Особенности политического пиара в избирательных кампаниях в Украине

законы общественного развития. На востоке Украины протекают те же самые процессы, что и на Западе: имеет место взаимное проникновение, интеграция культур, привычек не только российского и украинского этносов, но и этносоциальных традиций многих других народов и народностей, которые нашли в Украине свою вторую Родину [3; 106].

Интересное объяснение украинского менталитета В. Полохало. Он пишет, что «средний» украинец предпочитает состояние резко пониженной социополитической жизнедеятельности – своего рода гражданскую «спячку».

Менталитет негражданственности «среднего» украинца в качестве стабильной составляющей его социального характера, как ни парадоксально, является, скорее всего, защитным механизмом в условиях тотальной уязвимости человека, зависимости от политики центральной и местной властей и непрерывно ухудшающихся условий жизни.

Инстинкт общественного самосохранения любой ценой, сосредоточенность людей на естественном стремлении просто выжить здесь и теперь, ощущение собственной беспомощности и исчерпания возможностей – все это суживает горизонт личностного развития, в принципе ориентированного на самореализацию и индивидуальную ответственность.

В такой ситуации основной жизненной позиции при определении способа поведения становится желание приспособиться к любым условия социполитической повседневности, поэтому выбор ( в политическом смысле) в пользу «меньшего зла» – не только жест собственного бессилия и отчаяния, но также стиль жизни, которым руководствуется ныне «среднестатистический» украинец. Выбор «меньшего зла» стал относительно устойчивым социальным стереотипом.

Разумеется, нельзя абсолютизировать складывающиеся социополитические стандарты поведения «среднего» украинца как проявление национальных особенностей социального характера. Последний отражает действие общей тенденции, задающей масштаб и направления эволюции индивидов, очерчивающей параметры и приоритеты осознания ими политических практик повседневности. В этом смысле электоральное поведение в период президентской избирательной компании в Украине – более чем убедительно подтверждение данной тенденции [6;25-28].

Таким образом, важнейшим фактором при разработке стратегий и тактики избирательной кампании является коррекция на местные этнопсихологические особенности, которые присущи определённому электоральному полю.


2.2 Имидж кандидата и партии как составляющее PR в избирательной кампании


Задание по формированию имиджа политика, политической партии в главном схожи с заданиями маркетологов продаже товаров.

Продажа такого товара, как политик, имеет свои особенности. Основное отличие политика от обычных товаров состоит в том, что на противовес им, создаваемым на заказ потребителя со всеми предусмотренными свойствами и характеристиками, такой товар, как политик, уже имеет определенные собственные объективные характеристики, которые очень сложно, или совсем невозможно исправить. Политик как человек уже существует физически, это данность, объективная реальность. Задания специалистов по избирательному PR – придать политику необходимые, соответствующие потребности электората качества.

Другой специфической чертой такого товара, как политик, есть то, что большинство его потребителей не имеют непосредственного контакта с ним, поэтому избиратели реагируют не на сам физический объект, а на его имидж, т.е. информационный поток, который идет от него. Поэтому специалисты политического маркетинга должны сформировать и управлять информационным потоком, который излучает кандидат в электоральное поле. Причем управлять таким образом, чтобы электорат был убежден в присутствии у политика таких качеств, которые удовлетворяют электоральные потребности.

Имидж кандидата занимает ведущее место в избирательной компании. Достаточно часто его называют публичным Я у политика. От того, какие представления, оценки и мысли сформируются про кандидата у избирателей зависит его успех или проигрыш в избирательной компании. Определяющая роль имиджа обусловлена тем, что видение политика формируется на основе символических представлений, а не на непосредственных контактах.

Имидж – это образ политического деятеля, что создается целенаправленно для обеспечения эмоционально-психологического влияния на избирателей для популяризации данного политика и с целью его позиционирования в электоральном поле. Настоящий политический имидж - это своеобразное понимание избирателями идеального воплощения определенной социальной роли.

Чтобы определить черты имиджа кандидата, на этапе развёртывания избирательной компании проводятся исследования, смысл которых – изучение электоральных представлений об основных чертах идеального депутата. Речь идет не про выявление, какого цвета галстук хотели бы видеть избиратели, речь идет об их представлениях многопланового общего формата. Трудности в выявлении электорального ожидания лежат в том, что люди еще по своей сути разные. Разные люди имеют разные потребности, ожидания, по отношению к кандидатам, поэтому электоральное поле необходимо сегментировать. Далее встает дилемма: избирать как целевой один электоральный сегмент или несколько. Решение этого вопроса существенно влияет на формирование имиджа лидера. Какой именно вариант выбрать, зависит от стратегии избирательной компании.

