Топливная система ГАЗ
до 0,030 МПа,Для проверки исправности топливного насоса при помощи ручной подкачки следует отъединить трубку топливного насоса от карбюратора и подкачать топливо рычагом ручной подкачки. Если топливо подается непрерывной пульсирующей струей, то насос следует считать исправным.
Проверка при помощи манометра:
отсоединить топливопровод насоса от карбюратора;
подключить тройник с манометром между топливопроводом и карбюратором;
пустить двигатель и при работе его на минимальных частотах вращения коленчатого вала холостого хода (400-600 об/мин) следить за показаниями манометра;
давление, развиваемое насосом, должно соответствовать техническим условиям.
Работу топливного насоса можно более точно проверить на специальном приборе в условиях ремонтной мастерской.
Техническое состояние карбюратора оказывает существенное влияние на мощность и экономичность двигателя. Поддержание карбюратора в исправном состоянии является одной из основных целей ТО системы питания двигателя.
Уход за карбюратором состоит в постоянном содержании его в чистоте, подтяжке крепления, устранении подтеканий топлива и периодических контрольно-регулировочных работах с применением специальных приборов.
Операции по обслуживанию карбюратора без снятия его с двигателя и разборки выполняет водитель, разборку и проверку карбюратора на специальных установках и приборах — карбюраторщик.
При разборке карбюратора, снимая корпус воздушной горловины, следует отвернуть полый винт. При этом необходимо учитывать, что нагнетательный игольчатый клапан не закреплен и может выпасть из корпуса.
Строго запрещается продувка сжатым воздухом собранного карбюратора через топливоподводящее отверстие и канал балансирования, так как это приводит к повреждению поплавка.
Категорически запрещается прочищать металлической проволокой жиклеры, каналы и отверстия карбюратора.
Проверку и регулировку карбюратора выполняют с применением простейших и более сложных приборов и шаблонов. Причинами повышения и понижения уровня топлива в поплавковой камере являются: износ игольчатого клапана или его заедание, засорение сетчатого фильтра, повреждение поплавка. Поэтому прежде чем приступить к регулировке уровня топлива, необходимо убедиться в исправности узлов поплавкового механизма.
Следует периодически удалять отстой и очищать карбюратор, промывать в чистом керосине или неэтилированном бензине с последующей продувкой сжатым воздухом. Промывка карбюратора ацетоном или другими растворителями не допускается.
Герметичность поплавка проверяют погружением его в горячую воду с температурой не ниже 80 °С. Выход пузырьков воздуха из поплавка свидетельствует о повреждении поплавка, нарушении его герметичности. Установив место повреждения, поплавок следует запаять, предварительно удалив из него топливо. После пайки нужно вторично проверить герметичность и массу поплавка в сборе с рычагом.
Уровень топлива в поплавковой камере проверяют следующими способами:
вывертывают пробку контрольного отверстия при работающем на минимальной частоте вращения коленчатого вала двигателе и через контрольное отверстие наблюдают за уровнем топлива. При нормальном уровне топливо будет видно, при этом оно не должно вытекать из отверстия;
вывертывают пробку канала клапана экономайзера и на ее место ввертывают штуцер с переходником и стеклянной трубкой с делениями, указывающими пределы колебания уровня топлива в поплавковой камере
Пневмоцентробежный ограничитель частоты вращения коленчатого вала у карбюратора срабатывает при 3100 + 200 об/мин. Его регулируют на заводе-изготовителе на максимальную частоту вращения и пломбируют. Запрещается работа двигателя при отсоединенных трубках между датчиком и исполнительным механизмом.
При ТО нужно снять датчик ограничителя частоты вращения, вынуть ротор в сборе, очистить и промыть его без разборки в ацетоне, все остальные детали крышки в сборе в ацетоне или растворителях промывать не следует во избежание их действия на запрессованные резиновые манжеты.
При сборке датчика необходимо смазать ось ротора маслом АС-8, а в полость к втулке подшипника залить масло АС-8 в количестве 1,5-2,0 см3.
Герметичность игольчатого клапана подачи топлива в собранном узле определяют на вакуумных установках. Установка состоит из бачка для воды, стеклянной трубки с градуированной шкалой, установленной на панели. Нижний конец трубки подсоединяется к бачку, а верхний через металлическую трубку соединяется с тройником. С тройником соединяются вакуумный насос и корпус испытуемого клапана, Между корпусом и узлом испытуемого клапана устанавливается прокладка для создания герметичности.
Открыв кран, с помощью вакуумного насоса создают разрежение в 1000 мм вод. ст. от уровня воды в бачке, затем закрывают кран и проверяют герметичность клапана. В течение 30 с падение разрежения не допускается. При проверке игольчатый клапан нужно смачивать бензином.
Если клапан не плотно прилегает к седлу, то нужно его притереть, При отсутствии герметичности после повторной проверки необходимо узел запорного клапана заменить новым.
