История женщин в США в XX веке
(Краткий обзор)Соединенные Штаты Америки известны своими феминистскими традициями, и это не случайно. Ни в одной стране
мира женские исследования (women's studies) не занимают такого важного места. История женщин как научная субдисциплина сложилась в США в 1970-е годы, хотя
исторические исследования по женской тематике существовали еще в конце XIX века. По мнению американских ученых, в это время начался так называемый
«корректирующий период», который включил женщин в качестве действующих субъектов в историю, тем самым дополнив и «исправив» официальную историографию
[1, р. 17]. При этом в исследованиях использовался ком-пенсационный подход [2, р. 4].
Важную роль на данном этапе сыграла первая волна феминизма, которая началась в 1840-е годы и закончилась в 1920 году победой
суфражистского движения. Была принята XIX поправка к Конституции США, гарантировавшая женщинам право голоса. Суфражистское движение надолго
обеспечило источниками женские исследования. Помимо трудов, написанных лидерами движения, и их автобиографий, шеститомная «История суфражистского движения»
стала ценным источником, включившим в себя основные документы [З].
Начиная с конца XIX века основное место в
историографии заняли работы, посвященные «исключительным», выдающимся женщинам, которые смогли преодолеть дискриминацию и выйти за рамки отведенной им частной
сферы. Исследователями же выступали женщины-историки, и профессионалы, и любители. В этих работах женщины рассматривались как превосходящие мужчин по
своим качествам, но в то же время находящиеся в подчиненном к ним отношении. Историками подчеркивались различия между частной сферой для женщин и
общественной сферой для мужчин. По мнению исследователей, борьба суфражисток за избирательные права бросала вызов мужской монополии в обществе. Выступив против
разделения сфер влияния мужчин и женщин, американки объявили войну установившейся в обществе традиции. Среди трудов по истории женщин следует
особо упомянуть работы Э. Эббот, М. Р. Берд, М. С. Бенсон [4-6].
В первой половине XX века «корректирующий» этап
начинает постепенно переходить в дофеминистский. В исторической науке работают только историки-проффессионалы, хотя в их трудах преобладает описательный
характер. Стремление к тому, чтобы занять достойное место в общественной мужской сфере, продолжает оставаться главным для женщин. Между суфражизмом и
феминизмом ставится знак равенства. Происходит расширение проблематики исследований: не только суфражизм, но и другие политические события и движения
оказываются в поле зрения историков. Признанными специалистами в области женской истории становятся такие историки, как Э. С. Крэдитор, Р. Э. Ригел, У.
СУНейлл [7-9]. Коренное отличие данного этапа от предшествующего - критическое отношение к политическим движениям начала XX века, в том числе и к
суфражистскому. Лидеры второго поколения суфражисток осуждались за то, что они, преследуя свои расовые и классовые интересы, ограничивались борьбой за
избирательные права.
Превращение же истории женских движений в научную дисциплину относится к середине 70-х годов XX века. Это происходило на фоне
второй волны феминизма, начавшейся в 1960-е годы. По мнению феминисток, выдвинувших лозунг «Личное есть политическое, политическое есть личное!»,
общественная и частная сферы тесно взаимосвязаны. Женщины требовали для себя права участвовать в общественной жизни на равных правах с мужчинами. Рост
женского движения привел к принятию в 1972 году большинством голосов Конгресса США поправки о равных правах. Эта поправка, как известно, ежегодно выносилась
на рассмотрение Конгресса США с 1923 года. Палата представителей приняла ее 354 голосами против 23, а Сенат - 84 против 8. Тем не менее часть штатов отказалась
ратифицировать данную поправку, поэтому, в соответствии с Конституцией США, как конституционная поправка она так и не была принята.
Именно в конце 1960-х-1970-е годы в стране сложилась благоприятная обстановка для решения феминистских задач. Необходимо
отметить и политический характер появления исследований по женской проблематике. Весь ход развития истории женского движения тесно связан с
политикой. Это началось с суфражистского движения и имело свое продолжение в борьбе за принятие поправки о равных правах. Существует несколько точек зрения
о роли политики в данном вопросе. Если некоторые ученые отмечают, что связь между политикой и изучением женских проблем существовала только в начале 1970-х
годов, а с 1980-х годов роль политики начинает постепенно уменьшаться, то ведущая американская исследовательница теории истории женщин Дж. Скотт стоит на
позиции взаимосвязи политики и женских исследований [10]. Она объясняет это тем, что феминизм не только сыграл важную роль в появлении истории женского
движения, но и продолжает быть определяющим при написании новых работ по данной тематике. По ее мнению, многие историки считают себя вовлеченными в политику,
поскольку они бросают вызов преобладающим авторитетам в истории, пытаясь изменить традиционные трактовки.
