - явные признаки работы по-новому. Можно сказать, что за пять лет эксперимента многие внешние требования превратились во внутренние побудительные мотивы, стали внутренней потребностью учителей-экспериментаторов и учеников. В школе сложная структура управления: гимназические, экспериментальные, базовые классы и классы повышенного внимания.
Цель эксперимента - воспитать гражданина, дать ему полное и всестороннее образование. “Главное средство для приобретения знания,- писал Л. Н. Толстой в 1882 году, - есть непосредственное отношение к явлениям жизни”. (Тульская школа 3-1996 ДМ Соломон, ЕюСтепанов 21)Над этим и работает сейчас коллектив школы, разработаны на основе концептуальных положений приоритетные качества личности ученика начальной школы. Эксперимент продолжается.
2.4.3. Очень интересен педагогический опыт работы средней школы № 31 города Тулы. Третий год эта школа - экспериментальная площадка ТО ИРО, педагогический коллектив осваивает новую педагогическую технологию “Школа индивидуального выбора”, разработанную лабораторией “Хорошая школа” под руководством проректора по научно-методической и исследовательской работе кандидата педагогических наук О. В. Заславской.
Данная школа не является непосредственной лабораторией педагогической системы “Школа Л. Н. Толстого”, но представляет собой яркий пример воплощения педагогических идей Л. Н. Толстого, поэтому автор считает необходимым и уместным рассказать об организации учебного процесса в данном инновационном учебном учреждении. Модель школы - это один из возможных путей реализации гениальной идеи Льва Николаевича, а именно - построение образовательного процесса на основе свободы выбора учебного материала.
Эта модель школы появилась чуть раньше базисного учебного плана, но педагогические идеи их созвучны: реализация государственного стандарта образования, вариативность образования, индивидуализация процесса обучения, внимание к потребностям и интересам ученика. Однако педагогическая технология “Школы индивидуального выбора” углубляет и расширяет эти идеи: в нее заложены и личностный подход к каждому ученику, и формирование познавательных интересов и потребностей, и учет динамичности познавательных потребностей ученика, и самореализация возможностей каждого, и, безусловно, взгляд на педагогическое сотрудничество как на содеятельность на началах реального гуманизма.
Школа, учитель, ученик, родитель становятся соавторами образования, что диктует необходимость в учебном плане школы выделить три компонента: кроме базового (федерального) - школьный и личностный.
Наполнение школьного компонента учебного плана определяется прежде всего региональной программой образования, и поэтому в школе введены такие предметы, как “Культура речи”, “Зарубежная литература”, “Современная литература”, “История родного края”, “Мир сегодня”, “Мировая художественная культура”.
Личностный компонент дает возможность школе быть индивидуальной, так как именно он позволяет ученику выбирать содержание, объем, глубину, форму и темп образования, а учителю реализовать потенциал личности. Автору данной курсовой работы посчастливилось проходить педагогическую практику в школе № 31 и убедиться в том, что свобода творчества помогает учителям и их подопечным достичь взаимопонимания, создать атмосферу сотрудничества и раскованности.
Для средней школы № 31 привычным стало понятие “ЗИВ”. Это занятия индивидуального выбора, реальное воплощение личностного компонента. ЗИВы появляются по запросам детей. Учителя предлагают на “школьный рынок” различную тематику занятий. Учитель математики, страстно любящий цветы, может организовать занятие индивидуального выбора “Цветоводство” (руководитель В. П. Борисова). Учитель словесности Р. Н. Громова, чьи способности, интерес, знание журналистики бесспорны, ведет ЗИВ “Журналистика”; учитель иностранного языка, заядлый театрал, имеет реальную возможность сплотить вокруг себя детей, интересующихся театром и иностранным языком - так возникло занятие индивидуального выбора “Школьный театр на английском языке” (руководитель Л. А. Акимова).
По запросам детей рождаются такие ЗИВы, как “Прикладная экономика” (руководитель Ю. В. Сидорова), “Сочинения разных жанров” (И. Н. Душкина), “Эстрадный балет” (В. А. Веселкина), “Ремонт помещений и мебели” (Е. Г. Арутчев), “Нестандартная математика” (Л. Я. Титова), “Клуб путешествий” (О. А. Кулиниченко).
Всего ЗИВов около 50. Таким образом реализуется право ребенка на образование. Не диктат учителя, администрации, а личное волеизъявление, самоопределение становится решающим. Так начинает действовать школьный рынок знаний: предложение учителя - спрос ученика.
