Государственный бюджет как экономическая категория и основной финансовый план Украины
лиц, получающих первоначальную профессионально-техническую подготовку; сеть больниц и поликлиник и т.д. В таблице 3 (см. Приложения) показаны прибыль, фонд оплаты труда и другие составные валового внутреннего продукта в Украине, влияющие на социальную сферу.Как мы видим из таблицы, и объем прибыли, и фонд оплаты труда имеют тенденцию к снижению, что сдерживает развитие социальных факторов, влияющих на формирование бюджета и его использование.
Политические факторы непосредственно связаны с обеспечением обороноспособности страны и поддержанием внутреннего правопорядка, рациональной организацией управления страной, укреплением законондательной и исполнительной власти, иными словами, осуществлением регулирующих функций демократического государства.
Важнейшее предназначение бюджета ¾ создание материальной основы для реализации демократическим госуарством своих регулирующих функций. На рисунке 4 (см. Приложения) раскрыты основные функции государства в условиях рыночной экономики.
Функции бюджета.
Сущность государственного бюджета как экономической категории реализуется через его функции: распределительную, контрольную и функцию по обеспечению существования государства.
Проявление распределительной функции обусовлено тем, что в отношения с бюджетом вступают почти все участники общественного производства. Основным объектом бюджнтного распределения и переарспределния является чистый доход, получаемый в обществе. Между тем, это не исключает возможности перераспределения через бюджет и части стоимости необходимого продукта (подоходный налог с граждан), а иногда и национального богатства. Благодаря распределительной функции бюджета происходит концентрация денежных средств в руках государства и их дальнейшее использование с целью удовлетворения общественных потребностей. Распределение и перераспредление денежных средств происходит между отдельными отраслями и сферами деятельности, между отдельными слоями населения, между некоторыми видами услуг. В результате распределения и перераспределеиня осуществляется формирование различных фондов денежных ресурсов ¾ государственного и местных бюджетов, фондов социального страхования, фондов пенсионного обеспечения, фондов занятости населения, фондов социальной защиты инвалидов, фонда, предназначеного для ликвидации последствий Чернобыльской катастрофы, инновационного фонда.
Распределительная функция бюджета используется также для вмешательства государства в прцесс общественного производства ¾ регулирования хозяйственной деятельности предприятий, ускорения темпов экономческого роста, усиления хозяйственной активности предпринимателей. Посредством бюджета государство воздействует не только на перераспределние национального дохода, но и на его производство, накопление денежных средств, сферу потребления, процессы демонополизации экономики и обобществление производства, а также его разгосударствление.
Существенно, что содержание распределительной функции бюджета определяется процессами перераспределения финансовых средств между различными подразделениями общественного производства и слоями населения. Важно отметить, что ни одно из звеньев финансовой системы не осуществляет такого многовидового (межотраслевое, межтерриториальное и т.д.) и многоуровневого (республиканский, областной, городской бюджет и др.) перераспределения денежных средств, как бюджет.
Контрольная функция заключается в том, тчо бюджет объективно ¾ через формирование и использование денежных средств государства ¾ отражает экономические процессы, протекающие в структурных звеньях экономики. При формировании государственных доходов финансовый контроль осуществляется за правильностью взимания различных видов налогов, мобилизации других источников доходов, соблюдением установленных пропорций между ними, определением налоговой базы, формами льготного налогообложения, сроками поступления доходов. При расходовании бюджетных средств контролируются эффективность их использования, их соответствие целевому назначению.
Финансовый контроль осуществляется за производством, распределением и потреблением совокупного общественного продукта и национального дохода, за пропорциями, складывающимеся в прцессе перераспределения национального дохода.
Функция обеспечения существования гсударства ставит своей задачей создание материально-финансовой базы функционирования государства; содержание аппарата управления страной, президентской власти, законодательной и исполнительной власти, правоохранительных и таможенных органов, налоговой службы. В структуре затрат государственного бюджета на эти цели приходится от 6,5% до 9,5% всех расходов государственого бюджета Украины.
Важное значение имеет осуществление внешнеэкономической деятельности Украины: содержание за счет бюджета дипломатических представителдьств Украины за рубежом, взносы в международные организации, членом которых является Украина и др. На эти цели государство тратит от 3% до 7% расходной части государственного бюджета.
Государственный бюджет - основной финансовый план Украины.