Роль имиджмейкера лежит в усилении позитивных характеристик лица, приведение их в соответствие с образом, что отвечает электоральным взглядам, затушиевании негативных характеристик, которые могут негативно влиять на общественное мнение, «переводе» необходимой информации на язык средних граждан и происшествий, так как происшествия убедительнее слов, и подготовке визуальной и вербальной информации.

Само собой имидж кандидата в президенты будет отличаться от имиджа кандидата в депутаты органов местного самоуправления, но в любом случае он непременно будет включать внешность, профессию и должность, программу, намерения и убеждения, достижения, манеру держаться на публике и вести беседу, «легенду», то есть реальные или мифологизированные происшествия из жизни, которые выделяют его из круга конкурентов и делают его в глазах избирателей более достойным высокой должности, характеристики, которые сближают кандидата с избирателями и обогащают его образ чертами, необходимыми для увеличения значимости.

При этом построение имиджа основывается не только на политических качествах, но и на тех, которые проявляются в повседневной жизни. Важное значение среди них имеют такие факторы, как представление, сформированное про кандидата СМИ, каналами неформальной коммуникации. Естественно, что люди желают знать абсолютно всё про жизнь политика, начиная с его хобби и заканчивая стилем одежды его жены. Особенно их интересуют пикантные подробности из личной жизни, влияние которых настолько сильно, что даже может разрушить не только построенный образ, но и всю политическую карьеру.

В каждой личности объединяются три уровня – биологический, психологический и социально-психологический. Все они находят своё отражение в имидже.

Биологические характеристики: пол, возраст, внешность и физические данные, темперамент и генетические особенности при определённых условиях имеют существенное значение. Так избиратели могут отдавать преимущества молодым или более опытным политикам, не беря во внимание их пожилой возраст. Один физический недостаток оттолкнёт избирателей, другой, наоборот, будет свидетельством большой мужественности, способности к героизму.

Психологические качества

Характер, эмоциональность, мышление, воля должны отображаться в имидже таким образом, чтобы избиратели были убеждены: особенности процесса мышления кандидата дают ему возможность системно подходить к решению сложнейших вопросов, его воля гарантирует настойчивость в достижении поставленной цели, а позитивные черты характера обеспечивают способность контролировать себя и принимать взвешенные решения. Люди всегда согласны подчиниться яркой, сильной, харизматической личности, которая берёт на себя за них всю ответственность.

Социально-психологический уровень

Этот уровень предусматривает то, что каждый человек является представителем отдельной социальной группы. Это определённым образом влияет на мотивацию политической деятельности и политического поведения. Мотивация определяется как осознание личностью цели и задач своей деятельности. Принадлежность к той или иной группе должна быть спроэктирована на имидж таким образом, чтобы избиратели были уверены, что в основу мотивации политического поведения кандидата положены их же интересы. Важно подчеркнуть то, что, формируя имидж кандидата, специалисты его команды в то же время пытаются создать негативное впечатление о сопернике.

Одним из главнейших принципов построения имиджа есть принцип сближения. Имидж кандидата должен быть сформирован таким образом, чтобы дать ему возможность демонстрировать избирателям максимальную приближённость к ним во всём, но в то же время указывать на отличия, благодаря которым избранным должен быть именно он. То есть сходства и отличия должны быть представлены выгоднейшим образом.

Внешность, манеры, выступления кандидата должны указывать на его авторитетность. Особое значение приобретает эффективность выступлений, убедительность речей. В ряде западных стран используется достаточно интересная методика апробации публичного выступления. Каждый слушатель аудитории имеет специальное устройство, которое фиксирует одобрительные и неодобрительные его высказывания, относительно сказанного оратором, а потом все фрагменты выступления корректируются и отшлифовываются от зафиксированной реакции аудитории. Поскольку в Украине такой техники нет, апробацию выступления делают в основном на фокус-группах.

Тот, кто отправился в дорогу к власти, всегда должен выглядеть в расцвете сил. Распространение свидетельств о заболеваниях или высказывания даже подозрений об их наличии могут иметь значительные негативные последствия [3;277-282]. Что мы и пронаблюдали во время последних президентских выборов в президенты. Некое отравление кандидата в президенты Ющенко повлияло негативно на его имидж, так как избиратели убеждены в том, что первое лицо Украины должно выглядеть очень хорошо и с большей симпатией относились к внешности его оппонента, Януковича.