Знания и умения, полученные в ЗИВах, трансформируются в практической деятельности: в конкурсах, олимпиадах, выставках. Ребенок приобретает положительный познавательный опыт, его интересы положены в основу жизнедеятельности школы, а школьный коллектив развивается посредством динамики личности учителя и ученика.
ЗИВы отличаются от факультативов тем, что это обязательная часть учебной нагрузки и учебного плана. Результаты влияют на итоговую аттестацию ученика, что отвечает требованиям современной ситуации: одна из задач образования - человек должен уметь сам постоянно совершать выбор. Сориентированы ЗИВы на природную тягу ребенка к добру, на любопытство, стремление к деятельности.
Но это и не традиционный урок, так как ученик совместно с учителем выбирает содержание образования, форму, темп обучения, работает в разновозрастной группе. В течение учебного года ученик несет ответственность за сделанный выбор. Каждый ученик имеет право выбрать любое количество ЗИВов.
Каждый ученик вправе выбрать и уровень активности участия в ЗИВе. Он может быть просто слушателем (пассивный уовень), может участвовать в разнообразных формах работы (активный уровень), а может выполнять по индивидуальному графику и творческие работы (творческий уровень).
Мотивы выбора ЗИВов у каждого ученика свои: один желает углубить знания по определенному предмету, другой - устранить пробелы, третий расширяет свой кругозор, четвертый - открывает совершенно новые для себя области человеческой культуры.
Ученик получает возможность сформировать новые психологические и социальные установки на самостоятельный выбор пути, способа учения, жизни, творчества, утвердить привычку к принятию самостоятельного решения, к осуществлению самообразования, выработать убеждения в необходимости самостоятельности выбора как одного из факторов достижения успеха и признания.
3. Л. Н. Толстой по-новому взглянул на мир ребенка. Раскрепощенность видения Толстого создавало условие для свободы творчества и защищало его от схематизма и однозначности. Лев Николаевич показал, что взгляд взрослых на ребенка должен быть подлинно гуманистическим, то есть содержать в своей основе любовь как способ мировосприятия и мироотношения. Это наше большое счастье, счастье всего человечества, что Толстой обратился к вопросам педагогики.
Задача школы, семьи, общества - развивать в человеке гуманистические задатки и потребность жить согласно идеям сохранения и продолжения жизни. Школа должна стать школой реального бытия человека и в то же время работать на перспективу духовного обновления. Именно такая возможность кроется в самом содержании учения Льва Николаевича Толстого.
Согласно концепции Л. Н. Толстого, ребенок, сохраняя свободу выбора, делает осознанный шаг в сторону величия разума и чувства, постепенно созидает свой Путь жизни.
Осмысленный выбор своего жизненного пути - это ли не основная задача школы?! Дело не в профориентации, не в перекачке информации от одного к другому, а в формировании такого статуса личности, когда духовно сильная личность готова к испытаниям, может отстоять достоинство, сделать сознательный нравственный выбор.
Сегодня школа, отражая противоречивость общественного развития, должна идти несколько впереди общественного развития. Только тогда она будет формировать личность, созидающую жизнь и творчески работающую на будущее.
Л. Н. Толстой ведет нас путями педагогических исканий, учит видеть истинное счастье в раскрытии индивидуальности каждого ученика. Теперь, столько лет спустя после смерти великого педагога, мы многое можем по-новому понять, оценить; Л. Н. Толстой предстает перед судом времени в величии своего гуманизма и мудрости. И поэтому его имя как великого педагога-гуманиста бессмертно.
Список литературы
1. Арискин И. Т. Вопросы дидактики в творчестве Л. Н. Толстого // Толстой как педагог: Сб. Труд. ТГПИ им. Л. Н. Толстого.- Тула, 1967.
2. Баланюк Г. И. Проблема прочности знаний в дидактических взглядах Л. Н. Толстого // Толстой как педагог: Сб. Труд. ТГПИ им. Л. Н. Толстого.- Тула, 1969.
3. Бондаревский В. Б. Л. Н. Толстой о внимании к личности школьника // Толстой как педагог: Сб. Труд. ТГПИ им. Л. Н. Толстого.- Тула,1967.
4. Бондаревский В. Б. Проблема интереса в педагогической теории и практике Л. Н. Толстого // Толстой как педагог: Сб. труд. ТГПИ им. Л. Н. Толстого.- Тула, 1969.
5. Гончарова Е. Ю. Организация учебного процесса в инновационной школе // Тульская школа. Периодический научно-методический журнал. - 1996, № 2.
6. Дружинина Р. И. Гуманизация дошкольного детства // Тульская школа. Периодический научно-методический журнал. - 1997, № 1.
7. Ежов И.