Проверка пропускной способности дозирующих элементов карбюратора осуществляется на приборе по времени вытекания через дозирующий элемент (жиклер) воды при температуре 20 °С и напоре 1000 ± 2 мм вод. ст. Работа на приборе происходит следующим образом. Вода из верхнего бака через открытый клапан поступает в поплавковую камеру прибора, где поддерживается ее постоянный уровень. Из поплавковой камеры вода через трубку поступает в корпус и поднимается по стеклянной трубке до высоты 1000 мм и одновременно вытекает через проверяемый жиклер, установленный на специальном держателе.
Вода, пройдя через проверяемый жиклер, вытекает в лоток и через кран в нижний бак. Температуру вытекающей воды контролируют по термометру.
Пропускная способность дозирующего элемента (жиклера) определяется количеством воды, протекающей через калиброванное отверстие жиклера в колбу в течение 1 мин (см3/мин) под напором 1000 ±2 мм вод. ст. при температуре 20 ° С.
Регулировка карбюратора на минимальную частоту вращения коленчатого вала в режиме холостого хода. Эту регулировку выполняют при ТО-2.
Регулировка однокамерных карбюраторов осуществляется в следующем порядке: прогреть двигатель до нормальной температуры; проверить исправность системы зажигания, особенно исправность свечей зажигания, установив необходимый зазор между электродами свечей и между контактами прерывателя.
Перед началом регулировки:
-вывернуть упорный винт до момента, при котором он начинает поворачивать рычаг от дроссельной заслонки, а затем ввернуть его на 1,5—2 оборота;
-пустить двигатель и медленно вывертывать винт регулировки количества горючей смеси, пока двигатель не начнет работать на минимальной частоте вращения коленчатого вала;
-вращением винта добиться устойчивой работы двигателя с наибольшей частотой вращения коленчатого вала;
-при помощи винта регулировки качества горючей смеси снизить частоту вращения, сохраняя устойчивую работу двигателя; при необходимости повторить регулировку, добиваясь вращением винтов устойчивой работы двигателя на минимальной частоте вращения в режиме холостого хода.
Заключение
Все двигатели, работающие на бензине, имеют принципиально одну и ту же систему питания и работают на горючей смеси, состоящей из паров топлива и воздуха. В систему питания входят приборы, предназначенные для хранения, очистки и подачи топлива, приборы очистки воздуха и прибор, служащий для приготовления горючей смеси из паров топлива и воздуха.
Топливо помещается в топливном баке, вместимость которого достаточна для работы автомобиля в течение одной смены. Топливный бак автомобиля ГАЗ-53А расположен под сиденьем.
Из топливного бака топливо поступает к топливным фильтрам-отстойникам, в которых от топлива отделяются механические примеси и вода. Фильтр-отстойник у ГАЗ-53А расположен на раме у топливного бака. Подачу топлива из бака через фильтр тонкой очистки к карбюратору осуществляет топливный насос, расположенный на картере двигателя между рядами цилиндров сверху двигателя.
Приготовление необходимой горючей смеси из топлива и воздуха происходит в карбюраторе, установленном сверху двигателя на впускном трубопроводе. Воздух, поступающий для приготовления горючей смеси в карбюратор, проходит очистку от пыли в воздушном фильтре, расположенном непосредственно на карбюраторе.
Все приборы подачи топлива соединены между собой металлическими трубками — топливопроводами, которые крепятся к раме автомобиля, а в местах перехода от рамы к двигателю — шлангами из специальных сортов бензостойкой резины.
Карбюратор соединен с впускными каналами головки цилиндров двигателя при помощи впускного трубопровода, а выпускные каналы соединены с выпускным трубопроводом, последний при помощи трубы соединен с глушителем шума выпуска отработавших газов.
Чтобы предотвратить возможность работы двигателя с чрезмерно большой частотой вращения коленчатого вала, в систему питания автомобиля ГАЗ-53А включен ограничитель частоты вращения коленчатого вала. На карбюраторном двигателе автомобиля ограничитель частоты вращения прикреплен к карбюратору, а его датчик — к крышке распределительных шестерен. Датчик приводится в действие от распределительного вала двигателя.
В процессе эксплуатации автомобиля проводят техническое обслуживание его системы питания: ЕО (ежедневное обслуживание), ТО-1 (первое техническое обслуживание, ТО-2 (второе техническое обслуживание).
Литература
Автомобиль ГАЗ- 53А. Единые формы времени на техническое обслуживание и текущий ремонт.- М., 1984
Калисский В.С. и др Автомобиль: Учебник водителя третьего класса/ В.С. Калисский, А.И. Манзон, Г.Е. Нагула.- М, 1978
Калисский В.С. и др Автомобиль: Учебник водителя третьего класса/ В.С. Калисский, А.И. Манзон, Г.Е. Нагула.- М, 1970
Калисский В.С. и др. Автомобиль категории С: Учебник водителя/ В.С. Калисский, А.И. Манзон, Г.Е. Нагула.- М., 1987
Крамаренко Г.В., Барашков И.В. Техническое обслуживание автомобилей: Учебник для автотранспортных техникумов.- М., 1982
Лышко Г.П. Топливо и смазочные материалы.- М., 1985
Полосков В.П. и др Устройство и эксплуотация атомобилей:Учебное пособие/ В.П. Полосков, П.М. Лещев, В.Н. Хартанович.- М., 1987
Родичев В.А., Родичева Г.И. Тракторы и автомобили.- М., 1996