Большинство людей любят заглядывать в прошлое, особенно если это касается известных фигур. Потому факты из прошлого всегда стараются представить таким образом, чтобы они подчёркивали имиджевые характеристики и нейтрализовали негативные моменты.

Избирателей всегда интересуют пикантные подробности из жизни политика и его семьи, а особенно в том случае, когда члены семьи также известные люди [3;283]. Ярким примером является семья Кучмы.

Популярности лидерам придаёт их общение с народными любимцами и их поддержка последними [3;284]. Ярким примером являются гастроли с благотворительными концертами эстрадных исполнителей по Украине с поддержкой того или иного кандидата.

Несколько иным является имидж партии.

Сегодня в Украине функционирует более чем 120 партий, но для населения они практически ничем не отличаются друг от друга. Некоторые партии на слуху только благодаря широкой известности их лидеров. Все остальные являются малоизвестными в своём общем количестве, а их названия (а особенно программы, которые в большинстве идентичны), абсолютно ни о чём не говорят избирателям. Следовательно, в такой ситуации первоочерёдным заданием для каждой партии становится формирование её индивидуального имиджа. Каждая политическая партия должна чётко показать избирателям, каким образом её идеи сделают жизнь лучше, какая взаимосвязь между характеристиками и идеями партии, с одной стороны, и интересами и стремлениями конкретного избирателя, с другой.

В демократических странах, где функционируют действующие партии, отработана и практика создания их имиджа. Достаточно часто она основывается на противопоставлении, которое обеспечивается наличием правящих партий, которые несут ответственность за состояние дел в государстве, и оппозиционных, которые специализируются на критике и разработке альтернативных ресурсов.

Какая-либо правящая партия всегда акцентирует внимание электората на своих достижениях, которые, по их заверениям, будут ещё более значимыми в случае их переизбрания. Оппозиционная политическая сила всегда стремится создать негативный образ правящей партии, показать неиспользованные ею возможности и нереализованные шансы, обвинить во всех бедах [3; 289].

Стратегия конструирования имиджа партии может базироваться на протесте: «Против повышения налогов», «Против ослабления обороноспособности», «Против нарушения прав человека» и т.д. другим вариантом является постановка цели: «За изменения», «Преодолеем кризис», как правило, стратегии базируются на сбалансировании заботы о необходимых обществу изменениях и компетенции партии в других вопросах.

В современной политической практике почти не используются в реальной управленческой деятельности партийные программы и предвыборные обещания той или иной партии. Про партийные программы как фактор политической рекламы вспоминается разве что накануне новых выборов, да и то относительно исключительно новых в них зарисовок и новых предвыборных обещаний. Практически отсутствует анализ исполнения прошлых своих (и чужих) предвыборных обязательств какими-либо партиями.

Удивительно, что такое сильное оружие, способное в глазах электората поставить под сомнение дееспособность целой партии, до сих пор не используется в политической борьбе. Интуитивно все ощущают, что мало, какие программы воплощаются в жизнь. Феномен основывается на том, что в Украине нет ни одной официально правящей партии, то есть ни одна из них не в состоянии проводить собственную политику в ранге государственной. Более того, даже партии «пропрезидентские», которые имеют определённый доступ к власти, чаще всего перед новыми выборами публично дистанциируются (иногда достаточно неосторожно) от неё.

Этот феномен разрыва между идентификацией партии и её реальными действиями можно объяснить как остатками традиционной «совковой двойной морали» (говорим одно – делаем другое), так и отсутствием аналитики пиаровских технологий. Хотя в Украине есть специалисты и даже целые институты, способные сделать подобный анализ, но спроса на них со стороны партии нет.

Особенности нынешней ситуации в стране, связаны с углублением экономического кризиса и постоянным снижением благосостояния населения, требуют от партий и их лидеров компетентности в экономических вопросах и определения на этой основе конкретных путей решения актуальных проблем жизни. В условиях, когда отсутствует идеология построения государственности, не сформулирована цель общественного развития, от партий как раз и требуется формулирование этой цели, чёткое видение будущего, определение путей развития. Но ни одна из украинских партий сегодня ещё не продемонстрировала видение того, каким должно быть общество [3;290-291].