Характерным примером взаимосвязи исследований женских проблем и политики стал проходивший в 1988 году в Атланте симпозиум
«Женщины и Конституция». Выступавшие на нем подчеркивали тот факт, что США с момента своего основания были демократической республикой. Более 200 лет в
стране действует одна и та же Конституция, принятая в 1787 году, но первое упоминание в ней о женщинах появилось только в 1920 году в связи с принятием
XIX поправки. Это было достигнуто в результате более чем 70-летней борьбы американских женщин за свои права.
Но феминизм нуждался в теоретическом обосновании своего существования. Для этого требовалось найти объяснение причин угнетенного
положения женщин в прошлом, а также показать существование героинь, способных на решительные действия и тем самым заслуживших свое место в истории.
Как же сами американские историки объясняли необходимость возникновения нового направления в исторической науке? Они
ссылались на то, что существует потребность в создании herstory, а не history, при этом женщины выступают в качестве активных исторических субъектов, а не в
роли «невидимок», «скрытых от истории», как это было ранее [11, 12]. По мнению ученых, вся история была написана с патриархальных позиций [12, 13] и нужно было
пересмотреть традиционные убеждения в том, что мужчины - основные действующие лица в истории общества, а женщины занимают подчиненное положение. Основное
внимание уделялось политической власти как наиболее важному аспекту человеческой жизни. При этом политическая власть ассоциировалась только с
мужчинами, которые действовали в общественной сфере. По мнению исследовательниц, необходимо было отказаться от утвердившихся представлений о
том, что по своей природе женщины пассивны и эмоциональны, а мужчины активны и интеллектуальны.
Важным фактором развития истории женщин как науки послужило наличие кадров историков-профессионалов, которые смогли заняться
исследованиями по данной теме. Этому способствовала и правительственная политика, направленная на обеспечение рынка труда женской рабочей силой, в том
числе и квалифицированной. В 1965 году в США был принят закон о высшем образовании. Он предусматривал выделение федеральных ассигнований на укрепление
учебной базы вузов, на подготовку и переподготовку преподавателей, на выплату стипендий аспирантам и студентам. В 1972 году законодательство в сфере
образования было дополнено поправками, запрещающими дискриминацию в образовательных программах, финансируемых из федерального бюджета [14, р. 376].
Это вызвало приток женщин в высшие учебные заведения США. В 1978 году впервые в истории в американские колледжи поступило больше женщин, чем мужчин [14, р.
388]. Возросла и доля женщин-докторантов, в том числе и среди историков. Если в 1969 году она составила 10, 4%, то в 1974 году увеличилась до 15, 8%, а в 1980
году - до 26% [1, р. 4]. Впоследствии многие из профессиональных историков выбрали сферой своей специализации историю женщин.
Отметим также, что в 1970-е годы в Америке изменилось отношение женщин к семье и своим обязанностям внутри семьи. Культ
«домашнего очага» 50-х годов перестал превалировать в сознании американок. Все больше женщин стали совмещать работу и домашние обязанности [15, р. 326-333].
В конце 1960-х годов начинает складываться организационная структура истории женщин в США. Феминистское движение оказало
значительное влияние на молодых женщин-историков. В 1969 году на собрании Американской исторической ассоциации женщины-историки выступили с инициативой
создания Координационного комитета женщин в исторической профессии.
В ноябре 1970 года председатель Специального
комитета по статусу женщин Американской исторической ассоциации У. Л. Роуз выступила с докладом, в котором была провозглашена программа развития женских
исследований на ближайшие 20 лет. В ней прозвучал призыв покончить с существующей несправедливостью и установить подлинное равенство для
женщин-историков. Необходимо отметить, что выдвижение этих требований проходило в весьма напряженной атмосфере, а поведение женщин было охарактеризовано
мужчинами-историками как непрофессиональное [10, р. 46]. И все же в декабре 1970 года съезд Американской исторической ассоциации принял резолюции по
вопросу обеспечения равенства женщин в исторической профессии.
Начиная с 1970-х годов женская проблематика стала
постепенно завоевывать подобающее место и на научных конференциях. В 1973 году была проведена первая Беркширская конференция по истории женщин, на которой
присутствовало 500 человек. В последующие десятилетия состоялось множество локальных конференций, посвященных женским исследованиям, а на ежегодных конференциях
Американской исторической ассоциации и Организации американских историков обязательно работали секции по истории женщин. Так, на проходившей в январе
1997 года в НьюЙорке ежегодной конференции Американской исторической ассоциации обсуждались такие проблемы, как «Политика в отношении полов и гендерная
идентичность: феминизм, сексуальность и трансформация американского радикального крыла, 18801920», «Контроль над сексуальностью в США в XX веке»,
«Реформаторы, тюрьмы и политика: социальное построение женской преступности, 1910-1979», «Прагматический феминизм: возвращение и расширение традиций в
американской общественной мысли XX века».