Следует различать понятия: государственный бюджет как экономическая категория и государственный бюджет как основной финансовый план страны. В первом речь идет о системе денежных отношений, имеющих объективный характер, во втором ¾ о результате сознательной деятельности людей по формированию и использованию централизованных денежных средств. Под государственным бюджетом как финансовым планом понимается бюджетный план движения централизуемой части совокупного общественного продукта. Это есть результат практического использования объективных экономических отношений, возникающих в обществе.
Государственный бюджет ¾ это особая форма государственного плана, имеющего силу закона и устанавливающео для народного хозяйства в целом, для всех структурных полдразделений общественного производства бюджетные взаимоотношения по ассигнованиям из бюджета и платежам в бюджет на основе заданий и мероприятий государственного плана экономического и социальонго развития Украины.
Государственный бюджет входит в общую систему финансовых планов Украины. Определяющими принципами организации системы финансовых планов общественного развития можно назвать:
Всеобщность ¾ охват всех сторон социально-экономического развития общества; производственно-хозяйственной деятельности государственных, частных, акционерных, совместных предприятий и организаций; непроизводственной сферы, банковских и страховых структур, т.е. учет многообразия финансовых взаимоотношений в процессе расширенонго воспроизводства;
Целостность и сбалансированность ¾предусматривающая функционирование сбалансированной и увязанной финансовой системы, действующей целенаправленно, по единому плану, в соответствии с требованиями финансовой политики государства. В целом финансовый план страны является отражением государственного плана экономического и социального развития страны, а отдельные его звенья ¾ соответствующие составные части (отраслевой, ведомственный, региональный) ¾ аспектов этого плана. В процессе разработки государственного плана социально-экономического развития страны в системе финансовых планов формируются финансовые и бюджетные взаимоотношения в масштабах народного хозяйства Украины в целом, исходящие из экономической программы государства и обусловленные намеченными в плане конкретными адресными заданиями по социально-экономическому развитию страны в целом;
Финансовая централизация ¾ проведение единой, строго определенной финансовой политики, начиная от формирования и исполнения местных бюджетов и финансовых планов отдельных субъектов хозяйствования (предприятий, объединений, корпораций) вплоть до государственного бюджета и финансового плана страны.
Рассматривая бюджет как основной финансовый план, следует отметить, что в нем представлены все атрибуты финансового плана: денежные поступления или доходы (формирование фондов денежных средств) по конкретным источникам поступлений; денежные расходы (использование фондов денежных средств) по конкретным направлениям и мероприятиям; соизмерение денежных расходов и доходов на основе баоансовых расчетов.
Государственный бюджет не только входит в единую систему финансовых планов Украины, но и занимает среди них доминирующее место, являясь тем координирующим и ведущим звеном, благодаря которому обеспечивается образование и функционирование единой системы финансовых планов страны. Составление и использование финансовых планов во всей их совокупности определяют содержание финансового планирования, а формирование и исполнение государственного бюджета ¾ содержание бюджетного планирования. И финансовое, и бюджетное планирование осуществляется органичекси и одновременно, в едином плановом процессе, в котором первенство принадлежит бюджетному планированию. Вместе с тем и финансовое, и бюджетное планирование являются неотъемлимой составной частью государственонго планирования и базируются на общих принципах, здачах и целях хозяйствования в условиях рыночных отношений.
Финансовые планы разрабатываются всеми участниками общественного производства ¾ от первичных структур ¾ предприятий, объединений, организаций, банков, страховых компаний до центральных органов хозяйственного управления и исполнительной государственной власти.
В условиях рыночного ведения хозяйства основными задачами финансового планирования являются:
1. Установление оптимальных пропорций между централизованными и децентрализованными финансами.
2. Определение объемов и источников финансовых ресурсов в разрезе отраслей, отдельных предприятий, объединений.
3. Рациональное распределение финансовых ресурсов между: производственной и непроизводственной сферами, отраслями экономики, экономическими регионами страны.
4. Стимулирование наиболее эффективного использования денежных средств.
5. Концентрация финансовых ресурсов на наиболее важных направлениях экономического развития.
6. Активное влияние финансов на формирование рациональной структуры производства с учетом его социальной направленности.
В состав единой системы финансоых планов Украины входят:
1. Государственный бюджет Украины.
2. Местные бюджеты.
3. Бюджеты социального страхования и социального обеспечения населения.
4. Пенсионный фонд.
5. Балансы доходов и расходов государственных, коммерческих, совместных предприятий и организаций.