2.3 СМИ как канал выражения политического PR


Медиа являются своего рода мотором избирательной кампании. Располагая экономическим ресурсом, они относительно самостоятельны в организации коммуникативных сетей, что позволяет медиа выступать в качестве субъекта политики – демонстрировать собственные политические пристрастия и производить политические события. Одновременно медиа – главный продюсер и дизайнер современной культуры. Их вовлечённость в ту практику естественна и онтологически обоснованна. Правда, почти всегда неизвестно, какие императивы – культурные или политические, которым они следуют в данном случае, преобладают.

Избирательные кампании, парламентские и президентские, подобно недавно завершившейся в Украине, достаточно быстро переходят в разряд воспоминаний, оставляя впечатление «звездного часа» публичной сферы. Электорат, наблюдающий большую политику исключительно в обрамлении телеэкрана или газетной полосы, имел возможность в ходе этих кампаний непрерывно следить за действиями политического истеблишмента. Медиа инициировали следующие коммуникативные потоки: текущая информация – новости, сообщения о событиях политического характера по каналам телерадиовещания и в газетах; маркированная информация о предстоящих выборах на телевидении и в прессе, специальные аналитические программы и рубрики, сообщения о событиях в публичной сфере (круглых столах, семинарах), политическое телешоу и публикации развлекательных жанров и т. д. [2; 81-83].

Для избирательных штабов и PR-агенций, которые работают на выборах в Украине, существует три разновидности освещения избирательных кампаний:

  1. платная официальная политическая реклама (простейшая разновидность, сила которого зависит исключительно от финансового наполнения избирательного фонда);

  2. бесплатная политическая реклама, гарантированная государством, но в очень ограниченном размере;

  3. редакционное освещение. Наиболее лакомый кусочек, за который стоит побороться. Каждое СМИ в собственных публикациях, которые касаются избирательного процесса, ведёт опосредованную политическую рекламу, освещая тот или иной образ политического деятеля, сквозь призму собственных предпочтений журналиста или редактора.

В редакционном освещении выделяются два преимущества: оно, во-первых, не является непосредственной политической рекламой и, во-вторых, имеет вид объективности и в основном бесплатное (хотя факты оплаченных публикаций – обычное явление, как в электронной, так и в печатной украинской прессе).

СМИ в большей мере формирует образ политика, нежели он сам. Ещё в конце XIX века немецкий публицист и писатель Карл Гучков писал, что «журналисты – повитухи и гробовщики своей эпохи». Сейчас это выражение можно перефразировать так «журналисты – это повитухи и гробовщики образов политических деятелей сегодняшнего дня».

Искателям электоральной благосклонности не обязательно прилагать огромные усилия, чтобы перетянуть прессу на свою сторону. Ведь всё равно со всеми не подружишься и всех не купишь. Но СМИ предлагается политическая реклама в таком виде, чтобы она имела все признаки информационного предлога и сама по себе заинтересовала журналистов.

Информационный предлог – это совокупность характеристик и признаков определённого события, факта, которые делают их общественно значимыми, привлекают внимание общественности и заставляют СМИ публиковать сообщения о данном событии или факте. Информационный предлог в СМИ базируется на таких главных принципах:

  • Приоритетность и привлекательность темы для средних граждан. При этом приоритетность может быть настоящей или фиктивной, придуманной;

  • Неординарность и сенсационность события. Согласно с этим принципом, экстремальные и кризисные события – голод, войны, чрезвычайно жестокие преступления, невероятные поступки доминируют над явлениями повседневной жизни, вызывают наиболее стойкий массовый интерес;

  • Новизна фактов;

  • Достижения успехов. По этому принципу в газеты и эфир, в первую очередь, информация о добывании каких-либо побед в искусстве, спорте, политике, международных отношений и других сферах общественной жизни. Культ «звёзд» - типичное явление для масс-медиа в рыночном обществе. Не случайно в Украине в последнее время появилось немало рейтинговых конкурсов, разнообразных государственных и негосударственных наград, номинаций по типу «Золотой фортуны» или «Человека года»;

  • Высокий общественный статус действующего лица. Чем выше общественное положение человека как источника информации, тем большее внимание общественности и общественности привлекают любые новые подробности жизни или поступки такого деятеля. Согласно этому принципу легчайший доступ к СМИ имеют лица, которые принадлежат к наивысшей политической, военной, религиозной, светской и интеллектуальной элите.

