История женщин в США в XX веке

или репродуктивной функцией женщин, а целым рядом социальных отношений, основанных на стереотипах поведения, которые традиционно связаны в обществе с тем или иным полом. Причем данные отношения в различных культурах могут варьироваться по-разному.
Феминистский этап развития женской истории в 1970-1980-е годы бросил вызов традиционной патриархальной и дофеминистской истории. Если в конце XIX - первой половине XX века для историков определяющим было участие женщин в общественной сфере, то теперь важное значение приобретает частная «женская» сфера. Исследователи задавались следующим вопросом: как женщины прошлого воспринимали себя и общались друг с другом внутри семьи? Наиболее важный аспект третьей стадии истории женщин - попытка найти общее в историческом опыте всех женщин и в опытах отдельных женщин в различные исторические периоды.
Третий этап в изучении истории женщин вышел из рамок определяемых мужчинами интересов и ценностей в истории, выдвинув гендер в качестве фундаментальной категории анализа. Теоретики женских исследований предложили идею о разграничении биологического пола (sex) как совокупности анатомических особенностей и социального пола {gender) как социокультурной конструкции. Гендер обозначал те аспекты, которые определенное общество относит к признакам того или иного пола и которые изменяются с течением времени, проявляясь в различных культурах поразному. Понятия мужественности и женственности формируются самим обществом, и люди воспринимают их так, как они были к этому приучены [2, р. 11]1.
Гендер ярко проявлялся в экономических отношениях. Мужчины и женщины выполняли разную работу согласно представлению работодателей о том, кто должен ее выполнять. В обществе существовало убеждение, что первостепенная женская обязанность - домашние дела. Поэтому им отводилась деятельность, соответствующая либо работе в доме, либо с давних пор по традиции выполнявшаяся только женщинами. Важным моментом было и то, что женщины получали более низкую заработную плату и их работа была менее престижна, чем мужская.
Гендер также определял юридические и политические отношения. Например, из Англии в Америку перекочевала традиция, согласно которой муж считался главой семьи и представлял ее вне дома. Право участвовать в политической деятельности имели только лица, обладавшие собственностью. Замужние женщины не могли распоряжаться имуществом (их собственность считалась собственностью мужа). Как правило, женщины влияли на политику лишь косвенным образом: через связанных с ними мужчин. В процессе борьбы за получение политических прав происходила гендеризация самой политики. Так, суфражистки в 90-е годы XIX века пытались вписать в общественную, политическую сферу ценности, отождествляемые с частной, семейной жизнью.
Понятие «гендер» было введено не только для объяснения различий между полами, но и для обозначения различий внутри того или иного пола. Уже в конце 1970-х годов отдельные ученые выступили против применения категории «женщины» как объединяющей всех женщин, без учета различий в расовом, классовом и других отношениях. При этом отмечалось, что существуют фундаментальные расхождения в историческом опыте разных групп женщин. Гендер расширил сферу истории женщин как науки: в предмет ее изучения вошли и взаимоотношения между полами.
Современная библиография работ по истории женщин позволяет выделить следующие приоритетные темы и подтемы исследований:
- социальное положение женщин (семейная жизнь, влияние патриархальности на семейный уклад);
- женщина в экономике (роль женщины в домашнем производстве в XVII-XVIII веках, в сельском труде, разделение труда, женские профессии);
- политическая активность женщин (движение за моральные реформы, аболиционистское и суфражистское движения, феминизм и т. д.).
Если ранее главное и, пожалуй, единственное место в работах по женской истории занимали проблемы женщин белой расы, принадлежащих к среднему классу, то в последние десятилетия предметом исследований стали женщины других рас и сословий. Это было вызвано появлением радикальных движений женщин, относящихся к национальным меньшинствам, и привело к тому, что в последнее время при описании истории женщин в США стали выделяться темы женщин индейских племен и афроамериканок.
С 1990-х годов под воздействием постмодернизма феминистский этап начинает постепенно вытесняться постфеминистским. По мнению постмодернистов, «история больше не является описанием тех событий, которые происходили с женщинами и мужчинами, и тем, как они реагировали на это, а вместо этого история описывает, как создавались субъективные и собирательные понятия о мужчинах и женщинах» [16, с. 160]. Если в 1970-1980-е годы феминистские историки сфокусировали внимание на изучении жизненного цикла женщин внутри гетеросексуальной семьи, пытаясь отразить общность жизни всех женщин, то постмодернизм начал отрицать общие черты, якобы существующие между женщинами. Материальный опыт становился абстрактным представлением, полученным из анализа текстов, идентичность же различных групп строилась на нематериальных рассуждениях [1, р. 25].
Подводя итог, отмечу, что к концу XX века история женщин в США стала частью исторической науки. Это подтверждают и сложившиеся кадры историков-профессионалов, занимающихся этой проблематикой, и организационные изменения в крупнейших исторических ассоциациях США, включивших в свою структуру специальные комитеты по статусу женщин-историков, и многочисленные конференции. Таким образом, в стране сложилась определенная инфраструктура женских исследований. Историки, специализирующиеся в этой области, применяют новейшие и традиционные методы общественных и гуманитарных наук. Число публикаций о женщинах не уменьшается, а противники данной научной дисциплины получают достойный отпор со стороны ее приверженцев.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


1. Journal of Women's History Guide to Periodical Literature. Bloomington-Indianapolis, 1992.
2. Women's America: Refocusing the Past. New York-Oxford, 1995.
3. History of Women Suffrage. New York, 1881-1902. Vol. 1-4; New York, 1922. Vol. 5, 6.
4. Ahhott E. Women in Industry: A Study in American Economic History. New York, 1910.
5. Beard M. R. America Through Women's Eyes. New York, 1933.
6. Benson M. E. Women in Eighteenth-Century America: A Study of Opinion and Social Usage. New York, 1935.
7. KraditorA. S. The Ideas of the Women Suffrage Movement, 1890-1920. New York, 1965.
8. Riegel R. E. American Feminists. Lawrence (Kan.), 1963.