6. Финансовые планы общественных организаций.
7. Сметы учреждений непроизводственной сферы.
8. Финансовые планы государственного и частного имущественонго и личного страхования.
Взаимосвязь между государственным бюджетом и системой финансовых планов Украины состоит в следующем.
Финансовые планы предприятий, акционерных обществ, объединений и отраслей материального производства составляются в виде балансов доходов и расходов, в которых выделяется специальный раздел "Взаимоотношения с бюджетом". В нем отражаются суммы платежей в бюджет и ассигнования из бюджета (если они предусмотрены). У предприятий и организаций местной промышленности, жилищно-коммунального хозяйства и ряда других учреждений финансовый план состоит из двух разделов. В доходной части этих планов отражаются постурления из бюджета, в расходной ¾ отчисления в бюджет. Посредством бюджетного перераспределения в процессе составления финансовых планов могут изыматься излишки у одних предприятий и направляться на нужды других, испытывающих в них потребность. Таким образом, бюджет как финансовый план, содной строны ¾ основывается на финансовых планах отраслей материального производства, с другой ¾ во многом их определяет.
Финансовые планы предприятий и организаций агропромышленного комплекса внешене связаны с бюджетом через налоговую систему. Вместе с тем, следует отметить и обратный процесс ¾ в государственном бюджете Украины предусматриваются крупные бюджетные ассигнования, направленные на развитие АПК (затраты по коренному улучшению земель, проведение мероприятий по водному хозяйству, охрана и восстановление рыбнызх запасов, финансовая помощь фермерским хозяйствам).
Наиболее ярко проявляется связь бюджета с финансовыми планами организаций непризводственной сферы. Их расходы, рассчитанные на основе смет, практически полностью покрываются за счет средств государственного либо местных бюджетов.
Тесная связь между государственным бюджетом и банковской системой состоит в том, что банки вносят в бюджет часть своей прибыли в соответствии с существующим законодательством о налогообложении в Украине. Кроме того, в случае превышения доходов над расходами, полученного в результате исполнения бюджета, свободные денежные средства могут быть использованы в качестве кредитных ресурсов. Немаловажно то, что именно банки осуществляют кассовое исполнение бюджета.
Бюджетная политика государства - проблемы формирования и использования бюджета Украины.
1. Государственное вмешательство в механизм функционирования рыночной экономики.
В настоящее время к числу наиболее острых экономических проблем на Украине относятся проблемы бюджетных расходов, решение которых связано, прежде всего, с изменением роли государства в процессе перехода к рыночной экономике. В условиях командно-административной системы государство берет на себя широкий круг функций по управлению народным хозяйством, регулированию хозяйственных связей, поддержанию пропорционального развития различных отраслей народного хозяйства, регулированию хозяйственных связей, поддержанию пропорционального развития различных отраслей и производств, обеспечению повышения материального и культурного уровня жизни населения страны. При этом под воздействием государственного бюджета происходит формирование и выполнение финансовых планов предприятий, следовательно, и прямое участие государства в производстве, распределении ресурсов и продукции. За счет аккумулируемых в бюджете средств финансируются предоставляемые бесплатно услуги в системе образования и здравоохранения, дотируются товары и услуги первой необходимости (жилье, продовольствие, электроэнергия, транспорт), предоставляются социальные льготы, имеющие универсальный характер.
В рыночных же условиях государственное вмешательство в экономику носит достаточно ограниченный характер и связанно, прежде всего, с устранением сбоев в функционировании рыночного механизма (в случаях предоставления общественных благ и благ коллективного пользования, характеризующихся внешними эффектами, при возникновении естественной монополии), а так же в связи с необходимостью решения задач перераспределения дохода (социальной справедливости).
Украина находится сегодня на этапе перехода от командно-административной к рыночной экономике. Для условий перехода свойственны последовательные сокращение и упразднение функций государства, связанных с непосредственным участием в производственной сфере, передача этих функций частному сектору. Следствие таких преобразований должно стать сокращение бюджетных расходов на финансирование народного хозяйства и преобразование системы внеэкономических субсидий. При этом важным элементом реформ является формирование системы социальной защиты, которая позволила бы избежать неприемлемого снижения уровня жизни наименее обеспеченных групп населения. Ограниченность бюджетных доходов в переходном периоде требует перехода от социальных льгот универсального характера к социальной защите наиболее уязвимых слоев населения.