Эффективный избирательный PR предусматривает широкое использование принципов информационного предлога в подготовке информации, которая содержит в себе политическую рекламу. Создавая информационные предлоги, имиджмейкеры достигают эффекта узнавания кандидата, который ещё за долго до начала избирательных гонок постоянно попадает в колонки газет и в телевизионные и радионовости [лисовский;388-389].

Выигрышный ход кампании в прессе – не доводить до информационного пресыщения. Поэтому с приближением дня выборов объёмы газетных и телерадиоматериалов должны уменьшаться, а размеры шрифтов и иллюстраций в колонках, как и количество политических видеоклипов в эфире, - увеличиваться.

К другим требованиям к текстам политической рекламы, которая готовится к размещению в прессе, на телевидении и радио, можно отнести такие:

  • Материал должен соответствовать разработанной избирательной стратегии, главной идее и виртуальному политическому образу кандидата;

  • Материал должен быть подготовлен для всех вообще, а ориентироваться на определённую социальную группу и размещаться в тех СМИ, которые по предпочтению ближе именно к данному электоральному сегменту;

  • В материале должны содержаться главные лозунги или ключевые фразы избирательной кампании кандидата;

  • Материал должен обосновываться вербальной позитивной мотивацией, что ожидается и, предусматривать преподнесение лозунга или главного слогана кампании по принципу нейролингвистического программирования;

  • Материал должен готовиться в расчёте на закрепление «своего» избирателя и привлечение «болота» и «мягкого» электората, что ещё не до конца определился в своём выборе [3;393].

В данном разделе был проанализирован теоретический аспект в изучении особенностей политического пиара в избирательных кампаниях Украины. Говоря об этнонациональных особенностях украинского электората объекта избирательного Public Relations можно сказать, что средний украинец отличается слабым правовым сознанием (что позволяет легко управлять нацией), эмоциональностью, сентиментальностью, лиризмом, порывистостью мысли. Последние характеристики, ясно проявились во время Оранжевой революции. Далеко не прагматичные люди ехали в Киев жить в палаточном городке. С учётом этой особенности была успешно построена PR-кампания Ющенко. Все видеоролики, газетные статьи были наполнены романтизмом, что существенно влияло на сознание электората. Очень ярко это прослеживалось, когда в эфир запускалась песня, с правильностью которой легко согласиться, а параллельно видео с счастливыми красивыми людьми в оранжевом. Человек уже на подсознательном уровне смотрел такой клип и принимал сторону Ющенко. Но в определённой мере, по моему мнению, такая реклама сильно воздействует на людей и её не стоит разрешать или использовать в ограниченной мере.

Таким образом, подтвердилась основная гипотеза: использование PR-технологий и разработка стратегий и тактики избирательного процесса обязательно должны учитывать этнонациональные особенности электората.

В ходе анализа теоретического аспекта в изучении особенностей политического пиара в избирательных кампаниях Украины была выполнена задача: изучить имидж кандидата и партии как составляющую PR в избирательных кампаниях. Было выяснено, что имидж кандидата формируется с учётом того, что кандидат не имеет непосредственного контакта с избирателями, а определяющая роль имиджа обусловлена тем, что видение политика формируется на основе символических представлений.

Выяснилось, что очень важен принцип сближения, при построения имиджа. Имидж кандидата должен быть сформирован таким образом, чтобы дать ему возможность демонстрировать избирателям максимальную приближённость к ним во всём, но в то же время указывать на отличия, благодаря которым избранным должен быть именно он. То есть сходства и отличия должны быть представлены выгоднейшим образом.

В Украине на сегодняшний день для партий важнейшей задачей стоит то, что необходимо создать индивидуальный и неповторимый имидж. Но как показывает практика этим занимается неохотно и большинство партий известно только благодаря популярности их лидеров. Однако следует заметить, что имидж партии сильно отличается от имиджа политического деятеля, который не всегда может позитивно влиять на популярность партии. Зачастую партия с хорошей избирательной программой теряет свой электорат лишь потому, что некоторые черты внешности или характера не нравятся избирателям, то есть происходит полнейшая идентификация партии и её отдельного представителя.