В конце 60-х годов в Американской исторической
ассоциации и Обществе американских историков все должностные посты занимали только мужчины. В 1977 году уже 38% должностных лиц в этих организациях
составили женщины, причем эта цифра в 1990 году повысилась до 46%. В этом же году четверть членов Американской исторической ассоциации составили женщины [1,
р. 4]. В конце 1980-х - начале 1990-х годов женщин стали избирать и в президенты важнейших исторических организаций в США. Так, в 1987 году Н. Э.
Дэвис стала президентом Американской исторической ассоциации. Это произошло почти 100 лет спустя после появления этой ассоциации. В 1996 году эту должность
занимала также женщина - профессор истории Колумбийского университета К. У. Байнум.
В 1990 году Специальный комитет Американской
исторической ассоциации по статусу женщин опубликовал новый доклад - логическое продолжение выступления Роуз. В нем подводились итоги за прошедшие 20 лет. В
частности, отмечалось, что увеличилось число женщин в исторической профессии. Хотя уровень жалованья при поступлении на работу стал равным и для мужчин, и
для женщин, заработная плата женщин в высшей школе составляла 80, 6% от мужской. Несмотря на то что доля женщин, защитивших докторские диссертации,
возросла к 1988 году и составила 38%, число мужчин - докторантов по истории было значительно больше (за 1946-1988 годы докторские степени получили 2500
женщин и 12500 мужчин) [1, р. 5].
Если первое поколение специалистов по истории женщин были самоучками, то к 1990-м годам студенты США получили широкие
возможности специализации в сфере женских исследований. Финансирование женских программ ведется из крупных государственных фондов, таких как Национальный фонд
поддержки гуманитарных исследований и частных фондов, в особенности Фонда Форда. В 1970-е годы это позволило создать 35 исследовательских институтов на
базе университетов, координируемых Национальным советом по женским исследованиям. В 1988 году более 50 университетов и колледжей давали
возможность получить докторскую степень по истории женщин. Так, в университете г. Ноксвилла (штат Теннесси) в перечне курсов исторического факультета стояли
следующие темы: «Ведьмы в ранней Америке», 'Тендер и сексуальность в викторианской Англии», «Нация, история, теория и гендер:
Европа и Азия», «Женщины в европейской истории». Эти названия являются свидетельством того, что в женской истории важное место
занимают не только американки, но и жительницы других стран, в частности России.
Одна из характерных черт развития женских
исследований в США - разнообразие журналов, посвященных данной тематике. Конечно, материалы по истории женщин можно найти на страницах признанных
исторических журналов - «Американского исторического журнала», «Журнала американской истории» и других. Но появление в 70-е годы таких периодических
изданий, как «Вехи», «Женские исследования», «Феминистские исследования», «Женщины и политика», было важным шагом по направлению к более широкой
пропаганде женских исследований в США. Весной 1989 года увидел свет «Журнал женской истории», инициатором создания которого выступила группа
исследовательниц Индианского университета.
Новый стимул развития истории женщин придала
появившаяся в 1960-е годы новая социальная история, вызванная к жизни радикальными движениями в США и впитавшая достижения французской школы
«Анналов», английской марксистской школы, а также математические методы и подходы исторической демографии. Важным был акцент этой школы на проблемы
коллективной идентичности различных общественных групп. В этом контексте женщины стали рассматриваться как устойчивая общественная категория со своей
единой идентичностью, что было очень важным для феминизма, стремящегося показать наличие единых требований для всех женщин.
Американские специалисты по истории женщин обращают особое внимание на важность использования методологии английских
марксистов и французских структуралистов. Так, применение марксистских методов использовалось при изучении разделения труда по половому признаку в
капиталистическом производстве. Женщины рассматривались как источник дешевой рабочей силы на рынке труда, при этом их труд в домашнем хозяйстве никак не
оплачивался. Согласно идеологии «различных сфер», при капитализме обесценивалась роль женщин в качестве исторических субъектов.
Из методологии структурализма феминистские историки почерпнули подход к языку и символам при построении идентичности того
или иного пола. Поскольку символические представления развиваются и используются коллективным образом, они предлагают доступ к неосознанным
процессам, благодаря которым отдельные индивидуумы относят себя к той или иной социальной группе и строят социальные отношения. Так, труды известного
французского структуралиста М. Фуко использовались при объяснении отношения власти к женщинам. Поскольку женщины занимали подчиненное положение в обществе,
им отказывалось в статусе полноправных исторических лиц. Несмотря на то что в разные периоды истории женщины боролись за власть, они обычно проигрывали
борьбу за равенство, даже если получали некоторые права, которые со стороны власти рассматривались как уступки или пожалования.
Важным для истории женщин как науки были и достижения современной антропологии. Так, в 1975 году известная феминистка
антрополог Г. Рубин утверждала, что угнетенное положение женщин во всем мире вызвано не экономическими условиями