2. Преобразование государственных функций в ходе рыночных преобразований на Украине.
Изменение функций государства в ходе рыночных преобразований должно приводить прежде всего, к сокращению бюджетных расходов Украины по отношению к валовому внутреннему продукту (ВВП) страны показывает (см. таблицу 1.1), что расходы на народное хозяйство не только не снижаются, но и значительно возрастают. Если в 1989 и 1990 г.г. они составляли соответственно 14.8% и 14.3% ВВП (включая расходы прямо финансировавшиеся из бывшего союзного бюджета), то в 1991 г. - 15.8%, в 1992 - 14.6% ВВП, а реально, с учетом дотаций на продовольственные товары, топливо, услуги жилищно-коммунального хозяйства, транспорт, которые ранее относились к расходам на финансирование народного хозяйства, эти расходы составили 19.5% ВВП, или 48.7% общей суммы бюджетных расходов.
В 1993 г. ситуация с финансированием этих расходов (если сегодняшняя экономическая политика не изменится) будет аналогична ситуации 1992 г., когда фактические расходы на финансирование народного хозяйства почти в 2 раза превысили запланированный уровень (см. таблицу 2.1). Расходы на финансирование мероприятий по государственному регулированию цен, несмотря на значительное и неоднократное повышение розничных цен, удалось снизить лишь незначительно. Без изменения форм собственности, демонополизации производства и создания конкурентной среды, уменьшения степени прямого участия государства в производстве, установления жестких бюджетных ограничений и условий кредитования для государственных предприятий фактические бюджетные расходы на финансирование народного хозяйства Украины, будут стремительно расти.
Перераспределение ВВП через бюджет (без учета взносов по социальному страхованию) достигнет небывалых размеров (57.5% ВВП), при которых развитие рыночной экономики позволяют себе, как правило, страны с высоким уровнем среднедушевого дохода: промышленно развитые страны - 40.6% ВВП, страны со средним доходом - 37.5%, с низким - 22.8% ВВП. Расходы Украины на экономику находятся на уровне стран со средними доходами (где они составляют 17.3% ВВП, или 46.3% общегосударственных расходов). Но в этих странах, в отличие от Украины, правительство играет ведущую роль в инвестициях, создании производственной инфраструктуры (7.6% ВВП, 20.3% общей суммы расходов), субсидировании частного сектора экономики. Незначительный удельный вес в бюджетных расходах Украины занимают выплаты процентов по обслуживанию государственного долга (при огромной фактической величине государственного внутреннего долга). Это свидетельствует о неразвитости рыночных институтов и во многом формальном функционировании важнейших элементов рыночного механизма.
3. Изменение структуры бюджетных расходов.
В бюджетных расходах Украины за 1992 г. обращает на себя внимание достаточно низкий, по сравнению с предыдущими годами, уровень расходов на оборону - 2.3% ВВП, что объясняется во многом отсутствием закупок военной техники.
По данным Стокгольмского международного исследовательского института проблем мира, в европейских странах, переживающих в настоящее время переходный период, тратилось в 1972 - 88 г.г. на военные нужды в среднем 10% ВВП, в том числе 12% ВВП в бывшем СССР. Эти оценки позволяют говорить о том, что для сохранения военных расходов Украины на уровне 1992 года необходимо изменение военной политики, проводившейся ранее в рамках бывшего СССР. Проведение же ее в прежних масштабах будет неизбежно означать увеличение военных расходов по сравнению с сегодняшним их уровнем, следовательно, к усугублению имеющихся бюджетных проблем.
Проблема бюджетного дефицита является одной из наиболее острых и спорных в настоящее время. При ее обсуждении часто ссылаются на опыт различных стран, экономика которых нормально функционирует и при 5-ти и 10-ти процентом уровнях бюджетного дефицита по отношению к ВВП. При этом, однако, не принимают во внимание такое важное обстоятельство, как источники финансирования бюджетного дефицита в этих странах, хотя именно выбор источников финансирования бюджетного дефицита, а не его размер сам по себе имеет принципиальное значение для функционирования национальной экономики.
Бюджетный дефицит может финансироваться за счет трех основных источников: внутренних и внешних займов, денежной эмиссии. В случае финансирования государственных расходов за счет заимствования в частном секторе количество товаров и услуг в народном хозяйстве остается неизменным и последствия такой задолженности зависят от экономической конъюнктуры и состояния рынков труда и капитала.