В Украине СМИ является каналом выражения политического PR. СМИ относительно самостоятельны, что позволяет им выступать в качестве субъекта политики – показывать собственные политические предпочтения и производить политические события. В связи с тем, что невозможно купить все СМИ (а такое явление нормально для украинской избирательной кампании), невозможно и контролировать направленность и качество подаваемой информации о кандидате. Исходя из этого, делается вывод о том, что СМИ большей мерой формирует образ кандидата или политика, нежели он сам. Широко используется информационный предлог, который получают СМИ. Но полностью контролировать СМИ невозможно. СМИ предлагает общественности те или иные события в своей интерпретации. Такая интерпретация может существенно искажать образ политического деятеля, как в лучшую сторону, так и наоборот. Следовательно подтверждается следующая дополнительная гипотеза данной курсовой работы: что СМИ большей мерой формирует образ кандидата или политика, нежели он сам.

В данной работе была достигнута цель (проанализировать основные понятия «понимающей социологии» Макса Вебера), выполнены все поставленные мною задачи и подтверждена гипотеза.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Делая выводы, нужно сказать, что главное задание PR технологии в процессе осуществления избирательной кампании – обеспечить добровольное взаимопонимание между кандидатом и избирателем.

К особенностям политического пиара в избирательных кампаниях Украины следует отнести то, что PR-кампании строятся с обязательным учётом этнонациональных особенностей электората. В частности это проявляется, когда Украину делят по региональному принципу: «восточная», «западная». Однако сепаратистские настроения последних президентских выборов показали негативные крайности такого деления. Очень быстро среагировали политтехнологи, начав делать акцент на неделимости, единстве украинской нации.

Таким образом, подтвердилась основная гипотеза данной курсовой работы: использование PR-технологий и разработка стратегий и тактики избирательного процесса обязательно должны учитывать этнонациональные особенности электората.

Также подтвердилась дополнительная гипотеза, которая заключается в том, что имидж кандидата должен быть сформирован таким образом, чтобы дать возможность ему демонстрировать избирателям максимальную приближённость к ним во всём, но в то же время указывать на отличия, благодаря которым быть избранным должен именно он. В связи с тем, что кандидат в основном не имеет непосредственного контакта с избирателями, с помощью которого достаточно легко позитивно расположить к себе избирателей, необходимо максимальное приближение во всём на основе символических представлений. Чем сильнее приближение, тем чётче избиратели видят, что в основу мотивации политического поведения кандидата положены их же интересы и данного кандидата следует поддержать на выборах. Принцип сближения является также особенностью при использовании политического пиара в избирательных кампаниях в Украине.

Такой же особенностью является и то, что СМИ большей мерой формирует образ кандидата или политика, нежели он сам.

В данной работе была достигнута цель (определить и выделить особенности политического Public Relations в избирательных кампаниях в Украине), выполнены все поставленные мною задачи и подтверждены гипотезы.

Литература:


  1. Джабасов А.А. Политические технологии избирательных кампаний: проблема категориального осмысления // ВМУ, серия 12, 2000, №2, с. 56-62.

  2. Костенко Н. Медиа в выборах: ценностные ориентации украинской политической прессы // Полис, 1999, № 6, с.81-92.

  3. Лиснічий В. В. Сучасний виборчий PR. – Сєвєродонецьк: «Евріка», 2001. – 480 с.

  4. Нечаев В. Д. Избиратель: покупатель, продавец или вкладчик // Полис, 2001, № 6, с. 40-50.

  5. Паблік рілейшнз: наукові основи, методика, практика: підручник/ Королько В. Г. – К.: вид. дім «Скарби», 2001. – 400 с.

  6. Полохало В. Неогражданское общество как социополитический феномен Украины: отражение социального характера «среднего» украинца в избирательном процессе // Полис, 1999, № 6, с. 25-33.

  7. Почепцов Г. П. PR или как успешно управлять общественным мнением. - М: «Центр», 1998. – 349 с.

  8. Толпыго А. К. Украинские выборы: кандидат и избиратель // Полис, 2001, № 4, с.86-99.

  9. Тучков С. М. К вопросу о законодательном регулировании некоторых аспектов применения технологий паблик рилейшнз в государственном управлении и политических кампаниях // ВМУ, серия 12, 2001, № 4, с. 34-42.

  10. Тучков С. М. Факторы легитимности политических технологий // ВМУ, серия 12, 2002, № 2, с. 8-15.

  11. Тучков С. М. Становление политических паблик рилейшнз: предпосылки, проблемы и перспективы // ВМУ, серия 12, 2001, № 2, с. 16-26.